Сложносочиненное предложение. Примеры
Сложносочиненное предложение — это два и более равноправных простых предложения с сочинительной связью между ними. Приведем примеры сложносочиненных предложений из художественной литературы с разными видами сочинительных союзов.
Сложносочиненное предложение
Одно сообщение может содержать в себе два и более простых предложений, объединенных общей смысловой целостностью и интонационной законченностью. Такое сообщение назовем сложным предложением. Оно, как и простое предложение, является единицей речи и оформляется при помощи интонации и порядка слов.
Если в нем два и более простых предложений соединены сочинительными союзами, то назовем его сложносочиненным. В нем содержится несколько равноправных по смыслу грамматических основ, соединенных сочинительными союзами.
Между простыми предложениями, входящих в состав сложносочиненного предложения, существует сочинительная связь, которая осуществляется с помощью союзов:
- соединительных;
- противительных;
- разделительных.
Соединительные союзы
Соединительные союзы «и», «да» (в значении «и»), «да и», «тоже», «также», «ни…ни» соединяют простые предложения, в которых сообщается о фактах, явлениях действительности, происходящих одновременно или следующих друг за другом. В сложносочиненных предложениях наиболее употребителен союз «и», который соединяет как однородные члены предложения в составе простого, так и простые предложения в составе сложных.
Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых птичек прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка (К. Ушинский).
В этом сложном предложении выделим две грамматические основы:
- зима прошла;
- пара птичек прилетела и стала носиться.
Две грамматические (предикативные) равноправные части соединены сочинительным союзом «и». Значит, это сложносочиненное предложение (в дальнейшем ССП).
В ССП с повторяющимся союзом «и» существует определенная последовательность событий, совершающихся одновременно, к тому же усиливается утверждение или отрицание, например:
И чёрные скалы ожили на белом листе, и море било в них тысячью тяжелых батарей, и высоко в небо взлетали брызги.
Союз «да» равноценен сочинительному союзу «и».
Осталась от прежнего высокая белая колокольня, да по-прежнему вьётся-бежит среди зелёных лугов знакомая наезженная дорога (И. Соколов-Микитов).Сочинительный союз «да и» обладает значением присоединения, например:
Ничьего не прошу сожаленья, да и некому будет жалеть (Н. Некрасов).
Союзы «тоже», «также» близки по значению к союзу «и», но могут в контексте иметь дополнительное значение тождества, уподобления. Указанные союзы располагаются внутри второго простого предложения, например:
Но вот конюшня опустела, деревья тоже разошлись (Н. Заболоцкий).
На ярмарку собралось много мастеров из ближних городков, были также гости из соседних государств.
В ССП повторяющийся союз «ни…ни» употребляется при перечислении с отрицанием, например:
Ни ветерок не потянет, ни воробушек не чиликнет, ни ласточка не прощебечет (П. Мельников-Печерский).
Противительные союзы
В ССП два простых предложения могут быть соединены противительными союзами:
- а;
- но;
- да (в значении «но»);
- однако;
- зато;
- же.
С их помощью выражаются отношения сопоставления или противопоставления одного явления другому. Сопоставление выражают союзы «а» и «же», например:
На Бронной уже зажглись фонари, а над Патриаршими светила золотая луна (М. Булгаков).
Маквала вдруг спохватилась и унеслась в дом, Нина же еще долго сидела на каменной скамейке под платаном (А. Казбеги).
Союз «зато» имеет значение возмещения, например:
Левая нога не сгибалась, зато правая прыгала, как у детского щелкуна (М. Булгаков)Союзы «но», «да», «однако» выражают уступительные отношения между простыми предложениями в составе СПП, например:
Раскольников проснулся на следующий день поздно, однако сон не подкрепил его (Ф. Достоевский).
Собак — хватает, да они не злые (А. Фадеев).
Месяца не было, но звезды ярко светили в черном небе (Лев Толстой).
Разделительные союзы
Части СПП, связанные разделительными союзами «или», «либо», «то…то», «не то…не то», содержат в себе сообщение о событиях или явлениях, которые исключают друг друга, несовместимы в одно и то же время или чередуются, попеременно сменяя друг друга.
