Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему Игрушки

Познавательно-речевое занятие в старшей группе «Поговорим об игрушках»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему Игрушки

Наша кнопка

Скачать материал

«Поговорим об игрушках»

Познавательно-речевое занятие в старшей группе

Подготовила:

Воспитатель высшей категории

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад компенсирующего вида № 26» г. Вологда

Козлова Л.А.

2011 год

Цели:

Коррекционно-образовательные: закрепление представлений о зиме и ее приметах; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»; совершенствование грамматического строя речи; закрепление умения составлять рассказ о времени года по мнемотаблице.

Коррекционно-развивающие: развитие длительного плавного выдоха; зрительного и слухового внимания, мышления, связной речи; артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением; развитие тактильных ощущений, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Задачи.

Образовательные:

Активизировать и обогащать словарный запас по лексической теме; «Игрушки»

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении, составлять описательный рассказ по схеме.

Закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

2. Воспитание умение слушать друг друга.

3. Воспитание бережного отношения к игрушкам.

Оборудование: мольберт, игрушки, схема, игрушки, платковая кукла.

Раздаточный материал: картинки с изображением игрушек, карточки.

Ход занятия:

В: Сегодня к нам на занятия пришла гостья. А кто вы сейчас узнаете.

В: Игрушка есть одна на свете,

Игрушку эту любят дети.

Модница она большая –

Платья без конца меняет.

Д: Это кукла (воспитатель одевает куклу).

В: К нам пришла в гости кукла Катя (Воспитатель надевает платок).

К: Здравствуйте ребята. Я кукла Катя. У меня много друзей. А кто они вы узнаете, когда отгадаете мои загадки.

1.На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела,

В пёстрой юбке танцовщица,

Музыкальная …(юла).

2.Серый байковый зверюшка,

Косолапый длинноушка.

Ну-ка, кто он, угадай.

И морковку ему дай! (заяц).

3. «Стукнешь о стенку – а я отскочу,Бросишь на землю – а я подскочу.Я из ладоней в ладони лечу –

Смирно лежать я никак не хочу!» (Мячик).

В: Кукла, мячик, заяц, юла это что?

Д: Это игрушки.

Ребята. А раньше самыми древними куклами на Руси служили обыкновенные полена, которые одевали в женскую одежду. Затем стали делать игрушки забавы (плясуны, пильщики, кузнецы и др.) . Потом появились игрушки, сделанные из куска ткани, свернутого в виде колбаски и обтянутые другой тряпицей.

А затем уже позже игрушки стали делать из глины – свистульки. Да ещё считалось, что свистом можно отогнать от себя всё плохое. Вот и делались такие игрушки-свистульки, и дарились они не только детям, но и взрослым. Мячи делались из овечьей и коровьей шерсти. Мяч получался легким, мягким, а прыгал, как резиновый!

К: Я вас приглашаю в путешествие.

К: Для этого выложим дорогу. У вас на столах карточки вам нужно продолжить ряд.

К: Молодцы. Вы справились с заданием. Тогда в путь.

К: Ехали мы, ехали, до горки доехали,

Въехали, съехали и дальше поехали,

Ехали мы, ехали, до ямы доехали,

Яму объехали и дальше поехали.

Ехали мы, ехали, до речки доехали,

Мост переехали и дальше поехали.

Ехали мы, ехали вот и приехали.

Садятся на стулья.

К: Ребята, помогите мне найти моих друзей.

К: Внимательно посмотрите и скажите где увидели, заметили, приметили, нашли, разглядели игрушку. Используйте мои слова помощники.

Д: Я заметил зайца на стуле.

Д: Я приметил куклу за коробкой.

Д: Я увидел матрёшку в коробке.

Д: Я разглядел машинку под столом.

Д: Я нашёл мячик перед коробкой.

К: Молодцы все игрушки нашли.

Игра: «Из чего сделаны игрушки».

К: Машина из железа. Значит она какая?

Д: Машина железная.

К: Кукла из пластмассы. Она какая?

Д: Она пластмассовая.

К: Матрёшка из дерева. Значит она какая?

Д: Она деревянная.

К: Зайчик из плюша. Он какой?

Д: Он плюшевый.

К: Мячик из резины. Значит он какой?

Д: Мячик резиновый.

