chvuz.ru

Урок химии Валентность химических элементов (8 класс)

Конспект урока

Наша кнопка

Скачать материал

средняя общеобразовательная школа № 144

ул. Красных партизан, 8а г. Нижний Новгород, 603041 тел./факс (831) 293-51-23, e-mail:schooln144@inbox.ru

Проект урока по теме «Валентность химических элементов»

Зайцева Елена Никифоровна

учитель химии

МБОУ СОШ №144

Автозаводского района

г. Нижнего Новгорода

Предмет:       химия

Класс:             8

Учебник:        Г.Е.Рудзитис «Химия 8 класс»

Тема:               Валентность химических элементов

Тип урока:      формирование новых знаний

Цели:

Образовательная: вызвать объективную необходимость изучения нового материала, способствовать овладению знаниями по составлению формул химических соединений

Развивающая: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал, делать выводы по теме; способствовать развитию мышления, познавательных .

Воспитательная: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений.

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о валентности, как о свойстве атома.

Развивающие: продолжать выработку умений самостоятельно приобретать, применять знания, переносить их в новые условия.

Воспитательные: формировать умение ставить цель, выделять существенное, главное, подводить итоги, работать в оптимальном темпе, беречь время.

Здоровьесберегающие: профилактика переутомления учащихся без потери объема учебной информации.

Методы и методические приёмы:

  1. Работа с книгой: смысловое чтение, изучение, формулирование определений и алгоритмов.

  2. Практический – конструирование моделей молекул.

  3. Фронтальная беседа: подача нового материала .

  4. Проверка домашнего задания через установление соответствия.

  5. Проведение обязательных минут отдыха одновременно с повторением изученного и закрепления нового материала.

Оборудование: учебник, Периодическая таблица химических элементов, набор моделей молекул (лабораторный).

Организационная схема:

Этап урока

Форма работы

Обоснование деятельности учителя

Проектируемая деятельность учащихся

Организация учащихся(1 мин) Учитель обращается с приветственным словом, отмечает отсутствующих Мотивация к организованному началу урока Готовятся к уроку, повторяют д/з, морально настраиваются на работу Проверка домашнего задания(8 мин) Установить соответствие между химическими элементами и их массовыми долями в соединении (приложение 1)

Индивидуальная

Целью учителя является:

установление связи нового материала с ранее изученным;

проверка усвоения материала;

мотивация к изучению новой темы

Вспоминают суть массовой доли, выполняют вычисления, учитывая индексы в химических формулах.

Постановка проблемы и определение основных целей занятия, записывание темы урока(2 мин) Вопрос, побуждающий к поиску ( почему в химических формулах разные индексы?)Уч-ль и ученики записывают тему урока; Фронтальная частично-поисковая Задает проблему, стимулируя уч-ся к поисковой и речевой деятельности; Анализируют химические формулы выбирая необходимую информацию;( см приложение 2) Изложение новой темы(15 мин) Уч-ль просит сконструировать модели предложенных молекул(HCl,H2O,NH3,CH4)Формулировка понятия «валентность», введение понятий «постоянная и переменная валентностьСоздание алгоритма составления химических формул по валентности Практическая работа в парахИндивидуальнаяФронтальная беседа с элементами проблемно-поискового метода Стимулирует к проведению анализа информации по созданным моделямРабота с текстом учебника и таблицей валентностиСтимулирует учащихся к поисковой и аналитической деятельностиОблегчает деятельность учащихся, предлагая метод алгоритмов Развивают пространственное воображение; находят сходство и различие в составе и структуре моделейПриобретают новые знания;Под руководством учителя устанавливают взаимосвязь между валентностью элементов и их индексами в формуле, приобретают навыки анализа и логического мышления;создавая алгоритмсоставления химических формул(приложение 3) Динамическая пауза (5 мин) Упражнение «Исправь индексы»(приложение 4)Проверка выполнения упражнения Индивидуальнаяфронтальная Предупреждение переутомленияиспользование минут отдыха для закрепления учебной информациистимулирование поисковой деятельности Поочередно парами и тройками учащиеся выходя к доске и выполняя упражнение, снимают напряжение мышцзакрепляют знания по составлению химических формуланализируют проведенную работу Изложение новой темы (продолжение)(7 мин) Создание алгоритма определения валентности по химической формуле Фронтальная беседа с элементами проблемно-поискового метода Облегчает деятельность учащихся, предлагая метод алгоритмов Под руководством учителя создают алгоритм определения валентности(приложение 5) Подведение итогов(2 мин)домашнее задание Установление взаимосвязииндексов и валентности§11-12. С.37 упр № 1,4,5,6,7 Фронтальная беседа Способствует формированию аналитических способностей учащихся устанавливают причинно-следственные связи

