Литературная викторина по творчеству И.С. Тургенева
- Размашкина Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (846,8 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
- углубить представления учащихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева,
- развивать навыки работы в группе,
- воспитывать любовь к чтению, родной природе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, столы для команд и жюри, бумага, ручки.
В игре принимают участие учащиеся 6 классов, команды по 5 человек.
(Звучит мелодия — Иоганн Бах Ария (сюита № 3)
Здравствуйте, уважаемые коллеги, участники команд, болельщики! В ноябре этого года исполнилось 195 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Я приглашаю вас на встречу с его произведениями, его героями, с миром русской природы…
Прошу команды занять свои места за столами.
Представляю членов жюри: учителя русского языка и литературы…
За 1 столом команда _____, за вторым __________, за третьим _____________.
Внимание, первый тур нашей игры-викторины по творчеству И.С.Тургенева“Имена”.
Посмотрите на экран. Кто эти люди? (На слайде портреты И.С.Тургенева в возрасте 7 лет, матери и отца писателя, Полины Виардо)
(Минута на обдумывание ответа.)
Итак, отвечает команда __________.
Прошу жюри оценить ответы.
Переходим ко второму туру игры. “Биография писателя”.
а) «Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники, колотушки, пощечины. Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне». Какую клятву дал Иван Сергеевич Тургенев в юности?(Сам Тургенев говорит: “Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; мне необходимо нужно было удалиться от моего врага за тем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него.
В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решился бороться до конца — с чем я поклялся никогда не примиряться…
Это была моя Аннибаловская клятва”.)
б)Как называется родовое имение И.С.Тургенева? (Спасское-Лутовиново)
в) Где учился И.С.Тургенев? (Московский, Санкт-Петербургский, Берлинский университеты)
г) Ранние произведения Тургенева подписаны псевдонимом “Т.Л.” Что он означает? (Тургенев-Лутовинов)
д) Известно, что за И.С.Тургеневым утвердилась слава Рыцаря слона, настолько искусно он играл в… Назовите игру. (Шахматы)
е) Перечислите известные вам произведения И.С.Тургенева.
ё) Любимым занятием И.С.Тургенева была… (охота)
ж) В какой сборник вошёл рассказ “Бежин луг”? (“Записки охотника”)
з) Сколько мальчиков увидел охотник у костра в рассказе “Бежин луг”? Назовите их имена. (Федя, Павлуша, Костя, Ильюша, Ваня)
и) Как звали собаку охотника в рассказе “Бежин луг”? (Дианка)
к) Всем читателям рассказа “Муму” известны властность, жестокость барыни по отношению к крепостным крестьянам. Кто из людей, близких Тургеневу, стал прототипом этой героини?
Прошу жюри оценить ответы.
Переходим к третьему туру нашей викторины.
Внимание: задания связаны с героями произведений И.С.Тургенева.
Узнайте героя по портрету:
а) “Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли…”
(Герасим)
б) “С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое…Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…”(Татьяна)
в) “У мальчика…волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. ”
(Павлуша)
Прошу жюри оценить ответ игроков.
Четвёртый тур — “Читая Тургенева…”
У каждой команды домашним заданием было подготовить выразительное чтение произведения Тургенева. Прошу представителей команд подготовиться к ответу.
(Чтение стихотворений И.С.Тургенева)
Уважаемые члены жюри, оцените это задание.
Переходим к следующему туру —
5 тур — Теория литературы.
Страстно любивший природу, Тургенев в “Записках охотника” создал описания, которые составляют ярчайшие страницы в истории русского литературного пейзажа.
Задание: найдите в отрывке изобразительно-выразительные средства, назовите их.
“Только что наступившая летняя ночь была тиха и тепла; с одной стороны, там, где солнце закатилось, край неба еще белел и слабо румянился последним отблеском исчезавшего дня, — с другой стороны уже вздымался синий, седой сумрак. Ночь шла оттуда. Перепела сотнями гремели кругом, взапуски перекликивались коростели…
Герасим не мог их слышать, не мог он слышать также чуткого ночного шушуканья деревьев, мимо которых его проносили сильные его ноги, но он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу — ветер с родины — ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу — дорогу домой, прямую, как стрела; видел в небе несчетные звезды…”
6 тур — “Творческое задание” — сочинение-миниатюра “Моё открытие И.С.Тургенева”. (домашнее задание командам)
Прошу представителей команд подготовиться к ответу.
