chvuz.ru

Разделительный мягкий знак 2 класс

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Мягкий знак — показатель мягкости. Разделительный мягкий знак»

Разработка открытого логопедического подгруппового занятия по теме «Мягкий знак -показатель мягкости. Разделительный мягкий знак.» Этот урок был дан в рамках областного семинара-практикума для логопедов и учителей-логопедов г. Курска и Курской области по теме «Коррекционно-логопедическая работа по устранению дисграфии и дислексии».

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные нерезко-выраженным общим недоразвитием речи.

Тема занятия:«Мягкий знак – показатель мягкости.

Разделительный мягкий знак».

Цели:

Задачи:

Оборудование:

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! У нас на занятии присутствуют гости. Давайте улыбнёмся друг другу и обменяемся хорошим настроением.

— Присядет тот, кто назовёт последний звук мягко в данных словах:

Кон – коньхор — хорьУгол – угольмел — мельЕст – естьбрат — брать

Ел – ель

— А что помогло изменить эти слова? (Мягкий знак)

Мягкий знак – хитрый знак.Не назвать его никак.Он не произносится,

но в слово часто просится.

— Что вы можете сказать об этом мягком знаке? ( Звука не обозначает. Может занимать место в середине слова или на конце слова. Показывает, что согласный перед ним произносится мягко.)

— Ребята, какие времена года вы знаете?

— Сколько месяцев в каждом времени года?

— А в году?

— Как называется время года, о котором говорится:

Снежок порхает, кружится на улице бело.
И превратились лужицы в прозрачное стекло.

— Какие месяцы относятся к этому времени года?

(декабрь, январь, февраль)

— Какую букву надо написать на конце этих слов? (слайд)

Проверка. (слайд)

— Ребята, а вам нравится зимушка-зима?

— Почему? (ответы детей: мне нравится зима, потому что можно кататься на лыжах, санках, коньках, играть в снежки, лепить снеговиков и т.д.)

2. Объяснение нового материала

— Посмотрите на слайд и прочитайте слова (КОНЬКИ, МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА) что их объединяет в одну группу. Сколько букв и звуков в этих словах7

Коньки -6 б., 5 зв.Метель – 6 б., 5 зв.

Вьюга – 5 б., 5 зв.

— А почему? Может кто-то знает из вас. Давайте проверим и докажем это.

— Посмотрите и прочитайте звук (ль) графически кружок зелёный;

— Слог – ЛЯ графически кружок зелёный и красный.

— А вот теперь внимание пришёл мягкий знак. Он разорвал, потеснил, отделил, вклинился, разъединил слог ЛЯ. Можно назвать его – разрывательный, потеснительный, отделительный, вклинительный, разъединительный.

Всё это синонимы (близкие по значению слова), но правильно он называется – РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК. Теперь я думаю, что вы можете определить тему нашего занятия (речь пойдёт о разделительном мягком знаке).

— Что он разделяет? Где его место в слове.

— На этот вопрос мы попробуем дать ответ на нашем занятии.

— Среди буквосочетаний, произнесите только с разделительным мягким знаком? (слайд)

(ТЬЯ, БЬЮ, ЛЬЮ, ВЬЯ, ВЬИ, ЖЬЕ)

— Какой дополнительный звук появляется в названных словах? (Й)

— Откуда он берётся? (Гласные второго ряда после разделительного знака распадаются на два звука один из которых звук Й (слайд)

— Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака в слове? (ДА)

— Повторите ЛЯ – ЛЬЯ, как произнесли первый слог – вместе, слитно (посмотрите в зеркало)

— А теперь слог ЛЬЯ (как произнесли слитно или раздельно), получилось отдельно, образовалась преграда звук Й , на губах улыбка.

— Давайте проверим внимательные глазки.

(Чтение таблиц, таблицы на доске)

— Сначала читаем вместе, а потом по очереди (если будет получаться).