Сложные предложения с разделительными союзами могут также выражать отношения выбора или предположения.
Примеры предложений
Либо я устрою все по-прежнему, либо я его на дуэль вызову (И. Тургенев).
Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер (А. Фадеев).
То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь (Лев Толстой).
уроки
.
Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sintaksis/primeryi-slozhnosochinennyih-predlozheniy.html
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами
Сайт бойынша барлық сұрақтарды 8 (771) 234-55-99 (Ватсап) осы номерге жазуға болады
в конце урока учащиеся смогут — определять сложносочиненные предложения с разделительными союзами; конструировать предложения с разделительными союзами; — работать в группе и самостоятельно. анализировать, делать выводы
Класс: 9 Жакенова Гульмира Дулатбековна Учитель русского языка и литературы Кояндинская средняя школа Целиноградский район Акмолинская область | |||
Тема: Сложносочиненные предложения с разделительными союзами | |||
Смарт цель урока: | в конце урока учащиеся смогут — определять сложносочиненные предложения с разделительными союзами; конструировать предложения с разделительными союзами;- работать в группе и самостоятельно. анализировать, делать выводы | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Наглядности | |
2 мин. |
Психологический настрой.На улице осень, отцвели цветы, осыпались листья. Все эти цветы росли на большой солнечной поляне. Представьте, что наш класс и есть волшебная поляна. Выберите цветы, которые вам понравились. (Дети выбирают красные, желтые, синие цветы и по этим цветам делятся на группы) |
Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. | Мяч |
5 мин. | II. Проверка пройденного материала. По стратегии «Кластер»осуществляется проверка домашней работы.1 группа: Сложное предложение2 группа: ССП с соединительными союзами3 группа: ССП с противительными союзами | Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. | ПостерыМаркерыучебник |
6 мин. | III. Актуализация знанийОбъявление новой темы. Постановка цели урока. Стратегия «Знаю, Хочу узнать, Узнал»Вспомните все, что знаете о сложносочиненном предложении с разделительными союзами.Индивидуальная работа, парная работ, обсуждение в группе.А теперь помогите мне заполнить первую графу таблицы:А что еще хотите узнать о сложносочиненном предложении с разделительными союзами?Индивидуальная, парная работа, обсуждение в группе. Заполняют вторую графу. Чтение правила. Во время чтения следует обратить внимание на вторую графу и найти ответы на эти вопросы. Записать эти вопросы в графу «Узнал». | Демонстрируют знания, умения.Заполняют таблицу. | Таблица |
5 мин3 мин7 мин1 мин6 мин2 мин | Закрепление урока:1.Работа с учебником.Упр. 53 (устно)2. Работа в группах «Строим предложения».Сегодня поговорим о золотой осени.ролик «Золотая осень в живописи»Одним из великих художников является Исаак Левитан. Несколько его картин находятся в Третьяковской галерее в Москве. Составление связного текста по картинам И. Левитана1 группа: Золотая осень2 группа: Осеннее утро3 группа: Осень. Дорога в деревнюОдновременно работа у доски. Синтаксический разбор предложенийГроза разразилась и дождь освежил томящуюся землю.То оставались позади озера с зелеными камышами, то встречались желтые равнины. То солнце тусклое блестит, то туча черная висит.Физминутка
Опишите картину, используя ССП с разделительными союзами Залает пёс домовой, иль ветерок зашелестит в листах темнеющей дубравы, иль птица робко пролетит (Н.Языков)То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит В темноте были видны очертания не то человека, не то животного. Составьте диалог на тему «Осень» Солнце сияло море же было неспокойно.То мальчики начинали шуметь то девочки хныкали.Он или забавлял нас рассказами или играл с нами но мы были ко всему равнодушны.Внезапно старичок заговорил звук его голоса также удивил меня. Сделайте синтаксический разбор: То оставались позади озера с зелеными камышами, то встречались желтые равнины. «Осень – любимое время года»Что еще нового вы узнали? Заполните третью графу. Отметьте вопросы, которые остались без ответа. Взаимооценивание |
Демонстрируют знания, умения.Демонстрируют знания, уменияЗаполняют таблицу | роликРисункиКарточкиОценивают работу своих одноклассников. |
2 мин. | IV.Итог урока. Обратная связь«Чемодан, мясорубка, корзина» | На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. | |
1 мин. | Объясняет особенности выполнения домашней работы. | Записывают домашнюю работу в дневниках. |
Материал ұнаса парақшаңызға сақтап қойыңыз!
