Дифференциация уровней и вариантов / Альманах №14 / Архив
Диапазон возможностей развития и обучения детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от способности обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками до необходимости построения специально адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы образования. Такой диапазон присутствует в каждой категории детей, составляющих группу школьников с ОВЗ.
Неоднородность состава группы требует предусмотреть соответствующий диапазон различий в уровне, содержании и результатах начального школьного образования детей с ОВЗ.
СФГОС дифференцируется за счет наличия вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей адекватным образованием, преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребенка к освоению цензового уровня образования.
Дифференцированные варианты специального стандарта характеризуются: уровнем результата (цензовый – нецензовый); структурой основной образовательной программы; планируемыми результатами обучения, условиями, необходимыми ребенку с ОВЗ для их освоения.
Предлагается четыре варианта данного стандарта, которые представляют собой системные характеристики требований к уровню конечного результата школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.
Стандартизация промежуточных результатов образования на каждой его ступени должна обеспечить сохранение возможности перехода ребенка с одного варианта стандарта на другой в процессе школьного обучения.
Это необходимо для максимального использования потенциальных способностей ребенка с ОВЗ и реализации его права на получение образования, адекватного его возможностям, которые раскрываются в самом процессе обучения.Кардинальное отличие от ФГОС состоит в том, что стандарт образования детей с ОВЗ может быть представлен только в описании вариантов, прямо соответствующих наличествующему диапазону различий детей с ОВЗ в возможностях и потребностях получения образования.
Каждый вариант СФГОС определяет:
- требования к структуре основной образовательной программы (соотношение академического компонента и жизненной компетенции);
- требования к результатам школьного образования на каждой его ступени (цензовый, нецензовый, индивидуальный)
- требования к условиям, необходимым для освоения детьми с ОВЗ планируемых результатов образования
Первый вариант СФГОС (цензовый уровень)
Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Полноценное освоение первого варианта СФГОС возможно при создании условий для реализации особых образовательных потребностей, включая специальную систематическую помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. Обязательной является подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ, способного освоить первый вариант СФГОС. Невозможность в полной мере освоить отдельный предмет школьной программы не является препятствием для выбора или продолжения освоения ребенком с ОВЗ первого варианта СФГОС.
Второй вариант СФГОС (цензовый уровень)
Ребенок получает цензовое образование, в более пролонгированные сроки, в среде сверстников со сходными проблемами здоровья. Допускается введение 1-2 учащихся с иными проблемами здоровья, но сходными возможностями в получении цензового образования в данных условиях.
Среда и рабочее место организуются в соответствии с составом учащихся класса. Полноценное освоение второго варианта стандарта возможно при создании специальных условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей всех обучающихся детей.
Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в повседневной жизни.
В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к особенностям детей, ограничивающей их жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду — поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Обязательной является организованная интеграция, выбор ее формы должен отвечать индивидуальным потребностям каждого учащегося.
Третий вариант СФГОС (не цензовый)
Предусматривается для детей с ОВЗ, не способных к освоению цензового уровня начального школьного образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения.
Этот вариант СФГОС ориентирован на детей с умеренной умственной отсталостью или детей с множественными нарушениями развития, чьи возможности в получении образования сопоставимы с ними.
Ребенок получает начальное школьное образование, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной отсталостью в группе детей со сходными образовательными потребностями. Обязательной является организация специального обучения и воспитания.
В структуре основной образовательной программы при неизбежном значительном редуцировании “академического” компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции.В связи с вынужденной упрощенностью среды специального обучения и воспитания, максимально адаптированной к особенностям таких детей, но ограничивающей их жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, предусматривается специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду с целью расширения опыта контактов и максимально возможной для него социальной интеграции.
Четвертый вариант специального стандарта (индивидуальный уровень конечного результата школьного образования)
Этот вариант стандарта предусматривается для детей, в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, находившихся до настоящего времени вне системы образования, фактически признаваемых «необучаемыми». Ребенок получает начальное школьное образование, уровень которого определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья.
Обязательной и единственно возможной является индивидуальная основная образовательная программа. В структуре индивидуальной основной образовательной программы при неизбежном и существенном редуцировании “академического” компонента кардинально расширяется область развития жизненной компетенции.