— Ребята, я думаю, что вы можете ответить, что разделяет мягкий знак?

— Где его место в слове?

— Закрепить нам это поможет правило стихотворение (слайд).

— Прочитайте в полголоса.

Слева от меня – согласный,Справа – Е,Ё,И,Ю,Я.Чтобы не было слиянья,

разделил их ловко я.

3. Физминутка

(бросаю мяч ученику называя слоги…)

1.​ «Добавь разделительный мягкий знак»:

Зя-зья, бе-бье, ря-рья, чи-чьи, ся-сья, лю-лью

2.​ «Убери разделительный мягкий знак» :

Лья-ля, сью-сю, тьё-тё, нья-ня, рье-ре, бьи-би

4. Закрепление

А) Игра «Один – много» (слайд).

Задание для детей записано в тетради.

Запишите через чёрточку слова во множественном числе. Разделительный мягкий знак подчеркните.

Друг-Перо-Дерево-Крыло-Лист-

Воробей-

Б) Измените по образцу (слайд) устно.

— А теперь выполните задание по карточке. (по образцу)

— Закончили. Карточку отложите. Давайте проверим.

— Какое было затруднение (имя Луша).

— Ребята, это имя уже устарело и в обычной жизни это имя не употребляется. Но в русских сказках это имя звучало часто (Лушенька — душенька, а полное имя будет Лукерья, правда звучит красиво!). Запишите теперь это имя у себя в тетради.

В) Нужно ли писать букву ь знак в этих словах.(слайд) УСТНО.

Рыс_, ал_бом, дел_фин, плат_е, тен_, друз_я

— Что вы скажете?

Ь – показатель мягкости
Ь – разделительный

Г) Запишите слова, разделив их на две группы (слайд).

Счастье, пальто, день, семья, учитель, льёт, сильный, деньки

— Кто уверен, что правильно написал слова — поставьте знак уверенности (!).

— А кто сомневается, знак сомнения (?).

5. Итог занятия

— Возьмите перфокарты.

— Я буду называть по три слова. Там где есть разделительный мягкий знак вы будете ставить «плюс», где нет «минус».

1) + + + гостья, вьюга, льёт

2) + — — счастье, гость, снег

3) + + + оладьи, платье, семья

4) — — + медведь, голубь, вьюга

5) + + + веселье, житьё, гроздья

— Соедините все плюсы линией. Какую цифру вы увидели? Поднимите руки, у кого получилась «пятёрка».

6. Рефлексия. (слайд)

— Выберите для себя одно из утверждений:

— Сегодня на занятии я понял (а) …

— Сегодня на занятии я узнал (а) …

— На занятии мне было интересно …

— На занятии я научился (ась) …

— Всем спасибо. Поблагодарите себя. А я благодарю вас. (Возьмите из сундучка сладкий приз). Занятие окончено.

Презентация«Мягкий знак — показатель мягкости.

Разделительный мягкий знак»

Китаева Е.М.,
учитель-логопед

Источник: http://LogoPortal.ru/konspekt-myagkiy-znak/.html

Разделительный мягкий знак

Итак, мягкий знак не обозначает и не имеет абсолютно никакого звука. Роль этой буквы в русском языке заключается в другом: она является показателем мягкости согласных звуков на письме, а также выполняет разделительную функцию. Тему «Разделительный мягкий знак» проходят по предмету русский язык во 2 классе.

Мягкий знак — показатель мягкости и формы слова

Мягкий знак используется на письме для смягчения предыдущего согласного звука. Если мы слышим мягкий согласный звук в середине или на конце слова, значит на письме в этом месте после мягкого согласного следует писать мягкий знак: сосулька, восемь, банька, мель.

Также мягкий знак пишется после шипящих на конце некоторых слов для указания на определённую словарную форму. Например, в слове мышь мягкий знак указывает на то, что это имя существительное, в форме женского рода, III склонения. А в слове стеречь мягкий знак указывает на неопределённую форму глагола.

