Открытие недели математики
- Кобякова Надежда Ивановна, учитель начальных классов
Разделы: Математика
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»
М.В.Ломоносов
– Сегодня перед нами открывается новая страна – страна Математики. А эпиграфом возьмем слова Михаила Васильевича Ломоносова, гениального русского ученого во многих отраслях знаний, поэта, просветителя, одного из самых выдающихся светил мировой науки «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»
– С древнейших времен известно, что математика учит нас правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать.
– Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает свой ум, внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и учителю, и художнику.
Математика земная, Гордись, прекрасная, собой. Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.
В веках овеяна ты славой. Светило всех земных светил, Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава, Стройна в полете, как стрела. Твоя немеркнущая слава
В веках бессмертье обрела.
Я славлю разум человека, Дела его волшебных рук, Надежду нынешнего века,
Царицу всех земных наук!!!
– В течение недели нас ждет очень напряженная работа, поэтому давайте дадим клятву и с честью выдержим предложенные испытания.
– Клянемся!
- Не опаздывать на уроки математики, прилежно вести записи в тетради и всегда выполнять самостоятельно домашнее задание.
- Принимать активное участие в олимпиадах и внеклассных мероприятиях по математике.
- Быть другом своих одноклассников, но не давать списывать.
- Не отказывать товарищу в помощи, действуя по принципу: «Научился сам – научи другого!.
- Всегда активно работать на уроке, при этом не мешать другим.
- Любить, уважать и слушаться учителя математики.
– Клянемся! Клянемся! Клянемся!
– Ребята, скажите, какая самая любимая оценка у всех учеников?
– А сейчас я хочу предложить вам игру на внимание. Вы должны внимательно слушать и правильно называть цифру в конце предложения.
Все вы должны, ребята, знать, Как мы любим цифру … (пять). О чудесной цифре … (пять) Можно многое сказать. В воскресенье и в субботу Стали мы все отдыхать, И рабочих дней в неделе Остается только … (пять).
Тем, кто к звездам в высь стремится, Космонавтом хочет стать, Надо в школе не лениться, Знать любой предмет на…(пять). Надо хорошо учиться, Надо дома помогать, Коль работать не лениться, Так обязательно на … (пять).
Что стоит в конце страницы, Украшая всю тетрадь, Чем вы можете гордиться? Ну, конечно, цифрой … (пять). Кто урок совсем не знает И трудиться не желает, Спишет у других страничку,
Тот получит … (единичку).
Путешествие в историю математики
Цель: познакомить с историей математики, учить правильно формировать представлении о развитии математической науки; развивать познавательный интерес к математике и истории.
– Сегодня к нам в гости пришла очень интересная наука. Разгадайте ребус и узнайте нашу гостью.
– Значит, сегодня вы узнаете интересные сведения из истории счета и математики.
1. Как появились меры длины.
– Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и строители, и школьники. Сегодня все мы знакомы с линейкой, метром (показываю).А что же существовало до них?
Выступление учеников.
1 ученик: Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. В Древнем Египте основной мерой длины служил локоть. Он делился на 7 ладоней, а ладонь на 4 пальца. (Измерение ленточки)
2 ученик: В Англии существовал ДЮЙМ (2 см 5 мм), в переводе на русский – большой палец; ФУТ (30 см) – нога. Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами. Большие расстояния – привалами, днями.
3 ученик: В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течении которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.
4 ученик: У многих народов расстояние определялось длительностью полета стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выражение «не подпустить на пушечный выстрел».
5 ученик: На Руси использовали маховую сажень (176 см). Расстояние между раскинутыми в стороны руками – это косая сажень, т.е.
расстояние от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Это – 248 см.
Вопросы на закрепление.
– Какого роста была Дюймовочка? – Какого роста был человек, о котором говорили «от горшка два вершка»?
– Как вы представляете сказочного богатыря, про которого говорили «косая сажень в плечах»?
сажень | 2 м 13 см |
вершок | 4 см 4 мм |
дюйм | 2 см 5 мм |
2. Как люди научились считать
Задаю примеры для 1 класса: 5 + 4; 10 – 6.
Задаю примеры для 2 класса: 34 + 16; 47 – 25.
Задаю примеры для 3 класса: 28 * 3; 51 : 17.
Задаю примеры для 4 класса: 220 : 10; 324 * 2
– Сейчас вы показали, как хорошо умеете считать. Для чего надо уметь считать? (Ответы детей).
