Комплексный анализ прозаических и лирических произведений. Олимпиады по литературе
План комплексного анализа текста
(9-11 классы)
7. Определите тему текста. 14. Понаблюдайте над лексикой текста:Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.Найдите ключевые слова в каждой части текста.
Чел обусловлен их выбор?Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.Найдите перифразы.
С какими целями они использованы? К Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля.
Зачем они употреблены автором? V Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).(9-11 КЛ.)1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.2.
Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)4.
Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.) 5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?6. Какое настроение преобладает в тексте?7. Определите тему текста. 8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его.
Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.10.Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).11. Как соотносятся начало и конец текста? 12. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)? 13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
14. Понаблюдайте над лексикой текста:
- Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
- Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?
- Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
- Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
- Найдите перифразы. С какими целями они использованы?
- Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
- Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором?
- Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
- Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).
Алгоритм сопоставительного анализа поэтического текста.
1.
— сюжета или мотива
— образной системы- лексики
— изобразительных средств
— синтаксических конструкций
— других параметров, пдсказанных самими текстами.
2.
3. Объяснить выявленные различия:
а) в произведениях одного и того же автора;
—
—
—
— другими причинами.
б)
—
— если жили в разное время, — различием исторических условий и особенностей литературного рзвития;
—
4. Уточнить интерпретацию каждого изанализируемых текстов в соответствии с проведённым сопоставительным анализом.
Примерная схема анализа стихотворения
1.Место стихотворения в творчестве поэта. История создания стихотворения.
2.Жанровые особенности стихотворения.
3.Темы и основные мотивы.
4.Особенности композиции, или построения лирического произведения.
5. Образный ряд стихотворения. Его лирический герой.
6.Нстроение, преобладающее в стихотворении.
7.Лексический строй текста.
8. Особенности поэтического языка. Изобразительные средства (тропы и фигуры)
9. Приемы звукописи.
10. Особенности строфики и рифмовки.
11. Смысл названия произведения.
Предварительный просмотр:
1.Найти черты сходства двух текстов на уровне:
- сюжета или мотива;
- образной системы;
- лексики;
- изобразительных средств;
- синтаксических конструкций;
2.Найти различия на тех же уровнях.
- разницей времени написания, определившей изменение взглядов;
- различием художественных задач;
- противоречиями мировоззрения и мироощущения;
- другими причинами;
б)в произведениях разных авторов:
- различием художественных миров;
- если принадлежат к разным национальным культурам, — различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров.
АЛГОРИТМ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА
1.Найти черты сходства двух текстов на уровне:
- сюжета или мотива;
- образной системы;
- лексики;
- изобразительных средств;
- синтаксических конструкций;
- других параметров, подсказанных самими текстами.
2.Найти различия на тех же уровнях.
3.Объяснить выявленные различия
а)в произведениях одного и того же автора:
- разницей времени написания, определившей изменение взглядов;
- различием художественных задач;
- противоречиями мировоззрения и мироощущения;
- другими причинами;
б)в произведениях разных авторов:
- различием художественных миров;
- если жили в разное время, — различием исторических условий и особенностей литературного развития;
- если принадлежат к разным национальным культурам, — различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров.
4.Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с проведенным сопоставительным анализом.
Анализ текста. План комплексного анализа текста
Чего хочет от ученика преподаватель, требуя провести комплексный анализ текста? План такого задания включает несколько пунктов, которые мы рассмотрим в данной статье. В работе должны быть учтены исторические реалии, в которых создавалось произведение, характеры и роли героев (как главных, так и второстепенных), особенности языка и построения структуры текста.
Контекст
Автор исследуемого вами произведения – обычный человек, существующий в какой-то исторический период времени.
Проблемы в общественной жизни, политическая напряженность, личные переживания налагают неизгладимый отпечаток на публикуемые им произведения.
Изучите, какие факторы способствовали написанию книги, а если сможете, найдите параллели между сюжетными линиями и реально происходившими в мире событиями. Всё это составит первый пункт плана анализа текста по литературе.
