Контрольный устный счет по математике в 4 классе

Устный счет. Устный счет – 1 класс. Устный счет – 4 класс

Контрольный устный счет по математике в 4 классе

Математика – особая наука, так как ее знание нужно человеку ежедневно в течение всей жизни. Знакомство с некоторыми математическими понятиями, формирование вычислительных навыков и умения решать задачи начинается еще в дошкольный период – в детском саду или дома с родителями. На этапе обучения в начальной школе набор изучаемых понятий, формируемых умений значительно расширяется.

Задача учителя и родителей состоит в том, чтобы добиться высокой прочности усвоения математических навыков. Такой подход дает возможность запас знаний, полученных в школе, сделать личным багажом человека, которым в дальнейшей жизни он сможет распорядиться по своему усмотрению. Большую помощь в формировании вычислительных умений оказывает такой вид деятельности, как устный счет.

Цели проведения устного счета

Использование на уроке приема устных вычислений может преследовать разные цели. Рассмотрим некоторые из них.

  • Каждый учитель знает: весь ход урока зависит от его начала. Учитывая то, что большинство детей любят считать устно, можно этот вид работы поставить первым и задать, таким образом, ритм всему занятию.
  • Устный счет может стать хорошим приемом для актуализации имеющихся у детей знаний, что позволит учителю эффективно организовать дальнейшее изучение темы.
  • Этот вид работы может быть включен с целью обобщения, закрепления знаний по разделам программы.
  • Для отслеживания уровня сформированности вычислительных навыков используется контрольный устный счет.

Какие требования нужно соблюдать

Требования для организации устных вычислений нужно обязательно учитывать, иначе работа может оказать противоположный эффект или же результат будет минимальным.

Во-первых, подбор заданий должен быть разнообразным по содержанию материала, форме его подачи. Помним, что однообразие убивает интерес и приносит скуку.

Во-вторых, крайне важно при подборе заданий учитывать индивидуальные особенности обучающихся. В классе могут быть сильные и слабые ученики, неуверенные в себе, робкие, стеснительные и очень активные дети. Учитель обязан продумать, как сделать работу продуктивной для каждого из них.

Уровень сложности заданий должен соответствовать уровню развития учеников на данный момент обучения. Завышенные требования приведут к подавлению инициативы, а это может отрицательно сказаться на психологической атмосфере урока. Задания заниженного уровня сложности не выполняют обучающую и развивающую функцию.

Следующим важным требованием является регулярность проведения занятий. Ученики должны ежедневно на уроках математики в течение 5-10 минут (не менее!) выполнять задания, требующие устных вычислений. При соблюдении этого условия можно надеяться на то, что дети научатся считать быстро и правильно.

Виды упражнений для устного счета

Если говорить о видах упражнений для счета, то необходимо сначала определиться с их классификацией. Ее основанием может являться содержание заданий, методические приемы, используемые при проведении работ, разделы программы по математике, возраст обучающихся и т. д.

Так, например, устные упражнения могут включать задания алгебраического или геометрического характера, вопросы нумерации чисел, решение задач.

Математические диктанты, тесты, устные ответы детей при фронтальном или индивидуальном опросе – приемы, которые может использовать учитель, чтобы провести устный счет.

1 класс с большим интересом воспринимает дидактические игры различного характера.

В заданиях для устного счета может использоваться материал, содержащий исторические сведения о развитии математики, а также нестандартные задания повышенной сложности.

Форма предъявления заданий

Устный счет на уроках математики формирует умение понимать суть задания без дополнительных пояснений и толкований. Учитывая это, педагог всегда должен помнить, как важно четко формулировать задачи, давать короткие понятные инструкции. Это особенно значимо, когда ученики воспринимают задание на слух.

Очень часто для устного счета используются тесты. Здесь, кроме вычислительных навыков, ребенок должен обладать умением воспринимать язык математики в письменной форме, что может быть затруднено в силу возрастных особенностей детей или недостаточного уровня сформированности техники чтения.

Правомерен вопрос о том, всегда ли можно использовать тестовые задания, чтобы провести устный счет? 4 класс – это период, когда тесты могут иметь большую эффективность в работе. Но при этом от учителя требуется умение лаконично и грамотно формулировать задания.

При соблюдении всех требований к методике проведения тестов их можно начинать использовать и во 2-3 классах начальной школы.

Как организовать работу

Для организации и проведения устного счета существует огромное разнообразие форм, но наиболее часто используется так называемая вопросно-ответная.

При выборе такого способа организации работы учитель полагает, что каждый ученик класса будет выполнять предложенное ему задание и по требованию озвучивать свой вариант ответа. При этом важным моментом является умение педагога отследить активность учеников, понять причины пассивного поведения ребенка во время работы.

Возможно, учителю по ходу выполнения заданий придется их корректировать с целью создания ситуации успеха для каждого ученика.

Какие результаты можно получить

Регулярное использование такого приема, как устный счет, оказывает положительное воздействие на развитие памяти, речи, внимания ребенка. Кроме того, формируется важное учебное действие – способность воспринимать суть задания и осмысленно его выполнять.

