10-ти бальная система оценки

10-ти бальная система оценки

10-ти бальная система оценки

Автор публикации: Пастухов А.Д.

2016-04-17

Краткое описание:

10    Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных ситуациях; проявление целеустремлённости, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению.

Читать полностью »

Источник: https://docbaza.ru/naurok/drugoe/text-81780980.html

Эффективная 100-балльная система оценивания в старшей школе

10-ти бальная система оценки

В большинстве начальных, средних и высших школ Ирака используется шкала оценивания в 100 процентов с минимальной удовлетворительной оценкой в 50 процентов. И так, возьмем за основу, что шкала переводов должна лежать в диапазоне между баллами из вышеупомянутого распоряжения и баллами системы ECTS (прямого процентного соотношения пятибалльной шкалы).

Так в Белоруссии, Молдавии, Грузии, Армении перешли на 10-балльную шкалу (систему) оценивания. В школах Украины действует 12-балльная шкала. В Эстонии принята немецкая система выставления где высшим баллом считается единица, а пятерки получают самые нерадивые ученики.

В случае со 100-балльной системой оценивания, мы смогли дать достаточно достоверные прогнозы.

Школьный результат дает прогноз результата на экзамене. Стоит сказать, что 5-балльная система оценивания вообще не может дать никаких прогнозов об успешности учащегося на экзамене. Помимо отметок «отлично» (отметка 5), «хорошо» (оценка 4), «удовлетворительно» (3), «неудовлетворительно» (2), есть еще и оценка «единица» (1), правда, ею педагоги практически не пользуются.

Большинству российских родителей привычна и понятна 5-балльная система, ведь мы помним ее со времен своего детства. За рубежом же актуальны новые системы – 10-, 12- и даже 100-балльная. Не обошла эта тенденция и отечественное образование: некоторые школы помимо привычной 5-балльной ввели систему оценивания по шкале 10 баллов.

В этом учебном году в российских школах стали обучаться дети беженцев из Украины, где принята 12-балльная система оценивания.

Двойки и единицы в аттестат не ставятся, так как свидетельствуют о неосвоении материала, а значить и не получении общего образования, аттестат в этом случае выдать нельзя.

В аттестат ставится средний показатель между отметкой, полученной на ГИА, и годовой по предмету. Чем выше будет суммарный балл, тем больше у абитуриента шансов на бюджетное обучение.

Десяти- и одиннадцатибалльные шкалы применяются не очень часто, ибо они имеют ряд недостатков.

Так, в десятибалльной шкале для оценки качества пищевых продуктов, разработанной в Норвегии, аналитическая оценка в баллах совмещается с оценкой по предпочтительности.

Работа с указанной шкалой затруднена тем, что в ней объединены таких , два важных показателя, как “вкус” и “запах”. Оценка «В» и выше считается хорошей оценкой.

Школы и университеты во Вьетнаме используют 10-балльную шкалу оценивания, где 10 — высшая оценка, а 0 — низшая. В школах Украины действует 12-балльная шкала.

В Эстонии принята немецкая система выставления где высшим баллом считается единица, а пятерки получают самые нерадивые ученики.

В последние годы по России в некоторых учебных заведениях возвращается 5-балльная система («1» – балл за невыполненную работу). В ней присутствует всего одна неудовлетворительная оценка: 1 – elégtelen (Посредственно).

Многие страны пользуются собственной системой школьных но есть и международные стандарты. Так, программа IB Diploma и IB MYP используют шкалу отметок от одного до семи, причем они могут быть только целыми числами. В Молдавии, Грузии, Беларуси применяется десятибалльная система оценивания, а в Украине за отличную учебу ставят 12 баллов.

Эта шкала оценивания является общей для всех университетов страны, однако иногда успеваемость измеряют в процентах. Шкала оценок зависит от преподавателя.

В Великобритании существует несколько шкал которые применяются в начальных и средних классах (например, для оценки GCSE тестов).

