Контрольный диктант по теме Глагол в 6 классе

Контрольные работы по русскому языку 6 класс

Контрольный диктант по теме Глагол в 6 классе

Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста. Проверочные и контрольные диктанты по русскому языку для 6 класса

  • 1 четверть
  • 2 четверть
  • 3 четверть
  • Итоговый диктант

1 вариант. «Осень» (108 слов)
2 вариант. «Сокровища пирамид» (107 слов)
3 вариант. «Лотос» (102 слова)

Осень – грустная пора. Но как красив осенью лес! Среди золотых берез пылают багровые листья кленов и рябин. Когда кружатся и падают с деревьев желтые листья, ты не слышишь шороха. Ты только видишь их безумный полет. Тишина и безмолвие вокруг. Стало слышно, как в отдалении поют песенку ручьи. Птицы вырастили птенцов и перебираются на юг.

На полянах цветут последние цветы: ромашки, фиолетовый клевер, лиловые многоцветы. Но кусты орешника стоят раздетыми. Старый дуб еще зеленый и роняет желуди, но соседний тополь уже растерял свой наряд. Шелестят листья под ногами, а через ветви отчетливо видятся яркие цыганские краски осин. Не хочется уходить из лесу, но уже ждут дела.

Прощай, осенний лес!

Грамматическое задание

  1. Озаглавьте текст
  2. В тексте найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом, составьте схему этого предложения, объясняющую постановку знаков препинания
  3. Разобрать слова по составу: грустная, вырастили, многоцветы.

Все диктанты за 1 четверть »

На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний.4 Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.

Самая большая гробница — пирамида Хеопса. Её строили больше двадцати лет.

Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.

В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки.4 Ещё в древности почти все пирамиды разграбили.

(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света».)(107 слов.)

Грамматическое задание

  1. Произведите синтаксический разбор предложения: Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки.4 (1 вариант);
    Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний.4 (2 вариант);
  2. Выполните морфемный разбор слов:  царских, разграбили, переходы (1 вариант); загробной, хранились, ценности (2 вариант);
  3. Выполните морфологический разбор слова: строили (1вариант), возводились (2 вариант).

Лотос

Лотос — символ чистоты и благородства. Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими.4 С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжёлой судьбе.

Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.

«Лотос — друг солнца», — писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня.4 Но уже на четвёртый день прекрасные цветки вянут. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде. (102 слова.)

Грамматическое задание

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими.4 (1 вариант);
    К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня.4 (2 вариант).
  2. Выполните морфемный разбор слов:  чудесный, произрастает, зонтики  (1 вариант); священных, загрязняется, чистоты (2 вариант);
  3. Выполните морфологический разбор слова: зацветает (1вариант), производит (2 вариант).

Контрольная работа по русскому языку 6 класс

1 вариант. «Ночь» (По В.Бурлаку)
2 вариант. «Синички и снежинки» (По В. Белову)
3 вариант. «Зимой в тайге» (По В.Катаеву)
4 вариант. «Памятник» (94 слова)

Засыпает деревня. Гаснут огни в домах. Белая луна висит над крышами. Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи. Мошки бьются в стекло. Ветер раскачивает тонкую паутинку под окном, но большой паук в паутине не хочет шевелиться.

Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы, наслаждается их запахом. Ночью кукушка не кукукает, а в эту светлую ночь она щедро считает годы. Луна забирается в сад, и деревья в саду становятся белыми. Как много белого у этой ночи! Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина… Но вот звуки замолкают.

Наступает тишина, кака я бывает только перед рассветом. (По В.Бурлаку)

Грамматическое задание

  1. Выполните синтаксический разбор 2 предложения;
  2. Выделите орфограммы в словах: висит, бьются, раскачивает, забирается;
  3. Подберите синоним и антоним к словам гаснут (огни), светлая (ночь).

Все диктанты за 2 четверть »

Сидел я за столом в горнице. Взглянул в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. Сидит и вертит головку по сторонам. При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается.

4 Что это она делает?

Я подошёл ближе к окну. Сверху плавно летели белые снежинки. Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки.

Вот лентяйка! Ей не хотелось лететь на речку. Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду.4 Не зря ведь люди говорят: “Полетели белые мухи”.

Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни. Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето. (По В. Белову.) (102 слова.)

Грамматическое задание

  1. Произведите синтаксический разбор предложения: При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается.4 (1 вариант); Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду.4 (2 вариант);
  2. Выполните морфемный разбор слов:  пригляделся, головку, маленький (1 вариант); познакомился, клювик, деревенской (2 вариант);
  3. Выполните морфологический разбор слова: деревенской (1вариант), маленький (2 вариант).

Памятник

Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо. Наступил туманный день поздней парижской осени. На круглой, чистенькой площади велосипедист ради отдыха от езды по скользким мостовым слез с велосипеда и пошёл пешком.

В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой солнце над Парижем. Велосипедист прошёл мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост.

Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе. А его царственный брат – русский император – вместе со своим конем стоял на финляндской скале естественной формы.

(По В.Катаеву.) (112 слов.)

Грамматическое задание

  1. Найдите в тексте: (1 вариант) Выпишите 2 качественных прилагательных;(2 вариант) Выпишите 2 относительных прилагательных;
  2. Морфологический разбор слова: (1 вариант) серебряной;(2 вариант) чистенькой;
  3. Морфемный разбор слов: (1 вариант) велосипедного, телефонной;(2 вариант) прямоугольном, традиционном;
  4. Синтаксический разбор предложения: (1 вариант) Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе;(2 вариант) Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост.

Зимой в тайге

Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-сереб­ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой!

Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придёт в тайгу только в апреле. (94 слова.)
Грамматическое задание

  1. Найдите в тексте: (1 вариант) Выпишите 2 качественных прилагательных;(2 вариант) Выпишите 2 относительных прилагательных;
  2. Морфологический разбор слова: (1 вариант) глубокому;(2 вариант) полна;
  3. Словообразовательный анализ слов: (1 вариант) черно-изумрудную, зимнего;(2 вариант) Холодный, юго-восточном;
  4. Синтаксический разбор предложения: (1 вариант) Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном;(2 вариант) Мягко-сереб­ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

1 вариант. «Конец зимы» (103 слова)
2 вариант. «Весна» (100 слов)
3 вариант. «Летнее утро» ((По Г.Скребицкому)
4 вариант. «Подвиг Сталинграда» (100 слов)

Конец зимы

У нас стоял апрель, но за окном лежали сугробы. Вчера по дороге пробежала позёмка и скоро стала настоящей метелью.

К утру всё изменилось. Языки метели не били уже по стёклам домов. Ветер поменял направление, свернул с севера на юг.4 С юга пришло тепло, и снег стал мягким и липким.

Когда солнце поднялось над деревней, оно уже не застало ночной бури. Вокруг лежал чистый снег. Он слегка подтаял, осел и казался даже тёплым. И тут на раскидистых ветвях нашей седой ветлы увидел я первых грачей.

Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми.4 Так к нам прилетели вестники весны. (103 слова.)

Грамматическое задание

  1. Выполните морфологический разбор слова: всё (1 вариант); к нам (2 вариант);
  2. Выполните морфемный разбор слов: раскидистых, прилетели, вестники (1 вариант); тяжёлыми, поднялось, направление (2 вариант);
  3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Ветер поменял направление, свернул с севера на юг.4 (1 вариант); Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми.4 (2 вариант).

Все диктанты за 3 четверть »

Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка.4

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом.

4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы.

Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)

Грамматическое задание

  1. Выполните морфологический разбор причастия: некоторое (1 вариант); никакие(2 вариант);
  2. Выпишите из текста 3 местоимения разных разрядов: из 1-2 абзаца (1 вариант); из 3-4 абзаца (2 вариант);
  3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом.

    (1 вариант); Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. (2 вариант).

Летнее утро поднимается с постели. Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами. Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез.

Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик. Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь еще штук пять. И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой. (По Г.

Скребицкому)

Грамматическое задание

  1. Озаглавьте текст
  2. Выпишите из текста слова с орфограммами: безударная гласная в корне слова, чередующаяся гласная, объясните условия выбора орфограмм
  3. Выполните синтаксический разбор 2 предложения из 1 абзаца.

Подвиг Сталинграда

Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка.4

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом.

4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы.

Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)

Грамматическое задание

  1. Выполните морфологический разбор: второго (февраля) (1 вариант); до полутора миллионов (человек)(2 вариант);
  2. Выпишите из текста 3 разных числительных (целое, дробное, и порядковое): из 1 и 3 абзаца (1 вариант); из 2 и 4 абзаца (2 вариант);
  3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными… (1 вариант);

    На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек. (2 вариант).

Источник: http://7oom.ru/diktanty/diktanty-po-russkomu-yazyku-6-klass.htm

Урок по русскому языку в 6-м классе по теме

Контрольный диктант по теме Глагол в 6 классе

  • Мамаева Екатерина Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык

Цели:

  • обучающие: формировать следующие умения: повторить и обобщить основные понятия синтаксиса, пунктуации, морфологии, орфографии, фонетики, лексики, морфемики, полученные в 5 классе; выбирать нужную орфограмму в разных частях слова;
  • развивающие: обогащать и усложнять словарный запас уч-ся, способствовать развитию интереса к предмету; развивать умения анализировать, систематизировать материал;
  • воспитывающие: формировать гуманные отношения между уч-ся (вежливость, товарищество, дружелюбие), отношение к труду (внимательность, аккуратность, добросовестность), воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Оборудование: Учебник Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова; учебные пособия: общая тетрадь «Справочник», «Словарь корней», «Словарь трудных слов»; карточки с заданиями; светофоры.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Слово учителя.
  4. Работа с текстом.
  5. Работа над орфограммами в словах.
  6. Физкультминутка.
  7. Наблюдение над языковым материалом.
  8. Тест по синтаксису и пунктуации.
  9. Итог урока.
  10. Задание на дом.
  11. Рефлексия.

1. Оргмомент

эмоциональный настрой на урок.

– Ребята, посмотрите в окно! Видите, какой сегодня прекрасный осенний день.

Вы знаете, что осень – пора сбора урожая, подведения итогов. Пришло время и нам подвести некий итог нашей недолгой учёбы в этом году.

Мы всё это время трудились не покладая рук: повторяли изученный материал за 5 класс, настраивались на удачный новый учебный год. И пришло время проверить свои знания. Мы с вами сегодня должны всё ещё раз вспомнить и написать диктант.

Надеюсь, что ваши отметки-плоды будут радостными и для вас, и для ваших родителей, и для меня, конечно! Удачи нам!

2. Проверка домашнего задания.

упр. 33 (выборочная проверка)

а) дать характеристику последнего предложения (с места);

б) фонетический разбор слова (на доске) слова ручья.

3. Слово учителя.

Объявляет тему урока, цели.

Записываем: число; классная работа, тема урока.

Семнадцатое сентября.
Классная работа.
Тема: «Повторение изученного за 5 класс. Подготовка к к/д».

– Сегодня у нас урок повторения изученного материала за 5 класс. Подготовка к контрольному диктанту с грамматическим заданием.

Цели: повторить, обобщить знания, полученные в 5 классе, систематизировать их.

– Запишем несколько предложений на доске.

(кто-то к доске выходит).

4. Работа с текстом.

Утром в низинах расстилался густой туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.
Солнце всходит и разбрасывает свои тёплые лучи по полям жёлтой пшеницы, верхушкам далекого леса.
На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В него впадает извилистая речонка. Мы направляемся к ней.

!(Дать время проверить ученику самостоятельно свои записи)

  1. Что мы с вами записали? (текст)
  2. Докажите, что это текст? (предложения связаны между собой по смыслу и грамматически)
  3. Можете ли вы назвать тип речи? Почему?
  4. А определите стиль этого текста? (художественный).
  5. А как вы определили, что это художественного стиля текст? (воздействие на мысли и чувства читателей с помощью образов; использование изобразительно-выразительных средств).
  6. Например: расстилался туман, лучи съедают пелену, солнце разбрасывает лучи, тёплые лучи, блестящую поверхность озера, извилистая речонка.
  7. ? Придумайте такие словосочетания, чтобы слова съедают, разбрасывают были употреблены в прямом значении (съедают кашу; разбрасывают вещи по комнате).
  8. Подберите синонимы к слову из текста блестящая (искристая, сверкающая, переливчатая); антонимы к словам появляется (исчезает), тёплые (холодные)

→ На нашем тексте мы должны с вами повторить все разделы РЯ. Сейчас повторили стилистику и лексикологию.

