Лабораторная работа по теме: Строение почек. Расположение почек на стебле.

Лабораторная работа строение почек расположение почек на стебле – Все про почки

Лабораторная работа по теме: Строение почек. Расположение почек на стебле.

Многие годы пытаетесь вылечить ПОЧКИ?

Глава Института нефрологии: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить почки просто принимая каждый день…

Читать далее »

Корковое вещество надпочечников отвечает за выработку кортикостероидов. Мозговое вещество регулирует выделение гормона стресса адреналина и норадреналина.

В организме человека надпочечники состоят из 2 — х видов самостоятельного вещества. Они помогают регулировать различные функции в процессе жизнедеятельности. Наружная оболочка надпочечников в медицине имеет название – корковое вещество. Содержимое органа – это мозговое вещество надпочечника.

Строение клеток мозгового содержимого, имеет сходство с нервными импульсами. Локализуется этот орган в районе забрюшинной области над верхними концами почек. Они имеют неправильную форму. Правый представляет собой треугольник с гладкими углами, в то время как левый имеет форму схожую с полумесяцем. Каждый орган имеет три вида поверхности: переднюю, заднюю и нижнюю.

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для лечения почек наши читатели успешно используют Ренон Дуо. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Гистологическое строение

Наружная поверхность надпочечной железы, представляет собой шероховатую и немного бугристую текстуру.

Передняя часть органа (Орган — обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в пределах живого организма), имеет глубокий вырез похожий на борозду.

Через это отверстие в полость органа, входит центральная вена, которая отвечает за питание почечной системы. Наружная поверхность надпочечника, покрыта плотной фиброзной оболочкой, между ними имеется плотная связь в виде соединительных волокон, которые проникают вглубь почечной паренхимы.

Внутри фиброзной капсулы располагается корковое вещество. Оно имеет довольно сложное строение, которое включает в себя три зоны. Ближе к фиброзной оболочке расположена клубочковая зона. Рядом с ней находится центральный отдел пучковой зоны.

Внутренняя сетчатая зона располагается на границе мозгового вещества (одна из форм материи, состоящая из фермионов или содержащая фермионы наряду с бозонами; обладает массой покоя, в отличие от некоторых типов полей, как например электромагнитное) надпочечника.

Каждая из этих областей имеет свои характерные особенности. Гормоны вырабатываемые каждой зоной, имеют совершенно разный химический состав и спектр действия.

Клубочковая зона представляет собой образование в виде мелких клубочков, которые состоят из клеток небольшого размера. В этом районе хорошо развиты эндоплазматические сети.

В составе имеются достаточное количество липидных капель. Их размер составляет 0,4 мкм. Все клубочки защищены капиллярной сетью и плотным эндотелием. Параганглии пучковой зоны плотно сращены между собой.

Мелкие клубочки клеток отвечают за выработку адреналина.

Сетчатая зона имеет кубические формы клеток. Они представляют собой небольшие группы, в которых имеется эндоплазматическая сеть и рибосомы.

Пучковая область занимает большую часть содержимого надпочечника. Она состоит из больших клеток неправильной формы. Клетки представлены в виде длинных жилистых волокон. Здесь отлично развита эндоплазматическая сеть, имеются рибосомы, группа липидных капель, частицы холестерина.

Во время гистологического исследования, ученные выяснили, что клетки мозгового вещества (одна из форм материи, состоящая из фермионов или содержащая фермионы наряду с бозонами; обладает массой покоя, в отличие от некоторых типов полей, как например электромагнитное) надпочечников имеют довольно крупный размер. В медицине их называют – эндокриноциты. Светлые участки отвечают за нормальную выработку адреналина в человеческом организме. Более темные клетки, ответственны за продуцирование норадреналина.

В составе мозгового вещества надпочечников, имеются нервные импульсы, жилистые клетки и нервные участки волокон. Корковое оболочка надпочечника, является жизненно важным элементом в организме человека, в отличие от его содержимого.

Пациенты у которых отсутствует мозговое вещество надпочечника по медицинским показаниям, не испытывают каких – либо неудобств. Адреналин и норадреналин – это гормоны, которые отвечают за инстинкт самосохранения и агрессивное поведение.

Отсутствие содержимого надпочечника, может стать причиной серьезного заболевания.

В большинстве случаев это наличие раковых клеток в тканях органа (Орган — обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в пределах живого организма).

Корковая поверхность продуцирует около 60 активных веществ (одна из форм материи, состоящая из фермионов или содержащая фермионы наряду с бозонами; обладает массой покоя, в отличие от некоторых типов полей, как например электромагнитное), которые участвуют в процессе жизнедеятельности человека. В то время как мозговое вещество вырабатывает только 10 единиц необходимого гормона.

