chvuz.ru

Получение, собирание и распознавание газов.

Подавалов А. | Тетрадь-практикум по химии. 8-9 классы | Журнал «Химия» № 22/2006


Продолжение. Начало см. в № 17, 18, 19, 20, 21/2006

9 класс

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода»Вариант  ______________ .Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками; растворы в пронумерованных капельницах (по вариантам), скрепка железная, проволока алюминиевая, купорос железный (крист.), растворы соляной кислоты, серной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа(III), сульфата меди(II), карбоната натрия, нитрата серебра, лакмуса, хлорида бария, роданида калия.

Порядок работы Задания Наблюдения. Выводы
Задача 1
Первый вариант Получите аммиак из сульфата аммония.Второй вариант Получите нитрат меди(II) тремя способами Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах, покажите переход электронов в окислительно-восстановительных реакциях
Задача 2
В трех пронумерованных капельницах находятся растворы веществ: первый вариант растворы аммиака, азотной кислоты и нитрата аммония;второй вариант растворы сульфата натрия, хлорида цинка, карбоната калия. Используя необходимые реактивы, определите вещества в каждой капельнице Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах. В результатах определения в графе «Используемые реактивы и результат» располагайте реактивы-определители в порядке их использования
№ капельницы (вещества) Используемые реактивы и результат Вещество (название или формула)
………………. ………………. ……………….
…………… ……………….. ……………….. ………………. ……………….…………….
…………… ……………….. ……………….. ………………. ……………….…………….
…………… ……………….. ……………….. ……………… ……………….…………….
…………… ……………….. ……………….. ……………….. ……………….…………….

Практическая работа 6

Получение, собирание и распознавание газов

Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками, штатив с муфтой и лапкой, пробки с U-образной и прямой газоотводными трубками, спиртовка, лучинка, спички, вата, пробирка с пробкой, кристаллизатор с водой; раствор соляной кислоты, перманганат калия, вода известковая, мрамор.

Порядок работы Задания Наблюдения. Выводы
Опыт 1. Получение, собирание и распознавание водорода
В пробирку положите 1—2 гранулы цинка и прилейте раствор соляной кислоты. Пробирку закройте пробкой с прямой газоотводной трубкой и наденьте на нее еще одну пробирку кверху дном. Подождите некоторое время, чтобы она заполнилась водородом. Снимите верхнюю пробирку и проверьте наличие водорода, для чего поднесите ее отверстием к горящей спиртовке Напишите уравнения реакций получения и распознавания водорода в молекулярном виде, покажите переход электронов в окислительно-восстановительных реакциях
Опыт 2. Получение, собирание и распознавание кислорода
В соответствии с рисунком соберите прибор и проверьте его на герметичность. В пробирку насыпьте примерно на 1/4 ее объема порошок перманганата калия и у отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. В сосуд с водой опрокиньте пробирку, заполненную водой, предварительно закрыв отверстие пальцем, и вставьте в нее конец газоотводной трубки. Затем нагревайте пробирку с перманганатом калия. Сначала обогрейте всю пробирку. Затем постепенно передвигайте пламя от ее дна в сторону пробки. Kогда пробирка заполнится кислородом, закройте ее под водой резиновой пробкой. Подтвердите наличие кислорода в пробирке тлеющей лучинкой Напишите уравнения реакций получения и распознавания кислорода в молекулярном виде, покажите переход электронов в окислительно-восстановительных реакциях
Опыт 3. Получение, собирание и распознавание углекислого газа
В пробирку внесите несколько кусочков мела или мрамора и прилейте немного разбавленной соляной кислоты. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Kонец трубки опустите в другую пробирку, в которой находится 2–3 мл известковой воды. Несколько минут наблюдайте, как через известковую воду проходят пузырьки газа, вызывая ее помутнение Напишите уравнения реакций получения и распознавания углекислого газа в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Шкала оценки интенсивности запаха воды в баллах

Характеристика запаха Интенсивность запаха (баллы)
Отсутствие ощутимого запаха 0
Очень слабый запах — не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами 1
Слабый запах — обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание 2
Запах легко обнаруживается 3
Отчетливый запах — неприятный и может быть причиной отказа от питья 4
Очень сильный запах — делает воду непригодной для питья 5