Конечно, те оценки, которые учащиеся получают в свой диплом (Vitnemål), содержат целое число: 1, 2, 3, 4, 5 или 6. Нецелочисленный средний балл учащегося также указывается в дипломе Vitnemål.

Новая система оценивания практикуется на основе существовавшей ранее 5-балльной шкалы которая соотносится с 12-балльной системой оценивания. Оценка “12” выставляется только за выдающиеся успехи либо за какую-либо творческую работу. Такую же «удовлетворительную» отметку получает прогульщик и лодырь, чтобы не портить общую картину успеваемости в классе.

Во многих образовательных учреждениях по-прежнему используется система оценивания, основанная на четырех баллах. Постараемся выяснить, какие требования разработаны для каждого из этих баллов, выставляемых в электронный школьный журнал. Но есть и такие работы, для которых самым важным фактором при выставлении отметки будет качество излагаемых школьников аргументов и фактов.

Пятибалльная система оценивания – критерии. Оценки в школе

Администрацией и учителями лицея была разработана и принята к реализации 100 бальная система оценивания, что не предполагает полного отказа от цифровой, формальной отметки (пятибалльной системы).

При разработке учитывалось, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений.

Так как за каждый урок по критериям можно набрать более 10 баллов, то десяти бальная система оценивания нам не подошла.

Пятибалльная система оценивания в большинстве случаев используется в конце семестра, а также на других образовательных уровнях (например, в начальной школе, старшей школе, университете). Во время учебного года учитель имеет право использовать шкалу применяемую в начальной школе. Также после оценки может использоваться знак (,) (“alá”), а также апостроф (’) (“fölé”).

В ряде бывших советских республик отказались от 5-балльной системы оценивания знаний школьников. Украине ввели 12-ти балльную систему. Беларусь перешла на 10 баллов.

Десятибалльная система выставления отметок позволяет решать подобную проблему, делая отметки более честными и полноценными. К тому же она гораздо понятнее для учеников, их родителей и самих педагогов. У ребят появится стимул для достижения более высоких результатов в проектной и учебно-исследовательской деятельности.

В британских вузах применяется особая система которая отражает средний балл диплома. Чаще всего, в требованиях к поступлению Вы увидите условие First-Class Honours или Upper second-class honours.

В первую очередь пятибалльная система оценок не подходит для определения уровня общекультурных навыков и специальных знаний. А без них невозможна полноценная адаптация выпускников школы к реалиям социума. При применении подобного подхода можно привести в соответствие с направлением обновляемого образования оценочно-контрольную деятельность.

Вместе с тем, в последние годы ведутся дискуссии о том, чтобы разрешить школам ставить «неудовлетворительно» в итоговый аттестат, по одному предмету или по нескольким. В условиях введения ЕГЭ и последующего поступления в вуз это становится не таким уж и критичным.

По мнению других экспертов допускать этого нельзя, так как общее образование в этом случае не будет считаться полученным.

Так, по ФГОС в начальной школе уже убраны традиционные баллы, чтобы ребята могли развиваться, самосовершенствоваться, не испытывая психологического дискомфорта.

При выставлении годовых оценок учащемуся преподаватель, исходя из четырёх четвертных, должен поставить балл, равный среднему арифметическому из итоговых оценок.

Далее выполняется перевод баллов в пятибалльную систему по специальным таблицам, представленным на официальном сайте единого государственного экзамена.

В этой статье я расскажу о том, как посчитать свой GPA по американской и европейской шкале, чтобы определить, насколько целесообразно подавать документы на ту или иную программу.

балльная шкала оценивания знаний — Справочник учебного процесса НИУ ВШЭ — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

В SLC используется более широкий диапазон оценивания, предусматривающий оценки до 10. Решение было принято в Министерстве образования Непала под руководством Министра образования и спорта Непала.

Различные шкалы оценивания могут быть использованы в университетах и других образовательных учреждениях.

В связи с этим, возникает необходимость в критериальном оценивании, позволяющем фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика.

