Тема урока
- Никитина Наталья Андреевна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Русский язык
Цель
: систематизировать, закрепить и проконтролировать знания, полученные по словообразованию в 6 классе.
Оборудование:
ТСО: проектор, компьютер; раздаточный материал: карточки и маршрутные листы
Технологии: ИКТ, ЗСТ: смена вида деятельности, физкультминутка
Класс разделен по группам – 4 группы. Группы сформированы специально учителем. В каждой группе есть сильные и слабые учащиеся. “Командиры” групп – сильные учащиеся.
Эпиграф: Если знаешь части слова, то напишешь их толково
Ход урока
Учитель. Ребята! Запишите число и классная работа в тетради.
Я предлагаю вам, отправится в путешествие-исследование, цель его – исследовать страну, имя которой Словообразование, Будем учиться ориентироваться на местности в этой лингвистической стране. Компасом будут служить ваши знания…
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Какое это предложение? Как вы понимаете это высказывание?
Перед началом путешествия проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку умение быстро работать.
- Что такое словообразование?
- Что такое морфема? (Это значимая часть слова.)
- Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.)
- Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения форм слова? (Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова – окончание)
- Назовите способы русского словообразования. (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ с соединительной гласной, сложение основ без соединительной гласной)
- Какие морфемы почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (приставка и суффикс различаются местоположением по отношению к корню)
Учитель:
Лингвистическое здоровье проверено, путешествие-исследование разрешается всем. Мы отправляемся в путь. Вот и первый пункт – остров Морфемы И, чтобы освежить наши знания, предлагаю вам послушать этюд “Душа слова” и угадать о какой части слова идет речь . А так же ответить на вопрос: Почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова?
Встретились части речи на стали рассказывать о себе:
“Слово с моем представление – это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце – это Я.
Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющие тепло улыбаться. А другие – таят в себе зло, равнодушие, корысть и зависть”, — говорит одна часть слова.
Как вы думаете, какая часть слова может называть себя сердцем слова? (корень) Почему? (в корне заключено лексическое значение слова)
Другая часть слова сказала: “Я голова слова! Я все время думает, как помочь сердцу слова лучше выразить значение слова. Трудно сердцу без головы. Вот смотрите: шел, шла, шли. Куда, зачем – попробуй, догадайся! А если впереди встану Я , много становится ясным: пришел, пошел, зашел, обошел… Вот что значит слово “с головой”!”. Какая часть слова может считаться головой слова?
“ А Я – это руки! Да, волшебные руки! Я могу все! Изменить размер и рост! Со мной не просто дом, а маленький домик, домишко, или огромный домина, домище! Я способен даже превратить здание в человека. Не верите?”, — заявила еще одна часть слова.
Как можно превратить здание в человека? (Подсказка для учащихся: в каком здании мы находимся? Школа – школьник.) “Да что здание – целый город. Город – горожанин. Правда, здорово? Маленький, да удаленький !” — продолжала хвастаться часть слова.
Что это за часть слова? (суффикс)
Последняя часть слова грустно промолвила: “А что же такое Я? Смысла не изменяю, значит, я только одежда? Как ни “нарядить” слово, все равно оно будет обозначать то же самое”.
“ Зато ты помогаешь спастись слову от одиночества. Был один товарищ — появились товарищи”, — успокоили ее другие части слова. “Сколько нас, самых разных! Что ж, слова, как и мы, люди, стремятся разнообразно и модно одеваться”, — продолжила часть слова. Какую часть слова можно считать “одеждой” слова?
Вот мы и узнали о душе слова.
- Итак, почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова?
- А бывает так, что суффикс управляет корнем? (чередование)
- А приставка может изменить корень? (правописание И\Ы после приставок)
- А вы помните правописание таких слов?Давайте проверим. Вставьте пропущенные буквы в слова и запишите их в тетрадь. Слайд 5 (см. Приложение 1) Проверка слайд 6
Учитель
: Жители острова предлагают вам решить шарады. Шарада — это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части, получаем искомое слово. Ваша задача – собрать слово и объяснить его правописание.
Командам раздаются карточки
Корень извлечь из НАЧИНКИ не сложно, Приставка в СОСУДЕ хранится надёжно, Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь, Вместе на темы различные пишешь. (Сочинение) | Корень тот же, что в слове ОТДАВАТЬ Приставка взята из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ(Преподавание) |
Корень мой в СКАЗКЕ найдёте, Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте, Приставка та же, что в слове РАСХОД, Целым я излагаю событий ход.(Рассказчик) | В СПИСКЕвы мой обнаружите корень Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре, В слове РАССКАЗ вы приставку найдёте, В целом по мне на уроки пойдёте.(Расписание) |
Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите в них орфограммы. (Вызвать к доске)
Учитель
. Находясь на острове Морфемы, мы познакомились с трудолюбивыми жителями этого населенного пункта, повторили значение морфем и их месторасположение в слове. Можем продолжать наш путь. А для этого надо встать. Сейчас у нас физкультминутка. Но не простая. Читая стихи и выполняя упражнения вам надо обратить внимание на морфему, которая помогает вырасти слову ДОМ.
