Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Автор занятия: воспитатель высшей категории Сорокина А. М., Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» городского округа Тольятти.

Программное содержание:

З.К.Р: Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.Словарь: Упражнять детей в подборе антонимов – слов с противоположным значением.Продолжить знакомство детей с многозначными словами.

Грамматика: Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;

Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Материал:

Цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги; иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; нарисованная схема на ватмане; сундучок; пригласительные открытки; посуда для чаепития; письмо, магнитофон, карта-схема.

Предварительная работа:

Заучивание пословиц, физминутки; дидактические игры.

Ход занятия:

– Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе.

/открываем письмо/    

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я не забыл, как вы выручили меня из беды. У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех на него.

Пригласительные открытки я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень жду».

– Интересно, пригласить-то пригласили, а открыток нет. Вот лежит какая-то карта, а на ней дорожки, ведущие к заячьей избушке.

А сверху лежит записка от Сороки:«Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, вообщем, хорошо потрудиться».

– Ребята, а больше всех у нас трудится  язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:

Ла-ла-ла – белочка спала;Ло-ло-ло – у сосны дупло;Лу-лу-лу – дайте нам пилу;ля-ля-ля – вот моя земля;ли-ли-ли – мы козу пасли;

лю-лю-лю – я вас всех люблю.

– Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем. Готовьтесь, берите с собой нарядную одежду, подарки – все же на день рождения идем.

1. – Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета? Вы, случайно, с Анжелой Петровной не изучали, что они обозначают?/ Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные/.

 – Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этой фишке. /дети называют/. – А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки, назовите их  и определите первый звук в этих словах.

/бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек/

– Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.

2. – Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть? /Белка/ Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две. Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День     –  ночь  Сахар    –  соль Чистота  –  грязьЗима     –  лето Потолок  –  пол           узкая    –  широкая /юбка/    длинное  –  короткое /платье/    сильный  –  слабый /спортсмен/    веселая  –  грустная /девочка/    высокий  –  низкий /человек/            Смеется   –  плачет /ребенок/Лежит     –  сидит /человек/Закрыть   –  открыть /книгу/Взлетает  –  садится /самолет/

Надевает  –  снимает /свитер/

– Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.

3. – Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает. – «Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку».- Конечно, знаем.

Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще  иголки знаете? /у сосны, швейную, у ежа, медицинскую/.- А какие ножки вы знаете? /у детей, у стола, стула, кресла/.

– Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова.

Нужно идти  дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит,  может, отдохнем?

Физминутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,      Наши пальчики встряхнуть.       Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –          

Так шевелят ушками               Серенькие зайчики.               Крадемся тихо на носочках,    

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,И мы головки повернем.Теперь садимся тише, тише 

Притихнем, словно, в норках мыши. 

Ходил медведь по лесу,Топтался и рычал.Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

4. – Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.
– Оказывается, она может перекинуть мостик, если мы выполним ее задание.

Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»

 
/иллюстрации/    

медведь   лиса       солнцеволк      белка       окнолось      сорока   дерево

аист      ворона   яблоко

– Ребята, мы опять справились с заданием, лягушке придется перекинуть мостик. Идем дальше, уже недалеко находится заячий домик.

5. – Ребята, посмотрите, дерево огромное свалилось, преградило нам дорогу. А под ним что-то лежит. Оказывается, это сундучок, но он закрытый. Обычно, в таких сундучках прячут клады, может, там тоже клад. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы:  «Какой?» и «Что делает?», тогда он откроется,  и мы увидим, что там находится. А подбирать слова мы будем к слову «Зайчик».

Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»

Зайчик /какой?/ – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.Зайчик /что делает?/ – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т.д.Настроение у зайчика /какое?/ – радостное,веселое,счастливое.

А гости на дне рождения /что делают?/- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т.д.

– Ребята, я думаю, что зайчику очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали. А теперь давайте посмотрим, что в сундучке. Да здесь пригласительные открытки для нас на день рождения зайчика.

Значит, не обманула нас Сорока.

