Диктанты по русскому языку — 5 класс — синтаксис и пунктуация
При написании поста Диктанты по русскому языку — 5 класс — синтаксис и пунктуация использовались материалы из сборника диктантов по русскому языку для 5–11 классов В. Н. Даценко.
Эта коллекция диктантов ориентирована на тему: 5 класс — синтаксис и пунктуация.
5 класс — синтаксис и пунктуация
Кончается лето. Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога. Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей.
Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. «До свидания, птицы!» — провожают их люди. Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени.
(92 слова) (По Г. Скребицкому)
Грамматические задания
- Подчеркните грамматические основы предложений первого абзаца.
- В последнем предложении укажите изученные части речи.
(Материал для проведения контрольной работы взят из «Сборника диктантов по русскому языку. 5-9 классы» Г.А.Богдановой. М.: «Просвещение», 2010)
Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени березки. Распускаются ее клейкие листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат. Первая звездочка уже запуталась в вязи ветвистой вершины и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самый голосистый певец в это время — дрозд.
Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке ели, вертится и громко поет. Чудесно переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнул в последний раз и улетел. Внезапно заговорил торопливый ручеек, перестали перекликаться с пением воды голоса птиц.
Чарующий миг лесной тишины!
(101 слово) (По Д. Зуеву)
5 класс — синтаксис и пунктуация (продолжение)
Сорока
Сорока пользуется каждым удобным случаем, чтобы собрать нужную для гнезда шерсть. Вышел я осторожно на крыльцо и вижу, что сидит сорока на плетне и внимательно заглядывает под навес сарая. А там спит соседский пёс, большой, кудлатый, клочьями висит на нём линяющая шерсть.
Нырнула сорока под навес, на лету вырвала у собаки клочок шерсти и уселась на дереве, чтобы поудобнее уложить шерсть в клюве. Проснулся пёс, недовольно огляделся кругом, но понять не может, кто это ему спать не даёт. А тем временем сзади подлетела другая сорока и опять клочок шерсти вырвала у собаки.
Увидел пёс, что надо искать убежище понадёжнее, и понуро зашагал к дому. Но сорока не теряла времени и успелатаки вырвать ещё клок шерсти.
(116 слов) (По Е. Спангенбергу)
Сложные предложения с союзами.
Талант
Талант — очень старое слово. В древнем мире так на- зывались самая крупная мера веса и самая большая де- нежная единица. Рассказывают, что в давние времена жил богатый че- ловек, хозяин поместья. Однажды ему пришлось надолго уехать, и он оставил трём рабам деньги — таланты. А ког- да вернулся, спросил отчёт.Два раба возвратили хозяину больше, чем получили, потому что они употребили деньги в дело, которое принесло прибыль. Третий отдал только то, что получил. Данный ему талант он зарыл в землю, где тот и пролежал без пользы. Отсюда и выражение «за- рыть талант в землю», то есть не использовать его. История запомнила людей, которые прославились не своими богатствами, а делами.
И талант стал обозначать не богатство, а выдающиеся способности, одарённость.
(114 слов) (По С. Кордюковой)
Сложные предложения с союзами.
Тюльпаны из Голландии
В Москву из Голландии пришла посылка. Открыли… Живые тюльпаны! Алые и золотые, каждый цветок упакован в папиросную бумагу, а сверху письмо. На двух языках — на голландском и русском. В письме было написано: «Я цветовод, вывел сотни сортов тюльпанов. Этот новый сорт я назвал именем «Гагарин». Примите в знак восхищения вашим полётом этот букет».
(56 слов) (По В. Пескову)
Прямая речь.
Моя природа
Я убедился, что моя природа мало имеет общего с той природой, которая находится в руках биологов. Они учат: «Если вы узнали воробья, так, значит, и всех воробьёв». А я: «Все воробьи разные, и каждый из вас может открыть своего воробья». И я понял, что природа есть родина.
(49 слов) (М. Пришвин)
Прямая речь.
Глоток молока
Чашка с молоком стояла возле носа Лады, она отвёртывалась. Позвали меня. «Лада, — сказал я, — надо поесть». Она подняла голову, забила прутом. Я погладил её, от ласки жизнь заиграла в её глазах.
«Кушай, Лада», — повторил я и подвинул блюдце поближе. Она протянула нос к молоку и залакала. Значит, через мою ласку ей жизни прибавилось. И, может быть, именно эти несколько глотков молока решали борьбу в пользу жизни.
Таким глотком молока и решается в мире дело любви.
(77 слов) (М. Пришвин)
Прямая речь.
Бобровая плотина
Бобры пережидают зимние холода в уютных хатках и стараются лишний раз не вылезать наружу. Мы подошли к одному такому бобровому домику. Вокруг не было ни единого следа. Спустились по льду к полынье, и там снежная целина. Пошли дальше и наткнулись наконец на бобровый след.
Сотрудник заповедника сказал: «Веро- ятно, дня два назад один зверь вылезал из хатки и кормился в ивняке. Здесь бобр нырнул и добирался до хатки подо льдом». «А почему вода не замёрзла?» — спросил я. Мне ответили: «Здесь быстрое течение, бобры потрудились, плотину построили. Она и поддерживает в реке нужный уровень воды.
