Технологическая карта урока по ФГОС; задачи учителя, структура, разработка и образец
Технологическая карта урока по ФГОС — форма планирования педагогического взаимоотношения между учеником и учителем, которая содержит ряд действий для достижения целей высококвалифицированного обучения в отображаемой на этапах уроков последовательности. Использование такой последовательности способствует оптимизации процесса формирования личности школьников и их развития.
- Технологическая карта урока по ФГОС. Задачи учителя
- Как разработать технологическую карту урока по ФГОС?
- Структура, форма и содержание
- Технологическая карта урока русского языка по ФГОС
- Особенности заполнения
- Образец технологической карты урока по ФГОС
Данное понятие пришло в образование из терминов, используемых в промышленности, где использовалось как технологическая документация в форме карты (таблицы), расположенной на одном листе и содержащей описание проводимого процесса, в который включены определенный вид предмета, действия относительно него, временной режим и прогнозирование.
: как оформить титульный лист реферата?
Технологическая карта урока сегодня представляет собой инновацию, в которой заметно выявлены такие специфические черты, как технологичность, обобщенность, идейность, интерактивность, последовательность в работе с информационным материалом. Данные характерные явления направлены на усовершенствование методов обучения учащихся в школах и других учебных заведениях.
Технологическая карта урока по ФГОС. Задачи учителя
Учителю для создания «целостной картины урока» предлагается при помощи данной формы методической продукции структурировать занятие и провести его на современный лад, т. е. реализовать свое видение в планировании занятий в условиях раскрытия материала.
Урок должен иметь развивающий и в то же время проблемный характер, вызывать интерес учащихся и способствовать активности школьников.
При использовании такого способа ведения урока, независимо от предмета (математики, английского языка, труда, физкультуры и др.
) учитель должен ориентироваться на мотивы и задачи, на основе которых будет получено достижение учениками образовательных результатов, при этом они должны формулироваться не в виде списка всем привычных формулировок (навыков, умений и знаний), а в виде способов их деятельности (например, действий на уроке).
Учитель должен владеть конструктивно — планирующими способностями; знать цели и задачи учебного предмета; уметь ориентироваться в наиболее эффективных учебно-методических материалах по своему предмету; учитывать условия обучения и возрастные особенности учеников; следить за уровнем общего развития класса.Технологическая карта по ФГОС представляет собой графическую таблицу, которая предназначена для записей по ходу ведения урока (математики, английского языка, физики или любого другого предмета; в том числе и для начальных классов).
Задача учителя — разработать таблицу и отразить в ней следующие моменты:
- демонстрацию системно-деятельностного подхода при проведении урока (содержит описание действий школьников при каком-либо задании (действии), показывает характер взаимодействия учащихся с учителем);
- характеристику деятельности учеников и указание УУД (формируются при каждом учебном действии, поэтому считаются универсальными);
- помощь в осознании планируемых результатов при какой-либо деятельности и контроль данного процесса (показывает взаимоотношения учителя и учеников, отношение учащихся к предмету).
Данная карта является немаловажным аспектом для учителя в том, что служит помощником в более развитом формировании урока и в становлении (статусности) обучающего в глазах учеников, учитывая инновации современной жизни.
Записи в ней дают возможность учителю еще во время подготовки максимально детализировать содержание урока и эффективно отразить главные моменты запланированной программы, соответствующей теме проводимого занятия; а также позволяют на каждом его этапе оценить потенциальную эффективность и рациональность выбранного способа работы, формы, метода, средства и вида преподавательской деятельности.
Как разработать технологическую карту урока по ФГОС?
Данный вопрос затрагивает многих учителей и особенно трудным на сегодняшний день считается для работников районных средних образовательных учреждений.
Однако, не стоит к такому нововведению относиться отрицательно, так как все в мире со временем совершенствуется и в том числе специфика образования.
Ученые считают, что для учеников сельских школ данная система проведения учебных занятий наиболее необходима, ведь направлена на достижение глубоких знаний школьников и их соответствие современному образу жизни.
В составлении технологической карты урока по требованиям ФГОС выделяются четыре основные тенденции:
- востребованность и популярность в образовательной среде;
- инициатива педагогов и презентация усовершенствованных способов преподавания;
- уникальность и индивидуальность разработки относительно перечня выделяемых разделов и особенностей ведения урока;
- изменение и расширение структуры запланированного занятия с отражением сведений содержательного характера.
Структура, форма и содержание
Новый способ ведения уроков позволяет видеть учебный материал системно и целостно, а также проектировать процесс обучения в школах с целью освоения изучаемой темы.
Поэтому правильно разработанная технологическая карта будет способствовать эффективному восприятию учащихся и согласованию действий учителя и учеников, что в конечном итоге приведет к положительному результату как работы учителя, так и успехов школьников.
Требования по разработке данного документа на законодательном уровне не урегулированы, т. е. форма и структура может быть создана по усмотрению учителя, учитывая цели и работу на результат; при этом существует ряд рекомендаций, к которым стоит прислушаться.