В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.

Разделительный мягкий знак пишут и в некоторых словах иностранного происхождения: шампиньон, бульон, павильон. Правописание таких слов следует запоминать.

Правила написания слов с мягким знаком

Мягкий знак никогда не пишется в абсолютном начале слова и после приставки.

Если мягкий знак используется для указания формы слова (ночЬ, видишЬ, идёшЬ), то он пишется после согласного на конце слова.

Как показатель мягкости Ь пишется после буквы, обозначающей мягкий согласный звук: письмо, деньги, словарь.

Правила написания слов с разделительным мягким знаком

  1. Разделительный мягкий знак пишется в середине слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я: вьюга, шью, братья.
  2. Разделительный Ь пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед буквой О: батальон, почтальон, павильон.
  3. Разделительный мягкий знак пишется после согласных в корнях слов: сентябрь, соловьи, дочь.

С темой орфографии удобно работать по учебнику «Русский язык. 4 класс».

Методические советы учителям

Для того чтобы учащиеся лучше запоминали новую информацию, рекомендуется использовать наглядный материал. Основные правила сформулированы сжато и логично, структуры в виде схем и таблиц позволяют быстрее ориентироваться в положениях и нормах.

В помощь учителю предлагаем две таблицы с правилами по русскому языку на темы:

Задания для закрепления темы

Для закрепления или повторения темы «Разделительный мягкий знак» во 2 классе, можно использовать не только стандартные упражнения на пропущенную букву, но и добавить в практикум интересные задания-игры.

«Два столбца»

Задание: разделить слова на два столбика, в первый столбец записать слова, где Ь используется как показатель мягкости, во второй внести слова, где Ь является разделительным. Приведите свои примеры слова с разделительным мягким знаком.

Слова: друзья, лось, заячья, крестьянин, деревья, боль, семья, лягушачьи, серьёзный, букварь, вьюга, польза, лисья, клочья, лень.

Ответ:

Ь — мягкость Разделительный Ь
лось друзья
боль заячья
букварь крестьянин
польза деревья
лень семья
лягушачьи
серьёзный
вьюга
клочья

«Добавь слово»

Задание:дописать предложение, используя слова с мягким знаком; объяснить, в каких словах разделительный Ь, а в каких — показатель мягкости. Получившиеся слова можно записать в соответствующие столбцы в таблицу из предыдущего задания.

Предложения:

  1. Мама, папа, я — счастливая …
  2. После петушиной драки во дворе повсюду были …
  3. Сегодня на улице плохая погода — весь … идёт …
  4. Ястреб расправил …
  5. Охотник зарядил своё …
  6. Вчера наша кошка поймала …
  7. Женя и Вова — закадычные …
  8. Сова охотится …
  9. Катя пошла в магазин, а …

    забыла дома

  10. На улице громко чирикали …

Ответы:

  1. Мама, папа, я — счастливая семья.
  2. После петушиной драки во дворе повсюду были перья.
  3. Сегодня на улице плохая погода — весь день идёт дождь.
  4. Ястреб расправил крылья.
  5. Охотник зарядил своё ружьё.
  6. Вчера наша кошка поймала мышь.
  7. Женя и Вова — закадычные друзья.
  8. Сова охотится ночью.
  9. Катя пошла в магазин, а деньги забыла дома.
  10. На улице громко чирикали воробьи.

Слова с разделительным мягким знаком: семья, перья, крылья, ружьё, друзья, ночью, воробьи.

Слова, где Ь — признак мягкости: день, дождь, мышь, деньги.

«Всем сестрам по серьгам»

Задание: преобразовать словосочетания по типу «шерсть кошки — кошачья шерсть». Для удобства можно записывать слова в таблицу, где в первом столбце будут данные словосочетания, а во втором — новые получившиеся .