Устный счет по математике имеет огромное значение в выработке коммуникативных навыков – дети учатся высказывать собственную точку зрения, слышать собеседника, положительно реагировать на замечания учителя и одноклассников.

При регулярном использовании устного счета уровень вычислительных навыков может быть доведен до автоматизма, что значительно облегчит работу над многими темами программы в начальных классах и при последующем обучении в среднем и старшем звене школы.

Использование приема устного счета в работе по формированию УУД

Упражнения устного характера, регулярно включаемые в работу на уроке, в совокупности с заданиями другого вида окажут помощь в формировании УУД (универсальных учебных действий), что предусмотрено ФГОС 2009 года.

  • На начальном этапе обучения в плане развития личностных УУД в каждом классе планируется работа по формированию положительного отношения к школе, урокам математики. Существенную помощь в этом окажет устный счет. 4 класс дополнен задачами формирования таких важных качеств, как высокая самооценка, жизненный оптимизм, самоуважение.
  • Регулятивные УУД тоже могут успешно формироваться в ходе работы, где используется устный счет; 1 класс нацелен на то, чтобы научить ребенка воспринимать учебную задачу. При дальнейшем обучении это умение развивается. К моменту окончания начальной школы дети не только воспринимают учебную задачу, но и сохраняют ее в памяти, строго следуют инструкции учителя, вносят в задание свои коррективы.
  • В формировании познавательных универсальных учебных действий при правильной организации тоже можно использовать устный счет. 3 класс (математика) формирует умение сопоставлять и противопоставлять анализируемые объекты, классифицировать их, устанавливать отношения между понятиями. Начинается эта работа уже в 1 и 2 классах школы, а в четвертом она получает дальнейшее развитие и углубление.
  • О формировании коммуникативных учебных действий посредством устного счета в статье говорилось выше. Существование различных точек зрения о математических понятиях и умение адекватно воспринимать их – вот то главное, чему должен педагог обучать своих воспитанников.

Развитие навыка устных вычислений вне школы

Родители хотя бы в общих чертах должны знать позицию школы в плане развития обсуждаемых в статье умений, понимать роль устных вычислений в жизни их ребенка и помнить о том, что заниматься математикой можно и дома. Но это не должны быть скучные однообразные занятия за письменным столом.

Родители имеют возможность организовать ролевую или дидактическую игру, в ходе которой можно добиться желаемых результатов. К занятиям такого рода можно привлечь всех членов семьи, в том числе и младших. Ребенок-школьник в таком случае может выполнять, например, роль учителя.

Считать можно на прогулке, по дороге в школу, когда занятие не воспринимается ребенком как урок.

Дидактические пособия для формирования вычислительных навыков

Многие современные издательства детской и учебной литературы выпускают для детей целые серии книг, нацеленных на развитие математических навыков, в том числе и устных. Такая литература может стать хорошим помощником для учителя и родителей. Задания в тетрадях подобраны с учетом возраста ребенка. А некоторые издательства принимают во внимание и требования школьной программы.

Необычайно разнообразны мультимедийные продукты. Они вызывают у детей еще больший интерес, чем книги и тетради.

Их использование очень эффективно Не стоит лишь забывать о соблюдении санитарно-гигиенических требований, которые предъявляются к работе на компьютере.

Привычную для взрослых настольную игру с кубиками и фишками современные дети могут воспринять как что-то необыкновенное. Поэтому ее использование для развития математических навыков тоже не надо исключать.

Подводя итог сказанному, еще раз хочется обратить внимание на то, что устный счет, приемы и методы его проведения являются неотъемлемой частью всей системы преподавания курса математики в начальных классах.

Источник: http://fb.ru/article/144193/ustnyiy-schet-ustnyiy-schet---klass-ustnyiy-schet---klass

4 класса – математические диктанты за 1, 2, 3 и 4 четверти

Контрольный устный счет по математике в 4 классе

Математические диктанты, представленные на этой странице, позволяют проверить навыки сложения и вычитания чисел от 1 до 1000; умножения и деления чисел; правильного понимания понятий “единицы измерения” веса (килограмм, центнер, тонна), длины (метр, дециметр, сантиметр) и времени (секунды, минуты, часы) и т.п.

Математические диктанты для 4 класса, 1 четверть

Диктант №1.1. Посчитай сумму двух чисел: 45 и 60 и уменьши её на 4 десятка.2. Посчитай разность чисел 330 и 220 и уменьши её на число 50.3. Найди частное чисел 450 и 9.4.

Известны сумма чисел, которая равна 750, и первое слагаемое – число 200. Чему равно второе слагаемое?5. Известна разность чисел – 300 и уменьшаемое – 770. Чему равно вычитаемое?6. Известно частное – 6 и делитель – 30.

Чему равно делимое?