– А вот первобытные люди не умели считать. Учителем была сама жизнь.
Выступление учеников.
1 ученик: Сначала наши предки научились из многих предметов выделять один. Из стаи волков – вожака, из стада оленей – одного оленя.
Добывая пищу, людям приходилось охотиться по нескольку человек. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой, трех – с одной стороны, трех – с другой. Для этого он должен был уметь хорошо считать.
Но он не знал названия чисел и показывал на пальцах.
2 ученик: Сначала человек считал с помощью 10 пальцев. Когда приходилось считать большое количество предметов, в счете принимало участие несколько человек. Один считал единицы, другой – десятки, третий – сотни.
Дети показывают этот способ счета: 562 + 234
3. Как люди научились записывать числа.
1 ученик: Очень разнымии даже забавными были первые цифры. В Древнем Египте числа первого десятка записывались при помощи палочек: 1 – I, 2 – II, 3 – III, число 10 обозначали дугой. Чтобы записать число 15, нужно было записать дугу и 5 палочек.
2 ученик: После того как создали алфавит, во многих странах стали числа записывать с помощью букв. Только к буквам добавляли специальные значки, чтобы не путать с буквами. Всем знакома римская нумерация (показать V, X).
3 ученик: Большим достижением стало введение нуля, который при записи чисел указывал на пропущенный разряд.
Способ записи любого числа с использованием всего 10 цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0 (показ на доске) был изобретен в Индии.
Эта система оказалась настолько простой, что быстро распространилась по всем странам, а так как распространили ее именно арабы, а не индусы, то эти цифры мы стали называть арабскими.Итог: Что вам интересного запомнилось?
Путешествие в Страну Математики
– Дорогие ребята! Сегодня у нас праздник, посвященный Математике – царице всех наук.
Математика – очень важная наука, которая любит задачи, кроссворды, ребусы, головоломки на досуге решать, хитроумные книги читать, размышлять. Без нее не обходится ни один человек независимо от возраста и профессии.
Сейчас мы отправимся в путешествие в Страну Математики. В этом путешествии вы встретитесь с интересными задачами, головоломками, ребусами.
1 ученик:
Наш юный друг! Сегодня ты пришел сюда, Увидеть наш веселый праздник,
Умом своим на все взглянуть.
2 ученик:
Математика повсюду, Глазом только поведешь –
Ты вокруг себя найдешь.
3 ученик:
Вот строительство большое, Прежде чем его начать Нужно было все подробно
Начертить и рассчитать.
4 ученик:
А иначе в этом доме Счастья нам не увидать: Стекла будут с перекосом, Потолок провалится. А кому, друзья, скажите
Это может нравиться?
5 ученик:
Чтоб водить корабли, Чтобы в небо взлететь, Надо многое знать, Надо много уметь! И при этом, и при этом Вы заметьте-ка, друзья,
Очень важная наука –
Хором: МАТЕМАТИКА!
6 ученик:
Почему корабли не садятся на мель? А по курсу идут сквозь туман и метель? Потому что, потому что Вы заметьте-ка, друзья,
Капитанам помогает
Хором: МАТЕМАТИКА!
7 ученик:
Чтоб врачом, моряком Или летчиком стать, Надо прежде всего математику знать! И на свете нет профессии, Вы заметьте-ка, друзья,
Где бы нам не пригодилась
Хором: МАТЕМАТИКА!
– Рассаживайтесь поудобнее. Мы отправляемся в путешествие на поезде. Путешествие интересное, поэтому берем смелых, дружных, сообразительных и находчивых математиков!
Представление судейской коллегии
1 станция «Эстафетная»
1 | 3 | 16 | 13 | 6 |
15 | 9 | 11 | 7 | 10 |
20 | 5 | 2 | 18 | 17 |
12 | 8 | 19 | 4 | 14 |
– На время, чья команда быстрее назовет и покажет числа от 1 до 20. Каждый человек в команде должен назвать 5 чисел по порядку друг за другом.
2 станция «Ребусная»
– Разгадайте ребусы:
1-классники:
2-классники:
3-классники:
4-классники:
Разминка для зрителей:
- Какая цифра, если перевернуть сверху вниз, уменьшается на 3? (9)
- Когда мы смотрим на число 3, а говорим 15? (Когда смотрим на циферблат часов)
- Стоит в поле осина. На осине 3 ветки. На каждой ветке по три яблока.