Словосочетания:

  1. шубка лисы
  2. стая волка
  3. икра рыбы
  4. кваканье лягушек
  5. рога оленя
  6. берлога медведя
  7. шерсть овцы
  8. уши зайца
  9. молоко козы
  10. карканье вороны

Ответы:

  1. лисья шубка
  2. волчья стая
  3. рыбья икра
  4. лягушачье кваканье
  5. оленьи рога
  6. медвежья берлога
  7. овечья шерсть
  8. заячьи уши
  9. козье молоко
  10. воронье карканье

«Создай фамилию»

Задание: образовать от данных имён фамилии. Для удобства можно записывать слова в таблицу, где в первом столбце будут записаны имена, а во втором — получившиеся фамилии.

Имена: Григорий. Евгений, Юрий, Василий, Арсений, Афанасий, Макарий, Аркадий, Анатолий.

Правописание слов с разделительным Ь. урок. Русский язык 2 Класс

Нам уже известно, что мягкий знак – это показатель мягкости согласного звука. Кроме того, мягкий знак может быть разделительным.

Рис. 1. Мягкий знак (Источник) 

Чтобы понять лучше, рассмотрим пример. Прочитаем слова. Коля – колья.

Как звучит последний согласный звук в первом слове?

Коля – звук [л'] звучит мягко. Его мягкость обозначена буквой Я. Как произносится согласный и следующий за ним гласный?

ЛЯ – слитно. Коля.

Коля несёт колья. Колья – это заострённые палки.

Слитно или раздельно произносится согласный со следующим гласным?

Колья – [кол'йа] – раздельно. Раздельное произношение согласного и гласного на письме показано с помощью мягкого знака.

Где пишется разделительный мягкий знак

Прочитаем слова и понаблюдаем, слитно или раздельно произносятся согласный и гласный?

Семя – семья

перо – Пьеро

солю – солью

суди – судьи

полёт – польёт

Вывод: разделительный Ь знак показывает, что согласный и гласный нужно произносить раздельно.

Рис. 2. Разделительный мягкий знак (Источник)

Разделительный мягкий знак пишется после согласных, перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

Рис. 3. Разделительный мягкий знак (Источник)

Итак, мы узнали, что разделительный мягкий знак показывает, что согласный и гласный произносятся раздельно. Пишется он после согласного перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

Транскрипция слов с разделительным мягким знаком

Вспомним, что происходит с буквами Е, Ё, Ю, Я, И, когда они стоят после Ь знака.

Рис. 4. Разделительный мягкий знак (Источник)

Выполним транскрипцию слов. Посчитаем количество букв и звуков.

Муравьи, пью.

В слове муравьи показываем мягкость согласного звука [в'], мягкий знак в транскрипции не пишется, буква И – при произношении дала звук [и]. [мурав'и] – 7 букв, 6 звуков. В слове пью показываем мягкость согласного [п'], буква Ю в транскрипции обознается как [й'у]. [п'й'у] – 3 буквы, 3 звука.

Делаем вывод: Е, Ё, Ю, Я, И после разделительного мягкого знака дают 2 звука.

Рис. 5. Разделительный мягкий знак (Источник) 

Задания для закрепления

Закрепим полученные знания.

Распределим слова в два столбика: в первый, где Ь – показатель мягкости согласного, во второй – разделительный.

Словарь, питьё, деньки, лось, пень, шью, Ольга, вьюга, братья, семья.

Проверим, что получилось.

В первый столбик попали слова: словарь, деньки, лось, пень, Ольга.

Во второй столбик попали слова: питьё, шью, вьюга, братья, семья.

Допишем предложения, используя слова с разделительным мягким знаком.

Сова охотится ……

Орёл взмахнул ……

Художник рисует ……

Тело птицы покрыто ……

Охотник зарядил ……

Проверим, что получилось.

Сова охотится ночью.

Орёл взмахнул крыльями.

Художник рисует кистью.

Тело птицы покрыто перьями.

