Исследовательская работа Почему в хлебе столько дырочек?

Тема: Почему в хлебе столько дырочек?

Исследовательская работа Почему в хлебе столько дырочек?

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема:

Почемув хлебе столько дырочек?

Выполнил:

ученик3А класса гимназии №34

ГуськовОлег

Научныйруководитель:

учительначальных классов

БрагинаЯна Михайловна

ВВЕДЕНИЕ

Каждый деньмы едим хлеб, хлебобулочные изделия.Мне всегда было интересно, почему изделияиз дрожжевого теста такие пышные, мягкие?Что придает им такое свойство? А самыйглавный вопрос: Почему в хлебе столькодырочек?

Я обратилсяс этим вопросом к маме, и узнал, чтодырочки в хлебе это «работа» дрожжей –веществаиз микроскопических грибков, вызывающихброжение. Благодаря им тесто поднимаетсяв два раза.

Мне сталоинтересно узнать, что это – дрожжи.Поэтому я поставил следующую цельмоей работы: узнать, что с собойпредставляют дрожжи, какие имеют виды,свойства, какая польза от них, применение.

Задачи:

  1. Узнать подробно, что же это такое – дрожжи;

  2. Узнать какие дрожжи бывают;

  3. Узнать, полезны ли дрожжи, или вредны;

  4. Провести практический опыт, чтобы узнать свойства дрожжей;

ЧТО ТАКОЕДРОЖЖИ?

Человек сумел«приручить» дрожжи с глубокой древности,еще и не подозревая об их существовании.Например, напиток, похожий на современноепиво, был известен в Древнем Египте воIIтысячелетии до нашей эры. Там же возникспособ приготовления хлеба из кислогодрожжевого теста. В Китае 3 тысячи летназад отгоняли спирт из дрожжевойбражки, получая крепкие спиртные напитки.

Все это время люди думали, что брожениевозникает само собой или по волшебству.Лишь в 1680 г. нидерландский натуралистАнтониван Левенгук,рассматривая под микроскопом каплюбродящего пива, впервые увидел клеткидрожжей. Он описал их в письме, адресованномв Королевское общество, и дал рисунок,на котором были видны почкующиесякруглые клетки, образующие скопления.

И только в1857 году великий французский микробиологЛуиПастердоказал: что дрожжи и процесс броженияочень тесно связаны между собой.Характерной особенностью дрожжейявляется их способность производитьспиртовое брожениесахара,при котором происходит разложениесахара на этиловый спирт и углекислыйгаз.

Так начиналосьизучение дрожжей, и люди постепенноузнали о микроорганизмах.

Дрожжи— это похожие на бактерии простейшиеодноклеточные растения. Они принадлежатсемейству грибов. Их клетки больше исложнее, чем у бактерий. Дрожжи размножаютсяпочкованием.

Размножениепочкованием происходит следующимобразом. Вначале на клетке появляетсявыпуклость, которая увеличивается. Ядроматеринской клетки делится, и одно издочерних ядер переходит в растущийбугорок. Возникает новая клетка, котораяотделяется от материнской или остаётсясоединённой с нею.

В идеальныхусловиях почкованиепроисходит настолько быстро, что новыепочки формируются на материнской идочерних клетках прежде, чем ониотделяются. Так образуются дрожжевыепучки.

Немногиезнают, что приготовляя и тесто, и вино,и пиво, и квас, используют только одинвид дрожжей – сахарныйгриб,илисахаромицеты. Вприроде эти дрожжи чаще всего можновстретить на сладких плодах и ягодах.

Почти все дрожжи – настоящие «сладкоежки».Фрукты и ягоды, цветочный нектар, сладкийберезовый сок, сочные части растений излюбленные места их обитания. А вот впочве или в разлагающейся древесине ихмало.

Есть среди дрожжей и опасные длячеловека виды, вызывающие серьезныезаболевания.

Если изспелого винограда отжать сок, то попавшиев него клетки дрожжей (сахаромицетов)начинают активно размножаться и бродить,перерабатывая виноградный сахар вспирт. Именно так готовили вино в течениемногих столетий.

Лечебныеи пищевые достоинства дрожжей,как пекарских, так и пивных, не нуждаютсяв рекоменда­ции.

Они содержат:

  1. Витамины группы B,

  2. эстергол (провитамин D),

  3. углеводы,

  4. белки

  5. некоторое количество жиров.

  6. Кроме того, огромное количество минеральных связей, очень нужных нам микроэлементов, например, хром и селен.

Белки дрожжейпо качеству близки к белкам мяса, рыбы,молока и других продуктов животногопроисхождения. Особое значениеприобре­тают дрожжи как ценнейшийисточник витаминов, прежде всего группыВ. В дрожжах содержится эргостерол,который под воздействием ультрафиолетовыхлучей переходит в витамин D, являющийсяпрофилактическим и лечебным средствомпри ра­хите.

Виды дрожжей.

