Школьный сайт — Урок развития речи
Методическая разработка урока развития речи по русскому языку в 8 классе.
Тема урока. «Лебедь-храм Покрова на Нерли». Подготовка к сочинению-описанию памятника культуры.
Цели урока:
- подготовиться к сочинению-описанию памятника культуры;
- развить умение высказать и обосновать свою точку зрения;
- воспитать уважительное, бережное отношение к культуре прошлого, к памятникам древнерусского зодчества; обогатить эстетическое восприятие.
III. Слово учителя (рассказ о храме)
Слайд 3-5. Дом есть не только у человека, но храмы – только у людей. Они приходят к нам с неба. Во всем мире существует множество легенд о небесном происхождении храма: образ храма является его заказчику или строителю во сне, в таинственном видении, в откровении свыше. Христианский храм – это образ неба на земле, священное пространство, где человек общается с Богом.
Сегодня мы отправимся на экскурсию, чтобы понять красоту маленькой церкви, разобраться, зачем она нужна была человеку прошлого и столь необходима человеку, живущему ныне, а самое главное – совершить попытку описать эту каменную сказку – церковь Покрова на Нерли
Слайд 6.
Архитекторы всего мира называют церковь Покрова на Нерли «самым красивым храмом России» [3].
Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году.
В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм.
По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары.
Слайд 7. Храм был посвящен новому на Руси празднику — Покрова Богородицы. Эта церковь считается первой на Руси, посвященной празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Сей факт был призван свидетельствовать о том, что Владимирская земля находится в особом покровительстве у Богородицы.Слайд 8. Белокаменная церковь расположена на живописном лугу в месте, где река Нерль впадает в Клязьму. По преданию, это место указал сам князь Андрей Боголюбский.
Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание — искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в СЛАЙД 9,10 быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам.
Слайд 10. По своей архитектурной конструкции храм чрезвычайно прост. Это типичный для древнерусского зодчества четырёхстолпный, одноглавый, трёхапсидный храм крестовокупольного типа.
Церковь Покрова на Нерли отличает, отмеченная многими специалистами и исследователями, общая гармоничность и изысканность пропорций, она выглядит невесомой, словно парящей в воздухе.
Потрясающую картину можно наблюдать весной, когда храм, словно горящая свеча, возвышается к небу над разлитыми водами Нерли. Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами.
Ощущение подвижности и полета храму придают, слегка наклоненные внутрь стены, что практически незаметно, а так же бросающиеся в глаза вертикальные линии – высокие узкие окна, удлиненные колонки аркатурного пояса. Такие приемы зрительно увеличивают высоту здания.
Слайд 11. Стены церкви украшают резные рельефы. В композиции трёх фасадов храма центральной фигурой является восседающий на троне царь Давид с псалтырью в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются женские маски, птицы, и львы.
Церковь Покрова на Нерли сравнивают с невестой, называют вершиной творчества владимирских мастеров, поэмой запечатленной в камне, самым лирическим и непревзойденным шедевром во всей русской архитектуре. Этот белокаменный храм удивительно гармонично сочетается с окружающим пейзажем.
— Послушайте, как описывал Храм Покрова на Нерли Е.И. Осетров в книге «Живая Древняя Русь»:
— Вы видите, ребята, что Храм Покрова на Нерли не только восхищает, но и вдохновляет к творчеству. Я надеюсь, что мой рассказ вдохновил и вас
IV. Подготовка к сочинению.
— Ребята, а теперь давайте внимательно рассмотрим репродукции картин С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и С.А.Баулина «Храм Покрова на Нерли». Слайд 18.
— Что изображено на картинах? (На обеих иллюстрациях изображена церковь Покрова на Нерли)
— Выделите главное, на что обращает внимание каждый художник? (С.В.Герасимов показывает связь с природой, для С.А.Баулина важна архитектура)
— Ребята, представьте себе, что вы хотите поделиться впечатлениями со своим другом об изображённом на картинах. Какой из них вы отдадите предпочтение?
— А может быть, каждая из них имеет свои достоинства и обе нужны, чтобы получить более полное представление об этом уникальном сооружении XII века? (При описания памятника культуры важны обе картины для получения целостного восприятия)
— Как вы могли бы озаглавить текст? Почему? Слайд 20.
- «Храм Покрова на Нерли»
- «Поэма в камне»
- «Лебедь-храм»
- «Лебедь белокаменный»
- «Чудо на Нерли»
— В каком стиле вы будете писать сочинение? (Художественный)
— Что нам для этого понадобится? (Различные художественные средства: синонимы, эпитеты, метафоры, сравнения).
— Давайте поработаем над лексикой сочинения, найдем слова, обороты, при помощи которых мы опишем храм. (Учащиеся высказываются, наиболее удачные слова, предложения записываются в черновики.)
Рабочие материалы (как вариант): Слайд 21.
Белокаменная церковь; храм возвышается как белоснежный лебедь; лебедь-храм; белопенный храм; холодные своды храма; резное убранство храма; в воде отражается храм, как сказочное видение; благородные пропорции белого храма естественно вписываются в окружающий пейзаж; луговое среднерусское раздолье; духмяные травы; лазоревые цветы; песни жаворонков; архитектура – зодчество.