Охотник зарядил ружьё.

Изменим сочетания слов по образцу:

Шубка зайца – заячья шубка

Пасть волка –

Гнездо вороны –

Берлога медведя –

Рога коровы –

Шерсть овцы –

Проверим.

Волчья пасть, воронье гнездо, медвежья берлога, коровьи рога, овечья шерсть.

Образуем от имён фамилии с разделительным мягким знаком.

Григорий, Юрий, Василий, Игнат, Афанасий.

Проверим.

Григорьев, Юрьев, Васильев, Игнатьев, Афанасьев.

Вставим, где необходимо Ь знак. Определим, какую роль он играет.

Дар…я, земл…я, счаст…е, вороб…и, плат…е, друз…..я, реб…та, стул…я, руч….и, шить…е, песн…я, раздол…е, семь…я, нян…я, весел…е.

Проверим.

В словах земля, ребята, песня, няня мягкий знак не нужен, потому что согласный и гласный произносятся слитно.

В словах Дарья, счастье, воробьи, платье, друзья, стулья, ручьи, шитьё, раздолье, семья, веселье вставили разделительный мягкий знак, потому что согласный и гласный произносятся раздельно.

На этом уроке мы узнали, что мягких знак выполняет ещё одну роль – он показывает, что согласный и гласный произносятся раздельно. Именно поэтому, буква получила своё название разделительный мягкий знак.

На следующем уроке мы узнаем, что такое части речи, что изучает наука морфология. Научимся правильно ставить вопросы к словам для определения частей речи.

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 198, 199 С. 131.
  2. Запиши слова, обозначающие предметы во множественном числе: стул, кол, друг, дерево, колос, перо, крыло.
  3. * Используя полученные на уроке знания, придумай сказку о разделительном мягком знаке.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/2-klass/pismo-orfografiya/pravopisanie-slov-s-razdelitelnym

Портал педагога |

Приставкина Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: Республика Хакасия г. Саяногорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком » во 2 классе.
18.02.2018
Раздел: начальное образование

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким

знаком » во 2 классе.

Составил учитель начальных классов: Приставкина Наталья Александровна

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока:

Предметные:

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на

конце и в середине слова;

Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак;

Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и

показателя мягкости;

Обогащать словарный запас учащихся.

Метапредметные:

личностные действия

навыки сотрудничества с учителем и сверстниками

мотивация к творческому труду, к работе на результат.

регулятивные действия

ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного

материала;

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии

с

поставленной

задачей

и

условиями

её

реализации;

определять

наиболее

эффективные способы достижения результата.

познавательные действия

активное

использование

речевых

средств

для

решения

коммуникативных

и

познавательных задач;

логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей,

построения рассуждений.

коммуникативные действия

готовность слушать собеседника и вести диалог;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

участвовать в групповом обсуждении.

Ход урока.

I. Организационный этап.

Цель: мотивировать к учебной деятельности

Прозвенел для нас звонок —

Начинается урок.

Психологический настрой.

Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.

Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы подарим друг другу здоровье,

радость, хорошее настроение.

Очень важно, чтобы каждый наш урок начинался с положительных эмоций и хорошего

настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними.

Наш урок я хочу начать с одной пословицы. На Востоке говорят:

Вселенная освещается солнцем, а человек – знанием.

— А какие знания мы получаем на уроках русского языка?

— Чему учимся? ( Познаём тайны родного языка.

)

И сегодня нас ждут новые интересные открытия.

II. Актуализация знаний.

Определение темы урока.

Узнать тему урока вам поможет следующее задание.

В-р-бьи, за-чьи, р-бячьи, об-зьяна, п-ньки. (слайд)

— Прочитайте слова. Чем они похожи? (во всех словах пишется буква ь)

Какое

слово

лишнее?

Почему?

(Лишнее слово

пеньки,

в

нем

мягкий

знак

показатель мягкости.)