Д.И.»Чего не стало»

В: Ребята, у меня на столе плюшевый заяц, железная машина, пластмассовая кукла, деревянная матрёшка. Посмотрите внимательно и запомните их.

Воспитатель ставит ширму.

К: Какой игрушки не стало?

Д: Не стало плюшевого зайца.

К: Какой игрушки не стало?

Д: Не стало железной машины.

К: Чего не стало?

Д: Деревянной матрёшки.

Матрёшка самая знаменитая русская игрушка. Ей уже больше 100 лет. Придумал её художник Сергей Малютин. Он увидел в Японии куклу из дерева , в которую вкладывались маленькие куколки.

Но эта кукла была с сердитым лицом старика-японца. А.С.Малютин переодел куклу, нарисовал улыбающееся лицо, с голубыми круглыми глазками, с румяным лицом. Одел её в пёстрый платочек и русский сарафан.

А назвал куклу – Матрёшкой – это старинное русское имя.

Пальчиковая гимнастика.

Вот весёлые матрёшки,

Разноцветные одёжки,

Раз Матрёна, два Малаша,

Мила три, четыре Маша,

А пятая крошечка

Все зовут матрёшечка.

К: Пройдите за столы.

К: Помогите мне разложить картинки с игрушками.

Д. И. « Расставь игрушки»

В: Ребята давайте разложим картинки с игрушками

К: Юля, куда ты положила неваляшка?.

Д: Я положила неваляшку в верхний левый угол.

К: Маша, где у тебя находится мячик?

Д: Мячик у меня находится в нижнем левом углу.

К: Ярослав, что у тебя в левом верхнем углу?

Д: В верхнем левом углу у меня машина.

К: Игрушки очень рады и довольны.

К: Расскажите о моих друзьях. Расскажите что это, какая по цвету, по форме, из какого материала сделана игрушка, и как можно с ней играть (2 рассказа).

К: Нам пора возвращаться в детский сад. А поедем мы с вами на весёлом поезде.

К:Вот и подошло к концу наше путешествие.

Список литературы:

1. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятие с детьми 5-6 лет.

2.Сайт http://m-princ.narod.ru/igrushka.htm

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории начальная школа:

Источник: https://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/poznavatelnorechevoe-zanyatie-v-starshey-gruppe-pogovorim-ob-igr.html

Развитие речи: игрушки. Речевые игры и упражнения

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему Игрушки

Развитие речи: игрушки. Материалы для речевых их и занятий с детьми по теме «Игрушки».

В этой статье я продолжаю рассказывать о том, как можно развивать речь ребенка в игре и какие речевые занятия с детьми можно провести дома или в детском центре, в детском саду. Все игры об игрушках из этой статьи предназначены прежде всего детям 3-4 лет, но они будут интересны и  полезны как более младшим, так  и более старшим детям.

  • Не нужно стремиться провести за один раз как можно больше игр. Наоборот, игру надо заканчивать тогда, когда малыши еще заинтересованы и хотят ее продолжения.
  • Все игры веселые, озорные, интересные, и так и надо проводить их с малышами – не как серьезные уроки, а как интересный развивающий семейный досуг, с улыбкой, с задором, с юмором.

Желаю Вам радостного общения с малышами! Играйте  и получайте удовольствие!

Речевая игра с игрушками 1.  «Угадай, каких игрушек не стало»

Учим малыша употреблять слова – наименования игрушек в родительном падеже множественного числа.

Познакомься! Это брат и сестра. Их зовут Таня и Ваня.

У Тани и Вани много игрушек. Посмотри на картинку и назови Танины игрушки (куклы, матрешки, скакалки, мишки, утята, пирамидки).

Давай поиграем с Таниными игрушками. Я спрячу игрушки, а ты догадаешься, чего не стало (своей ладонью   или пальчиком закрыть одну картинку и спросить: «Чего не стало?»). Ребенок  пытается угадать и отвечает: «Не стало кукол». Если Вы используете набор картинок, то просто убираете одну картинку, а малыш догадывается, чего не стало.

Обязательно похвалите ребенка и порадуйтесь правильному ответу вместе с ним. Если малыш допустил грамматическую ошибку (например,  сказал так: «не стало скакалков, утёнков») не повторяйте ошибку за ним. Вместо этого сразу же скажите правильный вариант: «Ты угадал. Молодец! Не стало скакалок».

