Конспект к уроку литературного чтения Скороговорки,считалки,небылицы 2 класс

Урок литературного чтения по теме

Конспект к уроку литературного чтения Скороговорки,считалки,небылицы 2 класс

  • Пустовалова Галина Петровна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Образовательная программа “Школа 2100” является развивающей и направлена не только на развитие интеллекта, но и на совершенствование внутренней культуры человека.

Ее главная задача – целостное развитие личности ученика, обогащение его нравственными представлениями и понятиями.

В этом плане велика роль уроков литературного чтения, которые вводят учеников в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формируют личность. Одним из таких уроков является урок по теме: “Считалка”.

Среди детей в наши дни СЧИТАЛКА в большем почете, чем другие формы фольклора. Считалки – это исстари придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Благодаря считалкам воспитываются и воля, и благородство, и доброта, и честность.

Цели урока:

  1. Углублять и расширять знания учащихся о жанрах устного народного творчества, ритме, как основе искусства;
  2. Учить овладевать умением составлять считалки, выражать свою собственную точку зрения в процессе коллективного обсуждения, реализуя личностные особенности учащихся через восприятие и осознание ими народного творчества;
  3. Развивать творческий потенциал детей, интеллект, речь;
  4. Воспитывать уважение к наследию русского народа.

l . Организация класса. Мотивация учебной деятельности

Учитель: “Ой, вы гой еси, добры молодцы и молодушки! Собрались мы здесь сегодня не на пир честной, а на беседу добрую, интересную да складную. И чтоб был у нас мир да согласие, игра, задор, да учение. Хочу всем пожелать активного участия в предстоящей работе”

Вспомните, какие вы знаете жанры устного народного творчества?

Определите, к каким жанрам относятся следующие строки?

а) “Кто, угадай-ка, седая хозяйка: тряхнет перинки, над миром пушинки”. Это загадка.

б) “Проворонила ворона вороненка”. Это скороговорка.

в) “Нет друга – ищи, а нашел – береги”. Это пословица.

г) “Дон-дон-дон! Загорелся кошкин дом.

Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом”. Это потешка.

д) “Жили-были муж да жена. Иван да Марья. Все бы хорошо, да детей нет. Наступила зима. Иван с Марьей у окошка сидели, на чужих ребят смотрели. Иван и говорит:

– Пойдем, Марьюшка, слепим бабу из снега.

– Пойдем, только давай не бабу, а дитя малое из снега вылепим – доченьку… Это сказка.

е) “Жили-были три чертенка
и два маленьких котенка.

Им велели дружно жить,

А тебе идти водить!” Это считалка.

Работа с выставкой книг.

(На выставке представлены книги с произведениями устного народного творчества и книжки-малышки, составленные учащимися.)

Учитель

: Что объединяет все эти произведения?

– Это произведения устного народного творчества.

Установление функциональной зависимости.

Установите соответствие между жанрами устного народного творчества и их признаками.

Беседа.

Вспомните и объясните, почему народное творчество называют устным?

– Произведения передаются из уст в уста.

Почему эти устные произведения называются народными?

– Сочинил автор, а, передавая из уст в уста, каждый следующий мог стать “соавтором”, что-то изменить, добавить…

Почему эти произведения эти произведения называют ТВОРЧЕСТВОМ?

– Кто-то сочинил, придумал, создал, сотворил. Так и говорят “творец, творцы”. Но можно это еще назвать ИСКУССТВОМ. Как вы понимаете это слово?

– Искусный, т. е. умелый. Человек, хорошо знающий свое дело.

А искусство – умение, мастерство, знание дела. И тогда можно говорить, что искусство – это любая искусно выполненная работа.

Работа с выставкой народного творчеств

а.

Во все времена высоко ценили произведения народного искусства, так как они передают народные традиции из поколения в поколение.

Рассмотрите внимательно предметы, представленные на выставке (вазы, рушники, салфетки, вышивки и т. д.) и скажите, чем украшены предметы?

– Орнаментом (т. е. повторением рисунка).

Практическая работа

(составление орнамента).