Технологическая карта отражает суть занятия, поэтому среди обязательных элементов должны быть:
- тема;
- задачи;
- цель;
- мотивация;
- направление, формирующее личность школьника;
- планируемые результаты (умения, знания, навыки).
Цель занятия должна представлять собой способ подачи информации по конкретной теме в ключе, который направлен на выполнение образовательных и воспитательных задач, а также на полноценное раскрытие предмета. Она определяется такими факторами, как пути реализации запланированного занятия и планируемые результаты.
Задачи урока — это цель деятельности в определенных условиях, в основу которой входит достижение путем преобразования этих условий, согласно определенным действиям.
Необходимый цикл продуктивного мышления тесно связан с постановкой и формулированием задач самим субъектом при исполнении заданий проблемного характера (в особенности в таких сложных предметах, как математика, физика и химия).
Задачи могут быть преднамеренными или возникать в практических заданиях; иерархическая последовательность задач помогает формированию программы деятельности.Планируемые результаты необходимо предусматривать заранее. В их формулировке должно отражаться соответствие задачам (т.е. количество задач соответствует количеству результатов); рекомендуется использовать единообразие.
Приведем в пример разработку технологической карты урока по русскому языку.
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС
Чтобы оформить «шапку» таблицы достаточно указать наименование предмета (к примеру, «Русский язык»; тему урока (пример: «Синонимы. Значение слов-синонимов в русском языке.
„); тип урока (это может быть „открытый урок нового знания“ или „презентация“); прогнозируемые результаты (отражение целей и способов обучения в заданиях (требование знаний от обучающихся)); дидактические средства (имеЮтся в виду учебники, задания на карточках и т. п. ); оборудование (различные макеты, стикеры и др.).
Таблица и записи в ней должны быть краткими и понятными, так как лишняя информация затруднит использование разработанного плана занятий. Достаточно несколько основных разделов, пометки в которых подчеркнут суть, замысел и результат занятия.
Предполагаемые разделы:
- этапы урока;
- форма, методы, система работы;
- содержание взаимодействия учителя с учениками;
- деятельность обучающего;
- деятельность обучающихся;
- достижения по УУД;
- результаты урока.
Особенности заполнения
К формам организации урока относятся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах. При заполнении таблицы необходимо учитывать данные виды учебных занятий.
Относительно традиционных этапов урока, расстановка действий учителя в следующем: этапы напрямую зависят от типа урока; допускается исключать или объединять этапы занятий.
Данный раздел дает возможность оценивать эффективность и рациональность выбранных приемов и подходов в организации урока во временном режиме и анализировать содержание материала, правильность применяемых форм и способов работы.
Первоначально идет приветствие, затем подготовка учеников к активным действиям и их действия относительно задания. Составляющими этапов являются: организационный момент, мотивация и направленность учеников, итоги и рефлексия (состояние школьников).
При указании достижений УУД и подведении результатов позволяется использовать рабочий материал образовательной программы.
Что касается деятельности учителя, то необходимо заранее просчитать все действия, которые будут исходить от него.
Обозначить свои действия можно при помощи фраз: „приветствие учащихся“, „проверка готовности учеников“, „озвучивание темы урока“, „создание располагающей обстановки“, „выдвижение проблемы“, „формулировка задания“, „контроль за выполнением работы“, „организация самопроверки“, „оценивание“.Планирование деятельности обучающихся может отражаться в следующих фразах: „работа с тетрадью“, „комментирование“, „чтение“, „написание диктанта“, „приведение примеров“, „выделение главного“, „проведение анализа“, „самопроверка“, „выражение собственного мнения“ „презентация“ и т. д. Для начальных классов: „ответы на вопросы“, „работа с карточками“ и т. п.
Прогнозируемые результаты подразделяются на личностные, метопредметные и предметные.
К личностным прогнозируемым результатам относятся способы обучения, которые заносятся в таблицу в форме следующих высказываний: „научить, как проверять себя“, научить оценивать свои действия“, „научить работать в коллективе и оценивать свой вклад в общих мероприятиях“ и т. п.
Метопредметные прогнозируемые результаты отражают такие цели, как: „научить выделять основное и анализировать“ или „научить алгоритму действий“ и т. д. ; предметные, в свою очередь, отражают требования учителя и конкретизируют тему урока: » дать определение словам-синонимам», «привести примеры слов-синонимов» и др.
Важно представить урок в таком виде, чтобы он стимулировал школьников к развитию и при этом воспитывал их. Необходимо использовать такие формулировки, как «способствовать воспитанию (развитию или формированию)…», «создать условия для воспитания (развития или формирования)…».
К содержанию технологической карты можно добавить различные чертежи и решения (для уроков математики, физики и других вычислительных наук), тексты (для уроков английского или русского языка и других гуманитарных предметов), цели и проводимые устные задания для учеников начальных классов и другие дополнения.
Для усовершенствования и ускорения процесса рекомендуется пользоваться компьютерными программами по разработке таблицы и ее содержанию. Существуют также программы относительно конкретного предмета с описанием всех УУД и эффективностью прогнозируемых итогов.