Докажите. Обоснуйте свой ответ.

Что общего у оставшихся слов? ( разделительный мягкий знак)

Сделайте вывод? Какова тема урока? (Правописание слов с разделительным мягким

знаком.)

Чтобы наш урок был успешен, мы должны поставить определенные цели.

– Каких целей мы должны достичь на уроке?

Что мы не знаем?

– Вспоминаем то, что важно для урока, открываем новые знания, применяем новые

знания.

Ответы детей. (Я научусь. Я сумею. Я узнаю.)

— Я тоже поставила перед собой цель, но озвучу её в конце урока.

2. Словарная работа.

— А что ещё объединяет оставшиеся слова? ( это словарные слова)

Спишите слова в тетрадь, вставив пропущенную орфограмму.

Работа в паре. Взаимопроверка.

— Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу по орфографическому словарю. Оцените её

при помощи знаков.

«!» -Молодец, ты всё написал правильно.

«+» Хорошо, но ещё не много ошибаешься.

«-» Тебе нужна помощь.

Проверка учителя: Поднимите руки кому поставили +, -, !

Ученик:

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

III. Самоопределение к деятельности.

Давайте, вспомним, что же мы с вами знаем про мягкий знак.

Вот ромашка непростая, (слайд)

А чудесная какая.

Посмотрите на лепестки ромашки.

— Что может быть у них общего?

— Какую одинаковую работу выполняют эти буквы в нашем языке?

— Какая буква лишняя? Почему?

Рассмотрим алгоритм и вспомним , где пишется мягкий знак – показатель мягкости? (в

конце и в середине слова между двумя согласными) слайд

-А что объединяет оставшиеся буквы? (гласные )

2. Какую работу они могут ещё выполнять? Вспомним, когда они обозначают два

звука. Как они называются? (йотированные) (слайд)

я

е

ё

и

ю

[й’а]

[й’э]

[й’о]

[й’и]

[й’у]

А что бы нового вы сегодня хотели узнать?

Пополнить свои знания о разделительном мягком знаке.

Когда пишется разделительный мягкий знак.

* Составить алгоритм написания разделительного ь.

* Какую роль ещё играет мягкий разделительный знак в словах.

IV. Работа по теме урока.

1. Сейчас мы проведем с вами исследование на тему “ Правописание слов с

разделительным мягким знаком ” и попытаемся ответить на ваши вопросы.

«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».

– Значит, мы открываем что-то новое.

Давайте исследуем слова и попытаемся определить когда же пишется

разделительный мягкий знак.

Деревья, бельё, ручьи, ночью, веселье.

а) прочитайте слова и запишите их в тетрадь;

б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;

в) букву, которая написана после ь знака — подчеркни двумя линиями;

г) сделай вывод: где пишется разделительный Ь знак в словах?

— Каждый ученик выполняет исследовательскую работу в тетради самостоятельно,

делает свой вывод. ( у доски работает один ученик)

3. Вывод по исследовательской работе

Где пишется разделительный ь знак?

4. — Попробуем составить алгоритм написания разделительного мягкого знака. Работаем в

паре. Время ограничено. (песочные часы) На парте листочки и фломастеры.

-Сравним свой алгоритм с авторским.

(слайд)

-Обобщение. Проговаривают алгоритм.

После согласных — Разделительный ь знак — Перед гласными е, ё, и, ю, я

5. Продолжаем исследование дальше .

— Произносим хором слова и называем звук, который мы слышим в корне слова после

согласного звука.

— Какой это звук?

Если после согласного звука слышим звук [й’], а потом идёт гласная буква, то

пишется …..разделительный мягкий знак.

-Запишем некоторые слова по звукам , составим транскрипцию.

-А сейчас произнесите ещё раз слова, но без мягкого знака.

— Какую работу выполняет разделительный мягкий знак в словах?