Часто взаимоотношения героев разворачиваются на фоне крупных внутри- и внешнеполитических событий: гражданских и международных войн, революций, бунтов и восстаний, принятия резонансных законодательных актов. Бывают в тексте отражены природные явления: засуха и последующий голод, затмения, которым приписывается символическое значение, затопление территорий.
Выделите главную идею произведения. Каков посыл, что хочет донести автор до читателя? Вокруг какой темы строится повествование? Укажите, каким образом писатель подготавливает почву для содержательной части.
Составляя план анализа текста, обратите внимание на ключевые слова, часто фигурирующие в произведении. Опираясь на них, вы легко сможете выделить сюжетные линии, острые и дискуссионные вопросы. Кроме того, это упростит вашу задачу. «Подобрать слова» — это зачастую самое сложное, когда понимаешь смысл, но не можешь передать его средствами языка. Такой навык приходит только с опытом.
Типы речи
Какими стилистическими средствами пользуется автор, выражая свои мысли? Возможно, он использует повествовательный тип речи: вы следите за действиями персонажей, процессом их общения в различном окружении.
Временами фокус внимания переключается на «декорации» и формы – писатель уточняет детали, использует описание объектов с целью создания большей реалистичности картины, буквально «рисует» в воображении человека, держащего в руках книгу.
Самым трудным типом для анализа является рассуждение, в котором приводятся аргументы, отстаивается определенная точка зрения автора, которая может быть отлична от вашей. Написание работы по произведению такого вида может стать настоящим испытанием, если вы в корне не согласны с представленными доводами. А подобрать свои аргументы бывает порой весьма непросто.
Разговорный стиль используется обычно при описании общения героев. Если персонажи относятся к необразованному населению, к крестьянству и т. д.
, то автор может использовать даже сниженную и грубую лексику; если же общаются аристократы или представители иных «высших кругов», то им по тексту принадлежат зачастую чересчур возвышенные слова.
Это стоит отметить при комплексном анализе текста (план предусматривает анализ используемых стилей).
Текст может включать также художественный или публицистический стиль – язык газет, журналов и иной периодики. Существует также разновидность речи, применяемая в оформлении документов и иных деловых бумаг. Такой стиль называется официально-деловым.
Поведение героев
Понаблюдайте за тем, что делают и говорят персонажи.
Какова их функция? Зачем они были введены писателем в ход повествования, включены в авторский план? Анализ художественного текста не может обойтись и без оценки их деятельности.
«Что такое хорошо и что такое плохо?» — это, конечно, очень спорный вопрос. Однако вы как исследователь обязаны хотя бы попытаться на него ответить с применением аргументов и примеров из книги.
Авторские особенности
Отметьте, какие обороты речи, художественные и стилистические структуры выделяют творения выбранного писателя среди многих других? Какие лексические единицы он употребляет чаще, чем другие? Что вы можете сказать про авторскую морфологию, синтаксис, фонетику? Такие детали и создают в итоге полный портрет литературного классика.
Художественные средства
Какие конструкции вы можете увидеть в тексте? Какие из них используются чаще других? Этот пункт ни в коем случае нельзя опускать в плане анализа прозаического текста. Преподаватель рассказывал вам эту тему и будет рад увидеть применение полученных вами знаний.
Возможно, автор часто иронизирует или отличается саркастическими выпадами в отношении персонажей? Это свойственно многим литераторам. В особенности отличаются обилием таких элементов произведения Бернарда Шоу или Марка Твена. Русские писатели также любили пошутить: и Пушкин, и Гоголь, и даже Маяковский, – почитав их творения, вы непременно увидите, о чем идёт речь.
С другой стороны, текст может изобиловать эпитетами, метафорами, гиперболами и литотами – все эти термины вы должны знать из уроков литературы. Все эти инструменты часто используются, например, при описании природы или оценке одними персонажами действий и характеров других.