6. – Ребята, а как вы думаете, Зайчик уже накрыл стол к приходу гостей. /Да/- Интересно, куда Зайчик положит хлеб?- Как называется посуда для хлеба? /Хлебница/.- Для сахара? / Cахарница/.- Для конфет? /Конфетница/.- Для салата? /Салатница/.- Для салфеток? /Салфетница/.- Для масла? /Масленка/.

– Для соли? /Солонка/.

Молодцы! Справились с очередной задачей. Надевайте свои наряды, мы идем на праздник с наилучшими пожеланиями, ведь мы так славно потрудились. 
Ребята, а какие пословицы про труд мы знаем?

«Терпение и труд все перетрут»;«За всякое дело берись умело»;«Жизнь дана на добрые дела»;

«Какие труды, такие и плоды» и др.

– А теперь Зайчик приглашает вас за праздничный стол.
/проводится чаепитие/

 Скачать конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/puteshestvie-k-zaichiku.html

Занятие по развитию речи с детьми старшей группы на тему «Школа»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Программное содержание:

— Формировать готовность детей к обучению в школе; конкретизировать и расширять представления старших дошкольников о школе и школьных принадлежностях; обогащать и активизировать словарный запас по этой теме.

— Поощрять желание детей идти в школу; стимулировать психологическую готовность к школьному обучению с целью получения знаний.

— Развивать у детей память, внимание и связную речь; упражнять в зрительном соотнесении букв.

— Воспитывать уважительное отношение к учителям и школьникам, бережное отношение к письменным принадлежностям.

Материал: портфель, школьные принадлежности и картинки с их изображением, сюжетные картинки «В школу», «В классе», плакат с алфавитом, картинки с печатными буквами к упражнению «Исправь ошибку».

Ход занятия

Звучит песня М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

Воспитатель: «…С картинки в твоем букваре!» Ребята, почему такие слова придумал поэт? Как может Родина начинаться с картинки в букваре? Почему так говорят? (Потому что букварь — это для многих детей самая первая книга, которая открывает им весь мир!) Каким образом книга может открыть перед нами весь мир?

Вот букварь — начало всех наук.

Ведь слова рождаются из букв.

(В. Приходько.)

«Книга — это маленькое чудо. Она рассказывает нам смешные и грустные истории, учит всему на свете и знает все про все».

(Б. Зубков.)

Человеку книга служит,

С человеком книга дружит.

Человеку книга — друг,

Объясняет все вокруг.

(В. Приходько.)

— Знаете ли вы правила пользования книгами? Нельзя брать книги грязными руками — почему? Нельзя загибать уголки листа -— почему? Нельзя читать во время еды — почему? Нельзя рисовать в книгах, которые для этого не предназначены, — почему? Какие еще правила вы знаете?

— Первой книжкой, первым учебником первоклассников всегда был букварь. Ребята, внимательно рассмотрите картинки рядом с буквой или над ней. Посмотрите, рядом с буквой «А» в букваре нарисованы арбуз, аист. Придумайте сами, что еще можно нарисовать на странице с буквой «А»?

— Проведем сейчас игру-соревнование «Кто больше знает слов на букву «…»?». Выигрывает ребенок, последним назвавший правильно слово.

— Рассмотрим сюжетную картинку «В школу!». Я начну рассказ по картинке, а вы продолжите. «Школа — это здание, где учат детей. Школа — это учителя и школьники.

Школа — это портфель, учебники, тетради, ручки, картинки на стене, черная доска и мел, парты и большие окна… Каждое утро в школе раздается звонок.

В класс приходит учитель, чтобы учить, и школьники, чтобы учиться…» (По С. Соловейчику.)

Воспитатель рассказывает и выставляет предметные картинки школьных принадлежностей. Дети составляют рассказ по сюжетной картинке.

— Используйте в своем рассказе названия школьных принадлежностей.

— Послушайте стихотворение В. Берестова «Кто чему научится?»:

— Чему первым делом учится кошка?

— Хватать.

— Чему первым делом учится птица?

— Летать.

— Чему первым делом учится школьник?

