Факультет «Экономический»
ИНСТИТУТГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА ИИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректорпо учебной работе
МоргуноваГ.А.
«____»_____________2013 г.
Учебно-методический комплекс
учебнойдисциплины «Экономикаорганизации (предприятия)»
специальности080507 «Менеджменторганизации»
специализации«Финансовыйменеджмент»
Составитель доцентВ.М. Сафронов
Москва 2013
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИНСТИТУТГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА ИИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
СОГЛАСОВАНОВыпускающая кафедра «менеджмента»Зав. кафедрой _________ Павлов А.П.«___»________________ 2013 г. | УТВЕРЖДАЮПроректор по учебной работе__________ Моргунова Г.А.«___»________________ 2013 г. |
Кафедра«Менеджмента»
доцент Сафронов В.М.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»
Специальность080507.65 Менеджменторганизации
Специализация«Финансовый менеджмент»
Москва 2013
Рабочая программасоставлена в соответствии с требованиямиГосударственного образовательногостандарта высшего профессиональногообразования, утвержденного Министерствомобразования РФ.
Рабочая программарассмотрена и утверждена на заседаниикафедры экономики
От «______» ____________20__г.
Протокол № _______
Зав.кафедрой А.П. Павлов
Рабочая программаодобрена Ученым Советом Институтагосударственного управления, права иинновационных технологий
От «______»_____________20__г.
Протокол № ________
Программу разработал: Сафронов В.М., доцент
Согласовано
Начальникинформационно-
аналитическогоотдела А.И. Бойков
ЦЕЛИИ ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цельучебной дисциплины:изучение экономического механизмадеятельности коммерческих и некоммерческихорганизаций в условиях рыночных отношенийс учётом влияния многообразных внешнихи внутренних факторов.
Задачи учебнойдисциплины
Задачамиизучения данного курса является получениестудентами:
- освоение теоретических знаний и методических подходов к изучению экономических аспектов деятельности организации;
- приобретение практических навыков по созданию нового предприятия, по эффективной организации и планированию его деятельности, по привлечению и оптимальному использованию инвестиций, по повышению качества и конкурентоспособности продукции, по обеспечению финансовой устойчивости организации в рыночной среде;
- формирование квалифицированного специалиста в области экономики и финансов.
Место дисциплины в профессиональнойподготовке выпускника
Дисциплина«Экономикаорганизации (предприятий)»изучается студентами третьего курса,относится к циклу общепрофессиональныхдисциплин ОПД основной образовательнойпрограммы подготовки специалистов поспециальности 080507.65«Менеджменторганизации» специализации «Финансовыйменеджмент».
Знания,полученные студентами при изучениипредыдущих дисциплин, являются основойдля освоения общепрофессиональнойдисциплины Финансовый менеджмент,который, в свою очередь является основойдипломной работы.
дисциплины включает изучение: места ироли коммерческих и некоммерческихорганизаций в рыночной экономике, основих создания и деятельности, сущностиосновных фондов, оборотных средств,затрат, прибыли и современных методическихподходов к их формированию, методикиэкономического анализа и оптимизациипланирования деятельности организации.
Требования куровню освоения содержания дисциплины
Врезультатеизучения дисциплины «Экономикаорганизации (предприятия)» студентыдолжны:знать:
- основные экономические показатели, характеризующие работу предприятия;
- эффективность использования производственных фондов;
- методы повышения производительности труда.
уметь:
- рассчитывать основные экономические показатели деятельности предприятия;
- использовать в работе экономическую, нормативную документацию и справочный материал:
- использовать в работе компьютерную технику.
Объемдисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Кол-во часов по формам обучения | |
Очная | Заочная | |
№№ семестров | 5 | 3 |
Аудиторные занятия | 68 | 14 |
Лекции | 51 | 4 |
Практические и семинарские занятия | 17 | 10 |
Самостоятельная работа | 64 | 118 |
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ | 132 | 132 |
Текущий контроль (вид текущего контроля и кол-во, №№ семестров) | Тестирование в кол-ве 2 раз | Тестирование в кол-ве 1 раза |
Курсовая работа (№ семестра) | — | — |
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет, №№ семестров) | Экзамен (5 сем.) | Экзамен (3 сем.) |
дисциплины
Источник: https://StudFiles.net/preview/6210711/
Рабочая программа по дисциплине Экономика организации
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
(ГОУ СПО ЗМТ)
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 Экономика организации
специальности 030912 Право социального обеспечения
п.г.т. Зеленогорский,2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины Экономика организации разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 030912 Право и организация социального обеспечения по укрупненным группам направлениям подготовки: 030900 Юриспруденция, 030100 Правоохранительная деятельность и судебная экспертиза, входящих в укрупненную группу 030000 Гуманитарные науки
Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Зеленогорский многопрофильный техникум ГОУ СПО ЗМТ
Разработчик:
-
Аникеева Ольга Владимировна, преподаватель спецдисциплин ГОУ СПО ЗМТ;
Рассмотрена Утверждаю
на заседанииПЦК Зам. директора по УВР
ГОУ СПО ЗМТ ______В.Д.Сорокина
Протокол №____ от «___»______201_г.
«___»__________201_г.
стр.
4
5
9
10
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программыЭкономика организации
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения по укрупненным группам направлениям подготовки: 030900 Юриспруденция, 030100 Правоохранительная деятельность и судебная экспертиза, входящих в укрупненную группу 030000 Гуманитарные науки
-
-
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
-
общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации в соответствии с принятой методологией;
-оценивать эффективность использования основных ресурсов организации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие организационно-хозяйственную деятельность организаций различных организационно-правовых форм;
-состав и содержание материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов организации;
-основные аспекты развития организаций как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
-материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации, показатели их эффективного использования;
-механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
-экономику социальной сферы и ее особенности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося- 48часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -32часа;
самостоятельной работы обучающегося —16 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
лабораторные занятия
0
практические занятия
8
контрольные работы
2
курсовая работа (проект)
0
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
0
Подготовка сообщений
Составление презентации на основе изучения нормативно- правовых документов
Составление схем
Написание рефератов
4
4
4
4
Итоговая аттестация в форме дифференцированного экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины«Экономика организации»
Раздел 1.
Отрасль в условиях рынка
10
Тема 1.1.
Отрасль в системе национальной политики
учебного материала
2
1
Отрасль в системе национальной политики. Особенности отрасли.
3
3
2
Современное состояние и перспективы развития Классификация материально технических ресурсов
Самостоятельная работа
В чём сущность разных форм организации производства отрасли
2
Тема 1.2 Материально-техническая база отрасли
учебного материала
4
1
Материально техническая база предприятия. Производственный потенциал предприятия. Материально технические ресурсы предприятия.
2
Ресурсосбережение и его особенности. Инновации, способствующие развитию потенциала предприятия
Практические занятия.
Материально техническая база
Тема 1.3.
Трудовые и финансовые ресурсы отрасли
учебного материала
4
1
Бюджет рабочего времени работника
3
2
Показатели и резервы роста производительности
Основные виды норм затрат труда
Самостоятельная работа обучающихся
Рассчитайте баланс рабочего времени
2
Тема 1.4.
Организация как хозяйствующий субъект в рыночной экономике
учебного материала
2
3
1
Основные категории рынка труда. Цена труда. Трудоёмкость продукции как показатель её конкурентоспособности
2
Нормы затрат труда. Мотивация труда и её формы. Тарифная система, единая тарифная сетка и её применение.
1
2
3
4
Раздел 2.
Производственная структура
8
Тема 2.1
Производственная структура
учебного материала
2
3
1
Факторы и пути повышения производительности труда. Понятие общественных и индивидуальных издержек труда.