Өз пікіріңізді қалдыру үшін тіркелу қажет.
Источник: https://ust.kz/word/slojnosochinennye_predlojeniya_s_razdelitelnymi_soyuzami-163390.html
Сложносочиненное предложение – примеры с соединительным и разделительным союзом
В процессе общения человек оформляет свои мысли в простые или сложные синтаксические конструкции. Не последнее место среди них занимает сложносочиненное предложение.
Примеры и теоретические сведения, представленные ниже, помогут разобраться в построении и пунктуационном оформлении синтаксем данного типа.
Сложносочиненное предложение. Понятие
Сложная синтаксическая конструкция, состоящая из двух и более равноправных по смыслу простых компонентов, объединенных посредством сочинительных союзов, носит название ССП, или сложносочинённое предложение.
Посмотрим на примеры: «Доктор рассказывал анекдоты, но разговор все же не клеился. Толпа текла перед ними рекой, но, наконец, она поредела, и последние поздравители удалились» (По Мопассану).
Первая из представленных конструкция состоит из двух частей, вторая – из трех. Их соединяют союзы и, но.
Вопрос от одной предикативной конструкции к другой задать невозможно.
Возьмите на заметку! Необходимо разграничивать сложносочиненные предложения и бессоюзные, выражающие последовательность действий или их сопоставление: «Под окнами защебетали воробьи, мгла растворилась, всю округу озарило утреннее солнце. Давно настала ночь – он все не ложился».
Хотя их составляющие равноправны, между ними отсутствуют союзы, которые обязательно связывают части сложносочиненного предложения.
Союзы в составе ССП
Простые предложения, формирующие сложносочиненное, соединяют сочинительные союзы следующих групп:
- и, и… и, тоже, да (в значении и), ни…ни, также, не только… но и, как… так и – соединительные;
- но, да (в значении но), а, зато, однако, но зато, однако же — противительные;
- или, либо, не то… не то, то… то, или… или – разделительные;
- то есть, а именно — пояснительные.
! Что такое определенно личные предложения: конкретные примеры
Соответственно в три группы объединяются и сложносочиненные предложения, а именно:
- с соединительными союзами;
- пояснительными;
- разделительными;
- противительными.
Рассмотрим подробнее каждую из указанных групп.
Конструкции с соединительными союзами
Сложносочинённое предложение указанного вида можно почерпнуть из литературы и разговорной речи: «Коломейченко приглашает меня сесть на сено, и начинается долгий разговор про байбаков» (По В. Орлову). «Друзья заторопились домой, я тоже последовал за ними».
«Весело журчала вода в ручье, да пела где-то поблизости неизвестная мне птица». «Не только взрослые вышли на уборку урожая, но и дети не отстали от них». «И Иванов не смог прийти на встречу, и его партнер заболел». «урожай соберешь, так и зимовать будешь».
«Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет» (И. Крылов). «Мама приняла племянника радушно, он также старался оказывать ей всяческое внимание».
Наиболее часто встречаются сложносочиненные предложения, содержащие конструкции с союзом и. Смысловая связь частей, формирующих ССП данного вида, не одинакова. Они могут выражать:
- Временные отношения. При этом явления, о которых в них говорится, происходят либо одновременно, либо последовательно: «Где-то вдали послышались глухие аккорды, и раздался хриплый мужской голос. Вот эта невидимая стена внезапно раздвинулась, и долго сдерживаемые звуки хлынули из-за нее с ужасающей силой» (А. Куприн).
- Отношения причинно-следственные: «Дедушка всегда следил за здоровьем, и поэтому даже старость не лишила его бодрости и ясного ума. Невнятный говор и шум пробежал по всей толпе, и вслед за тем послышались явственно слова: «Украден». (Н. Гоголь).
