Конспект урока по физике в 9 классе «Свободное падение тел» (с применением ИКТ)
Наша кнопка
Скачать материал
Конспект урока по физике в 9 классе«Свободное падение тел»
подготовил
учитель физики
Соснин Семен Николаевич
п. Авнюгский
2013
Цели урока:
Обучающая: Формирование знаний о свободном падении тел, показать её практическое применение.
Развивающая: развивать умение производить наблюдения, делать выводы, обобщать, умение сравнивать, умение выделять главное в тексте.
Воспитывающая: воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе; формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир.
Дидактический тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
- трубка Ньютона с принадлежностями
- мультимедийный проектор
- компьютер
План урока
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний (слайд 2).
-
Мотивация.
-
Изучение нового материала (слайд 3-13).
-
Рефлексия учебная (слайд 14).
-
Закрепление нового материала (слайд 15).
-
Домашнее задание (слайд 16).
Ход урока.
1. Организационный момент.
Готовность учеников к уроку.
2. Актуализация знаний (слайд 2)
Третий закон Ньютона. Вариант 1.
-
Какая формула правильно отражает смысл третьего закоu001fна Ньютона?
-
Могут ли уравновешивать друг друга силы, возникающие при взаимодействии?
-
Да, так как они направлены в одну сторону
-
Нет, так как они противоположно направлены
-
Нет, так как они приложены к разным телам
-
Среди ответов нет правильного.
-
Полосовой магнит массой т поднесли к массивной стальu001fной плите массой М. Сравните силу действия магнита на плиту F1 с силой действия плиты на магнит F2.
4.Столкнулись грузовой автомобиль массой 3 т в легковой автомобиль массой 1,2 т. Грузовой автомобиль в результате удара стал двигаться с ускорением 6 м/с2. С каким ускореu001fнием двигался легковой автомобиль сразу после аварии?
1) 2,5 м/с2 3) 12,5 м/с2
2) 5 м/с2 4) 20 м/с2
5. Два ученика растягивают динамометр в противоположные стороны с силами 10 Н каждый. Один ученик держит корпус динамометра, второй — пружину. Каково показаu001fние динамометра в этом случае?
1) 0 Н 3) 20 Н
2) 10 Н 4) Среди ответов нет правильного
Третий закон Ньютона. Вариант 2.
1. Как направлены силы, возникающие при взаимодействии тел?
-
В одну сторону
-
В противоположные стороны
-
Перпендикулярно друг другу
-
Среди ответов нет правильного.
2. Самолет притягивается к Земле с силой 250 кН. С какой силой Земля притягивается к самолету?
1. 0 Н
2. 250 кН
3. 500 кН
4. Среди ответов нет правильного.
3. На рисунке приведены условu001fные изображения Земли, леu001fтающей тарелки и вектора Fт силы притяжения тарелки Земu001fлей. Масса летающей тарелки примерно в 1018 раз меньше массы Земли, и она удаляется от Земли. Вдоль какой стрелка (1 или 2) направлена и чему равна по модулю сиu001fла, действующая на Землю со стороны летающей тарелки?
1. Вдоль 1, равна Fm.
2. Вдоль 2, равна Fm.
3. Вдоль 1, в 1018 раз меньше Fm.
4. Вдоль 2, в 1018 раз больше Fm…
4. Человек массой 50 кг, стоя на коньках, отталкивает от сеu001fбя шар массой 2 кг силой 20 Н. Какое ускорение получает при этом человек?
-
0.2 м/с2 3) 0,8 м/с2
-
0,4 м/с2 4) 10 м/с2
5. Два человека тянут веревку в противоположные стороны силами по 100 Н каждая. Разорвется ли веревка, если она выдерживает натяжение не выше 190 Н?
1. Разорвется.
2. Не разорвется.
3. Нельзя однозначно ответить на вопрос.
4. Для ответа не хватает данных.
3. Мотивация.
Учащимся предлагаем ответить на несколько вопросов.
-
Могут ли перышко и кирпич с одной и той же высоты упасть на землю за одинаковое время?
4. Изучение нового материала (слайд 3-13).