План анализа текста также должен включать внимательный разбор фонотактической составляющей и ритмики, если вы работаете с произведением, написанным в стихотворной форме. Поэмы, эпиграммы, баллады, песни – каждый из этих жанров имеет особенности, которые необходимо выделить явным образом. В противном случае преподаватель снизит вам оценку.
Достижения
Переходя к заключению работы, в последнем пункте плана анализа текста запланируйте изучить, какой след оставило выбранное вами произведение в истории. Возможно, речь стоит вести не только о конкретной работе, но и о писателе: какие его произведения можно упомянуть наряду с анализируемым?
В чем важность его работ тогда, в прошлом, и сейчас? Ни одно произведение не входит в курс уроков литературы случайно. Постарайтесь раскрыть эту тему.
Заключение
Итак, план анализа текста, рассмотренный в данной статье, состоит почти из десяти пунктов, каждый из которых должен быть освещен в вашей работе.
Если вы сделаете всё в соответствии с представленной рекомендацией, преподаватель будет доволен и поставит вам отличную оценку. Разумеется, от глубины и качества ваших рассуждений и аргументации многое зависит, однако уже само наличие структуры, затрагивающей все интересующие педагога вопросы, добавит к вашей отметке дополнительный балл.
Источник: http://fb.ru/article/338876/analiz-teksta-plan-kompleksnogo-analiza-teksta
Персональный сайт учителя русского языка и литературы Васюк Татьяны Андреевны
- История создания.
- Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:
- ДЛ (действующие лица);
- события.
- Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):
- экспозиция — условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;
- завязка — начало или проявление и обострение конфликта;
- развитие действия;
- кульминация;
- развязка;
- эпилог.
- Композиция:
- последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
- способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
- способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, «поток сознания»;
- точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
- придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.
- Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.
- Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:
- выбор темы и ее раскрытие;
- разработку любимых жанровых форм;
- язык;
- использование художественных средств (смотрите «План анализа стихотворения» пункты 3 b, c, d, e).
- Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес «Сто лет одиночества», Ф. Кафка «Превращение»), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям — Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, «театр абсурда», «школа потока сознания» (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).
- Жанровые особенности: эпос вообще — это чередование сюжетных событий.
- рассказ (оповiдання) — малая эпическая форма: в центре — 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
- новелла — малая эпическая форма: в центре — 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:
- новелла событий — О’Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;
- новелла «настроения» с психологическим сюжетом — А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;
- повесть — средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;
- роман — большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман — наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:
- социально-бытовой — человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;
- морально-психологический — столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;
- исторический — о событиях прошлого;
- философский — раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;
- роман-миф — создание символической модели существования человека и человечества («Сто лет одиночества» Маркеса);
- роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча («Чума» А. Камю), роман-хроника одной семьи («Семейство Тибо» Р.М. дю Гар), роман-анекдот («Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войнович) и т.д.
Источник http://studentdream.narod.ru/analiz.htm
Вариант №2 (подробный)
- История создания произведения.2. Жанр произведения.3. Тематика и идея произведения. (Важно уяснить, что тем в произведении может быть много, но главная — только одна, основная).4. Проблематика произведения.
Как правило, в русской литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными многим произведениям.Например:а) Проблема поиска положительного героя. (А. С. Грибоедов «Горе от ума», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов, «Евгений Онегин» А. С. Пушкин, «Отцы и дети» И. С. Тургенев, «Обломов» И. А. Гончаров, Л. Н.
Толстой «Война и мир», «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и т. д.)
б) Проблема смысла жизни/счастья (те же произведения).
в) Проблема чувства и долга (уже — проблема любви) (А. С. Грибоедов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Н. Шолохов, М. А. Булгаков и т.
г) Проблема отцов и детей (Островский, Тургенев, Толстой, Чехов, Шолохов и др.).
5. Образная система. Здесь нужно подробнейшим образом разобраться, для чего нужен тот или иной персонаж, понять его функцию и роль.
6. Конфликт (какой, сколько конфликтов, как они показаны в произведении).
