Задание 3 ОГЭ Связь слов в словосочетании

Задание 7. ОГЭ по русскому языку. Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях

Задание 3 ОГЭ Связь слов в словосочетании

Скачать материал

Формулировка задания:

Замените словосочетание книжный шкаф (предложение 21), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Показать ответ Правильный ответ: шкаф для книг

Комментарий: книжный шкаф — это не любой шкаф с книгами, а шкаф, предназначенный для книг, даже при их отсутствии в нем.

По опыту могу сказать, что это одно из самых трудных заданий ОГЭ по русскому языку. Для начала повторим теорию.

Что нужно знать:

  • Что такое словосочетание
  • Какие бывают виды связи слов в словосочетании

Словосочетание

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ — это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (при помощи подчинительной связи):
узнать (что?) правду, яблоко (какое?) зеленое, научиться (чему?) писать

Примечание

Следовательно, словосочетанием не считаются слова, связанные при помощи сочинительной связи: мороз и солнце, не ветер, а дождь.

Не считается словосочетанием и сочетание предлога и существительного: в течение дня (= за день), около стола (= у стола), перед домом (= около дома, у дома), вследствие  неприятностей (= из-за неприятностей).

Также не считается словосочетанием грамматическая основа, так как это уже предложение, а не словосочетание: ветер подул, море взволновалось и т.п. Не являются словосочетанием и сложные формы слов:

  • форма будущего сложного времени глагола: буду петь (запою), будем читать (зачитаем);
  • формы составной сравнительной и превосходной степени имен прилагательных и наречий: более умный, менее способный, более тонко, лучше всех.

Виды подчинительной связи слов в словосочетании

Итак, словосочетание — это слова, связанные подчинительной связью. В структуре словосочетания выделяется главное и зависимое слово.

Зависимое слово связано с главным по смыслу и грамматически (при помощи окончаний, предложно-падежной связи).

Такая связь может быть трех видов: согласование, управление или примыкание.

Согласование

СОГЛАСОВАНИЕ— Это такой вид связи, при котором зависимое слово согласовано с главным в роде, числе и падеже. Чаще всего главное слово — существительное или местоимение. Зависимое — прилагательное, причастие.

Например: шкаф (какой?) книжный. Главное слово — шкаф, так как от него задаем вопрос к зависимому.

Шкаф — мужского рода, единственного числа, Именительного или Винительного падежа, следовательно, и зависимое слово книжный имеет форму мужского рода, единственного числа, Именительного или Винительного падежа.

При изменении формы главного слова обязательно изменится форма зависимого, ср.: шкафы (какие?) книжные, шкафов (каких?) книжных, о шкафе (каком?) книжном

Управление

УПРАВЛЕНИЕ — Это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово управляет зависимым при помощи вопросов косвенных падежей (всех, кроме Именительного). Главное слово чаще всего является глаголом, существительным, прилагательным, зависимое — существительным, количественным числительным, местоимением.

Например:  ждать (чего? Р.п.) помощи, удивляться (чему? Д.п.) решению, вижу (кого? В.п.) друга, нарисовать (чем? Тв.п.) красками, говорить (о ком? П.п.) обо мне.
При изменении формы главного слова форма зависимого слова не изменится: жду (чего?) помощи, буду удивляться (чему?) решению, видел (кого?) друга, нарисую (чем?) красками, говорит (о ком?) обо мне.

Примыкание

ПРИМЫКАНИЕ — Это такой вид подчинительной связи, при котором слова связаны только по смыслу, примыкают друг к другу. Главное слово может быть выражено глаголом, существительным, наречием, прилагательным. А на месте зависимого слова могут быть только неизменяемые части речи или неизменяемые формы слов:

  • наречия,
  • наречия и прилагательные в сравнительной степени,
  • деепричастия,
  • притяжательные местоимения,
  • неизменяемые существительные,
  • начальная форма глагола (инфинитив).

Например: говорить (как?) громко — наречие, идти (как?) быстрее — наречие в сравнительной степени, читать (как?) лёжа — деепричастие, шарф (чей?) её — притяжательное местоимение, цвета (какого?) беж — неизменяемое прилагательное, научить (чему?) читать —   инфинитив.
Как видим, вопросы к зависимому слову могут быть разными, да и само зависимое слово будто случайно примкнуло к главному. Вы никогда не перепутаете примыкание с другим видом связи, если запомните, что на месте зависимого слова стоит неизменяемая часть речи или форма!