V. Рефлексия: Нужны ли храмы в наше время? ( Высказывания учеников)
VI. Подведение итогов.
— Ребята, вы должны написать сочинение, в котором вы не только расскажете о храме, об особенностях изображения храма на картинах Герасимова и Баулина, но и поделитесь своими впечатлениями о нем.
VII.Работа над черновиком.
VIII. /З: написать сочинение-описание храма Покрова на Нерли.
Список использованных источников.
1. http://www.liveinternet.ru/users/3726197/post159187070/
2. http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st003.shtml
3. http://cityvla.narod.ru/vlad6.htm
4.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E5%F0%EA%EE%E2%FC_%CF%EE%EA%F0%EE%E2%E0_%ED%E0_%CD%E5%F0%EB%E8
5. http://www.rusarch.ru/timofeeva3.htm
Презентация и аудио запись к уроку
Скачать аудио фаил
Скачать презентацию к уроку
Источник: https://shool4.ucoz.ru/index/urok_razvitija_rechi/0-4
Сочинение по картине Герасимова Церковь Покрова на Нерли 8 класс (описание)
Церковь Покрова на Нерли
Глядя на картину Герасимова «Церковь Покрова на Нерли», внутри возникает безмолвное чувство спокойствия. Рядом с ней, любому человеку искусства, захочется творить, вдохновляясь ее видом.
Эта церковь, стоящая на холме, что означает полную близость к Богу, манит прохожих своей таинственностью, невозмутимостью и блистательным куполом на свету. Купол прямо тянется к синему небу, демонстрируя свою неотразимость.
Церковь выстроена из белоснежного камня, на котором, возможно, виднеются маленькие трещинки из-за прошедших лет… Но это не мешает белоснежным стенам навевать на посетителей теплые и нежные чувства. На нее падают светлые и чистые лучики солнца.
Она построена князем Андреем Боголюбским, в честь своего сына, погибшего в бою. Может показаться, что церковь и была выстроена вместе с холмом, уж слишком подходящее вышло сочетание.
И пусть на картине строение изображается вдали, но все равно видны все ее мельчайшие детали, вплоть до рельефа на фасаде.
Отражение церкви в бегущем притоке как бы дает ей продолжение, представляя себя еще больше и красивей. Создается ощущение, будто она в отражении купается в облаках, которые на самом деле любуются ей свысока. Вокруг церкви нет никакой городской суеты.
Она окружена со всех сторон лишь природой, тишиной и полной гармонией. Прекрасные березы поют ей свою волшебную трель, окутывая легким ветерком. Рядом с холмом, стоит маленькая лодочка, помогающая перебраться с одного берега на другой.
Иначе как добраться до такой небесной красоты? Близь деревьев, можно наблюдать уходящих людей, явно шедших от церкви.
Немного приблизившись к первому плану, в наш взор падет юная девушка, прижавшая к себе руки, а юбка ее развивается на легком ветерке… Она любуется красотой природы и церкви. Рядом с ней бегает ребенок, еще не понимающий всей прелести пейзажа.Герасимов, рисуя свою картину, желал передать то теплое время года и яркость того дня. Это у него прекрасно получилось. Он подбирал яркие краски для всего, что только есть на картине. Зеленая трава, белое, словно вата, небо, белоснежный храм излучают теплоту того дня.
Картина способна вдохновлять и вызывать восхищение. Именно эти факторы и говорят о профессионализме художника. По сей день, эта картина пользуется большой популярностью у художников, фотографов, писателей, использующие ее в качестве собственного источника вдохновения.
Описание 2
Какая же это красивая картина! В ней столько света, столько нежных цветов…
Я очень люблю такое время года, когда весна переходит в лето. Мне кажется, что на картине как раз оно. Зелень ещё совсем свежая. Очень ярко выделяется белая церковь. У неё один купол, она смотрится так строго и торжественно.
Очень красиво изображена излучина реки. В воде отражаются облака, зелень – очень красиво.
На картине есть и герои. На переднем фоне женщина в бело-розовом. Она с маленьким ребенком. Может быть, это его первый выход на прогулку. То есть осознанный, не когда он спит в коляске и видит мир через занавеску. Вот малыш и играет с цветами и травами. Для него это целый новый огромный мир.
Справа ещё группка людей. Мне кажется, что это монахини. Возможно, они тут по делам храма – обмен опытом. Или они просто местные монахини, вот и идут с утренней службы на прогулку.
Слева на реке даже лодка. В ней никого нет. Наверное, турист зашел в церковь.
Рядом с церковью домики, деревья. Домики яркие и симпатичные. Понятно, что это не монастырь, а церковь – рядом с ней живут люди. Возможно, они связаны с церковью. Они могут продавать сувениры у входа, предлагать экскурсии по реке. Или просто это те люди, которым нравится прекрасный вид.
Вдали видна ещё одна часовня белая с характерным куполом. В общем, это такое намыленное место, где много памятников церковных. В смысле, просто древних церквей, которые действуют. Вот сюда и едут паломники со всего света. Даже странно, что тут пока не видно стоянки для автобусов. Хотя это могут быть старые времена.
