Новые диктанты для 5-7 классов
Контрольные диктанты с грамматическим заданием традиционно завершают вторую четверть учебного года в 5, 6, 7 классах. Тексты содержат орфограммы и пунктограммы, изученные за этот период.
Напомним, что в 5 классе завершён раздел «Синтаксис и пунктуация», в 6 классе — «Имя прилагательное», «Глагол», в 7 классе — «Наречие». Не все тексты, к сожалению, соответствуют погодному календарю, но в них много полезной информации о природных стихиях и явлениях, о мире животных и птиц.
Гадюка
В далёкие времена человек уже обращал внимание на ядовитых змей, и сейчас многие люди испытывают перед змеями ужасный страх. Конечно, змея не нападает сама. Но все возмущаются и не верят.
В наших лесах водится только одна ядовитая змея.4 Это гадюка. Она встречается в лесах с болотами или зарастающими гарями, на берегах озёр, рек и ручьёв.4 Гадюка любит воспользоваться тёплыми днями и погреться на солнышке, но в сильную жару она предпочитает расположиться в тени.
— Ребята, хотите рассмотреть гадюку? Только будьте осторожны, не подходите близко. Наблюдайте, но не трогайте змею. (90 слов.)
Грамматическое задание
1. Сделайте синтаксический разбор простого предложения:
В наших лесах водится только одна ядовитая змея. (1 вариант);
Она встречается в лесах с болотами или зарастающими гарями, на берегах озёр, рек и ручьёв. (2 вариант).
2. Выпишите из текста предложение с обращением (1 вариант) и предложение с вводным словом (2 вариант).
3. Найдите и обозначьте в тексте сложные предложения: 1 абзац (1 вариант); 2 абзац (2 вариант).
Рождение сказки
Мне приходилось присутствовать при рождении сказки. Дело было летом на берегу лесной реки. Только что прошёл шумный короткий дождь и развесил над рекой радугу.4 Сильно пахло сосной, и капли дождя на отдельных хвоинках наливались, крупнели. В каждой из них играло своё маленькое солнце.
Перевозчик раздувал костёр, а рядом сидел его сын. Мальчик прислушался и спросил отца:
– Чего это шумит, папа?
Перевозчик, конечно, догадался, что шумит дождевая влага через палую рыжую хвою у подножия мачтовых сосен. Но усмехнулся и сказал:
– Это жуки пилят сухие сосновые иглы и на зиму дровишки готовят.4
Так начиналась сказка. (По К. Паустовскому.) (90 слов.)
Легенда об основании Ялты
В далёкие времена из Константинополя отправились Византийские корабли на поиски новых земель. Страшнейшими штормами и бурями встретило мореплавателей Чёрное море.4 А когда буря утихла, на волны опустился густой туман. Много дней блуждали моряки в неизвестности.
Но однажды утром подул лёгкий ветерок. Пелена тумана медленно расплылась и исчезла.4 Солнечные лучи ударили людям в глаза, и они увидели горы. «Ялос*! Ялос!» ― закричал дозорный. Так византийцы называли берег.
Это была Таврида*. Воздух там наполнен морской влагой и ароматом трав. Он свеж, пахуч, лёгок и целебен. Моряки основали на прекрасной земле своё поселение. С тех пор город называется Ялтой. (По книге «Легенды Крыма»). (96 слов.)
*Ялос, Таврида — написать на доске.
Ледяные поля
Полярная ночь непроглядная и чёрная. Лишь качаются, полыхают на небе разноцветные сияния: зелёные, синие, красные. А вверху разносятся непонятные шорохи, словно шепчутся звёзды.
Но приходит конец бесконечной ночи. Однажды краешек солнца покажется над горизонтом. Свет ещё багровый и тусклый. Но как все рады солнцу и свету!
Во всей суровости и красоте открывается глазам страна полуночного солнца, страна самых звонких льдов и пушистых снегов.Не видны на белом белые песцы и медведи. Зато как заметны белые чайки на чёрной воде и чёрные тюлени на белом снегу! А сколько жизни на шумных птичьих базарах! Мелькают крылья, звенят голоса, гудит в скалах эхо. А как прекрасны и незабываемы розовые чайки на лазоревых льдах! (100 слов.)