5. Работа над орфограммами в словах.

– Давайте посмотрим на текст и обратим внимание на орфограммы.

– Допущены ли учеником (ученицей) ошибки. Если да, то объясните орфограмму.

1. Выписать из текста слова с орфограммами в зависимости от того, в какой части слова находятся и вида орфограммы.

– У вас на партах лежат таблички на разные виды орфограмм, которые встречаются в нашем тексте. Давайте посмотрим на неё и заполним примерами.

(На доске чертим таблицу. Даём время на выполнения работы. Затем проверяем, вызывая к доске учащихся (слабые детки по ходу работы заполняют свои таблички)

Орфограммы в приставках на з- и с-Безударная гласная в корне, проверяемая ударениемЧередование гласных в корнеО – Ё после шипящих и цБезударные личные окончания глаголов
РасстилалсяВ низинахрасстилалсяжёлтыепоявляется
разбрасываетпоявляетсяблестящуюпшеницывсходит
всходитсъедаютречонкаразбрасывает
расстояниенаправляемсявпадает
извилистаядалёкогонаправляемся
замечаешь

 (объявлять отметки уч-ся за выполненные задания)

→ итог: повторили орфографию.

6. Физкультминутка.

А) Для глаз:

– отвести в сторону окна взгляды, посмотреть на небо, листву деревьев, порадоваться лучам солнца.

– быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. 2-3 раза.

Б) если существительное – похлопать в ладоши, прилагательное – сжать и разжать кулаки; глагол – потрясти кистями рук.

Появляется, явление, съедают, густой, еда, съедобный, всходит, восход, тёплые, впадает, падение, направляемся.

7. Наблюдение над языковым материалом.

– Вы заметили, что я вам называла слова из нашего текста?

– Мы с вами как определяли часть речи слов? (по вопросу и значению).

– Как называются такие пары слов, как съедают, еда, съедобный? (однокоренными)

– Какие слова называются однокоренными?

– Давайте найдём и отметим из текста те глаголы, которые я вам назову и разберём их по составу.

появляется, съедают, разбрасывает, замечаешь, впадает, направляемся.

а) от чего зависит гласная в окончаниях этих глаголов? (от спряжения)

б) как вы определите спряжение? (по н.ф.)

в) образуйте от этих глаголов форму 3 лица, мн. ч. (появляются, съедают, разбрасывают, замечают, впадают, направляются)

– Какой вывод можно сделать?

? г) морфологические признаки глагола замечаешь.

глаголы 1 спряжения в 3 лице мн. ч. имеют окончания -ут, -ют; 2 спряжения – -ат, -ят.

→ итог: повторили такие разделы, как морфемика, морфология.

8. Тест по синтаксису и пунктуации.

– А вот разделы синтаксис и морфемику мы повторим с помощью небольшого теста, который лежит у вас на парте.

  1. Из предложения Утром в низинах расстилался густой туман выписали словосочетания. Что из указанного НЕ является словосочетанием? а) расстилался утром; б) густой туман; в) расстилался туман;

    г) расстилался в низинах.

  2. В предложении Солнце всходит и разбрасывает свои тёплые лучи по полям жёлтой пшеницы, верхушкам далекого леса выделенное слово является а) обстоятельством; б) дополнением; в) подлежащим;

    г) определением.

  3. Укажите ПРАВИЛЬНОЕ утверждение о предложении Но вот из-за горизонта появляется солнце ( ) и его лучи съедают серую пелену тумана.

    а) это простое предложение с однородными членами, на месте скобок нужна запятая; б) это простое предложение с однородными членами, на месте скобок запятая НЕ нужна; в) это сложное предложение с союзом, на месте скобок запятая НЕ нужна;

    г) это сложное предложение с союзом, на месте скобок запятая нужна.

На ватмане записываются правильные ответы, ученики сверяют.

– Покажите мне с помощью сигналов светофора, как вы справились с заданиями теста (зелёный – всё правильно, жёлтый – два верных ответа, красный – один и меньше) (1. в; 2. б; 3. г.)

Отметим ответы на «5»!

– Но мы ещё не закончили с разделами «Синтаксис и пунктуация».