Предусматривается специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома. Программой предусматривается специальная работа по включению ребенка в детский коллектив, введение в более сложную предметную и социальную среду.
Поэтапно и планомерно расширяется жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребенка пределах. Исключается изоляция от образовательной системы и замыкание в условиях дома или учреждения социальной защиты.
2.2. Варианты СФГОС, предусмотренные для детей с ОВЗ:
Глухие дети | 1; 2; 3; 4 |
Слабослышащие | 1; 2; 3; — |
Слепые дети | 1; 2; 3; 4 |
Слабовидящие дети | 1; 2; 3; — |
Дети с речевыми нарушениями | 1; 2; 3; — |
Дети с двигательными нарушениями | 1; 2; 3; 4 |
Дети с ЗПР | 1; 2; 3; — |
Умственно отсталые дети | -; -; 3; 4 |
Дети с расстройствами аутистического спектра | 1; 2; 3; 4 |
Будет напечатана текущая страница статьи
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Дифференциация уровней и вариантов // Альманах Института коррекционной педагогики. 2009. Альманах №14 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-14/proekt-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo (Дата обращения: 21.06.2019)
Источник: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-14/proekt-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo
Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ – командная работа специалистов
Количество детей с ОВЗ неуклонно растёт. Дети с различными расстройствами (слуха, зрения, психики) уже не исключение из правил, а реальность, которая требует к себе должного отношения во всех сферах жизни общества – начиная с воспитания, заканчивая образованием, трудоустройством и обеспечением достойных условий проживания.
Медленно, но верно меняется отношение к детям с ОВЗ – причину инвалидности видят в обществе, которое неспособно обеспечить удовлетворение специальных потребностей таких детей.
Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ являются спасительным решением двух проблем:
- Удовлетворяют образовательные потребности;
- Обеспечивают право на качественное образование.
Составление и осуществление рабочих образовательных программ – автономная задача образовательных организаций.
Адаптированные рабочие программы для детей с ОВЗ, соответствующие ФГОС (образовательным стандартам), учитывают их (детей):
- Особенности развития (физического и психического);
- Возможности и потребности.
Перечень подобных (примерных) образовательных программ, (их можно использовать как базисные в процессе составления действующих) предоставляет реестр адаптированных программ для детей с ОВЗ.
Разработка адаптированных рабочих программ проводится в несколько этапов:
- Оценка (анализ) образовательных потребностей.
- Выработка тактики и стратегии образовательного процесса (их основа – результаты медико-психологического обследования).
- Распределение обязанностей по реализации.
Разработка адаптированной образовательной программы – командная работа квалифицированных специалистов – от педагога до психолога. В формулирование целей нужно вовлекать и родителей. От вовлечения специалистов зависит успех программы – в процессе реализации и в достижении желаемого результата.
Коррекционная программа для детей с ОВЗ – не только специальные условия
Основная цель, которую преследует коррекционная программа для детей с ОВЗ – создание индивидуальных условий обучения детей, требующих особых подходов к обучению, воспитанию, интеграции в коллектив.
Программа коррекционной работы по ФГОС должна:
- выявлять особые образовательные потребности потенциальных учащихся;
- предоставлять индивидуально ориентированную всестороннюю помощь детям;
- давать детям возможность получать основное образование;
- интегрировать детей в среду образовательной организации, тем самым сводя на нет тяжкие последствия вынужденной социальной изоляции, которую часто испытывают на себе «особые» дети.
Коррекционно развивающая программа для детей с ОВЗ ориентирована не только на усвоение детьми предметных знаний. Несомненно, важно формирование у них системы ценностей, поведенческих ролей и социальных норм – всего того, что так необходимо каждому, чтобы успешно реализоваться в различных жизненных сферах, ощущать себя полноценной личностью.
Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ на всех своих этапах должна:
- соблюдать интересы ребёнка;
- вовлекать в процесс различных специалистов (от педагогов, специальных педагогов до психологов и психотерапевтов) и социальных партнеров;
- позволять семье (родителям совместно с ребенком) выбирать форму образования, образовательную организацию;
- интегрировать ребёнка в учебно-воспитательную среду;
- создавать ситуации, в которых учащийся мог бы раскрыть способности и потенциал, почувствовать себя успешным.
