chvuz.ru

Урок биологии 7 класс Многообразие кишечнополостных

Конспект урока биологии для 7 класса «Многообразие Кишечнополостных»

Здесь Вы можете скачать Конспект урока биологии для 7 класса «Многообразие Кишечнополостных» для предмета : Биология. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Урок на конкурс «Учитель года-2010»

Открытый урок по биологии в 7 классе

«Природа — единственная книга,

каждая страница которой,

полна глубокого содержания»

И.В. Гете

Тема урока: «Многообразие Кишечнополостных».

Цели урока:

познавательные:закрепить знания об особенностях строения кишечнополостных, образе жизни; углубить и расширить знания по пройденной теме.

развивающие: продолжить развитие умений учащихся работать с

текстом, наглядными пособиями, выверять главное, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы;

воспитательные: продолжить формирования интереса к предмету,

осуществлять эстетическое воспитание учащихся при ознакомлении их с разнообразием форм и окраски морских кишечнополостных животных.

Оборудование: компьютер, видеопроектор

Раздаточный материал: опорные конспекты урока (судовой журнал).

Учитель:Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Зовут меня Татьяна Александровна. Мы встретились, чтобы провести этот урок вместе. Я приглашаю вас совершить путешествие в удивительный мир кишечнополостных животных. Но сначала повторим те знания, которые вам могут пригодиться.

Учитель:Вспомните, на какие два подцарства делят царство животных?

Ученик:Подцарства Одноклеточные и Многоклеточные.

Учитель: Назовите известных вам одноклеточных животных?

Ученик: Саркодовые, Жгутиковые, Споровики, Инфузории.

Учитель: Чем одноклеточные животные отличаются от многоклеточных?

Ученик: Организм одноклеточных животных состоит из одной единственной клетки, выполняющей функции целостного организма. А организм многоклеточных животных состоит из групп клеток, специализированных на выполнении разнообразных функций: защитной, пищеварительной, двигательной и др.

Учитель: С какими представителями многоклеточных животных вы познакомились на предыдущих уроках?

Ученик: С представителями типа губки.

Учитель:в начале путешествия, я хотела бы узнать с каким настроением вы отправляетесь в путь Поднимите карточки-настроения красная хорошее, зеленая – плохое.

Слайд с музыкой

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок, путешествие по гидросфере, поскольку все кишечнополостные — водные животные. Уважаемые участники экспедиции! Мы совершаем небольшое погружение в подводный мир, чтобы встретиться с некоторыми его обитателями.

На какие классы делят тип Кишечнополостные?

Слайд

Тип кишечнополостные

Учитель: У каждого члена экипажа на рабочем столе есть судовой журнал. Подпишите свои имена и фамилии на журналах. Открываем первую страницу. Для того чтобы, не спутать тип Кишечнополостных с другими морскими обитателями, давайте вставим необходимые слова, относящиеся к нашим исследуемым.

Слайд

«Кишечнополостные – это низшие (многоклеточные) животные. Их тело состоит из (двух) слоев – эктодермы и (энтодермы), они имеют (лучевую) симметрию. Характерно наличие (стрекательных) клеток, обитают преимущественно в (морских) водах и (пресноводных) водоемах.»

Слайд

Мы отправляемся в бухту Гидроидные.

Учитель: обратите внимание на краткую характеристику Гидроидных

Слайд

Уже на поверхности воды мы видим представителей класса Гидроидных. Перед вами морские гидроидные полипы и смешанные гидроидные полипы сифонофоры

Слайд

Гидроидным уделяют внимание не только ученые, но и скульпторы, художники и литераторы

Мифология и наука

Послушайте небольшую выдержку из статьи:

«В мифологии древних греков страшная лернейская Гидра упоминается при перечислении подвигов Геракла .

Она описывается, как прожорливое змееобразное чудовище с девятью головами, наводящее ужас на всю округу и остающееся неуязвимым. Потому что на месте отрубленной головы у неё сразу же вырастала новая.

Один только Геракл сумел справиться с грозным чудовищем, вооружившись, кроме меча, ещё и горячей головнёй, которой он прижигал обезглавленные шеи Гидры.