  • Хлебопекарные
  • Пивные
  • Винные
  • Кормовые
  • Чайный гриб
  • Патогенные

Дрожжииспользуются в хлебопечении, виноделии,пивоварении, квасоварении, в сельскомхозяйстве, медицине и других производствах.

В хлебопечениииспользуют хлебопекарные дрожжи. Онипроводят спиртовое брожение с образованиеммножества пузырьков углекислого газа,которые заставляют «подниматься» тестои после выпечки придают хлебу мягкость.

Для пивоваренияиспользуют зерно (ячмень). Ячменьизмельчают и смешивают с водой и варят,а потом сбраживают дрожжами. Дляквасоварения используют рожь.

Высушенныепивные дрожжи используют для производствалекарственных препаратов. Пивные дрожжииспользуют при гиповитаминозе витаминовгруппы В, нарушениях обмена веществ,фурункулезе и т. д.

Из винограданельзя было бы приготовить вино, еслибы на кожице ягод не жили дрожжи,сбраживающие сок.

В последнеевремя эти грибы стали применять и вомногих других производствах. Дрожживыращивают на различных отходах и кормятими сельскохозяйственных животных.

Издрожжей получают витамины и различныевещества для химической и медицинскойпромышленности. С помощью дрожжей изразличного растительного сырья делаютспирт.

А это горючее, которым можно принеобходимости заменять бензин вдвигателях внутреннего сгорания.

Чайный грибявляется ассоциацией дрожжей иуксуснокислых бактерий. Применяетсядля приготовления вкусного напитка.

Дрожжиприносят не только пользу, но и вред.Они могут стать причиной порчи пищевыхпродуктов, когда на поверхности продуктовобразуется налет (например, на сыре илина мясе), перебродить соки, варенье.

Патогенныедрожжи могут вызывать заболевания(кандидоз) у людей со слабым здоровьем.

Изготовлениедрожжей.

Производствохлебопекарных дрожжей; основано наразмножении дрожжей в жидких питательныхсредах. 1. Сырьем для дрожжевогопроизводства является кормовая патока(меласса – отход свекло-сахарногопроизводства).

Для приготовленияпитательной среды сусло – патокаразбавляется водой (в соотношении 1:4)(1кг мелассы на 4 кг воды – это равносусло). 2. Подвергается специальнойобработке в целях удаления коллоидови некоторых других веществ, вредных дляжизнедеятельности дрожжей.

Это достигаетсяобработкой сусло хлорной известьюсерной кислотой, кипячением и другимиспособами, в зависимости от качествапатоки, и последующим удалением осадков,отстаиванием или фильтрацией.

Для осветлениясусла, в сусло вводят питательные соли,содержащие азот и фосфор. Из многихспособов осветления чаще применяютсякислотно-холодный и кислотно-горячий.

Практическаячасть

Опыт 1:

Цель: Выяснить,влияет ли температура окружающей средына процесс брожения.

Продукты дляопыта: дрожжи, мука, вода, сахар, соль.

Мы с мамойзамесили тесто, разложили его в двагоршочка. Один горшочек поставили втеплое место, поближе к батарее. Другойгоршочек в холодное место.

Через частесто, которое стояло около батареизначительно увеличилось в объеме,поднялось. Тесто, стоявшее в холодномместе, тоже поднялось, но значительноменьше.

Вывод:Дрожжи чувствительны к температуреокружающей среды. Скорость их размноженияуменьшается в ответ на понижениетемпературы.

Опыт 2:

Цель: Влияетли сахар на процесс брожения?

Продукты дляопыта: вода, дрожжи, сахар.

Я налил вдва стакана теплой воды. В каждый стаканположил по кусочку дрожжей. Все хорошенькоперемешал. В один стакан добавил сахару.В другой стакан сахар не добавлял. Истал наблюдать за процессом брожения.

Через полчасапосле смешивания в стакане с сахаромначался процесс брожения. Появилисьмаленькие пузырьки углекислого газа.

На следующееутро в стакане с сахаром процесс броженияактивно продолжался, на поверхностипоявилась пена маленьких пузырьковуглекислого газа. Жидкость в стаканеимела кислый, винный запах. В стакане,где не было сахара, брожения не наблюдалось,вода стала прозрачной, дрожжи в видеосадка лежали на дне.

Вывод: Дляпроцесса брожения необходим сахар.Дрожжи превращают сахар в спирт иуглекислый газ. Таким способом они получают
энергию, необходимую им для жизни.

Заключение.

Изучивлитературу, проделав практический опыт,пришел к выводу, что дрожжи – этоодноклеточные грибы. Они используютсяв виноделии, пивоварении, хлебопечении,сельском хозяйстве, медицине.

Дрожжичувствительны к температуре окружающейсреды. Скорость их размножения уменьшаетсяв ответ на понижение температуры.

Для процессаброжения необходим сахар. Дрожжипревращают сахар в спирт и углекислыйгаз. Таким способом они получают
энергию, необходимую им для жизни.

В ходепрактического опыта я ответил напоставленный вопрос: Откуда в хлебе такмного дырочек?

