Техника чтения. Нормы по ФГОС. Тескты для проверки
Сегодня мне хотелось бы затронуть в своей заметке вопрос о проверке техники чтения. Большинство детей болезненно реагируют на данную проверку, проводимую в школе. Так как не все могут достаточно бегло читать и потом ответить на вопросы о прочитанном.
Отрицательный результат потом отражается и на настроении и поведении ребенка. Некоторые родители выступают вообще за отмену данных проверок, считая, что с их помощью никак нельзя проверить знания и навыки ребенка.
Предлагаю разобраться с вопросом – зачем нужна техника чтения.
Что такое техника чтения и зачем она нужна
Многие думают, что смысл техники чтения заключается в количестве прочитанных ребенком слов в минуту. Однако это только один из нескольких моментов, необходимых для закрепления навыка чтения.
Техника чтения включает в себя следующие составляющие:
- понимание ребенком прочитанного текста;
- способ, которым ребенок читает (по слогам или целыми словами);
- количество слов, прочитываемое за определенный отрезок времени;
- правильное произношение текста при чтении;
- выразительность при чтении (правильно поставленные ударения, интонация, паузы).
При проверке техники чтения нельзя упускать ни одной составляющей, так как каждая из них показывает, насколько в будущем или настоящем наш ребенок может усвоить изучаемый материал.
Существует множество научных исследований, показывающих прямую зависимость успешного обучения от освоения чтения.
Если в первых классах школы ребенок долгое время читал по слогам и не смог овладеть навыками быстрого чтения, то в старших классах школы ему грозит неуспеваемость.
Такому ученику будет очень сложно сосредоточиться, быстро накапливается усталость, огромные затраты времени на выполнение заданий, выполнение уроков будет для него похоже на каторгу и как следствие, потеря интереса к получаемым знаниям. Я ранее уже писала заметку о безграмотности нашего молодого поколения и ее причинах (Почему школа делает наших детей глупыми).Чтение само по себе оказывает значительное влияние на мыслительные процессы человека. Оно способствует повышению оперативной памяти, развитию внимания, воображения, успешности в обучении.
В соответствии с исследованиями, самым оптимальным является темп разговорной речи, а это от 120 слов до 150 слов в минуту. Подробней об этом можно прочитать в книге В. Н. Зайцева «РЕЗЕРВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ». При таком темпе происходит наилучшее усвоение ребенком читаемого текста. Если скорость чтения выше или ниже, то и понимание прочитанного снижается.
Нормативы техники чтения по ФГОС
На государственном уровне разработаны специальные нормативы для контроля за техникой чтения учеников. Эти данные я оформила в таблицу для удобства использования.
В скобках отмечены нормативы для школ, использующих программы углубленного изучения предметов.
Как проверить технику чтения самостоятельно
Если вы решили провести проверку самостоятельно, то следует приготовить часы с секундной стрелкой или включить секундомер на телефоне. Также следует подобрать специальный текст. Его содержание должно быть незнакомо ребенку, но понятно для него.
Например, ребенку, учащемуся во 2 классе не следует давать во время проверки описание настройки кофеварочной машины или статью из газеты о политике. Предложения должны быть простыми, без лишних вводных слов и оборотов и без множества знаков препинания. Желательно отсутствие картинок и сам текст расположить на одной странице.
Все это необходимо для того, чтоб ребенок мог спокойно читать написанное не отвлекаясь на переворачивание листков и разглядывание картинок.
Тексты для проверки техники чтения можно скачать здесь: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс.
Перед проверкой следует успокоить ребенка, помочь настроиться ему на предстоящее чтение. Во время проверки техники чтения нельзя перебивать ребенка, исправлять ошибки в словах. Ребенок, обучающийся в 1 классе, читая может водить пальцем по строчке.
Хочу обратить еще внимание на такую деталь – засекать время следует не с момента команды «читай», а именно тогда, когда ребенок начал читать. Многие дети долго собираются с силами, поэтому время может быть упущено, и результат окажется не точным.
По окончании чтения можно разобрать слова, произнесенные неправильно или вызвавшие затруднение. Можно прочитать их еще раз. Затем следует задать ребенку несколько вопросов, для выяснения осмысленности и запоминания, прочитанного текста.