Попробуйте изобразить несложный орнамент из геометрических фигур.

Как называется чередование в определенном порядке?

– Ритм.

Как вы думаете, а если убрать одну из фигур, нарушится ли ритм?

– Да, ритм нарушится, порядка не будет.

Вот в чем сереет красоты народного творчества.

А как вы думаете, есть ли ритм в музыке?

Прослушивание русской народной песни “Коробейники”.

Повторяются ли в песне ритмы в определенном порядке?

– Да, в музыке чередуются долгие и короткие музыкальные звуки.

Физминутка (под музыку русской народной песни “Коробейники”)

Понаблюдаем, есть ли ритм в танце. Наш танец будет состоять из двух несложных движений.

Раз – хлопок в ладоши;два – притоптывание ногой.

Вывод: секрет красоты произведений народного творчества заключается в ритме. Ритм мы наблюдаем ив песне, и в танце, и в небольших рифмованных стишках.

Скажите, с чего начинается любая игра?

Конечно же с веселого стихотворения– считалки. Совершая путешествие по Стране Считалок, вы узнаете ее происхождение, научитесь правильно произносить ее, сочинять считалки, применять их в игре.

1. Объяснение.

Ведущим уровнем любой считалки является ритм, ритмический рисунок, чередование ударных и безударных слогов.

Например: (на доске картинка)

“Аты-баты /-/- Шли солдаты. /-/- Аты-баты /-/- На базар. /-/- Аты-баты /-/- Что купили? /-/- Аты –баты /-/-

Самовар…” /-/-

(Учащиеся хором читают считалку с простукиванием ритма)

2. Знакомство со считалкой, как жанром.

(На доске изображена схема считалки. Правая часть закрыта. Открывается постепенно)

ЖанрСчиталка
Задача жанраРаспределение ролей
Картина жизниПонятна, непонятна
Звуковой рисунокПовтор звуков
Ритмический рисунокСтихотворный повтор ударных слогов
РифмаМожет быть

Считалка – это рифмованный стишок, состоящий из различных слов и созвучий со строгим соблюдений ритма. Считалки можно назвать и по другому: например, счет, счетки, пересчет, сосчиталочки, гадалки, ворожитки. Детские считалки произошли от древних форм гаданий.

У считалки две главные особенности: во-первых, в основе большинства из них лежит счет, а во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Со счетом людей связана целая группа понятий и представлений. В старину, поручая кому-либо общее дело, люди проявляли необыкновенную осмотрительность в числах.

Окажется ли человек, выполняющий поручение, счастливым или несчастливым? Перед охотой или иным промыслом счет решал многое. Человек несчастливым числом мог погубить все дело. Таково было назначение древнего пересчета. Эта его функция осталась и в детских играх. Простейшей формой считалок и самой древней был “голый счет”.

Со временем в считалку-пересчет вносились художественные элементы. Считалка стала игрой и в фольклоре нашего времени рассматривается как забава, она представляет собой игру словом, ритмом.

(Еще раз обращаю внимание учащихся к схеме, повторяем основные признаки считалки)

1. Практическая работа в группах.

Задание: используя текст и ритмический рисунок, а также полученные знания о считалке, поработайте критиками. Хочу обратить ваше внимание на то, что критик должен видеть не только недостатки, но и достоинства каждой считалки. Будьте добрыми критиками.

1-я группа

“Жили-были три чертенка, /-/-/-/ И два маленьких котенка. /-/-/-/ Им велели дружно жить, /-/-/-/

А тебе идти водить!” /-/-/-/

Понятна ли картина жизни?

Что можно сказать о звуковом рисунке?

Произнесите считалку с простукиванием ритма.

Есть ли в ней слова, которые рифмуются?

2 группа

“Вышел Бобик из мультфильма, /-/–/- Вынул пилу из кармана. /-/–/- Буду резать, буду бить, /-/-/-/

Все равно тебе водить”. /-/-/-/

Что могут сказать критики о ритмическом рисунке этой считалки? (Он нарушен)

Какие слова здесь не рифмуются? Где нарушен ритм?