А теперь посмотри на Ванины игрушки. Какие игрушки есть у Вани? (Кубики, барабаны, самолеты, машины, мячи, лопатки, лошадки). Давай поиграем с ними («не стало  машин, мячей и т.д.»).

Картинки игрушек, которые можно использовать для этой игры, Вы найдете в статье «Картинки: детские игрушки», которая выйдет завтра. Все картинки хорошего качества, их можно распечатать на принтере или включить в презентацию, сделать из них игру в парные картинки или рассматривать с детьми и загадывать загадки.

Для игры можно использовать и настоящие игрушки (два мишки, два кубика и т.д.)

Речевая игра с игрушками 2.  «Команды»

Учим ребенка употреблять в речи глаголы в    повелительном наклонении. Предупреждаем и исправляем грамматические ошибки в речи малышей.

Игрушки Тани и Вани любят выполнять их команды. Давай научим твои игрушки выполнять разные команды.

Попросите ребенка выбрать любимую игрушку, которую он будет учить. Игрушка (в руках взрослого) выполняет команду малыша только в том случае, если он не допустил грамматической ошибки. В случае ошибки игрушка «ждет», когда ребенок исправит свою ошибку сам или с помощью взрослых.

Сначала Вы помогаете малышу давать команды игрушке: «Попроси куклу сплясать, лечь на спинку, спеть и т.д.», затем команды придумывает ребенок, а Вы только помогаете ему, подсказываете правильный вариант в случае необходимости. В дальнейшем можно поменяться ролями с ребенком.

Ниже я даю подборку слов, в которых дети очень часто ошибаются и говорят, например, так: «ляжь», «помахай», «спей», «просни». Данные ошибки очень быстро уйдут из речи детей после нашей веселой игры.

Главное – повторять игру многократно с разными игрушками и разными командами.

Команды может делать и взрослый, и папа с мамой, и ребенок по Вашей просьбе – придумывайте свои варианты! Веселой Вам игры!

Примерные команды для игры с игрушкой: присядь, наклонись, помаши рукой, спой, спляши, порисуй, побегай, попрыгай, спи, проснись, похлопай в ладоши, топни, ляг на спинку, ляг на животик, причешись, поезжай, сядь, перепрыгни через…, дотронься до носа (до ушей, до хвоста, до рта) и т.д.

Давайте познакомимся с игрушечными зайчатами: часть 1.

Учим малышей описывать картинки с изображением игрушек, сравнивать, анализировать,  точно по смыслу употреблять глаголы (различать глаголы совершенного и  несовершенного  вида), использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (заюшка, заинька, зайчоночек, зайчишка, глазки, ушки,  хвостик и т.п.).

Для игры Вам понадобится картинка или три игрушечных зайчонка, которых Вы оденете по-разному. Это могут быть и мишки, и куклы и любые другие игрушки вместо зайчат.

Первый зайчонок – Шустрик. Он одет в курточку и брюки. Второй – Торопыжка. Он одет в куртку, которая застегнута неправильно – в результате  один нижний край выше другого, некрасиво торчит,  шапочка на боку, шарф завязан неаккуратно на боку. Третий – Догоняйка.  Он еще не успел одеться, на нем только брючки.

Рассмотрите с малышом картинки или игрушки и расскажите ему историю про трех зайчат.

«Живут у Вани и Тани три игрушечных зайчонка. Первый зайчишка всегда спешит, торопится и поэтому многое делает неправильно. Так и прозвали его ребята – Торопыжка. Найди его на картинке. Как ты догадался, что это Торопыжка?

Второй зайчонок всё делает проворно, умело, быстро,  правильно, шустро. Придумай, как его звали? Как бы ты назвал проворного шустрого зайчонка? Интересные имена ты придумал! Хочешь узнать, как его называли Таня и Ваня? Они его назвали Шустрик, потому что он был очень … (шустрый).

Третий зайчик всегда опаздывает, не успевает, дела делает очень медленно и неторопливо. Ему часто говорят: «Догоняй-ка нас».

Поэтому его и назвали – как ты думаешь, как? Придумай ему имя, из которого было бы понятно, что он всё делает медленно.

Как бы ты такого зайчика назвал? (Поощрите любой вариант ребенка – это его словотворчество, и предложите свои варианты). А Таня и Ваня называли его так —  Догоняйка.

