Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе:Знакомство с буквой З,зь

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Научим Буратино. Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе:Знакомство с буквой З,зь

Автор занятия: учитель-логопед Шестакова Оксана Ивановна МБДОУ «Ергачинский детский сад».

Задачи:

Уточнять произношение звуков [Б], [Б’], дифференциация их изолированно, в слогах и словах.Закреплять умения проводить звуковой анализ, давать характеристику звуков.

Закреплять зрительный образ буквы Б, умение составлять слоги, слова из разрезной азбуки.Развивать внимание, слухомоторные координации, ориентировку в пространстве.Воспитывать сотрудничество в работе парами, группами.

Воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога.

Воспитывать мотивацию к обучению.

Оборудование:

Игрушка Буратино; предметные картинки на звуки [Б],[Б’], фишки для звукового анализа, индивидуальные зеркала; изображение буквы; бобы;«монетки» с буквами; кассы букв.

Организационный момент

Логопед:

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и гостям. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы.

Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения. Сегодня к нам в гости пришел Буратино.

Как вы помните, Буратино так и не дошел до школы, и он много не знает. Буратино хочет сегодня у вас поучиться.

Игра «Немые звуки»

Логопед:

Буратино слышал, что вы умеете играть в игру «Немые звуки». Давайте научим и его играть в эту игру. Звуки будет показывать Данил, а вы будьте внимательны. (Ребенок показывает артикуляцию гласных звуков, а дети произносят их вслух хором)

Логопед:

Звуки, которые мы с вами сейчас проговаривали, как называются и почему? (гласные). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)

Основной этап

Дети садятся за столы. Отгадывание загадок. Выкладывание картинок.

Логопед:

Буратино вам хочет загадать загадки. Сам пустой, голос густой, Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан) С хозяином дружит, дом сторожит, Живет аод крылечком, а хвост колечком. (Собака) Он от дедушки ушел, он от бабушки ушел, И от зайца, и от волка, и от медведя ушел, А от лисицы не ушел. (Колобок) Я скачу туда-сюда по деревьям ловко. Не пустует никогда у меня кладовка. (Белка)

Логопед:

Скажите, какие звуки встречаются в названиях этих картинок? Правильно – звуки [Б],[Б’]. Сегодня на занятии мы с вами познакомимся со звуками [Б],[Б’] и познакомим с ними Буратино. Работа с зеркалами Определение характеристики звука [Б].

Логопед:

Звук [Б] произносится с препятствием (ему мешают губы), значит это согласный звук, звонкий, бывает твердый или мягкий. Коля, расскажи Буратино про звук [Б]. (Дети самостоятельно дают характеристику звуку)

Игра «Кто внимательный»

Логопед:

Раз, два, три, четыре, пять – снова будем мы играть. Когда я назову согласный твердый звук[Б], вы поднимите…(синий кружок), а когда – согласный мягкий звук [Б’] …(Зеленый кружок). Буратино посмотрит, кто самый внимательный из вас. Б, Б’, Б’, Б, Б, БЯ, БА, БЫ, БИ, АБ, БЕ

Составлении звуковой схемы слогов

Логопед:

А сейчас покажем Буратино, как мы умеем составлять звуковые схемы слогов. Из цветных фишек выложите слог АБ. Какой первый звук? Какого цвета выложим фишку? Какой второй звук? Почему положили красную фишку? Сколько всего звуков в слоге АБ (Аналогичная работа проходит со слогом БИ).

Физминутка

Шли в страну мы дураковШли мы просто так,Прямо и направо, а потом назад,А потом обратно, а потом кругом,

А потом вприпрыжку, а потом бегом.

Знакомство с буквой Б

Логопед:

Что мы слышим, произносим? (звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (буквы). Давайте все вместе повторим правило: Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу. Звуки [Б[, [Б’] обозначаются на письме буквой Б. На что похожа буква Б? Из каких элементов состоит буква Б?

Конструирование буквы Б

Раз, два, три, четыре, пять – становись скорей играть Буратино удивите, в букву все вы превратитесь.

(Дети «превращаются» в букву, показывают букву Б с помощь пальцев. Прописывают букву в воздухе. Выкладывают буквы на столе из бобов).

Чтение слогов с договариванием

Логопед:

Буква Б подружилась с гласными буквами. Давайте посмотрим, что из этого получилось, и прочитаем слоги все вместе с договариванием до целого слова.

Игра «Живые буквы»

Логопед:

Раз, два, три, четыре, пять – выходи в кружок играть..Буратино рассыпал все свои монетки. На обратной стороне каждой монетки написана буква.

Вам нужно будет разбиться на пары и составить из этих букв слоги. Вокруг себя обернись, в живую букву превратись.

(Дети составляют из букв прямые слоги и преобразуют их в обратные слоги) Вокруг себя обернись, вновь в ребенка превратись и на место свое садись.

Составление из разрезной азбуки слогов, преобразование их в слово

Логопед:

Буратино просит вас составить из букв слог БО, (БИ). Какая первая буква, какая вторая буква, сколько всего букв. А сейчас превратите слог в слово добавив букву Б (М). Какое слово у вас получилось?

Итог занятия:

Вот вы и справились со всеми заданиями. Давайте напомним Буратино, с чем мы сегодня познакомились.