Приложение 1

Установить соответствие между химическим элементом и его массовой долей в соединении

1 вариант 2вариант 3 вариант

Na2O SO3 B2O3

а)36% б)54,2% а)69% б)40% а)63% б)35,8%

B

O

в)25,8% г)

64

% в)60% г)31% в)64,2% г)

37

%

Na

O

S

O

Приложение 2

HCl, H2O, NH3, CH4

H

H—-Cl, H—O—H, H—N—H, H—C—H

HH

Приложение 3

Алгоритм составления химических формул

1.Над символами химических элементов указать валентность

III II

B O

2.Находим НОК для указанных значений валентности 6 3. Делим НОК на значение валентности первого элемента 6: III=2 4.Подписываем индекс 2 у бора III IIB 2 O 5.Делим НОК на значение валентности второго элемента 6: II=3 6. Подписываем индекс 3 у кислорода III IIB 2 O3

Приложение 4

II II I III II II IV I I II III II II II III I I II VII II II II III I

PbO, NaN , CoO, CH ,AgO, Al S, PO, BaO, GaCl LiO, BrO, MgO, NH ,

IV II I I II II II III V II VI II V II II III II II II I III II

CO, NaH CO, Ca P ,PO, S O, AsO, MgN, CrO, CaI, FeO

Приложение 5

Алгоритм определения валентности по химической формуле

1.Указать известную валентность

II

B 2 O3

2.Умножить известную валентность элемента на его индекс II*3=6 3.Поделить полученное число на индекс соседнего элемента 6:2=3 4. Полученное число является валентностью соседнего элемента III IIB 2 O3

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории химия:

Источник: https://doc4web.ru/himiya/konspekt-uroka-valentnost-himicheskih-elementov-klass.html

Урок химии в 8-м классе по теме:

Разделы: Химия

Цели урока.

Дидактические:

Развивающие:

Воспитательные:

Планируемые результаты обучения:

  1. Учащиеся должны уметь формулировать определение “валентность”, знать валентность атомов водорода и кислорода в соединениях, определять по ней валентность атомов других элементов в бинарных соединениях,
  2. Уметь разъяснять смысл понятия “валентность” и последовательность действий при определении валентности атомов элементов по формулам веществ.

Понятия, впервые вводимые на уроке: валентность, постоянная и переменная валентность.

Организационные формы: беседа, индивидуальные задания, самостоятельная работа.

Средства обучения: алгоритм определения валентности.

Демонстрационное оборудование: шаростержневые модели молекул хлороводорода, воды, аммиака, метана.

Оборудование для учащихся: на каждом столе “Алгоритм определения валентности”.

Опережающее задание: индивидуальное задание – подготовить сообщение на тему “Эволюция понятия “валентность”.

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап

1. Фронтальная беседа с учащимися по пройденной теме “Химическая формула”.

Задание: Что здесь написано? (Демонстрация учителем формул, отпечатанных на отдельных листах).

2. Индивидуальная работа по карточкам трёх учащихся по теме “Относительная молекулярная масса”. (Выполняют решение на доске). Проверка учителем.

Карточка № 1. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: NaCl, K2O.

Справочные данные:

Карточка № 2. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: CuO, SO2.

Справочные данные:

Карточка № 3. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: CH4, NO.

Справочные данные:

3. Самостоятельная работа учащихся в тетрадях.

Задача информационно-вычислительного характера (условие записано в раздаточном материале).

Эффективность зубных паст в профилактике кариеса можно сравнить по содержанию в них активного фтора, способного взаимодействовать с зубной эмалью. Зубная паста “Crest” (производство США) содержит, как указано на упаковке, SnF2, а зубная паста “FM extra DENT” (производство Болгария) содержит NaF. Вычислите, какая из этих двух паст более сильнодействующее средство для профилактики кариеса.

Проверка: один учащийся устно читает решение.

II. Операционно-исполнительный этап

1. Объяснение учителя. Постановка проблемы.

Понятие о валентности.

– До сих пор мы пользовались готовыми формулами, приведёнными в учебнике. Химические формулы можно вывести на основании данных о составе веществ. Но чаще всего при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой.

Задание: сравните качественный и количественный состав в молекулах: HCl , H2O, NH3, CH4.