  • Дрожжи попадают в тесто
  • Грибки сразу принимаются за дело
  • Они вырабатывают углекислый газ, от этого тесто вспухает,поднимается, подходит
  • В жаркой печи пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки в душистом хлебе остаются.

Использованнаялитература.

  1. Биология (сост. З.А.Власова). – М.: Филолог. об-во “Слово”, компания. ТКО АСТ, Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996 – 576с.

  2. Б.А. Введенский “Большая советская энциклопедия”. 15 Второе издание 1952г.

  3. А.М. Прохоров “Советский энциклопедический словарь”. Издание четвертое 1987г.

  4. Л. Ликум “Все обо всем” том 5 Москва 1995г.

  5. Детская энциклопедия «Почему и потому». Сост.О.Н.Корчагина. М., РОСМЭН-ПРЕСС,2005 г.

  6. Детская энциклопедия «Для ленивых». Альманах серии «Скажи мне, почему?». MASS MEDIA,1993 г.

  7. Почемучка. Энциклопедия для любознательных. М. Премьера.Астрель.АСТ, 2007 г.

  8. Детская энциклопедия «Что такое. Кто такой». М. «Педагогика Пресс», 1995 г.

  9. Большая энциклопедия открытий и изобретений. М. РОСМЭН, 2007 г.

  10. Ликум А. Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей. М. Компания «Ключ –С», 1994г.

  11. .

Источник: https://gigabaza.ru/doc/172355.html

Почему в хлебе так много дырочек

Исследовательская работа Почему в хлебе столько дырочек?

  • Костричкина Елена Валерьевна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа, Дополнительное образование, Руководство учебным проектом

Прокофьева Виктория,
3 класс «Б», ГБОУ Школа №1034
Научный руководитель: Костричкина Е.В.

Актуальность проекта: Всем с детства известна поговорка “Хлеб всему голова». Ведь хлеб – это продукт, который употребляют практически все люди, вне зависимости от национальности, религиозной принадлежности, региона проживания. Каждый день мы едим хлеб, хлебобулочные изделия.

Мне всегда было интересно, почему изделия из дрожжевого теста такие пышные, мягкие? Что придает им такое свойство? А самый главный вопрос: Почему в хлебе столько дырочек? Я обратилась  с этим вопросом к классному руководителю и узнала,  что дырочки в хлебе это «работа» дрожжей.

Мне стало интересно узнать, что это – дрожжи.

Гипотеза: образование дырочек в хлебобулочных изделиях зависит от наличия в тесте дрожжей.

Объект исследования: дрожжи, дрожжевое тесто.

Предмет исследования: интересные научные и практические факты о дрожжах, история их появления.

Цель:  узнать, что с собой представляют дрожжи, какие имеют виды, свойства, какая польза от них, их применение.

Задачи:

  • Узнать подробно, что же это такое – дрожжи;
  • Узнать какие дрожжи бывают;
  • Узнать, полезны ли дрожжи, или вредны;
  • Провести практический опыт, чтобы узнать свойства дрожжей.

                
Вопрос:  Почему  в хлебе так много дырочек?

Методы: поиск, анализ и систематизация материала; практическая работа.

Выводы:

  • Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры.
  • Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Таким  способом  они  получают энергию, необходимую  им  для  жизни. 

В ходе практического опыта получили ответ  на поставленный вопрос: Откуда в хлебе так много дырочек?

  • Дрожжи попадают в тесто.
  • Грибки сразу принимаются за дело.
  • Они вырабатывают углекислый газ, от этого тесто вспухает, поднимается, подходит.
  • В жаркой печи пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки остаются.

Оборудование для защиты проекта: компьютер, проектор, смарт-доска (экран).

Защита проекта

Презентация

Слайд 1

Здравствуйте, меня зовут Прокофьева Виктория. Я учусь в 3 классе Б.

Слайд 2

На классном часе «Хлеб – всему голова! » классный руководитель Костричкина Елена Валерьевна рассказывала о технологии изготовления хлеба, о бережном отношении к хлебу.

Слайд 3

Мне всегда было интересно, почему изделия из теста такие пышные, мягкие? Что придает им такое свойство? А самый главный вопрос: Почему в хлебе столько дырочек?

Слайд 4

Я обратилась с этим вопросом к Елене Валерьевне, и узнала, что дырочки в хлебе это «работа» дрожжей – вещества из микроскопических грибков, вызывающих брожение. Благодаря им тесто поднимается в два раза.
Мне стало интересно узнать, что это – дрожжи.

Слайд 5

Вот так родилась идея нашего проекта « Почему в хлебе столько дырочек? ». Поэтому мы с классным руководителем поставили следующую цель нашей работы:

ЦЕЛЬ: узнать, что с собой представляют дрожжи, какие имеют виды, свойства, какая польза от них, их применение.

Слайд 6

Мною была выдвинута гипотеза: образование дырочек в хлебобулочных изделиях зависит от наличия в тесте дрожжей.