Если результаты проверки оказались неудовлетворительными, то не стоит ругать ребенка. Необходимо проанализировать полученные результаты и наметить план по устранению ошибок в будущем. Для этого есть специальные упражнения.
Как улучшить показатели техники чтения.
Есть ли возможность исправить показатели техники чтения и улучшить ее результат? Конечно. Причем научить ребенка быстро читать можно в любом возрасте. Для этого необходимо выяснить причину отрицательных результатов и затем — проведение регулярных занятий.
Упражнения должны затрагивать не только чтение, но и развитие внимательности, артикуляционного аппарата, физические упражнения. Необходимо также синхронизировать деятельность полушарий головного мозга. В каждом конкретном случае можно подобрать свой набор упражнений.
Общими же рекомендациями будут:
— регулярное чтение с ребенком (совместные чтения, чтение вслух);
— проведение зрительных диктантов (ребенку показывается на листочке предложение, которое он изучает в течение одной минуты, затем предложение закрывается, а ребенок его записывает на своем листочке);
— так называемое «жужжащее чтение» (чтение текста вполголоса в течение 5 минут);
— изучение и проговаривание скороговорок.
Даже используя эти простые рекомендации можно заметить скорое улучшение результатов.
Татьяна Колбышева
Источник: https://kolbishevata.ru/texnika-chteniya-normy-po-fgos-teskty-dlya-proverki.html
Тест по литературе для проверки техники чтения в 5-м классе (1-е полугодие)
- Петешова Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Литература
ГАДЮКА
Вокруг нашего хутора, по оврагам и мокрым местам, водилось немало змей.
Я не говорю об ужах: к безвредному ужу у нас так привыкли, что змеей-то его не зовут. У него есть во рту небольшие острые зубы, он ловит мышей и даже птичек и, пожалуй, может прокусить кожу; но нет яду в этих зубах, и укус ужа совершенно безвреден.
…Но водились у нас не одни ужи, водилась и ядовитая змея, черная, большая, без тех желтых полосок, что видны у ужа около головы. Такую змею зовут у нас гадюкою.
…Я в детстве «много наслушался про гадюк и боялся их страшно, как будто чувствовал, что мне придется встретиться с опасной гадиной.
Косили у нас за садом, в сухой балке, где весной всякий год бежит ручей, а летом только сыровато и растет высокая, густая трава. Всякая косовица была для меня праздником, особенно как сгребут сено в копны. Тут, бывало, и станешь бегать по сенокосу, и со всего размаху кидаться в копны, и барахтаться в душистом сене, пока не прогонят бабы, чтобы не разбивал копен.
Вот как-то и в этот раз бегал я и кувыркался: баб не было, косари пошли далеко, и только наша черная большая собака Бровко лежала на копне и грызла кость.
Кувыркнулся я в одну копну, повернулся в ней раза два и вдруг вскочил с ужасом. Что-то холодное и скользкое махнуло меня по руке. Мысль о гадюке мелькнула в голове моей, и что же? Огромная гадюка, которую я обеспокоил, вылезла из сена и, подымаясь на хвост, готова была на меня кинуться.Вместо того чтобы бежать, я стою как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми, неморгающими глазами. Еще бы минута — и я погиб; но Бровко, как стрела, слетел с копны, кинулся на змею, и завязалась между ними смертельная борьба.
Собака рвала змею зубами, топтала лапами; змея кусала собаку и в морду, и в грудь, и в живот. Но через минуту только клочки гадюки лежали на земле, а Бровко кинулся бежать и исчез.
Тут только воротился ко мне голос; я стал кричать и плакать; прибежали косари и косами добили еще трепещущие куски змеи.
Но страннее всего, что Бровко с этого дня пропал и скитался неизвестно где. Только через две недели воротился он домой: худой, тощий, но здоровый. Отец говорил мне, что собаки знают траву, которою они лечатся от укуса гадюки.
(К. Ушинский.)
Прочитайте текст «Гадюка». Выполните задания.
1. Найдите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.
- Бровко погиб от укуса змеи
- Мальчика звали Бровко
- Собака отважно сражалась за жизнь хозяина
- Бровко был местным лекарем и собирал лечебные травы
2. Почему Бровко защитил мальчика?
3. Составь план, указав, в каком порядке встречаются части текста.
A) Встреча с гадюкой. Б) Опасность миновала. B) Смертельная борьба. Г) Игра мальчика.
