chvuz.ru

Урок в начальной школе по толерантности

Классный час на тему Толерантность 4 класс

Цели: дать понятие о толерантности; воспитывать сочувствие; способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в классе.

Оборудование: мяч; листы бумаги по количеству учащихся; карточки с недописанными предложениями:

— Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чем-то, то я…

— Если я увижу больного престарелого человека, то…

— Когда ко мне обратятся с просьбой дать совет в трудную минуту, то я…

— Если бы я был волшебником, то…

Оформление: написать на доске список человеческих качеств:

1. Терпение.

2. Чувство юмора.

3. Чуткость.

4. Умение доверять людям.

5. Умение владеть собой.

6. Доброжелательность.

7. Умение не осуждать других.

8. Умение слушать.

9. Любознательность.

10. Способность к сопереживанию.

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Беседа «Что такое толерантность?».

III. Упражнения на развитие толерантности.

1. «Аплодисменты».

2. «На какого сказочного героя я похож».

3. «Это здорово!»

4. «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на черный день».

IV. Подведение итогов.

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Представьте себе, что ваш друг получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать.) Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу.

— А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья.)

— А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился, будете ли ему сочувствовать? (Да.)

Да, я тоже буду им сочувствовать. Например, я всегда сочувствую бездомным животным, мне их очень жалко, поэтому я никогда их не обижаю. Надеюсь, вы тоже никогда не обижаете бездомных животных. Не так ли? Тема нашей беседы звучит так: «Урок толерантности, или Учимся сочувствовать».

II. Беседа «Что такое толерантность?»

Классный руководитель. Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать — значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека. Есть слово, очень близкое по значению, — это слово «толерантность». Но понятие «толерантность» более широкое. Оно означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

— Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (Выслушивать и уважать мнение других людей.)

Правильно, быть толерантным — значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.

Представьте себе такую ситуацию: два друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки и он считает их самыми умными созданиями, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

— Как вы думаете, из-за чего возник спор? (Из-за непонимания.)

— Кто из мальчиков прав? (Никто.)

— Чему мальчики должны научиться? (Принимать чужое мнение.)

Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты.

Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то — танцевать и т. д.

И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными.

Посмотрите на доску, выберите из предложенных те черты, которыми, по вашему мнению, обладает толерантный человек. (Ответы детей.)

— Кто назовет другие черты толерантного человека?

(Учащиеся высказываются.)

Итак, сочувствие, доброжелательность, терпение — все эти качества очень важны, ведь без них мы не можем жить в мире и согласии. Каждый из нас должен развивать в себе эти качества.

— Древняя пословица гласит: «Сострадание правит миром». Подходит ли она к теме нашего урока? Почему?

(Дети высказываются.)

III. Упражнения на развитие толерантности

Классный руководитель. Сейчас мы с вами поиграем, улучшим настроение себе и другим.

1. «Аплодисменты»

Попрошу встать тех, кто умеет:

• кататься на роликах;

• вышивать;

• сочинять стихи;

• играть в футбол;

• танцевать;

• плавать и т. д.

(Остальные учащиеся аплодируют.)

2. «На какого сказочного героя я похож»

Я буду по очереди бросать мяч каждому из вас, а вы должны бросить мяч обратно мне и назвать имя сказочного героя, на которого вы хотите быть похожим.

3. «Это здорово!»

Сейчас кто-нибудь из вас выйдет и скажет о любом своем умении или таланте, например «Я умею танцевать», «Я умею прыгать через лужи», «Я умею рассказывать страшилки». В ответ все должны хором отвечать «Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец.

(Для выполнения упражнения можно попросить учащихся встать в круг.)

4. «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на черный день»

У каждого из нас случаются приступы «кислого» настроения, когда кажется, что у тебя ничего не получается. В такие моменты мы забываем все собственные достижения, свои уникальные и неповторимые способности. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. Не так ли?

Я предлагаю вам составить памятку «Мои лучшие черты», в которую вы запишете свои лучшие качества, умения и таланты.