Были поставлены следующие задачи:

ЗАДАЧИ:

  1. Узнать подробно, что же это такое – дрожжи;
  2. Узнать какие дрожжи бывают;
  3. Узнать, полезны ли дрожжи, или вредны;
  4.  Провести практический опыт, чтобы узнать свойства дрожжей;

Слайд 7

Итак: что же такое дрожжи? Из энциклопедии я узнала:

Слайд 8

Дрожжи — это похожие на бактерии простейшие одноклеточные растения. Они принадлежат семейству грибов.
Так же Елена Валерьевна рассказала мне, что у дрожжей есть лечебные и пищевые достоинства.

Слайд 9

Они содержат:

  1. витамины группы B,
  2. эстергол (провитамин D),
  3.  углеводы,
  4.  белки
  5.  некоторое количество жиров.
  6.  кроме того, огромное количество минеральных связей, очень нужных нам микроэлементов, например, хром и селен.

Слайд 10

Немного истории:

Оказывается, ещё в 1857 году великий французский микробиолог Луи Пастер доказал: что дрожжи и процесс брожения очень тесно связаны между собой.

Характерной особенностью дрожжей является их способность производить спиртовое брожение сахара, при котором происходит разложение сахара на этиловый спирт и углекислый газ.

Так начиналось изучение дрожжей, и люди постепенно узнали о микроорганизмах.

Слайд 11

Дрожжи бывают нескольких видов:

  1. Хлебопекарные – используются в хлебопечении.
  2.  Пивные – используют в пивоварении и квасоварении.
  3.  Винные дрожжи. Они живут на кожице ягод.
  4.  Кормовые дрожжи – широко используются в сельском хозяйстве для подкормки животных.
  5. Чайный гриб – это сочетание дрожжей и кислых  бактерий.       Используют для приготовления напитка, полезного для здоровья.

Слайд 12

Обратившись к  интернету,  мы узнали об изготовлении дрожжей. Оказывается! Производство хлебопекарных дрожжей; основано на размножении дрожжей в жидких питательных средах.
Проведём несколько практических опытов и сделаем выводы.

Слайд 13

Опыт № 1
Цель: Выяснить, влияет ли температура окружающей среды на процесс брожения. Замесим тесто, разложим его в два горшочка.

Один горшочек поставили в теплое место, поближе к батарее. Другой горшочек в холодное место.

Через час тесто, которое стояло около батареи значительно увеличилось в объеме, поднялось.

Тесто, стоявшее в холодном месте, тоже поднялось, но значительно меньше.

Слайд 14

Вывод: Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры.

Слайд 15

Опыт № 2
Цель: Влияет ли сахар на процесс брожения? Я налила в два стакана теплой воды. В каждый стакан положила по кусочку дрожжей. Все хорошенько перемешала. В один стакан добавила сахару. В другой стакан сахар не добавляла.

Через полчаса после смешивания в стакане с сахаром начался процесс брожения. Появились маленькие пузырьки углекислого газа.

На следующее утро в стакане с сахаром процесс брожения активно продолжался, В стакане, где не было сахара, брожения не наблюдалось, вода стала прозрачной, дрожжи в виде осадка лежали на дне.

Слайд 16

Вывод: Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Таким  способом  они  получают энергию, необходимую  им  для  жизни. 
Изучив литературу, проделав практические опыты, мы пришли к выводу, что дрожжи – это одноклеточные грибы. Они используются в виноделии, пивоварении, хлебопечении, сельском хозяйстве, медицине.

Слайд 17

В ходе практического опыта я ответила на поставленный вопрос: Откуда в хлебе так много дырочек?
  1. Дрожжи попадают в тесто
  2. Грибки сразу принимаются за дело
  3. Они вырабатывают углекислый газ, от этого тесто вспухает, поднимается, подходит
  4. В жаркой печи пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки в душистом хлебе остаются!!!

Слайд 18

Спасибо за внимание!!!!!

11.10.2017

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/666441/

Исследовательская работа Почему в хлебе столько дырочек?

Исследовательская работа Почему в хлебе столько дырочек?

V Республиканская научно- практическая конференция

младших школьников

«Первые шаги в науку»

Секция: Окружающий мир

«Почему в хлебе столько дырочек? »

Автор работы:

Иванцов Николай Алексеевич

г. Ишимбай, МБОУ СОШ №11,

3 Б класс

Научный руководитель:

Халикова Рамиля Шарафутдиновна

учитель начальных классов

высшая категория, «МБОУ СОШ №11»

Ишимбай 2016

Введение. 3

Глава 1. Теоретическая часть. 4

1.1 Что такое дрожжи? 4

1.2 Виды дрожжей. 6

Глава 2. Практическая часть. 8

2.1. Опыт 1: Влияние температуры на процесс брожения. 8

2.2. Опыт 2: Влияние сахара на процесс брожения. 11

2.3. Опыт 3: Влияние соли на процесс брожения. 13

2.4. Опыт 4: Хлеб с дрожжами и без дрожжей. 14

Глава 3. Выводы и заключение. 16

Список литературы. 17

Введение

Тема исследования: « Почему в хлебе столько дырочек?»