2
Основные показатели экономической эффективности и методика их определения
Тема 2.2 Производственный и технологический процессы
учебного материала
6
1
Сущность, особенности и уровни планирования производством. Цели и функции управления.
Совершенствование структуры управления.
2
Формы организационного и оперативно-распорядительного воздействия. Сущность и значение информации в управлении. Оценка кадров управления.
Практическое занятие.
Производственный и технологический процессы
Раздел 3.
Экономические ресурсы организации
14
Тема 3.1
Имущество и капитал
учебного материала
2
1
Понятие финансов, их функции. Организация и виды кредитования. Организация и использование материальных средств предприятия.
2
Эффективность использования техники на предприятии.
Тема 3.2.
Основные средства предприятия
учебного материала
4
1
Отраслевая структура предприятия. Амортизация основных средств
3
2
Состав и структура оборотных средств. Издержки, виды издержек производства.
Понятие средств распределения.
Практическое занятие
Основные средства организации
Тема 3.3
Оборотные средства организации
учебного материала
4
3
1
Экономическая роль, состав и источники формирования оборотных средств. Методические основы определения потребности в оборотных средствах.
2
Экономическая эффективность оборотных средств и пути её повышения.
Оценка и амортизация.
Практическое занятие
Оборотные средства организации
Тема 3.4 Трудовые ресурсы организации. Нормирование и плата труда. Экзамен.
учебного материала
4
3
1
Трудоёмкость продукции как показатель её конкурентоспособности.
2
Труд. Формы оплаты труда, формы труда. Цена труда. Трудовые ресурсы и их использование
ВСЕГО
48
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономических дисциплин»
Оборудование учебного кабинета: наличие компьютеров с выходом в интернет, программное обеспечение
Технические средства обучения: наличие компьютеров с выходом в интернет, программное обеспечение
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: 1. Академия рынка: маркетинг. – М.: Экономика, 1993.
2. Бляхман Л.С. Экономика, организация управления и планирования научно-технического прогресса. – М.: Высшая школа, 1991.
3. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Фонд «Правовая культура», 1994.
4. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2-х т. (Сокр. Пер. с немецкого семитомного издания: отв. ред. редколл. Б.Н. Топорнин). М.: Институт Государства и права, 1994.
5. Долан Э.Д., Линдсей Д. Макроэкономика. Пер. с англ. – Санкт-Петербург, «Санкт-Петербург оркестр + Литера плюс», 1994.6. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Экономика и жизнь. – 1991. – № 4.
Интернет—ресурсы:
http://school-collection.edu.ru
Дополнительные источники: 1. . Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ, 1994.
2. Назаров М.Г. Производительность труда в промышленности. – М.: Статистика, 1989.
3. Научно-технический прогресс: экономика и управление. / Под ред. Ю.В. Яковца. – М.: Экономика, 1988.
4.. Научно-технический прогресс в СССР: Стат. Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1990.
5. Национальное богатство в условиях формирования рыночных отношений. – М.: Наука, 1994.
6. Основы рыночной экономики. ( Камаев В.Д., Домненко Б.И., Федотова М.А. и др.). – М.: СП, 1991.
7. Павлов В.С., Шпрыгин В.И. Реформы ценообразования: цели, пути реализации. – М.: Экономика, 1991.
8. Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. Микроэкономика. – М.: Экономика, Дело, 1992.
9. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М.: Экономика, 1993.
10. Погосян Г.Р., Жуков Л.И. экономика труда. – М.: Экономика, 1991.
11. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость. Постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552.
12. Постановление Правительства РФ о переоценке основных фондов от 14 августа 1992 г. № 545.
13.. Слепов В.А., Попов В.В. Вопросы комплексного подхода к ценообразованию в новых экономических условиях (рыночный аспект ценообразования). – М.: Система, 1991.
14. Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы. Пер. с англ. Общ. ред., предисл. Н.А. Макашевой. – М.: РГТУ, 1994.
15.. Цены и ценообразование в рыночной экономике. Часть I, Часть II. Теория цены. Книга I. / Под ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Изд-воСПбУЭФ, 1992.