Конструкции с разделительными союзами
Рассмотрим некоторые примеры синтаксических конструкций указанного вида: «Взметнется птица, или лось протрубит вдалеке. Или я не понимаю, или ты не хочешь меня понять»(А. Чехов). «Не то загремел гром, не то ударила пушка. То зайдут тучи, то неожиданно выглянет солнце».
Разделительные ССП с повторяющимися или, реже, одиночными союзами называют явления, которые, по мысли говорящего, не в состоянии происходить в один и тот же момент.
Либо одно из них исключает другое, либо они следуют по очереди.
Возьмите на заметку! Сложносочиненные предложения и осложненные однородными членами простые с союзом или, а также и, а, но часто путают. Чтобы избежать ошибки, следует посмотреть на количество грамматических основ.
Сравни: «На секунду покажется в кустах камень, или выскочит из травы зверек, и снова замелькает степь».
«Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку» (Н. Гоголь).
Противительное ССП
Рассмотримпримеры с союзом но, а, зато, да, которые чаще всего встречаются в современном языке: «Глаза Анжелики заплаканы, но он ничего не приметил» (По В. Шишкову). Он принялся работать, а ленивые, домашние мысли еще долго бродили в его голове» (А. Чехов).
«Пирог не пропекся, зато компот удался. Я хотел позвонить родителям, да телефон куда-то исчез». Как видим, явления, о которых говорится в данных ССП, противопоставлены друг другу.
! Как составить предложения с обращением: конкретные примеры
ССП с противительным значением могут содержать частицы только и все, которые выполняют в них функцию союзов: «Разлука не помогла забыться, только боль обострилась. Затылок сильно ныл, ноги же почти отпустило».
Конструкции с пояснительными союзами
В этом виде ССП используется лишь, а именно и то есть. В разговорной речи подобные конструкции встречаются нечасто. Сфера их применения – книжные стили: «Время было удачное, то есть никто не мог войти». «Погода ужасная, а именно дождь льет не переставая».
Особенности постановки знаков препинания
ССП любой группы обычно содержит запятую, разделяющую его компоненты.
Однако если перед ними находится общий второстепенный член, или придаточное, то ставить ее не следует: «Во время вьюги волк не выходит из логова и рысь не охотится». «Когда солнце встало, все кругом заиграло красками и вода засеребрилась».
Исключением будут случаи, когда перед намипредложение с союзом повторяющимся: «По дороге медленно ползли груженые подводы, и проносились легкие верховые, и никуда не спеша шли крестьяне».
Возьмите на заметку! Если части ССП представляют собой назывные, вопросительные или безличные конструкции с подобными по значению сказуемыми, то запятой они не разделяются:
«Экскурсия по городу и обед в закусочной». «Сколько утекло песка и какое сейчас число?» «Не следует опаздывать и не надо пропускать уроки».
Необходимо упомянуть и те случаи, когда в ССП запятую заменяет двоеточие или тире.
Тире ставится, если:
- Второе предложение неожиданно противопоставляется первому.
- Во второй предикативной конструкции содержится моментальное присоединение к предыдущей.
Двоеточие ставится между составляющими ССП, если:
- Внутри них уже есть запятые.
- В их составе имеется много членов.
- Они не очень тесно связаны между собой по смыслу.
Чтобы проиллюстрировать сложносочиненное предложение особого типа, рассмотрим примеры из художественной литературы:
«Не успел выйти за дверь – и вот, хоть глаз выколи!» (Н. Гоголь)
«Я готов был уйти с каждым возом, уехать с каждым господином почтенной наружности, нанимавшим извозчика; но ни один, решительно никто не пригласил меня, словно забыли меня» (Ф. Достоевский).
«Он останавливался, присаживался на корточки, но стоило ей нерешительными шажками подойти к нему, — и он, подпрыгнув, как чёртик, выскочивший из коробочки, перелетал на противоположный конец гостиной» (Г. Мопассан).
