chvuz.ru

Олимпиада по географии. Школьный этап. 10-11 классы. 2014 Год

География


122992

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ СПбГУ ПО ГЕОГРАФИИ

!Соответствие направлений подготовки и специальностей, на которые Санкт-Петербургский государственный университет проводит прием в 2019 году, профилю олимпиады и порядок предоставления льгот победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в соответствии с Порядком проведения олимпиад школьников

 

 

Задать вопрос координатору предмета Олимпиады:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Подготовка географов в Санкт-Петербургском университете имеет глубокие исторические корни. История формирования и развития географической науки и образования в Санкт-Петербурге неразрывно связана с историей Российской академии наук: в середине XVIII в. М.В.

Ломоносов возглавил Географический департамент Академии наук, а в 1845 году было основано Императорское Русское Географическое Общество, организацией и развитием которого занимались крупнейшие географы своей эпохи (Ф.П. Литке, К.Ф. Герман, К.А. Арсеньев, Э.Х. Ленц, П.П. Семенов-Тян-Шанский, А.И. Воейков, В.В.

Докучаев, Б.Ф. Адлер, Л.С. Берг, Ю.М. Шокальский и многие другие). В 1918 г. появляется первый Географический институт, в дальнейшем ставший факультетом, а с 2014 г. — Институтом наук о Земле.

Сегодня Санкт-Петербургский государственный университет является одним из признанных и крупнейших центров подготовки специалистов по географическим специальностям не только в России, но и на всем постсоветском пространстве.

Основой успешного развития наук о Земле и географического образования в Санкт-Петербургском университете является тесная интеграция междисциплинарного направлений. Учебный процесс обеспечивают более 190 преподавателей, в том числе 45 докторов и более 100 кандидатов наук.

Олимпиада Санкт-Петербургского государственного университета по географии для школьников впервые инициирована в 2006 г. Вскоре она вошла в Перечень Российского совета олимпиад школьников, получив высший I уровень по итогам анализа охвата аудитории, сложности заданий, разрабатываемых профессиональными географами, и организации проверки результатов.

Основной целью Олимпиады школьников по географии является распространение и популяризация достижений географии и наук о Земле, развитие познавательных и творческих способностей школьников, поиск и поддержка наиболее подготовленных и талантливых учащихся увлекающихся географией, заинтересованных в получении качественного естественнонаучного образования в ведущих вузах России, в том числе Санкт-Петербургском университете. От участников Олимпиады требуются не только знание географической карты и понимание основных географических закономерностей, но и умение логически мыслить и привлекать для решения задач сведения, относящиеся не только к наукам о Земле, но и к таким общественным дисциплинам как история, этнография, обществознание и др.

Олимпиада школьников по географии проводится в двух категориях: для учащихся 6–8 и 9-11 классов. Ежегодно в Олимпиаде принимает участие не менее 2000 человек. Так, в 2017/2018 гг.

отборочный этап прошли 2208 человек из 76 регионов Российской Федерации и 14 государств как ближнего и дальнего зарубежья.

При этом  доля участников из Санкт-Петербурга – всего 16%, а это говорит о том, что Олимпиада школьников СПбГУ по географии интересна школьникам по всей России.

