Уроки развития речи в 8-м классе
Преподавание русского языка
Добавлено: 2014.08.15
2776
Турантаева Наталья Гаврильевна, учитель русского языка и литературы
Цели:
Обучающие – обучить учащихся составлять связный текст.
Развивающие – развить творческую деятельность учащихся, навыки составления текста на основе личных впечатлений и воображения.
Воспитательные – пробудить чувства любви к окружающей среде.
Оборудование: картина природы во время грозы, текст с изложением демонстрирует проектор.
урока
I. Организационный момент
Учитель: Девиз наших уроков
Учащиеся:
Я ко всем наукам ключ имею Я со всей вселенною знаком Потому что я владею
Русским всеохватным языком
II. Слово учителя
Ребята, сегодня мы напишем изложение, но непростое изложение, а изложение с элементами сочинения. Перед вами текст «Гроза на озере Тургояк». Данный текст повествует нас о событии, которая происходила в прошлом.
По типу текст – повествование, стиль художественный. В тексте сообщается явление, которую переживает главный герой рассказа, мальчик, от лица которого и ведется повествование, рисуется художественный образ грозы.
Текст состоит из трех частей. В качестве зачина выступает первый абзац, который повествует о внезапно наступившей грозе, пугающей людей. Средняя часть представлена двумя микротемами: 1 микротема – «Путь к озеру», в которой повествуется о буйстве природы.
2 микротема может быть названа «Озеро во время грозы». Эта микротема во всех деталях раскрывается в предложениях с помощью глаголов со значением движения активного действия. Природа становится активным действующим лицом.
Эти глаголы вместе с обстоятельственными словами (ярче, ежеминутно, не переставая, трудно, громче) выражают повествовательную динамичность, создают ощущение силы, всеобщего движения, величия природы.
Благодаря глаголам звучания, зрительного восприятия глав, герой не только слышит, но и зрительно воспринимает происходящее. В этой части текста очень хорошо передано функционирование глаголов, которые выступают семантическим смыслом текста.
В этой части текста используется ЛСГ прилагательных обозначающих цвет.
Концовка выражена в последнем абзаце, которая выступает в качестве заключения текста. В нем говорится о возвращении главного героя домой. В тексте был создан яркий образ грозы, который запечатлелся у главного героя на всю жизнь.Текст демонстрируется на проекторе.
Гроза на озере ТургоякОднажды ночью меня разбудил крик сестры. Была гроза, гремел гром, и молния вспыхивала сразу во всех окнах. Сестра очень боялась грозы, зажмуривалась, лезла под одеяло, под матрац и утверждала, что все-таки видит молнию. Мать и няня возились с ней, им было не до меня. «А что с озером?» — подумал я. Издали слышно было, как оно ревет. И вот, обув сандалии и накинув пальтишко, я побежал к озеру. Такие грозы, наверное, бывают только на Урале. Гром грохотал, не переставая, молнии пронизывали лес, который был бы освещен ярче, чем днем, если бы не потоки воды, лившейся с неба. Я знал здесь каждый пенек, каждый корень, да к тому же все ежеминутно освещалось молниями.Но ветер гнал по дорожкам по дорожкам потоки воды, и добежать до озера было трудно, но я бежал к озеру; оно ревело, еще невидимое, ревело все громче, ветер оттуда становился все сильнее. Когда я прибежал к тому месту, где кончалось болотце, я вдруг почувствовал, что дождь стал лить как из ведра. Я вбежал на дюну и, схватившись за одно из деревьев, вдруг увидел, что это не дождь обдает меня с ног до головы, что это чудовищной величины волны, вздымающиеся на несколько сажен, взбегают на дюну и перекидываются через нее, сотрясая сосны, растущие на дюне, и грозя оторвать меня от дерева.Озеро было все молочно-голубое среди темных гор. Но вдруг наступала черная тьма, и тут же при свете молнии оно восставало снова молочно-голубым. Только неизменные очертания гор мрачно чернели на том берегу.Я простоял недолго, наверное, не больше трех минут. Больше нельзя было выдержать, я был точно избит бешеными потоками воды. Но то, что увидел, запечатлелось на всю жизнь…Возвращаться домой было еще труднее, чем идти к озеру. Молнии сверкали реже. В промежутках наступали черные провалы, дождь лил все сильнее, я оступался в лужи, спотыкался о пни, о камни, о корни. |
III. Составление плана
1. Гроза
2. Путь к озеру
3. Озеро во время грозы
4. Возвращение героя домой.