Рекомендуемый минимальный балл для отбора учащихся в профильные классы средней (полной) школы – 31 (не менее 80 % от общей суммы первичных баллов).

В младших и старших классах средней школы используется шкала от 1 до 6, где 6 — высшая оценка, а 2 — самая низкая удовлетворительная оценка.

Таким образом, в настоящее время шкала оценок делится на неудовлетворительные (4) и оценки от 5 до 10, являющиеся удовлетворительными.

В российских школах постепенно внедряют новые образовательные стандарты. Они предполагают независимую проверку знаний выпускников начальной, основной, старшей школы. Так, после окончания девятого класса, ребят ждет государственная итоговая аттестация.

Учебные заведения по согласованию с местными органами управления образованием могут использовать другие системы оценивания учебных достижений учеников. От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом.

В них не заложена оценка творческой активности, индивидуального роста, самообразования. Но для оценки такой ученической деятельности 5-балльной системы бывает маловато.

Поэтому проблема поиска новых критериев оценивания в настоящее время является особенно актуальной.

Кроме того происходит активное развитие информационных систем, возможность индивидуального роста в осваивании которых также трудно оценить в 5 баллов. А педагог, в свою очередь, сможет использовать разные формы контроля, что повысит объективность оценивания.

В качестве критериев для оценки выступают сами требования к освоению образовательных программ или требования к результатам образования.

Если средний балл учащегося ниже, чем 3,0 или есть вероятность найти себе работу, тебе предложат подсчитать твой средний балл по тем предметам, которые тебе пригодятся в будущих начинаниях.

В Альберте не существует универсальной системы где процент знаний соответствует определённой букве, поэтому некоторые соответствия устанавливаются преподавателями.

Некоторые университеты Альберты имеют в своём распоряжении или используют следующую 9-балльную шкалу оценивания: 9=A+, 8=A, 7=A−, 6=B+, 5=B, 4=B−, 3=C+, 2=C, 1=D, 0=F.

Большинство из них включает в себя комбинации разных шкал оценивания.

Шкала соответствия оценок

Школьная шкала оценок в Финляндии формально имеет диапазон от 0 до 10, но оценки ниже 4 не ставятся. Нельзя брать цифры для перевода из головы, но при это, в обязательном порядке, должна быть отправная точка, в которой требования могут быть даже немного снижены на этапе планирования. Давайте подробнее рассмотрим данную систему.

К сожалению, подобные параметры свое отражение находят далеко не всегда. Например, если анализируется качество выполненных заданий по математике, то основным критерием выставления отметки будет сравнение работы с эталоном.

Балловая шкала служит для количественной оценки, которая выражает качественный уровень признака.

Балловая шкала представляет собой упорядоченную совокупность чисел и качественных характеристик, которые приводятся в соответствие с оцениваемыми объектами согласно определяемому признаку.

Использование школой обозначений E и F в качестве неудовлетворительных оценок зависит от времени и географии. Факультеты с университетами используют различные системы оценивания в пересчёте между процентами и буквенными оценками. Американская шкала также имеет численную интерпретацию, при которой высшим оценкам A и A+ соответствуют 5 баллов.

Источник: http://callbollonez.ru/YEffektivnaya-100-ballnaya-sistema-oceniv/

5 баллов VS 10 баллов: битва систем

10-ти бальная система оценки

02.08.2017

10

4578

Оценки в школе были всегда. Пожалуй, это единственный объективный критерий, по которому можно определить уровень развития ребенка, увидеть прогресс в обучении и заметить возникающие проблемы.

Большинству взрослых людей знакома 5-балльная система оценивания, она долгое время была единственной на территории Белоруссии.

Иностранцы такую градацию не очень хорошо понимают и считают ограниченной, в зарубежных школах распространены 10-, 12- и 100-балльные системы оценивания.

Какая система более комфортна для ребенка? Что чувствует школьник, когда получает отметку? На эти вопросы уже найдены ответы, мы собрали их в этой статье.