Клюква
Ещё не шёл настоящий снег, но каждый день наползали серые низкие тучи, сыпали частым дождём, роняли редкие колючие снежинки. Заморозки схватывали землю. В острых серебряных иглах инея померкли последние травы и листья. Над деревенскими трубами теперь вились дымки. Ранние сумерки загоняли ребятишек домой.
А на болотах подошла клюква. В сентябрьскую пору ягода была твёрдой, непрозрачной. Правда, если ягоды полежат, то они дозреют и размягчатся, а после первых заморозков будут сочными и вкусными. Положите ягодки на солнце, и они станут похожи на россыпь драгоценных камней.
Сейчас на подмосковных болотах клюквы много не наберёшь. Отправляются за ней в дальние северные области.
В студёные, холодные зимы самым вкусным блюдом на свете кажется клюквенный кисель из тех осенних ягод. (По Т. Горовой.) (100 слов.)
Где растут каштаны
В кавказских лесах одно из самых красивых деревьев — каштан. Это большое дерево более тридцати метров высотой. Живут каштаны несколько сотен лет. Деревья эти удивительны.
Три раза меняется у них цвет листьев. Весной они коричнево-красные, летом светло-зелёные, осенью золотисто-жёлтые. Но особенно красив каштан во время цветения.
К началу октября начинают созревать орехи. Плоды люди употребляют в сыром, варёном и жареном виде. Они питательные и вкусные. Их глазируют и засахаривают.
Но не только этим прославился каштан. У него ценная древесина. Она твёрдая, прочная, от времени темнеет и приобретает очень красивый цвет.
Кто был в Киеве, наверняка запомнил киевские каштаны, их ботаники называют каштаном конским. Они мало похожи на каштаны, у которых съедобные плоды. (По Т. Горовой). (100 слов.)
Землеройки
Глубокой осенью заметно пустеют леса и поля, на берегах рек дольше задерживаются перелётные птицы. Иногда раздаётся из-под прибрежного куста голос землеройки. Крохотные зверьки держались здесь и летом, в густых травяных дебрях хорошо скрывались от постороннего взгляда. А сейчас среди поредевших трав заметить их стало легче.
Чаще других попадается обыкновенная бурозубка. Ростом она с маленькую домовую мышь, окраска тёмно-бурая. Но возле воды нередко можно увидеть и более крупную водяную землеройку. Чёрная, будто бархатная шубка, белое шелковистое брюшко и более длинный хвост помогут отличить её от других землероек.
Землеройки не впадают в спячку. Когда идёт снег, следы этих маленьких зверьков встречаются особенно часто под старыми елями.
Там прожорливые крошки подбирают сбитых снегом с ветвей оцепеневших насекомых, пауков и семена хвойных деревьев и берёз. Следы землероек трудно отличить от следов мелких грызунов.Но если научишься разбирать их тонкие строчки, то увидишь и узнаешь много интересного. (По В. Гудкову.) (110 слов.)
Грамматическое задание
1. Найдите в тексте наречия, подпишите их разряд и обозначьте как член предложения: 1 абзац (1 вариант); 3 абзац (2 вариант).
2. Выполните разбор по составу и словообразовательный разбор слов: заметно, чаще, особенно (1 вариант); трудно, дольше, нередко (2 вариант).
3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
Крохотные зверьки держались здесь и летом, в густых травяных дебрях хорошо скрывались от постороннего взгляда. (1 вариант);
Там прожорливые крошки подбирают сбитых снегом с ветвей оцепеневших насекомых, пауков и семена хвойных деревьев и берёз. (2 вариант).
Метельные дни
Сначала в воздухе закружились отдельные снежники, потом всё сильнее и сильнее зарябило в пустом осиннике. Скоро удары снежной крупки о стволы и ветки слились в таинственный шёпот. Наутро среди пёстрых бугристых пашен и сизого жнивья петляли и уходили вдаль белые дороги. Выпавший снег так и не растаял, а потом подсыпало ещё больше.
