Задания первого (школьного тура) всероссийской олимпиады по технологии (девочки)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» с. Пыёлдино
ЗАДАНИЯ ПЕРВОГО (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ (девочки)
8-9 классы
Автор-составитель –
учитель технологии
Т.Г. Маринкевич
2015-2016 уч. год
Школьный этап олимпиады по технологии 8-9 класс (девочки).
Кулинария
Задание № 1. Какой из способов варки используется в лечебном питании?
а) варка основным способом;
б) варка на пару;
в) варка в скороварке.
Задание № 2. Иногда на праздничный стол ставят маленькие мисочки с водой и ломтиком лимона. С какой целью?
а) разбавлять напитки;
б) ополоснуть жирные пальцы;
в) для украшения стола;
г) складывать мусор.
Задание № 3. Молоко хранят в холодильнике :
а) в пластиковой бутылке;
б) в алюминиевой посуде;
в) в эмалированной посуде;
г) в пластмассовых контейнерах.
Задание № 4. Укажите последовательность приготовления мясного бульона.
а) снять пену и жир;
б) залить мясо холодной водой;
в) варить на медленном огне;
г) довести до кипения;
д) подготовить мясо
е) процедить бульон;
ж) добавить коренья
Ответ: 1___, 2___, 3___, 4___, 5___, 6___, 7___.
Материаловедение
Допишите правильные ответы.
Задание № 5. Определите тип волокон по его горению: растительное, животное или искусственное и приведите пример.
а) волокно горит быстро и сворачивается в маленькие бурые шарики, пахнущие уксусом — _____________________________________________________
б) волокно горит желтым пламенем, выделяя запах жженой бумаги, сгорает полностью, образуя серый пепел — ________________________________________________
в) волокно в пламени спекается, образуя черный шарик, который легко растирается, издавая запах жженого пера — ____________________________________________________Задание № 6. В чем особенность саржевого переплетения?
Отметьте знаком + правильный ответ.
а) наличие гладкой и блестящей поверхности;
б) наличие диагонального рубчика;
в) наличие одинакового рисунка на лицевой и изнаночной стороне.
Задание № 7.
Заполните схему классификацииволокон:
химические волокна
а)
б)синтетические
1.
2.
3.
4.
5.
Машиноведение
Задание № 8.Длина стежка зависит от:
□ а) вида и толщины ниток;
□ б) вида и толщины стачиваемых деталей;
□ в) модели швейной машины;
□ г) назначения строчки.
Задание № 9. Установите соответствие между неполадкой в работе машины и ее причиной
Поломка иглы А Тугое натяжение верхней нити
Пропуск стежков Б Не правильно подобрана игла
Петляние строчки сверху В Неправильно поставлен шпульный колпачок
Повреждение ткани Г Тупая игла
Обрыв нижней нити Д Игла установлена не до упора
Ответ: 1___, 2___, 3___, 4___, 5___.
Рукоделие
Задание №10
1.Проставьте номера условных обозначений вязания крючком в соответствиис эскизами вывязыванияэлементов
1.
а
2.
б
2
Ответ: 1 — ;2 — ; 3 — ; 5 — ; 6 — ; 7 — ; 8 —
2.Определите по рисунку вид вышивки
Ответ: __________________________
Конструирование и моделирование
Задание № 11. Определите, к какому силуэту относится данная характеристика: «расширенная линия плеча, низа изделия и зауженная талия»?
а) прямой;
б) полуприлегающий;
в) приталенный;
г) «трапеция».
Задание № 12. Определите, к какому стилю относится данное изделие?
Ответ: ____________________________
Задание № 13. Какая мерка определяет размер изделия женской одежды?
а) Сш;
б) Сг II;
в) Дст;
г) Сб.
Задание № 14. Кокетка — это отрезная часть одежды:
а) по нижнему срезу одежды;
б) верхней части одежды;
в) боковому шву.
Задание № 15. Складки на юбке бывают:
а) встречные;
б) односторонние;
в) круговые;
г) бантовые.
Технология изготовления швейных изделий
Задание № 16. Установите соответствие между названием шва и его условным обозначением.
1
Настрочной с закрытым срезом
А
2
Запошивочный
Б
3
Расстрочной
В
Ответ: 1___, 2___, 3___.