Как оценки влияют на личность ребенка

У каждого ребенка есть свои агенты социализации, то есть люди, которые помогают ему успешно интегрироваться в общество. Такими агентами выступают те, кто находится рядом с ребенком регулярно и является для него авторитетом. Семья, учителя, воспитатели стремятся помочь ребенку стать успешным и счастливым человеком, а без уверенности в себе и понимания своего места в мире быть им сложно.

Оценивание – один из способов одобрения выполненной работы или проявленного качества. Семья обычно не применяет данный прием, поскольку ребенка любят таким, какой он есть.

Начинается оценивание в детском саду и выражается оно в похвале или порицании воспитателем – так ребенок понимает, правильно ли он поступает, усвоил ли правила социума. В школьном возрасте оценки становятся более конкретными, влияют на самооценку и дальнейшую жизнь.

На сегодняшний день единой системы оценивания в белорусских школах нет. Где-то пятерка станет радостью для ученика, а где-то она же расстроит, поскольку является очень средней оценкой. Какая система более комфортна для ребенка и нужны ли оценки вообще?

Оценивание до 5 баллов: достоинства и недостатки

Стандартная система предполагает пять оценок и смысловую интерпретацию каждой из них как для учителя, так и для ученика:

1 – учебный материал не усваивается;

2 – грубые ошибки, минимальное усваивание материала, отсутствие устных ответов;

3 – есть понимание материала, но самостоятельно разобраться в нем школьнику сложно; он не применяет знания на практике, допускает ошибки в письме и устных ответах;

4 – есть знание материала, хорошие устные и письменные ответы. Нет грубых ошибок, допускаются небольшие ошибки в письме;

5 – отличное знание материала, правильные и уверенные ответы (устные и письменные), способен самостоятельно применять знания на практике и интерпретировать их. Не допускает ошибок в ответах.

К плюсам этой системы можно отнести ее прозрачность и понятность для всех участников обучения, а также то, что пятерки и четверки повышают самооценку школьника.

Из минусов – слишком расплывчатое оценивание, не позволяющее дать точного определения учебной ситуации. При 5-балльной системе сложно определить и для педагога, и для ученика, есть ли прогресс в обучении.

Плохие оценки могут лишить школьника уверенности в себе и привести к психологической травме, к тому же иногда оценки ставятся, исходя из личного отношения педагога, а не за реальные достижения ребенка.

Оценивание до 10 баллов: достоинства и недостатки

Эта система более гибкая и позволяет показать ученику, что его уровень знаний изменился, даже если этот прогресс незначителен. Так ребенку проще контролировать собственную успеваемость, а родители могут заметить учебные проблемы намного раньше, чем в 5-балльной системе. Смысловые характеристики у отметок тоже есть:

0 – никакой учебной активности;

1 и 2 – распознавание материала поверхностное;

3 и 4 – школьник запоминает часть материала и может его воспроизвести, но с ошибками;

5 и 6 – осознание материала, понимание теории;

7 и 8 – отличное владение теоретическим материалом;

9 и 10 – ученик использует творческий поход, легко интерпретирует и применяет полученные знания.

Плюсы 10-балльной системы: более четкая и объективная оценка учебной ситуации; комфортная психологическая ситуация для школьника; нет резкого разрыва между отличниками и неуспевающими.

Из минусов можно отметить необходимость разбираться в новой системе и родителям, и ученикам; такое же, как в 5-балльной системе, субъективное отношение учителей; дискомфорт для тех, кто получает самые плохие отметки.

Достаточно сложно определить, какая система будет наиболее выгодна с точки зрения психологического комфорта школьника, развития его личности и общего оценивания учебного прогресса. На данный момент, 5-балльная система кажется более удобной, потому что вся система образования настроена именно на нее, начиная от детских садов и заканчивая высшими учебными заведениями. Но все может измениться.