Д) Уж и змея (различие).
Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам
4. Почему собака исчезла и долго не появлялась в деревне?
- потому что была бездомной и жила в лесу
- потому что искала лечебные травы и зализывала раны от укусов змеи
- потому что не хотела больше помогать людям
- потому что побежала к своим щенкам
5. Выпишите из текста предложение, в котором рассказывается о том, как Бровко боролся со змеей.
6. Закончите предложение: Кувыркнулся я в одну копну, повернулся в ней раза два и вдруг …
- меня заметили косари.
- на меня набросился Бровко.
- провалился в нее.
- вскочил с ужасом.
7. Бровко был очень храбрым псом. Приведите два примера его действий и поступков, которые подтверждают это.
8. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «как стрела слетел»?
- очень быстро
- незаметно
- со свистом
- бесшумно
9. Как вы понимаете выражение «стою как окаменелый» в предложении: «Вместо того чтобы бежать, я стою как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми, неморгающими глазами»?
- любуясь на змею
- и не могу пошевелиться от страха
- и жду помощи косарей
- и жду, когда гадюка укусит меня
10. Как можно заменить выделенное слово в предложении: «Всякая косовица была для меня праздником, особенно как сгребут сено в копны»?
- горки для детских игр
- кормушки для животных
- специальные сараи для хранения сена
- небольшие стога
11. Автор называет гадюку разными словами. Найдите в тексте ещё не менее 2 слов и запишите их через запятую.
12. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?
- Сказка за сказкой
- Рассказы о природе
- Басни о животных
- Рассказы о дружбе и верности
13. Объясните, как вы понимаете предложение: «Всякая косовица была для меня праздником».
14. Как изменилось поведение собаки с появлением гадюки? Выпишите из текста то место, которое доказывает ваш ответ.
15. Закончите предложение. Бровко кинулся бежать и исчез, …
- потому что не хотел больше видеть мальчика.
- он побежал в лес зализывать раны и искать лекарства.
- он не хотел, чтобы его хвалили за спасение мальчика.
- потому что не доверял людям и боялся их.
16. О чём главным образом хотел рассказать автор?
- о бесстрашии и преданности собаки
- о дружбе мальчика и собаки
- о том, что собаки знают лечебные травы от змеиного укуса
- о мальчике, который играл в стогу сена
17. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?
- Отец говорил мне, что собаки знают траву, которою они лечатся от укуса гадюки.
- Но через минуту только клочки гадюки лежали на земле, а Бровко кинулся бежать и исчез.
- Бровко, как стрела, слетел с копны, кинулся на змею, и завязалась между ними смертельная борьба.
- Собака Бровко лежала на копне и грызла кость.
18. Какова главная мысль этого текста?
- Гадюки – ядовитые змеи.
- Настоящий друг всегда придет на помощь.
- Собаки умеют лечить змеиные укусы.
- Детям нельзя играть на улице.
19. Докажите, что поговорка «Собака – друг человека» подходит к этому произведению.
20. Как вы думаете, если бы Бровко умел говорить, о чём бы он рассказал мальчику после возвращения домой? Напишите об этом.
ТРУСИХА
Валя была трусиха, она боялась мышей, лягушек, пауков, гусениц. Ее так и звали — трусиха.
Один раз ребята играли на улице, на большой куче песку. Мальчики строили крепость, а Валя и ее младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали — ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.
Вдруг послышались крики:
— Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!..
Все обернулись.
— Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!..
Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку. На куче песка остался только маленький Андрюша, на четвереньках ведь не уйдешь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шел на приступ.
Валя выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, в другую — кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.
Огромный злющий пес несся через лужайку прямо на нее. Он казался коротким и очень широким. Он не лаял, а как-то всхрапывал при каждом прыжке. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в собаку сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:
— Пошел вон!
— Фьють! Фьють! Лохмач! Сюда! — это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу, Вале на выручку.
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увел. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы… Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.
Зато Валя плакала навзрыд.
— Ты что? — спросили ребята. — Лохмач тебя укусил?
Нет, — отвечала она, — он не укусил… Просто я очень испугалась.
(М. Артюхова.)
Прочитайте текст «Трусиха». Выполните задания.
1. Найдите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.