– А вот если мы посмотрим на наш текст, со всеми ли знаками препинания вы согласны?

а) Разобрать синтаксически 3-е предложение в тексте (не выписывая его)

А почему этот разбор помещён под цифрой 4?

(4 этапа: подчеркнуть, указать части речи, схему составить, характеристику дать).

(ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ, ТО ПЕРЕЙТИ ЕЩЁ К ЗАДАНИЯМ ИЗ ЭТИХ РАЗДЕЛОВ!!!)

б) выписать из этого предложения несколько словосочетаний.

в) во всех предложениях подчеркнуть грамматические основы.

9. Итог урока.

– Итак, мы с вами можем подвести небольшой итог. Мы закрепили основные сведения из разделов русского языка; постарались отработать навыки определения орфограмм в разных частях слова, пунктограмм, изученных в 5 классе, поработали над речью. Всё это должно нам помочь и в написании диктанта, и в будущем при изучении русского языка.

10. Задание на дом.

Стр. 16 упр. 39

  • знаки препинания;
  • синтаксический разбор предложений;
  • морфологический разбор слова сена.

Выставление отметок за работу на уроке (если кого-то не учли в процессе работы!)

11. Рефлексия (получение обратной связи).

– Ребята, у вас на партах лежат фигурки солнышка и тучки. Вы хорошо поработали на уроке. Я благодарю вас за работу. Мне с вами было интересно, а вам? Если вам было интересно и понятно все, подарите мне солнышко, а если вы испытывали затруднения с заданиями, темой, правилами – подарите тучку (все анонимно).

Выставление отметок за работу на уроке.

12.03.2010

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/564706/

Диктанты с заданиями

Контрольный диктант по теме Глагол в 6 классе

Продолжение. Начало в N 34/2001

ПОВТОРЕНИЕ В НАЧАЛЕ ГОДА

В КРЫМУ

Когда утром мы проснулись, сквозь ажурные листья инжира били яркие солнечные лучи. Погода, без сомнения, располагала к путешествиям, и мы засобирались в путь. Нашей мечтой было непременно подняться на высочайшую гору Крыма Ай-Петри*, на которую вела канатная дорога.

Мы хотели насладиться великолепными видами горных круч и морских далей, которые простираются до самого горизонта. Уже целую неделю мы бегали на пляж, много загорали на пустынном берегу, купались, рассмотрели все прибрежные водоросли. Но мы не хотели проводить дни так однообразно.

Сегодня нас, безусловно, ожидала замечательная поездка. Мы положили в рюкзачок кое-что из съестного, захватили фотокамеру, и скоро маленький автобус помчал нас в Ялту.

За окнами мелькают чудесные сады и виноградники, какие-то удивительные цветущие растения, а в лицо веет крымский ветерок.

Задания

1. Выполните фонетический разбор.

I вариант: листья, поездка;
II вариант: Ялта, съестное.

2. Выполните морфемный разбор (разбор слова по составу).

I вариант: однообразно, водоросли;
II вариант: пустынный, прибрежные.

3. Выполните синтаксический разбор.

I вариант: Погода, без сомнения…
II вариант: Мы положили в рюкзачок…

_____________________
*Слова, сопровождаемые звездочкой, выписываются на доске.

ГЛАГОЛ

ПОХОД В ГОРЫ

Если вам когда-нибудь удастся побывать в настоящих горах, вы можете считать себя счастливым человеком. Но стать горным туристом для жителей равнинных городов непросто. Добраться до самых круч – это уже почти подвиг.

А правильно собрать рюкзак, запастись всем необходимым – особая наука. Умение беречь силы и не растеряться в трудную минуту тоже важно.

Ты владеешь им? Если кто-то нуждается в помощи: натер ногу, ожег руку или недомогает, – ты сумеешь прийти на помощь? Но поход – это не только тяжелый труд.

В горы поднимаются романтики, которые умеют наслаждаться ярким солнцем над суровыми вершинами, шумом горной речки, запахом альпийских лугов. Если ты любишь природу и ценишь дружбу, то ты научишься искусству горных походов.

Увлечься на всю жизнь интересным делом – значит прожить жизнь не зря.

