Разработка урока обществознания по теме
- Пятак Инна Дмитриевна, учитель экономики и обществознания
Разделы: История и обществознание
Этот урок входит в раздел «Человек в социальном измерении». Изучение темы предполагает обращение к социальному опыту учащихся. Очень важный аспект именно этого занятия – формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями.
На уроке применяются различные формы и методы работы, такие как работа в группах, индивидуальные задания, работа с текстом.
Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы.
Характеристика основных видов деятельности ученика
- Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер
- Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями.
- Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
План изучения нового материала
- Потребности человека – биологические, социальные, духовные.
- Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
- Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Вариант организации учебной работы
Предлагается урок «открытия» нового знания с различными формами работы: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.
Методическое обеспечение
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Конвенция ООН о правах инвалидов
- Конституция РФ
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.
- Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2015.
- Сорокина Е.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.
- Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.
- Писаревская М. А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. – Новороссийск, 2013.
- http://ru.wikipedia.org
- http:/ www.unicef.org
II. Актуализация опорных знаний.
Цель: связать новый материал с уже знакомым.
Проводится вводная беседа с классом по вопросам:
- Что такое деятельность?
- Каковы отличительные черты деятельности человека?
Задание для учащихся.
Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?
Формулирование темы и целей урока.
III. Изучение основных идей и понятий темы
Вводим новые понятия.
Потребность – это состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.
Вопрос классу.
Чем отличаются потребности животного от потребностей человека?
Или не отличаются совсем?
Или у животных нет потребностей?
В ходе обсуждения начинаем заполнять таблицу.
Виды потребностей
Потребности | Характеристика |
Биологические (материальные) | |
Социальные | |
Духовные |
Индивидуальная работа. Выполнение в печатной тетради задания 5 на стр. 20
Заполни окошки в пирамиде человеческих потребностей собственными примерами.
Вопрос классу.
Вы слышали когда-нибудь такие выражения: «дети с особыми потребностями» или «особенные дети»?
Что это значит?
В ходе обсуждения выясняем, что это дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.
Сложно ли таким детям жить и учиться? Почему?
Как общество относится к таким детям?
Классу было дано опережающее задание. Задание в учебнике на стр. 40.
Найди в интернете информацию о значении словосочетания «инклюзивное образование».
Учащиеся приводят определения «инклюзивного образования», дополняя друг друга. Учитель подводит итог.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. (СЛАЙД 2 Презентация)
Принципы инклюзивного образования (СЛАЙДЫ 3, 4)
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Работа в группах.
Работа с текстом (Приложение)
Прочитайте текст и выполните задание.
Выделите основную мысль текста.
Встречались ли вы с негативным отношением к детям-инвалидам?
Как вы можете помочь таким детям?
Что нужно сделать, чтобы детям с ограниченными возможностями не было так одиноко?
Выступление групп. (СЛАЙДЫ 5–8)
Учитель. А сейчас разделитесь на группы по интересам. Каждая группа — это одна команда. Вам нужно выбрать командира, который будет руководить работой команды.
Игра «Город мастеров». Ребята делятся на команды по пять–шесть человек. Каждая команда получает конструктор и должна построить свой город. Побеждает та команда, которая не только быстро закончила работу, но и работала более слаженно, где в команде никто не ссорился, все понимали другу друга и помогали друг другу.
Обобщающая беседа по теме занятия:
- Вы научились рядом с собой чувствовать других?
- Вам понравилось быть частью команды?
Этикетная задача: Что вы будете делать, если у вас в команде будет ребенок, у которого вследствие болезни постоянно трясутся руки, и поэтому он не сможет быстро и ловко, как это получается у вас, выполнять работу:
- сердиться на него;
- не возьмете в игру;
- возьмете в игру и будете помогать ему;
- будете подбадривать его.
IV. Итог занятия
Учитель.А теперь сделаем вывод: «Мы все разные, с разными возможностями, но каждый хорош по-своему. Чтобы жить в согласии, работать в одной команде, нужно уметь понимать и уважать друг друга, помогать друг другу». Педагог предлагает всем пожать друг другу руки и улыбнуться.
V. Домашнее задание
§4, выполнить задания после параграфа. Найти в СМИ примеры деятельности региональных общественных организаций по поддержке детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
20.04.2016
Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/659945/
Проверочная работа по обществознанию Деятельность Потребности человека 6 класс
Проверочная работа по обществознанию Деятельность Потребности человека 6 класс с ответами. Работа представлена в 3 вариантах в виде теста. В каждом варианте по 8 заданий.