Что ново было для вас на сегодняшнем занятии? Какое из заданий вам понравилось выполнять? А когда вы испытали трудности? Буратино очень благодарен вам. Он получил сегодня много знаний, благодаря вам.

И в награду за ваши старания он вам дарит золотые ключики, чтобы вы могли открыть двери в страну знаний.

Скачать конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной к школе группы «Научим Буратино. Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»

В 1930 году в американский прокат вышел фильм “Песня мошенника” (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …

Читать дальше…

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/bukva-b.html

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с буквой К»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе:Знакомство с буквой З,зь

Название: Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с буквой К»
Номинация: Детский сад, Конспект занятия, НОД , занятие логопеда, Подготовительная группа
Чалдина Наталья Петровна Должность: учитель-логопед, высшей квалификационной категории Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Солнышко»

Месторасположение: Кемеровская область,город Юрга

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей «Знакомство с буквой К»

( подготовительная группа).

Цель: познакомить детей с буквой К.

Задачи:

-совершенствовать умения анализировать предложение и составлять его из букв.

— познакомить с буквой К.

— упражнять в освоение слогового способа чтения.

— развивать способность подбирать слова к четырехзвуковой модели.

— развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.

Организационный момент

«Здравствуй!»

Я здороваюсь везде

Дома и на улице

Даже здравствуй говорю

Я соседской курице.

Здравствуй, солнце золотое

Здравствуй, небо голубое

Здравствуй, вольный ветерок

Здравствуй, маленький дубок

Здравствуй утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

1.Вводная часть.

Логопед: Ребята, вы уже дети подготовительной группы. Что же это значит?

Правильно! Вы скоро пойдете в школу и станете школьниками. Я вам сегодня предлагаю поиграть в школу. Вы согласны? Тогда я буду учителем , а вы моими учениками.

Ну что в школу пойдем,

Заниматься начнем!

а) Игра «Со словами мы играем, их руками (ногами) разделяем».

Слова: машина, дом, пирамида, кукла, ананас, ком, круг, пешеход .

б) Артикуляционная гимнастика для губ и языка (общий комплекс).

Упражнения: улыбочка, трубочка, пулемет, лошадка.

2.Основная часть.

Работа со словом по картинке (одушевленные и неодушевленные предметы).

Кто это? Что это?

Логопед:- Посмотрите на картинку (на доске картинка — девочка с куклой) и скажите – Кто это? Это девочка. Кто может задать вопрос как я? Правильно.

— Послушайте внимательно, какой я сейчас вопрос задам. — Что это? Это кукла.

— А почему я спросила про девочку — Кто это? А про куклу – Что это? (девочка — живая, а кукла – не живой предмет.)

3.Составление и выкладывание схемы предложения.

У этой девочки есть имя. Как зовут девочку, вы сами сейчас узнаете, я вам назову звуки, а вы составите слово [К] [И] [Р] [А] – какое получилось имя?

Составьте предложение с этим именем, глядя на картинку.

У КИРЫ КУКЛА.

— Сколько слов в предложении ? (3).

— Первое слово -У- предлог, обратите внимание, что это отдельное слово, состоящие из одной буквы.

— Предложение всегда начинается с заглавной буквы.

— Второе слово — Кира. Уточняем, что слова в предложении пишутся раздельно друг от друга.

— Третье – кукла.

В конце предложения ставится точка.

-А теперь выложите схему предложения.

/____ __________ __________ .

3.Работа с карточками. Игра «Зажги фонариками слово». Звуко-буквенный анализ слов.

ООООО ОООО

кукла Кира

Какой первый звук? Каким цветом закрасим первый звуковой фонарик?

Какой второй звук? Каким цветом закрасим второй звуковой фонарик? И т.д.

  • Динамическая пауза. А сейчас все дружно встали, ушки навострили и за мною повторили.

ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока (дети встают на носочки и тянутся вверх)

ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришел из далека? (ставят правую руку на лоб «козырьком», смотрят удивленно вдаль).

ко-ко-ко,ко-ко-ко: мяч подкинем высоко ( имитируют подбрасывание мяча).

ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко (разводят руки в стороны).

ку-ку-ку,ку-ку-ку: вот кукушка на суку( разводят руки в стороны).

ку-ку-ку,ку-ку-ку: пирожки для всех пеку( ладошками «пекут» пирожки).

ак-ак-ак.ак-ак-ак: скачет на коне казак (скачут вприпрыжку).

ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок (перепрыгивают с одной ноги на другую).

ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что еще за стук (перепрыгивают с одной ноги на другую).

ык-ык-ык, ык-ык-ык:на ковер наш котик – прыг! (прыгают на одном месте).

Знакомство с буквойК.

На прямую палочку

Справа села галочка

Там поныне и сидит –

Буква К на нас глядит.

— Буква К состоит из трех палочек, одну большую прямую поставим вертикально, две под наклоном приставляем к середине.

— На что похоже буква?

— В какую сторону смотрит буква?

Имя у звуков К и КЬ — буква К. Буква К нужна для записи звуков К и КЬ.

Буква К – согласная.

— Напечатайте букву К в тетради.

  • Выкладывание предложения из букв.( используя кассы букв).