Успех коррекционных программ зависит от сотрудничества специалистов образовательной организации. Потому за реализацию программы отвечает не один специалист, а целая коррекционно-развивающая служба (ниже представлена примерная структура и функции службы):
Коррекционно-развивающая служба | ||
Название группы | Состав | Функции |
Административная | Представители администрации образовательной организации | · Контроль и диагностика деятельности участников образовательного процесса,· Координация и регуляция остальных групп. |
Социально-педагогическая | Учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, социальный педагог, школьный инспектор | · Осуществление учебно-воспитательного процесса,· Адекватная и своевременная помощь в проблемных ситуациях. |
Профилактическая | Фельдшер, учителя (физкультуры, ритмики), логопед | · Профилактика здоровья учащихся |
Психологическая | Психолог, классный руководитель | · Осуществление диагностической работы· Выработка совместных рекомендаций |
Индивидуальная образовательная программа для детей с ОВЗ – социальная победа над недугами
Индивидуальная программа для детей с ОВЗ основывается на формировании у «особых» детей возрастных психологических новообразований, которые помогают адаптироваться, учиться и общаться, посредством коррекционной работы.
Индивидуальная образовательная программа для детей с ОВЗ — комплекс работ с ребёнком и его родителями, который зависит от уровня выраженности определенных проблем в психическом или физическом развитии потенциального учащегося.
Определяют содержание программы индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ также:
- Его (ребенка) потенциальные возможности;
- Использующиеся коррекционные программы, технологии и методики.
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ, примеры структуры которой представлены ниже, состоит из нескольких этапов: на первом этапе собирают и анализируют данные анамнеза, обследуют ребёнка, затем определяют программные задачи, выбирают формы и методы, определяются со сроками и потом приступают к реализации, вовлекая в процесс родителей, осуществляя контроль и оптимизацию программы.
При помощи программ сопровождения ребёнок с ОВЗ получает полноценное образование, вовлекаясь в среду сверстников, а родители могут надеяться на квалифицированную помощь в вопросах воспитания.
В подобных программах Л. С. Выготский видел победу, социальную и педагогическую, таких недугов, как глухота, слепота и слабоумие.
А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.Источник: https://academy-prof.ru/blog/korrekcionnaja-programma-dlja-detej-s-ovz
Адаптированная программа для детей с ОВЗ
После всех обследований ребенка с ОВЗ педагогический коллектив приступает к разработке школьной адаптивной общеобразовательной программы по следующей структуре:
● Титульный лист
● Пояснительная записка: психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ; цели и задачи обучения по предмету или предметам на конкретный промежуток времени; опорная примерная АООП, обоснование варьирования очередности изучения тем и распределения часов.
Скачать все ПАООП для ОВЗ можно по ссылке:
http://fgosreestr.ru/
● программы.
1. Содержательная область: содержание образования по годам обучения, ожидаемые успехи и форма их оценки.
2. Коррекционная область: приемы и техники коррекционной работы; программы психолога, дефектолога, социального работника, ведущего медицинского специалиста.
3. Воспитательная область: работа, осуществляемая в урочное и внеурочное время.
К ней относится дополнительное образование ребенка по общеразвивающим программам технического, социально-педагогического, туристско-краеведческого, естественно-научного, художественного направлений, разработанным специалистами дополнительного образования с учетом требований Примерной АООП для ОВЗ.
-
Программно-методическое обеспечение по обязательным учебным предметам, факультативам, занятиям по дополнительному образованию в стенах школы, спорту.
-
Основные требования к результатам реализации АОП: соответствие целей и задач предполагаемым результатам; конкретная формулировка результатов.
-
Система контрольно-измерительных материалов: тесты, тексты контрольных работ, вопросы промежуточной и итоговой аттестации, критерии оценки.
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в ДОУ
Адаптированная программа для детей с ОВЗ в ДОУ составляется на основе «Программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями». Цель программы — дать им равные стартовые возможности при подготовке к школе и дальнейшему школьному обучению.
Адаптированная образовательная программа составляется и реализуется для воспитанника с ОВЗ комбинированной группы. В такой группе все остальные дети без нарушений занимаются по ООП, а «особый» ребенок — по адаптированной образовательной программе.
