Олимпиада по астрономии 7-8 класс (школьный этап)

Астрономия 8-9 класс, школьный (первый) этап, г. Москва, 2016 год

Олимпиада по астрономии 7-8 класс (школьный этап)

Задания  а,  б  и  в  –  это  игра «Четвёртый –  лишний».  Что  в  каждом  случае лишнее с точки зрения астрономии? Почему?

а) Лев, Телец, Козерог, Дракон.

Ответ: Дракон – незодиакальное созвездие среди зодиакальных.

б) Нептун, Уран, Плутон, Юпитер.

Ответ: Плутон – карликовая планета среди планет-гигантов.

 в) Чёрное море, Белое море, Восточное море, Северное море.

Ответ: Восточное море – лунное море среди земных.

 г) Заменив одну букву, превратите планету в государство.

Ответ: Уран – Иран.

 д) Название  какого из месяцев  года переводится  как «десятый»? Какой  он по счёту в нашем календаре и почему?

Ответ:  декабрь,  двенадцатый  месяц;  название  пришло  из  латинского  языка; в римском календаре первым месяцем года был март.

Критерии оценивания: в пунктах а, б, в по 1 баллу за каждый правильный ответ и  по  1 баллу  за  его  обоснование;  в  пункте  г  за  правильный  ответ –  1  балл; в пункте д, в зависимости от полноты ответа, – до 3 баллов.

Максимум за задание – 10 баллов.

 Задание 2 (словарик)

Объясните значение астрономических терминов:

  • а) гномон;
  • б) радиант;
  • в) рефрактор;
  • г) созвездие;
  • д) солнцестояние.

Ответы:

  • а)  гномон –  вертикальный  шест  или  колонна,  позволяющая (по  тени) определить  высоту  Солнца  над  горизонтом,  момент  истинного  полудня  и направление меридиана;
  • б) радиант –  точка  на  небесной  сфере,  кажущаяся,  вследствие  перспективы, источником метеоров (откуда как бы вылетают «падающие звёзды»);
  • в) рефрактор – тип телескопа с линзовым объективом;
  • г) созвездие – участок небесной сферы в пределах установленных границ

Ответ типа «группа звёзд» или «рисунок из звёзд» является неверным.

  • д) солнцестояние (летнее  или  зимнее) –  момент  времени,  когда  Солнце достигает самого северного или самого южного положения на эклиптике.

Критерии  оценивания:  по  1  баллу  за  правильное (хотя  бы  своими  словами) объяснение значения каждого термина.

Максимум за задание – 5 баллов.

 Задание 3 (галерея)

Какие космические тела изображены на фотографиях?

Рисунок 3.1

Рисунок 3.2

Рисунок 3.3

Рисунок 3.4

Ответы:

  1. карликовая планета Плутон;
  2. галактика Туманность Андромеды (М31);
  3. планета Меркурий;
  4. Луна в растущей фазе, виден пепельный свет.

Критерии оценивания: по 1 баллу за каждый правильный ответ; в пункте г за упоминание пепельного света – дополнительно 1 балл.

Максимум за задание – 5 баллов.

Задание 4

Предположим, что сегодня высота Солнца в полдень в Кейптауне (33о 55′ ю. ш., 18о 29′ в. д.)  наибольшая  из  возможных  в  течение  года.  В  каком  из перечисленных пунктов Солнце сегодня не восходит?

  • Анадырь (64⁰ 44′ с. ш., 177⁰ 31′ в. д.);
  • Мирный (66⁰ 33′ ю. ш., 93⁰ 00′ в. д.);
  • Мурманск (68⁰ 58′ с. ш., 33⁰ 05′ в. д.);
  • Рейкьявик (64⁰ 09′ с. ш., 21⁰ 53′ з. д.);
  • Стокгольм (59⁰ 20′ с. ш., 18⁰ 04′ в. д.);
  • Тикси (71⁰ 38′ с. ш., 128⁰ 52′ в.д.).