7. Художественные особенности.
а) Композиция (форма, построение произведения): экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
Если в произведении несколько сюжетных линий (напр. «Отцы и дети»), то следует разобрать все композиционные части для каждой из них.
Так, в романе «Отцы и дети» можно выделить по крайней мере 3 сюжетные линии (столько же и конфликтов в романе). Каждая из них развивается самостоятельно.
— Сюжетная линия Базаров — братья Кирсановы (социально-политический конфликт): экспозиция — приезд и знакомство, завязка — спор, кульминация — дуэль, развязка — смерть.
— Сюжетная линия Базаров — Одинцова (любовный конфликт): экспозиция — знакомство на балу, завязка — приезд в Никольское, кульминация — признание, развязка — прощание, смерть.
— Сюжетная линия Базаров — родители (конфликт поколений): экспозиция — первый приезд к родителям и завязка, кульминация — разговор о том, что Базаров заразился при вскрытии, развязка — смерть, эпилог — посещение родителями могилы Базарова.
б) Художественные приёмы.
— Портрет.
— Интерьер.
— Психологизм: изображение поступков героев, их переживаний (исповедь, монолог, диалог, авторская речь, комментарии, мнения других персонажей).
— Роль художественных деталей для характеристики героя.
— Приём антитезы.
— Юмор, сатира, ирония, гротеск, фантастика.
Для поэтических произведений:
— метафоричность языка;
— эпитеты, сравнения;
— образный параллелизм;
— аллитерации и т. д.
8. Полемика вокруг произведения или точки зрения критиков и современников.
Например, о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Необходимо знать основные тезисы этой статьи и наиболее яркие высказывания и характеристики, данные в ней. И.А.
Гончаров даёт положительную оценку главному герою комедии: «Чацкий, не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён… Словом — это человек не только умный, но и развитой… Чацкий, как личность, несравненно выше Онегина и лермонтовского Печорина… Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век — и в этом всё его значение и весь «ум».
Совершенно по-другому оценивает главного героя комедии современник А.С Грибоедова А.С. Пушкин: «Всё, что говорит он — очень умно. Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно».
Здесь мы видим две исключающие друг друга точки зрения. Это говорит о противоречивости, неоднозначности образа Чацкого.
Если произведение спорно, если по-разному можно относиться к его героям, то экзаменующемуся предоставляется выбор, какую же точку зрения принять, с кем из критиков поспорить, а может быть, высказать своё собственное мнение.
Анализировать произведение, о котором есть многочисленные отзывы современников, критиков гораздо проще и интереснее.
Кроме того, можно воспользоваться яркой и запоминающейся цитатой и начать (или закончить) работу.
Источник http://studyport.ru/litra/2011-02-11-09-17-12
Сохранить памятки
Источник: http://tatyanavasyuk.ru/2016/11/analiz-prozaicheskogo-proizvedeniya-s-primerami/
Целостный анализ текста по литературе
- План выполнения
- Текст
- Анализ
На олимпиаде по литературе участнику предлагается провести целостный анализ текста – прозаического или поэтического (по выбору). Мы остановимся на прозаическом тексте.
Оценивается уровень сформированности умений анализировать текст, привлекая для этого все имеющиеся знания по языку и литературе.
Обычно в задании предлагаются вопросы, на которые может ориентироваться ученик, но он имеет право выбрать свой путь анализа произведения, главное – он должен создать цельный, связный, объединённый общим замыслом аналитический текст.Важным моментом анализа является понимание учеником смысла произведения, его тематики и проблематики, и того, каким образом, с помощью каких средств автор раскрывает этот смысл. То есть мы опять подчёркиваем, что произведение анализируется в единстве формы и содержания.
План выполнения
Не обязательно описывать все структурные уровни текста, важнее сосредоточиться на характеристике его основных элементов, которые помогли автору более полно и ярко раскрыть содержание, реализовать замысел.
