Картотека мало подвижных игр для старшей группы

Игры малой подвижности в подготовительной и старшей группах ДОУ

Картотека мало подвижных игр для старшей группы

Особенности нервной системы детей не позволяют им в нужном размере контролировать свои эмоции и мышечное возбуждение. Поэтому в детском саду всегда усваивается правило — каждая подвижная деятельность имеет завершающий отрезок, в процессе которого активность снижается. Достигается это проведением малоподвижных игр.

Цели и задачи

Малоподвижные развлечения направлены на снижение интенсивности физической нагрузки и постепенный переход от состояния возбуждения к спокойной деятельности. В них педагогу не нужно объяснять правила, достаточно несколько раз самостоятельно показать движение или продемонстрировать его на любом участнике.

Дети

В детском саду любая форма деятельности призвана разносторонне развивать дошкольников. Малоподвижные игры — не исключение. В непринужденной форме развиваются память, внимательность и реакция, а взятые из фольклорных сказок герои приобщают малышей к народным традициям.

Обратите внимание! Зимой они проводятся в обязательном порядке в помещении. На площадке возле веранды или внутри нее занимаются весной, в летние и осенние дни.

Малоподвижные игры в старшей группе направлены на:

  • Внедрение в привычку смены активных занятий на деятельность низкой интенсивности.
  • Увеличение памяти словесно-логической (воспроизведение правил, продиктованных вслух).

Игры малой подвижности в подготовительной группе — картотека с целями.

Картотека малоподвижных игр

НазваниеЦельОписаниеПримечание
ПузырьРазвитие дисциплины, внимания, умения действовать по командеДети стоят в кругу и держатся за руки. Воспитатель читает стихотворение, пока происходит чтение, дети отходят, увеличивая круг. Как только произносятся слова «Пузырь лопнул», малыши должны опустить руки и произнести звук «с-с-с», имитируя сдувшийся шарик.Стихотворение: «Надувайся пузырик, Надувайся большим Оставайся таким И не лопайся». Игра проходит от 2-4 раз.
КошечкаРазвивается ловкость и артистические качестваДается задание — изображать кошечку, ползая на четвереньках. По зову останавливаться и оглядываться, поворачивать голову либо наклонять ее (пить молоко). Также можно добавить задания, в которых кошечка ползает между ног, забирается на высоту, мурлычет.
АттракционыИдет развитие мышления и памятиДетей посадить за стол, пальцы рук должны быть на поверхности. Воспитатель называет любые предметы, животных, птиц и т. д. Когда называется летающий предмет, малыши должны поднять вверх все пальцы.
Море волнуетсяПроисходит развитие внимания и дисциплины, дети учатся соблюдать правила игрыСтавятся стулья, по количеству на 1 меньше числа игроков. По словесной команде «море волнуется» дети бегают вокруг стульев. Как только послышится «море утихло», нужно занять стул. Одному стула не хватит — он идет водить.Лучше всего данную игру проводить на прогулке в летнее время года. Следует запрещать детям бегать слишком близко к стульям. Также строго следить за соблюдением правила — занимать стул лишь когда прозвучат слова «море утихло».

Читайте еще:  Рисование на тему «Мимоза» в средних группах детского сада

Этапы проведения в старшей и подготовительной группах

Проведение игр в старшей группе с малой подвижностью делится на несколько периодов:

  1. Собрать детей для начала. Призывом служит свисток. По желанию добавляется сюрприз — воспитатель показывает маленькое письмо или записанное сказочным персонажем видео, настраивающее на тематику выбранной из картотеки с целями малоподвижной игры в старшей или подготовительной группе.
  2. Начало. Если присутствовал сюрприз, то следует познакомиться с его содержанием (прочитать письмо, посмотреть видео от сказочного героя). Далее провести беседу и показать на примере видео или фото, что требуется делать в предлагаемой игре. При этом воспитатель с выражением читает стихотворение на соответствующую тему. Если упражнение знакомо для малышей — предложить им отгадать название по картинкам.
  3. Объяснение в старшей и подготовительной группах происходит словесно, без показа движений. Знакомые детям упражнения объясняются в формате вопросов на знание правил.
  4. Процесс игры. В первое знакомство роль ведущего лежит на воспитателе. При повторении дети выбирают главного самостоятельно, а педагог лишь направляет их по ходу действия.
  5. В завершении стоит подвести итоги и задать вопросы: «Насколько интересна была игра?»; «Что чувствовали в процессе?».

Длительность малоподвижных игр

Общее время определяется от начала сбора участников и до подведения итогов включительно.

Обратите внимание! По ФГОСу в старшей и подготовительной группах деятельность низкой интенсивности должна проводиться не более 15 минут.

