chvuz.ru

Тренинг профилактика суицида среди подростков

Профилактика суицида у детей и подростков

Сегодня российских учителей обязывают прописывать так называемую профилактику суицида. В нее включаются классные часы, родительские собрания по данной теме. При этом классному руководителю приходится самому изобретать колесо — искать на просторах интернета информацию о суициде и придумывать, о чем говорить детям и их родителям.

2 9052 9 Ноября 2013 в 09:25

Когда мы учились в школе, слово СУИЦИД даже не звучало в школьных стенах, а в сводках новостей ежедневно не появлялись новые и новые сообщения о детских самоубийствах.

Сегодня российских учителей обязывают прописывать в воспитательный план работы с учащимися так называемую профилактику суицида. В нее включаются классные часы, родительские собрания по данной теме.

При этом классному руководителю приходится самому изобретать колесо — искать на просторах интернета информацию о суициде и придумывать, о чем говорить детям и их родителям.

Другим распространенным вариантом является написать «для галочки» умным языком темы, приводящие в восторг проверяющих различных инстанций, и на том позабыть про профилактику суицида.

Причем, как ни странно, второй вариант предпочтительнее, потому как лучше промолчать, чем «просветить» детей и родителей, нахватавшись психологических знаний по верхам.

Главный принцип педагогики «не навреди» никто не отменял.

Если вы читаете эту статью, потому что вас по-настоящему беспокоит сложившаяся ситуация и ваша беззащитность перед явлением детского суицида, то благодаря этой статье вы впервые получите ответы. И пусть это звучит очень смело.

Почему слово суицид звучит так часто

Согласно статистике за последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в три раза. Ежегодно в России каждый двенадцатый подросток пытается покончить жизнь самоубийством.

Понятно, что подобные цифры не могут оставить общественность равнодушными. Социологи проводят исследования, пробуют выявить общие закономерности подростковых самоубийств. Психологи ищут ответ: почему подростки, находясь в цветущем возрасте, когда вся жизнь еще впереди, так легко прощаются с ней.

Классическими причинами суицида называют: конфликты с родителями и сверстниками, одиночество, неразделенную любовь, страх перед будущим, депрессию. Главный психиатр России Зураб Кекелидзе весомой причиной подростковых суицидов называет бесконтрольное использование детьми интернета.

Родители зачастую и знать не знают, что их ребенок «зависает» на суицидальных сайтах, изучает детальную информацию о способах самоубийства и тех ощущениях, которые можно испытать, выбрав один из них.

Под впечатлением от полученной информации, до конца не понимая что он делает, ребенок выбирает покончить с собой.

Всемирная организация здравоохранения называет 800 причин самоубийств, при этом в 41% случаев причины остаются неизвестными. Так же непонятно и то, почему кто-то из подростков подвержен депрессивным состояниям, а кто-то нет, почему для кого-то поводом расстаться с жизнью становится конфликт с родителями и со сверстниками, а для кого-то — безответная любовь.

Однако нельзя не заметить, что все усилия психологов, социологов, исследования различных крупнейших организаций с привлечением самых больших средств не дают результата. Статистика суицида не только не понижается, но, напротив, неуклонно и с пугающей скоростью идет вверх.

Наши дети выбирают НЕ ЖИТЬ. И мы должны признать, что сегодня не имеем ни малейшего представления о том, почему же это происходит.

Сама жизнь нам говорит о том, что в большинстве случаев будущие самоубийцы — вполне обычные дети и мало кто из окружающих видит в них потенциальных самоубийц. Так неужели родителям и педагогам остается положиться на волю случая и надеяться, что беда обойдет их стороной?

По ту сторону жизни

Еще основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд ввел понятие «инстинкт смерти», подразумевая под ним стремление человека к саморазрушению. Он предполагал, что данный инстинкт присущ человеку от рождения. Только человек, в отличие от других живых существ на Земле, способен на самоуничтожение.

Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» показывает, что на суицид способны только люди, рожденные с таким устройством психики, при котором духовные ценности являются определяющими, только те, для которых смысл жизни лежит не в плоскости материального мира. Системно-векторная психология определяет их как обладателей звукового вектора.

Звуковые дети изначально отличаются от других. Они тихие, интровертированные, любящие тишину, вздрагивающие от громких звуков. Шум доставляет им психологический дискомфорт.

С самого детства они периодически «проваливаются» глубоко в себя, задумываясь о чем-то и замирая с отсутствующим глубоким взглядом. Это они еще совсем маленькими задают вопросы о том, зачем человек живет, откуда он пришел, а есть ли что-то там, на небе.