Поэтому в работе ценится не обилие терминов, а точность и уместность их использования. С точки зрения содержания текста необходимо говорить о его теме, идее, проблеме, позиции автора, системе образов.
При анализе формы произведения обращаем внимание на композицию, средства художественной выразительности, размышляя над тем, чего достигает автор их употреблением.
В результате анализа должен получиться связный текст, в котором будут рассмотрены все особенности содержания и речевого оформления анализируемого текста.
Существует множество примерных планов и рекомендаций к целостному анализу текста.
Сразу следует заметить, что нет единого обязательного плана, на рекомендации можно ориентироваться, но подходить к ним творчески, помня о том, что любой анализ индивидуален и показывает именно ваше восприятие и понимание текста.
Итак, останавливаясь на анализе прозаического текста как задании олимпиады по литературе.
Тогда с точки зрения содержания мы должны остановиться на основной теме, идее, проблеме, затронутой автором, рассмотреть систему образов, определить позицию автора.
С точки зрения формы анализируем построение текста, то есть его композицию, находим средства художественной выразительности и определяем их роль в данном тексте.
Также на олимпиаде возможен анализ лирического произведения, с которым вы также можете ознакомиться.
Для примера проанализируем отрывок из повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
Текст
Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая. Распались цепи, которыми он приковал себя к колеснице познания: не будет борьбы, не будет и поражений. Как приятно перестать думать и лететь в темноте к береговым огням.
– Темнота! – раздался вдруг тревожный глухой голос. – Чайки никогда не летают в темноте! Но Джонатану не хотелось слушать. «Как приятно, – думал он. – Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней, и кругом все так мирно и спокойно…»
– Спустись! Чайки никогда не летают в темноте. Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!
Там, в ночи, на высоте ста футов, Джонатан Ливингстон прищурил глаза. Его боль, его решение – от них не осталось и следа.
Короткие крылья. Короткие крылья сокола! Вот в чем разгадка! «Какой же я дурак! Все, что мне нужно – это крошечное, совсем маленькое крыло; все, что мне нужно – это почти полностью сложить крылья и во время полета двигать одними только кончиками. Короткие крылья!»
Он поднялся на две тысячи футов над черной массой воды и, не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти, плотно прижал к телу широкие части крыльев, подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы, – перо к перу – и вошел в отвесное пике.Ветер оглушительно ревел у него над головой. Семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Сейчас, при скорости сто сорок миль в час, он не чувствовал такого напряжения, как раньше при семидесяти; едва заметного движения концами крыльев оказалось достаточно, чтобы выйти из пике, и он пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны.
Он сощурился, чтобы защитить глаза от ветра, и его охватила радость. «Сто сорок миль в час! Не теряя управления! Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с какой скоростью…»
Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром. Но он не чувствовал угрызений совести, нарушив обещание, которое только что дал самому себе. Такие обещания связывают чаек, удел которых – заурядность. Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства, они не имеют значения.
Анализ
Анализируемый текст представляет собой отрывок из повести Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Эта повесть принесла автору всемирную известность.
Во многих произведениях Ричарда Баха так или иначе затрагивается тема полёта, но в повести о Чайке эта тема поднимается до философского обобщения, что позволяет определить жанр произведения как повесть-притчу.
Подтверждает правильность такого определения жанра эпиграф-посвящение: «Невыдуманному Джонатану-Чайке, который живёт в каждом из нас».
Текст является эпизодом из повести, в котором автор рассказывает о том, как главный герой проходит путь от решения смириться, отказаться от своей мечты до смелого воплощения этой мечты и победы над собой.
О какой же мечте идёт речь? Для Джонатана мечтой было познание, изучение полёта, постижение своих возможностей и стремление расширить эти возможности.
Он не мог и не хотел довольствоваться только пропитанием, не мог и не хотел жить так, как жила Стая.
В своём стремлении он был одинок, ему было нелегко. Об этом нам говорит первое предложение текста: «Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая». Он решил быть, как все, и почувствовал облегчение. Тяжело быть изгоем, тяжело быть белой вороной.