- Лохмач играл в войну с ребятами
- Валю в войну играть не принимали
- Андрюша был старше Вали
- Лохмач был Валиной собакой
2. Почему все называли Валю трусихой?
3. Укажите, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения.
A) Просто я очень испугалась. Б) Огромный злющий пес несся через лужайку прямо на нее. B) Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.
Г) Один раз ребята играли на улице.
Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам
4. Валя варила куклам обед. Как вы думаете, почему?
- потому что ей было скучно играть в войну
- потому что была девчонкой
- потому что нужно было присмотреть за Лохмачом
- потому что ее считали трусихой
5. Выпишите из текста предложение, в котором рассказывается об изменениях, произошедших с характером Вали после появления на улице злого пса.
6. Закончите предложение. На куче песка остался только маленький Андрюша,
- он дружил с Лохмачом и не боялся его
- он был сильнее собаки, поэтому не испугался
- он был очень маленький и не умел ходить
- он не заметил надвигающегося врага
7. Валя была очень храброй девочкой. Расскажите о ее действиях, подтверждающих это.
8. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «зато Валя плакала навзрыд»?
- неискренне
- очень громко
- сквозь смех
- беззвучно
9. Как вы понимаете выражение «шел на приступ» в предложении «Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шел на приступ»?
- желая с ним поиграть
- быстро приближаясь
- очень медленно
- мимо
10. Как можно заменить выделенное слово в предложении «Ребята бросились врассыпную»?
- все в одну сторону
- «рассыпная» — это сарай
- в укрытие
- в разные стороны
11. Автор называет Лохмача разными словами, например, собака. Найдите в тексте ещё не менее 2 слов и запишите их через запятую.
12. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?
- Сказки
- Рассказы о животных
- Басни
- Рассказы о дружбе, верности и отваге
13. Объясните, как вы понимаете предложение «Ребята медленно выползали из своих убежищ».
14. Как появление Лохмача изменило характер девочки?Выпишите из текста то место, которое доказывает ваш ответ.
15. Закончите предложение: Валю в войну играть не принимали
- потому что она умела ходить только на четвереньках
- она была девчонкой
- ведь она была трусихой
- она не умела строить крепости
16.О чём главным образом хотел рассказать автор?
- о любви детей к игре в войну
- о храбрости девочки-трусихи
- о злой собаке, которую звали Лохмач
- о дружбе человека и собаки
17. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?
- Валя выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, в другую — кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.
- Валя была трусиха, она боялась мышей, лягушек, пауков, гусениц.
- Огромный злющий пес несся через лужайку прямо на нее.
- Просто я очень испугалась.
18. Какова главная мысль этого текста?
- Любую собаку можно дрессировать
- Девочек всегда нужно брать играть в войну
- О человеке надо судить по его поступкам
- Детям нельзя гулять без присмотра взрослых
19. Докажите, что пословица «Друг познается в беде» подходит к этому произведению.
20. Как вы думаете, справедливо ли Валю называли трусихой? Почему?
11.05.2010
Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/574874/
Каталог статей
Рано или поздно, самостоятельно или с посторонней помощью, ребенок начинает читать. Есть дети, которые при поступлении в 1 класс читать уже умеют, но есть и такие, которые начинают обучаться этому только в школе. И вот с поступлением в школу в жизни каждого школьника появляется такое понятие как техника чтения.
Как проверить технику чтения?
Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:
- осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);
- скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за определенный промежуток времени);
- способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);
- выразительность чтения (проявляется в использовании пауз, нахождении нужной интонации, верной постановке ударения);
- правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или наоборот, допускает ошибки).
Так, скорость чтения представляет собой лишь отдельную составляющую техники чтения.
Одним из вопросов, интересующих родителей является: зачем проверять технику чтения у детей? Технику чтения в начальных классах нужно проверять более двух раз в год. Делать это следует для того, чтобы следить за динамикой формирования навыка чтения — такова цель проверки техники чтения.
Как выбрать текст для проверки техники чтения?
- Для проверки техники чтения, подбираются специальные тексты, согласно рекомендациям методистов. Текст должен быть незнаком ребенку, но понятен. Предложения должны быть короткими, без каких-либо усложняющих конструкций или знаков.
- Лучше, если текст для проверки чтения будет без иллюстраций и диалогов, чтобы дети во время чтения не отвлекались.
- Текст должен быть размещен на одной странице.