Сколько всего яблок? (Яблоки на осине не растут)
- Сколько раз ходил старик ходил к морю в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, чтобы рыбка выполнила желания старухи? (5 раз)
- На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного.
Сколько воробьев осталось на грядке? (Нисколько, т.к. остальные воробьи улетели)
3 станция «Цифроградная»
– А сейчас вы сразу догадаетесь, из какой сказки следующее задание. Речь в ней пойдет о маленькой девочке, такой маленькой, что скорлупа грецкого ореха была ей колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепесток розы – одеялом.
– Как звали эту девочку? (Дюймовочка)
– Вспомните, пожалуйста, сколько заплатила женщина старой колдунье за ячменное зернышко? (12 грошей) – Грош – это старинная мелкая монета.
Ответьте на вопрос: чему равнялся грош? Одной, двум или трем копейкам?
– А поможет вам в этом следующая подсказка:
8 – 6 + 7 – 4 + 3 – 4 + 1 – 3 =
– Итак, один грош – это 2 копейки.
– А сколько копеек составляют 12 грошей? (24)
– Как узнали?
Разминка для зрителей:
– Ребята, давайте вспомним литературные произведения, в названиях которых встречаются числа.
(«Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», «Семь Симеонов, семь работников», «Два жадных медвежонка», «Два товарища», «Три поросенка», «Три медведя», «Пятнадцатилетний капитан», «Три толстяка».)
5 станция «Задачная»
1. У двоих малышей В коробке 20 карандашей. Ну-ка, помогите их
Разделить на двоих! (10 и 10)
2. Ровно в 7 часов утра Собиралась детвора За грибами в лес пойти. Ну, счастливого пути! А к двенадцати часам Возвратились по домам. Сколько времени в пути
Были наши малыши? (5)
3. Есть помощница у мамы. Посмотрите, дети, сами: Перемыла 5 тарелок, 8 ложек, чашек 5. Перемытую посуду
Помогите сосчитать! (18)
4. Пятнадцать пар танцуют польку.
А всего танцоров сколько? (30)
5. Подарил утятам ёжик Сорок кожаных сапожек. Сколько маленьких утят
Ёжика благодарят? (20)
6. Поручил учитель Коле Сосчитать лопаты в школе. Он лопаты сосчитал И об этом так сказал: – В трех углах по 7 лопат, У стены шесть штук лежат, Вместе тридцать две лопаты.Вы согласны с ним, ребята? (27)
Итоги путешествия:
– Надеюсь, вам было весело на нашем празднике. Но, думаю, что вы не только повеселились, но и вынесли для себя немало полезного и нужного, а главное, что с математикой надо дружить.
Все: (на доске)
Математику учить! Математику любить! С математикой навеки
Крепко-накрепко дружить!
Математику мы любим, Любим веселиться, После праздника такого
Хочется учиться
10.05.2011
Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/597529/
Неделя математики в школе: мероприятия. План недели математики в школе
Проведение предметных недель широко используется в современном образовании. Данные мероприятия проводятся с целью повышения мотивации школьников к изучению конкретного предмета.
Неделя математики в школе позволяет учителям выявить одаренных детей в области этой науки, а также простимулировать к изучению предмета учеников со средним и низким уровнем знаний, предоставляя возможность заработать положительные отметки по предмету путем выполнения некоторых заданий и участия в конкурсах.
Целеполагание
Проводя любое мероприятие, педагог ставит цель, которая должна отвечать на вопрос «для чего это нужно?».
Неделя математики в школе может быть направлена на достижение следующих целей:
- развивать интерес учащихся к предмету;
- способствовать выявлению одаренных детей;
- раскрыть взаимосвязь предмета с другими областями наук;
- способствовать развитию мышления, наблюдательности и анализа у учеников.
Только после постановки целевых задач можно приступать к разработке мероприятия.
С чего начать?
Поскольку данное мероприятие считается масштабным (оно длится на протяжении 6 календарных дней), необходимо составить его план. Здесь будут указаны все конкурсы, викторины, интеллектуальные игры в соответствии с днями их проведения.
План недели математики в школе составляется ответственными преподавателями по данному предмету (если учебное заведение большое) или учителем-предметником (в случае малокомплектных учебных заведений). Он должен быть утвержден для проведения на педагогическом совете.
Безусловно, у педагогов со стажем данный этап подготовки к мероприятию не вызовет никаких затруднений, а вот у молодых учителей могут возникнуть вопросы.
Поэтому приблизительный план недели математики в школе представлен ниже.