Ответ:  Кейптаун  находится  в  Южном  полушарии,  южнее  тропика.  Самая большая полуденная высота Солнца там бывает в день зимнего солнцестояния  (21–22  декабря). В  эту  дату  полярная  ночь  бывает  в  пунктах,  расположенных севернее Северного полярного круга (66⁰ 34′ с. ш.). Таких пунктов в списке два: Мурманск и Тикси.

Критерии  оценивания:  за  правильный  ответ  с  полным  обоснованием – 4 балла;  в  случае,  если ответ обоснован, но правильно указан  только один из пунктов –  3 балла;  за  определение  даты,  в  которую  происходит  действие задачи, – 1 балл; за упоминание полярного круга и полярной ночи – 1 балл.

Максимум за задание – 4 балла.

Задание 5

Из  какого  созвездия  летят  к  нам инопланетные гости? Обоснуйте свой ответ.

Рисунок 5.1

Ответ: инопланетные  гости летят из  созвездия Тельца.  Правее  и выше «космического  корабля» видна  часть  этого  созвездия – звёздное  скопление  Плеяды.

Космический  корабль  пришельцев закрыл главную звезду созвездия – Альдебаран.

Критерии оценивания:  за  правильный  ответ  с полным  обоснованием –  4  балла;  за  упоминание Альдебарана и Плеяд – по 1 баллу; за правильный ответ с обоснованием типа «нашёл на карте» – 2 балла; за  правильный ответ без обоснования – 1 балл.

В справочных материалах есть звёздная карта и таблица ярких звёзд. Задание проверяет,  таким  образом,  умение  ученика  работать  с источниками информации.

Максимум за задание – 4 балла.

Задание 6

Найдите  астрономические  ошибки  в  картине  советского  художника  Андрея Соколова «Луна. Следы космонавтов в лунной пыли».

Картина Андрея Соколова «Луна. Следы космонавтов в лунной пыли»

Ответ: в картине допущено несколько астрономических ошибок.

  1. Во-первых, у  Земли  не  показана фаза. Судя  по  теням  от  скал  и  космонавтов, Солнце  светит  с  правой  стороны  и  расположено  довольно  высоко  над горизонтом. Поэтому  земной шар  тоже должен быть освещён справа сверху и иметь вид серпа или полудиска.
  2. Во-вторых, видимый  диаметр  Земли  существенно  преувеличен.  Земля  больше Луны по диаметру примерно в три с половиной раза, поэтому Земля в лунном небе должна быть всего в три с половиной раза крупнее Луны в земном небе.
  3. В-третьих, у Луны нет атмосферы, поэтому внутри теней, куда не попадает свет Солнца, должно быть совершенно темно, не видно никаких деталей.

Критерии оценивания: по 1 баллу за обнаружение каждой из ошибок; 1 балл за правильное обоснование ответа (хотя бы одного из трёх пунктов).

Максимум за задание – 4 балла.

Задание 7

Беседуют  будущие  конструкторы  космических  кораблей.  Петя  мечтает: «Я построю корабль, который  за секунду долетит до Луны». Коля: «А я построю корабль, который за час долетит до Марса». Вася: «А я – корабль, который за год  долетит  до  альфы  Центавра».  Как  Вы  думаете,  какой  их  этих  проектов удастся осуществить? Обоснуйте свой ответ.

Решение:  наибольшая  скорость,  возможная  в  природе, –  это  скорость  света в вакууме,  которая  составляет 300  тыс.  км/с.  Расстояние  до  Луны –  около 400 тыс.  км –  свет  преодолевает  за 4/3  с.  Расстояние  до  альфы  Центавра – примерно за 4 года. Поэтому проекты Пети и Васи заведомо неосуществимы.

Расстояние между Марсом  и  Землёй  в  среднем  противостоянии – 0,5  а. е. (из справочной  таблицы).  Чтобы  преодолеть  такое  расстояние  за  час,  корабль должен  пролетать  примерно 1,25 млн  км  в минуту  или 21  тыс.  км  в  секунду.

Это  гораздо  меньше  скорости  света,  поэтому  проект  Коли,  возможно,  будет осуществлён.