16. Экономика предприятия. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля и Е.М. Купрякова. М.: ЮНИТИ, 1996.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь
— ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
.
— экспертная оценка защиты рефератов;
— устный опрос;
— выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-
экономических, политических и культурных проблем
— устный опрос;
— экспертная оценка защиты рефератов;
Знать:
-законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие организационно-хозяйственную деятельность организаций различных организационно-правовых форм;
— устный опрос;
— тестирование.
-состав и содержание материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов организации;
— устный опрос;
— тестирование.
-основные аспекты развития организаций как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
— устный опрос;
— экспертная оценка защиты рефератов;
-материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации, показатели их эффективного использования;
— устный опрос;
— тестирование.
-механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
— устный опрос;
— экспертная оценка защиты рефератов;
— тестирование;
— экспертная оценка контрольной работы.
-экономику социальной сферы и ее особенности.
— устный опрос;
— тестирование.
5
Источник: https://docbaza.ru/naurok/drugoe/text-49017135.html
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономика организации»
Раздел 1.
Отрасль в условиях рынка
10
Тема 1.1.
Отрасль в системе национальной политики
учебного материала
2
1
Отрасль в системе национальной политики. Особенности отрасли.
3
3
2
Современное состояние и перспективы развития Классификация материально технических ресурсов
Самостоятельная работа
В чём сущность разных форм организации производства отрасли
2
Тема 1.2 Материально-техническая база отрасли
учебного материала
4
1
Материально техническая база предприятия. Производственный потенциал предприятия. Материально технические ресурсы предприятия.
2
Ресурсосбережение и его особенности. Инновации, способствующие развитию потенциала предприятия
Практические занятия.
Материально техническая база
Тема 1.3.
Трудовые и финансовые ресурсы отрасли
учебного материала
4
1
Бюджет рабочего времени работника
3
2
Показатели и резервы роста производительности
Основные виды норм затрат труда
Самостоятельная работа обучающихся
Рассчитайте баланс рабочего времени
2
Тема 1.4.
Организация как хозяйствующий субъект в рыночной экономике
учебного материала
2
3
1
Основные категории рынка труда. Цена труда. Трудоёмкость продукции как показатель её конкурентоспособности
2
Нормы затрат труда. Мотивация труда и её формы. Тарифная система, единая тарифная сетка и её применение.
1
2
3
4
Раздел 2.
Производственная структура
8
Тема 2.1
Производственная структура
учебного материала
2
3
1
Факторы и пути повышения производительности труда. Понятие общественных и индивидуальных издержек труда.
2
Основные показатели экономической эффективности и методика их определения
Тема 2.2 Производственный и технологический процессы
учебного материала
6
1
Сущность, особенности и уровни планирования производством. Цели и функции управления.
Совершенствование структуры управления.
2
Формы организационного и оперативно-распорядительного воздействия. Сущность и значение информации в управлении. Оценка кадров управления.
Практическое занятие.
Производственный и технологический процессы
Раздел 3.
Экономические ресурсы организации
14
Тема 3.1
Имущество и капитал
учебного материала
2
1
Понятие финансов, их функции. Организация и виды кредитования. Организация и использование материальных средств предприятия.
2
Эффективность использования техники на предприятии.
Тема 3.2.
Основные средства предприятия
учебного материала
4
1
Отраслевая структура предприятия. Амортизация основных средств
3
2
Состав и структура оборотных средств. Издержки, виды издержек производства.
Понятие средств распределения.
Практическое занятие
Основные средства организации
Тема 3.3
Оборотные средства организации
учебного материала
4
3
1
Экономическая роль, состав и источники формирования оборотных средств. Методические основы определения потребности в оборотных средствах.
2
Экономическая эффективность оборотных средств и пути её повышения.
Оценка и амортизация.