Нравится мне картина. В первую очередь цветами: особенно приятен тут розовый (в облаках и в реке). Нравится ощущение спокойствия и радости, а ещё свежести. Красивая и светлая картина. Надеюсь, что на том месте в реальности так же красиво. И нет туристических автобусов!
Описание рассуждение по картине
Этот пейзаж уже захватывает мысли и взор, стоит только взглянуть на картину. Церковь, как олицетворение спокойствия и тишины вносит в душу непреодолимое желание посетить ее и побывать на службе. Ощутить то умиротворение, которое дает не только внешний ее фасад, но и то окружение природы, которое окутывает святую обитель своей необычайной красотой.
Автор картины удивительным образом использовал оттенки тонов, очаровывающих внутренний мир того, кто умеет любоваться истинной красотой. Ручей чистой прозрачной воды – подтверждение той ясности, какую несет церковь. Художник сумел изобразить цветовую гамму зелени как фон будущего, несущего зарождение жизни.
Основной мотив картины — церковь. Как красавица невеста в белом одеянии, сидящая на троне и охраняемая самой природой, она достойно украшает пейзаж и несет глубокий смысл в осмыслении мироздания и бытия. Заветный пригорок, на котором основана церковь, изображен мастером как специальный подмосток, способный сохранить этот памятник от любой опасности.
Это всенародное достояние способно притянуть любое существо, способное проникнуть в ее тайны. Ее внешний вид – это только начало того, что способно вызвать определенные порывы. Каждый купол церкви несет свою информацию. Это настоящий шедевр искусства древности, где верхний купол тянется к небу и завершается сводом плавного купола, дающего надежду на покровительство.Не только окружение церкви, но и пространство над ней говорит о любви создателя картины к своему творению, куда он вложил свои переживания и эмоциональный подъем. Красивые переливы небосвода объемно раскрывают свою глубину и полноту.
Эта картина поддерживает вечность в понимании современного поколения, отражая прошлое и сохраняя его в памяти.
Такое щедрое наследие русского художника способно раскрыть самые лучшие качества ценителей искусства, которые будут любоваться живостью его творения.
В нем очень ярко отражено совместное существование вечной природы и творения человека – святейшего места, где он может оставаться самим собой, раскрывая все свои тайны, мечты и желания.
Эта картина может воплотить мечты каждого, кто не может воочию увидеть изумительное строение предков. Стоит только увидеть это произведение на холсте – и мечты сбылись. Словно человек сам оказался на лужайке, близ церкви и стал свидетелем редчайшего подарка, оставленного ему для великого наслаждения созерцать чудо.
8 класс
Сочинение описание по картине Церковь Покрова на Нерли Герасимова
Холст «Церковь Покрова на Нерли» был написан художником, который по большей части писал пейзажи. В них он выражал скромную, однако, величавую красоту своей земли. Примером этому служит холст «Церковь Покрова на Нерли». Глядя на нее не один человек не может остаться равнодушным.
Воздвигнут Храм был при Андрее Боголюбском. В придании сказано, что князь сильно тосковал после гибели своего сына. В воспоминание о нем он воздвиг Храм, который построен на берегу речки и очаровывает всех своим блеском. Не был холоден к такому блеску и сам художник.
На картине в центре изображена церковь в один из солнечных дней. Ей художник отвел самое главное место в центральной части холста в объятиях шикарной природы, а вокруг простираются необъятные просторы.
Сама Церковь стоит на возвышении, словно величавый белокаменный сторож, обративший свою золотую голову в голубое небо с белыми пышными облаками. Эти облака делают картину совершенно необычной. Возникает такое чувство, что Храм возникает из земли совместно с возвышением, на котором стоит.А отблеск в воде – это его необыкновенное загадочное продолжение. Церковь выглядит, как будто она сделана не мастерами, а создана небесами.
На холсте также видны – прекрасный зеленый луг, за которым раскинула свои воды голубая речка.
Речка Нерль тихо пустила свои воды вокруг Церкви, Лодка раскачивается на воде, несмотря на то, что увидеть это невозможно. Это является в воображении зрителя. На противолежащем от Церкви берегу прохаживается молодая женщина с ребенком. Вдалеке видны поля и луга.
При взгляде на этот холст у зрителя возникает множество положительных чувств. А глядя на саму Церковь размышляешь про извечные ценности.
На холсте видно, что Храм изображен не сам по себе, он как будто маленькая Вселенная, которую показывает художник на своем холсте.
Роскошь соседствующей природы лишь выделяет утонченность и элегантность Церкви, которую создали человеческие руки. Здание кажется выразительным и воодушевленным.
Этот холст дает возможность испытать удовольствие от рассматривания Храма, даже тогда когда собственно созерцать его не удалось.
Другие интересные картины
← После дождя↑ Герасимов А.М.Дары осени →
Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-xudozhnika-gerasimova-a.m/sochinenie-opisanie-kartinyi-gerasimova-czerkov-pokrova-na-nerli