Тетерева, привычно вылетевшие утром на убранное овсяное поле, неторопливо бродили по мелкому снегу и оставляли крестики следов. А когда снег стал глубоким, сразу перелетели на берёзы клевать терпкие серёжки.
Вороны и галки в первые метельные дни так и не улетали далеко от посёлка. Синицы с деревьев опускались на деревянные стены сараев и других построек, проворно прыгали по поленницам дров и заборам. Даже лесной дятел надолго покинул лес и обосновался в деревне. В непогоду и на ночь он прятался под навесом, а утром врачевал старые берёзы и ловко лазал по телеграфным столбам. (110 слов.)
записи текстов для изложений
Сжатое изложение — одна из составляющих ОГЭ по русскому языку. Этот вид работы только на первый взгляд кажется простым. На самом деле написать сжатое изложение не так уж и легко.
Текст для изложения прослушивается всего дважды, читает его не школьный учитель, к голосу которого выпускники давно привыкли, а диктор. Дикция профессионала, читающего текст для сжатого изложения, несомненно, безупречна. Однако темп чтения довольно быстрый — и это лишь одна из трудностей, с которой придётся столкнуться девятиклассникам на ОГЭ.
Помимо всего прочего от выпускника потребуется изложить в сжатом виде главную информацию, которая содержится в читаемом тексте, грамотно используя способы сжатия и правильно разделяя текст на абзацы.
Без предварительной тренировки не обойтись! Как тренироваться? Слушайте аудиозаписи текстов и пишите изложения самостоятельно. Предлагаем несколько аудиозаписей текстов для сжатого изложения.
запись 1 (Текст о дружбе)
Сжатое изложение
Испытания ждут дружбу всегда. Сегодня главное из них – изменение уклада и темпа жизни. Люди осознали ценность времени. В результате потеряли значимость совместный отдых и гостеприимство – составляющие дружбы в прошлом.
Сейчас человека угнетает избыточность вынужденного общения, что особенно заметно в больших городах. Люди предпочитают проводить свободное время в уединённых местах.
Однако избыточность обязательного общения и стремление к обособлению не свели к минимуму потребность в дружбе. Дружеские отношения ещё ценятся, и это даёт нам уверенность в возможности понимания и поддержки.
запись 2 (Текст об утрате семейных уз)
Сжатое изложение
Мы часто говорим о сложностях воспитания подрастающего человека. Самой большой проблемой здесь становится ослабление семейных уз, играющих немаловажную роль в воспитании. У общества будет немало трудностей с гражданином, не получившим в семье прочной нравственной опоры.
Другим следствием ослабления семейного начала в воспитании становится чрезмерная родительская опека. Родители, вовремя недодавшие детям душевного тепла, пытаются восполнить его теперь уже излишней опекой и материальными ценностями.
Мир изменяется. Но родителям, не сумевшим установить духовный контакт с ребёнком, вряд ли стоит удивляться раннему цинизму своего отпрыска и обеднению его жизни в духовном отношении.
запись 3 (Текст о власти)
Сжатое изложение
Власть – это возможность добиться подчинения. Однако человек рано или поздно захочет выйти из повиновения. При этом люди покорные, однажды переставшие подчиняться, нередко сами превращаются в тиранов.
Человека, командующего везде и всеми, ждёт одиночество как финал жизни. Ведь на равных общаться он не умеет, чувствуя себя спокойно только при беспрекословном повиновении подчинённых. Несчастные командиры становятся причиной несчастья других, даже в случае достижения неплохих результатов.
Командовать и управлять людьми – разные вещи. Управляющий умеет ответственность за поступки брать на себя, сохраняя психическое здоровье себе и окружающим.
запись 4 (Текст об искусстве)
Сжатое изложение
Исчерпывающей формулы сущности искусства нет по причине его многогранности. В искусстве человек создаёт свой образ, способный остаться как его след в веках.
Момент обращения к творчеству – величайшее и уникальное в истории открытие. Искусство – путь к сознанию своей неповторимости как для отдельного человека, так и для целого народа. Благодаря уникальности искусства, человечество может ощутить себя единым целым, несмотря на пространственные и временные рамки.
Этим объясняется сформировавшееся с древности отношение к искусству как к могучей силе, способной запечатлеть и сохранить образ времени и человека.