Задание № 17. Как сметывают вытачку?
а) от вершины к основанию;
б) от основания к вершине;
в) от середины к вершине;
г) от середины к основанию.
Задание № 18.При раскладке выкройки на ткани не учитывается:
а) направление нитей основы;
б) особенность рисунка на ткани;
в) величина припусков на швы;
г) толщина ткани.
Электротехника
Задание № 19. В честь кого была названа единица измерения электрического напряжения:
а) Анри Ампера;
б) Георга Ома;
в) Алессандро Вольта;
г) Луиджи Гальвани.
Задание № 20.Тепловое действие электрического тока используетсяв:
а) генераторах;
б) электродвигателях;
в) трансформаторах;
г) электроутюгах.
Интерьер
Задание № 21
Назовите используемые светильники, изображённые нарисунках
а) б)
1. Местное освещение: светильник-торшер;
2 . Комбинированное освещение: сочетание общего и местного освещения отдельных зон
3. Общее освещение
4 . Местное освещение
Ответ: а) —
б)-
Профессиональное самоопределение
Задание № 22. Какой вид памяти очень важен для модельера:
а) слуховая;
б) двигательная;
в) зрительная;
г) осязательная.
Домашняя экономика
Задание № 23. Если доходы семьи больше расходов, то разницу можно:
а) хранить дома;
б) положить в банк;
в) вложить в ценные бумаги;
г) все ответы верны.
Проектная деятельность
Задание № 24. Перечислите этапы выполнения проекта:
Задание № 25. Творческое задание.
Вам предложена выкройка.
-
Подпишите отмеченные линии на выкройке (1,2,3,4,5);
-
Выполните эскиз изделия, согласновыкройки.
1. Выкройка 2. Эскиз
Ответы на тестовые задания
8-9 класс
вопроса
Правильные ответы
1
б
2
б
3
в
4
1д; 2б; 3г; 4а; 5 в; 6 ж; 7е
5
а) искусственное волокно, ацетат;
б) растительное волокно, хлопок, лен;
в) волокно животного происхождения, шерсть, шелк
6
б
7
а) искусственные: 1- вискоза, 2 — ацетат;
б) синтетические: 3 – капрон, 4 – нитрон, 5 — лавсан
8
б, г
9
1д, 2б, 3г, 4а, 5в, 6ж, 7е.
10
1)1-б, 2-ж ,3-д, 4-а, 5-в, 6-г, 7-з, 8-е, 2- художественная гладь
11
в
12
спортивный
13
б
14
б
15
а, б, г
16
1в, 2а, 3б,
17
б
18
г
19
в
20
г
21
а-2, б-1
22
в
23
г
24
поисковый, технологический, заключительный
25. Творческое задание
Критерии оценивания тестовых и творческих заданий.
За каждый правильно выполненный тест участник конкурса получает один балл. Если тест выполнен неправильно или только частично ноль баллов. Творческое задание выполняется под текстом задания № 25 простым карандашом или ручкой. За полностью выполненное творческое задание ставиться 3 балла.
Максимальное количество баллов за тестирование и творческое задание – 27 баллов.
8-9 класс
К разделу «Моделирование швейныхизделий»
Время выполнения – 45 мин.
Практическое задание: «Моделирование юбки»
-
Внимательно рассмотрите эскиз и прочитайте описание модели.
-
Найдите различия с базовой конструкцией юбки.
-
В соответствии с эскизом нанесите новые фасонные линии.
-
Перенесите линии фасона на шаблон из цветной бумаги.
-
Изготовьте из цветной бумаги детали выкройки для раскладки на ткани.
-
Аккуратно наклейте детали выкройки.
-
Нанесите на детали выкройки необходимые надписи для раскроя.
Эскиз
Описаниемодели
Прямая юбка из шерстяной ткани имеет небольшое расширение по линии низа. На переднем полотнище — фигурная кокетка. Талиевый срез обработан притачным поясом.
Чертеж основы прямой юбки
Моделирование юбки
Нанесение линий фасона и необходимых надписей на чертёж основы.