— Кира – это имя девочки, а имена пишутся с большой буквы.

У Киры кукла.

Буква К решила познакомится с гласными.

-два звука, согласный и гласный, будем произносить слитно.

-что образуется, когда сливаются два звука? (слог).

КА-КО-КУ-КЫ-КИ ( открытые слоги)

АК-ОК-УК-ЫК-ИК (закрытые слоги).

  • Работа с карточками. Подбор слов к звуковым моделям.

— предлагается подобрать слова к модели: О О О О .

(согласный твердый, согласный твердый, гласный, согласный твердый).

О О О О

в разделах:

Источник: https://konkurs-dlya-pedagogov.info/konspekt-zanyatiya-obucheniyu-gramo/

Портал образования | Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе:Знакомство с буквой З,зь

Сурина Инна Геннадьевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ “ДС № 8”
Населённый пункт: г.

Трёхгорный, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР “Заяц Захар.

Звук и буква З”
15.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия по обучению грамоте

«ЗВУК И БУКВА З. ЗАЯЦ ЗАХАР»

для детей с ОНР, подготовительная группа

Разработал учитель – логопед 1квалификационной категории Сурина И.Г.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

1.

Закрепление знаний о звуке и букве З.

2.

Расширение и активизация словаря по теме.

3.

Совершенствование грамматического строя речи.

4.

Закрепление навыка чтения открытых и закрытых слогов.

Коррекционно – развивающие:

1.

Развитие артикуляционной моторики, просодических компонентов речи.

2.

Совершенствование фонематического восприятия.

3.

Развитие звукового анализа.

4.

Развитие зрительного восприятия и внимания.

Коррекционно – воспитательные:

1.

Формирование мотивации к учебной деятельности.

2.

Воспитание бережного отношения к животным.

Оборудование:

карточки

на

развитие

направленной

воздушной

струи,

индивидуальные

зеркала,

схема

для

характеристики

звука,

заячьи

следы,

индивидуальные конверты с картинками, звуковые схемы слов, карточки для

звукового

анализа,

картинка

с

ребусом,

лазерная

указка,

мяч,

детали

для

постройки избушки, индивидуальные схемы предложения, CD диск с весёлой

музыкой для танца зайчиков, картинка с буквой З, Картинка со «спрятанной»

буквой З, листочки с разными буквами, синие карандаши, кубик со слогами,

бумажные морковки с конфетами.

Предварительная работа: знакомство со звуком «З», беседа о диких животных,

заучивание стихотворений, разучивание танца «Зайчики».

Ход занятия:

1.

Организационный момент

Дети заходят в спальню за логопедом с чистоговоркой:

«Зу – зо – за – на улице гроза»

– Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам на занятие. Это учителя из

разных школ нашего города. Поздоровайтесь с ними.

– Давайте с гостями поиграем. Они вам будут писать указательным пальчиком

на ладошке какую-нибудь букву, а вы постарайтесь узнать её.

– Хорошо. А теперь встаньте в красивую линеечку и всё внимание на меня.

Давайте вспомним наше правило:

«Слушаем внимательно, говорим старательно».

2.

Упражнение «Узнай героя»

– К нам сегодня пришёл ещё один гость. Чтобы узнать, кто он, вам нужно взять

листочки и положить их на ладошку. Поднесите ладошку поближе ко рту, через

носик сделайте глубокий вдох и на выдохе губами «трубочкой» сдуйте салфетки

с картинки.

– Ангелина, что у тебя на картинке? У меня на картинке уши.

– Чьи уши? Заячьи уши. (Мордочка, хвост)

– Так кто же это? Заяц.

– Назовите зайца ласково. Зайчик, заинька, зайка, зайчишка.

– Зайчик замёрз и решил забежать к нам в детский сад.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора.

– Давайте покажем зайчику как можно погреться. Обхватите себя за плечи и,

похлопывая ладошками произнесите: «Зы – зы – зы».

– Покажем зайцу, как мы занимаемся? Да.

– Сядет на место тот, кто назовёт заячью семью. Зайчиха, заяц, зайчата.

3.

Артикуляционная гимнастика

Для

начала

сделаем

артикуляционную

гимнастику.

Пододвиньте

к

себе

зеркала. Улыбнитесь себе. Сделайте: «заборчик», «маляр», «качели», «горку».

4.

Выделение звука и его характеристика

– Ребята, какой первый звук в слове ЗАЯЦ? В слове заяц первый звук «З».

– Произнесите звук «З» и проверьте себя в зеркале. Данил, дай характеристику

звука

«З»? Губы в улыбке, зубы приоткрыты, язычок горкой и упирается за

нижние зубы, воздушная струя идёт по языку, горлышко дрожит. Звук «З»

согласный, звонкий, твёрдый.

– Молодец! Раз, два, три – зеркало на край стола убери.

– Ребята, посмотрите, чьи это следы? Это заячьи следы.

– Как вы догадались? У зайца следы задних лап впереди, а передних лап сзади.

– Зайчик оставил свои следы для того, чтобы вы выполнили задание.

5.

Упражнение «Внимательные ушки»

Вставайте перед следами. Я буду произносить разные слоги. Если вы услышите

слог со звуком «З» делайте шаг вперёд на след, а на все остальные слоги стойте

на месте. (Ко, му, зо, ши, са, ах, уз, но, зы.)