  1. Алисов Н.В. Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): учебник. М., 2003.
  2. Антонова Л.В. Удивительная география. М., 2014.
  3. Атлас СССР / Пред. ред. коллегии В.В. Точенов. М., 1984.
  4. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география. 2 изд., стереотип. М. 2006.
  5. Берлянт А.М. Земля: универсальная энциклопедия для юношества. М., 2001.
  6. Бобков А.А., Селиверстов Ю.П. Землеведение: учебник для студенческих учреждений высшего профессионального образования. 4 изд., перераб. и доп. М., 2012.
  7. Большой иллюстрированный атлас школьника. Иллюстрированный атлас мира для школьников. М., 2016.
  8. География: от урока к экзамену: сборник задач. Книга для учителя / Под ред. А.С. Наумова. М., 1999.
  9. Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н. История географии: учебное пособие. Смоленск, 1998.
  10. Задачи по географии: пособие для учителей / Под ред. Наумова А.С. М., 1993.
  11. Зайченко О.М. Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания: методические рекомендации. В. Новгород, 2000.
  12. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование: учебник. М., 1991.
  13. Как готовиться к олимпиаде по географии. По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады / Стивен Ф. Кунха, Наумов А.С.: пер. с англ. В.А. Алексеевой. М., 2008.
  14. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география: учебник. М., 2001.
  15. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. М., 2010.
  16. Майорова Т.С. География. Для поступающих в вузы и подготовки к ЕГЭ / Под общей ред. Т.Ю. Симоновой. М., 2010.
  17. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Книга I. Общая характеристика мира. М., 2005, 2008.
  18. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Книга II. Региональная характеристика мира. М., 2005, 2008.
  19. Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие. М., 1998.
  20. Максаковский В.П. Литературная география: географические образы в русской художественной литературе. Книга для учителя. М., 2006.
  21. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: методическое пособие. Книга для учителя. 2 изд. М., 2004.
  22. Малов В. Географические карты. М., 2001.
  23. Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2016/2017 учебного года по географии: методическое пособие / Центральная предметно-методическая комиссия по географии. М., 2016.
  24. Мир географии: география и географы. Природная среда / Под ред. Рычагов Г.И. и др. М., 1984.
  25. Михайлов В.Н., Добровольский А.Д. Общая гидрология. М., 1991.
  26. Наумов А.С., Климанова О.А. Олимпиады по географии. М., 2006.
  27. Национальный атлас России в 4 т. Т. 1. Общая характеристика территории. М., 2004.
  28. Низовский А.Ю. 500 великих путешествий. М., 2013.
  29. Обзорно-географический атлас мира / Гл. ред. Кезлинг А.Б. М., 2004.
  30. Олимпиады по географии. 6–11 кл.: методическое пособие / Под ред. Климанова О.А., Наумова А.С. 3 изд., стереотип. М., 2004.
  31. Политическая и экономическая география мира: учебное пособие. В 3 ч. / Под ред. Каледина Н.В., Ятмановой В.В. СПб.,2006, 2008.
  32. Пономаренко М. Глобус Блау. М., 2017.
  33. Родионова И.А. и др. Пособие по географии для поступающих в вузы. В 2 ч. М., 2004.
  34. Сборник задач петербургских олимпиад школьников по географии: учебно- методическое пособие / Р.А. Амбурцев, О.О. Жебровская, Е.К. Зуева , Г.А. Исаченко, Д.М. Коменденко, И.А. Лев, А.А. Музалев, Е.В. Новожилова, М.И. Подкорытова, И.В. Раскин, С.А. Хрущев. СПб, 2011.
  35. Содружество независимых государств: экономическая, социальная и политическая география: учебное пособие / Под ред. Каледина Н.В., Ятмановой В.В. СПб.,2008.
  36. Социально-экономическая география мира: учебное пособие / Под ред. Лаврова С.Б. СПб., 2001.
  37. Справочник по экономической, социальной и политической географии (для студентов и абитуриентов) / Под ред. Каледина Н.В. СПб., 2008.
  38. Стивен Ф. Кунха, А.С. Наумов. Как готовиться к олимпиаде по географии. М., 2008.
  39. Физическая география: справочное пособие. 2 изд. / Под ред. Пашканга К.В. М., 1995.
  40. Холина В.Н. География человеческой деятельности: учебное пособие. М., 2004.
  41. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: методика продуктивного обучения: пособие для учителя. М., 2000.
  42. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. СПб., 2014.
  43. Щукин И.С. Общая геоморфология: учебное пособие для университетов. Т. 1. М., 1960.
  44. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа / Сост. Карпов В.Г. М., 1981.
  45. Энциклопедия стран Мира. М., 2004.