Перед началом проверки следует настроить ребенка на спокойное чтение, чтобы он не волновался и не переживал. Во время чтения текста, нельзя прерывать ребенка, исправлять ошибки.
После завершения чтения, нужно вернуться к тем словам, которые вызвали затруднение или были прочитаны неправильно и попросить ребенка снова их прочитать.
Для проверки осознанности чтения, необходимо задать несколько вопросов по тексту.
Если ребенок переволновался и во время проверки часто запинается, голос его срывается, то следует перенести проверку техники чтения на другое время и организовать проверку в форме игры.
Нормы техники чтения в начальных классах по ФГОС (ориентировочно)
- Техника чтения в 1 классе
В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.
1 полугодие
Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с четким проговариванием слогов и слов.
Темп чтения — 25-30 слов в минуту.
2 полугодие
Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам.
Темп чтения — 30-40 слов в минуту.
- Техника чтения во 2 классе
1 полугодие
Чтение правильное, осознанное, целыми словами. Соблюдается логическое ударение.
Темп чтения — 40-50 слов в минуту.
2 полугодие
Осмысленное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз, интонаций и логических ударений.
Темп чтения — 50-60 слов в минуту.
- Техника чтения в 3 классе
1 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.
Темп чтения — 60-70 слов в минуту.
2 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, школьник выражает понимание смысла прочитанного текста.
Темп чтения — 70-80 слов в минуту.
- Техника чтения в 4 классе
1 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему.
Темп чтения — 80-90 слов в минуту.
2 полугодие
Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций, ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить свое отношение к нему.
Темп чтения — 100-120 слов в минуту.
- Техника чтения в 5 классе
Наблюдение за техникой чтения рекомендуется проводить и в 5 классе. Однако такая проверка уже не носит характер контроля, так как преследует совершенно иные цели обучения. В 5 классе при проверке техники чтения акцент необходимо делать не на скорость чтения, а на продуктивность (техника и осмысленность).
Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС
Какие ставить оценки за технику чтения?
Техника чтения в 1 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 20 слов | Более 40 слов |
«4» | 16-20 слов | 31-40 слов |
«3» | 10-15 слов | 25-30 слов |
«2» | Менее 10 слов | Менее 25 слов |
Техника чтения во 2 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 55 слов | Более 70 слов |
«4» | 40-55 слов | 55-70 слов |
«3» | 25-39 слов | 40-54 слов |
«2» | Менее 25 слов | Менее 40 слов |
Техника чтения в 3 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 75 слов | Более 90 слов |
«4» | 60-75 слов | 75-90 слов |
«3» | 45-59 слов | 60-74 слов |
«2» | Менее 45 слов | Менее 60 слов |
Техника чтения в 4 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 100 слов | Более 120 слов |
«4» | 85-100 слов | 105-120 слов |
«3» | 70-84 слов | 90-104 слов |
«2» | Менее 70 слов | Менее 90 слов |
Как тренировать технику чтения
Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр.
Вот некоторые из них:
- Жужжащее чтение.
- Ежедневное чтение на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение 5 минут.
- Чтение перед сном.
- Многократное чтение текста. Суть такого упражнения заключается в следующем: ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе. По истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово, до которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст орфографически. Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает чтение орфоэпическое (как говорим). И снова ребята примечают слово, до которого они дочитали и сравнивают с предыдущим результатом.
- Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо, а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения.
- Вершки да корешки. Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
- На доске записано много слов. Ребята должны найти то слово, которое назовет учитель.
- Самозамер чтения. В конце урока оставлять несколько минут для того, чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный дневник.
- Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке, которую будут держать «вверх ногами».
Работа по развитию техники чтения в начальной школе крайне важна. Ведь именно беглое и осмысленное чтение активизирует процессы мышления, внимания, памяти и является залогом успешного учебного процесса.
Источник: https://life-school.ucoz.ru/publ/uchitelskaja/uchiteljam/tekhnika_chtenija_normy_proverki_i_teksty/8-1-0-107
Техника чтения в 5 классе
В начальной школе почти в каждой четверти проверялась техника чтения учащихся, выявлялись проблемы, велась работа по коррекции навыков.
В 5 классе рекомендуется также вести наблюдения за домашним и классным чтением. Однако проверка техники чтения перестаёт быть видом контроля, потому что стоят другие цели обучения.