6.

Упражнение «Повтори – ка»

– Перед вами конверты. Чтобы их взять, превратитесь в заячью семью. Я

произнесу слоговую цепочку, а вы её должны повторить.

– Ярослав, произнеси слоги как взрослый заяц: Аз – оз – уз.

– Данил, произнеси слоги как маленький зайчонок: Зу – зы – за.

– Лина, произнеси слоги как зайчиха: За – зу – зо.

Справились

с

заданиями,

берите

конверты

и

садитесь

на

свои

места.

Проверьте спины, ножки. Откройте конверты и достаньте то, что в них лежит.

(В каждом конверте по з картинки)

7.

Упражнение «Найди картинку и место звука «З»

– Выберите картинку со звуком «З» и положите её пред собой.

– Данил, какую картинку ты выбрал? Я выбрал берёзу. В слове берёза есть звук

«З». (Зонт, азбука)

– Достаньте схемы слов из контейнеров и определите место звука «З» в вашем

слове.

– Ярослав, где стоит звук «З»? В слове зонт звук «З» стоит в начале слова.

– Лина, где стоит звук «З»? В слове азбука звук «З» стоит в середине слова.

– Данил, где стоит звук «З»? В слове берёза звук «З» стоит в середине слова.

– Справились с заданием. Схемы слов и картинки уберите.

8.

Разгадывание ребуса

– Зайчику очень понравилось, как вы играете со звуками. Он приготовил вам

ребус. Если вы его расшифруете – узнаете имя зайца. Захар.

9.

Упражнение «Посчитай и называй»

Захар

любит,

как

и

все

зайцы

стучать

лапками

по

пням.

Простучите

ладошками имя зайца на столе. Сколько слогов в слове Захар? В слове Захар два

слога.

– Какой первый слог? Первый слог ЗА.

– какой второй слог? Второй слог ХАР.

10. Упражнение «Узнай и назови»

– Зайчик хочет узнать, сколько звуков в

его имени и какие они.

Давайте будем считать звуки, начиная с

первого. (1-З, 2-А, 3-Х, 4-А, 5-Р) Сколько

звуков

получилось? В слове Захар пять

звуков.

(Логопед

вывешивает

на

магнитную

доску звуковую схему слова Захар)

– Вот схема слова Захар. Теперь разберём каждый звук и раскрасим квадратики

карандашами нужного цвета.

– Лина, дай характеристику первого звука. Первый звук «З». Он согласный,

звонкий, твёрдый. Я первый квадратик раскрашу синим карандашом.

(Каждый ребёнок выходит к магнитной доске и даёт характеристику звука).

– Молодцы! Здорово получилось. Ребята, у Захара есть дружок. Лина знает

стишок про него.

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

Вот он прыгнул на картинку,

Задержался на ботинке,

Затаился в уголке,

Поплясал на потолке.

Вот он спрятался в кроватке.

С нами он играет в прядки.

– О ком стихотворение? Стихотворение о солнечном зайчике.

11. Зрительная гимнастика

– Подходите ко мне. Смотрите внимательно на стену, сейчас солнечный зайчик

появится.

А

вы

за

ним

следите

только

глазками,

не

поворачивая

головы.

(Логопед лазером водит по стене, а дети следят глазами)

А

теперь

поморгайте

и

сильно

зажмурьте

глазки.

Солнечный

зайчик

спрятался. А мы продолжаем.

12. Игра «Измени словечко»

Скажите,

ребята,

что

умеет

делать

заяц? Заяц

умеет

бегать,

прыгать,

петлять, грызть, сидеть, стучать.

– Я вам по порядку буду бросать мяч и говорить, что зайчик делал. А вы мне

будете бросать мяч и говорить, что зайчик сделал? Например: Зайчик прыгал –

зайчик запрыгал. (Стучал – застучал, петлял – запетлял, путал – запутал.)

– Давайте вспомним сказки, в которых один из героев – заяц.

(Заюшкина избушка)

13. Игра «Строим избу»

Зайчик

тоже

хочет,

чтобы

у

него

была

избушка. Давайте построим избушку Захару.

Вы по очереди будете брать части избы и

характеризовать

зайчика.

Зайчик

какой?

Длинноухий, шустрый, робкий, трусливый,

быстрый, ловкий, косой, выносливый.

Вот

и

построили

избушку.

Садитесь

на

места.

14.

Упражнение

«Составь

схему

предложения»

– Ребята, посмотрите, где спрятался зайчик Захар? придумайте предложение.

Зайчик спрятался за избушкой.

Какое

короткое

слово

есть

в

этом

предложении? В

этом

предложении

короткое слово «За».

– А сейчас, где зайчик? Зайчик выглядывает из-за избушки.

– Составьте схему этого предложения. Возьмите нужные детали и приступайте.

А я на доске тоже выложу схему этого предложения.

Какое

первое

слово

в

предложении? В

этом

предложении

первое

слово

«Зайчик».

– Какое короткое слово есть в предложении? В этом предложении короткое

слово «Из-за».

– Молодцы! Убирайте схемы.

15. Танец «Зайчики»

– Ребята, заяц Захар очень любит танцевать.