3 группа

“Раз, два, три, четыре, пять, /-/-/ Вышел робот погулять, /-/-/ И на стройку он зашел, /-/-/ Быстро он построил дом. /-/-/

В этом доме мы живем…” /-/-/

Какое замечание могут сделать критики?

Придумайте конец считалке.

2. Практическая работа в парах.

а) Чтение считалки про себя, затем вслух друг другу.

б) Составление звукового и ритмческого рисунка, счет в парах

3. Творческий эксперимент.

Игра: “Раз, два, три, четыре, пять– учись считалки сочинять!”

1. Раз, два, три, четыре, пять,
….. ……. отвечать!

2. Раз, два, три, четыре, пять, … …. играть! ….. …… …… ……

…… ……. ……. …… !

3. Тра – та – та, барабан барабанит, Тра – та – та, ………. ………….., Тра – та – та, ………. …………..,

Тра – та – та, ……….. …………..

4. Топ – топ – топ, бежал малыш, Топ – топ – топ, …….. ………..,

Топ – топ – топ, …….. …………

VI. Применение полученных знаний в жизни

А сейчас попробуем применить считалку по назначению.

Для чего нужна считалка в жизни?

Русская народная игра: “В звонари”.

Кого в народе называют звонарем?

игры. Играющие становятся в круг. При помощи считалки играющие выбирают двоих: “Звонаря” и “Жмурку”. “Звонарь” берет в руку колокольчик, “Жмурка” – полотенце или платок, свернутый жгутом. “Жмурке” завязывают глаза, “Звонарь” вводит его в круг и убегает, звоня в колокольчик. По звуку колокольчика “Жмурка” должен поймать “Звонаря” внутри круга и обхватить его жгутом.

Русская народная игра: “В лавочку-суковаточку”

игры. “Лавочка-суковаточка” – это любая, достаточно длинная лавка или скамейка. Ребята, выбрав по считалке “водилу”, садятся рядком на лавку.

“Водила” ходит-похаживает перед ними, потом вдруг легонько ударяет по колену одного из сидящих. Чем внезапнее, неожиданнее этот удар, тем лучше.

Ведь “водиле” вместе с тем, кого он выбрал, нужно пробежать вокруг лавки и постараться занять освободившееся место. Тот, кто остался без места, должен водить следующий кон.

Спасибо вам, добры молодцы и молодушки, за ваше творчество на уроке и активную работу. Что нового узнали на уроке? Какая работа на уроке понравилась больше всего?

В старину любые посиделки заканчивались чаепитием. Говорили: “Не красна изба углами, а красна пирогами”

Ученица

: Напекли мы для гостей много разных кренделей!

Все

:

Тары-бары-растобары, Выпьем чай из самовара! С сухарями, С кренделями, С бубликами вкусными,

С сушками, ватрушками.

Ученик

:

Приходите, приходите! Угощение берите! Чаем запивайте!

Нас добрым словом вспоминайте!

11.07.2012

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/620351/

Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: «Викторина по разделу «Устное народное творчество»» УМК «Школа России»

Конспект к уроку литературного чтения Скороговорки,считалки,небылицы 2 класс

Название: Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: «Викторина по разделу «Устное народное творчество»» УМК «Школа России»
Номинация: Начальная школа, Школьные предметы , Литературное чтение, 2 класс
Щелканова Елена Витальевна Должность: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Место работы: МКОУ Михайловская ООШ

Месторасположение: село Михайловское, Родниковский район, Ивановская область

Конспект урока литературного чтения во 2 классе УМК «Школа России»

Тема: Викторина по разделу «Устное народное творчество»

Цель: обобщить знания учащихся по разделу «Устное народное творчество»

Задачи:

  • повторить жанры устного народного творчества, систематизировать теоретический материал о сказках, закрепить знание содержания изученных сказок.
  • развивать наблюдательность, память, сообразительность, мышление, внимательность
  • воспитывать любовь к истории своего народа, уважение к своей культуре.

Оборудование:

электронная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, набор предметов (ведерко, яблоко, ложка, тарелка, боб, мешок), набор продуктов (пирог, каша, вода, соль, масло, яблоко, кисель), пазлы, кукла в одеяле.