Актуальность исследования: Чтобы вести здоровый образ жизни, нужно много знать о тех продуктах, которые мы употребляем в пищу. Каждый день мы едим хлеб, хлебобулочные изделия. Мне всегда было интересно узнать, почему изделия из дрожжевого теста такие пышные, мягкие? Что придает им такое свойство? А самый главный вопрос: Почему в хлебе столько дырочек?

Цель исследования: Поэтому я поставил следующую цель: узнать, что собой представляют дрожжи, какие имеют виды, свойства, какая польза от них, где ещё дрожжи применяют.

Задачи:

  1. Узнать подробно, что такое дрожжи;

  2. Узнать какие дрожжи бывают;

  3. Узнать, полезны дрожжи или вредны;

  4. Провести практический опыт, чтобы узнать свойства дрожжей;

Гипотеза исследования: Я предположил, что дырочки в хлебе – это «работа» дрожжей.

Объект исследования: дрожжи, сахар, мука.

Методы исследования: анализ, наблюдение, сбор информации из разных источников, опыты.

Глава 1. Теоретическая часть

Человек сумел «приручить» дрожжи с глубокой древности, еще и не подозревая об их существовании. Например, напиток, похожий на современное пиво, был известен в Древнем Египте во II тысячелетии до нашей эры.

Там же возник способ приготовления хлеба из кислого дрожжевого теста. В Китае 3 тысячи лет назад отгоняли спирт из дрожжевой бражки, получая крепкие спиртные напитки.

Все это время люди думали, что брожение возникает само собой или по волшебству.

И только в 1857 году великий французский микробиолог Луи Пастер доказал: что дрожжи и процесс брожения очень тесно связаны между собой. Характерной особенностью дрожжей является их способность производить спиртовое брожение сахара, при котором происходит разложение сахара на этиловый спирт и углекислый газ. (3*)

Так начиналось изучение дрожжей, и люди постепенно узнали о микроорганизмах.

Дрожжи – это похожие на бактерии простейшие одноклеточные растения. Они принадлежат семейству грибов. Их клетки больше и сложнее, чем у бактерий. Дрожжи размножаются почкованием. (2*)

Размножение почкованием происходит следующим образом. Вначале на клетке появляется выпуклость, которая увеличивается. Ядро материнской клетки делится, и одно из дочерних ядер переходит в растущий бугорок. Возникает новая клетка, которая отделяется от материнской или остаётся соединённой с нею.

Почти все дрожжи – настоящие «сладкоежки». Фрукты и ягоды, цветочный нектар, сладкий березовый сок, сочные части растений излюбленные места их обитания. А вот в почве или в разлагающейся древесине их мало. Есть среди дрожжей и опасные для человека виды, вызывающие серьезные заболевания.

Если из спелого винограда отжать сок, то попавшие в него клетки дрожжей (сахаромицетов) начинают активно размножаться и бродить, перерабатывая виноградный сахар в спирт. Именно так готовили вино в течение многих столетий.

Лечебные и пищевые дрожжи содержат:

1. Витамины группы B,

2. эстергол (провитамин D),

3. углеводы,

4. белки

5. некоторое количество жиров.

Белки дрожжей по качеству близки к белкам мяса, рыбы, молока и других продуктов животного происхождения. Особое значение приобре­тают дрожжи как ценнейший источник витаминов, прежде всего группы В. (6*)

1.2 Виды дрожжей

  • Хлебопекарные
  • Пивные
  • Винные
  • Чайный гриб

Дрожжи используются в хлебопечении, виноделии, пивоварении, квасоварении, в сельском хозяйстве, медицине и других производствах.

В хлебопечении используют хлебопекарные дрожжи. Они проводят спиртовое брожение с образованием множества пузырьков углекислого газа, которые заставляют «подниматься» тесто и после выпечки придают хлебу мягкость.

Для пивоварения используют зерно (ячмень). Ячмень измельчают и смешивают с водой и варят, а потом сбраживают дрожжами. Для квасоварения используют рожь.

Высушенные пивные дрожжи используют для производства лекарственных препаратов. Пивные дрожжи используют при гиповитаминозе витаминов группы В, нарушениях обмена веществ, фурункулезе и т. д.

Из винограда нельзя было бы приготовить вино, если бы на кожице ягод не жили дрожжи, сбраживающие сок.

В последнее время эти грибы стали применять и во многих других производствах. Дрожжи выращивают на различных отходах и кормят ими сельскохозяйственных животных. Из дрожжей получают витамины и различные вещества для химической и медицинской промышленности.

Чайный гриб является ассоциацией дрожжей и уксуснокислых бактерий. Применяется для приготовления вкусного напитка.

Дрожжи приносят не только пользу, но и вред. Они могут стать причиной порчи пищевых продуктов, когда на поверхности продуктов образуется налет (например, на сыре или на мясе), перебродить соки, варенье.(8*)

Глава 2. Практическая часть

Цель: Выяснить, влияет ли температура окружающей среды на процесс брожения.