На поляне у пенька

Зайцы пляшут трепака.

Пляшут, веселятся,

Топать не боятся. (Танец)

– Настоящие зайчата!

– Подойдите ко мне. Давайте вспомним правило. Чем звуки отличаются от букв:

«Звуки произносим, слышим.

Буквы видим мы и пишем»

– Какую букву обозначает звук «З»? Звук «З» обозначает букву З.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3.

16. Игра «Узнай букву»

– Захар – настоящий художник. Вот его картина. Какую букву он спрятал и на

что она похожа? Буква З похожа на змею, на стружку, на дымок.

17. Упражнение «Найди и обведи»

– Садитесь на свои места. Перед вами листочки с разными буквами. Найдите и

обведите только букву З синим карандашом. Держите карандаш правильно,

локоть лежит на столе, спина ровная.

18. Игра с гостями «Читаем слоги»

– Давайте поиграем с гостями. Гости будут показывать какую- нибудь сторону

кубика, а вы прочитаете слоги. (ЗА, УЗ, ЗО, ИЗ, ЗУ, ЗЫ.)

19. Игра «Придумай слово»

Придумайте

слова,

которые

начинаются

на

слог

ИЗ.

(Избушка,

известь,

изображение, изгиб)

– Придумайте слова, которые начинаются на слог ЗА. (Забор, заяц, заколка,

заморозок)

20. Итог занятия

– Отлично! Давайте вспомним, чем сегодня занимались. Что понравилось?

– Зайчик Захар погостит у нас немного и побежит к своей семье в лес. А вы

посмотрите, что лежит в ваших кармашках. Это подарочки от зайца. (Морковки

из бумаги, внутри – конфеты)

– Я вами горжусь! Прыгайте в группу. Спасибо.

Источник: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=5139

Конспект: Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ь»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе:Знакомство с буквой З,зь

Номинация: обучение грамоте в подготовительной группе конспекты занятий журова.
Название: Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ь».
Артеменко Марина Владимировна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории

Конспект организованной учебной деятельности «Буква Ь»

Цель: Познакомить детей с новой буквой. Продолжать учить детей проставлять ударение в напечатанных словах и читать их в соответствии с проставленным ударением. Совершенствовать навык чтения детей.

Материал: кассы с пройденными буквами, буква «ь», указка, книга для чтения, карандаш, карточка со словами для проставления ударения.

Ход занятия.

Вспоминаем число, месяц и день недели на двух языках. -Ребята,вы знаете, у меня неприятность. Я забыла одно слово. Думала, приду в детский сад и вспомню или на доске прочитаю. Я вчера его написала. Так нет же, Буквоежка мне все испортил, съел часть букв.

Помогите мне дописать буквы. — Конечно, ребята, здравствуйте! Какое доброе и хорошее слово. А слово, противоположное по значению вы знаете? — Верно. До свидания. Вот мы с вами и вспомнили слова вежливости (стук в дверь, посылка).

— Интересно, от кого же посылка? Прочитай, Стасик.

Читай -город. Ваши друзья — буквы.
-Дети, здесь небольшое письмо, в котором буквы сообщают, что одна их подруга — буква попала в беду, и помочь ей сможем только мы. Буквы посылают нам задания, и, как только мы их выполним, то узнаем, какая буква нуждается в нашей помощи.

1. Какие гласные пишутся после твердого согласного? После мягкого?
— А какие-нибудь исключения вы знаете? ЖИ-IIIИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА.

2.Проставьте ударения в напечатанных словах: ЗВОНОК, ШКОЛА, ПЕНАЛ, УРОК, РУЧКА, УЧЕНИК. (Возьмите карандаш и проставляйте ударения в словах над гласными буквами черточками)

Затем дети по очереди читают слова с выделением ударного звука, называя ударный звук и букву, над которой поставили ударение.

По мере выполнения задания доска наборного полотна движется и открывает лист с полосками.

-Ребята, на последней строчке этого листа будет слово, которое укажет нам на букву, попавшую в беду. Нам нужно будет изменять по одной букве в слове. На верхней полоске слово, которое принадлежит существу с двумя клешнями. В народе говорят «покраснел, как… ». РАК.

Подумайте, какую букву надо изменить, чтобы получился красивый красный цветок. МАК. Поменяйте последнюю букву в этом славе, и вы узнаете, как можно сказать о том, кто ниже вас ростом. МАЛ.

Измените букву в середине слова и у вас в руках комочек, которым вы очень любите рисовать. МЕЛ.

— Мы так трудились и устали, а теперь отдохнем.

Занятие по обучению грамоте в детском саду для подготовительной группы «Буква Ь»

Физминутка.

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем, А потом их разведем и к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей хлопнем, топнем веселей.

Звуковой анализ слова «мел».

Один ребенок работает у доски, остальные в кассах. -А теперь под словом «мел» выложим слово «мель»( дети работают самостоятельно). -Кто знает, что такое «мель»? — Какой последний звук в слове «мел»? Л. -Этот звук твердый или мягкий? -Какой последний звук в слове «мель»? ЛЬ. -Какой это согласный? Мягкий.