Карта контроля практического задания по моделированию
с нанесёнными линиями фасона изделия и необходимыми надписями
(для жюри)
Закрыть вытачку
Карта пооперационного контроля (для жюри)
Критерииоценки
Баллы
Баллы по факту
I. Нанесение линий фасона на основучертежа
1.
Нанесение линии кокетки через конец вытачки
2
2.
Полное и качественное закрытие вытачки
2
3.
Наличие надписи на чертеже «закрыть» и «разрезать»
2
4.
Расширение по линии низа сбоку переднего полотнища юбки
2
5.
Расширение по линии низа сбоку заднего полотнища юбки
2
6.
Выполнение полного комплекта деталей (заднее и переднее полотнища, кокетка, пояс)
2
II. Подготовка выкройки краскрою:
1.
Наличие надписей названия деталей юбки
1
2.
Указание количества деталей
1
3.
Наличие направления нити основы на деталях юбки
1
4.
Припуски на обработку срезов деталей юбки
1
5.
Указание сгиба и линии середины на деталях юбки
1
6.
Аккуратность выполнения работы
3
Итого:
20
По результатам выполнения олимпиадного задания определяются кандидатуры победителей и призеров Олимпиады:
1. Победителями (1-е место) признаются участники, набравшие от 42 до 47 баллов.
2. Призерами, претендующими на 2-е место, признаются участники, набравшие от 37 до 41 баллов.
3. Призерами, претендующими на 3-е место, признаются участники, набравшие от 32 до 36 баллов
Рекомендации к проведению олимпиады
1.Теоретический тур (тестирование по 24 вопросам, 25 -творческое задание).
Время проведения – 45мин.
Максимальное количество баллов – 27.
2.Выполнение практического задания
Время выполнения задания – 45 мин.
Максимальное количество баллов: 20
Использованная литература:
1.Учебник «Технология», 5 класс. Под редакцией Симоненко В.Д. 2009 г.
2.Учебник «Технология», 6 класс. Под редакцией Симоненко В.Д. 2009 г.
3.Учебник «Технология», 7 класс. Под редакцией Симоненко В.Д. 2009 г.
4. Учебник «Технология», 8 класс. Под редакцией Симоненко В.Д. 2009 г.
5.Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2015 – 2016 учебном году.
Источник: https://infourok.ru/zadaniya-pervogo-shkolnogo-tura-vserossiyskoy-olimpiadi-po-tehnologii-devochki-1257190.html
Задания для проведения школьной олимпиады по технологии
- Станкевская Лилия Павловна, учитель технологии
Разделы: Технология
Школьная олимпиада по «Технологии. Обслуживающий труд» в 6 классе проводится в II этапа: тестирование (проверка теоретических знаний) и практическое задание.
Тестовые задания подготовлены по всем основным разделам предмета «Технология» в соответствии с образовательным стандартом РФ для учащихся основного общего образования, практическая работа соответствует перечню необходимых умений.
Олимпиада проходит в течение одного дня, продолжительность 1 час 40 мин.
I тур
Тест состоит из 25 тестовых заданий. В тесте однотипные задания объединены под общей инструкцией по их выполнению.
При выполнении заданий с формулировкой «Выберите один правильный ответ», необходимо выбрать один правильный ответ из предложенных вариантов ответа.
При выполнении задания с формулировкой «Вставьте пропущенное слово» необходимо вставить слово.
При выполнении задания с формулировкой «Установите правильную последовательность» необходимо расставить предложенные позиции в нужной последовательности.
Каждый правильный ответ на вопрос оценивается в 1 балл. Максимальная оценка за теоретический тур – 25 баллов.
Время выполнения теста – 40 минут.
Если тест выполнен неправильно или только частично – ноль баллов. Не следует рассчитывать на оценку в полбалла за тест, выполненный наполовину. Учитывается точность и осознанность ответов.
II тур
Выполнение практического задания
по разделу «Декоративно-прикладное искусство»
Оценивается:
- правильная последовательность выполнения работы;
- качество изготовления изделия;
- соответствие изделия рисунку;
- соблюдение правил безопасности труда и рациональная организация рабочего места.
Критерии оценки:
- Правильная организация рабочего места
- Качество перевода рисунка на ткань
- Качество выполнения вышивки
- Одинаковая длина стежка
- Соответствие шва заданному
- Цветовое решение
- Качество ВТО
- Соблюдение правил техники безопасности
Продолжительность выполнения практического задания – 1 час.