Гормональный состав мозгового вещества

Главным веществом отвечающим за нормальные процессы жизнедеятельности считается адреналин. Его продуцирование начинается в области надпочечников. При попадании в стрессовую ситуацию в организме вырабатывается чрезмерное количество гормона стресса, который имеет характерно выраженные признаки:

  • У человека повышается сердечный ритм;
  • значительно увеличивается острота зрения, что сопровождается сильным расширение зрачка;
  • происходит спазм кровеносных сосудов. В результате можно наблюдать бледность кожного покрова, наличие потливости в области ладоней и стоп;
  • усиливается работа легочной системы;
  • в крови повышается уровень выработки глюкозы, которая начинает усиленно питать мозг. Благодаря этому человеку удается быстро принять или обдумать необходимое решение проблемы.

Стрессовая ситуация, позволяет раскрыть скрытые способности человека. В результате этого, он может совершить настоящий подвиг. Выработка адреналина составляет несколько секунд, этого достаточно чтобы предотвратить опасную ситуацию. После этого нормализуется химический состав крови.

Выход из стрессовой ситуации сопровождается слабостью в мышцах и дрожью в конечностях.

Постоянное нервное напряжение и стрессовые ситуации, пагубно сказываются на психо – эмоциональном здоровье человека. Частая выработка адреналина, нарушает нормальную работу сердечно – сосудистого центра. В результате у человека постоянно повышается артериальное давление, которое провоцирует развитие гипертонического криза.

Резкий скачок давления, может стать причиной предынсультного состояния. В кровеносных сосудах образуются тромбы, которые препятствуют нормальному питанию организма. Несвоевременно оказанная медицинская помощь, может стать причиной остановки сердечного ритма.

Мозговое вещество надпочечников продуцирует выработку адреналина. В это время в организме наблюдают быстрые химические реакции, которые сопровождаются:

  • сильным потоотделением;
  • сухостью слизистых оболочек;
  • усилением сердечного ритма;
  • увеличением газообмена легочной системы;
  • спазм кровеносных сосудов.

Развитие органа происходит на первых стадиях формирования зародыша. На начальных этапах гомеостаза, уровень норадреналина превышает количество гормона стресса. Ближе к 8 — й неделе формирования плода, происходит противоположный эффект.

Сосуды и нервные окончания надпочечников

В строении каждого органа присутствует 28 кровеносных артерий. Самые большие располагаются в верхней части органа. Средняя артерия проходит в районе брюшного отдела. Нижняя питает большую часть почечной системы. Большая часть артерий, отвечает за питание коркового вещества надпочечника.

Из левого выходит сеть кровеносных капилляров, которые тесно связаны с воротной веной. Параганглии органа тесно связаны с лимфатической системой поясничного отдела. Они прилегают к большим лимфатическими узлам, которые обладают большим количеством нервных импульсов.

Возрастные изменения

При начальных этапах гомеостаза у плода на 6–й неделе начинает зарождаться корковая оболочка надпочечников (парные эндокринные железы, расположенные над верхней частью почек позвоночных животных и человека). Постепенно оболочка органа нарастает новым слоем клеточного вещества. У младенцев корковая оболочка состоит из 2 — х отделов: фетальный и дефективный.

Первый отдел отвечает за выработку андрогена и эстрогена. функция второго отдела заключается в полноценном продуцировании гормонально фона. Постепенно фетальная область начинает деформироваться.

Полное формирование всех отделов надпочечника заканчивается к возрасту 4 – х лет. В период полового созревания они постепенно увеличиваются до размера взрослого органа.

Масса надпочечника у младенца составляет 9 г. Такой вес, в несколько раз превышает допустимую норму у годовалого ребенка. Полное формирование корковой оболочки надпочечника заканчивается в возрасте 9 лет. После этого фаза роста останавливается. В период полового взросления, масса каждого органа составляет 15 г.

Такой вес надпочечников остается на весь период жизни человека. Женские органы немного больше нежели мужские. Во время вынашивания ребенка, происходит небольшое увеличение надпочечных желез. У людей в более зрелом возрасте начинается уменьшение размеров надпочечников (парные эндокринные железы, расположенные над верхней частью почек позвоночных животных и человека).

При наличии серьезного заболевания, отмечаются изменения в строении мозгового вещества. Раковые клетки способствуют гибели большей части содержимого органа (Орган — обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в пределах живого организма). В этом случае, после медицинских манипуляций, орган удаляют путем хирургического вмешательства.

Источник: http://1pochki-med.ru/lechenie/laboratornaya-rabota-stroenie-pochek-raspolozhenie-pochek-na-steble/

Урок – лабораторная работа «Побег и почки»

Лабораторная работа по теме: Строение почек. Расположение почек на стебле.

  • Пантелеева Наталья Александровна, учитель биологии

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока. Познакомиться со строением побега и почек. Научиться определять типы листорасположения.

Оборудование к уроку.

Учителя

  • Интерактивная доска Interwrite. (Раздел “Галерея” – строение зуба)
  • Мультимедийный проектор Epson.
  • Компьютер (компьютер Irbis, системный блок К-систем)
  • Презентация к уроку.
  • Таблица “Строение почек”.
  • Таблички с названием терминов и магниты.
  • Демонстрационные побеги.
  • Капуста белокочанная.
  • Капуста цветная.