IV. Самостоятельное чтение текста
V. Учащиеся рассматривают картину и сопоставляют с ней прослушанный текст
VI. Словарная работа
(см. Приложение 1)
Предикаты | ||||
Глаголы звучания | Глаголыдвижения | Глаголызрительноговосприятия | Глаголыактивногодействия | ЛСГприлагательных,обозначающихцвет |
РеветьГреметьгрохотать | ИзбегатьПерекидыватьсяСотрясатьГнать | ВспыхиватьОсвещатьСверкать | ЛитьОбдаватьВздыматьсяСотрясать |
VII. Анализ текста и картины по вопросам
VIII. Сообщаем учащимся, что они могут свободно использовать текст изложения, передавая свое видение и понимание изображенного на картине пейзажа.
IX. Написание работы
Урок 2. Изложение с элементами сочинения (5 класс)
Цель:
1) развить творческую деятельность учащихся;
2) пробудить чувство любви к окружающей среде, природе;
3) научить последовательно излагать свои мысли.
урока
I. Организационный момент
II. Задание перед чтением
1) Подумать, как можно озаглавить этот текст.
2) Определить основную мысль текста.
III. Чтение текста
Писать о лесах – мое любимое занятие, в некотором смысле даже гражданская обязанность. О судьбах лесов написано немало, но время снова и снова возвращает нас к этой теме. Необыкновенно важна роль леса в жизни человека. Лес дал человеку первые орудия труда и снабдил человека пищей, одеждой, дал кров. Современная цивилизация началась с изобретения бумаги и книги, материал для которых дал все тот же лес.Лес пока продолжает служить человеку свою верную службу. Однако люди давно заметили, что леса на земле катастрофически быстро исчезают. Ученые всего мира приходят к общему выводу, что дальнейшее сокращение лесов нежелательно и даже опасно.Леса поднимают урожайность полей, дают приют диким животным, и, наконец, леса служат объектом для многих наук…(По В.Чивилихину) |
IV. Беседа
1) Передать сжато основную мысль текста.
2) Определить тип и стиль текста.
V. Словарная работа
Объяснить правописание предложенных слов, обозначив орфограммы:
О л…сах, обяза…ость, написано (не) мало, ч…в…лизация, и…чезая, к…рмил, к…т…строфически быстро и…чезают, служат об…ектом.
VI. Повторное чтение текста
VII. Составление плана
VIII. Написание изложения
IX. Написать небольшое сочинение о важности охраны природы
Вспомните факты жестокого отношения к природе среди сверстников;
Расскажите об известных вам случаях бережного отношения к природе.
VIII. Написание сочинения
Источник: https://metodic-school.ru/?m=1852
Урок 1. Изложение с элементами сочинения (8 класс)
Цели:
Обучающие – обучить учащихся составлять связный текст.
Развивающие – развить творческую деятельность учащихся, навыки составления текста на основе личных впечатлений и воображения.
Воспитательные – пробудить чувства любви к окружающей среде.
Оборудование: картина природы во время грозы, текст с изложением демонстрирует проектор.
урока
I. Организационный момент
Учитель: Девиз наших уроков
Учащиеся:
Я ко всем наукам ключ имею Я со всей вселенною знаком Потому что я владею
Русским всеохватным языком
II. Слово учителя
Ребята, сегодня мы напишем изложение, но непростое изложение, а изложение с элементами сочинения. Перед вами текст «Гроза на озере Тургояк». Данный текст повествует нас о событии, которая происходила в прошлом.
По типу текст – повествование, стиль художественный. В тексте сообщается явление, которую переживает главный герой рассказа, мальчик, от лица которого и ведется повествование, рисуется художественный образ грозы.
