Словарь по обществознанию
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Словарь ЕГЭ по обществознанию
Значительная часть сдававших ЕГЭ по обществознанию в 2018 году, как показывает статистика и методический анализ, испытывают трудности при формулировке своих мыслей в письменных заданиях части 2. Вы в их числе? «Кто ясно мыслит – ясно излагает»! Мы запускаем новую страницу нашего проекта – словарь по обществознанию.
Мой авторский видео-курс позволит Вам, затратив всего 1 час в день на разбор каждой темы кодификатора получить на ЕГЭ свыше 80 баллов! УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ!
Учитесь формулировать термины по обществознанию с нами!
Мы готовы помочь Вам с формулировками! Мы уже указывали на необходимость начинать разбор каждой темы ЕГЭ по обществознанию с ключевых терминов и понятий. Наш словарь поможет Вам в этом. Для чего это нужно? Чтобы не мыслить абстрактно, чтобы видеть готовые формулировки в тестовых заданиях, чтобы четко решать задание 1 (ранее 22), например.
Согласитесь, без знания базовых терминов, с эти заданием справиться будет крайне тяжело. Не знаете ответ? Открывайте букву М нашего словаря! Ответ МАЖОРИТАРНАЯ.
Еще один пример, уже из демоверсии ЕГЭ 2019.
Задание 1 ЕГЭ 2019
Понятно, что термин будет из духовной сферы и определять он будет один из ее институтов (раз есть религия для примера).
Системное строение общества
Для лучшего понимания терминов вырабатывайте собственную систему максимально простых, приближенных к действительности и запоминаемых определений. Каждое определение можно строить на близком термине (сфера ценностей) и его функции (свойстве) — регулирующих.Снова помогает нам буква М нашего словаря. Ответ — МОРАЛЬ!
Задание 1 ЕГЭ 2019
Итак, помним, синоним + отличие, функция.
Ваши 300 терминов-спартанцев на ЕГЭ 2019 по обществознанию!
Мы ведем постоянную работу по пополнению нашего словаря, так как понимаем, насколько для выпускника важно овладеть понятийным аппаратом, который будет ему просто необходим на ЕГЭ по обществознанию.
Если Вы посмотрите критерии проверки любого задания письменной части ЕГЭ, то увидите, что сущностные и понятийные ошибки влекут за собой снижение баллов ЕГЭ. Поэтому, наш словарь растет.
Сейчас его составляют уже свыше 600 терминов, сформулированных для Вас экспертом ЕГЭ по обществознанию.
Формулируйте термины самостоятельно!
Одним из залогов успешной подготовки к ЕГЭ по обществознанию является максимальная самостоятельность Вашей подготовки. мы не призываем Вас заучивать термины нашего словаря догматически! На ЕГЭ его с Вами не будет, а в ситуации естественного стресса память может подвести. Учитесь мыслить самостоятельно!
Наши подписчики спрашивают о том, что самостоятельная формулировка основных понятий может привести к ошибке.
Виталий 06.03.2014
Здравствуйте. А что, если я сформулирую термин, а он неправильный? Ведь известно, что переучивать сложнее.
Однако нам кажется, что самостоятельность мышления на ЕГЭ – главное! Предлагаю посмотреть несколько примеров, когда знание (или, наоборот, незнание, не умение самостоятельно сформулировать) термина оказало решающее влияние на получение баллов на ЕГЭ по обществознанию. Итак, посмотрим работы выпускников!
Разбалловка за выполнение задания 32
Перед Вами сложное теоретическое задание 25. Здесь проверяется именно компетенция выпускника мыслить научными терминами. Причем, если вы неверно формулируете сам термин, то за два дальнейших дополняющих его предложения, будь они даже верно написаны, вы получаете 0 первичных баллов (а максимальный балл здесь 3!).
Пример ошибки в термине на ЕГЭ, задание 25
Ошибка видится в определении. Например, в натуральном хозяйстве деятельность крестьянина на земле не направлена на получение дохода, а только на удовлетворение своих потребностей. А факторы производства это то, без чего по Смиту невозможна никакая экономика. Скорее всего, этот элемент ответа не зачли. Например, в своем словаре мы даем следующее определение:
Фактор производства – ресурс, используемый субъектом экономических отношений для создания продукта и получения дохода.