— Какое свойство Гидры здесь описано?(Регенерация)а что такое регенирация? (восстановление организмом утраченных или поврежденных частей тела)

Учитель: давайте дополним текст

(Слайд с текстом)

«Класс Гидроидные объединяет небольших по размеру (кишечнополостных) животных. Гидроидные существуют в виде (двух) жизненных форм. Первая – полип, имеющая (сидячий) образ жизни. Вторая жизненная форма – (плавающая) медуза.»

(Слайд с текстом)

Ребята нам пришла радиограмма и судя по тексту в ней имеются логические ошибки давайте их исправим (эта радиограмма у вас в судовых журналах и на экране)

«В течение теплого времени года гидра размножается половым (почкованием)путем, а с наступлением неблагоприятных условий – почкованием (половым путем) .Половые клетки образуются в энтодерме (эктодерме). »

КОРАЛЫ

Учитель: Мы приближаемся к берегам Австралии.

На глыбе крутой, ноздреватойКоротенький, хрупок и мал –Цветет стерженек розоватый,

Как легкое пламя – коралл.

Слайд

Мы попали в подводные коралловые заросли. Что же это за чудесные представители типа Кишечнополостных? Кто из вас может мне ответить?

Ученик: это коралловые полипы прочти краткую характеристику

Остов скелета известковый, имеются щупальцы, похожие на цветы. На щупальцах есть клетки, которые обжигают руку человек, словно раскаленный металл.

Если гидра способна отделять новые особи от своего тела, то кораллы – нет. Оказывается, кораллы растут с различной скоростью. Известен случай, когда затонувший в Персидском заливе корабль, через 20 месяцев был покрыт коралловой броней в 60 сантиметров толщиной. .

(Слайд)

Вокруг кораллов образуются коралловые острова – атоллы.) Внутри такого острова образуется лагуна. .

(Слайд)

Отмирая, кораллы образуют рифы

Известный вам из географии Большой Барьерный риф в Австралии.

(Слайд )

Любое путешествие невозможно без карты. Перед вами карта Австралии.

К доске показать расположение рифа.

Отметьте в своих судовых журналах, на контурной карте, месторасположение Большого Барьерного рифа.

слайд

Где же могут применяться кораллы?

Дополнение учителя: Скелеты кораллов используются как хороший строительный материал для постройки домов, набережных, для мощения улиц.

Иногда их используют для заполнения водопроводных фильтров, для полировки и шлифовки деревянных и металлических изделий. Порошок некоторых видов кораллов используется для приготовления лечебных препаратов.

Кораллы используются для изготовления украшений и сувениров.

Слайд

Кораллы имеют большое значение для экологического равновесия в природе. Они являются своеобразными очистителями воды; служат для некоторых обитателей подводного мира убежищем, а для других — пищей.

Слайд

Биологическая задача:

Известен факт: рак-отшельник, живущий в море, из тех, что в качестве панциря использует чью-то старую раковину, сажает на нее актинию — морское кишечнополостное. Какая польза от этого раку, а какая актинии?

(Перемещаясь, рак способствует улучшению газообмена у актинии, она же в свою очередь, прикрепившись к его раковине, защищает его своими стрекательными клетками и поедает, остатки его пищи)

Слайд

СЦИФОИДНЫЕ МЕДУЗЫ

Медузы имеют более сложное строение, чем другие кишечнополостные. Это крупные организмы, типичные морские гидробионты

Слайд

Медузы на 98% состоят из воды.

Слайд

Оказывается у медуз есть органы эхолокации и они могут почувствовать приближение шторма за 15 часов. Ученые заинтересовались этим и сконструировали приборы, предсказывающие шторм. Его называют «Ухо медузы»

Слайд 1, 2

Информацию о сцифоидных медузах вам поможет получить бортовой компьютер, послушайте его (запись о ядовитых медузах)

Слайд

Учитель: прежде чем переступить порог лабораторной каюты, я попрошу всех подняться и повторять за мной движения и текст, он на экране:

Ветер бурю нам сулил

И кораблик наклонил,

Но шагаем мы отважно,

А на море это важно.