IV. Подведение итогов

Классный руководитель. Сейчас мы с вами подведем итоги и сделаем это с помощью игры. Будем бросать друг другу мяч, называя качества и особенности поведения толерантного человека. Давайте постараемся не повторять уже названные характеристики.

(Проведение игры.)

А сейчас я вам раздам карточки, ваша задача — закончить предложения.

(Дети выполняют задание письменно, сдают работу учителю.)

Рекомендуем посмотреть:

Урок толерантности в 6 классе

Классный час «Толерантная личность», 11 класс

Классный час, 10-11. Странный человек

Сюжетно-ролевая игра для учащихся 10-12 лет

Толерантные и интолерантные люди

Источник: https://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-nachalnoi-shkole/klasnyi-chas-na-temu-tolerantnost-4-klas.html

Урок толерантности в школе — для младших и старших классов

Современная школа, кроме решения образовательных задач на уроках, направляет свою работу ещё и на формирование нравственных и культурных ценностей подрастающих личностей.

Детям нужно привить не только понимание того, что такое хорошо, а что — плохо, но и научить толерантности к принципам и взглядам, отличным от их собственных.

 Какими же средствами достижения поставленной цели обладает школа?

Зачем нужна такая воспитательная работа?

Толерантность — это терпимое отношение к взглядам, привычкам и нравам окружающих людей. В социологии этот термин обозначает уважительное отношение к иному мировоззрению и образу жизни.

В сложившихся условиях, когда в школах довольно часто вспыхивают межрасовые конфликты между детьми, уроки, на которых ясно и понятно объяснялась бы необоснованность деления на «своих» и «чужих», становятся жизненно необходимыми.

Кроме предотвращения расовых притеснений, занятия, посвящённые терпимому отношению друг к другу, решают ряд важных воспитательных задач:

Уроки толерантности могут проводиться в школе не только как отдельные учебные занятия, но и входить в систему других занятий в виде отдельных вопросов для обсуждения или проектных работ. Учитель может касаться следующих типов терпимого отношения к действительности:

Каждый их этих типов может гармонично включаться учителем не только в программные учебные курсы, но и во внеклассную работу, формируя у школьников:

Писатель Оскар Уайльд говорил: «Понять людей и жить с ними можно, только если относиться к ним терпимо».

Стратегия проведения работы на уроках

В основе разработки занятий, направленных на воспитание терпимости у детей, лежат два принципа:

Для реализации этих стратегий учитель должен отдавать предпочтение живому общению с детьми, предлагая темы для обсуждения на жизненных примерах, а также:

Терпимому отношению к отличным от собственных обычаям и взглядам необходимо не только посвящать отдельные классные и внеклассные занятия, но и уделять внимание на каждом уроке.

Для того чтобы такая работа не носила характер «чтения морали», учителю следует планировать занятие с учётом времени на задания или отдельные приёмы для воспитательной работы.

Рассмотрим некоторые примеры таких методических техник.

В большинстве своём дети выказывают неуважение и презрение к тому, о чём мало знают. Поэтому задача любого учителя состоит в том, чтобы заполнить эти пробелы.

На уроке физической культуры и биологии

Во время занятий спортом дети видят физические отличия друг друга. В подростковом возрасте особенно остро ребята реагируют на проблемы с лишним весом. Чтобы привить толерантное отношение к полным одноклассникам, учитель может:

Последний приём рекомендуется использовать в классах, где полных ребят нет, иначе они воспримут такую игру как оскорбление.

В классах, где есть афроамериканцы и существует притеснение по расовому признаку, можно показать презентацию с подборкой мировых спортивных рекордов, поставленных темнокожими спортсменами, с последующим обсуждением увиденного.

А курс биологии позволяет доступно и аргументировано, с научной точки зрения доказать общность физиологического строения людей разных национальностей. Например, учитель может использовать проекты с презентациями о наборе генов у представителей разных рас.