Найди на картинке Шустрика и Догоняйку. Как ты догадался, что это Шустрик, а это Догоняйка (ребенок объясняет).

Играем в загадки: часть 2.

Эти игрушечные зайчата – братья. Они очень похожи друг на друга. Чем они похожи? (У них длинные уши, короткие хвостики,  круглые глазки, маленькие носики, они беленькие, пушистенькие, умеют прыгать, любят морковку и т.д.).

Чем отличаются зайчата? (Рассмотреть одежду, обувь, глазки, носики, что делают зайчата).

Как зайчонка можно назвать ласково? (Зайчишка, заюшка, зайчоночек, заинька).

А как ласково назвать уши зайчика? Да, ушки.

А как ласково назвать нос ? (носик).

Глаза — ? (глазки)

Лапы — ? (лапки)

Хвост? (хвостик)

Давай поиграем в загадки. Я загадаю зайчонка, а ты догадайся, как его зовут.

Вы описываете зайчонка – игрушку или зайчонка с картинки, а ребенок должен отгадать, как его зовут.

«Этот зайчонок очень веселый. У него большие синие глаза. Носик у зайчишки черный и  маленький. Ушки у заиньки длинные, а хвостик короткий. На нем красная курточка и синие брючки. На курточке есть синий воротничок и много круглых пуговиц. Зайчонок любит петь песни. Кто это?»

А теперь ты загадай мне загадку: «Мой зайчонок… У него…. Глазки у зайчишки…. Носик у зайчонка… Заинька любит…» (Мы помогаем малышу построить высказывание – описание, давая ему опору – начала фраз).

Кто что делает: часть 3.

Каждое утро Таня и Ваня играют с зайчатами. Посмотри на игрушки (разыграйте сценку). Торопыжка и Шустрик уже встали с постели (показываем), а Догоняйка ещё встаёт. И всегда так бывает. Послушай и догадайся, кто что делает (ребенок договаривает конец фразы по аналогии).

  • Шустрик уже умылся, а Догоняйка ещё…(умывается).
  • Шустрик уже оделся, а Догоняйка ещё…(одевается).
  • Шустрик уже почистил зубы, а Догоняйка ещё…(чистит).
  • Шустрик уже позавтракал, а Догоняйка ещё…(завтракает).
  • Торопыжка и Шустрик уже собрались на прогулку, а Догоняйка ещё…(собирается).

Речевая игра по теме «Игрушки» 4. «Как мы играем»

Учимся подбирать действия (глаголы) к предмету (существительному).

Таня и Ваня очень любят играть с игрушками. И хотят узнать, как ты играешь со своими игрушками. Давай расскажем им о наших играх (можно использовать игрушечный телефон). Вы «набираете номер» на игрушечном телефоне и  начинаете разговор: «Здравствуйте, Таня и Ваня! Это Вам Данилка звонит. Как вы поживаете? А мы играем, хотите узнать как? Сейчас мы с Данилкой вам расскажем»:

Данилка (имя Вашего ребенка), что мы делаем с мячом? Катаем, бросаем, ловим  (подбираем слова вместе с малышом). Если ребенок захочет показать, как он это делает – пусть покажет тут же все действия. В ходе показа действий он может вспомнить  о новых действиях и назвать и их тоже, а может их придумать.

  • А мячик что делает? Катится, летит, отскакивает, лопается, скачет, прыгает, ударяется о пол и т.д.
  • Что мы делаем с куклой? Укладываем спать, кормим, поим, одеваем, раздеваем куклу, качаем, водим гулять.
  • А кукла что делает? Ходит, ест, поет песни, одевается, гуляет, наряжается, играет, танцует.
  • Что мы делаем с машиной?  Как мы играем с ней? Возим, загружаем в кузов кирпичи, гудим, догоняем другие машины, останавливаемся, тормозим.
  • А что машина делает? Едет, мчится, останавливается, разгоняется, буксует, заезжает в гараж, тормозит, переворачивается, ломается, застревает, выезжает, обгоняет другие машины.

Для этой игры Вы можете выбрать любые игрушки, которые любит Ваш ребенок.

Игра 5.  «Парные картинки»

Учимся употреблять существительные  во множественном числе.

Вам понадобятся  парные картинки (ведро – вёдра, колесо – колёса, кольцо – кольца, ленточка – ленточки, машина – машины). Картинки для игры Вы сможете скачать бесплатно в статье  «Картинки: детские игрушки».