Учащихся

  • Чашки Петри.
  • Лабораторные колбы с побегами деревьев.
  • Половинки кочанов Капусты брюссельской.
  • Лупы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здоровается с учащимися, проверяет отсутствующих.

“У природы нет плохой погоды, всякая погода благодать. Но даже если в этот день на улице плохая погода, то у меня всегда хорошее настроение. Ведь сегодня будем говорить о весне, о побегах и почках”. Объявляет тему урока (см. слайд № 1) и записывает его на доске, так как доска интерактивная, то дальше в записи урока будет использоваться цветовые записи, которые оформляет учитель.

Побег и почки.

Ученики: Записывают тему урока в тетрадь.

Учитель: Объявляет задачи урока (см. слайд № 2)

  • познакомиться со строением побегов,
  • листовых и цветочных почек;
  • научиться распознавать типы листорасположения.

2. Проверка знаний учащихся.

А. Блиц – опрос (фронтальный опрос учителем случайно выбранных учащихся, проходя по классу)

Учитель: Предлагает учащимся вспомнить материал прошлого урока и приготовиться к работе. Фронтальный опрос на знание терминологии.

  • Придаточные корни
  • Пикировка
  • Окучивание
  • Главный корень
  • Боковые корни
  • Назовите функции корня
  • Зоны корневых волосков
  • Корневого чехлика

Ученики:

Дают определения.

Б. Мозговой штурм (фронтальный опрос, с элементами эвристической беседы)

Учитель: “Давайте вспомним, какие существуют виды корней?”

Ученики:

Главный, боковые, придаточные.

Учитель:

Уточняет ответы по слайду № 4.

Просит дать определение придаточных корней.

Ученики:

Дают определение (корни, растущие от стебля)

Учитель:

“Назовите типы корневых систем”

Ученики:

Отвечают (стержневая и мочковатая системы).

Учитель:

Просит учащихся объяснить отличие стержневой системы и мочковатой.

Ученики:

Дают ответ (в стержневой хорошо развит и заметен главный корень)

Учитель:

Уточняет ответы по слайду № 4.

“Задание усложняю. Определите типы корневых систем по иллюстрациям растений”.

Ученики:

Дают ответы по иллюстрациям слайда № 5 (Сурепка обыкновенная – стержневой тип, Одуванчик лекарственный – стержневой тип, Тимофеевка луговая – мочковатый тип, Подорожник лекарственный – мочковатый тип).

3. Изучение нового материала.

Учитель:

См. слайд № 6.

“Ребята, внимание – проблема! В конце урока вы должны ответить на вопрос: Почему почка – зачаточный побег? А что же такое побег?

Ученики:

Дают ответ и записывают вместе с учителей в тетрадь определение.

Побег – это стебель, с расположенными на нем листьями и почками.

Учитель:

“Рассмотрим строение побега”. Разбор по слайду № 7 (стебель, почки, листья)

Виды почек (боковые, верхушечные), пазуха листа, пазушная почка, междоузлие, узел.

На доске учитель вывешивает названия объектов побега. Делает рисунок с подписями на доске, а ученики в тетради.

Ученики:

Рисунок в тетради с подписями (только левый рисунок)

  • Верхушечная почка – почка на верхушке побега.
  • Пазуха листа – угол между стеблем и листом.
  • Узел – участок на стебле, от которого отходит лист и почка.
  • Пазушная почка – почка, расположенная в пазухе листа.
  • Междоузлие – участок стебля между соседними узлами.

Учитель:

Рассказ о типах междоузлий с использованием рисунка презентации (см. слайд № 9)

Ученики: 

Записывают схему вслед за учителем в тетрадь.

Учитель:

“Листья в особом порядке располагаются на стебле”.

Рассказ учителя по слайду презентации № 10.

Делает рисунки на доске.

Ученики:

Выполняют схему с подписями в тетради.

Закрепление полученных результатов.

Учитель:

Рассказывает по слайду № 11 о листовой мозаике.

Предлагает по схеме определить типы листорасположений.

Ученики:

По слайду № 12 определяют.

№ 1 очередное

№ 2 мутовчатое

№ 3 супротивное

Учитель:

“Теперь определите типы листорасположения по фотографиям растений”.

Ученики:

По слайду № 13 определяют.

№ 1 мутовчатое

№ 2 супротивное

№ 3 очередное

Изучение нового материала.

Учитель:

“В состав побега входят почки. Давайте разберем их виды и строение”.

Рассказывает по слайду № 14.

Ученики:

В тетрадь делают вслед за учителем записи.

Учитель: “Сравните строение вегетативной и генеративной почек, какой вывод можно сделать по итогам сравнения”.

Ученики:

Сравнивают почки и делают выводы.

Учитель:

Показывает разрез Капусты белокочанной.

“Что вам напоминает этот объект и почему вы пришли к этому выводу?”

Ученики:

Ответ (листовая почка). Объясняют (зачаточные листья, зачаточные почки, конус нарастания)

Учитель:

Показывает разрез Капусты цветной.

“Что вам напоминает этот объект и почему вы пришли к этому выводу?”