Пока жюри подводит итоги, предлагаю послушать романс “Утро туманное” на стихи И.С.Тургенева.
(Звучит романс)
Слово для подведения итогов игры предоставляется________
Заключительное слово.
В последнее десятилетие жизни И.С.Тургенев создал произведения нового жанра, названные стихотворениями в прозе. Послушайте одно из них.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Нашу встречу с И.С.Тургеневым хотелось бы завершить его призывом: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!”
Сегодня мы прикоснулись к светлому и чистому роднику, творчеству великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Я верю, что каждый из вас в своей душе сохранит красоту и чистоту тургеневского слова, будет беречь родную природу и родной язык.
Приложение 1
(Стихотворения И.С.Тургенева, предложенные для выразительного чтения участникам викторины)
ДЕРЕВНЯ
Люблю я вечером к деревне подъезжать, Над старой церковью глазами провожать Ворон играющую стаю;
Среди больших полей, заповедных лугов,
На тихих берегах заливов и прудов
Люблю прислушиваться лаю
Собак недремлющих, мычанью тяжких стад; Люблю заброшенный и запустелый сад И лип незыблемые тени; Не дрогнет воздуха стеклянная волна; Стоишь и слушаешь — и грудь упоена
Блаженством безмятежной лени…
Задумчиво глядишь на лица мужиков — И понимаешь их; предаться сам готов Их бедному, простому быту… Идет к колодезю старуха за водой; Высокий шест скрипит и гнется; чередой
Подходят лошади к корыту…
Вот песню затянул проезжий… Грустный звук! Но лихо вскрикнул он — и только слышен стук Колес его телеги тряской; Выходит девушка на низкое крыльцо — И на зарю глядит… и круглое лицоЗарделось алой, яркой краской.
Качаясь медленно, с пригорка, за селом, Огромные возы спускаются гуськом С пахучей данью пышной нивы; За конопляником зеленым и густым Бегут, одетые туманом голубым,
Степей широкие разливы.
Та степь — конца ей нет… раскинулась, лежит… Струистый ветерок бежит, не пробежит… Земля томится, небо млеет… И леса длинного подернутся бока Багрянцем золотым, и ропщет он слегка,
И утихает, и синеет…
ОСЕНЬ (КАК ГРУСТНЫЙ ВЗГЛЯД…)
Как грустный взгляд, люблю я осень. В туманный, тихий день хожу Я часто в лес и там сижу — На небо белое гляжу Да на верхушки темных сосен. Люблю, кусая кислый лист, С улыбкой развалясь ленивой, Мечтой заняться прихотливой Да слушать дятлов тонкий свист. Трава завяла вся…
холодный, Спокойный блеск разлит по ней… И грусти тихой и свободной Я предаюсь душою всей… Чего не вспомню я? Какие Меня мечты не посетят? А сосны гнутся, как живые, И так задумчиво шумят…
И, словно стадо птиц огромных, Внезапно ветер налетит И в сучьях спутанных и темных
Нетерпеливо прошумит.
* * *
Откуда веет тишиной? Откуда мчится зов?
Что дышит на меня весной
И запахом лугов? Чего тебе, душа моя, Внезапно стало жаль — Скажи: какую вспомнил я
Любимую печаль?
Но всё былое, боже мой, Так бедно, так темно… И то, над чем я плакал,- мной Осмеяно давно. Невежда сам, среди других Забывчивых невежд, Любуюсь гибелью моих
Восторженных надежд.
Но всё же тих и тронут я — С души сбежала тень, Как будто тоже для меня Настал волшебный день, Когда на дереве нагом, И сочен и душист, Согретый ласковым лучом,
Растет весенний лист…
Как будто сердцем я воскрес И волю дал слезам, И, задыхаясь, в темный лес Бегу по вечерам… Как будто я люблю, любим, Как будто ночь близка… И тополь под окном одним Кивает мне слегка…
1844
17.04.2014
Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/648025/
И.С. Тургенев
Иван Сергеевич Тургенев был смелым автором, произведения которого нередко попадали под тщательный обзор органов цензуры. Рассказ «Муму», известный сегодня каждому школьнику, долгое время был запрещен к публикации. И если бы не дипломатические способности автора, мир так бы никогда и не узнал об этой трогательной и трагической истории.
История создания
В середине 50-х годов XIX в. Тургенев находился под домашним арестом, а потом был отправлен в ссылку за некролог на смерть Гоголя. Находясь под присмотром частных приставов, весной 1855 г. Тургенев пишет рассказ «Муму».