— ЧИТАТЬ! …

Звучит песня М. Пляцковского «Чему учат в школе», дети подпевают, выполняя движения вместе с воспитателем

— А знаете ли вы, откуда взялся алфавит? Что это и зачем его придумали? «Очень-очень давно люди придумали буквы. Они составляли алфавит. Древние буквы были не похожи на те, которыми мы теперь пишем. Сначала люди придумали записывать свои мысли обычными рисунками-символами…» (По Г. Юрмину. «Алфавит».)

— Мы с вами умеем уже составлять схемы рассказов с помощью рисунков-символов. Давайте попробуем прочитать мою запись!

Педагог выставляет три картинки: желтый листочек, дети, школа.

— Что я обозначила первой картинкой — желтым листочком? (Осень.) Попробуйте придумать предложение по этим картинкам: «Осенью дети идут в школу».

— У разных народов были разные буквы. Они рождались из картинок-символов. Буквам давались имена. Из названий первых букв русского алфавита — «аз» и «буки» — сложилось его русское название: «азбука».

В русской азбуке, или алфавите, 33 буквы. Кто из вас может назвать буквы, которые я покажу?

Воспитатель вывешивает большой плакат азбуки. Дети называют знакомые им буквы. Педагог читает стихотворение Б. Заходера «Алфавит»:

33 родных сестрицы,

Писаных красавицы.

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

— Проведем сейчас упражнение «Исправить ошибки»

Время у вас ограничено: 5 минут на 2 строчки. Вы должны сравнить написание по алфавит)’ и зачеркнуть ошибки.

Воспитатель раздает детям карточки, на которых напечатаны буквы в правильном и зеркальном отображении.

— Посмотрите на сюжетную картинку «В классе». Я начну рассказ, вы его продолжите.

«В классе большие окна, чтобы детям было светло и уютно. На стенах висят портреты известных ученых, писателей. В классе стоят парты, шкафы, висит на стене доска для письма мелом. В шкафу и на партах лежат книги, тетради, карандаши, ручки».

— Школьные парты — это специальные столы с сиденьями, за которыми удобнее всего писать и читать. Над созданием парты работало много людей, чтобы сделать ее удобной и красивой, поэтому парты надо беречь.

— Знаете ли вы, кто живет в портфеле? Отгадайте загадки!

Он не ест и не пьет.

Только весело поет.

И с урока на урок

Подает свой голосок. (Звонок.)

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать,

Потому что я — … (тетрадь.)

Я все знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться. (Книга.)

Сели на страничку Веселые сестрички.

Сели рядом — не молчат,

Нам загадки говорят. (Буквы.)

— Давайте попробуем собрать портфель по памяти, запомнив слова из стихотворения С. Маршака:

Семь ночей и дней в неделе,

Семь вещей у нас в портфеле:

И дневник, и тетрадь,

И перо, чтоб писать,

И резинка, чтобы пятна

Все стирала аккуратно,

И пенал, и карандаш,

И букварь, товарищ наш.

— Кто из вас сумел запомнить все семь вещей?

Дети называют по одному предмету из школьных принадлежностей, а воспитатель выставляет на доске предметную картинку каждого названного предмета. Так выстраивается предметный ряд.

— Для чего нужен в школе этот предмет? Составим предложение с заданным словом. Например, слово дневник: «В дневник дети записывают домашнее задание» или «В дневник учитель ставит отметки».

— Все предметы уложим в портфель. Наши дети могут идти в школу. Кто вас встретит в школе?

Учитель вас введет в просторный класс,

В ваш первый класс несмело вы зайдете.

За парты всех рассадит вас,

Поздравит с первым школьным годом.

Букварь открыт и новая тетрадь —

Учитель вам о Родине расскажет.

Учите буквы, чтоб уметь читать,

И цифры знать полезно будет тоже.

(По Г. Соколову.)

— Расскажите, что делает учитель в школе? Чему научит вас учитель?

— В заключение нашего занятия предлагаю вам представить себя школьником, учеником и нарисовать свой портрет «Я иду в школу». Из ваших рисунков мы составим выставку для выпускного праздника.