В ее основе — общая программа группы, дополненная материалами Примерной адаптированной образовательной программы для ДОУ, корректирующей специфические нарушения ребенка.
(Виды адаптированных программ: для детей с амблиопией и косоглазием, слабовидящих, слепых, при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях ОПДА, тяжелых нарушениях речи)
Для компенсирующей группы, состоящей из детей с похожими нарушениями, педагогический коллектив разрабатывает адаптированную основную образовательную программу всего учебного учреждения на основе ООП и Примерной АООП ДОУ.
Полное осуществление адаптивной программы зависит от комплексной работы всех специалистов детского сада и создания единого образовательного пространства «ДОУ — семья».
Также успешность обучения детей с ОВЗ по АОП и АООП связана с грамотным оформлением развивающей предметно-пространственной среды.
Тщательно продуманное и обустроенное корректирующее пространство имеет огромную ценность, воздействуя на бессознательном уровне.
Бессознательное автоматически включает процессы компенсации, стимулирует весь организм, психику ребенка на «впитывание» в себя содержания обучения и ежедневно закрепляет его позитивные результаты.Не менее важна информатизация образовательного процесса, возможность специалистов создавать свою собственную уникальную базу развивающих и обучающих компьютерных программ, электронную библиотеку. Тем более, что Примерная АООП дает полную самостоятельность в подборе материалов.
Разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей
Остановимся на разработке адаптивной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей. Она имеет три варианта: 2.1, 2.2, 2.3, но запросы читателей сайта связаны с вариантом 2.1, при котором ребенок получает образование, аналогичное здоровым ровесникам и в инклюзивной среде.
Математика. 3 класс. Рабочая программа к УМК Моро (Школа России)
Пособие содержит рабочую программу по математике для 3 класса к УМК М.И. Моро и др., составленную с опорой на материал соответствующего учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта.
Программа включает в себя пояснительную записку, требования к знаниям и умениям учащихся, учебно-тематический план, а также подробное поурочное планирование.
Издание адресовано учителям, руководителям учебных заведений и методистам, студентам педагогических вузов, слушателям курсов повышения квалификации.
Купить
I. Целеполагание
Цель программы — оказать комплексную помощь слабослышащим и позднооглохшим ученикам в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, корректировать недостатки их физического и (или) психического развития, развить жизненные компетенции, интегрировать в среду нормально слышащих сверстников. Для ее достижения решаются следующие общие задачи:
● активизация через моторику нейродинамических процессов (в качестве базы выполнения следующих задач);
● совершенствование познавательной деятельности;
● формирование интеллектуальных навыков и умений;
● нормализация учебной деятельности;
● развитие устной и письменной речи;
● формирование умения пользоваться речью во всех жизненных ситуациях;
● формирование учебной мотивации;
● выработка навыка контроля и самооценки.
II. Специфические особенности слабослышащих детей
Цели и задачи АООП напрямую связаны со специфическими особенностями развития, которые указываются в психолого-педагогической характеристике.
-
В дошкольном возрасте и начальной школе при зрительном восприятии материал перерабатывается медленно и хранится в памяти недолго, с 10 −11 лет начинается прогрессивная компенсация этого процесса.
-
Замедленное формирование понятий ведет к необычному использованию слов.
-
Письменная речь, как импрессивная (чтение), так и экспрессивная (письмо) преобладает над устной.
-
Импрессивная форма речи преобладает при анализе и сравнении воспринимаемых предметов.
-
Формирование и развитие устной речи зависит от успешного умения управлять мышцами руки и приобретения навыка письма.
-
Адаптация происходит через зрение, моторику и сохранные телесные функции.
-
Двигательные ощущения помогают контролировать произношение: при неправильном произношении ребенок ощущает дискомфорт артикуляционного аппарата.
Подобная особенность развития предполагает строить коррекцию, обучение и воспитание на эффективном сочетании словесных, наглядных и практических методов.
Также нужно иметь ввиду особенности поведения слабослышащих детей, привлекающих к себе внимание собеседников, резко до них дотрагиваясь и буквально «заглядывая в рот» при слушании (концентрация на губах говорящего для лучшего восприятия артикуляции). При составлении воспитательной части адаптированной программы очень тщательно выбираются тактичные и увлекательные методы и приемы, дающие возможность детям освоить допустимые границы социальных контактов и социальные ритуалы.