Малоподвижные игры в ДОУ для подготовительной и средней групп

Пример малоподвижной игры «Пузырь»

Примеры упражнений для средней группы:

НазваниеОписание
СветофорПотребуется 3 флажка разных цвета. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель показывает красный знак — дети должны положить руки на колени. На желтый флажок — похлопать в ладоши. Показался зеленый цвет — потопать ногами.
Песнь животногоСуть — в имитации животных. Воспитатель называет животное — дети хором произносят, как оно «говорит». Можно взять лошадь, кошку, собаку, курицу, корову, козу.
Сломанный телефонВоспитатель говорит шепотом на ухо первому ребенку слово, тот передает следующему — и так по цепочке. Последний человек подходит к воспитателю и громко говорит, какое слово до него дошло.

Читайте еще:  Занятия дыхательной гимнастикой детям 4-5 лет в детском саду Картотека с целями и примерами малоподвижных игр для детей в подготовительной группе:

НазваниеОписание
ВоротаПроисходит развитие ловкости и координации. Проводится на улице. Дети разбиваются по парам, берутся за руки и встают друг за другом, высоко поднимая руки. Последняя пара проходит под всеми, стараясь никого не задеть, и встает впереди.
Военная фигура на месте замриПопулярная интерпретация игры «Море волнуется». Дети замирают в позе любого военного, ведущий ищет того, кто шевелится. Первый «попавшийся» становится ведущим.
Кто пропал?Развивается детская память и быстрота мышления. Среди малышей выбирается ведущий, ему завязывают глаза. Воспитатель тихо просит одного из участвующих выйти из комнаты. Затем ведущему открывают глаза и просят назвать имя покинувшего комнату.

Как заполняется конспект проведения игр малой подвижности для детей 5-6 лет в старшей группе

Конспект воспитателя

Опорная таблица воспитателя заполняется по следующим пунктам:

  • Автор программы (имя воспитателя, номер детского сада, город и область).
  • Название упражнения.
  • Цели и задачи.
  • Необходимые материалы.
  • Ход игры.
  • Подведение итогов.

Ценность малоподвижных игр заключается в создании положительных эмоций у детей и снятии стресса и мышечного напряжения после активных видов деятельности. Упражнения низкой интенсивности — это отличный вариант самостоятельной занятости малыша в компании своих сверстников.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/igry-maloj-podvizhnosti-v-podgotovitelnoj-i-starshej-gruppah-dou

Малоподвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду с целями: картотека игр, рекомендации воспитателя

Картотека мало подвижных игр для старшей группы

Малоподвижные игры как вид деятельности включаются в работу с целью:

  • минимизации общего утомления, моторной напряженности мышц рук и ног;
  • плавного перехода из состояния возбуждения к спокойствию;
  • тренировки  различных систем организма, в том числе сердечно-сосудистой и дыхательной;
  • развития внимательности, быстроты реакции и ловкости;
  • улучшения ориентации в окружающем пространстве;
  • формирования и фиксации двигательных навыков;
  • поддержания здоровья дошкольников;

Интенсивность занятий не слишком высока, но достаточна для тренировки внимания, памяти и скорости реакции у детей младшей группы, темп проведения медленный.

Игры малой подвижности, включенные в картотеку игр для детей 3-4 лет, имеют свою специфику:

  • выбирается определенный способ организации детей. Многие игры подразумевают образование круга, шеренги, в конкретный момент игры дети разбегаются врассыпную. Порядок перемещения устанавливается условиями игры;
  • движения в процессе активности. Правила подразумевают хлопки, махи руками, подъем колен, подкидывание мяча, приседания и другие элементы упражнений;
  • темп проведения игрового занятия. Для возраста дошкольника 3-4 года используется медленный темп;
  • методика проведения игры, включающая особенности выбора, место проведения, этапы игры;
  • число повторов движений, варьирующееся от 3 до 6.

Картотека игр малой подвижности для детей 3-4 лет своей целью ставит и развитие детской памяти, наблюдательности и кругозора.

Воспитатель перед началом игры организует сбор детей, после чего переходит к объяснению правил. Далее следует сама игра и подведение итогов.

Малая степень подвижности позволяет переключить внимание детей, успокоить их и настроить на дальнейшее проведение занятий. В этом ключе допустимо использование игр в качестве физкультурных минуток при проведений занятий.

Перед началом следования указаниям ведущего мальчики и девочки находятся в одном из положений:

  • стоя;
  • сидя на стуле;
  • ходят в медленном темпе, обычно по кругу.

Все движения игры просты и соответствуют возрасту воспитанника. За один раз проводится 2-3 игры, каждая из которых продолжается 1-2 минуты. Суммарное время проведения игрового занятия составляет около 5 минут. Эффективность повышается, если движения совершаются под музыку, при этом для действия не требуется много пространства.

Дошкольникам в возрасте 3-4 года требуется участие ведущего-воспитателя, который будет координировать их действия. В старшей группе взрослый уже может принимать роль наблюдателя, в то время как дети играют самостоятельно.