Ребята, вот в чем беда! Как же быть, как же обозначить, что Л мягкий? Может какая-нибудь буква поможет? -Верно. Нужна поставить букву Ь (стихотворение о букве). — На что похожа буква Ь? Показываю рисунок. -Вот оказывается, какой секрет у буквы Ь.

Она не имеет звука, а ставится для того, чтобы обозначить мягкость согласного, стоящего перед ней? — Итак, чем же отличаются слова МЕЛ и МЕЛЬ по звукам? — А по буквам? — Какую букву вы сегодня узнали? — Она имеет звук? — Что показывает Ь?

— Откройте кассы, найдите букву Ь и поставьте ее правильно.

Чтение текста в книге для чтения.

— А теперь, дети, я буду называть слово, а вы должны сказать, в каком по счету столбике и на какой строчке находится это слово. КОРЬ — 3 ст., Зстр.

МЕЛЬ — б ст., 3стр.

-А теперь вы прочитаете слово, которое находится в 5 столбике 2 строчки (конь), в 3 столбике 2 строчки (моль). — Что такое моль? Молодцы, ребята, вы очень хорошо занимались. Скажите, кто-нибудь из вас запомнил стихотворение о букве, с которой мы сегодня познакомились? — Когда при письме используется Ь? -Придумайте слова, в которых надо написать эту букву.

-Молодцы! Наше занятие закончено.

скачать конспект

Название: Занятие по обучению грамоте в детском саду для подготовительной группы «Буква Ь».
Номинация: обучение грамоте дошкольников конспекты занятий.
Артеменко Марина Владимировна Должность: воспитатель высшей квалификационной категории Место работы: ГККП «ясли-сад «Солнышко»

Месторасположение: г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область, Республика Казахстан

Занятие по обучению грамоте в коррекционной подготовительной группе

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе:Знакомство с буквой З,зь

  • Юрова Марина Андреевна, учитель-логопед

Разделы: Логопедия

Цели:

  1. Познакомить со звуками [З], [З’], буквой З.
  2. Вырабатывать навык четкого произношениязвуков «[З], [З’]», формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости.
  3. Определять положение звука в слове.
  4. Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух.
  5. Развивать связную речь (умение составить простое распространённое предложение).
  6. Воспитывать положительную установку на участие в занятии, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: синий круг, зеленый круг, карточка с буквой «З» (из азбуки), рабочие тетради, касса букв, цветные карандаши, предметные картинки:

  • ЗОНТ, КОРЗИНА, ЗЕБРА, ЗЕМЛЯНИКА, МЕДУЗА, ЗАМОК, ЗАБОР.
  • ДОМИКИ С ЗЕЛЕНОЙ И СИНЕЙ КРЫШЕЙ.
  • ВАЗА – РОЗА, ЗАЯЦ – БЕРЕЗА, ГРУЗОВИК – АРБУЗЫ, ЛИЗА – ЗОНТИК.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед: Раз, два – повернись и в камариков превратись.

Изобразите большого комара, который летит и поет свою песенку.

Дети: З – З – З

Логопед: А теперь превращаемся в маленького комарика, и поем его песенку.

Дети: Зь – Зь – Зь

II. Основная часть

1. Знакомство со звуками

Логопед: Посмотрите на доску и назовите нарисованные на картинках предметы: ЗОНТ, КОРЗИНА, ЗЕБРА, ЗЕМЛЯНИКА, МЕДУЗА, ЗАМОК, ЗАБОР. (Приложение №1)

Какой звук мы слышим в каждом слове?

Логопед: Правильно это звук З. Возьмите зеркала, произнесите звук [З] и посмотрите как вы его произносите. Что происходит с губами, когда вы произносите звук [З]?

Дети: «Улыбаются».

Логопед: А язычок?

Дети: «Лежит у нижних зубов».

Логопед: А теперь давайте посмотрим, какой дует ветерок при произнесении звука.

Дети: Холодный.

Логопед: Молодцы, а сейчас мы с вами поиграем.

2. Д/И «Поймай комара»

Логопед: Я буду произносить, разные звуки, слоги и слова в которых встречается звук [З]. Как только вы его услышите, хлопните в ладоши.

  • М – З – Р – З – К – Т – З ……;
  • МА – ЗА – СО – ЗО – ПО – ЗЫ – СИ – ЗИ ……;
  • ЗЕБРА – МАК – РЫБА – ЗАБОТ – ЗАМОК – НАСОС – ЗЕМЛЯНИКА – …..;

Молодцы вы замечательно справились с заданием. А сейчас давайте сравним звуки [З], [З’] между собой. (Логопед проводит сравнительную характеристику звуков.)

Звук [З] – согласный, звонкий, твердый. Его мы будем обозначать синим цветом.

Звук [З’] – согласный, звонкий, мягкий. Его мы обозначим зеленым цветом.

3. Д/И «Подушка – камень»

Логопед предлагает детям определить какие звуки он будет выделять голосом в слогах и словах в которых встречается звуки [З],[З’].

 Логопед: Сейчас я буду называть слоги и слова в которых есть звуки [З], [З’], а вы должны определить мягкий или твердый звук в слове и показать соответствующий знак. (Приложение №2)

ЗА – ЗИ – ЗУ – ЗО – ЗЕ – ЗЫ – ЗЯ – ЗЮ

ЗАМОК – ЗЕБРА – ЗАБОР – ЗУБР – ЗЕМЛЯ – ЗВЕЗДА – ЗИМА – ВЕЗЕТ – и др.