Л. Ладутько, С. Шкляр

Источник: https://vscolu.ru/razvitie-rechi/zanyatie-po-razvitiyu-rechi-v-starshej-gruppe-detskogo-sada-shkola.html

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему “Перелетные птицы”

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Этот вариант НОД в старшей группе по развитию речи включает несколько разноплановых задач, образовательного и воспитательного плана.

Задачи

  1. Обогащение словарного запаса детей.
  2. Обучение воспитанников составлению рассказов-описаний с помощью опорных карточек-подсказок (пиктограмм).
  3. Расширение представлений об окружающем мире, его основных сезонных изменениях, растениях, живых обитателях.

  4. Формирование у каждого ребенка социальной активности, умения выражать собственное мнение, объяснять свою точку зрения.
  5. Общее развитие познавательных процессов.

Данный конспект по развитию речи в старшей группе позволяет провести занятие, которое может быть заключительным для блока осенних тем.

Методически приемы

  • Использование сюрпризного момента с выступлением перчаточной куклы.
  • Чередование групповой и индивидуальной работы по развитию речи, других познавательных процессов.
  • Применение наглядных материалов, раздаточных картинок, игрушек.

Материал

  1. Карточки с изображениями перелетных и зимующих птиц средней полосы (из дидактических наборов по развитию речи в старшей группе детского сада)
  2. Игрушечные овощи и фрукты
  3. Кукла-бибабо Дятел
  4. Мячик
  5. Лист из цветной бумаги

Вводная беседа с элементами театрализованного представления

Воспитатель просит детей занять свои места, обращая их внимание на то, что в группе откуда-то появился необычный конверт (который должен быть заранее прикреплен на видном месте). Педагог читает письмо вслух. В нем написано:

«Дорогие ребята! Пишет вам Осень. Помогите мне, пожалуйста! Уже совсем скоро закончится мое время, сменит меня сестрица-Зима. Нужно мне проверить леса, поля, птиц, зверей. Все ли они успели подготовиться к приходу морозов, метелей, стужи. Мне одной все не успеть, нужны помощники! Если вы согласитесь ими стать, то пришлю я к вам своего верного друга, он все объяснит».

Дети соглашаются помочь Осени, в группе начинает звучать задорная музыка. На ширме появляется кукла-бибабо Дятел, игрушка говорит:

«Здравствуйте, девочки и мальчики! Как же я рад встретиться с вами! Вы узнали меня?»

Педагог читает загадку-обманку:

Целый день в лесу стучуВсе деревья я лечу.Доктор леса, но не врач

Угадали? Я же – …. (Дети должны ответить не «грач», а назвать другую птицу — дятел)

Можно использовать еще несколько подобных стихов по теме.

Кукла продолжает монолог: «Ох, какие вы внимательные, сообразительные! Сразу догадались, что не про моего друга-грача эта загадка! А как вы думаете, можно ли сейчас встретить в лесу грача?»

Дети отвечают, педагог просит каждого объяснить ответ.

Дятел: «Правильно, грач уже улетел в теплые страны. А еще нам надо с вами вспомнить других перелетных птиц, которые гостят у нас только летом. Вот о чем просила меня попросить вас осень. Кого вы знаете?»

Игра с мячом « В теплые края летит….»

Все дети рассаживаются по кругу, воспитатель берет мяч и говорит: «Я знаю, что в теплые края улетел грач, а вы кого вспомните?» Игра продолжается до тех пор, пока звучат новые названия.

Автор Затулина включает подобные игры в большинство конспектов комплексных занятий по развитию речи в старшей группе детского сада.

Конспекты занятий Г.Я. Затулина

Дятел: «Ох, потрудились маленькие помощники! Всех моих лесных соседей вспомнили. Правильно, все они уже улетели, никого холода не испугают. Полечу я, передам Осени от вас привет, расскажу, что всех перелетных птиц мы вспомнили, никого из них теперь не встретить.»

Кукла прячется за ширму.