Учитель: А теперь отправляемся в лабораторию.

Слайд

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«Распознавание животных типа кишечнополостные»

Итак, к кишечнополостным относятся животные, у которых:

Учитель: — Какие классы кишечнополостных вызнаете?

Ученик: — Гидроидные полипы, Медузы, Кораллы.

Учитель: — Что у них общего?

Ученик: — Они имеют кишечную полость, щупальца, стрекательные клетки. Лучевой тип симметрии; Водная среда обитания

Учитель: — Чем они отличаются?

Ученик: — Гидроидные – колониальные, медузы – свободноплавающие, кораллы – покрыты известковым скелетом.

Учитель: — Хорошо. Что сегодня вы узнали?

Ученики: — Что у медузы есть органы эхолокации. Что коралл, медуза и гидра – кишечнополостные. Что актинии живут дружно с раками и помогают им. Что кораллы живые существа, хотя и покрыты известковым скелетом.

Учитель: — Молодцы. Что вы теперь умеете?

Ученики: — Отличить медузу и актинию. Отличить коралл от камня.

Учитель: — Молодцы. Где вы можете применить свои знания?

Ученики: — При наблюдении за животными. При беседе с учащимися младших классов. При написании творческой работы.

Учитель: — Хорошо.

IV. Закрепление.

_____________слайд __________________________________

Проведем небольшую тестовую работу.

Оценка баллов:

6 правильных — «5»

4-5 правильных «4»

3 правильных- «3»

2-1 правильных «2»

1. К типу кишечнополостные относятся:

а) актиния;

б)вольвокс;

в) форамениферы;

г) коралловые полипы.

Ответ: a, г.

2. Переваривание нищи в организме гидры происходит в:

а) стрекательных клетках;

б) клетках со жгутиками;

в) кишечной полости;

г) промежуточных клетках,

Ответ; в.

3. Кишечнополостные обитают:
а) в водной среде;

б) в почве;

в) в наземно-воздушной среде;

г) в живых организмах.

Ответ: а.

4. Непереваренные остатки пищи удаляются из организма гидры через:

а) щупальца;

б) поры;

в) порошицу;

г) рот.

Ответ: г .

5. Кишечнополостные дышат:

а) жабрами;

б) легкими.

л) поверхностью тела;

г) кишечной полостью.

Ответ: в.

6. Рефлекс это:

а) способность организма ощущать изменение температуры;

б) способность организма ощущать изменение освещенности;

в) ответ организма па раздражение, осуществляющейся при участии нервной системы.

(Взаимопроверка свериться со слайдом )

Слайд

Поднимите сигнальную карточку, соответствующую вашему настроению.

Ну что же, я рада, что путешествие вам доставило большое удовольствие.

А теперь, ребята, заполните, пожалуйста, следующую анкету:

Слайд У НАС НА УРОКЕ

Учитель: Все задачи нашей экспедиции выполнены.прочтите цель нашего урока достигли мы ее ?

Домашнее задание:Выполните кроссворд: «Кишечнополостные» оно в ваших судовых журналах

Слайд с музыкой

Заключительное слово учителя.

Ребята, в заключение урока я хочу обратить ваше внимание на слова немецкого поэта Гёте «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».

Смысл этого высказывания состоит в том, что все на нашей планете уникально, каждый вид, каждая группа растений, животных требует глубокого исследования и изучения, охраны и бережного отношения. Сегодня эта книга открыта для вас на царстве животных.

Любите их, изучайте, узнавайте что-то новое! А я желаю вам успеха в ваших открытиях! Этот урок нас познакомил и сдружил, но пора расставаться. Я благодарю всех, кто принимал активное участие в нашем путешествии. И хочу поставить оценки следующим ребятам.

(Учитель объявляет оценки)

Мне было очень приятно работать с вами.

И хоть хвалиться не прилично,

Я должна вам так сказать,

Что вы можете отлично и работать и играть.

Д/Задание

Источник: https://docbase.org/17703-konspekt-uroka-biologii-dlya-7-klassa-mnogoobrazie-kishechnopolostnyh.html