Практическое занятие
Оборотные средства организации
Тема 3.4 Трудовые ресурсы организации. Нормирование и плата труда. Экзамен.
учебного материала
4
3
1
Трудоёмкость продукции как показатель её конкурентоспособности.
2
Труд. Формы оплаты труда, формы труда. Цена труда. Трудовые ресурсы и их использование
ВСЕГО
48
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономических дисциплин»
Оборудование учебного кабинета: наличие компьютеров с выходом в интернет, программное обеспечение
Технические средства обучения: наличие компьютеров с выходом в интернет, программное обеспечение
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: 1. Академия рынка: маркетинг. — М.: Экономика, 1993.
2. Бляхман Л.С. Экономика, организация управления и планирования научно-технического прогресса. — М.: Высшая школа, 1991.
3. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. — М.: Фонд «Правовая культура», 1994.
4. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2-х т. (Сокр. Пер. с немецкого семитомного издания: отв. ред. редколл. Б.Н. Топорнин). М.: Институт Государства и права, 1994.
5. Долан Э.Д., Линдсей Д. Макроэкономика. Пер. с англ. — Санкт-Петербург, «Санкт-Петербург оркестр + Литера плюс», 1994.
6. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Экономика и жизнь. — 1991. — № 4.
Интернет-ресурсы:
school-collection.edu.ru
Дополнительные источники: 1. . Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ. — М.: Изд-во МГУ, 1994.
2. Назаров М.Г. Производительность труда в промышленности. — М.: Статистика, 1989.
3. Научно-технический прогресс: экономика и управление. / Под ред. Ю.В. Яковца. — М.: Экономика, 1988.
4.. Научно-технический прогресс в СССР: Стат. Справочник. — М.: Финансы и статистика, 1990.
5. Национальное богатство в условиях формирования рыночных отношений. — М.: Наука, 1994.6. Основы рыночной экономики. ( Камаев В.Д., Домненко Б.И., Федотова М.А. и др.). — М.: СП, 1991.
7. Павлов В.С., Шпрыгин В.И. Реформы ценообразования: цели, пути реализации. — М.: Экономика, 1991.
8. Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. Микроэкономика. — М.: Экономика, Дело, 1992.
9. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. — М.: Экономика, 1993.
10. Погосян Г.Р., Жуков Л.И. экономика труда. — М.: Экономика, 1991.
11. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость. Постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552.
12. Постановление Правительства РФ о переоценке основных фондов от 14 августа 1992 г. № 545.
13.. Слепов В.А., Попов В.В. Вопросы комплексного подхода к ценообразованию в новых экономических условиях (рыночный аспект ценообразования). — М.: Система, 1991.
14. Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы. Пер. с англ. Общ. ред., предисл. Н.А. Макашевой. — М.: РГТУ, 1994.
15.. Цены и ценообразование в рыночной экономике. Часть I, Часть II. Теория цены. Книга I. / Под ред. В.М. Гальперина. — СПб.: Изд-воСПбУЭФ, 1992.
16. Экономика предприятия. Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля и Е.М. Купрякова. М.: ЮНИТИ, 1996.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь
— ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
.
— экспертная оценка защиты рефератов;
— устный опрос;
— выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-
экономических, политических и культурных проблем
— устный опрос;
— экспертная оценка защиты рефератов;
Знать:
-законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие организационно-хозяйственную деятельность организаций различных организационно-правовых форм;
— устный опрос;
— тестирование.
-состав и содержание материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов организации;
— устный опрос;
— тестирование.
-основные аспекты развития организаций как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
— устный опрос;
— экспертная оценка защиты рефератов;
-материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы организации, показатели их эффективного использования;
— устный опрос;
— тестирование.
-механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
— устный опрос;
— экспертная оценка защиты рефератов;
— тестирование;
— экспертная оценка контрольной работы.
-экономику социальной сферы и ее особенности.
— устный опрос;
— тестирование.
5
Источник: https://botana.biz/prepod/drugoe/oypiiarf.html