Послушайте стихотворение. ( читает ученик)

Слева от меня- согласный,

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=28789

Разделительный мягкий знак (ь)

Буква пропущена не после приставки, а в корне, поэтому слово безбарьерный пишется с разделительным мягким знаком. При работе на уровне слова осуществляется закрепление навыков определения наличия, либо отсутствия разделительного мягкого знака в словах. С одним из этих слов составь и напиши предложение. Логопед и дети зарисовывают знак-опору.

На этом уроке мы узнали, что мягких знак выполняет ещё одну роль – он показывает, что согласный и гласный произносятся раздельно. Спасибо Вам за отзыв.

Если наш проект вам понравился и вы готовы помочь или принять участие в нём, перешлите информацию о проекте знакомым и коллегам.

Тренажёр к уроку : « Правописание слов с разделительн… Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем изучать особую букву, которую называют мягким знаком.

Но, кроме того, что мягкий знак является показателем мягкости согласных звуков, он еще и бывает разделительным. Мы с вами уже определили, когда необходимо писать в словах мягкий знак для смягчения согласных. Чтобы лучше усвоить эту тему и понять отличие мягкого знака, который служить для смягчения согласных звуков и разделительным мягким знаком, попробуем этот вопрос рассмотреть на примере.

В этом случае мы видим, что согласный и следующий за ним гласный произносятся раздельно. Вот такое раздельное произношение между гласным и согласным на письме обозначается при помощи мягкого знака, который называют разделительным мягким знаком.

Поэтому мы уже с вами можем сделать вывод, что разделительный мягкий знак, указывает на то, что согласный и гласный звук произносится раздельно. Запомните, что перед буквой и твердый знак не пишется: предыгровой, трансиндийский. 2. В сложных словах после двух-, трёх- и т.д. Где может стоять ь в словах? В этом случае принято называть ь разделительным.

Посмотрите на карточку, как это слово связано с нашим уроком? Мягкий знак в вашу честь и с вашей помощью устраивает праздничный салют. В этой коробке лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» проводится с учащимися 2 – 4 классов, так как в 1 классе данная тема по программе начальной школы ещё не изучается.

Дидактическое пособие, в котором дети наглядно видят появление разделительного мягкого знака между согласной и гласной. Логопед задаёт детям вопрос: «Какой слог произнести труднее слог с разделительным мягким знаком или без него?».

IV. Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком

Поэтому во избежание подобных ошибок необходимо поработать над закреплением правильного графического образа слов с разделительным мягким знаком. Ознакомление учащихся с различными приёмами определения наличия или отсутствия разделительного мягкого знака в слогах.

А мягкий знак не мог ничего спеть. Почему? Но ему тоже хотелось подружиться с весёлыми гласными и согласными. Мягкий знак смягчил согласный, но кроме смягчения он выполнил ещё одну работу. Тема нашего занятия «Разделительный мягкий знак», и сегодня мы с вами поучимся находить мягкий знак в слогах.

Вспомните слова с мягким знаком-показателем мягкости в середине слова, назовите их. Логопед записывает одно слово на доске, например коньки. Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака? (Да, слоги звучат раздельно).

Звуковой анализ слов с мягким знаком

На доске рядом с таблицей логопед записывает транскрипцию слогов с разделительным мягким знаком. Чтобы запомнить, когда нужно писать мягкий знак, а когда – твердый знак, нужно выучить следующие правила.

Слова с разделительным мягким знаком — правописание и правила переноса

Карлсон желает проверить, насколько вы были внимательны и запомнили слова с разделительным мягким знаком, которые встретились в прозвучавшем стихотворении. А из предложенных заданий 2 – го и 3 – го уровней вы выбираете те, с которыми, на ваш взгляд, вы успешно справитесь. У. Прочитаем, что нужно взять с собой в путешествие.