WEB-ресурсы и Интернет-источники:

  Примеры заданий отборочного этапа                Примеры заданий заключительного этапа

Нижеуказанные учащиеся допускаются к участию в заключительном этапе Олимпиады школьников СПбГУ в 2018/19 учебном году без участия в отборочном этапе
 

ФИО Населённый пункт образовательного учреждения Название образовательного учреждения Класс
Трухин Артём Юрьевич Ижевск МБОУ «Ижевский естественно-гуманитарный лицей «Школа-30» 10
Емельянова Мария Андреевна Москва ГБОУ города Москвы «Школа № 1501» 7
Журавлев Павел Дмитриевич Киров КОГОАУ «Кировский экономико-правовой лицей» 10
Шурупова Анна Сергеевна Москва ГБОУ города Москвы «Школа № 1355» 10
Маренин Евгений Владимирович Киров КОГОАУ «Лицей естественных наук» 10
Бошман Никита Вячеславович Санкт-Петербург ГБОУ лицей № 369 Красносельского района Санкт-Петербурга 9
Нечаев Святослав Денисович Ивантеевка МБОУ «СОШ № 7» 10
Серов Кирилл Николаевич Ангарск МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 27» 10
Шишов Андрей Александрович Москва ГБОУ города Москвы «Лицей № 1535» 10
Федорченко Леонид Юрьевич Жуковский Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением английского языка г. о. Жуковский 10
Платонов Игнат Александрович Санкт-Петербург Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» 10
Байрамгулов Ренат Ирекович Ишимбай МБОУ Гимназия № 1 7
Гриппа Ксения Николаевна Москва ГБОУ города Москвы «Школа № 1544» 6
Карасев Алексей Сергеевич Москва ГБОУ города Москвы «Школа № 1501» 10
Ковтунов Алихан Александрович Новосибирск МАОУ города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 211 имени Леонида Ивановича Сидоренко» 9
Андреева Ксения Петровна Нефтекамск МОАУ «Лицей № 1» 8
Береснев Лев Александрович Киров КОГОАУ «Лицей естественных наук» 10
Борисова Полина Владимировна Ижевск МБОУ экономико-математический лицей № 29 8
Перов Михаил Сергеевич Липецк МБОУ «Гимназия № 64» имени В. А. Котельникова города Липецка 10
Стрепетов Николай Сергеевич Челябинск МАОУ «Лицей № 82 г. Челябинска» 8
Григорьев Тимур Алексеевич Кипень МОУ Кипенская школа 8
Замараева Ольга Игоревна Санкт-Петербург ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 619 Калининского района Санкт-Петербурга 7
Нестеров Степан Владимирович Москва ГБОУ города Москвы «Школа № 171» 10
Ратехина Елизавета Андреевна Ярославль МОУ «Средняя школа № 55» 10
Тунгусова Анастасия Михайловна Киров КОГОАУ «Лицей естественных наук» 10
Халиуллин Аким Дамирович Всеволожск МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2» города Всеволожска 8
Чеченков Павел Дмитриевич Москва Университетская гимназия (школа-интернат) МГУ имени М. В. Ломоносова 10
Кульнев Владислав Владимирович Барнаул МБОУ «СОШ № 125» 10

Ответственный за содержание: Первый проректор по учебной и методической работе Марина Юрьевна Лаврикова.

Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Источник: https://olympiada.spbu.ru/index.php/olimpiada-shkolnikov/geografiya

Олимпиада по географии 11 класс, задания с ответами

Многие из учащихся 11 класса сдают единый государственный экзамен по географии, а это значит, что на протяжении всего учебного года школьники усердно работают над систематизацией и закреплением материала школьной программы.

Отличный способ проверить свои знания и научиться решать задания повышенной сложности — участие в олимпиадах. Именно такой способ актуализации знания мы рекомендуем всем ученикам.

Чтобы подготовиться к олимпиаде по географии для 11 класса вы можете использовать задания, собранные на этой странице.

Представленные тестовые и открытые вопросы дополняются ответами и примерами решений.