III. Разработка коррекционно-развивающей программы
Составляя коррекционную часть программы и анализируя возможные приемы и методы, необходимо помнить:
-
Мысль и глаз ребенка движутся с той же скоростью, что и его рука, поэтому необходимо постоянно и всемерно развивать тонкую двигательную координацию кистей рук.
-
Слабослышащий ребенок замечательно контролирует свое тело, доверяет ему и своим телесным впечатлениям и эмоциям. Нужно использовать эти способности, применяя телесно ориентированные техники (в том числе кинезиологическую гимнастику) для диагностики, создания позитивного эмоционального фона, формирования осознанного поведения и самоконтроля.
-
Для слабослышащих характерна «живая речь» мимики и жестов. Целенаправленно применять эти приемы на корректирующих занятиях для развития крупной и мелкой моторики рук.
-
Исследования показали, что принятые в среде слабослышащих жесты и другие упражнения, выполняемые руками примерно в 50-70 см от тела компенсируют у детей механизм саморегуляции головного мозга, снимают утомление и повышают работоспособность.
-
Восприятие ребенка с нарушением слуха идет с опорой на сохраненный зрительный анализатор, постоянно находящийся в активном состоянии. Для его разгрузки и на уроках, и на внеучебных занятиях необходимо периодически проводить гимнастику для глаз.
-
Чтобы избегать переутомления и перегрузок ребенка, нужно учитывать состояние его мелких мышц кистей рук: при правильной мышечной нагрузке может ощущаться их легкая усталость; при перегрузке — нескоординированность движений, потливость; а при переутомлении — писчие спазмы.
Со зрительным анализатором связана и организация пространства школы, чему посвящен раздел АООП. В разделе указывается вся печатная и электронная визуальная текстовая и символическая информация, которой оснащаются помещения школы для безопасности и комфорта слабослышащего ребенка.
IV. Адаптированная рабочая программа для слабослышащих детей. 1, 2, 3, 4 класс
Реализуется АООП с помощью адаптированных рабочих программ по каждому предмету начальной школы, которые индивидуально и творчески создает учитель. Они обеспечивают детям профессиональную коррекцию, индивидуализацию и дифференциацию, постоянный рефлексивный контроль за овладением материала.
Важной частью реализации рабочих программ является грамотный подбор Предметных линий УМК базовых учебников. Наиболее высокую оценку педагогов, работающих по АООП для ОВЗ, получили следующие разработки.Больше интересных материалов:
Адаптированная программа по ИЗО для слабослышащих детей
Адаптивная программа по ИЗО составлена таким образом, что все учебные, воспитательные, коррекционные задачи решаются гармоничным и действенным сочетанием вербальных, наглядных и практических методов. Цель программы: заложить в детях первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.
Задачи программы, связанные c развитием слуха и речи:
● обучение осознанному пониманию значений «красиво» и «некрасиво» и его осмысленному озвучиванию;
● обучение применению речи при эмоциональной оценке произведений искусства;
● обучение контролю за своими действиями: умение увидеть и исправить несоответствие рисунка образцу, умение сравнивать свой рисунок с работой одноклассников;
● обучение проговариванию всего процесса работы;
● развитие моторики рук;
● развитие компенсирующего тактильного восприятия.
Так, изучая тему «Скульптура», дети наглядно воспринимают красоту образа, учатся проговаривать свои эмоции по отношению к произведению искусства, затем самостоятельно создают из глины и пластилина собственные художественные творения. В этот момент включаются центры мозга, отвечающие за общую моторику и речевую моторику, за качество тактильных ощущений, раскрываются чувства и оздоравливается психика ребенка.
Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая программа к УМК Неменского
Пособие содержит рабочую программу по изобразительному искусству для 1 класса к УМК Б.М. Неменского и др., составленную с опорой на материал соответствующего учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта.
Программа включает в себя пояснительную записку, требования к знаниям и умениям учащихся, учебно-тематический план, а также подробное поурочное планирование.
Издание адресовано учителям, руководителям учебных заведений и методистам, студентам педагогических вузов, слушателям курсов повышения квалификации.