«Что же действительно заключается в этом, казалось бы, привычном для всех понятии — дружба?..»
Сжатое изложение
Что заключается в понятии дружба? Это бескорыстные взаимоотношения, основанные на общих симпатиях, интересах, увлечениях. Настоящий друг никогда не попытается воспользоваться вашей слабостью, он поможет в беде и порадуется за вас в минуты счастья.
Но бескорыстная дружба постепенно превращается в пережиток прошлого. Друзьями мы считаем людей, общаться с которыми выгодно. В период кризиса подобные «друзья» пропадают.
А ведь даже грандиозные и пугающие проблемы можно решить при помощи друзей. Дружба делает человека более уверенным, а жизнь его – более полноценной. Верная дружба духовно объединяет людей, развивает в них стремления к созиданию.
Как проверяют ГИА по русскому языку
Источник: http://bacenko.ru/podgotovka-k-gia/texty-dlja-izlozheniy-audiozapisy/
Изложения в 5 — 8 КЛАССАХ 1964 год скачать Советский учебник
Назначение: УЧЕБНИК ДЛЯ 5 — 8 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Книгоиздательство: Государственное Учебно-Педагогическое издательство Москва 1964
Авторство: Иван Иванович Кулибаба, Наум Семёнович Березовский, Лидия Александровна Бобровская, Мария Михайловна Стракевич
Формат: DjVu, Размер файла: 6.53 MB
I. Изложения без изменения текста — Контрольно-ознакомительные изложения в V классе 1. Зайчонок. По Б. Пескову 8 3. Мост взорван. По Выговскому — 4. Василий Крюков. А. Гайдар 10 5. Сайгачонок. По В. Самсонову — 6. Грабеж среди бела дня. К Паустовский 11 7. Необычный поединок. По Хромову 12 8. Петька Шулепов. По В. Грандовой — 9. Наш спектакль. И. Дик 13
Обучающие изложения в V — VIII классах
А. Изложения без изменения текста и без добавления к нему 15
V класс
1 (11). Пшеница на Севере. По А. Иванову 2 (12). Не испугался. По А. Толстому 3 (13). Новый дом. В. Панова 4 (14). Зимний дуб. Ю. Нагибин 5 (15). Глубокая осень. С. Аксаков 6 (16). На Курилах. В. Андреев 7 (17). Клопик. А. Толстой 8 (18). Отвоеванный час. По Ю. Яковлеву Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы
VI класс
9 (19). Эстафета сердца. В. Гаврилин 10 (20). Забастовка. По В. Катаеву 11 (21). В пекарне. М. Горький 12 (22). Ранняя весна. В. Панова 13 (23). На велосипеде к стройке. По В. Пановой 14 (24). Кот Зайка. В. Панова 15 (25). Восхищение мастерством. Б. Погансон 16 (26). Мечта не умрет. Л. Кассиль Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы
Программа STDU Viewer — это универсальный инструмент позволяющий легко просматривать документы многих форматов, в том числе и файлов DjVu, PDF и TIFF ………… ПОДРОБНЕЕ
VII класс
17(27). Кабинет В. И. Ленина По Л. Никулину
18 (28). Буря. В. Ян
19 (29). На трамвае по Иркутску. По А. Мошковскому
20 (30). Портрет Рубинштейна. А. Куприн
21 (31). О чем говорит картина
22 (32). Ради счастья народного. По А. Волкову, Н. Штанько Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 23 (33). Город Энск. В. Панова 24 (34). Березовая роща в сентябре Я. Тургенев 25 (35). Первый снег. К. Паустовский 26 (36). Поезд в пути. Я. Аргинова
27 (37). Два товарища. Т. Тэсс
28 (38). Подвиг — это вершина труда. Я. Кожедуб
29 (39). Во имя Земли. А. Благонравов
Тексты из произведении, изучаемых на уроках литературы
Б. Изложения без изменения текста с добавлением к нему
V класс
1 (40). Чем мы пишем. По Е. Мару
2 (41). Верная примета. К. Паустовский
3 (42). Вертолеты. По Б. Ляпунову
4 (43). Пусть горят пионерские костры! Я. Туричин
5 (44). Мечта и дело. Ю, Яковлев
6 (45). -«Счастливцы». Е. Рязанова