Делим картинки на две стопки:

  • В первой стопке — картинки, на которых нарисована одна игрушка или ее деталь.
  • Во второй стопке — картинки, на которых изображено несколько игрушек или их деталей.

Первую  стопку картинок  берем себе  – это картинки для ведущего игры. Из второй стопки картинок малыш выбирает себе 5 штук, не показывая их Вам.

Ход игры:

Можно играть и с одним ребенком, и с несколькими детьми.

Вы показываете свою картинку и называете, что на ней нарисовано: «У меня пирамидка». Ребенок, если у него есть парная картинка, должен быстро ее найти, показать и назвать: «У меня много пирамидок» или «У меня три пирамидки».

Правила игры:

  • Если ребенок быстро и правильно назвал игрушки, то мы отдаем ему парную картинку. И малыш закрывает свою картинку парной (кладет ее сверху).
  • Если же ребенок «проворонил» свою картинку, то он остается без парной картинки.
  • Если ребенок назвал картинку, но неправильно, то мы либо сами называем правильный вариант. Либо просим малыша исправить свою ошибку (если он уже хорошо знаком с правильным вариантом по предыдущим играм).
  • Задача – не потерять ни одной картинки и ко всем имеющимся картинкам подобрать пару.

Варианты игры:

  1. Если Вы играете дома в паре с малышом, то Вы тоже можете брать из второй стопки 5 картинок и закрывать их парными. Тогда задача игры будет другой. Нужно не просто не пропустить ни одной картинки, но еще и успеть первым закрыть их парными. Это зависит исключительно от везения. Поэтому данный вариант игры будет учить ребенка правильно относиться к проигрышу и выигрышу – сорадоваться и сопереживать партнеру по игре. Кто первый закрыл все картинки – парными, то и выиграл.
  2. Если ребенок пропустил свою картинку, ему предлагается отыграть фант – поскакать на одной ноге, покружиться и т.д. Задания придумываются тут же, по ходу игры.

Игрушки – это тема, которая всегда интересна детям и которая дает множество возможностей для развития речи. А Вы играете в речевые игры с игрушками? В какие?

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/razvitie-rechi-igrushki-rechevye-igry-i-uprazhneniya/

Наши друзья – игрушки, конспект занятия по развитию речи

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему Игрушки

С помощью специальных проблемных ситуаций развивать и активизировать речь детей, учить употреблять в речи ласковые слова, прилагательные, активизировать словарь: шерсть, мягкая, пушистая, клюёт, ласкает.Уточнить представление о том, с кем животные живут в реальной жизни.

Вызвать желание проявить заботу о своих друзьях игрушках.Продолжать учить детей слушать внимательно рассказ В. Сухомлинского «Как удивился Мурчик».Отвечать на вопросы по рассказу, развивать воображение.Продолжать учить детей быть доброжелательными, воспитывать желание всегда приходить на помощь к слабым, к маленьким.

​Воспитывать любовь и бережное отношение к игрушкам.

Оборудование:

Игрушки: котик, цыплёнок, цветочек, картина с курицей.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу,предлагаю поиграть в игру «Назови ласково». (Дети по кругу передают цветочек и называют своего соседа ласково.)
– Вот какие мы добрые и хорошие, и игрушки у нас тоже хорошие.

Давайте, ребята, мы с вами рассмотрим наши новые игрушки, которые появились недавно в группе, котика и цыплёнка.

(предлагаю двоим ребятам найти игрушки на полке где они стояли, и тут выясняется, что игрушки пропали.)

– Как вы думаете, дети, куда исчезли игрушки? (выслушиваем предположения детей).

– Утром, я встретила котика и цыплёнка у на в коридоре, они решили убежать от нас, уйти из нашей группы тайком. Как выдумаете , ребята, почему они от нас хотели уйти? (Ответы детей).

Вы правы, им у нас не понравилось. Хотя мы о них заботились и не обижали, но они мечтают жить в таких условиях, в которых живут настоящие котик и цыплёнок, сейчас мы их рассмотрим и вспомним, где они живут.

(Достаю котика из короба.)

– Посмотрите, ребята, какой у нас всё- таки красивый кот, чем покрыто тело его? (шерстью)А какая она? (Мягкая, пушистая, рыжая.)Что есть у кота? (Туловище, голова, лапы и хвост.)Хвост какой? (Длинный, пушистый.)А что есть на голове?(Глаза, уши, нос, рот, язычок.)А для чего коту язычок? (Чтобы лакать молоко, умываться.