Купить
АООП НОО для детей с легкой умственной отсталостью
Данная категория детей учится по программам И. М. Бгажноковой. Программы включают большое количество часов по предметам «Коррекционные технологии», «Трудовое обучение», которые, оздоравливая детей, ориентируют их на трудовую деятельность.
Новшество АООП — предметы «Речевая практика» и «Мир природы и человека». «Речевая практика» нацелена превратить развитие речи в один из видов деятельности учеников с легкой умственной отсталостью, а «Мир природы» — познакомить с явлениями и объектами природы и социума, установить между ними связь, сформировать коммуникативно-речевые умения.
Программа коррекционной работы психолога
Индивидуальная программа работы психолога с ребенком с ОВЗ — это часть коррекционной области общей индивидуальной АОП. Ее цель — преодолеть и/или ослабить нарушения, помочь ребенку полностью и полноценно включиться в школьную жизнь.
Задачи психологической коррекции:
● адаптировать ребенка в школьную среду;
● помочь осознанно контролировать и регулировать свои поступки;
● дать установку на достижение успеха и реализовывать ее;
● соотносить все свои действия с жизненными условиями ребенка и его семьи.
Алгоритм работы над программой:
● проанализировать все предложения ПМПК для ребенка;
● провести диагностику ребенка и определить особые образовательные потребности с учетом имеющихся недостатков;
● составить программу коррекционно-психологического сопровождения и развития, учитывая предложения ПМПК и собственное исследование, включив методы гештальт-и арт-терапии, нетрадиционные психотехники, например, основанные на принципах айкидо и других восточных боевых искусств, одновременно развивающих интеллект и тело;
● распланировать время проведения индивидуальных консультаций и групповых занятий ребенка;
● гибко редактировать программу по результатам достижений ребенка.
Главный итог обучения детей с ОВЗ по адаптивным программам прописан в АООП НОО. Это создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность, являющейся гарантом охраны и укрепления физического, психического и социального здоровья «особых» учеников.
#ADVERTISING_INSERT#
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/adaptirovannaya-programma-dlya-detey-s-ovz/
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС в школе: как составить?
Инклюзия — это буквально «вовлечение». Речь идет о таких условиях, которые позволят детям с ОВЗ учиться в обычной школе. На данный момент инклюзивное образование вызывает больше вопросов, нежели ответов. Но есть и реальные результаты.
В некоторых школах, наряду с обычными классами, сформированы коррекционные, в которых обучаются дети с ОВЗ, требующие особого подхода и специальных условий.
На уроках они обучаются по собственной, адаптированной, программе, а на переменах и после уроков «особые» дети вовлечены в общую жизнь школы, участвуют в мероприятиях, общаются со здоровыми сверстниками.
Программа, по которой учатся дети с ОВЗ, как было сказано выше, не обычная, а адаптированная. Она зиждется на принципах коррекционной работы и направлена на получение детьми с инвалидностью образования в полном объеме, но в формах, учитывающих состояние их здоровья.
Как составить адаптированную программу?
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС не отличается принципиально от аналогичной программы для здоровых детей.
За основу следует взять программу соответствующего предмета и привести ее в соответствие с требованиями. Например, по многим предметам для детей с ОВЗ увеличено количество часов; в некоторых случаях (например, на уроках физической культуры) имеются особенности в содержательной части.
Затем следует выбрать учебник из числа рекомендованных, сделать тематическое планирование, выбрать подходящие формы контроля. Надо иметь в виду, что дети с ОВЗ обычно сдают экзамены не в форме ОГЭ и ЕГЭ, поэтому стоит приблизить формы текущего контроля к особенностям ГВЭ.
Разумеется, если речь идет об адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ по ФГОС НОО, то это не имеет значения: ВПР обычно для детей с ОВЗ те же, что и для всех, им может быть предложено лишь дополнительное время на выполнение заданий, специальное освещение, задания, напечатанные крупным шрифтом.
Наконец, выполнив всю подготовительную работу, можно составлять саму программу.
Что должно быть в программе?
На титульном листе название образовательного учреждения, слева «Рассмотрено на заседании педагогического совета от ___, протокол № ___», справа «Утверждаю» с подписью директора школы и печатью, в центре название «Адаптированная образовательная программа основного (или начального) общего образования для детей с ОВЗ (указать вид)», внизу год.