7 (46). «Медведь в берлоге». По Я. Дику
VI класс
8 (47). Трубит горн. По К Егорову
9 (48). Там, где подзоднт компас. По В. Захарченко
10 (49). Герой Акрополя. В. Староверов
11 (50). Куба строит социализм
12 (51). На границе. Д. Александров 13 (52). Что это будет? Ю. Яковлев 14 (53). Какая рука болит? 15 (54). «Как же я, ребята? 16 (55). Из истории городского транспорта. По Ю. Тонину, М. Фишельсону 17 (56). Крылатые суда. По Б. Ляпунову 18 (57). Могила Пушкина. Д. Паустовский 19 (58). Отечественная воина 1812 года 20 (59). Самоотверженный поступок. По Л. Щёкотоеой 21 (60). Спор в цирке. По И. Озолину 22 (61). Однажды на сборе А. Мусатов 23 (62). «Мне так больше нравится». А. Дорохов
VIII класс
24 (63). Путь радио. По J1. Гумилевскому
25 (64). Как родились олимпийские игры. По А. Кулешову, П. Соболеву
26 (65). Сибирь. По А. Чехову
27 (66). Вместе со старшими
28 (67). Открытие радия. По И. Григорьеву
29 (68). Место в последней шлюпке. По А. Дорохову
30 (69). Последнее усилие. По 10. Яковлеву
Контрольные изложения для подготовки к экзамену в VIII классе
Изложения, рассчитанные на один урок
1 (70). Ради товарища. Л. Куприн
2 (71). У Ильича. Л. Безыменский
3 (72). В знак всенародного траура. К Паустовский
4 (73). В далеком аиле. 4W Айтматов
5 (74). Рождение образа Ю. Герман
6 (75). «Лимонка». По М. Шолохову
7 (76). Разведчица будущего. По Ю. Яковлеву
8 (77). Слово молодежи. По Ю. Яковлеву
9 (78). Из космоса — на Землю. По И. Новодворскому
Изложения, рассчитанные на два урока
10 (79). Книга о Степане Разине. М. Горький
11 (80). Слушая Ленина По И. Чичерову 12 (81). Мама! Л. Кассиль, М. Поляновский 13 (82). «Не слезу!» Н. Тихонов 14 (83). Поединок в море. Т. Тэсс 15 (84). Встречный огонь. К Паустовский 16 (85). Шагающий экскаватор. К. Паустовский 17 (86). Танец змеи. По Л. Туреку 18 (87). «Юноше, обдумывающему житье» Л. Парфенов Изложения с перестановкой материала 2 (89). Юный чапаевец. По В. Жукову 3 (90). 14-летиий Герой Советского Союза 4 (91). Красный снег. По Е. Андреевой 6 (93). Всегда на работе. По Б. Володину 7 (91). Гога-«герой». И. Дик 9 (96). Мужество Лумумбы. По Ю. Гаврилову 10 (97). Силуэт. По В. Орлову 152 11 (98). Городна днеозера. По А. Знайко 12 (99). Удивительные дожди. Н. Сладкое 13 (100). Тоннель к чудесному камню. По Д. Барыкини
14 (101). «Богатыри». По А. Лебедеву
15 (102). Пари. Б. Полевой
16 (103). Весна или лето? Г. Скребицкий 154
Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 165
VII класс
17 (104). Необычная комета. Е. Андреева —
18 (105). Оазисы в Антарктиде. О Мокиевский 167
19 (106). У картины В. Д. Поленова «Заросший пруд» 169
20 (107). Левитановский «Март». Б. Эренгросс НО
21 (108). Почетный красноармеец. Ю. Яковлев П}
22 (109). Кукушкины загадки. Н. Сладкое
VIII класс
23 (110). О картине И. Левитана «Над вечным покоем». По Н. Дружинину 178
24 (111). Наедине с картиной. По Г. Недошивину
25 (112). Руки друзей. В. Телыгугов
26 (113). Богатырский дозор. По А. Салуцкому
Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы
Выборочные изложения
V класс
1 (114). Ашхабадское землетрясение. По Д. Наливкину
2 (115). Исток Волги. М. Коршунов 190
3 (116). Живой «огурец». По Ю. Иванову 190
4 (117). Запуск ракеты. По Ю. Добрякову 193
Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 194
VII класс
5 (118). Фабричный. Д. Мамин-Сибиряк —
6 (119). Атомный взрыв. Л. Петров, А. Стругацкий 195
Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 199