4. Пальчиковая гимнастика «Замок»

Исходное положение: Ладони прижать друг к другу, пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.

На двери висит замок,
(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять) Кто его открыть бы смог? Потянули!

(Пальцы – в замке, потянуть, не расцепляя)

Покрутили!

(Подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе)

Постучали!

(Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга).

И открыли!

(Расцепить пальцы).

5. Д/И «Новоселье»

Логопед: Рассмотрите домики, лежащие у вас на столе. Обратите внимание у одного домика крыша синего цвета, а у другого зеленого цвета. А так же у вас на столах лежат карточки с изображением предметов в названии которых есть звуки [З],[З’], вы должны поселить их в домики. (Приложение №3)

Логопед: Как вы думаете, какие звуки будут жить в домике с синей крышей?

Дети: В названиях которых слышится твердый звук [З].

Логопед: А в домике с зеленой крышей?

Дети: В названиях которых слышится мягкий звук [З’].

Логопед: Молодцы, кроме того, обратите внимание, в каждом домике есть схема, по которой вы узнаете место звука в слове: начало, середина и конец.

Расселите все слова – картинки, рассуждая так: в слове КОРЗИНА слышится мягкий звук [З’], значит поселим его в домик с зеленой крышей, а сам звук находится в середине слова, то поселим его в центральную колонку. (Аналогично проводится работа с другими словами).

6. Д/И «Составь предложение»

Логопед предлагает детям составить предложения по паре картинок.

(Приложение № 4)

ВАЗА – РОЗА, ЗАЯЦ – БЕРЕЗА, ГРУЗОВИК – АРБУЗЫ, ЛИЗА – ЗОНТИК и др.

7. Физминутка «Зайки»

Зайки белые сидят И ушами шевелят. Вот так, вот так, И ушами шевелят. Зайкам холодно сидеть, Надо лапки им погреть. Вот так, вот так, Надо лапки им погреть. Зайкам холодно стоять Надо зайкам поплясать. Вот так, вот так,
Надо зайкам поплясать.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

8. Работа в тетради

Знакомство с буквой «З»

Логопед: Посмотрите, вот буква «З». (Выставляется карточка с изображением буквы «З»).

Логопед: Найдите букву «З» в своей тетради. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее синим карандашом.

Напечатайте букву «З» в своих тетрадях.

9. Работа с кассой букв. Д/И «Составь словечко»

  • Дети составляют слова из звуков: [К], [О], [З], [А], [З], [О], [Н], [Т], [З], [И], [М], [А].
  • Выкладывают из букв и печатают в тетради предложение: У Кати зонт.

III. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– Какой это звук?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

Список литературы

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман . -СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.
  2. Косинова Е. Уроки логопеда. Игры для развития речи. ООО Издательство «Эксмо», 2011. – 174 с.
  3. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. – М.: ТЦ. Сфера, 2010. – 128 с. – (Логопед в ДОУ).
  4. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. – М.: ТЦ. Сфера, 2010. – 176 с. – (Логопед в ДОУ).
  5. Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 48 с.

16.11.2011

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/604006/

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе:Знакомство с буквой З,зь

:  5 / 5

Тема занятия: «Спасаем Тома и Тима». Подготовка к обучению грамоте. Подготовительная группа.

 Задачи

  1. Закрепить умение воспитанников подбирать слова к 3-5 звуковой модели, проводить звуковой анализ слов.
  2. Совершенствовать умение делить предложение на слова и составлять его из набора слов, включая предлоги, союзы.

  3. Учить правила написания предложения (графически).
  4. Совершенствовать умение воспитанников читать по слогам, развивать речевые умения, память, логическое мышление, разгадывая ребусы.

  5. Воспитывать стремление строить дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Материал и оборудование

Детские стулья со звуковыми моделями имён детей, план-схема от детского сада до замка, игра ,,Весёлые ребусы”, плоскостная модель замка, отдельно вырезанные недостающие детали замка (дверь, замок, окна, труба, флаг и т. д. по количеству воспитанников), звуковые модели деталей замка, карточка-ребус для отгадывания названия реки.

Нарисованные на ватмане 5 ёлочек, на которых в беспорядке написаны слова для составления предложений; изображение дождевых капелек с частями слов (слогами) внутри, таблица со слогами для чтения, силуэт нарисованной сороки, бумага, карандаши.

Предварительная работа:

  1. Дидактические игры «Цепочка слов», «Звук заблудился», «Подарки для Тома и Тима», «Цветочный магазин» (на количество слогов) «Слоговое лото», «Буква потерялась», лексическое упражнение «Весёлая рифма»,
  2. Игры Деда Буквоеда: «Плетёнка», «Анаграммы», «Занимательные модели», «Шарады», чтение по таблице со слогами, чтение ребусов, загадок по первым звукам нарисованных предметов, разгадывание перевёртышей, кроссвордов со словами.
  3. Разучивание детского фольклора, скороговорок, физминуток, комплексов пальчиковой гимнастики. Составление предложения и его графическая запись.