Ученики:

Ответ (цветочная почка). Объясняют (зачаточные листья, зачаточные бутоны, конус нарастания).

Закрепление материала.

Учитель:

Предлагает дополнить слайд № 15. Ученики называют, учитель записывает на интерактивной доске.

Ученики:

Отвечают по рисунку.

  • Правый рисунок (верхушечная и боковая почка)
  • Левый рисунок (зачаточные листья, зачаточный стебель с конусом нарастания)

Учитель:

По слайду № 16 определить типы почек.

Ученики:

Отвечают по рисунку.

А цветочная

Б листовая

Учитель:

“Теперь вы знаете строение почек. Ответьте на проблемный вопрос, который был задан в начале урока. Почему почка является зачаточным побегом?”

Ученики:

Отвечают (у нее есть стебель, листья и почки).

Учитель:

Предлагает учащимся выполнить лабораторную работу “Строение побега и почек”.

Ученики:

В тетради делают записи.

Лабораторная работа “Строение побега и почек”

Цель:

(дети сами называют ее и записывают)

Оборудование:

(ученики перечисляют и записывают оборудование, которое стоит на их столах.)

Ход работы

(ученики описывают свои действия, делают рисунки и подписи к ним)

Вывод. Почка – зачаточный побег. У побега есть стебель, листья и почки.

Учитель: Подводит итоги урока, объявляет оценки ученикам. Задает домашнее задание с записью его на доске.

23.03.2015

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/654763/

Побеги и почки

Лабораторная работа по теме: Строение почек. Расположение почек на стебле.

Побег – на­зем­ный ве­ге­та­тив­ный орган рас­те­ния, сте­бель с рас­по­ло­жен­ны­ми на нем ли­стья­ми и поч­ка­ми.

Сте­бель – осе­вой орган рас­те­ния.

Ли­стья  – бо­ко­вые ор­га­ны рас­те­ния.

У мхов нет на­сто­я­щих стеб­лей и ли­стьев, а толь­ко сход­ные с ними ор­га­ны. По­это­му по­ня­тие по­бе­га ко мхам непри­ме­ни­мо.

У спо­ро­фи­тов, пла­у­нов и хво­щей ли­стья имеют от­лич­ное от па­по­рот­ни­ков и се­мен­ных про­ис­хож­де­ние. Но их над­зем­ные части также на­зы­ва­ют по­бе­га­ми.

К га­ме­то­фи­там пла­у­нов, хво­щей и па­по­рот­ни­ков по­ня­тие по­бе­га не при­ме­ня­ет­ся.

Узлы (см. Рис. 1) – участ­ки стеб­лей, к ко­то­рым при­креп­ля­ют­ся че­реш­ки ли­стьев.

Рис. 1. Узлы

Меж­до­уз­лия (см. Рис. 2) – участ­ки стеб­ля между 2 бли­жай­ши­ми уз­ла­ми од­но­го по­бе­га.

Рис. 2. Меж­до­уз­лие

Типы по­бе­гов:

С длин­ны­ми меж­до­уз­ли­я­ми – рас­тут быст­ро.

С ко­рот­ки­ми меж­до­уз­ли­я­ми – рас­тут мед­лен­но.

Па­зу­ха листа (см. Рис. 3) – угол между ли­стом и на­хо­дя­щим­ся выше меж­до­уз­ли­ем.

Рис. 3. Па­зу­ха листа

2. Листорасположение

Оче­ред­ное (спи­раль­ное)  ли­сто­рас­по­ло­же­ние (см. Рис. 4)  – рас­по­ло­же­ние, при ко­то­ром ли­стья рас­тут по од­но­му в узле и рас­по­ла­га­ют­ся на стеб­ле по­оче­ред­но по спи­ра­ли (бе­ре­за, ива). Ли­стья ми­ни­маль­но за­те­ня­ют друг друга.

Рис. 4. Оче­ред­ное ме­сто­рас­по­ло­же­ние у че­ре­му­хи

Су­про­тив­ное ли­сто­рас­по­ло­же­ние – из од­но­го узла от­хо­дит 2 листа, рас­по­ло­жен­ные друг на­про­тив друга (си­рень, гвоз­ди­ка, мята).

Му­тов­ча­тое ли­сто­рас­по­ло­же­ние (см. Рис. 5) – из од­но­го узла от­хо­дят 3 и более листа (во­ро­ний глаз, эло­дея).

Рис. 5. Му­тов­ча­тое ли­сто­рас­по­ло­же­ние у под­ма­рен­ни­ка

3. Почки

При про­рас­та­нии се­ме­ни пер­вый побег раз­ви­ва­ет­ся из по­чеч­ки за­ро­ды­ша се­ме­ни. У мно­го­лет­них рас­те­ний уме­рен­но­го кли­ма­та каж­дый год из почек раз­ви­ва­ют­ся новые по­бе­ги.

Вер­ху­шеч­ная почка (см. Рис. 6) – почка, рас­по­ло­жен­ная на вер­хуш­ке по­бе­га.