Участник может воспользоваться известным ему расстоянием между Землёй и Марсом  в  великом противостоянии – 57 млн км. В  этом  случае получается примерно 1 млн км в минуту, или 16 тыс. км в секунду.

Критерии оценивания: за правильный ответ без обоснования или с неверным обоснованием –  1  балл;  за  указание  на  скорость  света  как  на  предельную – 1 балл;  за  правильный  расчёт  времени,  за  которое  свет  распространяется  от Земли до Луны и до альфы Центавра – 1 балл; за правильный расчёт времени, за  которое  свет  распространяется  от  Земли  до  Марса,  с  учётом  его конфигурации – 2 балла.

Максимум за задание – 4 балла.

Всего за работу – 36 баллов.

Справочные материалы

Источник: https://olimpiadnye-zadanija.ru/astronomiya-8-9-klass-shkolnyj-pervyj-etap-g-moskva-2016-god/

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии

Олимпиада по астрономии 7-8 класс (школьный этап)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Задания школьного этапаВсероссийской олимпиады школьников поастрономии.

Времявыполнения 5-6 классы – 2 урока

7-11 классы – 4 урока

Заданиядля 5-6 классов.

1.Какие явления описывает А.С. Пушкин встихотворении «Месяц»?

«И тени легкие редели

Пред неожиданной зарей?

Зачем ты, месяц, укатился

И в небе светлом утонул?

Зачем луч утренний блеснул?»

  1. Как можно отличить возрастающую Луну от убывающей?

  1. Чем можно объяснить тот факт, что Луна постоянно обращена к Земле одной своей стороной?

  1. Нарисуйте, как Вы представляете себе Солнечную систему. Из каких объектов она состоит?

Заданиядля 7-8 классов.

  1. Где сегодня день равен ночи?

  1. Какую часть суток проводит над горизонтом звезда, расположенная точно на небесном экваторе?

  1. Какие астрономические инструменты можно встретить на карте звездного неба в виде созвездий? А названия, каких еще приборов и механизмов можно встретить на этой карте?

  1. Какие явления характерны для Земли и Солнца в период высокой солнечной активности?

  1. Чем можно объяснить тот факт, что Луна постоянно обращена к Земле одной своей стороной?

  1. Какие явления описывает А.С. Пушкин в стихотворении “Надо мной в лазури ясной…”?

“Надо мной в лазури ясной

Светит звездочка одна,

Справа – запад темно-красный,

Слева – бледная Луна”.

Заданиядля 9 класса.

  1. Земля, двигаясь вокруг Солнца по эллиптической орбите, в январе бывает ближе к Солнцу почти на 5 млн. км, чем в июле. Так почему же в январе у нас холоднее, чем в июле?

  1. Какие созвездия северного неба указывают на северный полюс мира? В каком созвездии он расположен? Сделайте чертеж. Какие созвездия южного неба можно использовать как ориентиры для определения местоположения южного полюса мира? В каком созвездии расположен южный полюс мира?

  1. На небесах печальная лунаВстречается с небесною зарею,Одна горит, другая холодна.Заря блестит невестой молодою,

    Луна пред ней, как мертвая, бледна”.

А.С.Пушкин
Какиенебесные явления описывает А.С. Пушкинв стихотворении?

Вкакой фазе находилась Луна?

  1. Как изменится на фотографии вид полной Луны, если
    закрыть правую половину объектива телескопа?

  1. Предположим, что сегодня ночью вам необходимо наблюдать покрытие звёзд Луной, а через неделю состоится затмение. Поясните,

вкакой части небосвода надо искать Лунусразу после захода Солнца?

  1. Во время Второй Мировой войны английские радиолокационные службы противовоздушной обороны по утрам часто объявляли ложные тревоги. Что именно они принимали за немецкие самолеты и почему?

Заданиядля 10 класса.

  1. Почему солнечный диск виден у краёв темнее, чем в центре?