1. Государство Боливия расположено:А) в центральной АфрикеБ) в Северной АмерикеВ) в Южной Америке

Г) в юго-восточной Азии

2. К конституционным монархиям относятся страны:А) Франция, Китай, ИракБ) Япония, Норвегия, ВеликобританияВ) Италия, Индия, Канада

Г) Армения, Латвия, Египет

3. Наибольшей численностью пожилых людей (старше 60 лет) отличаются страны:А) СНГБ) Западной ЕвропыВ) Латинской Америки

Г) Северной Америки

4. Регион – главная «горячая точка» мира:А) ЕвропаБ) Южная АмерикаВ) Ближний Восток

Г) Австралия

5. Укажите главную отрасль промышленности Зарубежной Европы:А) топливная промышленностьБ) черная металлургияВ) машиностроение

Г) пищевая промышленность

6. Наиболее богаты минеральными ресурсами:А) Россия, США, Канада, КитайБ) Япония, Швейцария, ВеликобританияВ) ЮАР, Германия, Норвегия, ОАЭ

Г) Китай, Монголия, Турция, Украина.

7. Укажите самые крупные городские агломерации Зарубежной Европы:А) Рурская и МадридскаяБ) Парижская и РурскаяВ) Лондонская и Парижская

Г) Мадридская и Лондонская.

8. Крупнейшие страны по тоннажу торгового флота мира:А) Польша и ЯпонияБ) Панама и ЛиберияВ) Греция и Алжир

Г) Норвегия и Финляндия

9. Данные о численности населения Земли получают в результате:А) опроса населенияБ) переписи населенияВ) анкетирования
Г) сбора подписей

10. Какая из перечисленных стран входит в состав ОПЕК?А) НорвегияБ) Саудовская АравияВ) Канада

Г) Казахстан

Открытые вопросы

Вопрос 1На сколько различается местное (астрономическое или местное солнечное) время между крайними западной и восточной точками Африки?

Рассуждения и вычисления запишите.

Вопрос 2
В некоторых высокоразвитых странах (Япония, Швейцария) наблюдается старение нации, т.е. увеличивается доля людей старших возрастов. Для каких регионов России (субъектов РФ) характерен этот процесс, с чем он связан?

Вопрос 3Назовите город Южной Америки, единственный объект современной цивилизации, включенный в список «Всемирного наследия человечества», по замыслу архитекторов Л. Косты и О. Нимейра, в плане имеет очертания самолета.Что находится в его:а) «фюзеляже»,б) «крыльях»,

в) «пилотской кабине».

Вопрос 4
Определите страну Европы с самой низкой плотностью населения (2,7 человека на 1 км2) и с очень высокой долей городского населения (92%), в половозрастной структуре которой преобладает мужское население.

Вопрос 5Назовите государство, граничащее с Россией на западе, в котором ведется добыча и переработка сланцев и фосфоритов, развиты радио- и электротехническое машиностроение, в сельском хозяйстве — мясомолочное животноводство, а также рыбная промышленность.

Как называется второй по численности населения город этого государства, в прошлом называвшийся Дерптом и Юрьевым?

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ В Б Б В В
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ А В Б Б Б

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:Разница в географической долготе между крайними точками Африки составляет 68°. Учитывая, что каждые 15° разницы долготы — это 1 час, то, разделив 68 на 15, получаем 4 часа 32 минуты. Возможно и вычисление, где 1° долготы — это 4 минуты разницы во времени, т.е. (68° х 4)/60 мин.

в 1 часе = 4 часа 32 минуты.
Ответ на вопрос 2:Старение нации наблюдается в областях Центральной России в широком географическом понимании этого слова (Брянская, Владимирская, Ивановская, Смоленская, Ленинградская, Ярославская, Кировская, Нижегородская).

Связан он, прежде всего, с отрицательным естественным приростом (–13…–11‰) и оттоком трудоспособного населения в столичные регионы.

Ответ на вопрос 3:Город — Бразилиа,в «фюзеляже» — находятся административные и общественные здания,в «крыльях» — жилые кварталы,в «пилотской кабине» — дворцы президента, национального конгресса и правосудия

Ответ на вопрос 4:Исландия.

Ответ на вопрос 5:Страна — Эстония, город — Тарту.

01/04/2015 , автор: Валерия Токарева

Поделись с коллегами:

Источник: http://ruolimpiada.ru/olimpiada-po-geografii-11-klass-zadani/