Подведем итоги
Как видим, предложения с сочинительными союзами не только отличаются типовым разнообразием, но и не имеют стандартного пунктуационного оформления. Надеемся, что материал, представленный в статье, будет полезен при решении теоретических и практических задач, связанных с ССП.
Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/slozhnosochinennoe-predlozhenie.html
Сложносочинённые предложения в русском языке: примеры и правила
В русском языке принято подразделять предложения на простые, в состав которых входит одна грамматическая основа, и сложные, включающие в себя несколько подлежащих и сказуемых, не являющихся однородными членами.
В 9 классе программа подразумевает изучение различных типов сложных предложений. К ним относятся сложносочинённые предложения (примеры которых будут приведены далее), а также сложноподчинённые и бессоюзные.
В начале курса подробно изучается, что такое ССП в русском языке (Сложносочинённое Предложение).
Классификация ССП
Как следует из названия термина, сложносочинённым предложением называется сложное предложение с сочинительной связью, которая может быть выражена при помощи сочинительных союзов или некоторых частиц.
В отличие от фраз, где применяется подчинительная связь и одна часть предложения является зависимой (т. е. не может употребляться отдельно от главной), в ССП обе части равноправны.
Ниже приведена таблица с примерами сложносочинённых и сложноподчинённых предложений из произведений.
Сочинительная связь в предложении может принимать следующие значения:
- Соединительные отношения используют в тех случаях, когда нужно показать последовательность двух действий или подчеркнуть их одновременность: Часы показали полночь, и в доме наконец наступила тишина. Связь оформляется при помощи союзов и, да, также, тоже и некоторых частиц: ни… ни.
- Отношения между частями предложения могут быть разделительными, когда необходимо указать на смену событий, их чередование или сопоставление: Не то померещилось ему, не то и в самом деле в небе промелькнуло что-то яркое. В этом случае используется союз или, а также различные повторяющиеся частицы: то ли… то ли, не то… не то и другие.
- Сопоставительные отношения используют, чтобы обратить внимание на тождественность двух частей ССП при помощи а именно или то есть: Я очень боюсь высоты, а именно пугают меня крыши многоэтажных строений и бесконечно длинные лестничные пролёты.
- К пояснительным отношениям относят различного рода конкретизацию, уточнения, выражаемые словами а, но, а значит, а также и т. д.: В загородном доме всё было прекрасно, но немного протекала крыша.
- Градационными называют такие отношения в ССП, которые предполагают дальнейшее развитие: Если не получится до конца недели закончить постройку, то по крайней мере вами уже будет сделана половина работы. Для связи используются союзы мало того что… ещё и, не только… но и, не сказать чтобы… но и другие.
Кроме того, сопоставительные отношения иногда подразделяют ещё на 3 небольших категории, куда входят собственно сопоставительные (сюда включают фразы с союзами а, да), противительные (для выражения несоответствия при помощи а, но) и уступительные (с использованием только).
Виды сочинительных союзов
Для связи между грамматическими основами используются служебные части речи — союзы и в некоторых случаях частицы. Союзы в ССП принято разделять на три категории:
- соединительные: и, да и, тоже;
- разделительные: либо, не то… не то, или;
- противительные: однако, зато, а, но.
Кроме того, сложносочинённые союзы отличаются по своему составу. Большинство из них состоит из одного или двух слов (да, также, но, или, зато) и употребляется только в одной части ССП:
Не справились бы мы до заката, да товарищи пришли на помощь.
Однако также выделяют двойные союзы, которые используются в обеих частях фразы (не только… но и, либо… либо, или… или):
Или завтра грянет гроза с проливным дождём, или будет весь день стоять жара.
Союзы в ССП обычно находятся в начале второй части предложения (или в начале обеих частей, если речь идёт о двойном союзе). Исключениями являются тоже, также и частица же, которые могут располагаться в середине фразы:
Январь выдался на редкость тёплым, февраль тоже не спешил обрадовать ребят снегом.
Местоположение союза во фразе и тип, к которому он относится, необходимо знать, чтобы верно расставить знаки препинания (при их необходимости).