Продукты для опыта: дрожжи, мука, вода, сахар, соль, масло.

Мы с мамой замесили тесто, разложили его в два горшочка. Один горшочек поставили в теплое место, поближе к батарее. Другой горшочек в холодное место.

Через час тесто, которое стояло около батареи значительно увеличилось в объеме, поднялось. Тесто, стоявшее в холодном месте, тоже поднялось, но значительно меньше.

Вывод: Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры.

2.2. Опыт 2: Влияние сахара на процесс брожения

Цель: Влияет ли сахар на процесс брожения?

Продукты для опыта: вода, дрожжи, сахар.

Я налил в два стакана теплой воды. В каждый стакан положила по кусочку дрожжей. Все хорошенько перемешал. В один стакан добавила сахару. В другой стакан сахар не добавлял. И стал наблюдать за процессом брожения.

Через полчаса после смешивания в стакане с сахаром начался процесс брожения. На поверхности появилась пена маленьких пузырьков углекислого газа. Жидкость в стакане имела кислый, винный запах. В стакане, где не было сахара, брожения почти не наблюдалось, дрожжи в виде осадка лежали на дне.

Вывод: Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт углекислый газ. Таким способом они получают энергию, необходимую им для жизни.

2.3. Опыт 3: Влияние соли на процесс брожения

Цель: Влияет ли соль на процесс брожения?

Продукты для опыта: вода, дрожжи, соль.

Я налил в два стакана теплой воды. В каждый стакан положила по кусочку дрожжей. Все хорошенько перемешал. В один стакан добавила соль. В другой стакан соль не добавлял. И стал наблюдать за процессом брожения.

Через час ни в одном стакане брожения не наблюдалось, дрожжи в виде осадка лежали на дне.

Вывод: с солью процесс брожения не происходит.

2.4. Опыт 4: Хлеб с дрожжами и без дрожжей

Цель: Выяснить в каком хлебе будут дырочки.

Продукты для опыта: дрожжи, мука, вода, сахар, соль, масло.

Мы с мамой замесили 2 вида теста – одно с дрожжами, другое- без дрожжей. Разложили его в две формы для выпечки хлеба.

Через час тесто, в котором были дрожжи, поднялось, шёл процесс брожения. Тесто без дрожжей не изменилось. После этого мы поставили хлеб в духовку печь. Через 40 минут наш хлеб был готов.

Хлеб с дрожжами получился воздушный, мягкий, с дырочками.

А хлеб без дрожжей был жесткий, до конца не пропеченный.

Вывод: Чтобы хлеб получился вкусным и с дырочками обязательно нужны дрожжи.

Глава 3. Выводы и заключение.

Изучив литературу, проделав практический опыт, пришел к выводу.

1. Дрожжи – это одноклеточные грибы. Они используются в виноделии, пивоварении, хлебопечении, сельском хозяйстве, медицине.

2.Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры.

3.Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Таким способом они получают энергию, необходимую им для жизни.

В ходе практического опыта я ответил на поставленный вопрос: Откуда в хлебе так много дырочек?

  • Дрожжи попадают в тесто
  • Грибки сразу принимаются за дело
  • Они вырабатывают углекислый газ, от этого тесто вспухает, поднимается, подходит
  • В жаркой печи пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки в душистом хлебе остаются.

Список литературы

1. А.М. Прохоров “Советский энциклопедический словарь”. Издание четвертое 1987г.

2. Б.А. Введенский “Большая советская энциклопедия”. 15 Второе издание 1952г.

3. Детская энциклопедия «Почему и потому». Сост.О.Н.Корчагина. М., РОСМЭН-ПРЕСС,2005 г.

4. Детская энциклопедия «Для ленивых». Альманах серии «Скажи мне, почему?». MASS MEDIA,1993 г.

5. Детская энциклопедия «Что такое. Кто такой». М. «Педагогика Пресс», 1995 г.

6. Л. Ликум “Все обо всем” том 5 Москва 1995г.

7. Почемучка. Энциклопедия для любознательных. М. Премьера. Астрель. АСТ, 2007 г.

8. www.eda-server.ru

9 .www.o-xlebe.com

10.www.prohleb.ru

Источник: https://botana.biz/prepod/nachalnye_klassy/otxap8cv.html

Исследовательская работа

Исследовательская работа Почему в хлебе столько дырочек?

Тема:

Почему в хлебе столько дырочек?

Выполнила:

ученица 4 б класса МКОУ «СОШ№15»

Федюшина Дарья

Научный руководитель:

учитель начальных классов

Япринцева Ю. А.

ВВЕДЕНИЕ

Каждый день мы едим хлеб, хлебобулочные изделия. Мне всегда было интересно, почему изделия из дрожжевого теста такие пышные, мягкие? Что придает им такое свойство? А самый главный вопрос: Почему в хлебе столько дырочек?

Я обратилась с этим вопросом к маме, и узнала, что дырочки в хлебе это «работа» дрожжей – вещества из микроскопических грибков, вызывающих брожение. Благодаря им тесто поднимается в два раза.