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА

ДОБРЫЙ СОВЕТ

Я надеюсь, что ты не обидишься, если я посоветую тебе почаще ходить в музеи. Удивляешься? Рассматривая картины или другие предметы искусства, мы развиваемся духовно. Но в это же время развивается и наше зрение, умение видеть и замечать.

Люди встречаются в жизни с разнообразными сложностями, ищут решения серьезных вопросов, учатся строить свои взаимоотношения с другими, но не у всех это хорошо получается. В конечном счете выигрывает не тот, кто уберегся от проблем, а тот, кто много видел, не обиделся на уроки жизни, смог сберечь живой и свежий взгляд на жизнь и всегда надеялся на понимание.

Проигрывает тот, кто заперся в клетке своих представлений о мире.

Если ты немного расклеился, искусство поможет тебе зажечься новым интересом к жизни.

ПОСЛЕ ТЕМЫ «ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ»

ЗАПИСКА

Дорогие сестры Люба и Вера! По делам службы мне нужно ненадолго задержаться в городе. Гостей принимайте, пожалуйста, без меня. Сначала подготовьте две комнаты для тех, кто останется на ночь. Подметите полы и застелите постели. Потом ты, Любонька, порежь все для салата.

А ты, Верочка, сними с мебели чехлы, спрячь их и накрой стол парадной скатертью. Пускай и Варюша не сидит без дела. Чуть не забыл! Если выйдете в сад, увидите, что справа у изгороди растут гладиолусы. Срежьте их и непременно поставьте на стол. Когда гости начнут съезжаться, обязательно познакомьте всех друг с другом.

Я надолго не задержусь, скоро вернусь. Уж постарайтесь, милые девочки, я буду вам очень признателен.

До встречи,

ваш Сергей.

Итоговый диктант по теме
«ГЛАГОЛ»

НА ВЫСТАВКЕ КУКОЛ

Мы с другом собирались пойти в воскресенье на выставку японских кукол, о которой нам много рассказывали. Ему, к сожалению, нездоровилось, и я не стал долго раздумывать и пошел один. Выставка поразила мое воображение. Представьте три больших зала с витринами. В них разместили на подставках кукол.

Каких только кукол я не увидел! Большие и маленькие, веселые и грустные, из дерева, ткани, особой глины… В первый момент глаза разбегаются. Попробуйте выберите самую лучшую. Внимательно рассматриваю выточенные из дерева приземистые фигурки. Их одежда, личики и ручки расписаны краской. Они напоминают наших матрешек.

А здесь куклы в удивительных, искусно сделанных платьях-кимоно*. Их лица словно живые, а позы полны достоинства. Так и представляешь, как мастер лепит это личико, крепит ткани и клеит волосы, а кукла покорно терпит и ждет. И вот она готова, как будто дышит. Глаза смотрят, губы слегка улыбаются.

Что бы сказали о ней дети, если даже я не могу от нее оторваться!

После темы «Степени сравнения прилагательных»

ПРОГУЛКА В СОСНОВЫЙ ЛЕС

Хорош вековой бор погожим июльским днем. Чувствуешь себя в таком лесу как в величественном соборе: в синюю вышину гордо вознесли деревья свои роскошные могучие кроны. Лучи солнца пронизывают их, и воздух напоен смолистым запахом.

Потоки горячего света льются вниз на мягкую подстилку из опавшей хвои. Кажется, что вместе с ними струятся нежнейшие звуки птичьих , не нарушая общей торжественности и покоя. Как только полуденный жар начинает спадать, лесные звуки становятся слышнее.

Около неуклюжего пня на мягкой земле заметны беличьи следы. Тени стволов становятся длиннее, а сами стволы с западной стороны светлее. Но самое чудесное зрелище – это бор в прощальных лучах заходящего солнца. Поразительное впечатление от как будто пылающих сосен долго не изгладится из нашей памяти.

Совершив прогулку по сосновому лесу, понимаешь, что природа – наше величайшее богатство и мы должны его беречь.

Итоговый диктант по теме
«ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

ЛЕТНИЙ ДЕНЬ

Жарким июльским днем, когда луч солнца так жгуч, хочется найти место прохладнее. Далеко не легкое это дело. Из большого грушевого сада, который наполнен зноем, идешь через двор мимо собачьей будки и рыбацких сетей, поднимаешься на деревянное крыльцо и входишь в прохладный каменный дом.

