Определение индекса групповой сплоченности Сишора
Групповая сплоченность – параметр демонстрирующий уровень интегрированности группы или коллектива людей.
Коэффициент групповой сплоченности в социометрии можно выявить, если провести большой объем работ по подсчёту данных в социометрической матрице, и затем выделить показатели групповой сплоченности и разобщенности.
Но если вы думаете, что просчитать индекс групповой сплоченности возможно только с помощью сложных и длительных в обработке и интерпретации методик, то вы ошибаетесь. Намного проще сделать это при помощи методики состоящей всего из 5 вопросов, которую мы рассмотрим и научимся использовать далее.
Групповая сплоченность Сишора
В начале прошлого века в психологии начали активно разрабатываться методы позволяющие выявлять внутриколлективный климат, скрытые разногласия и т.д. для их устранения в дальнейшем. Было выявлено, что на способность каждого человека вливаться в коллектив влияют несколько групп факторов:
- факторы среды;
- личностные факторы;
- факторы команды;
- факторы руководства.
Определение групповой сплоченности Сишора играет огромную роль в уже сформировавшихся коллективах, которые на протяжении длительного времени не могут наладить межличностные отношения.
Данная методика не только позволяет в ещё большей степени сплотить коллектив с помощью выявления в нем «не прижившихся» его членов, но и как результат повысить эффективности его работы и общий уровень прибыльности предприятия.
Диагностика групповой сплоченности
Итак, перед вами 5 вопросов, на каждый из которых есть несколько вариантов ответа. Выберете для вас наиболее подходящий. Не стоит забывать, что в ходе опроса баллы ставить не нужно.
1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?
- чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).
- участвую в большинстве видов деятельности (4).
- участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
- не чувствую, что являюсь членом группы (2).
- Живу и существую отдельно от нее (1).
- не знаю, затрудняюсь ответить (1).
2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
- да, очень хотел бы перейти (1).
- скорее перешел бы, чем остался (2).
- не вижу никакой разницы (3).
- скорее всего остался бы в своей группе (4).
- очень хотел бы остаться в своей группе (5).
- не знаю, трудно сказать (1).
3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?
- лучше, чем в большинстве коллективов (3).
- примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
- хуже, чем в большинстве классов (1).
- не знаю, трудно сказать (1).
4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?
- лучше, чем в большинстве коллективов (3).
- примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
- хуже, чем в большинстве коллективов (1).
- не знаю. (1)
5. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?
- лучше, чем в большинстве коллективов (3).
- примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
- хуже, чем в большинстве коллективов (1).
- не знаю (1).
Далее, для определения уровня групповой сплоченности Сишора, необходимо подсчитать полученные балы. Если вы все сделали правильно, то результат должен колебаться в пределах нижеуказанных норм.
Уровни групповой сплоченности:
- 15,1 баллов и выше – высокая;
- 11,6 – 15 балла – выше средней;
- 7- 11,5 – средняя;
- 4 – 6,9 – ниже средней;
- 4 и ниже – низкая.
Данный тест будет для вас очень информативным, если вы руководитель какого-либо коллектива. Вы узнаете, кто привык действовать лишь себе во благо, а кто прилагает максимум усилий для успешной деятельности всей группы в целом.
Психология является уникальной наукой. С помощью простых и порой необычных способов она позволяет человеку узнать о себе новую информацию. Яркий тому пример — тест юмористических фраз. Казалось бы, как с помощью шуток узнать о своих мотивах? Оказывается это вполне реально. Что для этого нужно — расскажем далее. | Методика Дембо-Рубинштейн Человеку всегда было трудно справиться с такой задачей как взгляд на себя со стороны. Мы далеко не всегда отдаем отчет своим действиям и можем оценить себя адекватно. Облегчить этот вопрос призвана методика самооценки Дембо-Рубинштейн. |
Многим руководителям наверняка знакома ситуация когда недавно принятый на работу сотрудник оказывается вовсе не таким как казался на собеседовании. Чтобы обезопасить себя и на 80 процентов угадать, чего ждать от незнакомого человека многие стали использовать психогеометрический тест. И ни разу об этом не пожалели. В чем его эффективность и уникальность вы можете узнать далее. | Вы знаете, какой у вас уровень агрессии и на что вы способны в гневе? Тест руки Вагнера способен дать ответ на эти вопросы. Пройти эту методику и узнать о себе нечто новое вы можете далее |
Источник: https://womanadvice.ru/opredelenie-indeksa-gruppovoy-splochennosti-sishora
Мониторинг сплоченности классного коллектива: диагностика поведения
Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей.
Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др.
Анализ научно-методической работы
При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе.
Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой — необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности.
Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива.
Социально признаваемая деятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отношений его членов может быть реализована в том случае, если она соответствующим об разом организована. Это должна быть такая организация, при которой:
- дети разных возрастов выполняют отдельные части общей за дачи, т.е. осуществляется возрастное разделение;
- значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл;
- обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов);
- осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для «контактного» коллектива, потом для общешкольного, а затем для района, города, общества;
- деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении.
Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.
Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разно образных связей, отношений.
Диагностика детского коллектива
1. Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив»
Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива – школьного класса, творческого кружка, спортивной секции, клуба, школьного детского объединения и т.д. Ведь от этого во многом зависит и личностное развитие входящего в тот или иной коллектив ребенка. Детский коллектив, как мы уже отмечали, является одним из важнейших условий этого развития.
Приводимая ниже достаточно известная и неоднократно апробированная методика А.Н.Лутошкина как раз и позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым.
Ход выполнения
Педагог объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своем развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее педагог просит ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив.
Образное описание стадий развития коллектива
1 ступень. «Песчаная россыпь».Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе.
Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе.
Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка.
Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.
2 ступень. «Мягкая глина».Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия.
В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие.
- Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом.
- Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка.
- Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.
3 ступень. «Мерцающий маяк».В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание – это еще не все.
Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» – актив.
Источник: https://65-school.ru/metodiki/monitoring-splochennosti-klassnogo-kollektiva.html