Мне стало интересно узнать, что это – дрожжи. Поэтому я поставила следующую цель моей работы: узнать, что собой представляют дрожжи, какие имеют виды, свойства, какая польза от них, применение.

Задачи:

  1. Узнать подробно, что же это такое – дрожжи;

  2. Узнать какие дрожжи бывают;

  3. Узнать, полезны ли дрожжи, или вредны;

  4. Провести практический опыт, чтобы узнать свойства дрожжей.

ЧТО ТАКОЕ ДРОЖЖИ?

Человек сумел «приручить» дрожжи с глубокой древности, еще и не подозревая об их существовании. Например, напиток, похожий на современное пиво, был известен в Древнем Египте во II тысячелетии до нашей эры. Там же возник способ приготовления хлеба из кислого дрожжевого теста. В Китае 3 тысячи лет назад отгоняли спирт из дрожжевой бражки, получая крепкие спиртные напитки.

Все это время люди думали, что брожение возникает само собой или по волшебству. Лишь в 1680 г. нидерландский натуралист Антони ван Левенгук, рассматривая под микроскопом каплю бродящего пива, впервые увидел клетки дрожжей. Он описал их в письме, адресованном в Королевское общество, и дал рисунок, на котором были видны почкующиеся круглые клетки, образующие скопления.

И только в 1857 году великий французский микробиолог Луи Пастер доказал: что дрожжи и процесс брожения очень тесно связаны между собой. Характерной особенностью дрожжей является их способность производить спиртовое брожениесахара, при котором происходит разложение сахара на этиловый спирт и углекислый газ.

Так начиналось изучение дрожжей, и люди постепенно узнали о микроорганизмах.

Дрожжи — это похожие на бактерии простейшие одноклеточные растения. Они принадлежат семейству грибов. Их клетки больше и сложнее, чем у бактерий. Дрожжи размножаются почкованием.

Размножение почкованием происходит следующим образом. Вначале на клетке появляется выпуклость, которая увеличивается. Ядро материнской клетки делится, и одно из дочерних ядер переходит в растущий бугорок. Возникает новая клетка, которая отделяется от материнской или остаётся соединённой с нею.

В идеальных условиях почкование происходит настолько быстро, что новые почки формируются на материнской и дочерних клетках прежде, чем они отделяются. Так образуются дрожжевые пучки.

Немногие знают, что приготовляя и тесто, и вино, и пиво, и квас, используют только один вид дрожжей – сахарный гриб, или сахаромицеты. В природе эти дрожжи чаще всего можно встретить на сладких плодах и ягодах.

Почти все дрожжи – настоящие «сладкоежки». Фрукты и ягоды, цветочный нектар, сладкий березовый сок, сочные части растений излюбленные места их обитания. А вот в почве или в разлагающейся древесине их мало.

Есть среди дрожжей и опасные для человека виды, вызывающие серьезные заболевания.

Если из спелого винограда отжать сок, то попавшие в него клетки дрожжей (сахаромицетов) начинают активно размножаться и бродить, перерабатывая виноградный сахар в спирт. Именно так готовили вино в течение многих столетий.

Лечебные и пищевые достоинства дрожжей, как пекарских, так и пивных, не нуждаются в рекоменда­ции.

Они содержат:

  1. Витамины группы B,

  2. эстергол (провитамин D),

  3. углеводы,

  4. белки

  5. некоторое количество жиров.

  6. Кроме того, огромное количество минеральных связей, очень нужных нам микроэлементов, например, хром и селен.

Белки дрожжей по качеству близки к белкам мяса, рыбы, молока и других продуктов животного происхождения. Особое значение приобре­тают дрожжи как ценнейший источник витаминов, прежде всего группы В. В дрожжах содержится эргостерол, который под воздействием ультрафиолетовых лучей переходит в витамин D, являющийся профилактическим и лечебным средством при ра­хите.

Виды дрожжей.

  • Хлебопекарные

  • Пивные

  • Винные

  • Кормовые

  • Чайный гриб

  • Патогенные

Дрожжи используются в хлебопечении, виноделии, пивоварении, квасоварении, в сельском хозяйстве, медицине и других производствах.

В хлебопечении используют хлебопекарные дрожжи. Они проводят спиртовое брожение с образованием множества пузырьков углекислого газа, которые заставляют «подниматься» тесто и после выпечки придают хлебу мягкость.

Для пивоварения используют зерно (ячмень). Ячмень измельчают и смешивают с водой и варят, а потом сбраживают дрожжами. Для квасоварения используют рожь.

Высушенные пивные дрожжи используют для производства лекарственных препаратов. Пивные дрожжи используют при гиповитаминозе витаминов группы В, нарушениях обмена веществ, фурункулезе и т. д.

Из винограда нельзя было бы приготовить вино, если бы на кожице ягод не жили дрожжи, сбраживающие сок.

В последнее время эти грибы стали применять и во многих других производствах. Дрожжи выращивают на различных отходах и кормят ими сельскохозяйственных животных.