Надо признать, что и в 5 класс приходят ученики, отстающие в чтении. Они, к сожалению, читают невыразительно, невнятно, пропускают и искажают многие слова. Что делать! И такое тоже бывает.
Для учителя литературы предлагаем хотя бы дважды в год проводить проверку навыков чтения по данной схеме, можно провести диагностику и в начале учебного года. Учитель работает со своим текстом, ученику предлагает тот же текст, но без специальных пометок и таблицы для заполнения. Ученик отвечает на вопросы к тексту устно, а не письменно.
в начале учебного года
Предлагается миниатюра В.А. Сухомлинского «Вол и Синичка».
Ночью пруд покрылся тоненьким, хрупким ледком. На заре ледок заиграл радужным блеском. Ледок становился то алым, то розовым, то фиолетовым. Вот он загорелся, как огненное море. Показалось солнышко из-за горизонта, и ледок стал багровым. 34
На вербе сидела Синичка. Она любовалась игрой утренней зари на ледке. Синичка пела свою нехитрую песенку о хрупкой, нежной, тонкой красоте. Её песенка была радостная и немного грустная: вот поднимется солнышко, растопит ледок, исчезнет всё очарование. 70
– Я маленькая, мои коготки мягкие, как пушинки, но и мне нельзя садиться на это волшебное зеркало, – рассказывала Синичка миру. – Да, это зеркало, в котором отражается весь мир. Смотрите на эту красоту! 101
А на берегу в это время стоял Вол. Он слышал песню Синички и умилялся. Ему захотелось ближе посмотреть на красоту, о которой пела Синичка. Он подошёл к самой кромке льда, ледок затрещал, волшебное зеркало рассыпалось, со дна поднялась муть. 140
– Где же эта красота? – промычал Вол и, напившись воды, побрёл прочь. Никакой красоты Вол рассмотреть не смог. 157
Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:
1) Дать характеристику Синичке или Волу (на выбор ученика).
2) Выбрать наиболее подходящий тексту заголовок:
«Ледок»
«Волшебное зеркало»
«Песня о красоте»
«Красота»
3) Ответить на вопросы:
— Где происходит действие?
— О чём поёт Синичка?
— Понял ли её песенку Вол?
— Почему Синичка называет ледок «волшебным зеркалом»?
в 1 полугодии
Предлагается отрывок из рассказа Е.И. Носова «Как ворона на крыше заблудилась».
На печную трубу опустилась обыкновенная ворона, такая же, как и все другие вороны в марте: с забрызганным грязью хвостом и взъерошенным загривком. Зима заставила её позабыть о чувстве собственного достоинства, о туалете, и она правдой и неправдой с трудом добывала хлеб свой насущный. 43
Кстати, сегодня ей повезло. В клюве она держала большой ломоть хлеба. Усевшись, она подозрительно осмотрелась: не видно ли поблизости ребятишек? Потом она оглядела ближайшие заборы, деревья, крыши: там могли оказаться другие вороны. 75
Но неприятностей, кажется, не предвиделось. Итак, можно закусить! 83
Ворона положила ломоть на край трубы, наступила на него обеими лапами и принялась долбить. И вот после очередного удара клювом из-под лап выскочил большой ком мякиша и покатился по скату крыши. Хлеб не упал на землю, ещё на полпути он зацепился у ребристого шва, какие соединяют кровельные листы. 130
Доклевав остатки, ворона решила съесть упавший кусок. Но это оказалось нелёгкой задачей. Крыша была довольно крута. Лапы заскользили по железу, она поехала вниз, тормозя растопыренным хвостом. 156
Путешествие таким способом ей не понравилось, она взлетела и села на жёлоб. Отсюда ворона попробовала снова достать хлеб. Помогая себе крыльями, она, наконец, добралась до середины ската. Но что такое? Хлеб исчез! Оглянулась назад, посмотрела вверх – крыша пуста! 196 словВопросы и задания на выявление осознанности чтения:
1) Дать характеристику вороне.
2) Выбрать наиболее подходящий тексту заголовок:
«Обыкновенная ворона»
«Как ворона хлебный мякиш потеряла»
«Ворона на крыше»
«Хлеб для вороны»
«Хлеб исчез!»
3) Ответить на вопросы:
— Как жилось вороне зимой?