В дальнейшем определяющим для них станет бессознательный поиск ответов на вопросы о смысле жизни, об устройстве Вселенной, о душе человека.

Стимулы, обычно действующие с другими детьми, в случае со звуковиками просто не работают. Все «надо» будут разбиваться о категоричное «зачем?», «ради чего?». Часто такие дети не понимают, зачем учиться, зачем куда-то ходить и что-то делать.

Обычно предлагаемые ценности — престижное образование, квартиры, автомобили, особняки за границей, любовь, создание семьи — звуковиками отвергаются, что заставляет родителей удивленно восклицать: «Да что тебе надо? Что тебе все неймется? С жиру бесишься?»

Бессознательно такие дети испытывают большое внутреннее напряжение от отсутствия смысла в происходящем.

Юные звуковики в высоком темпераменте, а современные дети почти все рождаются с высоким темпераментом, с самого детства начинают испытывать такую неизбывную нехватку, такую огромную пустоту, которую не испытывают 50-летние повидавшие жизнь взрослые.

Звуковые дети 21 века смотрят на этот мир полным неизбывной тоски и пустоты недетским взглядом. Это первое поколение детей, в котором мы можем говорить о массовой депрессии у подростков.

Будучи не связанными с внешним миром своими ценностными ориентациями, они не ощущают ценности жизни как таковой, наоборот, она нередко воспринимается ими как НЕЖИЗНЬ, а физическое тело — как тюрьма для души…

Разговаривать с ребенком на суицидальные темы, детально разбирать случаи самоубийств подростков из жизни, читать нотации, расписывать страдания близких самоубийцы — это пустая трата времени. Если только вы не хотите разрекламировать самоубийства. Звуковиков нотации и пламенные речи педагогов не убедят, не удовлетворят их истинные желания, не снимут глубинных причин, толкающих их на суицид.

А вот зрительные дети, эмоциональные, восприимчивые от природы, ой как впечатлятся подобным. И могут даже начать прибегать к угрозе самоубийством как к способу эмоционального шантажа по типу «Не поставите пятерку — я выпрыгну в окно!»

Любые стандартные средства «профилактики» не сработают и не могут сработать, потому что разработаны слепо, без понимания истинной подоплеки явления суицида. А подоплека в том, что никакие внешние факторы причиной суицида не являются. Причина того массового детского и подросткового суицида, который мы наблюдаем сегодня, кроется внутри, в нашем бессознательном.

Профилактика суицида (с точки зрения системно-векторной психологии) — не простая, но на 100% эффективная работа. Ваш ребенок никогда не полетит из окна вниз, если внутри него не будет зияющая нехватка смысла.

Для того чтобы предотвратить саму возможность суицида вам нужно:

1.     Знать и понимать особенности звукового вектора

2.     Уметь различить звуковой вектор

3.     Знать, как правильно воспитывать звуковых детей

Эти знания может получить любой родитель всего за три лекции по звуковому вектору. Это знание бесценно, потому что спасает жизни.

О результатах взрослых людей, навсегда оставивших мысли о суициде, вы можете почитать здесь: https://www.yburlan.ru/results/all/depressija

Для всех, кто столкнулся с подобной проблемой, мы рекомендуем статьи о звуковом векторе и о воспитании звуковых детей:

Звуковой вектор

О воспитании звуковых детей

Об антидепрессантах

Даже базовые рекомендации помогут вам выправить ситуацию.

Не пожалейте своего времени, уважаемые родители и педагоги. Сегодня, когда тысячи маленьких самоубийц летят в окно, только мы с вами можем это предотвратить.

Корректор: Галина Ржанникова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/profilaktika-suitsida-u-detei-i-podrostkov

«Надежда творит чудеса» — групповое профилактическое занятие в форме тренинга

В нашей жизни, к сожалению, существует такое трагическое явление, как подростковый суицид.

Когда такое происходит, у окружающих остается неизбывное чувство вины и множество вопросов: «Что мы сделали не так, почему вовремя не заметили, не помогли, не предотвратили…» Наверное, полностью искоренить это явление невозможно, но сделать так, чтобы подобных случаев было как можно меньше, задача всех, кто воспитывает и учит подростков.

Как начать с подростком разговор на эту непростую тему? Многие взрослые думают, что такие беседы могут усугубить ситуацию, подтолкнуть к трагическому исходу.

Действительно, тема подростковых самоагрессивных состояний требует особого, деликатного, осторожного подхода. Нужно найти подходящие слова и примеры, выбрать верный тон, создать нужную атмосферу.