Рис. 6. Вер­ху­шеч­ная почка

Па­зуш­ная почка (см. Рис. 7)  – почка, рас­по­ло­жен­ная в па­зу­хе листа. Их рас­по­ло­же­ние по­вто­ря­ет рас­по­ло­же­ние ли­стьев на стеб­ле.

Рис. 7. Па­зуш­ная почка

При­да­точ­ная почка (см. Рис. 8) – почка, раз­ви­ва­ю­ща­я­ся на меж­до­уз­лие, листе.

Рис. 8. При­да­точ­ная почка

У то­по­ля, бе­ре­зы оче­ред­ное рас­по­ло­же­ние почек. У си­ре­ни, жи­мо­ло­сти, фук­сии, бу­зи­ны почки рас­по­ло­же­ны су­про­тив­но.

После опа­да­ния ли­стьев на по­бе­гах оста­ют­ся ли­сто­вые рубцы (см. Рис. 9), над ко­то­ры­ми рас­по­ло­же­ны па­зуш­ные почки.

Рис. 9. Ли­сто­вой рубец (вы­де­лен крас­ным)

4. Строение почек

Почка – за­ча­точ­ный побег. Стро­е­ние почки за­ви­сит от ее вида.

Стро­е­ние почек и их рас­по­ло­же­ние на стеб­ле

Возь­ми­те несколь­ко по­бе­гов де­ре­вьев или ку­стар­ни­ков. Рас­смот­ри­те их. Опре­де­ли­те рас­по­ло­же­ние почек. За­ри­суй­те.

От­де­ли­те несколь­ко почек от стеб­ля. Рас­смот­ри­те их на­руж­ное стро­е­ние. Какие при­спо­соб­ле­ния по­мо­га­ют зи­му­ю­щим поч­кам пе­ре­но­сить небла­го­при­ят­ные усло­вия?

Раз­режь­те ве­ге­та­тив­ную почку вдоль и рас­смот­ри­те ее под лупой. С по­мо­щью ри­сун­ка (см. Рис. 10) най­ди­те по­чеч­ные че­шуй­ки, за­ча­точ­ный сте­бель, за­ча­точ­ные лист­ки, конус на­рас­та­ния.

Рис. 10. Внут­рен­нее стро­е­ние почки

За­ри­суй­те ве­ге­та­тив­ную почку в раз­ре­зе и под­пи­ши­те на­зва­ния ее ча­стей.

Изу­чи­те форму и внут­рен­нее стро­е­ние ге­не­ра­тив­ной почки. Чем ее стро­е­ние от­ли­ча­ет­ся от стро­е­ния ве­ге­та­тив­ной почки?

Срав­ни­те стро­е­ние почки и по­бе­га в целом.

По­чеч­ные чешуи – это пре­об­ра­зо­ван­ные на­руж­ные ли­стья. Чешуи часто про­пи­та­ны смо­ля­ни­сты­ми ве­ще­ства­ми. Это за­щи­ща­ет почки от про­ник­но­ве­ния гриб­ков, вы­сы­ха­ния, тем­пе­ра­тур­ных ко­ле­ба­ний.

На вер­хуш­ке за­ча­точ­но­го стеб­ля  на­хо­дит­ся конус на­рас­та­ния, со­сто­я­щий из кле­ток ме­ри­сте­мы. На стеб­лях рас­по­ло­же­ны за­ча­точ­ные ли­стья, в па­зу­хах ко­то­рых на­хо­дят­ся за­ча­точ­ные почки.

Раз­ви­тие по­бе­гов

Про­ра­щи­ва­ние зи­му­ю­щих по­бе­гов де­ре­вьев и ку­стар­ни­ков. Зимой возь­ми­те 2 по­бе­га ку­стар­ни­ка или де­ре­ва. По­ставь­те 1 побег в воду, а дру­гой  –  в 3% рас­твор са­ха­ра. На­блю­дай­те за рас­пус­ка­ни­ем почек и раз­ви­ти­ем по­бе­гов. Ре­зуль­та­ты за­пи­сы­вай­те: от­ме­чай­те время опа­да­ния по­чеч­ных че­шу­ек, рас­пус­ка­ния ли­стьев, смер­ти рас­те­ния.

Ве­ге­та­тив­ные почки – почки, несу­щие толь­ко за­ча­точ­ные ли­стья. Из них про­рас­та­ют ве­ге­та­тив­ные по­бе­ги.

Ге­не­ра­тив­ные почки – почки, не име­ю­щие в себе за­ча­точ­ные по­бе­ги с бу­то­на­ми на конце. Круп­нее ве­ге­та­тив­ных, от­ли­ча­ют­ся от них по форме.

5. Развитие и рост побега

Ветв­ле­ние по­бе­га

Вы­рас­ти­те 2 рас­те­ния. По до­сти­же­нию ими 7-10 см в вы­со­ту, у од­но­го от­режь­те вер­хуш­ку.  На­блю­дай­те за даль­ней­шим ро­стом и раз­ви­ти­ем рас­те­ний.

Об­режь­те вер­хуш­ку рас­ту­ще­го по­бе­га фи­ку­са или ги­бис­ку­са. На­блю­дай­те за по­сле­ду­ю­щим ветв­ле­ни­ем рас­те­ния.