Беседа с учащимися:

– Что общего в составе молекул?

Предполагаемый ответ: Наличие атомов водорода.

– Чем они отличаются друг от друга?

Предполагаемый ответ:

Демонстрация шаростержневых моделей.

Проблема: Почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода?

(Выслушиваем варианты ответов учащихся).

Вывод: У атомов разная способность удерживать определённое количество других атомов в соединениях. Это и называется валентностью. Слово “валентность” происходит от лат. valentia – сила.

Запись в тетради:

Валентность – это свойство атомов удерживать определённое число других атомов в соединении.

Валентность обозначается римскими цифрами.

Записи на доске и в тетрадях:

I   I HCl I   II H2O I   III H3N I   IV H4C

Валентность атома водорода принята за единицу, а у кислорода – II.

2. Эволюция понятия “валентность” (сообщение учащегося).

– В начале XIX века Дж. Дальтоном был сформулирован закон кратных отношений, из которого следовало, что каждый атом одного элемента может соединяться с одним, двумя, тремя и т.д. атомами другого элемента (как, например, в рассмотренных нами соединениях атомов с водородом).

В середине XIX века, когда были определены точные относительные веса атомов (И.Я. Берцелиус и др.), стало ясно, что наибольшее число атомов, с которыми может соединяться данный атом, не превышает определённой величины, зависящей от его природы. Эта способность связывать или замещать определённое число других атомов и была названа Э.Франклендом в 1853 г. “валентность”.

Поскольку в то время для водорода не были известны соединения, где он был бы связан более чем с одним атомом любого другого элемента, атом водорода был выбран в качестве стандарта, обладающего валентностью, равной 1.

В конце 50-х гг. XIX вeка А.С. Купер и А.Кекуле постулировали принцип постоянной четырёхвалентности углерода в органических соединениях. Представления о валентности составили важную часть теории химического строения А.М. Бутлерова в 1861 г.

Периодический закон Д.И. Менделеева в 1869 г. вскрыл зависимость валентности элемента от его положения в периодической системе.

Вклад в эволюцию понятия “валентность” в разные годы внесли В.Коссель, А.Вернер, Г.Льюис.

Начиная с 30-х гг. XX века представления о природе и характере валентности постоянно расширялись и углублялись. Существенный прогресс был достигнут в 1927 г., когда В.Гейтлер и Ф.Лондон выполнили первый количественный квантово-химический расчёт молекулы водорода H2.

3. Определение валентности атомов элементов в соединениях.

Правило определения валентности: число единиц валентностей всех атомов одного элемента равно числу единиц валентности всех атомов другого элемента.

Алгоритм определения валентности.

Алгоритм определения валентности Пример
1. Запишите формулу вещества. H2S, Cu2O
2. Обозначьте известную валентность элемента I H2S,         II Cu2O
3. Найдите число единиц валентности атомов известного элемента, умножив валентность элемента на количество его атомов    2 IH2S     2        IICu2O
4. Поделите число единиц валентности атомов на количество атомов другого элемента. Полученный ответ и является искомой валентностью   2 I   IIH2S    2 I     IICu2O 5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента I   II H2S (2=2) I     II Cu2O (2=2)

4. Упражнение: определить валентность элементов в веществах (тренажёр: ученики цепочкой выходят к доске). Задание в раздаточном материале.

SiH4, CrO3, H2S, CO2, CO, SO3, SO2, Fe2O3, FeO, HCl, HBr, Cl2O5, Cl2O7, РН3, K2O, Al2O3, P2O5, NO2, N2O5, Cr2O3, SiO2, B2O3, SiH4, Mn2O7, MnO, CuO, N2O3.

III. Оценочно-рефлексивный этап

Первичная проверка усвоения знаний.

В течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь. Задание в раздаточном материале.

Проверка выборочная. Консультант из числа учащихся по готовому шаблону проверяет 4 тетради учащихся.

Работа над ошибками. Ответы на обратной стороне доски.

IV. Подведение итогов урока

Беседа с учащимися:

Оценка работы учащихся в целом и отдельных учащихся.

Домашнее задание: § 4, стр. 23–25, упр. на стр. 25.

– Благодарю за урок. До свидания.

22.10.2004

Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/210063/

Урок 6. Валентность – HIMI4KA


Архив уроков › Химия 8 класс

В уроке 6 «Валентность» из курса «Химия для чайников» дадим определение валентности, научимся ее определять; рассмотрим элементы с постоянной и переменной валентностью, кроме того научимся составлять химические формулы по валентности. Напоминаю, что в прошлом уроке «Химическая формула» мы дали определение химическим формулам и их индексам, а также выяснили различия химических формул веществ молекулярного и немолекулярного строения.