Физкультминутка
слайд 7
Ходит Суффикс по дорожке И играет на гармошке… Вот домишко. Это домик. Где-то здесь гуляет гномик. Вот домище великана, Великана Истукана… Побежали от него, чтоб не тронул никого!!! | ходьба на месте 3-4 сек. руки перед грудью, рывки руками наклониться, разогнуться повороты головы подняться на носочки, руки вверх, потянутьсябег на месте 2-3 сек. |
Задание 2
Слайд 8
Дорога привела нас в деревню Родственники. Здесь живут родственные слова.
Какие слова мы называем родственными? (Слова, имеющие один и тот же корень, но разное лексическое значение.)
Слайд 10Молвил слон, подставив бок: Прислонись ко мне, сынок? Прислонясь к слону, слонёнок Отдохнул, набрал силёнок, И задолго до луны Дальше двинулись слоны. (Я. Козловский) | Слайд 11Дождик льёт – кругом вода, Мокнут столб и провода.Мокнут кони и подвода, Дым над крышами завода, От бегущих быстрых водЗадрожал водоотвод.(Л. Яхин) |
Слайд 13– Вы кто такие? – Я – гусь, это – гусыня, это наши гусята. А ты кто? – А я ваша тётя – гусеница. | Слайд 12Если б дали берёзе расчёску Изменила б берёза причёску: В речку, как в зеркало, глядя,Расчесала б кудрявые пряди И вошло б у неё в привычку По утрам заплетать косичку. (И. Токмакова) |
Жители деревни предлагают вас следующие задания: прочитать тексты и ответить на вопрос: “Являются ли однокоренными выделенные слова?” Свой ответ нужно обосновать.
Слайд 9
Выписать в тетради только те слова, которые являются однокоренными.
Проверка
Молодцы! С заданием справились легко. А сейчас я предлагаю вам прочитать и записать в тетрадь интересное высказывание Рыбникова: “Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек!” слайд 14
Учитель: Продолжим наше путешествие.
Задание 3 слайды 15 , 16
Учитель.
А вот нас уже кто-то встречает. Посмотрите, морфемы выстроились в ряд. Что бы это могло означать? Ребята, вы знаете? (Они показывают словообразовательную модель.)
– Что такое словообразовательная модель? (Схема, по которой построено слово.)
По-видимому, прежде чем попасть в следующий н населённый пункт командам нужно выполнить задание.
Предлагается на каждую словообразовательную модель придумать слова.
Все успешно справились с заданием. Путь открыт. Мы прибыли в поселок Словомодель.
Продолжим путешествие по лингвистической стране.
Задание 4
Кто первый соберет слово: Корень у слова БОРЕЦ, Приставку возьмите у слова РАЗДУТЬ,
Окончание у слова ПЕНЬ (разбор)
Учащиеся определяют на слух части слова, а получившееся слово появляется на экране по щелчку мыши.
Учитель: Какие виды разбора вы знаете? У вас есть памятки о словообразовательном и морфемном разборах? Используйте их для выполнения следующего задания. Задание в приложении. Учитель. Хорошо, и с этим заданием все справились. Наше путешествие подходит к концу. Мы побывали во многих населенных пунктах страны Словообразование, познакомились с ее достопримечательностями.
Учитель обращает внимание учащихся на
слайд 17
Слова, дружище, – это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растёт дерево, нужно учиться. (М. Горький) |
Учитель. Какова основная мысль высказывания? (Ответы учащихся). Путешествие наше подошло к концу, но на карте страны осталось ещё несколько не исследованных территорий. Наше путешествие мы продолжим в 7 классе. А сейчас, давайте вспомним, чем мы занимались на уроке?
Учитель:
Предлагаю вернуться к нашему эпиграфу: “Если знаешь части слова, то напишешь их толково” Как вы понимаете эти слова? Нужно ли знать части слова и как слово образовано, чтобы написать его правильно?
Подведение итогов в командах. Самооценка и оценка учителя.
7.06.2010
Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/572514/
Основные способы словообразования в русском языке. Конспект урока 6 класс
В данном случае новые слова образуются с помощью добавления суффиксов к основе образующего слова. Причем, часть речи новообразованного слова может быть той же частью речи, что и у образующего или основного, а может и отличаться.
— Существительное «барабанщик» образовано с помощью основы слова «барабан» и суффикса -щик-;— Прилагательное «ночной» образовано с помощью добавления суффикса -н- к основе существительного «ноч»;— Наречие тихо образовано при помощи добавления суффикса -о- к основе существительного «тих».
Приставочный способ словообразования
Из названия понятно, что слова, образованные данным способом, образуются при помощи добавления приставок или префиксов к основному слову. Поэтому еще его называют префиксальный способ словообразования. Причем, основное слово используется целиком. Часть речи новообразованного слова не меняется.