Раз­ви­тие рас­те­ния на­чи­на­ет­ся с рас­пус­ка­ния почек. При опа­да­нии по­чеч­ных чешуй ско­рость раз­ви­тия по­бе­га ста­но­вит­ся мак­си­маль­ной. Новые клет­ки об­ра­зу­ют­ся за счет де­ле­ния кле­ток ко­ну­са на­рас­та­ния.

Удли­не­ние по­бе­га про­ис­хо­дит, в ос­нов­ном, за счет роста от­дель­ных кле­ток, про­ис­хо­дя­ще­го при уве­ли­че­нии их ва­ку­о­лей. По мере  уда­ле­ния от вер­ху­шеч­ной точки роста, спо­соб­ность кле­ток к де­ле­нию осла­бе­ва­ет.

Вста­воч­ный рост – рост, про­ис­хо­дя­щий за счет удли­не­ния меж­до­уз­лий.

Новые мо­ло­дые клет­ки пре­вра­ща­ют­ся в клет­ки по­кров­ной, ос­нов­ной, про­во­дя­щей или ме­ха­ни­че­ской ткани стеб­лей, в за­ви­си­мо­сти от места их рас­по­ло­же­ния.

При сре­за­нии вер­ху­шеч­ной почки пре­кра­ща­ет­ся рост по­бе­га в длину, что при­во­дит к раз­ви­тию бо­ко­вых по­бе­гов из бо­ко­вых почек. Так можно ре­гу­ли­ро­вать форму кроны, от ко­то­рой за­ви­сит уро­жай­ность пло­до­вых де­ре­вьев.

Типы ветв­ле­ния по­бе­га:

Ди­хо­то­ми­че­ское – точка роста вил­ко­об­раз­но де­лит­ся на 2, в ре­зуль­та­те чего от оси пер­во­го по­ряд­ка от­хо­дят 2 оси вто­ро­го по­ряд­ка

Мо­но­по­ди­аль­ное – глав­ный сте­бель со­хра­ня­ет вер­ху­шеч­ную точку роста и обес­пе­чи­ва­ет рост в вы­со­ту, от него от­хо­дят по­бе­ги по­сле­ду­ю­щих по­ряд­ков

Сим­по­ди­аль­ное – точка роста глав­но­го по­бе­га от­ми­ра­ет, его рост про­дол­жа­ет­ся за счет ниже рас­по­ло­жен­ной бо­ко­вой почки, да­ю­щей побег вто­ро­го по­ряд­ка, ко­то­рая также от­ми­ра­ет, и рост про­дол­жа­ет­ся из бо­ко­вой почки.

Лож­но­ди­хо­то­ми­че­ское – точка роста глав­но­го по­бе­га от­ми­ра­ет, его рост про­дол­жа­ет­ся за счет ниже рас­по­ло­жен­ных 2 бо­ко­вых почек

Рис. 11. Типы ветв­ле­ния по­бе­гов

Вопросы к конспектам

Какие су­ще­ству­ют типы ли­сто­рас­по­ло­же­ния?      

Какие су­ще­ству­ют типы почек по их рас­по­ло­же­нию на стеб­ле? Оха­рак­те­ри­зуй­те каж­дый из типов.  

Вы­бе­ри­те 2 рас­те­ния раз­ных видов, рас­ту­щие возле ва­ше­го дома. Опи­ши­те ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти их почек. Срав­ни­те эти осо­бен­но­сти между собой.  

Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=1224

Параграф 5. Побег и почки

Лабораторная работа по теме: Строение почек. Расположение почек на стебле.


1. Какое строение имеет зародыш семени?

В зародыше различают зародышевые корешок, стебелёк, почечку и семядоли.

2. Какую ткань называют образовательной?

Образовательная ткань состоит из мелких, плотно прилегающих одна к другой живых клеток, которые постоянно делятся.

Лабораторная работа. Строение почек. Расположение почек на стебле

1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите, как расположены почки на стебле, и зарисуйте их.

2. Отделите почки от побега, рассмотрите их внешнее строение. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?

От воздействия неблагоприятных условий внешней среды почки снаружи защищают плотные кожистые почечные чешуи.

3. Разрежьте вегетативную почку вдоль, рассмотрите её под лупой. С помощью рисунка 19 найдите чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия её частей.

4. Изучите генеративную почку. Что общего у вегетативных и цветочных почек и чем они различаются? Используйте для сравнения рисунок 19.

Общее: снаружи почки покрыты плотными кожистыми почечными чешуями, защищающими их от воздействия неблагоприятных условий внешней среды. В лупу на продольном разрезе почки хорошо виден зачаточный стебель, на верхушке которого находится конус нарастания. На стебле почки расположены очень мелкие зачаточные листья. В пазухах этих листьев находятся зачаточные почки.

Отличия: Внутри одних почек на зачаточном стебле расположены только зачаточные листья. Такие почки называют вегетативными или листовыми. Генеративные, или цветочные, почки представляют собой зачаточные бутоны или соцветия,

5. Сравните строение почки и побега. Сделайте вывод.