И когда раздаётся тревожный глухой голос, напоминающий Джонатану о темноте (ты летишь в темноте, а чайки не летают в темноте, значит, ты не такой, как все, а ведь ты решил не отличаться от других!), он НЕ ХОЧЕТ слушать, он пытается думать, как приятно, мирно и спокойно вокруг него и в его душе – ведь он принял ПРАВИЛЬНОЕ решение.
Джонатан чувствует себя свободным – «распались цепи», которыми он был прикован к своей мечте. В тексте она названа возвышенно: «колесница познания».
Но когда приковывали к колеснице… Это же была пытка, казнь! А разве не пытка – муки поисков истины, муки творчества, когда раз за разом ничего не получается, а вокруг – не сторонники, а противники, кого радует каждая твоя неудача? Мы сейчас говорим о Чайке или о людях, о себе?Мастерство автора проявилось в том, что он смог ТАК рассказать о Чайке, чтобы вдумчивый читатель смог подняться до философских обобщений: читая повесть о Чайке, мы размышляем о человеческой жизни, о человеческих взаимоотношениях и характерах.
Автор верит в то, что в каждом живёт мечта, надо только напоминать людям о ней, пробуждать силы стремиться к своей мечте. И показывает это на образе главного героя. Джонатан смирился, но это было только внешнее смирение.
Как только в его уме появляется новая идея, забыто прежнее решение «быть как все» и он уже летит, проверяя эту идею, и ликует, ощутив радость победы.
Композиционно отрывок можно разделить на 4 части: решение смириться и быть как все; озарение; проверка догадки; радость открытия.
Плавное и спокойное начало сменяется тревогой, затем напряжение нарастает и нарастает скорость движения, которая достигает максимума, когда Джонатан вышел из пике и «пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны».
И дальше – радость, ликование и новые планы: «Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с какой скоростью…» Поистине, нет предела совершенствованию и нет границ познанию.
Автор использует в тексте различные средства художественной выразительности.
Здесь присутствуют метафоры, придающие поэтичность и возвышенность: «колесница познания»; «Ветер оглушительно ревел у него над головой»; «Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней».
Сравнения: «он пронесся над волнами, как пушечное ядро»; «подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы», – помогают ярче представить действие и признак. В тексте имеются и контекстуальные антонимы: «тревожный глухой голос» – «приятно», «всё так мирно и спокойно»; «не голова, а вычислительная машина».Трижды повторяется словосочетание «Короткие крылья!» – это и есть озарение, открытие, которое пришло к Джонатану. И дальше – само движение, скорость растёт, и подчёркивается это градацией: «не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти»; «семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее!»
Последняя часть текста – радость победы, радость познания. Автор возвращает нас к началу, когда Джонатан решил быть как все, но теперь «Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром». Здесь опять используется градация, рисующая вихрь радости и ликования в душе героя.
Он нарушает обещание, прозвучавшее в начале текста, но «Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства», такие обещания не имеют значения. Словосочетание «благие намерения» вызывает множество ассоциаций. Сразу вспоминается фраза «Дорога в ад вымощена благими намерениями». Подумаем над ней.
Может ли быть так, что благие намерения идут не во благо, а во вред? Наверное, может, если намерения остаются только намерениями и не превращаются в конкретные дела. И нам становится ясно, что герой текста не предаётся «намерениям», а действует и побеждает.
В этом и заключена основная мысль текста: только тот, кто не боится быть не таким, как все, и идёт за своей мечтой вопреки всему, сможет быть по-настоящему счастливым сам и сделать счастливыми других.
Следует напомнить, что кроме анализа на уроках литературы возможен анализ прозаического текста и на уроке русского языка. Ознакомьтесь с примером лингвистического анализа текста того же отрывка повести Ричарда Баха для того, чтобы сравнить оба анализа и понять разницу между ними.
Источник: http://olgadyachenko.ru/celostnyj-analiz-teksta.html