Основные правила пунктуации
Как и во всех других типах сложного предложения, чаще всего в ССП необходимо отделять одну часть от другой при помощи запятой перед сочинительным союзом или частицей.
Мы могли бы приехать уже сегодня, но неожиданные обстоятельства помешали нашим планам.
Либо Павел не получил её сообщение, либо на линии опять возникли проблемы.
Однако важно помнить, что сочинительные союзы могут соединять не только части сложного предложения, но и однородные члены. В таких случаях необходимо выделить грамматические основы и понять, не являются ли подлежащие и сказуемые однородными, как в следующем простом предложении:
Пчёлы или осы летом часто залетают в квартиру и могут кого-нибудь ужалить.Кроме того, пунктуация в ССП не ограничивается только запятыми. В некоторых фразах используются знаки препинания, скорее свойственные бессоюзной связи.
Точка с запятой и тире
В некоторых случаях вместо запятой следует использовать другие знаки препинания. Если предложение сильно распространено (в нём есть причастные или деепричастные обороты, вводные слова, большое количество однородных членов) и внутри уже есть запятые, следует отделять одну часть фразы от другой при помощи точки с запятой:
Ребята сходили на пруд, несмотря на начинающийся дождь, проведали соседку, прошли по заброшенной лесной тропе; но лишь к вечеру им разрешили зайти домой.
В ситуациях, когда одна часть ССП резко противопоставлена другой или когда вторая часть является следствием первой, между ними необходимо ставить тире:
Удар — и он упал.
Кроме того, пунктуационные ошибки во фразах с сочинительной связью возникают не только при определении верного знака препинания. Иногда встречаются сложные предложения, в которых отсутствуют и запятые, и тире.
Когда знаки препинания не ставятся
Следует помнить о некоторых случаях, когда запятая не требуется. Например, если два простых предложения в составе сложного соединены одиночными союзами и, да, или, либо и имеют какой-либо общий элемент, то знак препинания между ними не нужен. В качестве общего элемента могут выступать:
- Общий второстепенный член (обычно — дополнение или обстоятельство): У его родителей на ферме живут коровы и растут груши.
- Общая придаточная часть (в том случае, если в предложении наравне с сочинением используется подчинение): Пока брат гулял, мама сходила в магазин и сестра начала печь пирог.
- Общая часть предложения, связанная бессоюзной связью (только тогда, когда обе части ССП более подробно раскрывают содержание фразы): Девушку охватило отчаяние: ушёл последний трамвай и отъехал последний автобус.
- Общее вводное слово: Как известно, наша планета имеет форму шара и Луна вращается вокруг неё.
Помимо указанных случаев, запятая не ставится перед соединительными и разделительными союзами, если их объединяет интонация:
Сколько осталось времени до экзаменов и когда следует начинать к ним готовиться? — вопросительная интонация.
Пусть завершится старый год и начнётся новый! — побудительное предложение.
Как чарующе играет опытный музыкант и как удивительно тонко настроен его слух! — обе части объединены восклицанием.
Знак препинания не требуется и в назывных предложениях (не имеющих сказуемого), если союз не является двойным:Удивительная красота и совершенно необъяснимое зрелище.
Однако это правило не относится к названиям книг, фильмов и т. д.:
Ирония судьбы, или С лёгким паром!
Запятая не нужна в неопределённо-личных предложениях, но лишь тогда, когда подразумевается один и тот же исполнитель действия:
Больным принесли обед и затем забрали грязную посуду.
Запомнить все перечисленные правила и частные случаи нелегко. Проще всего освоить полученную информацию, выполнив несколько заданий на закрепление навыка.
Примеры упражнений
Задание 1. Составить схемы для сложносочинённых предложений из художественной литературы (М. Е. Салтыков-Щедрин). Объяснить расстановку знаков препинания.
Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след.
Сначала нужно определить подлежащие и сказуемые: они бродили и запах навёл. Таким образом, в предложении 2 грамматических основы, и они соединяются между собой союзом но.
Для составления схемы ССП каждая часть обозначается квадратными скобками, между которыми указывается сочинительный союз: […], но […].