Ведь ход в бобровую хатку должен начинаться под водой. Так безопаснее».
(106 слов) (По И. Константинову)
Прямая речь после слов автора и перед ними.
Спор
Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит. — Конечно, меня. Я ему соху и борону таскаю, дрова из леса вожу, сам он на мне в город ездит. Пропал бы без меня совсем,— говорит лошадь.
— Нет, хозяин любит больше меня. Я всю его семью молоком кормлю. — Нет, меня. Я его добро стерегу. Подслушал хозяин этот спор и говорит: — Перестаньте спорить по-пустому.
Все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте.
(78 слов) (К. Ушинский)
Знаки препинания при диалоге. Сложные предложения.
Дружеский разговор
Был дружеский разговор. Павел Попович, расставив руки, показывал, как человек плавает в невесомости. Андрияна Николаева спросили:— Кому из людей в этот торжественный день вы хотели бы сказать человеческое спасибо за всё, что имеете в жизни?
— Много хороших людей учат нас жить. Я благодарен в первую очередь матери. Она воспитывала в нашей семье уважение к людям, к труду, к земле. Многим обязан брату Ивану, друзьям по космической учёбе. Все люди обязаны друг другу чем-нибудь очень хорошим.
— Первая ваша профессия?
— Лесовод.
— Любите ли вы природу?
— Да. Очень.
(87 слов) (По В. Пескову)
Тире в начале реплик диалога.
Источник: https://gdzotl.ru/diktant-5-klass/diktantyi-5-klass-sintaksis-punktuatsiya/
Тест по русскому языку Синтаксис и пунктуация 5 класс
Тест по русскому языку Синтаксис и пунктуация для учащихся 5 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте по 17 заданий.
1 вариант
1. Укажите неверное утверждение.
а) Синтаксис — раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения, текст и правила их построения.б) Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой.в) Зависимое слово всегда связывается с главным в словосочетании по смыслу и грамматически.
г) Ошибки в расстановке знаков препинания называются пунктуационными.
2. Определите, в каком варианте представлено не словосочетание.
Перед щенком на пне сидит большая стрекоза.
а) перед щенкомб) перед щенком сидитв) на пне сидит
г) большая стрекоза
3. Укажите словосочетание.
а) удивил и поразилб) земля белав) добрым утром
г) я знаю
4. Отметьте словосочетание с главным словом существительным.
а) произносить громкоб) совсем неудачнов) ветки сирени
г) двигался к реке
5. Укажите словосочетание с главным словом глаголом.
а) издатель книгб) тренировался на стадионев) пение соловья
г) шелест листьев
6. Укажите неверное утверждение.
а) В конце побудительных и повествовательных предложений нельзя ставить восклицательный знак.б) По цели высказывания предложения бывают повествовательными, побудительными, вопросительными.в) Подлежащее и сказуемое — грамматическая основа предложения.
г) По наличию или отсутствию второстепенных членов можно различить распространённое и нераспространённое предложения.
7. Найдите повествовательное предложение.
а) Памяти павших будьте достойны!б) Кто желает выступить на празднике?в) Закружилась листва золотая.
г) Хорошо ли вы отдохнули на каникулах?
8. Укажите предложение с одним главным членом.
а) Уходит зима.б) Прекрасное утро.в) Берега живописные.
г) Дождь — мелкие брызги.
9. Отметьте вариант, в котором неверно выделена грамматическая основа.
а) У ставшие путники видели вокруг только пустыню.
б) Вещь мы изготовили из простого материала.
в) Учёный теперь находился в лаборатории.
г) Дом озарил резкий свет молнии.
10. Укажите предложение, в котором есть определение.
а) Ветер раскачивает деревья.б) Ночь заглядывает в окна.в) Вдали блеснул огонёк.
г) Светлый луч солнца пробежал по стволам деревьев.
11. Отметьте предложение, в котором есть дополнение.
а) В лесу прижилась ласковая осень.б) С грустью падали высохшие листья на землю.в) Пряный аромат растений радовал людей.
г) При ветре леса шумят океанским гулом.
12. Укажите предложение, в котором есть обстоятельство места.
а) В сентябре идут сильные дожди.б) Золотая осень наряжает землю.в) В кронах деревьев заснули птицы.
г) Передайте от меня привет родным местам.
13. Найдите нераспространённое предложение.
а) Прохлада освежает и бодрит.б) Почти рассвело.в) Снова замерло всё до рассвета.
г) Пепельные тучки.
14. Укажите, в каком предложении надо поставить тире между подлежащим и сказуемым.
а) Врач благородная профессия.б) Небо высоко и прозрачно.в) Он человек без совести.г) Изумительны летние вечера.
15. Отметьте предложение, в котором есть обращение. Знаки препинания не расставлены.
а) Ты не забывай писать родителям.б) Я люблю тебя Россия.в) Дети участвуют в озеленении пришкольного участка.
г) Территории эти пострадали от лесных пожаров.
16. Укажите, в каком предложении союз и связывает однородные члены. Знаки препинания не расставлены.