Примеры игр малой подвижности для детей в возрасте 3-4 года

Картотека с целями малоподвижных игр для детей 3-4 лет в детском саду включает следующие игры:

«Солнце, дождик, ветер»

Группа детей становится в круг, ведущий располагается в центре. Когда воспитатель говорит: «Солнце!» — дети идут на носочках, вытягивая руки вверх. По команде: «Дождик» — останавливают движение, прячась в «домике» из сложенных над головой рук. Когда слышат: «Ветер!» — медленно идут по кругу.

«Летает – не летает»

Дошкольники становятся в круг, лицом к ведущему, стоящему в центре. Когда воспитатель называет существительное, относящееся к полетам, дети разводят руки в сторону, имитируя крылья. Если названный ведущим объект не летает, группа садится на корточки. Например, ворона, лебедь, самолет, ракета — летают, а дом, светофор, яблоко, мышь — не летают.

«Ручки-ножки»

Дети хаотично расставлены по залу, ведущий медленно читает стихотворение и показывает движения для повторения.

Все захлопали в ладоши,

Дружнее, веселее! (дети громко хлопают);

Застучали наши ножки,

Громче и быстрее! (топают ногами);

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише! (бьют ладонями по коленкам);

Ручки, ручки поднимаем,

Выше, выше, выше! (тянутся и поднимают руки);

Завертелись наши ручки (поворачивают кисти рук вправо-влево);

Снова опустились.

Покружились, покружились,

И остановились (опускают руки).

«Жили-были зайчики»

Расположение детей и воспитателя аналогично предыдущей игре.

Жили-были зайчики (Приставляют руки в голове, показывая заячьи уши.)

На лесной опушке, (Разводят руки в стороны.)

Жили-были зайчики (показывают уши)

В маленькой избушке, (приседают на корточки, руки над головой на подобие крыши)

Мыли свои ушки, (трут ушки.)

Мыли свои лапочки (трут ладонью о ладонь)

Наряжались зайчики, (руки на пояс, повороты вправо-влево.)

Надевали тапочки. (по очереди ставят ногу на пятку.)

Классификация малоподвижных игровых занятий

Картотека игр малой подвижности для детей 3-4 лет в детском саду может включать классификацию:

  • игры без словестного сопровождения. Такая деятельность включает небольшое количество движений, мотивацией к которым является конкретное простое задание.

«Найди игрушку»

Ведущий прячет мягкую игрушку, а дети по команде начинают поиски. Первый нашедший ребенок тихо сообщает воспитателю о завершении задания. Когда большинство воспитанников справились, игрушку достают из укрытия.

Игра «Запрещенное движение»

Вначале взрослый оговаривает условия, подразумевающие выход из игры в случае использования какого-либо движения. Например, хлопок руками или поднятие рук вверх. В ходе игры ведущий демонстрирует разные движения, в том числе запрещенное. Повторивший запрещенное движение ребенок выбывает. Последние двое признаются победителями.

  • Игры, сопровождаемые стихами и песнями. Большинство малоподвижных игр подразумевает подсказку, какое движение будет следующим, в стихотворной форме. Дошкольники лучше усваивают информацию в такой форме.

«Мы погреемся немножко

Взрослый показывает движения и читает текст, дети стараются повторять за воспитателем.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. (хлопают в ладоши.)

Мы погреемся немножко,

Мы попрыгаем немножко,

Прыг-прыг, прыг-прыг (прыгают на двух ногах.)

Мы погреемся немножко,

Мы потопаем немножко,

Топ-топ, топ-топ. (громко топают ногами.)

«Чтобы сильным, ловким быть»

Дошкольники становятся в круг, ведущий читает стихотворение. Когда воспитатель в кругу произносит слова, все хлопают в ладоши.

Чтобы сильным, ловким быть,

Со спортом должен ты дружить,

Все виды спорта должен знать,

Чтобы солдатом смелым стать.

Воспитатель показывает движение, имитирующее занятие каким-либо видом спорта. Например, движение руками как в плавании, удар ногой по мячу. Группа повторяет за ним. Выигрывает тот, у кого получилось повторить максимально точно.

Картотека игр малой подвижности отличается разнообразием, что позволяет поддерживать интерес дошкольников к разным видам активности продолжительное время. Не смотря на общую схожесть, занятия отличаются интенсивностью.

Малоподвижные игры дают возможность заложить фундамент полезных привычек у детей, прививают желание двигаться и изучать новое, пополнять знания об окружающем мире. Важно учитывать некоторый соревновательный элемент в занятиях, помогающий ребенку определить свое место  группе.

Также игра выступает как средство социальной и физиологической адаптации.

Об авторе: Рогозина Валентина Ивановна, воспитатель МКДОУ “Воробьевский детский сад №1”, опыт работы более 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/dou/6814_kartoteka_malopodvizhnyh_ugr_dlya_3_4_let

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.