А вот противоположный пример. Выпускница, подписчица нашего паблика , например, сомневается, но сам ищет на экзамене верный ответ, в итоге его самостоятельно формулируя и получая минимум 1 балл за верно написанное понятие. Второй попытается отспорить на апелляции, кстати.
Также, в эссе по обществознанию (задание 29), если вы не сумеете дать собственное видение проблемы, используя обществоведческие понятия, Вы не получите максимальные баллы. Ошибка в термине, чаще всего, влечет за собой потерю одного балла за критерий 2 (характер и уровень теоретической аргументации).
Критерий 2 проверки эссе по обществознанию
Еще один аналогичный пример с ЕГЭ, когда выпускник терял балл на незнании термина, и вновь на экономике:
Ошибка в термине в эссе по обществознанию
Конечно, определение нельзя начинать строить с «это то, из чего…». Необходим подбор синонима, здесь это фактор. В целом, понятие ресурс аналогично фактору производства, но можно попытаться дать и несколько отличное определение.Ресурс — фактор экономической деятельности, позволяющий организовать производство материального блага.
Ну а то, что в экономике не все производится на продажу (товар), Вы уже, надеюсь, поняли. Да, это в корне не верное определение термина.
Наш СЮРПРИЗ от эксперта ЕГЭ — курс МАСТЕР ЭССЕ!
Источник: http://EgeWin.ru/slovar-po-obshhestvoznaniyu
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: работа с понятиями
По данным ФИПИ, задания на работу с понятиями выполняются не очень хорошо. К сожалению, большинство учебников по обществознанию не «заточены» под ЕГЭ. Они составлены правильно с точки зрения изучения предмета, но в них сложно найти точные емкие определения, которые можно было бы использовать на главной проверочной работе.
В некоторых пособиях и вовсе встречаются ошибки в определениях. Информация в интернете, из той же «Википедии», тоже подчас вводит в заблуждение.
Ученики транслируют в ответах на ЕГЭ эти ошибки и, в результате, получают сниженные баллы.
Периодически выпускники обращаются в апелляционную комиссию, доказывая свою правоту примерами из всевозможных пособий, но комиссия учитывает только учебники с грифом Министерства образования.
Как ученикам усвоить понятия? Есть два способа. Первый — вызубрить их. Однако, как показывает практика, зубрежка дается современным школьникам тяжело, и при ответе ученик может упустить что-то важное.
Второй способ — вникнуть в суть понятия и дать определения своими словами.
Собственные определения порой получаются нескладными и вызывают нарекания, но школьник может заранее, при подготовке, соотнести свои формулировки с основными требованиями, дать на проверку учителю, отшлифовать их.
Как работать с понятиями
Ребенку необходимо усвоить логическую структуру. В этой структуре термин представляет собой низшую категорию обобщения (он больше не делится ни на какие понятия). Категория, в свою очередь — очень высокий уровень. На вершине понятий находится глобальная категория «бытие», охватывающая все существующее.
4 способа дать определение понятию:
- Логический (родовидовой). Самый распространенный способ. Определяем узкое понятие через широкое и добавляем специфический признак. Вспомогательные слова: часть, элемент, составляющая, один из, вид, институт, организация. Пример: Акция — это вид ценной бумаги, владельцы которой получаю дивиденды.
- Описательный (семантический). Состоит из основных признаков объекта. Перечисляем основные признаки до того момента, пока под определение не начнут подходить другие понятия. Вспомогательные слова: совокупность, набор, система. Пример: Менталитет — это совокупность особого склада ценностных установок, стереотипов мышления, чувствования и поведения, выработанных на основе логичного и многопоколенного опыта соответствующей группы.
- Генетический. Основан на происхождении не слова, а явления. Описывая происхождение предмета, перечисляем его существенные признаки. Вспомогательные слова: этап, период, ступень уровень, начальный, завершающий, между, следующий за. Пример: Наказание — это мера принуждения, назначаемая по приговору суда.
- Этимологический. Вспомогательный способ, который не может дать определение полностью. Обращаемся к происхождению слова, его переводу с латинского. Можно выучить распространенные приставки, корни, которые помогут определить смысл. Пример: Демократия — власть народа.
Для наглядности рассмотрим, какие разные определения можно дать слову «Консерватизм»:
- Логический. Вид политической идеологии, выступающей за сохранение существующего общественного порядка.