Физ минутка

Воспитатель приглашает всех встать, повторяя слова и движения за ней (последовательно):

  • Дождик осень стучит: кап-кап, кап-кап! ( негромко стучим ножками по полу).
  • Солнышко за тучкой спит: бай-бай, бай-бай! (кладем руки под щеку, качаемся из стороны в сторону).
  • Урожай мы весь собрали: ох-ох, ох-ох! (Поднимает с земли воображаемый груз, поднимаем его над головой).
  • И гулять пореже стали: бр-рррр, бр-рррр! (Обнимаем себя обеими руками, дрожим).

Рассказ о прелестных птицах по пиктограмме

Педагог обращает внимание детей на картинки, которые она держит в руках. Она говорит:

«Ребята, давайте поиграем с вами в интересную игру! На этих картинках нарисованы хитрые значки, которые помогут нам рассказать о перелетных птицах. Попробуем вместе!»

Она показывает первую картинку, просит сказать, что на ней нарисовано. Постепенно все картинки вывешиваются на доску. Воспитатель достает карточку с нарисованным дятлом, просит вспомнить загадку о нем, которую она читала в начале занятия. Все вместе вспоминают стихотворение-обманку.

Воспитатель предлагает рассказать о птице по опорным картинкам-схемам. Дети по очереди рассказывают о дятле (внешний вид, где живет, чем питается, чем отличается от других птиц). Воспитатель напоминает, что дятел — птица зимующая, его можно встретить круглый год. Она просит детей взять по одной картинке с перелетными птицами, рассказать о каждой по схеме. Желающие рассказывают.

Игра «Какая прилетела?»

Все карточки с перелетными птицами переворачиваются картинкой вниз. Поднимается одна, наугад. Дети узнают птицу, называют ее (соловей, грач, ласточка, др).

Воспитатель предлагает каждому придумать слово, которое можно сказать про эту птичку (быстрая, стремительная, перелетная, яркая, пестрая).

Время от времени педагог помогает игре, задавая вопрос «Какая (какой) к нам прилетела/прилетел …. ласточка, скворец, другие перелетные птицы).

Загадка «Четвертый лишний»

Педагог называет четыре птички, три перелетные и одну зимующую. Например: ласточка, дятел, скворец, дрозд. Дети должны назвать ту, которая не является не улетает на зиму в теплые края, «лишняя».

Найти список подобных логических заданий можно в конспектах занятий по развитию речи в старшей группе, посвященных другим темам про птиц.

Все карточки с птицами собираются в конверт, в котором было письмо от Осени. Дети прощаются с ними до будущей весны. Воспитатель просит напомнить названия всех птиц, которых они собрали и объяснить, почему им дали такое название.

Поэтическая пауза

Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой «Ветрено», обсуждает его с детьми. Спрашивает каждого, что бы он нарисовал на картинке к этим строкам. На доску вывешивается несколько картинок осени:

  • ранняя (сентябрь);
  • золотая (октябрь);
  • поздняя (ноябрь).

Детей просят определить то время года, о котором рассказывает поэтесса и то, которое за окошком сейчас. Педагог просит назвать отличия. Затем она предлагает расположить картины на доске в правильной последовательности, от первой к последующим.

Игра «Назови ласково!»

Педагог складывает в непрозрачный мешок игрушечные овощи, фрукты. Предлагает каждому ребенку достать одну игрушку. Затем воспитатель по очереди называет слова «овощ» или «фрукт», просит поднимать игрушку только тех, кто держит именно то, что она сейчас назвала.

После этого каждый воспитанник, по очереди, должен найти ласковое название тому «подарку осени», который у него в руках. Например, помидор — помидорчик, баклажан — баклажанчик, Педагог подсказывает, что почти все овощи легко назвать ласково, а фрукты — сложнее.

Теперь перед детьми выставляются две корзинки. Каждый кладет свою игрушку либо к овощам, либо к фруктам. Затем содержимое каждой корзины выкладывается на стол , затем все ищут ошибки. Если они есть, то плоды раскладываются по-другому, правильно.

Завершение занятия

Воспитатель еще раз просит детей назвать тему НОД, снова показывает им конверт с перелетными птицами. Затем она достает осенний листок, вырезанный из бумаги, просит его отнести письмо с ответом от ребят Осени. После она благодарит детей за помощь.

