chvuz.ru

УРОК ИСТОРИИ 5 класс. ПИСЬМЕННОСТЬ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ШКОЛА. НАУЧНЫЕ ПОЗНАНИЯ.

План-конспект урока. Тема урока: Особенности древнеегипетского письма. Научные знания. Хвалютина Алевтина Валентиновна

План-конспект урока. Тема урока: Особенности древнеегипетского письма. Научные знания. — страница №1/1

План-конспект урока.

Тема урока: Особенности древнеегипетского письма. Научные знания.

  1. Хвалютина Алевтина Валентиновна
  2. Место работы: МКОУ Белышевская СОШ
  3. Должность: учитель
  4. Предмет: всеобщая история
  5. Класс 5
  6. Тема урока: Особенности древнеегипетского письма. Научные знания.
  7. Базовый учебник: Вигасин А.А. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2011.
  8. Цель и задачи урока: открытие учениками, совместно с учителем, особенностей древнеегипетского письма и научных знаний, приобретение навыка применения новых знаний при решении творческих задач

Задачи:

Обучающие:

— познакомить учащихся с особенностями древнеегипетского письма, научных знаний;

— приобрести умения применять изученный материал для решения творческих задач;

— закрепить полученные знания при решении практических задач.

Развивающие:

— развивать умения обнаруживать и обосновывать необходимость в развитии письменности и научных знаний для древних египтян;

— развивать мышление, навыки аргументированной речи, навыки доказательного воспроизведения в процессе деятельности.

Воспитательные:

— воспитывать познавательную активность и уважение к мировой культуре;

— повышать интерес к предмету.

9. Тип урока: урок изучения нового материала.

10.Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

11. Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, карта «Древний Египет», раздаточный материал по теме, авторская презентация по теме.

12.Структура и ход урока:

1. Организационный момент, актуализация и мотивация

2. Текущий контроль знаний.

3. Объяснение нового материала.

4. Физкультминутка.

5. Первичное закрепление материала.

8. Рефлексия. Итоги урока.

9. Домашнее задание.

10. Использованная литература.

Приложения к плану-конспекту урока:

  1. Конспект урока.
  2. Технологическая карта урока.
  3. Перечень использованных ЭОР.

Ход урока:

1.Организационный момент:

Учитель организует учебную деятельность учащихся, сообщает о принадлежностях, которые потребуются на уроке, сообщает цель и задачи урока, мотивируя деятельность учащихся.

2.Проверка знаний по пройденному материалу:

1. Текущий контроль знаний. Выполнение заданий теста по предыдущей теме. Самоконтроль ответа по открытой по истечении времени работы презентации. Самоанализ работы над тестом.

2. Игра «Я знаю, что в Древнем Египте…». Вовлечение в деятельность, инвентаризация знаний учащихся по пройденным темам.

Учитель начинает, учащиеся продолжают и по очереди произносят по одному предложению, заканчивая указанную учителем фразу (условие – не повторять уже сказанное). Я знаю, что в Древнем Египте на западном береге реки Нил (показывает). были построены пирамиды. Я знаю, что в Древнем Египте … «Я знаю, что в Древнем Египте при строительстве … использовались научные знания».

3. Изучение нового материала:

Учитель сообщает тему урока и просит учащихся сформулировать задачи на урок. Тема урока записывается в тетради.

1.Древнеегипетские школы. Учитель листает открытую при контроле знаний компьютерную презентацию и начинает рассказ: Вы уже пятый год ходите в школу. Сейчас школа – это отдельно стоящее здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах – подумайте, кто выступал в роли учителей? (Учителями в школах были жрецы).

Как вы думаете, кого готовили в египетских школах? Там готовили чиновников-писцов (показывается изображение писца). Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни. В наши дни в школе учатся все дети без исключения.