В Финляндии решились на уникальный эксперимент и несколько школ отказались от какой-либо системы оценивания вообще.

В учебных заведениях проводятся разнообразные тестирования, соревнования и интеллектуальные состязания, которые позволяют ученикам примерно понимать свой уровень знаний относительно сверстников, но оценить себя они могут только самостоятельно.

Эксперимент начался не так давно, в середине 2016 года, но уже показывает отличные результаты. Школьники, которые не получают чувствуют себя более комфортно психологически и при этом бьют рекорды успеваемости по сравнению со сверстниками из обычных школ.

Источник: https://smartum.by/about_us/blog/vospitanie-detej/5-ballov-vs-10-ballov-bitva-sistem/

Буквы, проценты и красные кружки: какие оценки ставят в разных школах мира

10-ти бальная система оценки

“Отлично” или “Провал”, “Лучший из лучших” или “40 процентов” – это все не случайное перечисление слов, а самые настоящие оценки в школах.

Все знают, что в некоторых странах существует 10-балльные и 12-балльные системы для оценки знаний учащихся, а в Германии, например, наоборот 1 – наивысшая оценка.

Как во всем мире оценивают уровень знаний учеников и как определяют качество образования в школах – читайте в материале сетевого издания m24.ru.

m24.ru/Роман Балаев

Система оценки знаний с помощью баллов является самой распространенной в мире. Впервые ее применили иезуиты в начале XVII века, чтобы заменить телесные наказания.

Изначально всех учеников делили на три разряда: лучшие, средние и худшие. Позже средний разряд, к которому относилось наибольшее число учащихся, разделили на дополнительные группы.

Так возникла многоуровневая ранговая шкала, с помощью которой стали оценивать знания учащихся.

5-балльная система

В России действует пятибалльная система оценки знаний школьников, где “5” – это отлично, а “1”– очень плохо.

В нашей стране обозначать успехи учеников цифрами стали в начале XIX века, а до этого существовала трехразрядная словесная система. За хорошее знание материала учителя писали похвальные отзывы, а за слабое – отрицательные.

В разное время в стране использовали трех-, пяти-, восьми-, десяти- и двенадцатибалльные системы оценки знаний, однако прижилась 5-балльная шкала.

Также пятибалльную систему используют в школах Венгрии, Сербии, Чехии, Турции, Хорватии, Боснии и Герцеговины.

Оценки от 0 до 20

В Белоруссии, Молдавии, Албании, Грузии, Исландии и Армении используют 10-балльную шкалу для оценки успехов школьников.

На Украине принята 12-балльная шкала, где высшие 12 баллов ставят только за выдающиеся успехи либо за какую-либо творческую работу. В целом же за глубокие и твердые знания ученик получает 10-11 баллов, а за низкий уровень ему поставят 1-3 балла.

m24.ru/Роман Балаев

Болгарские школьники учатся по шестибалльной шкале, где “6” ставят за лучший результат, а “2” – за слабый. “Единица” практически не используется, в редких случаях ее ставят за поведение.

В немецких школах также используют шестибалльную систему только наоборот: “1” – это отлично, а “6” – неудовлетворительно. В Австрии единица тоже является высшей оценкой, а вот низшей – “5”.

Датчане, чтобы соответствовать европейским стандартам, заменили прежнюю 13-балльную систему новыми семью оценками: “12”, “10”, “7”, “4”, “02”, “00” и “-3”. Максимальным баллом является “12”, а неудовлетворительным – “00” и “-3”.

Во Франции используют 20-балльную систему. Российской пятерке соответствуют 20-17 баллов, причем получить оценки 20 и 19 очень тяжело.

m24.ru/Роман Балаев

100-балльная система

Одну из самых необычных систем оценки успеваемости используют в Японии. В этой стране не принято публично определять уровень знаний ученика, похвалу или претензии ему высказывают индивидуально.

Японский учитель делает пометки об успехах учеников в своем журнале, а в письменных работах обводит правильно выполненные задания красным кружком. Если кружка нет, то за учеником остается долг.