Максимальная оценка за выполнение практического задания – 25 баллов.
Перед началом выполнения каждого задания проводится вводный инструктаж.
ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ конкурсных заданий школьной олимпиады по образовательной области «Технология. Обслуживающий труд»
Олимпиада состоит из 2 этапов:
- тестирование;
- выполнение практического задания.
Общая максимальная сумма баллов, которую может набрать конкурсант – 50.
Эта сумма распределяется в следующих величинах по этапам конкурса:
- тестирование (проверка теоретических знаний) – 25 баллов;
- выполнение практического задания. – 25 баллов.
I этап – тестирование (проверка теоретических знаний) – 25 баллов.
Предлагается 25 вопросов с одним правильным ответом. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
II этап – выполнение практического задания – 25 баллов.
Подведение итогов: участник, набравший максимальное количество баллов (больше чем 50%) является победителем данного тура олимпиады.
Призерами школьного этапа (2 место, 3 место) признаются участники, следующие в итоговой таблице за победителем, если набранные ими баллы больше половины максимально возможных (50% от максимально возможных 50 баллов, набранных в двух этапах школьной олимпиады).
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ «КУЛЬТУРА ДОМА И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» 6 класс
В бланке ответов отметьте знаком «+» правильные ответы, слова и предложения.
Выберите один правильный ответ (для заданий 1–23)
-
ТЕХНОЛОГИЯ – ЭТО НАУКА а) изучающая природные явления; б) изучающая исторические события; в) изучающая основы экономики;
г) изучающая преобразования материалов, энергии и информации.
-
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА НАЧИНАЕТСЯ а) с выбора оптимальной идеи реализации проекта; б) с разработки конструкции изделия; в) с разработки технологии изготовления изделия;
г) с определения проблемы и темы проекта.
-
ТЕКСТИЛЬНЫЕ ВОЛОКНА ДЕЛЯТСЯ НА НАТУРАЛЬНЫЕ И а) растительные; б) минеральные;
в) химические.
-
ДОЛЕВАЯ НИТЬ ПРИ РАСТЯЖЕНИИ: а) изменяет свою длину;
б) не изменяет своей длины.
-
ПРОЦЕСС ПОЛУЧЕНИЯ ТКАНИ ИЗ НИТОК ПУТЕМ ИХ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ НАЗЫВАЕТСЯ: а) прядением; б) ткачеством;
в) отделкой.
-
СЛАБО ВИДЕН РИСУНОК НА ТКАНИ а) с печатным рисунком;
б) ворсовой.
-
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ СЫРЬЕМ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ТКАНИ а) вата; б) пряжа;
в) треста.
-
ПО КРАЯМ ТКАНИ ПРИ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИИ ОБРАЗУЮТСЯ а) бахрома; б) кайма;
в) кромки.
-
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЯ ФИГУРЫ НЕ ДЕЛЯТ ПОПОЛАМ а) мерки длины; б) мерки ширины;
в) мерки обхватов.
-
ЧТО МОЖНО ИЗМЕНИТЬ С ПОМОЩЬЮ МОДЕЛИРОВАНИЯ а) размер изделия; б) фасон изделия;
в) цвет изделия.
-
МЕРКУ Сб СНИМАЮТ: а) для определения длины пояса; б) для определения длины изделия;
в) для определения ширины изделия.
-
ДЛЯ РОСТА КОСТЕЙ И ЗУБОВ ОРГАНИЗМУ НЕОБХОДИМ МИКРОЭЛЕМЕНТ а) йод; б) калий; в) кальций;
г) магний
-
К ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКЕ ПРОДУКТОВ НЕ ОТНОСИТСЯ а) варка; б) сушка;
в) жаренье.
-
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИБОР ДЛЯ ПОДЖАРИВАНИЯ ИЛИ ПОДСУШИВАНИЯ ЛОМТИКОВ ХЛЕБА НАЗЫВАЕТСЯ а) фритюрница; б) миксер;
в) тостер.
-
К СТОЛОВЫМ ПРИБОРАМ НЕ ОТНОСИТСЯ: а) ложка; б) дуршлаг; в) вилка;
г) нож.