Этическая зарядка

Игра «Улыбнись друг другу».

Воспитатель интересуется: «Из чего состоят слова?» (Ребята отвечают). Каждому предлагается произнести своё имя так, чтобы все чётко услышали, сколько слогов в нём.

Сюрпризный момент «Мобильный звонок»

Из «телефонного» разговора выясняется, что друзьям – мышатам Тому и Тиму срочно требуется помощь. Их заточил злой колдун в своём замке, который находится далеко от детского сада.

Дети решают найти друзей, освободить их. Так как дорога предстоит неизвестная, педагог предлагает план-схему от детского сада до замка с предполагаемыми препятствиями, чтобы лучше ориентироваться в дороге, не сбиться с пути.

Воспитатель выясняет, на каком виде транспорта можно поехать? Предлагается выбор: трамвай, автобус, поезд, троллейбус (воспитанники отвечают, объясняя выбор). В процессе беседы выясняется, что удобнее всего отправиться на автобусе. Педагог уточняет, что автобус необыкновенный, волшебный.

На спинке каждого стула можно увидеть разноцветные квадратики. В них зашифрованы имена. Каждый ребёнок сможет занять только то место в автобусе, которое соответствует звуковой модели его имени.

Дети находят свои места, рассаживаются. Назначается контролёр, проверяющий правильность посадки на место.

Воспитатель говорит, что в дорогу всегда берут всё самое необходимое и предлагает прочитать по таблице (найти слова из слогов), что взято в дальнюю дорогу.

Ребята по таблице читают слова (пакет, еда, топор, лопата, лото).

Игра – путешествие

Первая остановка – река. Педагог предлагает воспитанникам ребусы-картинки, разгадывая которые они читают и называют всё то, что могут встретить по дороге к реке: рыбак, колокольчик, трава, радуга, школа. Воспитатель обращается к плану, где видно, что дети находятся у реки.

Ребусы

“Колокольчик”

“Рыбак”

“Трава”

 “Радуга”

“Школа”

 Дыхательная гимнастика «Вдохнём свежий воздух реки» (3-4 раза)

Название реки зашифровано. Воспитатель показывает картинку и по первым звукам нарисованных там предметов предлагает узнать, как река называется. 

В результате чтения выясняется, что у речки удивительное название «Крошка». Педагог предлагает перейти эту небольшую речку по тоненькому брёвнышку, взявшись за руки.

Вторая остановка – лес. На ватмане 5 ёлочек. На каждой видны слова в беспорядке: Том, ждут, и, Тим, вас). Предлагается из этих слов составить предложение. Ребята проговаривают свои варианты.

Оказывается, кто-то специально для нас оставил это сообщение. Чтобы подбодрить мышат, педагог предлагает написать письма друзьям и отправить их с сорокой.

Все садятся за столы для написания писем. Воспитатель напоминает о правилах написания предложения (обговаривают вместе с детьми). Дети предлагают версии писем (5-6). Один ребёнок пишет на доске. Остальные проверяют, исправляют, дополняют.

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Написанные письма запечатываются в конверт и передаются сороке. Пока писали письма, неожиданно пошёл дождь.

Зрительная гимнастика «Капля»

Воспитатель предлагает детям прочитать и узнать, сколько капелек-слов выпало из тучи? В каждой капельке кусочек слова – слог. Чтение по каплям-слогам сверху вниз (Ку-ра-ки-но-сы-ро-). В волшебном лесу дождь волшебный прошёл. Мы смогли прочитать много слов.

Снова педагог обращается к плану. Дети видят, что очутились у самого замка. Подходят ближе и убеждаются, что перед ними действительно он.

Ситуация-провокация

На нарисованном замке нет окон, дверей. Воспитатель интересуется, смогут ли мышата увидеть того, кто пришёл их спасать? Можно ли войти в это здание? Почему?

  1. Воспитанникам предлагается выбрать любую специально приготовленную заколдованную схему (звуковые модели) деталей замка, которых не достаёт: дверь, окна, флаг, труба, замок, ключ и т. д. (по количеству детей).
  2. Затем со своей звуковой схемой найти на другом столе картинки с недостающими деталями здания, соотнести со своей звуковой схемой и только потом прикрепить к изображению замка свою картинку-деталь. Так постепенно появляются окна, двери, всё остальное. Ключ имитирует открывание замка.

Сюрпризный момент

Появляются Том и Тим. Благодарят за освобождение.

Воспитанники возвращаются в детский сад на самолёте.

Рефлексия

Воспитатель привлекает к себе всех детей.

  1. Обнимая, даёт положительную оценку каждому, интересуется, что запомнилось на занятии?
  2. Где побывали?
  3. Какие испытания пришлось преодолеть?
  4. Где было труднее всего?
  5. Почему справились со всеми трудностями?

Воспитатель говорит, что справляться со всеми препятствиями в дороге было легко, потому что все дети действовали дружно, сообща. Именно поэтому удалось спасти мышат.

Душкова Елена Валерьевна – воспитатель первой квалификационной категории.

Источник: https://mama-pomogi.ru/eto-eshchjo-ne-vsjo/publikatsii-pedagogov/konspekt-zanyatiya-po-obucheniyu-gramote-v-podgotovitelnoj-gruppe

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.