Кроме того, к концу года по всем предметам проводят тесты, которые оценивают по 100-балльной шкале.

Буквенное обозначение

В средних школах США для оценки успеваемости учащихся используют буквы: А, B, C, D и F. “А” означает отлично, а “D” и “F” – плохо.

В некоторых учреждениях к букве добавляют знаки “+” и “–”, которые подразумевают промежуточный уровень знаний. Каждая буква имеет свой цифровой эквивалент, например, “В” равна 3 баллам, а “В-” – 2,67.

Эти цифровые значения используют для вычисления среднего балла учеников по итогам семестра или учебного года.

ОценкаАббревиатура/Процентное содержание балловЗначениеАналог русской оценки
АArtful 90%–100%Искусно5
BBeautiful/Brilliant 80%–89%Прекрасно/Блестяще4
CCreditable 70%–79%Похвально3
DDiversly 65%–69%Разнообразно2
E/FEnough/Fail 64% и нижеДостаточно/Провал1

В некоторых штатах (Индиана, Луизиана, Небраска, Северная Каролина) используют процентную систему, которая также переводится в буквенные оценки.

Схожую буквенную систему оценки успеваемости используют в Канаде, Индонезии, Южной Корее и некоторых школах Бразилии.

Процентная система

Учащиеся начальной школы в Индии оценки не получают. Свои знания они демонстрируют в средней неполной школе, когда сдают экзамены в конце каждого семестра. Работу учеников оценивают по 100-балльной шкале.

В индийских старших школах вместо оценок ставят проценты. Превосходным считается, если ученик набрал более 90 процентов, а минимальный уровень – это 40-49 процентов. Однако в некоторых школах существуют также описательная и буквенная системы.

Безотметочное обучение

В начальных школах Норвегии, Японии и Индии не ставят оценки за успеваемость. Безотметочное обучение исключает возможность сравнивать детей между собой, педагог просто описывает умения ребенка, его активность и творческие способности.

Идея безотметочного обучения в России появилась в конце XIX века, о неуспеваемости детей предлагалось просто сообщать родителям. Однако из-за снижения качества знаний у школьников решено было вернуться к 5-балльной системе. Тем не менее, в некоторых российских начальных школах оценки детям не ставят.

К международным системам оценивания знаний относится Grade Point Average (GPA) – это средний балл успеваемости. Большинство рейтинговых университетов США, Канады и Европы указывают в требованиях к поступающим определенный уровень GPA. По российской и европейской шкале он может принимать значение от 0.0 до 5.0, по американской – от 0.0 до 4.0.

Программа GPA действует вместе с программой Международного бакалавриата (International Baccalaureate). IB – это образовательная программа начальной, средней и старшей школы, которая преподается на одном из трех языков: английском, французском или испанском. Данная программа обеспечивает подготовку выпускников к поступлению в лучшие вузы мира.

Системы средней и старшей школы Международного бакалавриата имеют единую семибалльную шкалу, где 7 – высшая оценка, а 1 – низшая.

Как оценивают уровень образования в российских школах

Сейчас родители при выборе школы для своего ребенка опираются на собственный опыт, мнение знакомых и различные всероссийские конкурсы и рейтинги. Например, в Москве по итогам 2016 года одними из лучших признаны школы № 1329, № 57 и школа-интернат им. А.Н. Колмогорова.

Также большое значение имеет процент поступления выпускников в высшие учебные заведения. Как правило, наиболее высокие показатели по этому параметру имеют частные школы. Но из-за большой цены и высоких требований к учащимся позволить такое обучение могут не все.

m24.ru

В России создана Общероссийская система оценки качества общего образования (ОСОКОО), которая определяет уровень образования в школах по многим параметрам.

Сюда относятся результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ), Государственной итоговой аттестации (ГИА) и промежуточной аттестации учащихся, данные международных сравнительных исследований и аккредитации школ, а также учитываются показатели мониторинговых исследований федерального и регионального уровней.