План урока.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Физкультминутка.
  4. Викторина по сказкам.
  5. Итог.
  6. Рефлексия.

Ход урока.

Рада приветствовать вас на нашем необычном уроке.

Изучение какого раздела мы закончили? (Устное народное творчество). Как вы думаете: почему наш урок сегодня будет необычным? (Ответы ребят). Да, урок пройдет не по привычному плану, а по необычному. Мы вспомним все произведения, изученные в разделе, но не просто поговорим о них, а пройдем испытания, как в сказке. Что же нам для этого нужно? (Ответы ребят).

Ну, что же, отправляемся в путь?

  1. Какие виды устного народного творчества вам знакомы? Убери лишнее. (Слайд)

Потешка

Песня

Сказка

Рассказ

Пословица

Загадка

Небылица

Стихотворение

Считалка

Прибаутка

Скороговорка

Поэма

  1. Определи среди данных произведений устного народного творчества загадку, скороговорку, пословицу, считалку, колыбельнуюпесню.

(Учитель дает несколько фольклорных примеров для определения жанра ) (Слайд)

  1. Конкурс скороговорок. Кто без запинок и быстрее всех скажет скороговорку? (Можно индивидуально, а можно соревноваться группами или рядами)
  2. Конкурс загадок. Чей ряд (группа или индивидуально) больше загадает остальным загадок?
  3. А помните ли вы пословицы? Найди начало и конец каждой. (4-5 пословиц) (Слайд)
  4. Конкурс певцов. Спеть колыбельную кукле. (По желанию).
  5. Физкульминутка. (Народная игра-потешка «Зайка серенький сидит»)
  6. Викторина по сказкам.
  7. Какая из прочитанных сказок имеет в своем названии поговорку? («У страха глаза велики»)

Какая сказка заканчивается пословицей и какой? («Лиса и журавль», Как аукнется, так и откликнется)

Объясни, как ты их понимаешь?

  1. Каких видов сказок не бывает? Найди лишнее. (Слайд)

Бытовые

Волшебные

Колдовские

О животных

  1. Установи соответствие между названием сказки и ее видом (Слайд).

Бытовая

Волшебная

О животных

«Гуси-лебеди»

«Лиса и тетерев»

«Каша из топора»

  1. Вспомни части волшебной сказки. Найди лишнее. (Слайд)

Присказка

Зачин

Троекратный повтор

мысль

Концовка

  1. В каких из этих сказок один из героев мышка? (Слайд)
  2. «Петушок и бобовое зернышко»
  3. «У страха глаза велики»
  4. «Гуси-лебеди»
  5. «Каша из топора»
  6. Определи последовательность событий в сказке «Лиса и журавль» (Слайд)

Журавль пошел в гости к лисе на званый пир.

Не обижайся, лиса, больше нечем тебя угостить.

С этих пор кончилась дружба у лисы и журавля.

Лиса и журавлем стали дружить.

Теперь ты, лиса, приходи ко мне в гости.

  1. Вспомни сказку по опорным словам. (Слайд)
  2. Брат, сестра, гуси, Баба-яга.
  3. Петух, курочка, корова, кузнец.
  4. Бабушка, внучка, мышка, курочка.
  5. Узнай главного героя сказки по описанию. (Слайд)
  6. Жадная, лицемерная, хитрая
  7. Добрая, заботливая, терпеливая.
  8. Мудрый рассудительный, находчивый.
  9. Что потребовалось солдату, чтобы сварить кашу? Выбери. (Слайд)

Рисунки: крупа, пирог, яблоко, капуста, соль, вода, молоко, масло, песок, свекла, топор, нож, ложка.

Ребята, в мешке спрятаны предметы из сказок. Вам надо просунуть в мешок руку, выбрать один предмет, не вынимая ощупать его – узнать и назвать из какой он сказки, потом достать из мешка. (В мешке спрятаны предметы: ведерко, яблоко, ложка, тарелка, боб).