Дата/день недели |
Запланированные мероприятия |
Понедельник |
Открытие недели математики. Конкурс математических газет классов (задание дается заранее). Творческий проект «Математические показатели класса» (задание выдается заранее). Инсценировка, посвященная математике (проводится после уроков, участвующие лица задание получают заранее). |
Вторник |
Выставка наглядных материалов по предмету. Конкурс «Лучшая математическая тетрадь». Конкурс поделок из геометрических фигур. |
Среда |
Представление ученических презентаций на тему «История математики», «В мире современной математики». Конкурс-игра «Я знаю математику на 5». |
Четверг |
Проведение интеллектуального марафона «Театр юного зрителя». |
Пятница |
Защита творческого проекта «Математика вокруг нас». Математический КВН (проводится после урочного времени сначала для среднего звена, а затем для старшего). |
Суббота |
Подведение итогов недели математики. Награждение участников. Инсценировка, посвященная закрытию предметной недели. |
Как организовать?
Организация любого мероприятия требует прежде всего заинтересованности самого педагога. Поэтому неделя математики в школе пройдет успешно при творческом подходе.
Необходимо придумать сопровождение, которое будет украшать учебное заведение на протяжении всех 6 дней.
Это могут быть портреты ученых-математиков, развешанные в школьных коридорах, известные выражения о данной науке или основные правила и законы.
Дополнительно можно использовать распечатанные на принтере контрольные работы двоечников (безусловно, без подписи фамилий учащихся). В общем, это фантазия педагога.
Кроме этого, нужно помнить об участии детей в организации праздника «Неделя математики в школе». Мероприятия должны полностью соответствовать той учебной категории, в которой запланировано их проведение, и при необходимости учащиеся должны получать задания заранее.
Какие ресурсы можно использовать для данного мероприятия?
На современном этапе развития образовательного процесса у педагога есть возможность использования различного вида источников для подготовки к празднику. Как правило, это:
Кроме этого, можно использовать и различные формы проведения праздника «Неделя математики в школе». Мероприятия могут быть в виде известных интеллектуальных игр, например, «Один против всех», КВН, «Умники и умницы». Тем более что в случаях их использования правила данных игр известны всем. Учителю необходимо только составить план.
Как и к любому мероприятию, к празднику под названием «Неделя математики в школе» разработки должны быть написаны в подробном виде со всеми задаваемыми вопросами и предполагаемыми ответами, особенно если педагог начинающий.
Предметная неделя в начальной школе
Кроме того, при проведении праздника «Неделя математики в школе» разработки мероприятия должны быть отдельными для начальной школы. Подготовкой их занимаются преподаватели первой ступени обучения.
Неделя математики в начальной школе должна быть яркой, эмоционально насыщенной, соответствующей возрастным критериям обучаемых. Мероприятия должны быть направлены на мотивацию детей изучать данный предмет.
Поскольку дети еще малы, то их стимулом к участию могут стать не оценки по предмету, а получение медалей и грамот за участие, а также сладких призов. Этот момент необходимо тщательно продумывать при составлении разработки.
Очень хорошим вариантом считается, когда начальная школа и средняя находятся в разных зданиях. Тогда можно использовать свое оформление зала и коридоров. Ну а если здание одно, то ничего в этом страшного нет, оформление к неделе математики можно продумать в классных комнатах и даже провести конкурс лучшего математического кабинета.
Сценарий предметной недели
Большое значение играют при проведении праздника «Неделя математики в школе» сценарии. Мероприятия должны быть яркими и запоминающимися.
Если речь идет о начальной школе, можно запланировать присутствие сказочных героев, которые расскажут о важности изучения математики. В гости к ребятам также могут прийти великие ученые, роль которых будут выполнять сами педагоги или учащиеся старших классов.
А на закрытии школьники должны увидеть всех героев, которые поблагодарят ребят за активное участие в мероприятиях и пообещают новые встречи. При наличии сценария необходимо роли раздать заранее. В данном случае огромное внимание стоит уделить веселым викторинам и тематическим конкурсам.
Послесловие
Безусловно, чтобы провести мероприятие с названием «Неделя математики в школе», придется потрудиться не только учителям по предмету, но и всему педагогическому коллективу.
Не стоит бояться экспериментировать, проявлять свои творческие способности. Школьники учатся на примерах своих педагогов.
Источник: http://fb.ru/article/242389/nedelya-matematiki-v-shkole-meropriyatiya-plan-nedeli-matematiki-v-shkole