Московские школы также участвуют в различных международных исследованиях.

К примеру, столичные учебные заведения показали блестящие результаты по итогам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

По уровню читательской и математической грамотности столичные школьники находятся в шестерке лучших в мире, а знания 63 процентов учеников сопоставимы с показателями тройки лучших мировых образовательных систем.

Помимо этого, в городе существует множество возможностей для прохождения независимых диагностик, в том числе индивидуально. В Центре независимой диагностики Московского центра качества образования результаты пройденных диагностик получают только учащиеся.

Однако говорить о наличии списка российских школ, где перечислены лучшие и худшие учреждения, пока рано. Работа над созданием единой системы оценки качества образования, которая будет включать результаты межударных и национальных исследований, еще ведется.

Источник: https://www.m24.ru/articles/shkoly/21022017/130610

Плюсы и минусы 5-бальной и 10 бальной системы оценивания в школах

10-ти бальная система оценки

27.07.2017

10

52951

Система оценки в школе – неотъемлемый элемент образовательного процесса. По сути, это базовый критерий для определения уровня усвоения учебного материала.

Большинству российских родителей привычна и понятна 5-балльная система, ведь мы помним ее со времен своего детства. За рубежом же актуальны новые системы – 10-, 12- и даже 100-балльная.

Не обошла эта тенденция и отечественное образование: некоторые школы помимо привычной 5-балльной ввели систему оценивания по шкале 10 баллов.

Какая система лучше? На что обратить внимание, выбирая между старым и новым форматом оценки знаний? И как дети реагируют на оценку их успехов вообще? Поговорим об этом ниже.

Оценка как фактор влияния

С раннего детства мы проходим процесс социализации, то есть интеграции в существующее общество.

Роль связующих звеньев между личностью и социумом выполняют так называемые агенты социализации: сначала это собственная семья, а затем детский сад, школа, университет, рабочий коллектив.

Но если семья, как правило, любит нас такими, какие мы есть, то расположение других агентов еще нужно заслужить. Более того, эти агенты постоянно нас оценивают.

В детском саду воспитатель оценивает поведение и успехи ребенка: как он проводит время, каким образом контактирует с другими детьми и персоналом, насколько легко ему даются коллективные игры, задачки и упражнения.

Так дети привыкают к оценке – они начинают понимать, что их поведение постоянно сопоставляется с некими эталонными значениями («довольно умный», «не слишком послушный», «очень общительный»). Затем их оценивают в школе, но здесь упор делается уже на уровень усвоения знаний из учебной программы – ученик получает низкие или высокие оценки.

Этот опыт экстраполируется на всю дальнейшую социальную жизнь. В университете бывший школьник становится отличником, двоечником или середнячком, а на работе, соответственно, хорошим, плохим или посредственным сотрудником.

Пубертатный период развития приходится как раз на школьные годы, поэтому особое влияние на становление ребенка оказывает именно школьная система оценок.

Сегодня ситуация в школах неоднозначна: одни учебные заведения используют традиционную для России 5-балльную систему, другие постепенно переходят на 10-балльную, а некоторые и вовсе применяют их параллельно.

Например, в младших классах ученикам ставят оценки от 1 до 5, а в средних и старших – от 1 до 10.

5-бальная система

Пятибалльная система оценок демонстрирует, как ученик усвоил учебный материал. При этом каждой количественной оценке соответствует определенная смысловая характеристика.

Оценка

Характеристика ученика

1

Вообще не знает и не понимает учебный материал

2

Не знает большую часть материала. На устные вопросы отвечает неуверенно, допускает грубые ошибки в письменных работах

3

Знает основной материал, но не может без сторонней помощи правильно использовать полученные знания на практике. Допускает ошибки при устных ответах и в письменных работах

4

Знает требуемый материал, без затруднений отвечает на вопросы, применяет полученные знания на практике. Не делает грубых ошибок при устных ответах, а в письменных работах допускает лишь незначительные ошибки

5

Знает программный материал в полном объеме, демонстрирует отличное понимание темы, правильно и уверенно отвечает на вопросы учителя, способен самостоятельно решать практические задачи при помощи усвоенных знаний. Не допускает ошибок при устных и письменных ответах

Плюсы:

  • система традиционная и привычная, а поэтому понятна и ученикам, и родителям;
  • хорошие оценки (в частности, пятерки) значительно повышают самооценку ученика.