Вариант 1.
Для изучения темы урока загружаем материал, используя ссылку:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc793-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_11.swf
Если скорость интернета мала или его нет, весь материал для изучения темы находится на слайдах презентации.
Вариант 2.
Свободное падение — это движение тел только лишь под действием притяжения Земли (под действием силы тяжести).
В условиях Земли падение тел считается условно свободным, т.к. при падении тела в воздушной среде всегда возникает еще и сила сопротивления воздуха.
Идеальное свободное падение возможно лишь в вакууме, где нет силы сопротивления воздуха, и независимо от массы, плотности и формы все тела падают одинаково быстро, т. е. в любой момент времени тела имеют одинаковые мгновенные скорости и ускорения.Наблюдать идеальное свободное падение тел можно в трубке Ньютона, если с помощью насоса выкачать из неё воздух.
Выводы из опытов (учебник и трубка Ньютона).
1. В данном месте Земли все тела независимо от их масс и других физических характеристик совершают свободное падение с одинаковым ускорением.
(Из опыта, приведённого в учебнике о свободном падении шарика, который фотографировали стробоскопическим методом, следует, что шарик в свободном падении двигался равноускоренно. Так как, модули векторов перемещений, совершаемых шариком при свободном падении за последовательные равные промежутки времени, образуют ряд последовательных нечетных чисел.)
2. Свободное падение шарика происходит с ускорением 9,8 м/с2 .
Из рисунка 27 видно, что с момента начала движения шарик прошел 1,23 м за 0,5 с, причем его начальная скорость была равна нулю. По этим данным можu001fно вычислить модуль вектора ускорения движения шарика, выразив его из формулыu001f
а =
а = = 2 · = 9,84 м/с2 ≈ 9,8 м/с2 .
3. Все тела, независимо от их масс, форм и размеров, совершают свободное падение совершенно одинаково.
5. Рефлексия учебная (слайд 14).
1. Что называется свободным падением?
Ответ. Свободное падение — это движение тел только лишь под действием
притяжения Земли ( под действием силы тяжести).
2. Чему равно ускорение свободного падения?
Ответ. Ускорение свободного падения на Земле приблизительно
равно : g = 9,81м/с2.
3. Кто первым пришел к выводу, что ускорение свободного падения не зависит от массы тела?
Ответ. Галилео Галилей.
6. Закрепление нового материала (слайд 15).
1. Определите глубину колодца, если свободно паu001fдающий в него камень достигает поверхности воды спустя 2 с после начала падения.
Ответ. 20 м.
2. Высота башни Московского телевизионного центu001fра 532 м, а высота нового здания Московского университета (со шпилем) 240 м. Кусочки строительного материала уроu001fнили из самых высоких частей этих сооружений. За какое время они упадут на землю?
Ответ. ≈ 10,3 с, ≈ 7 с.
3. Из пожарного насоса бьет струя воды на высоту 19,6 м. С какой скоростью она выбрасывается насосом?
Ответ. ≈ 20 м/с.
4. Какой путь пройдет свободно падающее тело за восьu001fмую секунду?
Ответ. 75 м.
7. Домашнее задание (слайд 16).
§ 13. Упражнение 13. № 1, 2.
Литература:
-
Перышкин А.В. Физика 9 кл.- Москва: Дрофа, 2009.
-
Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9.- Москва: Просвещение, 2008.
-
Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9.- Москва: Экзамен, 2010.
-
Источники иллюстраций, Интернет-ресурсы:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc793-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_11.swf
http://class-fizika.narod.ru/9_13.htm
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Ещё документы из категории физика:
Источник: https://doc4web.ru/fizika/konspekt-uroka-po-fizike-v-klasse-svobodnoe-padenie-tel-s-primen.html
Свободное падение тел
В механике рассматривают три вида сил. Это гравитационные силы, силы трения и силы упругости. Две последние разновидности (силы трения и силы упругости) определяются тем, как взаимодействуют между собой атомы и молекулы вещества, происхождение этих сил является электромагнитным.
Что касается гравитационных сил, само название «гравитационный» происходит от латинского «гравио», что означает «тяжесть». Как видите, эти силы связаны с взаимодействием тел, обладающих массой.