Разделительные ъ и ь

Такая буква, как мягкий знак, не имеет и не обозначает никакого звука, но ее роль заключается в том, чтобы обозначить мягкость согласных звуков на письме. А теперь давайте рассмотрим следующее слово. Слово «семья» — . В словах первого столбика подчеркни ь и гласные, перед которыми он пишется; в словах второго столбика подчеркни ь и согласные, которые он смягчает.

Роль и значение мягкого знака в русском языке

2. В землю были вбиты деревянные кол…я. 3. Дождь пол…ёт все сады и огороды. Задание 5. Прочитайте предложения и подумайте, о чем в них говорится? Запись предложения с проговариванием. Как пишутся слова под…езд, об…явление, нич…я, ад…ютант, в…юга, двух…ярусный? 1. После приставок, оканчивающихся на согласную, в том числе иноязычных.

Ребята! Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие, которое позволит сделать нам новые открытия. У каждого на парте лежит карточка с алфавитом. Сегодня мы узнаем что-то новое об этой букве. И поможет нам в этом – наш помощник Букварь.

2. С опорой на кинестетический анализатор

По какому признаку разделили эти слова на две группы? Прочитайте ещё раз хором слова по группам, чётко разделяя слова при произношении. Значит, он разделяет гласный и согласный, не даёт им сливаться. Впереди у нас путешествие и я хочу проверить, насколько вы внимательны, ведь это качество нам сегодня очень пригодится.

Отгадайте, на каком виде транспорта мы отправимся в путешествие? А вот и первый остров. Найдите в этом стихотворении родственное, однокоренное слово к слову тюлень. Замените слово «прилежанье» на синоним. Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт обещанный сюрприз. III. Цель и задачи коррекционной работы, место темы в цикле коррекционно-развивающих занятий.

3.Работа с индивидуальными зеркалами и дидактическими пособиями

Виды и проявления ошибок. 1. Попросить ребенка рассказать правило. 1. Выучить или повторить правило. На прохождение данной темы можно отвести в среднем 7 занятий (1 занятие на уровне слога, 2 занятия на уровне слова, по 1 занятию на уровне словосочетаний, предложений, текста и 1 обобщающее занятие).

Принцип от простого к сложному – постепенное усложнение речевого материала и заданий. Сначала на материале слогов, затем слов, словосочетаний, предложений, текстов. Это третий способ — губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается.

Источник: http://zdravbaza.ru/razdelitelnyiy-myagkiy-znak/

Разделительный мягкий и твердый знак

Разделительные Ь и Ъ отделяют согласные от гласных.

Разделительный твердый знак(Ъ) пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук перед корнем, начинающимся на гласный Е, Ё, Ю, Я:

Подъезд, съёжилась, предъюбилейный, объявить

Также разделительный Ъ пишется в слове съёмка, хотя находится в корне.

Разделительный мягкий знак (Ь) пишется:

Пьедестал, ружьё, пью, обезьяна, соловьи

Медальон, почтальон, бульон, каньон, шампиньоны

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И — Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание «не» с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 193, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 194, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 195, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 197, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 199, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 200, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 3, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 5, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 31, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 32, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

2 класс

Упражнение 64, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 42, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 43, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 198, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 144, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 147, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 157, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 215, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 203, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 204, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

3 класс

Упражнение 145, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 277, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 188, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 194, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 184, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 93, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 186, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 262, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 127, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 172, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

4 класс

Упражнение 27, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 4, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 243, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 18, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 236, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 22, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 90, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 31, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 30, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 695, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 57, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 77, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 110, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 133, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 186, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 212, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 240, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 286, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 314, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 322, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

6 класс

Упражнение 20, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 261, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 297, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 343, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 349, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 402, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 435, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 470, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 522, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 600, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

7 класс

Упражнение 9, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 76, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 91, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 122, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 164, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 221, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 271, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 272, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 336, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 460, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 20, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 133, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 144, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 160, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 196, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 206, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 232, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 258, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 266, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 332, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

© 2019 — budu5.com, Буду отличником!

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/23