а) Всю ночь шёл снег и к утру земля была белая.б) Гуляешь по осеннему лесу и наслаждаешься его красотой.в) Промелькнула короткая осень и нам взгрустнулось.
г) Закружила зима в воздухе белыми хлопьями и зашумели метели.
17. Найдите предложение с прямой речью. Знаки препинания не расставлены.
а) Всем хорошим во мне я обязан книгам говорил М. Горький.б) Он поделился своими размышлениями о творчестве.в) Писатель рассказал нам о том как создавал произведение.
г) Поведай ты мне эту легенду.
2 вариант
1. Укажите неверное утверждение.
а) Пунктуация — раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.б) Зависимое слово в словосочетании связывается с главным только по смыслу или по смыслу и грамматически.в) Грамматическая связь в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому.
г) Словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.
2. Определите, в каком варианте представлено не словосочетание.
Птенец с трудом держится в воздухе короткое время.
а) птенец держитсяб) с трудом держитсяв) держится в воздухе
г) короткое время
3. Укажите словосочетание.
а) играть в снежкиб) на улицев) зима — королева
г) дождь моросит
4. Отметьте словосочетание с главным словом существительным.
а) броситься за щенкомб) ветра свиств) выполнял неумело
г) немного неточно
5. Укажите словосочетание с главным словом глаголом.
а) радостный мигб) налево от домав) стремиться вперёд
г) прогулка по лесу
6. Укажите неверное утверждение.
а) Предложения, в которых мы сообщаем о чём-либо, называются невосклицательными.б) Грамматическая основа предложения не всегда состоит из двух главных членов — подлежащего и сказуемого.в) Для предложения характерна интонация конца предложения.
г) Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространённым.
7. Найдите среди данных предложений побудительное.
а) Веет свежестью возле реки.б) Между небом и землёй песня раздаётся.в) А мечтали, дедушка, в прошлые года о славе?
г) Расскажи мне, друг, о твоём детстве.
8. Укажите предложение с одним главным членом.
а) Лес молчал.б) Присядем на дорожку.в) Пурга сильна, сердита.
г) Невероятно красива наша земля.
9. Отметьте вариант, в котором неверно выделена грамматическая основа.
а) Шалаш разрушил ураган.
б) Проект студент защищал долго.
в) Курск — родной город.
г) Утро туманное.
10. Укажите предложение, в котором есть определение.
а) Неожиданно мы услышали шорох в кустах.б) Возле нас оказался совёнок.в) Шерсть на спине у кота поднялась.
г) Смотрится в воду нежная кувшинка.
11. Отметьте предложение, в котором есть дополнение.
а) Из тусклого тумана появляется солнце.б) Розовый клевер прячет в траве свою круглую головку.в) На поляне резвились тигрята.
г) Из воды выглянул забавный лягушонок.
12. Укажите предложение, в котором есть обстоятельство времени.
а) По опушкам леса выделяются проталины.б) Вдруг с громким лаем выскочила большая собака.в) Ранним утром далеко разносится гудок паровоза.г) Мы вырастили на даче прекрасные фрукты.
13. Найдите распространённое предложение.
а) Поспели яблоки, груши и сливы.б) Полный месяц.в) Вечереет.
г) Бушует ветер.
14. Укажите, в каком предложении надо поставить тире между подлежащим и сказуемым.
а) Свежа распустившаяся роза.б) Ландыш хрупкий цветок.в) Март богат сюрпризами.
г) Ярко на небе сверкали звёзды.
15. Отметьте вариант, в котором есть обращение. Знаки препинания не расставлены.
а) Экзотические животные участвовали в шоу.б) Не трещите морозы в заповедном лесу.в) Вы изучите всё серьёзно.
г) Ребята с интересом слушали экскурсовода.
16. Укажите, в каком предложении союз и связывает однородные члены. Знаки препинания не расставлены.
а) Я подставил ладошки и на них посыпались кедровые шишки.б) Белочки смело выхватывают орешки из наших рук и тут же грызут их.в) Потеплело и ледники растаяли.
г) Зима в тундре суровая и длится она две трети года.
17. Найдите предложение с прямой речью. Знаки препинания не расставлены.
а) Доброго здоровья люди.б) В зарослях беспрестанно копошился какой-то зверёк.в) До новой встречи произнёс журналист.
г) Библиотекарь рассказал ребятам о том как интересно жить книгочеям.
Ответы на тест по русскому языку Синтаксис и пунктуация
1 вариант1-в, 2-а, 3-в, 4-в, 5-б, 6-а, 7-в, 8-б, 9-г, 10-г, 11-в, 12-в, 13-а, 14-а, 15-б, 16-б, 17-а.
2 вариант
1-в, 2-а, 3-а, 4-б, 5-в, 6-а, 7-г, 8-б, 9-а, 10-г, 11-б, 12-в, 13-б, 14-б, 15-б, 16-б, 17-в.PDF-версияТест Синтаксис и пунктуация
(99 Кб, pdf)
Источник: https://testschool.ru/2017/07/24/test-po-russkomu-yazyiku-sintaksis-i-punktuatsiya-5-klass/