  1. Конкурс «Пир на весь мир»

С закрытыми глазами (завязать платочком) попробовать на вкус, определить продукт и назвать в каких сказках он встречается.(Продукты: пирог, каша, вода, соль, масло, яблоко, кисель и пр.)

Выдать несколько пазлов ( работа в группах) по изученным сказкам. Назвать ее. (Проверка — картинки на слайде )

— Справились ли мы с поставленными задачами?

— Что вызвало у вас затруднение?

— Где применить ваши знания?

-Интересно ли было на уроке?

-Что вызвало наибольший интерес?

-Понравилось ли на уроке?

-Как вы оцените свою работу на уроке?

Учитель выставляет аргументированные отметки.

Д/з. Подготовиться к тестовой работе по разделу

Спасибо за сотрудничество.

в разделах:

Источник: https://portal2011.com/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-klasse-tem/

Конспект урока на тему

Конспект к уроку литературного чтения Скороговорки,считалки,небылицы 2 класс

Наша кнопка

Скачать материал

Методический материал по русскому языку .

«Знакомство со скороговорками как с жанром народного творчества.»

УМК «Школа России»

подготовила

учитель начальных классов

Ахметзянова Минзиля Насимовна.

2011 год

Методический материал

Цель: Знакомство со скороговорками как с жанром народного творчества.

Задачи:

  • развитие речи учащихся;
  • формирование техники беглого чтения;
  • воспитание любви к чтению.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Поэтому необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения.

Для этого я на своих уроках широко использую скороговорки.

Слово «СКОРОГОВОРКА» составлено из двух слов: СКОРО и ГОВОРИТЬ.

Скороговорки учат чёткому и внятному произношению. Они помогают овладеть техникой речи.

У каждой скороговорки свой набор звуков и слов. Соответственно каждая из них предназначена для выработки чёткого выговаривания определённых звуков и звукосочетаний. Всё это определяет восстребованность скороговорок на уроках русского языка. Особенно актуальны они на уроках в начальных классах.

Скороговорки заставляют ребёнка задуматься над правильным произношением слов и над местом ударения в словах.

В скороговорках нет чепухи, небылицы. Скороговорки представляют картину знакомого ребёнку реального мира.

Отличительная черта скороговорок – наличие ритма, способствующего запоминанию.

Методика работы со скороговорками достаточно известна: медленное чтение по слогам, медленное чтение словами, а затем всё быстрее, ещё быстрее и очень быстро, но правильно.

Работу со скороговорками начинаю ещё в букварный период при изучении букв и звуков. Например, при изучении темы «Звуки [п] [п,], буквы Пп» использую скороговорку

Пётр Петров

Пошёл погулять,

Поймал перепёлку,

Пошёл продавать.

Просил полтинник,

Получил подзатыльник.

Или при изучении темы «Звук [щ,], буквы Щщ»использую скороговорку

Ты нас, мама, не ищи –

щиплем мы щавель на щи.

В роще, травы шевеля,

мы нащиплем щавеля.

Работа продолжается на уроках литературного чтения. Например, во втором классе.

Фрагменты уроков

Урок № 3

Тема: Скороговорки, приговорки, считалки, небылицы

Цель: продолжить знакомить детей с малыми жанрами фольклора.

Задачи:

  • научить произносить скороговорки;
  • формировать умение различать малые жанры фольклора;
  • развивать внимание, память, логическое мышление.
  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Постановка цели урока

Учитель:

– Прочитайте эти слова снизу вверх

ы

ыыррртоббубооддбив

Учащиеся:

Добры бобры идут в боры

Учитель:

– Попробуйте прочитать справа налево:

НОШЮПАК АЛИПУК УКНОШУКУК АКШУКУК

– Догадались что это такое?

Учащиеся:

Скороговорки

Учитель:

Ну, конечно же, это скороговорки. Сегодня мы поговорим о скороговорках и других жанрах устного народного творчества.

Чтение скороговорок с разной интонацией, с ускорением. (Используются любые скороговорки на усмотрение учителя)

4.Работа по теме урока

Учитель:

– Какие ещё скороговорки вы знаете? (Дети называют скороговорки, а учитель записывает их на доске)

– Как их надо читать?