Скажите, сколько лет сейчас продолжается обучение? В Древнем Египте срок обучения был очень длинным и иногда достигал от 5 до 17-ти лет. Как вы думаете, все ли дети могли учиться в древнеегипетской школе. (Там могли учиться только дети состоятельных родителей). Главной целью обучения было подготовить чиновников, владеющих письмом и математическими расчетами.

Обучение было платным, и позволить себе дать образование детям могли лишь состоятельные египтяне. В школах в основном учили письму и счету.

2.Письменность. Вспомните: когда вы пришли в школу, каким действиям вас обучали в первую очередь? (Читать, писать и считать). Мы с вами сегодня познакомимся с древнеегипетской письменностью.

В Древнем Египте письменность возникла раньше, чем во всех остальных странах мира, более 5000 лет назад, когда знаний накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти и устно передавать другим. Это привело к изобретению письма. Первыми знаками для письма были рисунки.

Вначале египтяне использовали простую форму рисуночного или, как его называют, пиктографического письма, аналогичную тем, какими пользовались все первобытные народы мира. Стены египетских храмов и гробниц, саркофаги, глиняные сосуды покрыты загадочными письменами.

Знаете ли вы, как назывались египетские буквы? (Иероглифы, что в переводе означает “священное письмо”). Так назвали их древние греки. Когда они их увидели, сочли их священными, выполненными жрецами. «Иероглифы» с древнегреческого буквально переводится как «священная резьба». Учитель пишет на доске и ученики записывают в тетради новый термин «иероглифы».

Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам. Иероглифы были просто рисунками, каждый из которых представлял реальный физический объект. Солнце изображалось в виде диска, луна – в виде полумесяца, вода – волнистой линией, человек – фигуркой. Иероглифическое письмо совершенствовалось. Знаки могли означать слова, явления и понятия, позже – звуки.

Вспомните, сколько букв в русской азбуке? (33). Иероглифов было намного больше – 750. Особенность древнеегипетского письма состояла в том, что гласные при письме не обозначались, одним иероглифом можно было передать два или три согласных звука. Была еще одна группа иероглифов, которая не произносилась при чтении, это были знаки-определители.

Задание: Давайте рассмотрим рисунок в учебнике, параграф 12, п.1, стр. 60. Как вы думаете, легко ли было овладеть грамотой в Древнем Египте? А легко ли было разгадать это письмо? Давайте заслушаем сообщение, которое подготовил нам ученик. Заслушивание сообщения об открытии секрета письма французским ученым Шампольоном.

Сообщение ученика о Франсуа Шампольоне: В начале ХIХ века секрет египетских иероглифов был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском.

По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита. причина, почему так долго не удавалось её расшифровать, — отсутствие гласных в египетском письме (посмотрите в учебнике рисунок на стр.

62 внизу). Запишите в тетради фамилию и имя французского ученого.

Учитель: умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом. В Египте было много школ. «Ухо мальчика на спине его, и он слушает лучше, когда его бьют», — любили повторять учителя.

Дело было в том, что обучение письму давалось с большим трудом.

Подумайте, почему никто не говорил: «Ухо девочки на её спине?» Школа готовила писцов – чиновников фараона, поэтому девочек в школах не учили (лишь немногие египтянки владели грамотой).

Учитель предлагает ученикам выполнить задание: представьте, что в оказались в древнеегипетской школе на уроке и вам нужно составить предложение. Сделайте это, пользуясь знаками-иероглифами на стр. 60 учебника. Варианты: А теперь поменяемся с соседом по парте тетрадями и попробуем прочитать, что получилось.

Как вы думаете, что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? (Нужен материал для письма и письменные принадлежности). Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага — “папир” (papier), по-английски – “пэйпе” (paper), по-французски – “папьё” (papier), по-испански – “папель” (papel).

По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова, папирус. Его изготавливали так: выбирали растения с длинным стволом, удаляли твердую оболочку, а рыхлую сердцевину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой ствол. При этом одна полоска вплотную примыкала к другой.

Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперек первого слоя. Получалась кладка из двух слоев. Её помещали под тяжесть: из растения выделялось клеящееся вещество, прочно скреплявшее между собой все полоски. Неровности по краям обрезали, получался прямоугольный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплывались чернила.

Затем просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали молотком, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу. Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать так, как складываются листы в современной книге.

Поэтому листья папируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки, свитки. Папирус – запишем в тетради.

Задание: Рассмотрите на рисунке учебника, стр. 61 письменные принадлежности и попробуйте объяснить, как ими пользовались.

Как вы думаете, чему еще обучали в египетской школе, кроме письма? (Счету). На каком уроке вы сейчас учитесь считать? (На математике). Вспомните, какие группы населения были в Древнем Египте (фараон, вельможи, воины, земледельцы, ремесленники, рабы). Давайте подумаем, кому из них приходилось считать? Подведем итог: считать приходилось всем. Какая наука возникла из этих знаний? (Арифметика – это один из разделов математики). Все полученные вычисления нужно было записывать. Египтяне использовали для этого специальные знаки. Давайте вместе с вами определим, какое число здесь записано. Учитель открывает презентацию и показывает иероглифы. Ученики отгадывают и записывают число на маркерной доске. Чем сложна и неудобна эта система записи? (Она слишком громоздкая). Другая наука, которая тоже зародилась в Древнем Египте – геометрия. Это слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: “гео” – земля и “метрос” – измерять. Как мы переведем слово “геометрия” на русский язык? (Измерение земли)

Давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю (После разлива Нила египтянам необходимо было восстановить границы между участками земли, которые размыла вода, очистить дамбы, каналы. Восстанавливая эти границы, крестьяне ежегодно измеряли землю.

Тем же занимались и чиновники – но для чего? – чтобы определить размер налога с каждого участка).

Где еще были необходимы измерения и расчеты? Люди какой профессии не могли обойтись без знания геометрии? Вспомните постройки египтян.

(При строительстве пирамиды нужно было знать ее высоту, длину основания, уметь строить прямые углы).

Как египтяне делали измерения? Египетская система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения – ладонь, она состояла из 4 пальцев.

5. Первичное закрепление материала

Задания для отработки записи чисел при помощи египетских цифр: запишите древнеегипетскими знаками число 1148 (кто сделает первым, пишет его на доске),

  1. запишите числа по вариантам: 1 вариант – 416, 2 вариант – 324
  2. Задания: — измерьте длину и ширину своей парты (в локтях и ладонях); свой учебник (в ладонях); ручку (в пальцах) и запишите в тетради.

8.Подведение итогов урока

Проговариваются задачи урока. Что нового мы узнали? Что мы делали на уроке?

Рефлексия. Ребятам по очереди предлагается высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

    1. Сегодня я узнал…
    2. Я выполнял задание…
    3. Я научился…
    4. Я понял…
    5. Я смог…
    6. Мне было трудно…
    7. Мне было интересно…
    8. Меня удивило…
    9. Мне захотелось…
    10. У меня получилось…
    11. Теперь я могу…

9.Домашнее задание.

Дифференцированное:

1 группа: На уроке мне все было понятно – Составить кроссворд по теме урока из 5-7 слов.

2 группа: На уроке я не все понял – Параграф 12 пересказ.

3 группа: На уроке я плохо понял — Параграф 12 прочитать и ответить устно на вопросы.

10.Использованная литература

  1. Годер Г.И. Изучение истории древнего мира в 5 классе. – М.: Просвещение, 1972.
  2. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Египет: земля фараонов (Энциклопедия “Исчезнувшие цивилизации”), — М.: ТЕРРА, 1997.
  4. Ранние цивилизации (Иллюстрированная мировая история). – М.: РОСМЭН, 1994.
  5. Смирнов С.Г. Задачник по истории древнего мира. – М.: МИРОС, 1994.
  6. Презентация к уроку «Особенности древнеегипетского письма. Научные знания».
  7. Трунова Т.А., Шамаева К.Л. «Урок истории в 5-от классе «Образование в Древнем Египте», фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/310754/
  8. О.В.Арасланова «Поурочные разработки по истории Древнего мира» М.,«ВАКО» 2004г.
  9. Северина О.А. История древнего мира. 5 класс. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. Часть 1. Волгоград, 2003.