Теперь мы и сами без труда сможем определить, что словосочетание книжный шкаф построено на основе согласования. Ведь при изменении главного слова поменяется и зависимое. Теперь следует вспомнить понятие синонимичное словосочетание.

СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — это словосочетания, которые имеют одинаковое значение, но разные грамматические связи, то есть разный вид связи.

Например: платье (чье?) — мамино (согласование) — платье (кого?) мамы (управление), хрустальная ваза (согласование) — ваза из хрусталя (управление), радостно прижимая (примыкание) — прижимая с радостью (управление).

Трудности, которые могут возникнуть при выполнении задания 7:

Случай 1. При замене словосочетания синонимичным, например, книжный шкаф у девятиклассников, как правило, возникает выбор меду словосочетанием шкаф для книг и шкаф с книгами. Но задумайтесь на секунду о лексическом значении данных словосочетаний.

Любой ли шкаф с книгами является книжным шкафом? Скажем, шкаф может быть платяной, но сейчас в нем стоят книги. Является ли он шкафом для книг? А если шкаф, предназначенный для книг, то есть книжный шкаф, будет без книг, разве он перестанет быть книжным шкафом? Конечно же, нет.

Поэтому синонимичными являются словосочетания книжный шкаф — шкаф для книг.

Случай 2. Многие девятиклассники словосочетание книжный шкаф перестраивают как шкаф книжный. Это ошибка, потому что вид подчинительной связи при этом не меняется. В обоих случаях вид связи — согласование. 

Как выполнить задание 2 ОГЭ по русскому языку?

1. Перед вами словосочетание, построенное, например, по типу примыкания грустно смотреть. Вам необходимо заменить его синонимичным со связью управление. Вспоминаем виды подчинительной связи.

2. Определяем главное слово в словосочетании: смотреть (как?) грустно. Главное слово смотреть, так как от него задается вопрос.

3. Главное слово выписываем, не изменяя его, — смотреть. Далее перебираем в голове вопросы косвенных падежей и предлоги, которые употребляются вместе с падежами, поскольку переделать нужно в управление:

Р.п. (кого? чего?) предлоги: у, около, с, до, из, от
Д.п. (кому? чему?) предлоги: по, к
В.п. (кого? что?) предлоги: на, в, под, за, через
Т.п. (кем? чем?) предлоги: за, над, с, под, перед, между
П.п. (о ком? о чем?) предлоги: о, в, на

4. Определяем, что подходит вопрос Творительного падежа (чем?) и предлог с, получается смотреть (с чем?) с грустью.
 

Источник: http://www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai/publ/russkiy_jazyk/teoriya_oge/zadanie_7_vidy_podchinitelnoj_svjazi_slov_v_slovosochetanijakh/10-1-0-42

Подготовка к ОГЭ «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании». 9-й класс

Задание 3 ОГЭ Связь слов в словосочетании

  • Кабирова Анфиса Нурихановна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку», Мастер-класс

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (675,3 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Метод: словесный, поисковый, творческий.

Цели урока:

Образовательные:

  • Повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании;
  • Отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
  • Закрепление навыков правописания;
  • Подготовка к ОГЭ.

Развивающие:

  • Способствовать развитию мышления и общеучебных навыков;
  • Способствовать развитию познавательной самостоятельности;
  • Способствовать формированию умения анализировать языковой материал.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;
  • Привить интерес к чтению художественной литературы.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор;
  • Карточки со словосочетаниями;
  • Раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент, актуализация знаний

Мы завершаем работу с наименьшей синтаксической единицей языка — словосочетанием и сегодня на уроке повторим и обобщим знания, полученные по этой теме. Исходя из темы и вида урока, постарайтесь определить его цели.

(Ученики вместе с учителем определяют цели урока)

(слайд №2)

II. Актуализация прежних знаний

Давайте вспомним, что называется словосочетанием.