Учащиеся:

– Медленно по слогам, медленно словами, а потом всё быстрее и быстрее, но правильно.

Чтение скороговорок с доски.

Учитель:

– Для чего нужны скороговорки?

Учащиеся:

– Для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих слов и звуков, которые трудно произносить друг за другом, всё время путаешься.

Урок № 84

Тема: Скороговорки

Цель: Знакомство со скороговорками как с жанром народного творчества.

Задачи:

  • развитие речи учащихся;
  • формирование техники беглого чтения;
  • воспитание умения работать в группе.

Урок проводится в виде игры. Класс делится на три команды (по количеству рядов)

Конкурсы:

  1. Закончи скороговорку;

  2. За определённое время разучить и рассказать скороговорку;

  3. Кто больше прочтет скороговорок за 1 минуту;

  4. Составить и прочитать скороговорку;

  5. Чья команда назовёт больше скороговорок, не повторяясь;

  6. Узнать скороговорку по рисунку.

Кроме этого, использую почти на каждом уроке литературного чтения скороговорки для речевой разминки.

Также использую скороговорки на уроках русского языка. Например, во 2 классе при изучении темы «Имена собственные».

Дядя Коля дочке Поле

подарил щеночка колли,

но щенок породы колли

убежал от Поли в поле.

Здесь дети наблюдают, почему слова «Поли в поле» в предложении пишутся то с прописной, то со строчной буквы.

Такие игры-занятия можно проводить на любом уроке и на удобном для учителя этапе: на математике это может быть физкультминутка, на литературном чтении использовать как подготовку артикуляционного аппарата. На внеклассном мероприятии можно смело планировать игру-соревнование: “Кто больше знает скороговорок?”.

И если проводить систематические последовательные занятия, результат не заставит себя долго ждать.

Используемая литература :

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях, часть 2. М.: Просвещение, 2007 г., 223 с.

  2. Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2006 г., 288 с.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории литература:

Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-na-temu-znakomstvo-so-skorogovorkami-kak-s-zhanro.html

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Скороговорки, считалки, небылицы

Конспект к уроку литературного чтения Скороговорки,считалки,небылицы 2 класс

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: продолжить знакомство учащихся с малыми жанрами фольклора; учить произносить скороговорки; формировать умение различать малые жанры фольклора; развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, а также слова, которые помогают представить героя произведения.

Оборудование: карточки у учащихся (текст для речевой разминки, тексты малого литературного жанра).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение потешек и прибауток из учебника, а еще про щенка (собственного сочинения).

III. Речевая разминка

— Прочитайте текст, записанный на доске. Догадайтесь, что это. (Это скороговорка, ноу нее есть автор.)

Живут у меня кукушки —

Варят галушки,

Пекут пампушки,

Поют частушки.

Хорошие подружки —

Пестрые кукушки!

Э. Красноруцкий

— Читаем с разной интонацией, работаем над скоростью.

— Наш народ сложил много скороговорок. Какие из них вам известны? (Дети вспоминают.) Есть такие, например:

1. Везет Сенька Саньку

с Сонькой на санках.

Санки скок, Саньку с ног,

Соньку в бок, Сеньку в лоб,

Все в сугроб…

2. Шел Егор

через двор

с топором

чинить забор.

3. Павка на лавке

Плетет лапти Клавке.

Не годятся лапти

Клавке на ножки,

А годятся лапти

На лапки кошке.

IV. Введение в тему урока

— Как вы считаете, для чего нужны скороговорки? (Примерный ответ. Для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих звуков, которые трудно произносить друг за другом, все время путаешься.)

V. Работа по теме урока

— Играя в разные игры, как выбираете водящего? (Считаемся.)

— Какие считалки вы знаете? (Дети рассказывают.) Считалки — это тоже жанр устного народного творчества.

— Прочитайте считалки в учебнике на с. 22. (Учитель обращает внимание детей на их четкий ритм.)