Вы уже знаете, что в химических соединениях атомы разных элементов находятся в определенных числовых соотношениях. От чего зависят эти соотношения?

Рассмотрим химические формулы нескольких соединений водорода с атомами других элементов:

Нетрудно заметить, что атом хлора связан с одним атомом водорода, атом кислорода — с двумя, атом азота — с тремя, а атом углерода — с четырьмя атомами водорода.

В то же время в молекуле углекислого газа СО2 атом углерода связан с двумя атомами кислорода. Из этих примеров видно, что атомы обладают разной способностью соединяться с другими атомами.

Такая способность атомов выражается с помощью численной характеристики, называемой валентностью.

Валентность — численная характеристика способности атомов данного элемента соединяться с другими атомами.

Поскольку один атом водорода может соединиться только с одним атомом другого элемента, валентность атома водорода принята равной единице. Иначе говорят, что атом водорода обладает одной единицей валентности, т. е. он одновалентен.

Валентность атома какого-либо другого элемента равна числу соединившихся с ним атомов водорода. Поэтому в молекуле HCl у атома хлора валентность равна единице, а в молекуле H2O у атома кислорода валентность равна двум.

По той же причине в молекуле NH3 валентность атома азота равна трем, а в молекуле CH4 валентность атома углерода равна четырем.

Если условно обозначить единицу валентности черточкой |, вышесказанное можно изобразить схематически:

Следовательно, валентность атома любого элемента есть число, которое показывает, со сколькими атомами одновалентного элемента связан данный атом в химическом соединении.

Численные значения валентности обозначают римскими цифрами над символами химических элементов:

Определение валентности

Однако водород образует соединения далеко не со всеми элементами, а вот кислородные соединения есть почти у всех элементов. И во всех таких соединениях атомы кислорода проявляют валентность, равную двум. Зная это, можно определять валентности атомов других элементов в их бинарных соединениях с кислородом. (Бинарными называются соединения, состоящие из атомов двух химических элементов.)

Чтобы это сделать, необходимо соблюдать простое правило: в химической формуле вещества суммарные числа единиц валентности атомов каждого элемента должны быть одинаковыми.

Так, в молекуле воды H2O общее число единиц валентности двух атомов водорода равно произведению валентности одного атома на соответствующий числовой индекс в формуле:

Так же определяют число единиц валентности атома кислорода:

По величине валентности атомов одного элемента можно определить валентность атомов другого элемента. Например, определим валентность атома углерода в молекуле углекислого газа СО2:

Согласно вышеприведенному правилу х·1 = II·2, откуда х = IV.

Существует и другое соединение углерода с кислородом — угарный газ СО, в молекуле которого атом углерода соединен только с одним атомом кислорода:

В этом веществе валентность углерода равна II, так как х·1 = II·1, откуда х = II:

Постоянная и переменная валентность

Как видим, углерод соединяется с разным числом атомов кислорода, т. е. имеет переменную валентность. У большинства элементов валентность — величина переменная. Только у водорода, кислорода и еще нескольких элементов она постоянна (см. таблицу).

Составление химических формул по валентности

Зная валентность элементов, можно составлять формулы их бинарных соединений. Например, необходимо записать формулу кислородного соединения хлора, в котором валентность хлора равна семи. Порядок действий здесь таков.

Еще один пример. Составим формулу соединения кремния с азотом, если валентность кремния равна IV, а азота — III.

Записываем рядом символы элементов в следующем виде:

Затем находим НОК валентностей обоих элементов. Оно равно 12 (IV·III).

Определяем индексы каждого элемента:

Записываем формулу соединения: Si3N4.

В дальнейшем при составлении формул веществ не обязательно указывать цифрами значения валентностей, а необходимые несложные вычисления можно выполнять в уме.

Краткие выводы урока:

  1. Численной характеристикой способности атомов данного элемента соединяться с другими атомами является валентность.
  2. Валентность водорода постоянна и равна единице. Валентность кислорода также постоянна и равна двум.
  3. Валентность большинства остальных элементов не является постоянной. Ее можно определить по формулам их бинарных соединений с водородом или кислородом.

Надеюсь урок 6 «Валентность» был понятным и познавательным. Если у вас возникли вопросы, пишите их в комментарии.

Источник: https://himi4ka.ru/arhiv-urokov/urok-6-valentnost.html