Используйте для занятий набор дидактических карточек “Перелётные птицы”.

Источник: https://orechi.ru/logopedam/konspekt-zanyatiya-v-starshej-gruppe

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: содержание программы

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Автор занятия: воспитатель высшей категории Сорокина А. М., Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» городского округа Тольятти.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Одежда наша» в старшей группе детей

Цель: расширить словарный запас по теме: «Одежда» и закрепление знаний по теме.

Задачи:

  • закрепление образования существительных в единственном и множественном числе, а так же образование существительных с прилагательными; закрепления представления о деталях, видах и различных материалах, из которых она сшита;
  • воспитание навыка бережного отношения к одежде;
  •  развитие речи, логического мышления, внимания, памяти.

Оборудование для проведения занятия:

предметные картинки и иллюстрации по теме: «Одежда», плоскостное изображение (вырезано из фанеры) куколки Маши, плоскостные изображения (из картона цветного) деталей гардероба, разные небольшие лоскуты ткани, части для сборки плоскостного изображения кофты куколки Маши.

Организационный момент.

«Помоги нашей куколки Маше».

(Дети рядом стоят со стульями; на стул присядет тот, кто увидел у куколки Маши в шкафу одежду и правильно ее назовет.)

  • Дети, а кто-нибудь знает рассказ про «Маша кукла наша». Жила была одна кукла, звали ее Маша. Маша была очень не аккуратной и не особо любила порядок. Сегодня мы к ней приглашены в гости. Она немного неряшлива и разбросала в своем шкафу свои вещи, и ей сложно найти их так как все лежит не на своих местах. Мы сможем помочь ей. Давайте найдем нашей куколки Маше одежду.
  • Ребята я предлагаю вам перечислить названия одежды, которую вы видите в шкафу у куколки Маши, (пальто, куртка, платье, юбка и т.д.);
  • Дети, как называется все вещи, что вы видите в шкафу у Маши одним словом? (одежда);
  •  Замечательно. Мы с вами будем сегодня разговаривать об одежде которую вы видели в шкафу у куколки Маши и которая есть у вас и вы видели на других, о составляющих деталях одежды, из каких материалов она сделана.

Источник: https://65-school.ru/detyam/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-v-starshej-gruppe.html

Открытое занятие по речевому развитию в старших группах

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада

Хорошо сформированная речь оказывает огромное влияние на все стороны жизни ребенка: познавательные интересы, коммуникацию, обучение и т.п. В дальнейшем это залог успешного обучения в школе.

Обратите внимание! Работа над развитием речи в ДОУ определена ФГОС — федеральными государственными образовательными стандартами.

Занятие по развитию речи в старшей группе по фгос

Для речевого развития в старшей группе по ФГОС поставлены следующие задачи:

  • Формирование и активизация словаря.
  • Совершенствование грамматической стороны речи.
  • Формирование звуковой культуры речи: дифференциация звуков.
  • Совершенствование диалогической речи.
  • Обучение рассказыванию и пересказу.
  • Приобщение детей к художественной литературе.
  • Подготовка детей к обучению грамоте.

Чтение — вид речевой деятельности

https://www.youtube.com/watch?v=Y0HH6l79Ln4

Формы работы по развитию речи:

  • занятия (НОД);
  • ситуации общения;
  • игры (дидактические, театрализованные, ролевые, пальчиковые);
  • проектная деятельность;
  • работа с книгой, произведениями искусства и праздники, театрализованная деятельность;

Театрализованная деятельность как средство развития речи

Развивающие программы

Если раньше была только одна основная рабочая программа, по которой работали педагоги всей страны, то сейчас таких несколько.

Например, это такие известные программы, как «От рождения до школы», «Успех», «Радуга», «Истоки», «Развитие», «Детский сад по системе Монтессори» и многие другие.

Программы отличаются структурой уроков, литературным материалом, используемыми методическими пособиями. Обязательное общее условие — соответствие ФГОС.

Развивающие образовательные программы дошкольного образования, соответствующие ФГОС ДО, перечислены на сайте госреестра.