7 (120). У скульптора. По Н. Григорьеву 200 8 (121). «Здесь родилась свобода Кубы». В. Василевская 203 Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 207 1 (122). Солдат гренадерской роты. С. Алексеев , 210 2 (123). «Колдун». По Г, Фишу 212 Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 213 3 (124). Лети, орел! Д. Аггрей — 4 (125). Кавалерист-девица. О. Воронова 215 5 (126). Приехали на целину. Н. Вирта 219 Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 220 6 (127). Кто без крыльев летает? По И. Акимушкину 7 (128). Дорога к земле тайн. По Е. Рябчикову 8 (129). Поэт в пути. В. Рождественский Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы
9 (130). Полярное земледелие. По В. Елагину
10 (131), Рассказ о трудовом знамени. По Ю. Яковлеву
11 (132). Труд балетной актрисы
Тексты из произведении, изучаемых на уроках литературы
Серия изложений
1. Карсыбек и Тектенбай на строительстве школы.
а) (133). Сначала надо научиться
б) (131) Успех Тектепбая
2. Мартин Андерсен-Нексё. Б. Иллеш
а) (135). «Я к услугам его величества!»
б) (136). Необычный «буржуй»
3. Дзержинский и дети. Ю. Терман
а) (137). Мальчики
б) (138). В защиту детей
в) (139). В подвале
Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы
VI класс
4. Находчивость революционера. Р. Парве
а) (140). Неожиданная встреча
б) (141). Новые сапоги
5. Путь в авиацию. По А. Яковлеву
а) (142). Впервые на аэродроме
б) (143). Заветная мечта
в) (144). Первый планёр
6. Великий африканский патриот. Ю. Гавралов
а) (145). «Мы победим!»
б) (146). «Да здравствует свободное Конго!»
Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы
VII класс
7. Варшавский фестиваль начался! По Е. Воробьеву
а) (147). «Едут гости, едут!»
б) (148). Варшава перед фестивалем
в) (149). Открытие фестиваля
8. Вертел. По Д. Мамину-Сибиряку
а) (150). В Уховскон мастерской
б) (151). Трагедия маленького вертела 9. Марсианск — город мечты. По Н. Золотницкому б) (153). В добрый путь, преобразователи вселенной! Тексты из произведений, изучаемых на уроках литературы 10. Покорение Ангары. А. Кузнецов в) (156). Ангара покоряется 11. Страничка из Мишкиной жизни. М. Горький а) (157). Праздник и будни Тексты из произведении, изучаемых па уроках литературы
Перед советской школой в настоящее время стоит важная задача коренного улучшения работы по развитию речи учащихся. Выпускники нашей школы, восьмилетней и средней, для дальнейшего успешного учения и плодотворного участия в труде должны свободно владеть литературной речью.
Для повышения уровня речевого развития учащихся большое значение имеет работа над изложением.
Настоящее пособие содержит текстовой материал для работы над изложениями разных видов и указания по методике их проведения.
В начале пособия помещена вступительная методическая статья «Виды изложений», в которой рассказывается о видах изложений, предлагаемых в сборнике. Далее в соответствии с классификацией идут две части и разделы внутри них. В каждой части и разделе — статьи, показывающие методику проведения изложения данного вида, и тексты для изложений этого вида.Тексты, таким образом, расположены не традиционно — по тематическому принципу, — а по видам изложений. Такое расположение текстов больше соответствует назначению пособия помочь учителю в работе по развитию речи учащихся, так как учитель при выборе текста прежде всего исходит из задачи, которую он с помощью предстоящего изложения намерен разрешить.
А задача эта предполагает использование изложения совершенно определенного вида.
Источник: https://sovietime.ru/russkij-yazyk/izlozheniya-v-5-8-klassakh-1964