Из дрожжей получают витамины и различные вещества для химической и медицинской промышленности. С помощью дрожжей из различного растительного сырья делают спирт.

А это горючее, которым можно при необходимости заменять бензин в двигателях внутреннего сгорания.

Чайный гриб является ассоциацией дрожжей и уксуснокислых бактерий. Применяется для приготовления вкусного напитка.

Дрожжи приносят не только пользу, но и вред. Они могут стать причиной порчи пищевых продуктов, когда на поверхности продуктов образуется налет (например, на сыре или на мясе), перебродить соки, варенье.

Патогенные дрожжи могут вызывать заболевания (кандидоз) у людей со слабым здоровьем.

Изготовление дрожжей.

Производство хлебопекарных дрожжей; основано на размножении дрожжей в жидких питательных средах. 1. Сырьем для дрожжевого производства является кормовая патока (меласса – отход свекло-сахарного производства).

Для приготовления питательной среды сусло – патока разбавляется водой (в соотношении 1:4) (1кг мелассы на 4 кг воды – это равно сусло). 2. Подвергается специальной обработке в целях удаления коллоидов и некоторых других веществ, вредных для жизнедеятельности дрожжей.

Это достигается обработкой сусло хлорной известью серной кислотой, кипячением и другими способами, в зависимости от качества патоки, и последующим удалением осадков, отстаиванием или фильтрацией.

Для осветления сусла, в сусло вводят питательные соли, содержащие азот и фосфор. Из многих способов осветления чаще применяются кислотно-холодный и кислотно-горячий.

Практическая часть

Опыт 1:

Цель: Выяснить, влияет ли температура окружающей среды на процесс брожения.

Продукты для опыта: дрожжи, мука, вода, сахар, соль.

Мы с мамой замесили тесто, разложили его в два горшочка. Один горшочек поставили в теплое место, поближе к батарее. Другой горшочек в холодное место.

Через час тесто, которое стояло около батареи значительно увеличилось в объеме, поднялось. Тесто, стоявшее в холодном месте, тоже поднялось, но значительно меньше.

Вывод: Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры.

Опыт 2:

Цель: Влияет ли сахар на процесс брожения?

Продукты для опыта: вода, дрожжи, сахар.

Я налила в два стакана теплой воды. В каждый стакан положила по кусочку дрожжей. Все хорошенько перемешала. В один стакан добавила сахар. В другой стакан сахар не добавляла. И стала наблюдать за процессом брожения.

Через полчаса после смешивания в стакане с сахаром начался процесс брожения. Появились маленькие пузырьки углекислого газа.

На следующее утро в стакане с сахаром процесс брожения активно продолжался, на поверхности появилась пена маленьких пузырьков углекислого газа. Жидкость в стакане имела кислый, винный запах. В стакане, где не было сахара, брожения не наблюдалось, вода стала прозрачной, дрожжи в виде осадка лежали на дне.

Вывод: Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Таким способом они получают
энергию, необходимую им для жизни.

Заключение.

Изучив литературу, проделав практический опыт, пришла к выводу, что дрожжи – это одноклеточные грибы. Они используются в виноделии, пивоварении, хлебопечении, сельском хозяйстве, медицине.

Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры.

Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Таким способом они получают
энергию, необходимую им для жизни.

В ходе практического опыта я ответила на поставленный вопрос: Откуда в хлебе так много дырочек?
  • Дрожжи попадают в тесто

  • Грибки сразу принимаются за дело

  • Они вырабатывают углекислый газ, от этого тесто вспухает,поднимается, подходит

  • В жаркой печи пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки в душистом хлебе остаются.

Использованная литература.

  1. Биология (сост. З.А.Власова). – М.: Филолог. об-во “Слово”, компания. ТКО АСТ, Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 1996 – 576с.

  2. Б.А. Введенский “Большая советская энциклопедия”. 15 Второе издание 1952г.

  3. А.М. Прохоров “Советский энциклопедический словарь”. Издание четвертое 1987г.

  4. Л. Ликум “Все обо всем” том 5 Москва 1995г.

  5. Детская энциклопедия «Почему и потому». Сост.О.Н.Корчагина. М., РОСМЭН-ПРЕСС,2005 г.

  6. Детская энциклопедия «Для ленивых». Альманах серии «Скажи мне, почему?». MASS MEDIA,1993 г.

  7. Почемучка. Энциклопедия для любознательных. М. Премьера.Астрель.АСТ, 2007 г.

  8. Детская энциклопедия «Что такое. Кто такой». М. «Педагогика Пресс», 1995 г.

  9. Большая энциклопедия открытий и изобретений. М. РОСМЭН, 2007 г.

  10. Ликум А. Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей. М. Компания «Ключ –С», 1994г.

  11. www.eda-server.ru

  12. www.o-xlebe.com  

  13. ru.wikipedia.org.

  14. www.prohleb.ru

Источник: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-pochemu-v-hlebe-stolko-dirochek-681001.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.