Источник: http://davaiknam.ru/text/plan-konspekt-uroka-tema-uroka-osobennosti-drevneegipetskogo-p

Конспект урока истории в 5 классе тема «письменность и знания древних египтян» цели урока

1. Проверка знаний по пройденным темам:

А) разминка – «Я знаю, что в Древнем Египте…» (ученики по очереди произносят по одному предложению, заканчивая указанную фразу, повторяться нельзя. Учитель выдвигает закладку и начинает: «Я знаю, что Древний Египет расположен по берегам Нила».

Б) работа с картой – на интерактивной доске карта «Древний Египет» и ученики по очереди выходят к доске и открывают задании на доске (нажимают на желтые прямоугольники) и выполняют задания с картой:

— Где располагается страна Египет?

— Что такое «дельта»?

— Почему на карте земли вдоль Нила окрашены зеленым цветом? Что на карте обозначено желтым цветом?

— Покажите две столицы Египта?

— В каком направлении были совершены военные походы фараонов?

В случае, если необходимо увеличить карту при ответе ученики используют свойство «Волшебного пера» (панель управления).

2. Организационный момент:

Учитель сообщает тему урока и просит их сформулировать задачи на урок. Тема урока записывается в тетради.

1. Школы в Древнем Египте

Учитель открывает шторку на доске и начинает рассказ: Вот уже пятый год вы ходите в школу. Сейчас школа – это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах – подумайте, кто выступал в роли учителей? (Учителями в школах были жрецы).

Объект – картинка имеет ссылку на следующий слайд.

Как вы думаете, кого готовили в египетских школах? Там готовили чиновников-писцов (открывается шторка и показывается изображение писца). Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни.

В наши дни в школе учатся все дети без исключения. Сколько лет сейчас продолжается обучение? В Древнем Египте срок обучения был очень длинным и иногда достигал 15-ти лет. Предположите, все ли дети могли учиться в древнеегипетской школе. (Там могли учиться только дети состоятельных родителей).

2. Письменность

Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким действиям, вас обучали в первую очередь? (Читать, писать и считать). Давайте поближе познакомимся с древнеегипетской письменностью.

Первыми знаками для письма были рисунки. Знаете ли вы, как назывались египетские буквы?

(Иероглифы, что в переводе означает “священное письмо”).

Учитель выдвигает закладку (!) и ученики записывают в тетради новый термин «ИЕРОГЛИФЫ».

Учитель продолжает рассказ: Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам.

  1. Вспомните, сколько букв в русской азбуке? (33). Иероглифов было больше – 750.

  2. Многие слова изображались рисунками.

Учитель нажимает на прямоугольник и предлагает ученикам выполнить задание: предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: “солнце”, “идти”, “плакать”(ученики на маркерной доске чертят возможные иероглифы для обозначения этих слов и демонстрируют учителю). Подумайте, всегда ли был удобен такой способ изображения?

  1. В египетском письме не было гласных букв. Давайте подумаем, чем это было неудобно.Например, у нас есть иероглиф “СЛ” – какие слова он может обозначать?(Село, сало, сила, осел, если, сел, соло).

Ученик выходит к доске и выбирает гласные буквы для составления слов (метод множественного клонирования).

Так почему же было так сложно учиться в египетской школе? (Много иероглифов, их сложно выучить). Где можно встретить надписи, сделанные иероглифами? (На стенах пирамид, на обелисках, в храмах).

Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность?(Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой).

А как был раскрыт секрет египетских иероглифов?

У доски сообщение ученика о Франсуа Шампольоне: Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном.

В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию.

Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита.

Ученик нажимает на плиту и надпись под ней, все исчезает.

Как же Франсуа Шампольон прочел египетские надписи? Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый. Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона.

На слайде увеличивается картинка иероглифов, ученик маркером подписывает буквы маркерами.

Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок. Что он означает? (Солнце). Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца (Ра). Что получается? Имя какого фараона напоминает вам это слово? (Рамсес)

Попробуем разгадать друг другую надпись.

Увеличивается другой рисунок.

Первый знак изображал птицу Ибис, а два других были ему уже знакомы (“м” и “с”). Вспомните, кто из египетских богов изображался в виде ибиса (Бог Тот). Имя какого фараона вам напоминает получившееся слово? (Тутмос).

Учитель продолжает: Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? (Нужен материал для письма и письменные принадлежности).

Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно.

Например, по-немецки бумага — “папир” (papier), по-английски – “пэйпе” (paper), по-французски – “папьё” (papier), по-испански – “папель” (papel).

По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова. Что это за слово? (Папирус) – учащимся демонстрируются папирусы.

Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать так, как складываются листы в современной книге. Предположите, как могли хранить древние папирусы. Как бы вы это делали, будучи на месте древних египтян? Листы папируса склеивали в длинные полосы, которые затем сворачивали в трубки, и получались свитки.

Объект картинка «папирус» имеет ссылку на следующий слайд – изображение египетских книг (свитков).

3. Знания египтян:

Как вы думаете, чему еще обучали в египетской школе, кроме письма? (Счету). На каком предмете вы сейчас учитесь считать? (На математике). Вспомните, какие группы населения были в Древнем Египте (фараон, вельможи, воины, земледельцы, ремесленники, рабы).

У доски ученик выполняет задание расположить жителей: фараон, воины, ремесленники, земледельцы, вельможи в соответствии с занимаемым в обществе положением). Название жителей перемещаются.

Когда мы считаем, то на какой вопрос отвечаем? (Сколько?) Давайте подумаем, кому из них приходилось отвечать на этот вопрос.

Подведем итог: считать приходилось всем. Какая наука возникла из этих знаний? (Арифметика – это один из разделов математики). Все полученные вычисления нужно было записывать. Египтяне использовали для этого специальные знаки.

Давайте вместе с вами определим, какое число здесь записано. Учитель открывает шторку и показывает иероглифы. Ученики отгадывает и записывают число на маркерной доске.

Задания для отработки записи чисел при помощи египетских цифр:

  1. запишите древнеегипетскими знаками число 1148 (кто сделает первым, пишет его на доске),

  2. запишите числа по вариантам: 1 вариант – 416, 2 вариант – 324 (одновременно 2 ученика работают у доски).

Чем сложна и неудобна эта система записи? (Она слишком громоздкая).

Другая наука, которая тоже зародилась в Древнем Египте – геометрия. Это слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: “гео” – земля и “метрос” – измерять. Как мы переведем слово “геометрия” на русский язык? (Измерение земли)

Давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю (После разлива Нила египтянам необходимо было восстановить границы между участками земли, которые размыла вода, очистить дамбы, каналы. Восстанавливая эти границы, крестьяне ежегодно измеряли землю. Тем же занимались и чиновники – но для чего? – чтобы определить размер налога с каждого участка).

Где еще были необходимы измерения и расчеты? Люди какой профессии не могли обойтись без знания геометрии? Вспомните постройки египтян. (При строительстве пирамиды нужно было знать ее высоту, длину основания, уметь строить прямые углы).

Как египтяне делали измерения? Египетская система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения – ладонь, она состояла из 4 пальцев.

Задания: — измерьте длину и ширину своей парты (в локтях и ладонях); свой учебник (в ладонях); ручку (в пальцах).

4. Итог урока:

Проговариваются задачи урока.

Ребятам по очереди предлагается высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Домашнее задание.

Источник: http://textarchive.ru/c-2764638.html