Этой вещью он делится с семьей издателя Аксакова, которая положительно реагирует на произведение, но не может опубликовать его из-за протеста цензуры. Спустя год, в журнале «Современник» «Муму» все-таки появляется, что становится причиной рапорта чиновника и официального рецензента журнала.
Представители органов цензуры недовольны, что аудитория может проникнуться состраданием к персонажам, и поэтому не позволяет распространять рассказ в другие издания. И только весной 1956 г.в главном управлении цензуры после многочисленных ходатайств друзей Тургенева было принято решение включить решение включить «Муму» в собрание сочинений Ивана Сергеевича.
Сюжетная линия
В основе рассказа лежат реальные события, которые происходили в доме у матери Тургенева в Москве. Автор повествует о жизни барыни, в служении у которого находится глухонемой дворник Герасим.
Слуга начинает ухаживать за прачкой Татьяной, но барыня принимает решение женить её на своем башмачнике. Чтобы разрешить ситуацию дворецкий барыни предлагает Татьяне предстать перед Герасимом пьяной, чтобы отвратить его от себя.
И эта хитрость срабатывает.
Через год прачка и башмачник уезжают в деревню по приказу барыни. Герасим же приносит с собой выловленного из воды щенка и дает ему кличку Муму. Барыня узнает о присутствии собаки во дворе одной из самых последних и никак не может наладить отношения с животным.
Получив приказ избавиться от собаки, дворецкий пытается тайно продать Муму, но она сбегает обратно к Герасиму.
Когда до дворника доходят сведения, что барыня недовольна, он отправляется на пруд, где топит собаку, а сам принимает решение вернуться к себе в деревню, а не в столичный дом барыни.
Герасим
Реальным прототипом персонажа послужил слуга Варвары Тургеневой Андрей Немой. Автор рисует образ замкнутого человека, который необычайно трудолюбив и достаточно положительно настроен к людям. Этот деревенский крестьянин был способен на самые настоящие чувства. Невзирая на внешнюю мощь и угрюмость, Герасим сохранил в себе способность любить и держать свое слово.
Подробнее: Герасим: характеристика и образ героя
Татьяна
Этот портрет молодой служанки включает в себя все черты типичной женщины из русского поместья XIX века. Забитая, несчастная, не имеющая собственного мнения, эта героиня получает защиту только в период любви Герасима. Не имея морального права и реальной возможности перечить своей хозяйки, Татьяна собственными руками рушит свои шансы на счастливую судьбу.
Подробнее: Татьяна: характеристика и образ героя
Гаврила
(Дворецкий Гаврила справа на иллюстрации)
Дворецкий в рассказе предстает простоватым и глупым мужичком, который стремится за счет заискивания остаться в плюсе и найти для себя выгоду. Нельзя сказать, что Тургенев рисует характер Гаврилы злым, но его непосредственная роль в гибели собаки и разрушении жизни Татьяны и Герасима накладывает существенный отрицательный отпечаток на восприятие его как личности.
Подробнее: Гаврила: характеристика и образ героя
Капитон
(Лакей Капитон на иллюстрации стоит слева рядом с сидящим Гаврилой)
Образ башмачника можно охарактеризовать как портрет образованного лакея. Этот человек считает себя умным, но при этом не обладает должной силой воли и высокими жизненными стремлениями. В конечном итоге, он превращается в пропойцу и бездельника, которого не способна изменить даже женитьба.
Подробнее: Капитон: характеристика и образ героя
Барыня
Из всех персонажей «Муму» пожилая барыня – основной негативный персонаж. Именно её поступки и решения приводят к череде страданий и необратимым трагедиям.
Тургенев описывает эту героиню как капризную и вспыльчивую женщину, которая упряма и своенравна в своем желании вершить судьбы других людей.
Единственными положительными чертами барыни можно рассматривать её хозяйственность и умение распоряжаться домом.
Подробнее: Барыня: характеристика и образ героя
Заключение
Рассказ «Муму» Ивана Сергеевича Тургенева нельзя считать простым произведением о тяжести крестьянской жизни. Это философский текст, который помогает читателю разобраться в вопросах добра и зла, ненависти и любви, единения и разлуки. Писатель уделяет большое внимание вопросу привязанности человека и важности присутствия близких людей, как в жизни богатых, так и в жизни бедняков.
Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%9C%D1%83%D0%BC%D1%83.html