Диктант №2

1. Представь следующие словосочетания в виде чисел: три сотни, два десятка и четыре единицы; семь сотен и пять единиц.2. Числа 798, 567, 491 увеличь на число 25, запиши результат.3. Числа 695, 472, 586 уменьши на число 300, запиши результат.4. Найди сумму чисел 540 и 340.5. Найди разность чисел 460 и 320.6. Найди произведение чисел 50 и 8.

Диктант №3

1. Представь следующие словосочетания в виде чисел: три сотни и пять единиц, три тысячи семь сотен три десятка и шесть единиц.2. Найди сумму чисел 560 и 340. Запиши следующее за ним число.3. Увеличь число 45 в 4 раза.4. Раздели число 99 на число 3.5. Найди частное чисел 820 и 4 и умножь его на 10.6. Найди произведение чисел 120 и 5.

Математические диктанты для 4 класса, 2 четверть

Диктант №11. Найди частное чисел 320 и 8, увеличь его в 100 раз.2. Найди произведение чисел 160 и 7, уменьши его на 200 единиц.3. Найди число, которое меньше числа 450 в 3 раз.4. Сколько кг в 15 т?5. Сколько мин в 3 ч?6. Что больше: 300 минут или 5 часов?

Диктант №2

1. Сколько надо прибавить к числу 1540, чтобы получить 1700?2. Сколько надо отнять от числа 2300, чтобы получить 1560?3. Во сколько раз число 1400 больше числа 70?4. Во сколько раз число 40 меньше числа 1600?5. Сколько секунд в 1 часе?6. Сколько кг в 13 т?

Диктант №3

1. Какие числа предшествуют числам 34959, 48999, 30000. Какие числа расположены после них?2. Задумано число. Его умножили на число 5 и разделили на число 4. В итоге получили число 12. Какое число было задумано?3. Найди произведение чисел 45 и 6 и увеличьте его на 100 единиц.4. На какую величину 20 минут меньше 5 часов?6. На какую величину 320 кг больше 2 ц?

Диктант №4

1. Увеличь каждое из чисел 4598, 30000, 5789 в 100 раз.2. Найди произведение чисел 390 и 3.3. Найди частное чисел 184 и 4.4. Задумано число. Его умножили на число 12 и разделили на число 2. В итоге получили число 60. Какое число было задумано?5. Сколько минут в 4 часах и 35 минутах?6. Сколько кг в 13 т и 5 ц?

Математические диктанты для 4 класса, 3 четверть

Диктант №11. Найди сумму чисел 390 и 320.2. Найди разность чисел 580 и 410.3. Найди произведение чисел 32 на 6.4. Задумано число. Его увеличили на число 220 и получили число 490. Какое число было задумано?5.

Задумано число. Его уменьшили на число 130 и получили число 580. Какое число было задумано?6. Увеличь величину 19 км 700 м на 500 м. 7.

На сколько разность чисел 560 и 230 меньше, чем их сумма?

Диктант №2

1. Чему равна третья часть от числа 990?2. Чему равна 4 часть от числа 1200?3. К задуманному числу прибавили число 120 и получили число 540. Какое число было задумано?4. Уменьши число 395 на число 140. 5. Во сколько раз 500 г меньше 4 кг?6. Увеличь число 358 в 100 раз.7. Уменьши число 49500 в 100 раз.

Диктант №3

1. Уменьши число 385000 в 1000 раз. 2. Найди произведение чисел 450 и 5.3. Найди частное чисел 810 и 70.4. Переведи в кг 5 т 6 ц.5. Переведи в мм 5 м 8 дм.6. К какому числу надо прибавить число 2, чтобы получить число 15000?7. Во сколько раз число 690 больше числа 30?

Математические диктанты для 4 класса, 4 четверть

Диктант №11. Найди частное чисел 312 и 6.2. Найди сумму чисел 580 и 320 и умножите в 100 раз.3. Увеличь число 37 на 6 единиц. 4. Уменьши число 96 на 6 сотен. 5. Сколько мм в 5 дм и 7 см?6. Задан квадрат со стороной 7 дм. Чему равна его площадь?7. Сколько сек в 14 мин 5 сек?

Диктант №2

1. Увеличь число 569 в 1000 раз. 2. Найди частное чисел 8000 и 50. 3. Найди сумму чисел 8300 и 1700. Уменьши её в 100 раз.4. Найди произведение чисел 350 и 50. 5. Найди 2/3 от суммы чисел 240 и 360.6. Сколько см в 5 м 6 дм?

Диктант №3

1. Найди 5/8 от числа 6400.2. Найди 3/7 от числа 49000.3. Увеличь число 170 на 5 сотен, на 100 единиц.4. Сколько часов в 420 минутах?5. Задумано число. Его 1/4 часть равна числу 40. Какое число было задумано?6. Найди 5/7 от суммы чисел 485 и 187.7. Найди 7/8 от разности чисел 296 и 56.

:  4 / 5

Источник: https://mathematics-tests.com/matematika-4-klass/olimpiady-diktanty-kartochki/matematicheskie-diktanty-1-2-chetverty1

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.