На сайте «Школьный гид» (ссылка) можно найти не только полный список образовательных программ, но и ссылки на содержание каждой программы.

Также существуют парциальные программы. Эти программы являются дополнением к основной программе детского сада, например: «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» Ушаковой О.С. или «Юный эколог. Николаевой С.Н.

Обратите внимание! Наиболее используемой программой является государственная программа «От рождения до школы». Работа ведется по пособию В.В.Гербовой «Развитие речи в детском саду».

Фрагмент рабочей программы на три месяца

Октябрь.

  1. Лексические упражнения. Чтение стихотворения.
  2. Учимся вежливости.
  3. Описание кукол.
  4. Дифференциация звуков с-ц
  5. Составление рассказа по картине.
  6. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.
  7. Заучивание стихотворения
  8. Литературный калейдоскоп

Ноябрь.

  1. Чтение стихов о поздней осени.
  2. Рассказывание по картине.
  3. Чтение сказки «Хаврошечка».
  4. Работа со звуками ж-ш.
  5. Обучение рассказыванию.
  6. Чтение. Житков «Как я ловил человечков».
  7. Пересказ рассказа.

Декабрь.

  1. Чтение стихотворений о зиме.
  2. Дидактическое упражнение «Хоккей».
  3. Пересказ.
  4. Работа со звуками с-ш.
  5. Чтение сказки «Серебряное копытце».
  6. Заучивание стихотворения.
  7. Дидактические игры со словами.

Наглядно-дидактическое пособие «Профессии»

Методическая база или материал, необходимый для проведения занятий:

  • методические пособия;
  • наглядные пособия: серии картин для детского сада, игрушки, литература с иллюстрациями, настольные игры, натуральные предметы, раздаточный материал, оборудование для театрализованной деятельности;
  • технические средства: магнитофон (любой другой вид аудио-проигрывателей), компьютер, интерактивная доска для показа презентаций;
  • периодически обновляющиеся стенды и выставки;

Стенды по развитию речи

Структура занятий

Начало занятия. Активизация знаний, установление связей с пройденным материалом, сообщение целей занятия. Начало занятия должно вызвать интерес и внимание к дальнейшей работе.

Читайте еще:  Артикуляционная гимнастика для звуков Ш и Ж

Важно! Между частями занятий планируется 1-2 физкультминутки.

Основная часть:

  • используются ведущие приемы обучения в зависимости от типа занятия;
  • самостоятельная работа детей — ответы, упражнения, игра (если требуется, то под руководством воспитателя)

Обратите внимание! Заключительная часть. Должна быть краткой и эмоциональной. Это может быть чтение художественного произведения, дидактическая игра и т.п.

Примеры планов

Плана занятия на тему «Чтение русской народной сказки „Хаврошечка“»:

Вводная часть: вспомнить известные детям русские народные сказки.

Основная часть:

  • Чтение сказки
  • Ответы на вопросы.
  • Заключительная часть: повторить коллективно концовку сказки.

Развитие речи детей 5-6 лет консультация для родителей

Речевое развитие детей 5 6 лет, консультация для родителей происходит не односторонне (только педагогами), а в тесном контакте с семьей. Одна из форм взаимодействия с родителями— проведение открытых уроков

Нод по развитию речи в старшей группе по фгос на тему «весна» (конспект занятия):

цель: научить составлять рассказ по картине.

задачи:

  • развитие связной речи;
  • пополнение и активизация словаря детей на тему весны;
  • закрепление знаний о весне, умение называть признаки весны;
  • развитие художественно-эстетического восприятия;

оборудование и материалы: картина а.к. саврасова «грачи прилетели».

картина «грачи прилетели»

методические приемы: словесные (использование речевого образца, беседа, оценка детской речи), наглядные (показ картины), игровые (дидактическая игра).