)Котик большой или маленький? Давайте придумаем ему имя. А теперь назовём его ласково.Скажите мне, а где живут коты, кошки? (Да они живут в наших домах, в семьях, среди людей и люди заботятся о них. Так как они живут рядом с нами, какие это животные? (Домашние.)

А теперь давайте посмотрим, какой чудесный цыплёнок у нас.

А котик пока посидит рядышком и посмотрит на наших ребят. Посмотрите, какой по величине цыплёнок? (Маленький.) Что можно ещё сказать о цыплёнке, какой он? (Жёлтый, пушистый.) на голове у него что есть? (Глаза, клюв, для чего ему клюв? что он им делает?) (Клюёт.), а сколько у него лапок? (Две.

) А давайте теперь назовём ласково цыплёнка (Цыплёночек, цыпонька…)

Физминутка «Заводные игрушки»

Посмотрите, в магазинеВсе игрушки на витрине:

(Широко развести руки в стороны)

Заводные зайчикиКуколки и мячики,Пушистые котята,

(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Матрешки, медвежата -Все на полочках сидят

(Присесть)

С нами поиграть хотят.
(Прыжки)

А теперь, ребята, я вам расскажу один рассказ В. Сухомлинского «Как удивился Мурчик».

«Как удивился Мурчик»

«Был себе у бабушки старый кот Мурчик. Лежит Мурчик напротив солнышка, греется. Закрыл глаза. Спит, положив голову на лапы. Только хвостиком машет, мух прогоняет. А в это время ходил цыплёнок, он заблудился, отстал от мамы-наседки и жалобно пищал.

Тут он увидел спящего кота и сразу успокоился. Подошёл к нему тихонько, прислонился к котику, закрыл глаза. Тепло цыплёнку возле котиковой шубки. Мурчик почувствовал, что к нему кто-то прижался. Открыл глаза – цыплёнок, удивился: ну и смелый же он! – подумал Мурчик. Смотрит котик на цыплёнка, удивляется и не знает, что ему делать?»

Что сделает Мурчик? Как вы думаете, ребята? (Дети высказывают свои мнения.) Давайте поможем цыплёнку найти его маму. Напомните мне кто мама цыплёнка (курица). Ребята, мы походим по нашей группе и попробуем найти курицу-наседку (находим изображение курицы). Вот видите, ребята, цыплёнок уже возле мамы, значит ему уже никакая беда не грозит.

А вы ребята, молодцы, помогли цыплёнку, потому что вы добрые. Быть добрым – это очень хорошо, это помочь кому-нибудь в трудную минуту, уступить в чём-нибудь, делится со всеми, что у тебя есть. К добрым людям и животным все тянутся, с ними многие хотят дружить.

Давайте, ребята, мы все станем добрыми, улыбнитесь, сделайте добрые лица, будем делать добрые поступки.

Скачать конспект занятия “Наши друзья – игрушки”

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/igrushki.html

Открытое занятие по речевому развитию в старших группах

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему Игрушки

Хорошо сформированная речь оказывает огромное влияние на все стороны жизни ребенка: познавательные интересы, коммуникацию, обучение и т.п. В дальнейшем это залог успешного обучения в школе.

Обратите внимание! Работа над развитием речи в ДОУ определена ФГОС — федеральными государственными образовательными стандартами.

Занятие по развитию речи в старшей группе по фгос

Для речевого развития в старшей группе по ФГОС поставлены следующие задачи:

  • Формирование и активизация словаря.
  • Совершенствование грамматической стороны речи.
  • Формирование звуковой культуры речи: дифференциация звуков.
  • Совершенствование диалогической речи.
  • Обучение рассказыванию и пересказу.
  • Приобщение детей к художественной литературе.
  • Подготовка детей к обучению грамоте.

Чтение — вид речевой деятельности

Формы работы по развитию речи:

  • занятия (НОД);
  • ситуации общения;
  • игры (дидактические, театрализованные, ролевые, пальчиковые);
  • проектная деятельность;
  • работа с книгой, произведениями искусства и праздники, театрализованная деятельность;

Театрализованная деятельность как средство развития речи

Развивающие программы

Если раньше была только одна основная рабочая программа, по которой работали педагоги всей страны, то сейчас таких несколько.