Стебель с расположенными на нём листьями и почками называют побегом. В почке тоже есть стебель, на котором расположены очень мелкие зачаточные листья. В пазухах этих листьев находятся зачаточные почки. Таким образом, почка представляет собой зачаточный, еще не развившийся побег.

Вопросы

1. Что такое побег? Из каких частей он состоит?

Побег – это стебель с расположенными на нём листьями и почками. Стебель — осевая часть побега, листья — боковые. Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега — междоузлиями.

2. Какие виды листорасположения вы знаете?

У растений наблюдается очерёдное (спиральное), супротивное, мутовчатое листорасположение.

3. Что такое почка?

Почка представляет собой зачаточный, еще не развившийся побег.

4. Как различают почки?

Генеративные, или цветочные, почки крупнее вегетативных и имеют более округлую форму.

5. Как почки могут располагаться на побегах? Установите взаимосвязь между нахождением почек на побеге и месторасположением.

На вершине побега обычно имеется верхушечная почка, а в пазухах листьев — пазушные почки.

Расположение пазушных почек повторяет расположение листьев на стебле. Тополь, вишня, берёза, черёмуха, орешник имеют очерёдное расположение почек. Почки расположены супротивно на побегах сирени, бузины, жасмина, жимолости и комнатных растений фуксии, пилеи, колеуса, для которых характерно такое же листорасположение.

6. Какое строение имеет вегетативная почка?

На стебле почки расположены очень мелкие зачаточные листья. В пазухах этих листьев находятся зачаточные почки.

7. Чем отличаются генеративные почки от вегетативных?

Генеративные, или цветочные, почки в отличии от вегетативных кроме зачаточных листьев на зачаточном стебле зачаточные бутоны или соцветия.

8. Как происходит рост побега в длину?

Развитие побега начинается с распускания почек. Когда почечные чешуи опадают, начинается интенсивный рост побега. Побег удлиняется за счёт деления клеток конуса нарастания (образовательная ткань).

Молодые клетки растут, образуя новые участки стебля с листьями и почками. По мере удаления от верхушечной точки роста способность клеток к делению ослабевает и вскоре совсем утрачивается.

Новые клетки превращаются в клетки покровной, основной, механической или проводящей ткани побега в зависимости от места расположения.

Подумайте

Почему рекомендуется проводить весеннюю обрезку растений до начала сокодвижения?

Специалисты рекомендуют проводить обрезку рано весной, когда минует опасность повреждения морозами, но сокодвижение еще не началось.

Когда среднесуточная температура установится выше +5°С, начинается вегетация растений, сопровождаемая активным весенним сокодвижением, то есть подачей воды с растворенными в ней питательными веществами от корней вверх по сосудам древесины.

При этом скорость передвижения воды у древесных растений поразительно велика: около 40 см в минуту. Значит, за 5 минут вода в сосудах поднимается на высоту двух метров.

Об интенсивности весеннего сокодвижения можно судить по выделению хорошо всем известного березового сока.

Если обрезку деревьев проводят до начала сокодвижения, то поверхность срезов бывает сухой и к ней легко пристает замазка. А при обрезке во время сокодвижения она влажная, поэтому замазка прилипает плохо. Спустя некоторое время сок начнет как бы фонтанировать, отторгая садовый вар.

“Плачущие” деревья понапрасну истощаются. Кроме того, стекающий по коре сок становится питательной средой для различных вредных микроорганизмов.

В частности, здесь поселяется сажистый гриб, из-за которого поверхность ствола и ветвей становится черной.

При этом закупориваются устьица коры, нарушается воздухообмен, из-за чего деревья выглядят угнетенными, а в последующем снижается природная зимостойкость.

Задания

1. Поставьте в воду ветку какого-нибудь дерева или кустарника и наблюдайте за развитием побегов из почек. Запишите, когда ветка поставлена в воду, когда у неё набухли почки, раскрылись чешуи, появился побег и распустились листья.

2. Прорастите в горшочке с землёй два семени фасоли или гороха. Когда стебли у растений достигнут 7—10 см в высоту, срежьте у одного из них верхушку. Наблюдайте, что произойдёт с растениями через одну-две недели.

3. Обрежьте верхушку фикуса или другого комнатного растения. Наблюдайте, как растут побеги.

4. Проанализируйте результаты наблюдений. Сделайте выводы.

Если удалить верхушечную почку, то побег перестаёт расти в длину, но зато у него появляются боковые побеги. Если срезать верхушку бокового побега, он тоже перестанет расти в длину и начнёт ветвиться.

Источник: https://resheba.me/gdz/biologija/6-klass/pasechnik/5

Лабораторные работы для учащихся 6-x классов по личностно-ориентированной технологии

Лабораторная работа по теме: Строение почек. Расположение почек на стебле.

Продолжение. См. № 6, 7, 8, 9/2008

Лабораторная работа № 6. Строение корневых систем

Цель: изучить типы корневых систем, познакомиться с их строением.

Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами (дикая редька, пастушья сумка, сурепка, одуванчик, фасоль, горох, подсолнечник, рожь, пшеница, овес, мятлик луговой, ежа сборная, лютик едкий, подорожник большой, первоцвет); живые комнатные растения (пеларгония зональная, хлорофитум, бегония); таблица «Органы растения», рисунки учебника на с. 38.

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

2. На с. 38 прочитайте, какие корневые системы называются стержневыми, а какие – мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

5. Зарисуйте в тетради схему стержневой корневой системы. Обозначьте главный и боковые корни. Подумайте, какой корень называется главным.

6. Зарисуйте в тетради схему мочковатой корневой системы. Обозначьте придаточные и боковые корни. Подумайте, какие корни называются придаточными.

7. Заполните схему.

Сделайте вывод об особенностях строения разных типов корневых систем.

Проверочные задания

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

1. Совокупность корней растения называется … системой.

2. Корневая система, в которой можно выделить главный корень, называется … .

3. Стержневая корневая система состоит из … и … корней.

4. Если в корневой системе нельзя выделить главный корень, то такая система называется … .

5. Мочковатая корневая система состоит из … и … корней.

6. Дикая редька, пастушья сумка, сурепка, одуванчик, фасоль, горох, подсолнечник имеют … корневую систему.

7. Рожь, пшеница, овес, мятлик луговой, ежа сборная, лютик едкий, подорожник большой, первоцвет имеют … корневую систему.

8. Корни, которые отрастают от главного, называются … .

9. Придаточными называются корни, которые отрастают от …

10. Из зародышевого корешка развивается … .

Задание 2. Выбери правильный ответ.

1. Впервые корень появился у:

а) покрытосеменных; б) мхов; в) плауновидных;

г) водорослей.

2. Корневая система растений – это:

а) главный и боковые корни; б) главный и придаточные корни; в) придаточные и боковые корни;

г) совокупность всех корней одного растения.

3. Придаточные корни развиваются на:

а) главном корне; б) стебле; в) боковых корнях;

г) воздушных корнях.

4. Функциями корня являются:

а) закрепление в почве; б) поглощение воды и минеральных солей; в) размножение;

г) всё перечисленное.

5. Верхушка корня покрыта:

а) корневыми волосками; б) кожицей; в) корневым чехликом;

г) кутикулой.

6. Сразу под корневым чехликом начинается зона:

а) деления; б) всасывания; в) проведения;

г) роста.

7. Корневой волосок – это:

а) вырост наружной клетки корня; б) боковой корень; в) вырост клеток стебля;

г) придаточный корень.

Задание 3. Верно ли утверждение?

1. С помощью корня растение закрепляется в почве.

2. Корневая система – это все главные и боковые корни растений.

3. Если в корневой системе хорошо заметен главный корень, то она называется мочковатой.

4. Если нельзя выделить главный корень, то корневая система называется стержневой.

5. Минеральные вещества, растворенные в воде, всасываются корневыми волосками.

6. Корневой волосок – вырост наружной клетки корня.

7. Питательные вещества могут откладываться в главном корне. Такой корень называется корнеплодом.

8. Стержневая корневая система образована придаточными и боковыми корнями.

9. Мочковатая корневая система образована главным и боковыми корнями.

10. Растения со слабым стеблем поднимаются вверх с помощью корней-прицепок.

3адание 4. Восстановите логическую цепь.

  • Минеральные вещества + ? ––> корень.
  • Главный корень + ? ––> стержневая корневая система.
  • Придаточные корни + ? ––> мочковатая корневая система.
  • Корневой чехлик > зона делящихся клеток ––> ? ––> зона всасывания ––> ? .

Лабораторная работа № 7. Строение почек

Цель: познакомиться со строением почек и их расположением на стебле.

Оборудование: черенки побегов деревьев (тополя, березы, сирени, бузины, рябины, клёна), кустарников (смородины, крыжовника, малины, ежевики); гербарные экземпляры растений; лезвия, лупы; таблицы: «Строение почки», «Развитие побега из почки»; рисунки учебника на с. 38–39.

Лабораторная работа № 8. Расположение почек на стебле. Простые и сложные листья

Цель: познакомиться с расположением почек на стебле, многообразием листьев, с особенностями их внешнего строения, типами жилкования.

Оборудование: черенки побегов деревьев (тополя, березы, сирени, бузины, рябины, клёна) и кустарников (смородины, крыжовника, малины, ежевики), комнатные растения или гербарные экземпляры растений с простыми и сложными листьями (берёза, вяз, клён, липа, рябина, шиповник, акация); таблицы: «Простые и сложные листья», «Развитие побега из почки», «Листорасположение»; рисунки учебника на с. 38–39.

Таблица. Простые и сложные листья, типы жилкования и листорасположение

Название растения

Листья простые и сложные

Жилкование

Листорасположение

1.

2.

3.

4.

5.

6. Сделайте вывод о расположении почек на стебле и многообразии листьев.

Продолжение следует

Источник: https://bio.1sept.ru/article.php?ID=200801105

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.