Но все-таки лучше начинать, пробовать, ошибаться, чем стоять в стороне и наблюдать, как наши дети совершают непоправимый шаг.

Тренинг разработан на основе фильма о Нике Вуйчиче, рожденном без рук и ног. Именно этот фильм и задает атмосферу всего занятия, состоящую, как и вся наша жизнь, из отчаяния, оптимизма и надежды.

Разговор о Нике позволяет показать пример стойкости, пример борьбы и любви к жизни без назидательности и нравоучений, затронуть тему ответственности перед собой и близкими, поговорить о ценности каждого человеческого существа.

Занятие «Надежда творит чудеса» было проведено с 10 группами студентов 1го курса техникума (16–17 лет), имело со стороны студентов положительные отзывы.

Цель занятия: профилактика самоагрессивных состояний.

Задачи:

Целевая группа: студенты 1–2го курсов (16–18 лет), учащиеся школ (10–11-е классы).

Продолжительность занятия: 90 минут.

Рекомендуемое количество участников: 12–15 человек.

Необходимые материалы: видеоролик «История Ника Вуйчича», «Ресурсы Ника» (приложение), листы формата А4, фломастеры.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Упражнение «История Ника Вуйчича»

Вступительное слово тренера

Сегодня мы начнем наше занятие с просмотра фильма «История Ника Вуйчича». Некоторые из вас уже знакомы с героем фильма, но многие увидят историю его жизни впервые. Послушайте, пожалуйста, внимательно его слова, постарайтесь запомнить те, которые будут наиболее значимы для вас.

(Фильм легко найти на сайтах Яндекс. или на .com)

Рефлексия упражнения

После просмотра фильма студенты рассказывают о чувствах, которые вызвал у них герой фильма, об удивившем их факте из жизни Ника, называют значимую фразу. Обсуждается контекст фразы, студенты и тренер приводят примеры из жизни, раскрывающие ее смысл.

Например, при обсуждении фразы « Ты не знаешь, чего можешь достичь, пока не попробуешь этого» студенты приводили примеры своих спортивных, учебных достижений, говорили о страхах и неуверенности, пока не начали что-то делать, о чувстве уверенности и радости успеха, когда удавалось получить результат.

Фраза «Никогда не сдаваться» запоминалась студентами чаще других. Они говорили, что очень важно не бросать начатое, пробовать еще и еще раз и тогда обязательно все получится.

Не все студенты хотели высказаться. Ведущий внимательно выслушивает говорящих, подбадривает, благодарит их, но не настаивает на непременном выступлении каждого.

Упражнение «Менять или находить смысл?»

Тренер. У многих людей есть свои страхи, комплексы, неприятие своей внешности, черт характера, семейной или личной ситуации. Все их внимание приковано к этому «негативу», у них практически постоянно плохое настроение. Но самое главное — тратится очень много жизненной энергии на борьбу с этими «ветряными  мельницами».

Давайте попробуем найти конструктивный выход из этой неприятной ситуации. Возьмите лист бумаги, разделите его чертой на две части. Левую часть озаглавьте «Что мне не нравится в себе, что я в себе не принимаю, не люблю?». В течение 3 минут напишите ответы на эти вопросы (достаточно перечислить 2–4 пункта, возможно, у кого-то их будет больше).

В фильме прозвучали слова Ника: «Мы и есть те, кто накладывает самые большие ограничения на свою жизнь». Трудно не согласиться с этими словами. Мы не задумываемся над тем, какие ограничения накладываем на свою жизнь, отрицая свои внешние или внутренние качества, считая их «отклонением от нормы». Но Ник произносит и такие слова: «Не нужно быть нормальным, достаточно быть собой».

Быть собой — значит принять всего себя, понять, как говорит Ник: «Что же хорошего в том, что ты родился таким». Именно этими словами мы озаглавим правую часть листа. В течение 3–5 минут каждый из вас попробует найти, что хорошего могут принести в вашу жизнь те качества, которые вам в себе не нравятся.

Попытайтесь найти «обратную сторону медали» для каждого качества из левой части листа.

Рефлексия упражнения

Тренер предлагает участникам озвучить свою работу (разумеется, по желанию, частично). Участники обсуждают, какой новый опыт получили с помощью упражнения.

Тренер. Может быть, сегодня вам не удалось найти «обратную сторону» для всех качеств из левой части листа, но важно, что вы узнали — то, что нас в себе не устраивает, что нами отрицается, имеет смысл.

