Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС в ДОУ и в школе
Образование 24 августа 2017
Дошкольный возраст является благоприятным временем для формирования нравственных и патриотических чувств. Современные образовательные стандарты, которые были введены в систему отечественного дошкольного воспитания, предполагают отведение определенного времени на вариативную часть.
Региональный компонент образовательной программы ДОУ по ФГОС направлен на формирование в подрастающем поколении гражданских чувств, накопление социального опыта. Работу педагогов дошкольных учреждений продолжают учителя общеобразовательных школ.
Значимость регионального компонента в дошкольном образовании
На педагогов дошкольного образования возлагается ответственная задача – воспитание подрастающего поколения настоящими патриотами своей страны. Именно в детском саду у малышей закладываются основы уважительного отношения к традициям предков, гордость за малую Родину.
Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС ДОУ позволяет учителям знакомить детей с историей того места, где они живут. Мероприятия, включенные в программу, позволяют педагогам формировать в детях чувство ответственности перед другими людьми за совершаемые поступки.
Цель внедрения в дошкольных образовательных учреждениях
Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС направлен на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона, создание толерантного отношения к представителям других национальностей.
Основные задачи внедрения регионального компонента в ДОУ:
- формирование гордости за свое происхождение;
- создание первоначальных представлений о нравственных и духовных ценностях (сострадании, любви, терпении, чести, достоинстве);
- воспитание в подрастающем поколении интереса к нравственному и духовному наследию предков;
- формирование чувства сопричастности к своей стране.
Особенности использования
Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС является одним из основных средств социализации детей дошкольного возраста. На занятиях, предусмотренных специальными региональными программами, осуществляется знакомство малышей с культурой, историей, природой родного края.
При разработке поурочных планов учитывается деятельностный подход, способствующий активному вовлечению дошкольников в самостоятельную деятельность.
Проекты и личные исследования, связанные с семейными традициями, культурными объектами села (города), способствуют выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий, что в полной мере соответствует требования ФГОС нового поколения.
Факторы внедрения
Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС предполагает применение определенных образовательных технологий и краеведческих программ:
- сочетание разных видов деятельности дошкольников;
- формирование условий для полноценной самореализации каждого ребенка с учетом его социального опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;
- применение методов и приемов, позволяющих развивать чувства и эмоции.
Направления деятельности
Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС в детских садах предполагает изучение обычаев и традиций, природы родного края, развитие толерантности, социальную адаптацию подрастающего поколения.
В зависимости от особенностей региона, в программу включаются специальные разделы, при изучении которых малыши начинают гордиться своим краем. Например, для дошкольников Архангельской области разработаны программы, основной аспект в которых учителя делают на уникальность северной природы.
На занятиях ребята узнают об истории появления поморского региона, достопримечательностях области, выдающихся людях Архангельской области. Особое внимание уделяется знакомству малышей с климатическими и природными особенностями региона. На занятиях дошкольники узнают о национальных парках, функционирующих в Архангельской области, растительном и животном мире поморской земли.
Особое внимание уделяется народным праздникам, традициям, национальным поморским костюмам.
Для проведения занятий по региональному компоненту, в дошкольные образовательные учреждения приглашаются сотрудники краеведческих музеев, национальных парков, библиотек.В результате социального партнерства воспитателям детских садов удается в полной мере выполнять социальный заказ – формировать гармонически развитую личность, любящую свой край, уважительно относящуюся к обычаям и традициям своих предков.
Начальное обучение
В настоящее время есть региональный компонент в образовательной программе по ФГОС. Начальная школа продолжает масштабную работу, связанную с социальной адаптацией подрастающего поколения россиян. В каждом регионе используются свои образовательные программы, предполагающие реализацию требований ФГОС второго поколения.
Что подразумевает региональный компонент в образовательной программе по ФГОС? Школа вправе самостоятельно определять направления деятельности, например, специализироваться на изучении истории родного края, отдавать предпочтение растительному и животному миру региона.
Если в образовательном учреждении есть военно-патриотические классы, в качестве регионального компонента можно выбирать курс по истории кадетского движения.
Особое место в приобщении школьников к культуре родного края уделяют в столице. Чему здесь посвящен региональный компонент в образовательной программе по ФГОС? Москва – образец для подражания российских регионов, поскольку с первого класса у ребят формируется четкое представление об истории и культуре столицы, интересных людях, которые внесли вклад в развитие главного города страны.
Опыт московских педагогов успешно транслируется в другие регионы. Например, в вологодских школах ребята изучают культурное наследие Вологды, а архангельские дети изучают поморскую столицу.
Среднее звено
Новые государственные стандарты предполагают отведение определенного количества часов в каждой учебной дисциплине в 5-9 классах. Например, региональный компонент в образовательной программе по ФГОС по английскому языку предполагает рассказ об исторических и культурных ценностях города (села, деревни) на иностранном языке.
Во время занятий ребята не только пополняют свой словарный запас новыми иностранными словами, но и узнают интересную информацию о своем родном городе.
Среди тех заданий, которые предлагаются учителем английского языка, могут быть описания культурных или исторических мест города на иностранном языке, видеоролики о традициях и обрядах.Региональный компонент, дополненный проектной либо исследовательской деятельностью, позволит формировать в подрастающем поколении россиян чувство гордости за свою страну, получать возможность для самореализации и саморазвития.
Старшая школа
Как правильно использовать региональный компонент в образовательной программе по ФГОС? Биология, химия, география, физика — это предметы, которые сложно представить без местной составляющей.
При подборе материала для регионального компонента в каждой учебной дисциплине педагог, прежде всего, ориентируется на особенности края.
Например, при изучении млекопитающих в курсе биологии особое внимание уделяется тем животным, которые распространены в данной местности.
Именно в рамках регионального компонента уместно будет и знакомство с растениями и животными своего населенного пункта и окрестностей, которые считаются исчезающими, включены в Красную Книгу РФ.
На уроках химии особое внимание отводится на те производства, которые функционируют в городе, области, республике. Например, при изучении школьного курса неорганической химии вологодскими школьниками возможно не только теоретическое рассмотрение способов получения и обработки металлов, но и организация экскурсии на Череповецкий металлургический комбинат.
В каждом российском регионе есть промышленное предприятие, которое поможет учителю химии не только сформировать у ребят теоретическую базу по предмету, но и получить представление о возможном применении знаний, то есть, способствовать самореализации школьников, выбору ими будущей профессии.
Заключение
Разработчики федеральных образовательных стандартов нового поколения особое внимание уделили разработке индивидуальных образовательных и развивающих траекторий для каждого ребенка дошкольного и школьного возраста.
Выделение учебного времени на региональный компонент в разных учебных дисциплинах способствует формированию гармонически развитой личности, патриотическому воспитанию, а также бережному отношению к культурным традициям своего региона.
Необязательно отводить отдельные уроки на региональный компонент.
Например, во время обычного учебного занятия по химии педагог подробно рассказывает о том, как на конкретном предприятии родного края используются химические реакции, рассматриваемые во время урока.
Такой подход к использованию регионального компонента позволяет рационально распределять учебное время в среднем и старшем звене.Источник: .ru
Источник: https://monateka.com/article/244677/