Воспользовавшись «электронным конструктором», работа учителя в плане разработки намного упрощается; программа почти полностью автоматизирована (при наборе названия темы урока и номера урока, остальные параметры в шаблон таблицы вносятся автоматически; вручную только вносится текст в содержательный отдел и проводится необходимая коррекция).
Образец технологической карты урока по ФГОС
Технологическую карту урока составить не так трудно. Достаточно опираться на принципы системного подхода. и количество вертикальных столбцов основываются на ходе занятия и роли его участников, а количество строк определяются типом урока, что свидетельствует о динамичности технологической карты.
Методисты рекомендуют каждому учителю научиться разрабатывать таблицы по мини-проектам, на которые можно будет опираться и совершенствоваться в дальнейшем, учитывая анализ проведенных уроков.
Источник: https://obrazovanie.guru/srednee-obrazovanie-i-shkola/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-fgos-obrazets.html
В образовании технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока – таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:
- этапы и цели урока;
- содержание учебного материала;
- методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся;
- деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологическая карта урока включает в себя элементы план-конспекта: тема, цель, задачи, но всё же отличается от него.
Отличия технологической карты и конспекта
Технологическая карта урока |
Конспект урока |
Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока. |
Оформляется как сценарий и описывает слова, действия учителя и предполагаемые ответы учеников. |
Характеризует деятельность учеников с указанием УУД, формируемых при каждом учебном действии. |
Указывает и описывает формы и методы, используемые на уроке. |
|
Только указывает цели урока. |
С помощью технологической карты учитель смотрит на учебный материал целостно и проектирует урок по освоению конкретной темы в рамках всего курса.
Преимущества технологической карты как инструмента планирования
Технологическая карта позволит учителю:
- определить универсальные учебные действия, которые формируются при выполнении конкретного учебного действия;
- спроектировать последовательность действий и операций по освоению темы, приводящих к намеченному результату;
- проектировать педагогическую деятельность на конкретный период;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- обеспечить согласованные действия участников педагогического процесса;
- диагностировать достижения запланированных результатов на каждом этапе урока;
- строить образовательный процесс как проектную деятельность, где все этапы логичны, взаимосвязаны и могут быть расширены в рамках предмета.
Структура технологической карты урока
В технологической карте указываются:
- тема;
- цель освоения учебного материала;
- результаты, которые планируется достичь: личностные, предметные и метапредметные;
- межпредметные связи;
- организация учебного пространства: формы работы, ресурсы и оборудование;
- основные понятия темы;
- технология изучения указанной темы.
Урок строится из нескольких этапов: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи и так далее. В технологической карте на каждом этапе урока определяются цель и планируемый результат, деятельность учителя и учащихся.
Трудности при составлении технологической карты урока
Несмотря на преимущества и нарастающую популярность этого способа проектирования урока, учителя часто сталкиваются с трудностями при составлении технологической карты. Профессор института дополнительного образования в ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Андрей Иоффе выделяет семь ошибок, которые совершают учителя при конструировании технологической карты:
- Объём на десятки страниц.
- Оформление всего содержания занятия как таблицу.
- Установление жёстких временных рамок.
- Обилие колонок.
- Сведение рефлексии к подведению итогов.
- Использование сложных и непонятных выражений – «самоопределение к деятельности».
- Определение целей для ученика и учителя, но не целей занятия.
Эти ошибки вызваны отсутствием единых требований к составлению технологических карт уроков. Отдельные блоки и разделы разнятся и у отдельных учителей, и у каждого учителя в технологических картах разных уроков. Также на ошибки влияют субъективные факторы: недостаток знаний, низкая мотивация учителя, непонимание и неприятие нового.
Грамотная методическая поддержка способна оказать помощь при подготовке технологических карт. На заседаниях методического совета школы определяется, как отражать в технологических картах уроках предметные, метапредметные и личностные результаты, реализацию и диагностику различных видов УУД.
Примеры технологических карт уроков
Образец технологической карты №1
- ФИО учителя
- Класс
- Дата
- Предмет
- Тема урока
- Место и роль урока в изучаемой теме
- Цель урока
- Характеристика этапов урока
- Работа обучающихся на уроке (указывается активность и мера занятости)
- Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала или отсутствовала.
- Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный или продуктивный.
- Оценка достижений целей урока.
Образец технологической карты №2
- ФИО учителя
- Класс
- Дата
- Предмет
- Тема урока
- Цель урока
- Задачи урока: обучающие, воспитательные и развивающие.
- Актуальность использования средств ИКТ.
- Виды используемых средств ИКТ.
- Необходимое оборудование и программное обеспечение.
- Организационная структура урока.
Образец технологической карты №3
- ФИО учителя
- Класс
- Дата
- Предмет
- Тема урока
- Место и роль урока в изучаемой теме
- Цель урока
- Структура урока.
Образец технологической карты №4
- ФИО учителя
- Класс
- Дата
- Предмет
- Тема урока
- Место и роль урока в изучаемой теме
- Цель урока
- Структура урока
А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.
Источник: https://academy-prof.ru/blog/tehnologicheskaja-karta-uroka-po-fgos