— Кого боялась ворона?
— Какие неприятности случились с вороной?
во 2 полугодии
Предлагается отрывок из рассказа М. Пришвина «Лесной доктор».
Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. 41
Мы побоялись за наше дерево, поспешили на звук пилы, но было уже поздно: наша осина лежала, и вокруг её пня было множество пустых еловых шишек. Это всё дятел отшелушил за долгую зиму, собирал, носил на эту осинку, закладывал между двумя суками своей мастерской и долбил. Около пня, на срезанной нашей осине, два паренька отдыхали. Эти два паренька только и занимались тем, что пилили лес. 105
– Эх вы, проказники! – сказали мы и указали им на срезанную осинку. – Вам велено резать сухостойные деревья, а вы что сделали? 125
– Дятел дырки наделал, – ответили ребята. – Мы поглядели и, конечно, спилили. Всё равно пропадёт. 138
Стали всем вместе осматривать дерево. Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, не более метра в длину, внутри ствола прошёл червяк.
161 Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал её своим клювом, понял пустоту, оставляемую червём, и приступил к операции извлечения червя. 181 И второй раз, и третий, и четвёртый… 188 Нетолстый ствол осины походил на свирель с клапанами.
196 Семь дырок сделал «хирург» и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину. 210
Мы вырезали этот кусок как замечательный экспонат для музея. 219
– Видите, – сказали мы ребятам, – дятел – это лесной доктор, он спас осину, и она бы жила и жила, а вы её срезали. 230
Пареньки подивились. 232
Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:
1) Что можно сказать о Пришвине по его рассказу? (Пришвин наблюдателен, любит природу и жалеет её, интересно рассказывает о своих наблюдениях).
2) Выбрать наиболее подходящий тексту заголовок:
«Весной в лесу»
«Срубленное дерево»
«Лесной доктор» (Потому что рассказ о дятле, который лечит деревья).
«Экспонат для музея»
3) Что означают выражения «дупляные птицы» (птицы, живущие в дуплах), «сухостойный лес» (в лесу стоят засохшие деревья), «стеклянный завод» (на заводе изготовляют стекло и изделия из него)?
Выполняя без помощи учителя 1 задание, ученик получает «5». При затруднении переходит во 2 заданию на четыре балла. Если не может выполнить его, отвечает на вопросы под цифрой 3 и за правильные ответы получает «3».Оцениваем способ чтения (по слогам или целыми словами), правильность (ошибки на пропуски, замену, искажения, перестановку букв, слов, повторы слов, постановку ударения), темп чтения, осознанность.
Выразительность (монотонное чтение, соблюдение паузы, тон, логическое ударение) оценивается по подготовленному тексту (прозаическому и стихотворному).
Осознанность чтения. Выполняя без помощи учителя 1 задание, ученик получает «2» балла. Потом переходит ко 2 заданию на «1» балл. Далее даёт толкование выражений и за правильные ответы получает «3» балла. Итого «6» баллов – оценка «5». Если «5» баллов, то оценка «4», если «4» балла – оценка «3».
Выразительность (монотонное чтение, соблюдение паузы, тон, логическое ударение) оценивается по общему впечатлению.
Если есть сомнения, можно попросить учащегося перечитать реплики персонажей, обращая внимание на передачу эмоционального тона, вопросительной и восклицательной интонаций, пауз, мелодики (повышения и понижения голоса). Оценки: отлично (3 балла), хорошо (2 балла), удовлетворительно (1 балл).
Диагностическая карта
ПРОВЕРКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В 5 КЛАССЕ
20__-20__ учебный год
Класс________________Учитель_______________________________________
Заполнение таблицы:
1) Оцениваем способ чтения (плавное слоговое или целыми словами). 2) Отметить правильность чтения (ошибки на пропуски, замену, искажения, перестановку букв, слов, повторы слов, постановку ударения).
Безошибочное чтение знаком «!», 1-2 искажения слов – знак «+», с 3 и более ошибками – знак «-», в анализе указать неправильно прочитанные слова.3) Указать количество прочитанных слов в минуту (беглость чтения).
4) Осознанность чтения определяется по баллам.
5) Выразительность отметить знаками: отлично – «!», хорошо – «+», удовлетворительно «-», плохо – «0».
Источник: http://ruslita.ru/kalendar/2015/03