Свободное падение
Итак, давайте поговорим о том, что же такое свободное падение тел и как оно связано с гравитационным взаимодействием.
Определение: свободным падением тел называют движение, которое совершается под действием силы тяжести.
Сила тяжести – это сила, которая определяет взаимодействие тела вблизи поверхности Земли непосредственно с самой Землёй.
Ускорение свободного падения
Если мы говорим о силе тяжести, то необходимо вспомнить, что по второму закону Ньютона сила тяжести определяется как произведение массы тела на ускорение.
В данном случае ускорением является величина, которую называют ускорением свободного падения.
Её обозначают g, читается по-французски «же», происходит это обозначение от первой буквы слова «гравио».
g ≈ 9,81 м/с2
Обратите внимание, что ускорение свободного падения приблизительно равно 9,81 м/с2. Почему приблизительно? Об этом поговорим чуть позже.Исходя из этого, сила тяжести будет равна:
F = mg
История изучения свободного падения
Впервые величину ускорения свободного падения определил итальянский учёный Галилео Галилей.
Рис. 1. Галилео Галилей
Он запускал по наклонной плоскости мушкетную пулю и определял ускорение, с которым эта пуля движется. Когда угол наклона увеличивался, то возрастало и ускорение.
Проведя огромное количество экспериментов, Галилей пришёл к выводу, что есть предельное ускорение, с которым может двигаться тело, это если наклонная плоскость будет располагаться вертикально, то есть угол наклона будет 90 градусов, а это как раз то, о чём мы говорим, – движение по вертикали, свободное падение тела. В результате таких опытов он вычислил величину такого предельного ускорения:
9,81 м/с2.
До Галилея главенствовала теория Аристотеля, который утверждал следующее: быстрее падает то тело, у которого больше масса, т.к. все тела стремятся воссоединиться с Землёй тем сильнее, чем больше их масса.
Значение ускорения свободного падения
Практически, во всех задачах ускорение свободного падения мы будем считать равным 10 м/с2. Мы делаем это приближение только потому, что так легче вычислять конечный результат. Однако, если нам нужна большая точность, можно брать значение ускорения свободного падения с нужным количеством знаков после запятой.
Кинематика свободного падения
Рассматривая свободное движение тел по вертикали, важно отметить, что это движение происходит вдоль прямой. Как мы сказали, ускорение в данном случае величина постоянная. Итак, это движение прямолинейное, ускоренное, для определения положения тела при свободном падении мы можем воспользоваться законом движения Галилея.
На предыдущих уроках мы обсудили вопрос движения тела вдоль прямой с постоянным ускорением и отметили, что в данном случае путь и перемещение равны по модулю и вычисляются по формуле: S = V0t + at2/2.
Ниже записано уравнение, которое ставится в соответствие с вертикальным движением. Разница будет только в том, что вместо буквы Sмы используем букву H(высота). Раз мы говорим о свободном падении, значит, начальная скорость будет равна нулю, то есть произведение – V0t – будет равно нулю, и, следовательно, высота H: H = gt2/2.Этот результат дает возможность определять и время движения, и высоту, на которую поднимается или, наоборот, с которой падает тело.
Выбор системы отсчёта при рассмотрении свободного падения
Важным в таком случае является выбор системы отсчета. В данном случае, когда тело движется по вертикали, необходимо начало отсчёта брать на поверхности Земли или точку, которая совершенно чётко и определённо находится на определённой высоте от Земли.
Ось, по которой движется тело, в данном случае это тоже будет одна ось, но это уже будет не ось X, а ось Y.
Если эта ось направлена вертикально вверх от поверхности Земли, то следует помнить, что ускорение свободного падения в этом случае всегда направлено вниз, направлено по радиусу к центру Земли, поэтому в данной системе отсчёта ускорение свободного падения надо принимать со знаком минус.
Рис. 2. К вопросу о выборе системы отсчета в случае свободного падения
Обратите внимание на эти особенности, в дальнейшем мы поговорим о конкретном вычислении характеристик падающего тела
Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=2583