Минусы:

  • критерии оценки не дают возможности точно и объективно понять знания ученика (отсюда повсеместное использование несуществующих в принципе оценок наподобие «4+», «3-» и т.д.);
  • система объективно не определяет учебный прогресс ученика (даже если ученик допустил меньше ошибок, чем в прошлый раз, или ответил правильно, но допустил ошибку на письме, его оценка не изменится);
  • плохие оценки негативно влияют на самооценку ученика и могут стать причиной серьезной психологической травмы;
  • очень часто оценка определяется не учебными успехами и реальными достижениями ребенка, а поведением и субъективным отношением учителя.

10-бальная система

Основное отличие 10-балльной системы – более глубокая классификация и детализация достижений учащегося. Помимо уровня усвоения материала, такая шкала показывает и качественные характеристики учебной деятельности.

Оценка

Характеристика

Уровень учебной деятельности

0

Полное отсутствие учебной активности

1

Неудовлетворительно

Поверхностное знание предмета

2

Почти удовлетворительно

3

Удовлетворительно

Запоминание и неосознанное воспроизведение

4

Весьма удовлетворительно

5

Хорошо

Понимание теории, осознанность

6

Весьма хорошо

7

Очень хорошо

Полное владение теоретическим материалом

8

Почти отлично

9

Отлично

Нестандартный творческий подход к применению полученных знаний

10

Превосходно

Система получила название 10-балльной, хотя по факту в ней присутствуют 11 оценок – от 0 до 10. Оценка «0» предусмотрена для тех случаев, когда ученик попросту отказывается отвечать на вопрос или выполнять задание. Но при этом оценка не может характеризировать уровень усвоения материала, поэтому она и не получила отображения в названии шкалы.

Плюсы:

  • расширенная градация позволяет более четко и объективно определять текущий уровень знаний;
  • шкала позволяет проанализировать умственные способности ученика, оценить вовлеченность в учебный процесс и обнаружить его слабые места;
  • система психологически комфортна – оценки от 5 баллов уже позитивные;
  • снижается некомфортный для учеников разрыв между отличниками и двоечниками: все ученики, получившие от 7 до 10 баллов, успешны по определению.

Минусы:

  • система не решает традиционные проблемы школьного образования: психологические травмы двоечников, субъективное отношение учителей и т.д.;
  • родители путаются в новых баллах и не всегда понимают, о чем свидетельствует та или иная оценка.

Обе системы нельзя назвать идеальными, но очевидно, что 10-балльная шкала все же более комфортна для учеников и делает процесс оценки знаний хоть немного, но более адекватным.

Поэтому, если есть возможность выбора, лучше отправить ребенка в школу, где выставляют оценки от 1 до 10. Оптимально, если ребенок привыкнет к такой системе уже с первого класса и проучится по ней до окончания учебы.

Резкий переход с одной шкалы на другую, который иногда практикуют в отечественных школах, приносит детям только дополнительный дискомфорт.

Интересный факт: финская система школьного образования, которая считается лучшей во всем мире, отказалась от оценок вообще.

По словам сотрудников министерства образования Финляндии, дети учатся для того, чтобы получать и использовать знания, а не ради хороших оценок.

Новаторский подход уже доказал свою эффективность: финские выпускники бьют все рекорды успешности, а их родители спокойны за психологическое здоровье детей.

Источник: https://amakids.ru/about_us/blog/vospitanie-detej/5-ballnaya-sistema-protiv-10-ballnoy-chto-luchshe/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.