Как говорит Ник: «У тебя есть выбор — злиться на то, чего нет, или быть благодарным за то, что есть, и использовать это».

Если что-то можно изменить — найдите силы и измените, если невозможно — поймите, какой смысл в этом можно найти, и используйте в своей жизни.

Упражнение «Ценность человеческого существа»

Тренер. Все люди обладают теми или иными способностями, привлекательными качествами, талантами, то есть ценностью. Но иногда человек как бы не видит их, потому что между ним и его ценностью находится стена отрицания себя, нелюбви к себе. В фильме Ник говорит: «У каждого человеческого существа есть ценность». Думаю, что с этим согласятся все.

Согласно словарю, ценность — это важность, значимость, польза, полезность чего либо. Следовательно, ценность человеческого существа — это важность, значимость, полезность каждого человека. И она безусловна, она появляется у человека по факту его рождения.

Но, несмотря на это, каждый человек сам определяет свою ценность, которая называется самооценка. Кто-то определяет самооценку самостоятельно, опираясь на представление о своих внешних данных и внутренних способностях. Таких людей часто называют сильными, харизматичными,  «со стержнем».

А кто-то очень зависим от мнения окружающих, тогда любое слово может сильно повлиять на самооценку. Этот человек всегда ждет одобрения со стороны окружающих, иначе он не чувствует уверенности в себе, «правильности» своих мыслей или поступков.

В этом и заключается парадокс — обладая ценностью по факту рождения, некоторые из нас не ощущают ее и, как следствие, не ощущают полноты жизни и счастья. Как вы думаете, как научиться по настоящему ценить, а следовательно, любить себя?

Участники отвечают на вопрос, приводят примеры из своей жизни.

После обсуждения каждый участник получает лист формата А4, фломастеры. На листе участники рисуют контур своей ладони, подписывают имя. Затем по часовой стрелке передают листы, дописывая в контуре ладони те качества, способности, таланты, которыми обладает «хозяин» этой ладони. Упражнение заканчивается, когда к каждому вернется его лист.

Рефлексия упражнения

Участники рассказывают о своих чувствах после выполнения упражнения, о том, какие «ценности» они раньше в себе не замечали.

Упражнение «Нет ничего лучшего…»

Тренер. Я хочу вам подарить слова Ника, которые помогают ему жить и быть счастливым. Дополните их вашими фразами или словами близких, друзей, которые придают вам силы в сложные моменты жизни.

Студентам раздаются листы «Ресурсы Ника» (см. приложение), на которых они записывают одну-две свои фразы.

Тренер. Вспомните слова Ника: «Нет ничего лучшего в этом мире, чем помощь кому-то еще». Я предлагаю поделиться личным ресурсом (вашей фразой) с окружающими.

Участники озвучивают свои фразы мотиваторы, желающие дописывают их на своих листах.

Рефлексия упражнения

Тренер предлагает участникам назвать самые значимые для них слова, обсудить, почему именно эти слова актуальны сегодня. Акцентируется внимание на чувствах, которые возникают, когда кому-то помогаешь.

Итоговая рефлексия занятия

Тренер. Сегодня состоялся очень важный разговор о том, что в жизни бывают различные ситуации — некоторые невозможно изменить, а есть те, которые изменить можно, но не хватает желания или упорства.

Но если каждый из нас в трудную минуту будет вспоминать такого жизнерадостного человека, как Николас Вуйчич, и его слова «Никогда не сдаваться!», то сумеет найти выход из самой трудной жизненной ситуации.

Участники рассказывают о своих чувствах, о том, какой новый жизненный опыт они приобрели на занятии.

Р е с у р с ы н и к а

«Я живу полной жизнью» «Никогда не сдаваться!» «Что же хорошего в том, что ты родился таким?» «Отец сражался» «Проблемы решали по мере их поступления» «Ты не знаешь, чего можешь достичь, пока не попробуешь это» «Мы и есть те, кто накладывает самые большие ограничения на свою жизнь» «У тебя есть выбор — злиться на то, чего нет, или быть благодарным за то, что есть, и использовать это» «У каждого человеческого существа есть ценность» «Нет ничего лучшего в этом мире, чем помощь кому-то еще» «Ты должен жаловаться» «У нас у всех свои взлеты и падения» «Я просто начал плакать» «Вы падаете, и кажется, что подняться нет сил, но неудача — еще не конец» «Надежда творит чудеса» «Не нужно быть нормальным, достаточно быть собой» «Смеяться, когда тяжело»

«Вы не поверите, я — ваш капитан»

Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/profilaktika-podrostkovogo-suicida-zanyatie-trening.html