На уроке английского языка

Для привития толерантности на уроке английского языка можно организовать инсценировку отрывков из англоязычных произведений

Занятия по иностранному языку открывают массу возможностей для привития детям уважения к разным культурам и традициям. Если говорить об уроках английского, то рекомендуется использовать такие виды работы:

Эти занятия позволяют в полной мере раскрыть нюансы общественного и политического строя тех или иных народов. Однако очень важно сделать акцент на том, что у разных народов есть общие корни. В качестве примеров тем для занятий можно привести:

Кроме того, учитель обязательно должен делать упор на культурное многообразие родной страны.

На занятиях по психологии

При создании школьного курса психологии методисты постарались учесть необходимость введения понятия «толерантность» в темы некоторых уроков.

Однако учителю всё равно нужно использовать на каждом занятии те или иные виды работ для воспитания терпимости у ребят.

Особенно это касается превентивных мер в отношении различных проявлений жестокости. В качестве приёмов можно предложить:

Нюансы формирования терпимости в разном возрасте

Для воспитания толерантности в младшем и среднем звене особенно важно, чтобы учитель разъяснял детям некоторые понятия и поощрял инициативу каждого ученика

Не секрет, что восприятие в младшем школьном возрасте отличается от понимания тех или иных вопросов в старшем. Поэтому так важно подбирать приёмы воспитания толерантности, уместные для разных категорий учеников.

В начальной школе

Как уже отмечалось, работа по воспитанию толерантности — это не отдельные уроки и не только классные часы, посвящённые темам, вызывающим споры, но и введение методических приёмов, позволяющих привить детям уважение к иным взглядам и обычаям. В начальном звене ими может быть:

В 5–9 классах

Для подростков очень важен личный опыт, поэтому основными приёмами в этом возрасте могут быть ролевые игры.

У старшеклассников

Ученики старших классов ценят возможность высказаться, поэтому строить занятие нужно с учётом этого факта

В старшем школьном возрасте ребятам важно высказать свою точку зрения, поделиться своими соображениями на тему. Вот почему приёмы воспитания толерантности должны быть дискуссионного характера.

Урок толерантности не должен рассматриваться как 45-минутное нравоучение о необходимости быть терпимым к другим людям. Такая работа должна расцениваться как жизненный урок, который преподаёт школа формирующимся личностям.

Задача педагогов — приложить все усилия, чтобы ученики выросли достойными гражданами страны, которые обеспокоены судьбами других людей, а также хотят и могут искать мирные способы решения конфликтов, связанных с национальными, религиозными и другими противоречиями.

Источник: https://shkolabuduschego.ru/shkola/kak-pravilno-provesti-urok-tolerantnosti-v-shkole.html

Классный час. УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ 2 класс

Наша кнопка

Скачать материал

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ

(2 класс)

Цель: познакомить учащихся с понятием толерантности; воспитание терпимости к людям иной национальности; культуры и религии.

ХОД УРОКА

-Здравствуйте! Садитесь. Сегодня мы с вами проведем урок толерантности. Я не буду раскрывать значение этого слова, а вы сами в конце попробуете сказать, что означает слово толерантность.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец. Была у него богатая лавка. Все в ней было: и шелка, и снадобья, и кушанья. Купец по разным странам ездил, привозил отовсюду разные диковины. Однажды решил купец поплыть на другую сторону земли.

Собрал купец самых лучших матросов, самый крепкий корабль, запасся припасами и поплыл. Долго плыли, приплыли к берегу. Пошли матросы на ночлег размещаться, а купец нашел лавку, разложил товары свои по полкам. Стали к нему жители местные заходить, товарами интересоваться.

А купец от всех нос воротит: запах от них рабочий, одеты уж больно скромно, манерам не обучены. Покупатели недовольными из его лавки выходили. Никто туда идти не хочет. Призадумался купец, так ведь и разориться недолго. Что делать? Сидел он и горевал возле своей лавки. Проходил мимо старичок.

Остановился и сказал: «Все люди, что цветы на поляне: красивые и не очень, душистые и без запаха. Разные они. Только все они к солнышку тянутся». Сказал старичок слова эти и пропал.

ОБСУЖДЕНИЕ

— Что запомнилось в сказке?

— Что важного узнал купец?