-
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВАРКИ ЯИЦ «В МЕШОЧЕК» СОСТАВЛЯЕТ: а) 2 минуты б) 4-5 минут
в) 8-10 минут
-
ПРИ РАБОТЕ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СЛЕДУЕТ ПРОВЕРИТЬ а) целостность электрошнура; б) правильность выбранного к работе материала; в) наличие материала;
г) наличие подсветки
-
К СОЕДИНИТЕЛЬНЫМ ШВАМ НЕ ОТНОСИТСЯ: а) стачной; б) настрочной; в) накладной;
г) вподгибку с закрытым срезом.
-
РАБОЧИМ ИНСТРУМЕНТОМ ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ а) спица; б) игла;
в) пяльцы.
-
КОНЦЫ СТРОЧЕК НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ ЗАКРЕПЛЯЮТ а) двойной обратной строчкой; б) узелком;
в) петлей.
-
РИСУНОК ВЫШИВКИ НА ТКАНЬ ПЕРЕВОДЯТ С ПОМОЩЬЮ а) фломастера; б) копировальных стежков;
в) копировальной бумаги.
-
ВАЖНЫМ АСПЕКТОМ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ЛОСКУТА ЯВЛЯЕТСЯ а) цветовое решение; б) цена ткани;
в) размер изделия.
-
НИТКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ВЫШИВАНИИ НАЗЫВАЮТСЯ а) капрон; б) мулине;
в) нейлон.
-
Вставьте пропущенное слово МЕРКИ СНИМАЮТ С _______________ СТОРОНЫ ФИГУРЫ.
-
УКАЖИТЕ ЦИФРАМИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВИЧНОЙ ОБРАБОТКИ ОВОЩЕЙ: а) очистка; б) мойка; в) нарезка; г) промывание;
д) сортировка.
Ответы НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ «КУЛЬТУРА ДОМА И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» 6 класс
За каждый правильно выполнений ответ участник конкурса получает один балл. Если ответ выполнен неправильно или только частично – ноль баллов. Не следует ставить оценку в полбалла за ответ, выполненный наполовину.
Формулировка свободных ответов на контрольные вопросы и задания не обязательно должна точно совпадать с ответом, прилагаемым к заданию. Здесь правильность ответа должна оцениваться по общему смыслу и по ключевым словам.
1 | Г |
2 | Г |
3 | В |
4 | Б |
5 | Б |
6 | А |
7 | А |
8 | Г |
9 | А |
10 | Б |
11 | В |
12 | В |
13 | Б |
14 | В |
15 | Б |
16 | Б |
17 | А |
18 | Г |
19 | Б |
20 | А |
21 | В |
22 | А |
23 | Б |
24 | ПРАВОЙ |
25 | 1 – д, 2 – б, 3 – а, 4 – г, 5 – в. |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ «КУЛЬТУРА ДОМА И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» 6 класс
Задание: изготовьте изготовить декоративную салфетку.
Исходные материалы – хлопчатобумажная ткань гладкокрашеная, нитки мулине двух – трёх цветов, копировальная бумага, карандаш:
Размеры кроя: основная деталь (1 шт.) — 15 х 15 см.
Инструменты и оборудование: игла для вышивки, булавки, ножницы, утюг.
Последовательность выполнение работы | Графическое изображение |
Переведите рисунок на ткань. | |
Вышейте тамбурным швом контур листа.Прожилки листа вышейте стебельчатым швом. | |
Самоконтроль:
|
Карта пооперационного контроля практической работы«Изготовление декоративной салфетки»
№ п/п | Технологические операции | Баллы |
1. | Правильная организация рабочего места | 1 |
2. | Качество перевода рисунка на ткань | 3 |
3. | Качество выполнения вышивки | 5 |
4. | Одинаковая длина стежка | 3 |
5. | Соответствие шва заданному | 5 |
6. | Цветовое решение | 3 |
7. | Качество ВТО | 3 |
8 | Соблюдение правил техники безопасности | 2 |
Итого | 25 |
Литература
- Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 128 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
- Хотунцев Ю.Л., Кожина О.А. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2010/2011 учебном году.
21.01.2012
Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/607552/