На второй странице следует перечислить правовые документы, на основании которых создана программа. В перечень необходимо внести Конституцию РФ, Закон об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.
, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г.
N 1598) (если программа для НОО), Устав образовательного учреждения и т.д.
Дать информацию о составе программы (пояснительная записка, учебный план, учебный график, рабочие программы по предметам, оценочные и методические материалы и проч.)
Затем указываются цели программы. Например, такие:
- Создание условий, обеспечивающих возможность для детей с ОВЗ получение качественного образования.
- Социальная адаптация детей с ОВЗ с помощью дифференцированного подхода к обучению; формирование их социальной компетентности, необходимой для самореализации.
Или кратко (вариант для адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по ФГОС НОО 7 вида): «Создание в учебном заведении особой медико-педагогической среды с целью реабилитации детей с ЗПР и последующей их интеграции в современное культурное и социально-экономическое пространство».
Затем следует поместить перечень задач (большинство не отличаются от задач обычной образовательной программы, с некоторыми нюансами). Однако надо включить и специфические задачи:
- Оптимизация деятельности сотрудников школы, направленной на коррекцию нарушенных функций детей с ОВЗ с опорой на сохранные функции.
- Реабилитация обучающихся с ОВЗ, позволяющая развивать умение учиться и жить в обществе, полноценно участвовать в разных формах деятельности (культурной, творческой, спортивной и т.д.).
- Работа над формированием личности обучающихся, регуляцией эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и т.п..
- Применение здоровьесберегающих технологий.
После задач надо указать планируемые результаты (они формулируются на основании указанных задач: скажем, «работа над формированием мотивации» — «сформированная мотивация» и тому подобное).
Здесь же желательно привести какие-то результаты в соответствии с профилем. Например, для детей с ЗПР: «Развитие способностей обучающихся с ЗПР с помощью организации общественно полезной деятельности, творческой деятельности, участия в спортивных мероприятиях, в проектной деятельности и т.п.»
Затем приводятся рабочие программы всех предметов с указанием количества часов, названий и авторов учебных пособий, форм контроля.
Образовательная программа обсуждается (а чаще просто голосуется) на педсовете и утверждается директором школы. Она должна быть представлена на сайте образовательного учреждения.
Иногда учителя затрудняются составить адаптированную программу для учеников с ОВЗ по ФГОС НОО, ведь дело это новое. Однако требования неумолимы: опубликован Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г.
N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», теперь для «особенных» учащихся начальной школы есть свой ФГОС, а значит, должна быть и программа.
Особенности программы
Образовательная программа для детей с ОВЗ строится по стандартному образцу, только во все пункты включается что-то «коррекционное».
Кроме того, необходимо уточнить, нет ли изменений количества часов или содержания учебного материала в конкретном классе по конкретному предмету.
Учебники используются из списка рекомендованных по ФГОС; обратите внимание, что для детей с нарушениями зрения, интеллекта и т.п. есть особые учебные пособия, тогда как обучающиеся по программам, например, VI вида учатся по обычным.Все особенности: специальные учебные пособия, увеличение часов на изучение предмета, введение специальных предметов (СБО, адаптивная физическая культура и т.п.), преподавание (растягивание) материала одного года изучения за два — должны быть отражены в программе.
Структура программы
В программу необходимо внести перечень нормативно-правовых документов, на основании которых она создана.
Затем следует «Пояснительная записка», в которой:
- обосновывается необходимость создания адаптированной программы;
- предоставляются общие сведения об образовательной организации;
- сообщаются цели и задачи адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по ФГОС НОО, а также планируемые результаты;
- даются сведения об учебно-методическом, кадровом (с информацией о наличии дефектологического образования у педагогов, о специалистах-логопедах, психологах и т.п.), материально-техническом обеспечении образовательного процесса);
- особенности режима детей с ОВЗ, специфика календарного плана.
После пояснительной записки должны быть помещены рабочие программы по предметам начального образования, перечень зоровьесберегающих мероприятий и технологий, применяемых в учебном заведении, перечень форм контроля; при желании именно сюда можно поместить информацию о планируемых результатах формирования личности ученика с ОВЗ, мероприятиях, направленных на его реабилитацию и интеграцию в общество.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник: http://pedsovet.su/fgos/6643_adaptirovannaya_programma_ovz