– Что нельзя назвать словосочетанием? (сочетание самостоятельного слова со служебным; сочетание слов в составе фразеологизмов; подлежащее и сказуемое; составные словоформы)

– Какова структура словосочетания? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слова)

– Назовите типы словосочетаний по главному слову (именные, глагольные, наречные)

III. Закрепление и систематизация знаний

а) Распределительный диктант:

(у доски 3 ученика «Именные», «Глагольные», «Наречные»)

Задание: запишите словосочетания и обозначьте орфограммы; именные (1 ученик), глагольные (2 ученик), наречные (3 ученик)

(словосочетания читает учитель)

Ч..тать книгу, сле..ка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи и музеи, предл..жить помощь, очень хорош.., вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

(проверка и самооценка проводится с использованием слайдов №3-5)

– Какие виды синтаксической связи используются в словосочетании? (сочинительная, подчинительная). Дайте определения.

– Какая группа словосочетаний требует нашего дальнейшего внимания? (Словосочетания с подчинительной связью)

На какое слово необходимо обратить внимание в словосочетаниях данной синтаксической связи? Почему? Какие же способы подчинительной связи выделяются в словосочетаниях? (согласование, управление, примыкание) Дайте определение.

Работа с таблицей (записи на доске)

Согласование

Управление

Примыкание

Род Число

Падеж

Задает нужный падеж
Предлог

Наречие Деепричастие Инфинитив

Местоимения (ЕГЭ)

Зеленый бант
Белая береза

Взял ручку
Взял за ручку

Шел не спеша Говорил улыбаясь

Хотел учиться

Физкультурная минутка

б) Выборочная работа.

Выберите из данного текста словосочетания со способом связи согласование (1 группа), управление (2 группа), примыкание (3 группа)

Поздняя осень.

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.
Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья.
Ярко выступают в этом изобилии красок вечнозелёные ели и сосны.
Устлана земля сухими разноцветными листьями. (слайд №6)

(проверка проводится при помощи слайдов № 7-9)

– Итак, словосочетания формируются в предложения и выделяются из него. Какое действие выполняли сейчас? (выделяли словосочетания из текста)

– Почему получилось больше словосочетаний со способом согласование? (текст по типу описание)

в) Подготовка к ОГЭ 2015.

– Можем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи?

– Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями, как в предстоящем экзамене в 9 классе.

1 группа.

Из согласования в управление:
Соломенная шляпа, мамино платье, библиотечная книга, цветочный магазин, плавательный бассейн

2 группа

Из управления в согласование
Журнал с иллюстрациями, след зверя, тишина ночи, штаб дивизии, отчет за год

3 группа
Из управления в примыкание
С усердием работать, говорил с восторгом, страсть к путешествию, помощь брата, способность к рисованию

– Что получили? (синонимичные словосочетания)

– Для проверки уровня усвоенности материала по способам связи слов в словосочетании выполните задание по карточкам:

г) Задание по тесту.

1 группа: выпишите из предложений словосочетания со связью согласование.

  1. Рано утром над палатками плыл легкий туман.
  2. Обжигающий ветер слепил глаза.
  3. Нельзя вернуться в свою юность и изменить в ней хотя бы что-нибудь.

2 группа: выпишите из предложений словосочетания со связью управление.

  1. Нельзя начать жизнь сначала, если жизнь упущена.
  2. Кастрюля борща закончилась быстро.
  3. Сергей Павлович – большой труженик, скромный и отзывчивый человек, много и заинтересованно рассуждающий о современной жизни.

3 группа: выпишите из предложений словосочетания со связью примыкание.

  1. Издалека к ним доносились гулкие удары деревьев о землю.
  2. Авиационные правила 30-х годов запрещали одномоторным самолетам летать над открытым морем.
  3. Прихрамывая, пасечник двинулся навстречу гостям.

(Проверка и самооценка проводится при помощи слайда №10)

д) Самостоятельная работа по карточке (у каждого ученика); указать над каждым словосочетанием тип связи, определить в каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. любуясь пейзажем, восходящее солнце, сомневаюсь в успехе, песня весны.
  2. неожиданно быстро, сделать умышленно, взойдет непременно, рычать по-звериному.
  3. открывая дверь, восход солнца, кто-то чужой, лисьи повадки.
  4. гармония чувств, поступить по-дружески, откровенное признание, удостоить внимания.

Домашнее задание: записи повторить, выполнить тесты

IV. Итог урока. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? Кто из вашей группы работал наиболее активно?

Выставляются и комментируются отметки.

Приложения.

1.11.2018

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/671989/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.