1 вариант
1. Какой из предложенных терминов наиболее соответствует определению: «Изменение и преобразование мира в интересах человека»?
1) общение2) деятельность3) способности
4) отношения
2. Эмоции — это
1) любые чувства, которые может испытывать человек2) суждения, которые высказывает человек3) духовные потребности человека
4) чувства, которые определяют настроение человека в конкретный момент
3. В каком из приведенных примеров речь идет о деятельности?
1) Ожидая друга, Федор от нечего делать разрисовывал фломастером скамейку во дворе.2) Николай заскучал, включил телевизор и начал переключать программы одну за другой.3) Владимир простудился и три дня лежал в постели с высокой температурой.
4) Иван Иванович вышел на пенсию и выращивает цветы на дачном участке.
4. Найдите правильное окончание высказывания.
Самооценка человека
1) может быть правильной или ложной, высокой или низкой.2) выражает отношение к нему со стороны друзей.3) связана только с физическими качествами.
4) не распространяется на поступки и моральные качества человека.
5. Найдите высказывание о труде. Труд — это деятельность, которая
1) предлагается после окончания школы2) не требует знаний и умений3) дает человеку все необходимое для жизни
4) выполняется с использованием машин и механизмов
6. Верны ли следующие суждения о способностях?
А. Способности человека отражают его индивидуальность.
Б. Способности человека проявляются в деятельности.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения об игре как виде деятельности?
А. Игра оказывает влияние на формирование личности.Б. В игре процесс не менее важен, чем результат.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Впишите недостающее слово в схему.
2 вариант
1. Какой из предложенных терминов наиболее соответствует определению: «Осознание человеком своих потребностей и возможностей»?
1) разум2) самооценка3) самосознание
4) познание
2. Познание — это
1) деятельность, в результате которой человек приобретает знания2) посещение занятий в школе3) деятельность, которая осуществляется в школьные годы
4) выполнение домашних заданий
3. В каком из приведенных примеров речь идет о деятельности?
1) Шестиклассники репетируют новогоднее представление.2) Участники баскетбольной команды ожидают выхода на спортплощадку.3) Сидя в метро, Анна заснула.
4) Проходя мимо распустившейся акации, Петр срывал один цветок за другим.
4. Найдите правильное окончание высказывания.
К социальным потребностям человека относят
1) те, что направлены на его выживание.2) те, что зависят только от развития общества.3) потребность в познании.
4) потребность в общении.
5. Какой термин подразумевает выделение совокупности предметов по общим признакам?
1) суждение2) вывод3) понятие
4) умозаключение
6. Верны ли следующие суждения о труде?
А. Труд — это деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребностей.
Б. Любую деятельность человека можно назвать трудом.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения об учении?
А. Чтобы успешно учиться, нужно правильно планировать свое время.
Б. В учении проявляется познавательная деятельность человека.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Впишите недостающее слово в схему.
3 вариант
1. Какой из предложенных терминов наиболее соответствует определению: «Нужда человека в пище, воздухе, воде, отдыхе, сне»?
1) духовные потребности2) биологические потребности3) социальные потребности
4) интеллектуальные потребности
2. Труд, игра, учение, общение — это
1) виды деятельности2) качества личности3) признаки познания
4) характеристики отношений
3. В каком из приведенных примеров речь идет о духовном мире человека?
1) В 1807 г. Россия и Франция подписали Тильзитский мир.2) Природа и общество образуют окружающий человека мир.3) Человек создает понятия и высказывает суждения.
4) «На миру и смерть красна» (поговорка).
4. Найдите правильное окончание высказывания.
Чувства людей разнообразны и индивидуальны, они всегда
1) связаны с эмоциями.2) выражают отношение к деятельности.3) связаны с мыслительной деятельностью.
4) отражают биологические потребности.
5. Как называется вывод, сделанный на основе нескольких логически связанных суждений?
1) понятие2) аргумент3) пример
4) умозаключение
6. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Знания — это результат познания.
Б. Познание — это один из видов деятельности.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения об игре?
А. Игру не относят к видам деятельности, так как она не имеет результатов, важных для общества.Б. Игра — процесс, в ходе которого развивается человек, учится действовать по правилам и получает удовольствие.
1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Впишите недостающее слово в схему.
Ответы на проверочную работу по обществознанию по теме Деятельность Потребности человека 6 класс
1 вариант1-22-43-44-15-36-37-38-чувства
2 вариант
Источник: https://testschool.ru/2018/07/20/proverochnaya-rabota-po-obshhestvoznaniyu-deyatelnost-potrebnosti-cheloveka-6-klass/