- Описательный. Система взглядов, идей, течений, ориентированных на сохранение морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, государстве.
- Генетический. Идеология, возникшая как реакция на либерализм.
- Этимологический. От лат. conserve — сохраняю, охраняю.
Представленные способы можно сочетать. Основное требование к определению: оно должно содержать как минимум два основных признака понятия, причем один из этих признаков — родовидовой.
Кроме того, определение не должно быть большим и избыточным, содержать непонятные слова, подходить к нескольким явлениям, включать образные характеристики, и (сложно, но осуществимо!) не должно содержать однокоренные слова.
Опираясь на эти требования, учитель может вместе с классом за несколько лет составить собственный словарь определений.
Изучать и запоминать понятия помогают кроссворды, таблицы, кластеры, схемы, а также модная игра «Алиас» (если вписать в нее нужные термины). Что касается учебников по обществознанию, то отметим: УМК корпорации «Российский учебник» содержит курс, которой до публикации годами отрабатывался в школе.
Задания ЕГЭ
В ЕГЭ есть много заданий на проверку того, как ученики умеют работать с понятиями. В первой части это задания под номерами 1, 2, 20. Во второй части: 22, 25, 27, 28 и 29. Кстати, задание № 22 появилось только в 2017 году — оно похоже на № 25, но немного проще. Рассмотрим, на что нужно обратить внимание учеников.
Задание 1. Вставьте слово или словосочетание в таблицу. Фактически, это работа с понятием — мы подбираем его под определение. Здесь спрятано много подсказок: в определении слова, в тексте задания, в шапке таблицы. Дети часто не вчитываются в них, а зря.
Можно ориентироваться на второе понятие в таблице, нужное слово будет с ним из одной темы. Но учитываем, что одна тема — не значит одно основание для классификации.
К примеру, в задании говорится о видах социальной мобильности и уже дано понятие «вертикальная»: ученик, следуя логике, не вчитываясь, вписывает слово «горизонтальная», хотя ответ может быть совсем другой.
Задание 2. Найдите обобщающее родовое понятие. В большинстве случаев выполняется правильно — особенно, если выпускник усвоил уровни понятий. Сложности возникают, когда ребенок неправильно трактует задание и решает дописать слово (это особенно свойственно преуспевающим ученикам). Но обобщающее понятие нужно не дописать, а выбрать из уже представленных слов.
Задание 20.Вставьте слова в текст. При выполнении лучше вначале прочитать материал, подобрать термины по смыслу, а затем проверить себя с помощью списка слов. Важно вникнуть в смысл текста. Также нужно учесть, что в тексте не может меняться грамматическая структура слов, а понятия из списка можно видоизменять.
Задание 25. Объясните, какой смысл обществоведы вкладывают в то или иное понятие. В рамках задания нужно составить два предложения по определенным требованиям.
Второе предложение, фактически, будет являться определением.
Экспертам трудно оценивать задание № 25: в зависимости от того, насколько точно дано определение, количество баллов колеблется от 0 до 2, а эту точность не всегда легко измерить.
Задание 27. Решите задачу (составляется по 4 разным моделям). В модели 1 нужно определить, о каком явлении идет речь: даны признаки понятия, и это понятие нужно вписать. Если ученик колеблется между двумя похожими понятиями, то пусть лучше указывает в ответе оба.
Задание 29. Напишите мини-сочинение на основе одного из высказываний. Здесь необходимо продемонстрировать умение выстраивать теоретическую аргументацию. Также нужно привести определения, раскрывающие смысл основных понятий высказывания. В разных высказываниях разное количество понятий, так что баллы не привязаны к количеству определений.
В основе обществознания — обобщение, апеллирование понятиями. Поэтому работа с ними важна не только для сдачи ЕГЭ, но в целом для понимания предмета.
ЕГЭ-2018. Обществознание (60х90/16) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену
Вниманию школьников и абитуриентов предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ по обществознанию.
Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями ЕГЭ, включает задания разных типов и уровня сложности по всем базовым наукам, на основе которых формируется курс обществознания: философии, экономике, социологии, социальной психологии, политологии, правоведению.Купить
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/ege-obshhestvoznanie-terminy-i-ponjatija/