Текст состоит из трех частей. В качестве зачина выступает первый абзац, который повествует о внезапно наступившей грозе, пугающей людей. Средняя часть представлена двумя микротемами: 1 микротема – «Путь к озеру», в которой повествуется о буйстве природы.
2 микротема может быть названа «Озеро во время грозы». Эта микротема во всех деталях раскрывается в предложениях с помощью глаголов со значением движения активного действия. Природа становится активным действующим лицом.
Эти глаголы вместе с обстоятельственными словами (ярче, ежеминутно, не переставая, трудно, громче) выражают повествовательную динамичность, создают ощущение силы, всеобщего движения, величия природы.
Благодаря глаголам звучания, зрительного восприятия глав, герой не только слышит, но и зрительно воспринимает происходящее. В этой части текста очень хорошо передано функционирование глаголов, которые выступают семантическим смыслом текста.
В этой части текста используется ЛСГ прилагательных обозначающих цвет.
Концовка выражена в последнем абзаце, которая выступает в качестве заключения текста. В нем говорится о возвращении главного героя домой. В тексте был создан яркий образ грозы, который запечатлелся у главного героя на всю жизнь.Текст демонстрируется на проекторе.
Гроза на озере Тургояк Однажды ночью меня разбудил крик сестры. Была гроза, гремел гром, и молния вспыхивала сразу во всех окнах. Сестра очень боялась грозы, зажмуривалась, лезла под одеяло, под матрац и утверждала, что все-таки видит молнию. Мать и няня возились с ней, им было не до меня. «А что с озером?» — подумал я. Издали слышно было, как оно ревет. И вот, обув сандалии и накинув пальтишко, я побежал к озеру. Такие грозы, наверное, бывают только на Урале. Гром грохотал, не переставая, молнии пронизывали лес, который был бы освещен ярче, чем днем, если бы не потоки воды, лившейся с неба. Я знал здесь каждый пенек, каждый корень, да к тому же все ежеминутно освещалось молниями. Но ветер гнал по дорожкам по дорожкам потоки воды, и добежать до озера было трудно, но я бежал к озеру; оно ревело, еще невидимое, ревело все громче, ветер оттуда становился все сильнее. Когда я прибежал к тому месту, где кончалось болотце, я вдруг почувствовал, что дождь стал лить как из ведра. Я вбежал на дюну и, схватившись за одно из деревьев, вдруг увидел, что это не дождь обдает меня с ног до головы, что это чудовищной величины волны, вздымающиеся на несколько сажен, взбегают на дюну и перекидываются через нее, сотрясая сосны, растущие на дюне, и грозя оторвать меня от дерева.Озеро было все молочно-голубое среди темных гор. Но вдруг наступала черная тьма, и тут же при свете молнии оно восставало снова молочно-голубым. Только неизменные очертания гор мрачно чернели на том берегу. Я простоял недолго, наверное, не больше трех минут. Больше нельзя было выдержать, я был точно избит бешеными потоками воды. Но то, что увидел, запечатлелось на всю жизнь… Возвращаться домой было еще труднее, чем идти к озеру. Молнии сверкали реже. В промежутках наступали черные провалы, дождь лил все сильнее, я оступался в лужи, спотыкался о пни, о камни, о корни. |
III. Составление плана
1. Гроза
2. Путь к озеру
3. Озеро во время грозы
4. Возвращение героя домой.
IV. Самостоятельное чтение текста
V. Учащиеся рассматривают картину и сопоставляют с ней прослушанный текст
VI. Словарная работа
(см. Приложение 1)
Предикаты |
||||
Глаголы |
Глаголы |
Глаголызрительного восприятия |
Глаголыактивного действия |
ЛСГприлагательных,обозначающих цвет |
Реветь Греметь грохотать |
Избегать Перекидываться Сотрясать Гнать |
Вспыхивать Освещать Сверкать |
Лить Обдавать Вздыматься Сотрясать |
VII. Анализ текста и картины по вопросам
VIII. Сообщаем учащимся, что они могут свободно использовать текст изложения, передавая свое видение и понимание изображенного на картине пейзажа.
IX. Написание работы