Ставни прикрыты, и поэтому здесь царят тишина и таинственный полумрак. Приглядевшись, начинаешь различать длинную сероватую лавку, холщовую рубашку и кумачовую косынку на ней, глиняный кувшин на столе и другую бабушкину домашнюю утварь.

В первую минуту вздыхаешь с величайшим облегчением: что может быть лучше этой прохлады?..
…К вечеру, после утомительного знойного дня, собирается гроза. Порывистый северо-восточный ветер налетает на сад, доносит гусиные крики с реки и далекие раскаты грома.

Дерзкие порывы теребят соломенную крышу сарая и гонят серо-синюю огромную тучу, закрывшую нежно-голубой небосвод. Вот уже дальний лес скрылся за туманной пеленой дождя…

Годовые диктанты по русскому языку в 6 классе

Контрольный диктант по теме Глагол в 6 классе

Группа долго продвигалась по равнине. Зелёных предгорий, не поросших лесами, здесь не было. Горы начинались отвесной скалой, поднимавшейся вверх. Ветер, вода и просто минувшие века много потрудились над ней. В некоторых местах были заметны слои разноцветного камня, словно кем-то перекошенные и изломанные. Кое-где они напоминали каменную кладку.

Стена смотрела на север, и солнце никогда не освещало её. Граница вечных снегов спускалась низко, и ещё до неё деревья редели, потом пропадали. Под стеной тянулась незаметная дорога. Она старалась не прижиматься к стене. Но упрямая жизнь всё-таки брала своё. И по этой стене карабкались цепкие кустарники, выросшие из семян, принесённых ветром или птицами.

Дорога взбиралась на гору, следуя изгибам каменного откоса.

(110 слов)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: (стеной) поднимавшейся (1 вариант); (семян) принесённых (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: поросших, заметная, продвигалась (1 вариант); изломанные, разноцветного, взбиралась (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

В некоторых местах отчётливо были заметны слои разноцветного камня, словно кем-то перекошенные и изломанные. (1 вариант);

И по этой стене карабкались цепкие кустарники, выросшие из семян, принесённых ветром или птицами. (2 вариант).

Старый тополь

Старый тополь за окном был со мной всю зиму. Я всегда видел его в окне, и своей холодной белизной он успокаивал меня.

Потом пришла весна. Однажды утром после ночного дождя в окно заглянуло что-то зелёное, дымчатое.

Теперь за окном будто поселился кто-то живой, шумел и вдруг замолкал. Он жил всеми своими листьями и радовался жизни каждую минуту.

На его ветви прилетали птицы, они свистели, пели свои короткие городские песни. Тополь рассказывал обо мне, и они заглядывали в окно.

Какое это было долгое чудесное лето с живым тополем у самого окна! Какие были бесконечные закаты, светлые ночи, лёгкие сны!

Я просыпался. Тополь глядел в комнату, и предрассветный зелёный шум сливался с ощущением счастливого пробуждения.

(110 слов)

Дополнительные задания

1. Произведите синтаксический разбор предложения: Какие были бесконечные закаты, светлые ночи, лёгкие сны! (1 вар.). Тополь рассказывал обо мне, и они заглядывали в окно (2 вар.).

2. Укажите морфемы в словах: предрассветный, белизной, замолкал (1 вар.); бесконечные, радовался, пробуждения (2 вар.).

3. Произведите морфологический разбор слов: своей (1 вар.); каждую (2 вар.).

Поход

Пойти в поход хотелось всем. Мы сговорились встретиться в шесть утра. Я беспокоился, что просплю. И из-за этого сон мой был прерывистый. На рассвете я сбросил с себя одеяло, вскочил и встал под душ, чтобы освежиться и приободриться. Я быстро расправился с завтраком, схватил рюкзак и очутился на улице.

Было пустынно, но солнце уже ласково пригревало. Погода стояла чудесная!

Я беззаботно напевал, когда шёл к месту встречи. Я самоуверенно рассчитывал быть первым. Оказалось, что некоторые мои одноклассники проворней меня. Они расположились кружком и оживлённо обсуждали маршрут предстоящего похода. Я преспокойно присоединился к их шумной беседе, стал горячо разъяснять свои представления о том, как лучше организовать наше путешествие.