Знаки препинания объясняются следующим образом: запятая перед союзом но разделяет 2 части ССП; наконец обособлено с обеих сторон, так как это вводное слово.
Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли.
Нужно выделить грамматические основы: смотрели генералы и сердца играли. Связь между частями предложения обеспечена при помощи соединительного союза и. Схема ССП имеет вид: […], и […].
Единственная запятая разделяет две простые части сложного предложения.
Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.
Первое предложение в составе сложного является неполным: в нём опущено подлежащее, сказуемое — хотел дать. Второе предложение — обычные, двусоставное; его грамматическая основа — они закоченели. Связь производится при помощи противительного союза но. Схема выглядит так: […], но […].
Запятая перед союзом разделяет сложное предложение на две части; вторая запятая указывает на деепричастный оборот.Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к вечеру верёвка была готова.
В первой части наблюдаются однородные сказуемые — набрал, размочил, поколотил, помял, относящиеся к подлежащему мужичина. Вторая часть ничем не осложнена: верёвка была готова. Схема имеет вид: […] — и […].
Запятые ставятся, поскольку присутствует несколько однородных членов. Тире необходимо, так как вторая часть фразы является результатом первой.
Задание 2. Определить, какие из предложений являются сложносочинёнными.
(1) Шестиклассники дружной толпой вышли из здания школы и, поглядывая на беззаботное солнечное небо, зашагали к остановке.
(2) Там уже стоял вместительный автобус, который должен был отвезти их в Выборг. (3) Ребята уже были полностью готовы к путешествию, но учительница ещё не приехала.
(4) Либо задерживался её троллейбус, либо непослушная дочка не хотела отпускать её в другой город на целый день.
(5) Из автобуса вышел пожилой водитель и задумчиво поглядел на слегка растерянных школьников. (6) Не только ребята с нетерпением ждали экскурсии, но и он сам мечтал наконец вырваться из тесного душного города.
Чтобы найти ССП, необходимо определить, какие фразы содержат по 2 и более грамматические основы. Под это условие подходят 2, 3, 4 и 6 предложения. Фразы под номерами 1 и 5 — простые с однородными сказуемыми.
ССП и СПП (сложноподчинённые предложения) различаются методами связи: в ССП используются сочинительные союзы, в СПП — подчинительные союзы и союзные слова. Определим, при помощи каких средств осуществляется связь между простыми частями.
За исключением 2 предложения, где было использовано союзное слово который, все остальные фразы связаны при помощи двойных (либо… либо, не только… но и) и одинарных сочинительных союзов (но). Следовательно, к ССП относятся 3, 4 и 6 фразы.
Задание 3. Выполнить синтаксический разбор:
Начались летние каникулы, и мы, конечно, уехали отдыхать загород.
Синтаксический разбор производится поэтапно. В некоторых случаях часть шагов опускается (например, определение типа союза), ниже приведён наиболее полный вариант разбора:
- Охарактеризовать его по цели высказывания и эмоциональной окраске: повествовательное (не содержит побуждения к действию или вопроса) и невосклицательное.
- Определить количество грамматических основ: начались каникулы и мы уехали отдыхать. Следовательно, предложение сложное.
- Связь между основами обеспечена при помощи сочинительного соединительного союза и. Это значит, что предложение является сложносочинённым.
- Выполнить отдельный разбор первого простого предложения. Так как оно имеет и подлежащее, и сказуемое, оно является двусоставным. Наличие второстепенного члена (определения летние) говорит о распространённости. Предложение ничем не осложнено. Подлежащее выражено существительным, сказуемое — глаголом, определение — прилагательным.
- Вторая часть также является двусоставной. Она распространена при помощи обстоятельства загород. В качестве осложнения выступает вводное слово конечно. Подлежащее выражено личным местоимением, составное сказуемое — двумя глаголами, один из которых находится в форме инфинитива, обстоятельство — именем существительным.
- Схема имеет вид: […], и […].
Аналогичным образом выполняется синтаксический разбор любого другого предложения, в котором присутствует сочинительная связь.
Источник: https://1001student.ru/russkij-yazyk/slozhnosochinyonnye-predlozheniya-primery-i-pravila.html