ход занятия

  1. вводная часть. рассматривание рисунков о весне, выполненных самими детьми на рисовании. закрепление в словаре детей слова «пейзаж».
  2. основная часть. осмысление общего содержания картины. ответы на вопросы:
  • что нарисовано на картине? в центре? слева? справа? сзади?
  • какое время года?
  • как вы поняли, что это весна? (грачи, лужи, проталины, тени от берез, солнечный свет, поля без снега. подбор прилагательных к существительным.
  • какой по-вашему весенний месяц? какие еще знаете весенние месяцы?
  • описание картины воспитателем (проговаривание речевого образца).
  • описание картины детьми по образцу. по цепочке: описывать ту часть картины, которую покажет воспитатель (один ребенок—одно предложение).

в конце дать возможность хорошо говорящим детям описать картину полностью.

важно! учитывать особенности детей: кто-то может описать всю картину, кто-то только одну деталь в одном предложении.

3. оценка речевой деятельности детей.

4. дидактическая игра «передай колечко— назови словечко»

5. подведение результатов занятия. разобрать более подробно цели и задачи урока, проанализировать структуру, методические приемы работы.

читайте еще:  как сделать лэпбук по развитию речи своими руками в доу

открытые уроки для родителей

наиболее подходящими и доступными для восприятия также будут уроки по разучиванию стихотворения (в.в.гербова, стр.37, занятие 6, и.белоусова «осень»), составлению рассказов (в.в.гербова, стр.51, занятие 2), пересказыванию (стр.57, занятие 8, в. бианки «купание медвежат»)

формирование речи — процесс, который в повседневной жизни. родители задают ребенку речевой образец. один из дополнительных видов работы — оформление консультаций в виде папки раскладушки «речевые игры по дороге домой».

фрагмент папки-раскладушки

речевое развитие на прогулке

во время прогулок также происходит речевое развитие детей. это и разучивание считалок, закличек, речевок для подвижных игр, и индивидуальная проверка стихов, и чтение стихов, и организация наблюдений.

наблюдая за изменениями на участке зимой, дети пополняют «зимний» словарь, закрепляют названия месяцев-декабрь,январь, февраль (так же и с другими временами года). составляют рассказы по впечатлениям: «синички на кормушке», «профессия «дворник», «как мы садили цветы на клумбу». прогулка — яркий пример того, как можно интегрировать образовательные области.

«от рождения до школы» — развитие речи в старшей группе

Комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой разработана на базе основной классической программы 1985 года, при этом была изменена ее структура и включен новый материал. Затем программа была переработана согласно ФГОС и предназначена для формирования основных образовательных областей.

В методическом пособии В.В. Гербовой разработана методика работы с детьми пяти-шести лет, планирование работы на год, есть дополнительный материал по работе с детьми в летнее время, материал для чтения, анализ особенностей развития речи детей шестого года жизни.

Обратите внимание! В старшей группе проводятся два занятия в неделю.

В пособии продумано и расписано содержание каждого занятия: постановка целей и задач, предварительная работа, подробный ход занятия, методика проведения, дидактические игры.

Воспитание в играх-занятиях

Используя картотеку дидактических игр можно проводить отдельные игры-занятия. Через игру легче происходит усвоение норм родной речи: дети активно работают, меньше устают, могут играть не только под руководством воспитателя, но и самостоятельно. Работа, начатая на занятии, должна продолжаться в течении дня с помощью речевых игр и упражнений.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

В процессе непрерывной работы к 7 годам ребенок должен:

  • уметь адекватно использовать 2–3 тысячи слов;
  • правильно выстраивать предложения, используя все части речи;
  • рассуждать, а также излагать своё мнение;
  • правильно использовать устойчивые выражения;
  • объяснять значение слов;
  • понимать правила построения диалога (прежде всего, проговаривание своей реплики после того, как это сделал собеседник);
  • развивать умение составлять устные тексты разного жанра (повествование, например, в рассказе о том, как прошли выходные, описание, если речь идёт о комментировании видео или картинки, рассуждение, если нужно дать оценку действиям персонажей сказки;

В заключение нужно отметить, что задача детского сада в полной мере использовать все возможные средства для развития речи дошкольника. Только тогда результаты диагностики покажут, что ребенок готов к дальнейшему обучению в школе.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/rech/otkrytoe-zanyatie-po-razvitiyu-v-starshih-gruppah

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.