(107 слов)

Дополнительные задания

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

Я быстро расправился с завтраком, схватил рюкзак и очутился на улице (1 вар.);

Они расположились кружком и оживлённо обсуждали маршрут предстоящего похода (2 вар.).

2. Укажите морфемы в словах: одноклассники, пустынно, прерывистый, разъяснять (1 вар.); путешествие, беззаботно, чудесный, встретиться (2 вар.).

4. Произведите морфологический разбор числительных: шесть (1вар.); первым (2 вар.).

Жук

Отряд остановился на отдых. Все были в сборе, палатки поставили, развели костры, варили ужин.

Вдруг какой-то сильный шум окружил нас. Что-то больно ударило меня в лицо, и я почувствовал посторонний предмет у себя на шее. Я быстро поднял руку и схватил нечто жесткое, колючее и испуганно сбросил на землю.

Это оказался огромных размеров жук. Другого такого жука я смахнул с руки и вдруг увидел ещё трёх у себя на рубашке. Некоторые жуки ползали около костра. Особенно страшными казались те, что летали и старались сесть на голову. Жуки долго ещё попадались на чьём-нибудь одеяле, на шинели, у кого-нибудь в сумке.

Никто из нас ничего не знал об этих жуках. Позднее я выяснил их название — гигантский усач.

(110 слов)

Дополнительные задания

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

Все были в сборе, палатки поставили, развели костры, варили ужин (1 вар.);

Другого такого жука я смахнул с руки и вдруг увидел ещё трёх у себя на рубашке (2 вар.).

2. Укажите морфемы в словах: гигантский, попадались, рубашке (1 вар.); посторонний, выяснил, размеров (2 вар.).

3. Произведите морфологический разбор местоимений: какой-то (1 вар.); у кого-нибудь (2 вар.).

Ураган

Западная часть неба становилась все темнее, постепенно покрывалась тучами, не предвещавшими ничего хорошего. Капитан приказал убрать паруса, и встревоженная команда быстро выполнила распоряжение.

Скоро низко нависшие тучи закрыли все небо, и через полчаса ураган с бешеной силой обрушил на корабль разъяренные волны. Пенящиеся водяные валы бросали корабль из стороны в сторону, угрожали перевернуть его. Мачты трещали и сгибались. Самая большая из них была сломана ураганом. Ещё мгновение — и бушующее море поглотило бы судно.1

Нерастерявшиеся матросы вооружаются топорами и рубят канаты, выбрасывают мачту за борт. Корабль выпрямляется. Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик все это время. Ещё час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. Все утомлены. Главное — все живы.1

(110 слов)

1 сказать о тире.

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор причастия: (команда) встревоженная (1 вариант); (моряков), борющихся (2 вариант).2.

Морфемный разбор слов: пенящиеся, отважных, сгибались (1 вариант); нерастерявшиеся, западная, проясняется (2 вариант).

3.

Сделайте полный синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик все это время. (1 вариант); Еще час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. (2 вариант).

Белка

Под сосной на снегу виднеются совсем свежие следы. Кто-то старательно ворошил прошлогодние листья.

Выньте из кармана пару орехов и постучите друг о друга. Через минуту увидите: сыплется снег с ёлок. С ветки на ветку идёт пушистый зверёк.

Протяните руку с орехами, ребята. Вы заметите, что белка прыгнет на снег и побежит к вам. Наклоните руку. Угощение принято. Зверёк сидит на сосне и с хрустом грызёт гостинец. Хорош калёный орех!

Белка уже не стесняется, забирается прямо в карман. Хлопните по карману и сами выберите орех покрупнее. Белка не уйдёт. Будет следить, какой орех вы выберете. Смотришь и удивляешься: до чего смелый зверёк!

(По В. Пескову).

(107 слов)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор глагола: протяните (1 вариант); (моряков), будет следить (2 вариант).

2. Морфемный разбор слов: пушистый, забирается, зверёк (1 вариант); покрупнее, выберите, орехами (2 вариант).

3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения: Зверёк сидит на сосне и с хрустом грызёт гостинец. (1 вариант); Белка уже не стесняется, забирается прямо в карман. (2 вариант).

Источник: http://www.slavkrug.org/godovye-diktanty-po-russkomu-yazyku-v-6-klasse/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.