  1. Роберт Хайнлайн в романе «Дорога доблести» описывает планету – Центр галактической империи. Планета эта «размером с Марс», сила тяжести на ней «почти земная». Что можно сказать о плотности этой планеты? Каковы для этой планеты первая и вторая космическая скорости? Каков период обращения спутника на низкой орбите? Радиус Марса – 3400 км, гравитационная постоянная G = 6,6710-11 Нм2/кг2.

  1. Флаг корабля привязан к мачте на высоте 30 метров над уровнем моря. На каком расстоянии l он будет виден на горизонте?

  1. Наблюдатель, находящийся на Луне, видит частное затмение Солнца. Что в это время видит земной наблюдатель? Опишите это явление подробно.

  1. Может ли космонавт, высадившийся на поверхности Луны, ориентироваться на ней с помощью магнитного компаса?

  1. Чем можно объяснить тот факт, что Луна постоянно обращена к Земле одной своей стороной?

Заданиядля 11 класса.

  1. На северном полюсе Земли проводятся наблюдения Солнца
    в моменты весеннего и осеннего равноденствий. Когда Солнце будет видно выше над горизонтом? Величину атмосферного давления считать одинаковой. 

  1. Существует ли связь между планетарными туманностями и планетами? 

  1. Температура в центре Солнца 15 млн K, и там протекают термоядерные реакции. Почему же у белого карлика Сириус B, температура внутри которого оценивается в 40 млн K, эти реакции не протекают?

  1. Перечислите, для чего применяется в астрономии метод радиолокации. Поясните одно из этих применений подробнее.

  1. Как велико центростремительное ускорение тела, помещенного на земном экваторе? Радиус Земли 6378 км, время ее вращения 86164 с.

  1. Мощность излучения Солнца Р0 = 4·1026 Вт. Сколько энергии излучит Солнце за один год? Согласно теории относительности энергия эквивалентна массе, поэтому оцените, сколько массы теряет Солнце каждый год за счет излучения. Солнце «умрет», если потеряет 0,001 своей массы. Оцените время жизни Солнца.

Справочныеданные, разрешенные к использованиюучастниками на школьном этапе Всероссийскойолимпиады школьников по астрономии в2014-2015 учебном году,