Приставочно-суффиксальный (префиксально-суффиксальный) способ образования слов
Объединяет два выше описанных способа. Его можно назвать самым сложным, но именно благодаря ему русский язык настолько разнообразен и многогранен. С большим количеством приставок и суффиксов получается огромное количество сочетаний, а значит, и новообразованных слов.
Очень часто сложно определить, каким способом образовано слово: приставочным или приставочно-суффиксальным.
Для этого всегда проверяем, если слово употребляется без приставки, то это приставочный способ, если нет, то приставочно-суффиксальный (нет слова «снежник» или «дорожник»).
Бессуфиксальный способ образования слов
Еще называют способом с нулевым суффиксом или нулевой суффиксацией. Слова, образованные при помощи отсечения значимых суффиксов при неизменном основном слове. При таком способе часто происходит перенос ударения в новообразованном слове, чередование или изменение конечной согласной основы.
глубокий — глубь, синий — синь, тихий — тишь, подъезжать — подъезд, театральный — театрал.
Сложение
Способ образования при помощи объединения двух и более частей или слов целиком. Существует несколько видов сложения:
- С помощью соединительных согласных о/е (зверолов, птицеферма);
- Сложение основ вместе с добавлением суффиксов (новогодний, молодогвардеец);
- Сложение основ без соединительных согласных с использованием дефиса (плащ-палатка, диван-кровать);
- Сокращение слов или аббревиация. Когда все или одна из основ используются в сокращенном виде (замдиректора, колхоз, вуз);
Переход из одной части речи в другую
Когда само слово не меняется, а меняется его роль в предложении.
Рабочий вид.
Молодой рабочий.В первом случае слово «рабочий» прилагательное, а во втором – существительное.
Сращение
Еще называют слиянием слов. Когда новообразованное слово происходит за счет слияния слов из словосочетания.
Вечнозелёный, труднодоступный — раньше были словосочетаниями из двух слов.
Конспект урока в 6 классе
Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.Основные способы словообразования в русском языке.
- повторение материала по словообразованию, изученного в 5 классе;
- изучение нового материала;
- развитие умений морфемного и словообразовательного разбора;
- воспитание познавательных интересов, внимательного отношения к слову.
- познавательные: формулирование темы, поиск и структурирование информации, рефлексия;
- коммуникативные: умение выразить мысль;
- регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
- личностные: смыслообразование.
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.Работа с текстом С. Погореловского «Снежная сказка»:Прочитать, выписать выделенные слова в 2 столбика – однокоренные слова и формы одного и того же слова.(Нажмите на плюсик, чтобы прочитать текст.)
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки,
В снежном переулке,
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
А в завьюженных лесах
снежные палаты.
На сверкающих кустах —
Снежные халаты.
Скрипнут лыжи на бегу
В белом Снегограде,
Впишут синюю строку
В снежные тетради.
А вокруг в снега одет
Весь простор безбрежный.
Чем не сказка белый свет?
Снежный – снежный – снежный!
- Вывод: чем отличаются формы слова от однокоренных слов; как образуются однокоренные слова (повторение изученного в 5 классе).
- Формулирование и запись темы урока.
Целеполагание, мотивация, планирование деятельности. - Изучение материала учебника (параграф 6):
Учащиеся самостоятельно читают материал параграфа и составляют схему или таблицу, по которой потом рассказывают об основных способах словообразования.
Закрепление изученного:
А) Подберите к данным словам однокоренные слова по образцу, укажите способ словообразования:
фельдшер, волк, тигр, лев, осёл, медведь (суффиксальный) голос, работа, корм, смысл (приставочно-суффиксальный)весть, помощь, фокус, зависть, соус, задача, вопрос, справка (суффиксальный)грудь, колено, морда (приставочно-суффиксальный)
(работа проводится с одновременным толкованием значений слов, повторением орфограмм; например, правописание приставок на З/С).
Б) Используйте приставки анти-, без-, де-, дис-, чтобы изменить на противоположное значение данных существительных. Определите способ образования записанных слов. С любым из них составьте и запишите предложение.
Циклон, мир, частица; действие, участие, полезность; монтаж, мобилизация; гармония, пропорция, квалификация.
В) По толкованию определите слово. Каким способом оно образовано? Составьте и запишите предложение по образцу.
Пейзажист – художник, изображающий картины природы. (суф. способ, тире между подлежащим и сказуемым).
Художник, изображающий военные сцены, баталии.
Художник, изображающий морской вид.
Художник, изображающий человека или группу людей.
Г) Работа с текстом упражнения 52 в учебнике;
Прочитайте текст, определите его тему. Выпишите из текста все сложные слова, вставляя пропущенные буквы, объясните их написание. Найдите слова, образованные с помощью способа сложения. - Разбор домашнего задания: устный ответ по схеме (с примерами), упражнение 54 по заданию.
- Подведение итогов, рефлексия: что знали, что узнали нового, что считаете самым важным из материалов урока, что было самым интересным, что было самым трудным, на что надо обратить внимание при выполнении домашнего задания и т.д.
Поделитесь статьей в соц. сетях:
Источник: http://olgadyachenko.ru/osnovnie-sposobi-slovoobrazovaniya.html