Учитель: На нашей планете более 200 государств, расположенных на 5 континентах. У каждого народа свой язык, свои обычаи, но при этом у всех людей есть общее – все они хотят жить в мире, радоваться, смеяться, дружить и встречаться друг с другом. Люди создали Всеобщую декларацию прав человека.

2 . Путешествие

Я предлагаю Вам отправиться в путешествие «Вокруг света без билета».

Тебя я зову в путешествие снова!

Куда мы поедем, ты сам выбирай.

Вот карта и глобус к работе готовы,

А вот и загадки! Ну, слушай давай!

Ну что, ты согласен, дружок , отгадать

Те страны, где нам предстоит побывать?

КОНКУРС 1.

-Ребята, посмотрите к нам приехали гости. Давайте отгадаем, из каких они стран.

— Что это за страна? (КИТАЙ)

— Догадались, о какой стране идет речь? (США)

— О какой стране идет речь?

Дети: Англия.

Дети: Италия.

*** Молодцы. Культур на свете очень много. Если не знать их особенностей, можно совершить много ошибок. Если вы решите отправиться с визитом в какую-нибудь страну, постарайтесь получше узнать о традициях и обычаях.

КОНКУРС 2. «В чужой монастырь»

— Предлагаю Вам игру «Вежливое приветствие».

В разных странах, у разных народов приняты свои ритуалы приветствия. Сейчас вы попробуете их проделать.

Молодцы! Ребята, мы ещё ничего не сказали об устном народном творчестве, а ведь народные произведения – итог многовековой людской мудрости. Пословицы и поговорки у различных народов обозначают приблизительно то же самое, что и у нас русских.

КОНКУРС 3. «Мудрость не имеет границ»

На доске записаны русские пословицы. Я буду зачитывать иностранные пословицы, а вы подбираете нашу.

Русская «Из огня да в полымя».

Русская «У семи нянек дитя без глазу».

Русская «Любишь кататься – люби и саночки возить».

Русская «Яблоко от яблони недалеко падает»

(Упражнение «Волшебное озеро»)

— Сейчас, мы будем передавать друг другу зеркало, вы должны заглянуть внутрь, что-то там увидеть в «волшебном озере».

Там вы увидели самого уникального и неповторимого человека на свете, самого себя. Мы выяснили, что каждый человек это уникальная личность единственная в своем роде.

— Как мы должны относиться к себе?

Бережно, с любовью, с уважением, дорожить своей жизнью и жизнью окружающих, принимать себя такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом терпимость является толерантность. Произнесите это слово, — как, по-вашему, оно звучит?

(Ласково, как колокольчик, переливаясь, дружелюбно, по-дружески)

— Что нового вы узнали? Что такое толерантность? (Проявлять толерантность — значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.)

Заключение: Немецкий графический художник Хельмут Лангер создал эту эмблему.

  1. сострадание

  2. прощение

  3. сотрудничество

  4. уважение человеческого достоинства

  5. милосердие

  6. уважение прав других

  7. принятие другого таким, какой он есть

Толерантность – путь к миру и согласию.

Сейчас у всех хорошее настроение.

Давайте же относиться друг к другу так, как ты хочешь, чтобы относились к себе!

***Приложение (для индивидуальной работы учащихся)

*Урок МИРА И СОГЛАСИЯ*

На нашей планете более _______ государств, расположенных на __ континентах.

1. У всех людей есть общее – все они хотят жить _________________ , р_________________ , с__________________ , д__________________ и встречаться друг с другом, поэтому люди создали Всеобщую декларацию прав человека.

2. Запиши русские пословицы:

«Бежал от дождя – попал под ливень».

«Где много пастухов, там все овцы передохнут».

«Любишь танцевать – плати скрипачу».

«Сын леопарда тоже леопард».

3. Как мы должны относиться к себе?

Бережно, с л_____________ , с у__________________ , дорожить своей жизнью и жизнью окружающих, принимать себя такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом терпимость является слово

Т_Л_РАНТН_СТЬ

Давайте же относиться друг к другу так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе!

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории начальная школа:

Источник: https://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/klassniy-chas-urok-tolerantnosti-klass.html