и подлежащие квыдаче вместе с условиями задач

Основныефизические и астрономические постоянные

Гравитационная постоянная G= 6,67∙10–11 м3∙кг–1∙с–2

Скорость света в вакууме c= 2,998∙108 м/с

Постоянная Стефана-Больцмана = 5,67∙10–8 кг∙с–3∙K–4

Астрономическая единица 1 а.е. = 1,496∙1011м

Парсек 1 пк = 206265 а.е. = 3,086∙1016 м

Данные о Солнце

Радиус 695 000 км

Масса 1,989∙1030 кг

Светимость 3,88∙1026 Вт

Спектральный класс G2

Видимая звездная величина –26,8m

Абсолютная болометрическая звезднаявеличина +4,72m

Показатель цвета (B–V)+0,67m

Температура поверхности около 6000K

Средний горизонтальныйпараллакс 8,794

Данные о Земле

Эксцентриситет орбиты 0,017

Тропический год 365,24219 суток

Период вращения 23 часа 56 минут 04 секунды

Наклон экватора к эклиптике на эпоху2000 года: 232621,45

Экваториальный радиус 6378,14 км

Полярный радиус 6356,77 км

Масса 5,974∙1024 кг

Средняя плотность 5,52 г∙см–3

Данные о Луне

Среднее расстояние от Земли 384400 км

Минимальное расстояние от Земли 356410 км

Максимальное расстояние от Земли 406700км

Эксцентриситет орбиты 0,055

Наклон плоскости орбиты к эклиптике509

Сидерический (звездный) период обращения27,321662 суток

Синодический период обращения 29,530589суток

Радиус 1738 км

Масса 7,348∙1022 кг или 1/81,3 массыЗемли

Средняя плотность 3,34 г∙см–3

Визуальное геометрическое альбедо 0,12

Видимая звездная величина в полнолуние–12,7m

Таблица 1

ФизическиехарактеристикиСолнца и планет

Планета

Масса

Радиус

Плот-ность

Период вращения вокруг оси

Наклон экватора к плоскости орбиты

Гео-метр. аль-бедо

Види-мая звезд-ная вели-чина**

кг

массы Земли

км

радиусы Земли

г∙см–3

градусы

m

Солнце

1,989∙1030

332946

695000

108,97

1,41

25,380 сут

7,25

–26,8

Меркурий

3,302∙1023

0,05271

2439,7

0,3825

5,42

58,646 сут

0,00

0,10

–0,1

Венера

4,869∙1024

0,81476

6051,8

0,9488

5,20

243,019 сут*

177,36

0,65

–4,4

Земля

5,974∙1024

1,00000

6378,1

1,0000

5,52

23,934 час

23,45

0,37

Марс

6,419∙1023

0,10745

3397,2

0,5326

3,93

24,623 час

25,19

0,15

–2,9

Юпитер

1,899∙1027

317,94

71492

11,209

1,33

9,924 час

3,13

0,52

–2,9

Сатурн

5,685∙1026

95,181

60268

9,4494

0,69

10,656 час

25,33

0,47

–0,5

Уран

8,683∙1025

14,535

25559

4,0073

1,32

17,24 час*

97,86

0,51

5,7

Нептун

1,024∙1026

17,135

24746

3,8799

1,64

16,11 час

28,31

0,41

7,8

Плутон

1,5∙1022

0,003

1160

0,1819

1,1

6,387 сут*

122,52

0,3

13,7

* –обратное вращение.

** – длянаибольшей элонгации Меркурия и Венерыи наиболее близкого противостояниявнешних планет.

Таблица 2

Характеристикиорбит планет

Планета

Большая полуось

Эксцент-риситет

Наклон к плоскости эклиптики

Период обращения

Синодический период

млн.км

а.е.

градусы

сут

Меркурий

57,9

0,3871

0,2056

7,004

87,97 сут

115,9

Венера

108,2

0,7233

0,0068

3,394

224,70 сут

583,9

Земля

149,6

1,0000

0,0167

0,000

365,26 сут

Марс

227,9

1,5237

0,0934

1,850

686,98 сут

780,0

Юпитер

778,3

5,2028

0,0483

1,308

11,862 лет

398,9

Сатурн

1429,4

9,5388

0,0560

2,488

29,458 лет

378,1

Уран

2871,0

19,1914

0,0461

0,774

84,01 лет

369,7

Нептун

4504,3

30,0611

0,0097

1,774

164,79 лет

367,5

Плутон

5913,5

39,5294

0,2482

17,148

248,54 лет

366,7

Приложение 2

Картазвездного неба

  1. Документ

    … к проведению школьногоэтапавсероссийскойолимпиадышкольниковпоастрономии в 2014/2015 учебном году ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВШкольныйэтаполимпиады проводится на …

  2. Документ

    заданийшкольногоэтапавсероссийскойолимпиадышкольниковпо общеобразовательным предметам (приложение 3). Председателям муниципальных предметно-методических комиссий по разработке заданийшкольногоэтапавсероссийскойолимпиадышкольниковпо

  3. Документ

    ШкольныйэтапВсероссийскойолимпиадышкольниковпо обществознанию 10-11 кл.,2010г. ШкольнаяолимпиадапоЗаданияпо тексту 9. Прочитайте текст. Выполните задания … Одобрение Советом Федерации РФ. 4. Астрономия. 5. Неосторожность. Количество баллов-5 3. …

  4. Документ

    ШкольныйэтапВсероссийскойолимпиадышкольниковпо литературе 5 класс         … открытий в области физики, химии, астрономии. Провел реформу стихосложения  б) Родился … количество баллов- 2 8.  Творческое задание  В сказках часто оживают неодушевленные …

  5. Документ

    … Химия 12. Жюри школьногоэтапаВсероссийскойолимпиадышкольниковпо общеобразовательным предметам: астрономия Филатова Светлана Рамуальдовна, … Результат школьногоэтапаолимпиады: Класс Всего участников Из них % участников решивших менее 25% заданий

Другие похожие документы..

Источник: https://gigabaza.ru/doc/149061.html

Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.