— А сейчас познакомимся с текстом на с. 23. Как вы думаете, что мы прочитали? Это небылица. Как вы понимаете это слово, каким словом его можно заменить? (Фантазия, сказка, выдумка.)

— Я вас познакомлю еще с одной небылицей.

(По карточкам читают дети, или учитель, или подготовленный ученик.)

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Дубина выбегает

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах.

Деревня закричала:

«Мужики горят!»

Сарафаны в бабах

На пожар спешат.

— Попробуйте представить, что это быль. В чем разница? Что исчезло? (Стало не смешно, исчезли юмор, веселое настроение.)

— Сделайте вывод: для чего придумывали небылицу? (Для веселья и смеха.)

VI. Физкультминутка

(Учитель выбирает сову, т. е. водящего, который садится на стул.)

Сова

В лесу темно,

Все спят давно.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит!

(Дети ходят по классу, остановившись, изображают спящих птиц. Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам.)

VII. Закрепление изученного

(Работа в парах.)

— Сейчас вы получите карточки с текстом. Прочитайте текст, определите, к какому жанру устного народного творчества он относится.

(Ученики получают карточки и работают с ними 2—3 минуты.) Информация для учителя

Проверку можно организовать следующим образом: учитель называет жанр, а те, кому дан такой текст, поднимают руку. По очереди читают выразительно, остальные определяют, верный ответ или нет.

1. Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

А за нею во всю прыть,

Тихими шагами

Волк старался переплыть

Миску с пирогами.

2. Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре старушки.

Жили-были четыре старушки,

Все четыре — большие болтушки.

3. Ходит сон по горе.

Носит дрему в рукаве,

Всем детишкам продает,

Нашей Гале так дает.

4. Ехал грека через реку.

Видит грека: в реке рак.

Сунул грека руку в реку,

Рак за руку греку цап!

5. На пригорке у Егорки

Есть конек-горбунок.

Кто коня запряжет,

Нам подарки привезет!

Раз, два, три, четыре, пять,

Отправляйся запрягать!

6. Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая:

Ножками топ, топ!

Глазками хлоп, хлоп!

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодает, забодает.

7. Скок-поскок!

Молодой дроздок

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Молодиченька,

Невеличенька:

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Шу-вы! Полетели,

На головушку и сели.

8. В лесу есть ворота.

Филины и совы

Берегут засовы.

В каждой щелке

Бродят злые волки.

Кто боится там ходить —

Тому водить.

9. — Куда, заинька, бежишь?

Куда, серенький, спешишь?

– К медведю на свадьбу,

Медведь-то мне дядя,

А медведица-то тетка.

10. Спи, усни, Бай, бай, бай!

Угомон тебя возьми.

Спи, посыпай,

Боронить поспевай.

Мы те шапочку купим,

Зипун сошьем;

Зипун сошьем,

Боронить пошлем

В чистые поля,

В зелены луга.

Зипун — в старое время одежда крестьянина, кафтан из грубого толстого сукна, обычно без воротника.

11. Жаворонки, жавороночки,

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое,

Унесите от нас

Зиму холодную;

Нам холодная зима

Надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

12. Ой вы, жаворонки,

Жавороночки,

Летите в поле,

Несите здоровье:

Первое — коровье,

Второе — овечье,

Третье — человечье.

(Ответ. Русские народные песни — 11, 12; колыбельные — 3, 10; потешки и прибаутки – 6, 7; считалки – 5, 8; небылицы – 1, 9; скороговорки — 2, 4.)

VIII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за..

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

IX. Подведение итогов урока

— С какими жанрами устного народного творчества вы сегодня познакомились?

— Что больше всего вам понравилось и запомнилось на уроке?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение считалок и небылиц нас. 22-23.

Кутявина С. В.

Рекомендуем посмотреть:

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Воспитание в начальной школе по ФГОС

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Создание воспитательной среды в начальных классах

Источник: https://ped-kopilka.ru/sovremenyi-urok/konspekty-urokov-v-nachalnoi-shkole/konspekty-urokov-2-klas/konspekt-uroka-literaturnogo-chtenija-2-klas-skorogovorki-schitalki-nebylicy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.