Например, это такие известные программы, как «От рождения до школы», «Успех», «Радуга», «Истоки», «Развитие», «Детский сад по системе Монтессори» и многие другие.

Программы отличаются структурой уроков, литературным материалом, используемыми методическими пособиями. Обязательное общее условие — соответствие ФГОС.

Развивающие образовательные программы дошкольного образования, соответствующие ФГОС ДО, перечислены на сайте госреестра.

На сайте «Школьный гид» (ссылка) можно найти не только полный список образовательных программ, но и ссылки на содержание каждой программы.

Также существуют парциальные программы. Эти программы являются дополнением к основной программе детского сада, например: «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» Ушаковой О.С. или «Юный эколог. Николаевой С.Н.

Обратите внимание! Наиболее используемой программой является государственная программа «От рождения до школы». Работа ведется по пособию В.В.Гербовой «Развитие речи в детском саду».

Фрагмент рабочей программы на три месяца

Октябрь.

  1. Лексические упражнения. Чтение стихотворения.
  2. Учимся вежливости.
  3. Описание кукол.
  4. Дифференциация звуков с-ц
  5. Составление рассказа по картине.
  6. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.
  7. Заучивание стихотворения
  8. Литературный калейдоскоп

Ноябрь.

  1. Чтение стихов о поздней осени.
  2. Рассказывание по картине.
  3. Чтение сказки «Хаврошечка».
  4. Работа со звуками ж-ш.
  5. Обучение рассказыванию.
  6. Чтение. Житков «Как я ловил человечков».
  7. Пересказ рассказа.

Декабрь.

  1. Чтение стихотворений о зиме.
  2. Дидактическое упражнение «Хоккей».
  3. Пересказ.
  4. Работа со звуками с-ш.
  5. Чтение сказки «Серебряное копытце».
  6. Заучивание стихотворения.
  7. Дидактические игры со словами.

Наглядно-дидактическое пособие «Профессии»

Методическая база или материал, необходимый для проведения занятий:

  • методические пособия;
  • наглядные пособия: серии картин для детского сада, игрушки, литература с иллюстрациями, настольные игры, натуральные предметы, раздаточный материал, оборудование для театрализованной деятельности;
  • технические средства: магнитофон (любой другой вид аудио-проигрывателей), компьютер, интерактивная доска для показа презентаций;
  • периодически обновляющиеся стенды и выставки;

Стенды по развитию речи

Структура занятий

Начало занятия. Активизация знаний, установление связей с пройденным материалом, сообщение целей занятия. Начало занятия должно вызвать интерес и внимание к дальнейшей работе.

Читайте еще:  Артикуляционная гимнастика для звуков Ш и Ж

Важно! Между частями занятий планируется 1-2 физкультминутки.

Основная часть:

  • используются ведущие приемы обучения в зависимости от типа занятия;
  • самостоятельная работа детей — ответы, упражнения, игра (если требуется, то под руководством воспитателя)

Обратите внимание! Заключительная часть. Должна быть краткой и эмоциональной. Это может быть чтение художественного произведения, дидактическая игра и т.п.

Примеры планов

Плана занятия на тему «Чтение русской народной сказки „Хаврошечка“»:

Вводная часть: вспомнить известные детям русские народные сказки.

Основная часть:

  • Чтение сказки
  • Ответы на вопросы.
  • Заключительная часть: повторить коллективно концовку сказки.

Развитие речи детей 5-6 лет консультация для родителей

Речевое развитие детей 5 6 лет, консультация для родителей происходит не односторонне (только педагогами), а в тесном контакте с семьей. Одна из форм взаимодействия с родителями— проведение открытых уроков

Нод по развитию речи в старшей группе по фгос на тему «весна» (конспект занятия):

цель: научить составлять рассказ по картине.

задачи:

  • развитие связной речи;
  • пополнение и активизация словаря детей на тему весны;
  • закрепление знаний о весне, умение называть признаки весны;
  • развитие художественно-эстетического восприятия;

оборудование и материалы: картина а.к. саврасова «грачи прилетели».

картина «грачи прилетели»

методические приемы: словесные (использование речевого образца, беседа, оценка детской речи), наглядные (показ картины), игровые (дидактическая игра).

ход занятия

  1. вводная часть. рассматривание рисунков о весне, выполненных самими детьми на рисовании. закрепление в словаре детей слова «пейзаж».
  2. основная часть. осмысление общего содержания картины. ответы на вопросы:
  • что нарисовано на картине? в центре? слева? справа? сзади?
  • какое время года?
  • как вы поняли, что это весна? (грачи, лужи, проталины, тени от берез, солнечный свет, поля без снега. подбор прилагательных к существительным.
  • какой по-вашему весенний месяц? какие еще знаете весенние месяцы?
  • описание картины воспитателем (проговаривание речевого образца).
  • описание картины детьми по образцу. по цепочке: описывать ту часть картины, которую покажет воспитатель (один ребенок—одно предложение).

в конце дать возможность хорошо говорящим детям описать картину полностью.

важно! учитывать особенности детей: кто-то может описать всю картину, кто-то только одну деталь в одном предложении.

3. оценка речевой деятельности детей.

4. дидактическая игра «передай колечко— назови словечко»

5. подведение результатов занятия. разобрать более подробно цели и задачи урока, проанализировать структуру, методические приемы работы.

читайте еще:  как сделать лэпбук по развитию речи своими руками в доу

открытые уроки для родителей

наиболее подходящими и доступными для восприятия также будут уроки по разучиванию стихотворения (в.в.гербова, стр.37, занятие 6, и.белоусова «осень»), составлению рассказов (в.в.гербова, стр.51, занятие 2), пересказыванию (стр.57, занятие 8, в. бианки «купание медвежат»)

формирование речи — процесс, который в повседневной жизни. родители задают ребенку речевой образец. один из дополнительных видов работы — оформление консультаций в виде папки раскладушки «речевые игры по дороге домой».

фрагмент папки-раскладушки

речевое развитие на прогулке

во время прогулок также происходит речевое развитие детей. это и разучивание считалок, закличек, речевок для подвижных игр, и индивидуальная проверка стихов, и чтение стихов, и организация наблюдений.

наблюдая за изменениями на участке зимой, дети пополняют «зимний» словарь, закрепляют названия месяцев-декабрь,январь, февраль (так же и с другими временами года). составляют рассказы по впечатлениям: «синички на кормушке», «профессия «дворник», «как мы садили цветы на клумбу». прогулка — яркий пример того, как можно интегрировать образовательные области.

«от рождения до школы» — развитие речи в старшей группе

Комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой разработана на базе основной классической программы 1985 года, при этом была изменена ее структура и включен новый материал. Затем программа была переработана согласно ФГОС и предназначена для формирования основных образовательных областей.

В методическом пособии В.В. Гербовой разработана методика работы с детьми пяти-шести лет, планирование работы на год, есть дополнительный материал по работе с детьми в летнее время, материал для чтения, анализ особенностей развития речи детей шестого года жизни.

Обратите внимание! В старшей группе проводятся два занятия в неделю.

В пособии продумано и расписано содержание каждого занятия: постановка целей и задач, предварительная работа, подробный ход занятия, методика проведения, дидактические игры.

Воспитание в играх-занятиях

Используя картотеку дидактических игр можно проводить отдельные игры-занятия. Через игру легче происходит усвоение норм родной речи: дети активно работают, меньше устают, могут играть не только под руководством воспитателя, но и самостоятельно. Работа, начатая на занятии, должна продолжаться в течении дня с помощью речевых игр и упражнений.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

В процессе непрерывной работы к 7 годам ребенок должен:

  • уметь адекватно использовать 2–3 тысячи слов;
  • правильно выстраивать предложения, используя все части речи;
  • рассуждать, а также излагать своё мнение;
  • правильно использовать устойчивые выражения;
  • объяснять значение слов;
  • понимать правила построения диалога (прежде всего, проговаривание своей реплики после того, как это сделал собеседник);
  • развивать умение составлять устные тексты разного жанра (повествование, например, в рассказе о том, как прошли выходные, описание, если речь идёт о комментировании видео или картинки, рассуждение, если нужно дать оценку действиям персонажей сказки;

В заключение нужно отметить, что задача детского сада в полной мере использовать все возможные средства для развития речи дошкольника. Только тогда результаты диагностики покажут, что ребенок готов к дальнейшему обучению в школе.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/rech/otkrytoe-zanyatie-po-razvitiyu-v-starshih-gruppah

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.