2. Kачественное определение ионов

Определяемый ион Реактив, содержащий качественный ион Результаты качественной реакции
Н+ Индикаторы Изменение окраски
Ag+ Сl– Белый осадок
Cu2+ OH– Голубой осадок
Cu2+ S2– Черный осадок
Fe2+ OH– Зеленоватый осадок, который с течением времени буреет
Fe3+ OH– Осадок бурого цвета
Zn2+ OH– Белый осадок, при избытке щелочи растворяется
Al3+ OH– Белый желеобразный осадок, при избытке OH– растворяется
NH4+ OH– Запах аммиака
Ва2+ SO42– и окрашивание пламени Белый осадок. Окрашивание пламени в желто-зеленый цвет
Са2+ CO32– и окрашивание пламени Белый осадок. Окрашивание пламенив кирпично-красный цвет
Na+ Окрашивание пламени Цвет пламени — желтый
K+ Окрашивание пламени Цвет пламени — фиолетовый (через синее стекло)
Сl– Ag+ Белый осадок
Вr– Ag+ Желтоватый осадок
I–  Ag+ Желтый осадок
SO32– Н+ Выделение SO2 – газа с резким запахом
CO32– Н+ Выделение газа, вызывающего помутнение известковой воды
NO3– H2SO4 (конц.) и Сu Выделение бурого газа
SO42– Ва2+ Белый осадок
PO43– Ag+ Желтый осадок
OH– Индикаторы Изменение окраски

3. Растворимость веществ, осаждение солей и оснований

Примечание. Растворимость: Р – хорошо растворимое вещество (> 0,1 моль/л), М – малорастворимое вещество (0,1–0,001 моль/л), Н – практически нерастворимое вещество

(

Источник: https://him.1sept.ru/article.php?ID=200602208

Практическая работа № 6(н). Получение, собирание и распознавание газов

Вариант 1.

Опыт 1.

Получение, собирание и распознавание водорода

Соберите прибор для получения газов и проверьте его на герметичность. В пробирку положите 1—2 гранулы цинка и прилейте в нее 1—2 мл соляной кислоты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой (см. рис. 43) и наденьте на кончик трубки еще одну пробирку. Подождите некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом.

Снимите пробирку с водородом и, не переворачивая ее, поднесите к горящей спиртовке. Если водород взрывается с глухим хлопком, то он чистый, а если с «лающим» звуком, значит, водород собран в смеси с воздухом («гремучий газ»).

Вопросы и задания

1. Что происходит при взаимодействии цинка с соляной кислотой? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.

2. Рассмотрите записанную реакцию с точки зрения процессов окисления-восстановления.

3. Опишите физические свойства водорода, непосредственно наблюдаемые при проведении опыта.

4. Опишите, как можно распознать водород.

Ответы:

Собрали прибор для получения газов и проверили его на герметичность. В пробирку положили 1-2 гранулы цинка и прилили в нее 1-2 мл соляной кислоты. Закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой и надели на кончик трубки еще одну пробирку, подождали некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом.

Сняли пробирку с водородом и не переворачивая ее поднесли к горящей спиртовке. Чистый водород взрывается с глухим хлопком.

Опыт 2.

Получение, собирание и распознавание аммиака

Соберите прибор, как показано на рисунке 113, и проверьте его на герметичность.

В фарфоровую чашку насыпьте хлорид аммония и гидроксид кальция объемом по одной ложечке для сжигания веществ. Смесь перемешайте стеклянной палочкой и высыпьте в сухую пробирку. Закройте ее пробкой и укрепите в лапке штатива (обратите внимание на наклон пробирки относительно отверстия!). На газоотводную трубку наденьте сухую пробирку для собирания аммиака.

Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция прогрейте сначала всю (2—3 движения пламени), а затем в том месте, где находится смесь.

Для обнаружения аммиака поднесите к отверстию перевернутой вверх дном пробирки влажную фенолфталеиновую бумажку.

Прекратите нагревание смеси. Пробирку, в которой собран аммиак, снимите с газоотводной трубки. Конец газоотводной трубки сразу же закройте кусочком мокрой ваты.

Немедленно закройте отверстие снятой пробирки большим пальцем и опустите в сосуд с водой. Палец отнимите только под водой. Что вы наблюдаете? Почему вода поднялась в пробирке? Закройте пальцем отверстие пробирки под водой и выньте ее из сосуда. Добавьте в пробирку 2—3 капли раствора фенолфталеина. Что наблюдаете?

Проведите аналогичную реакцию между растворами щелочи и соли аммония при нагревании. Поднесите к отверстию пробирки влажную индикаторную бумажку. Что наблюдаете?

Вопросы и задания

1. Что происходит при взаимодействии хлорида аммония и гидроксида кальция? Составьте уравнение реакции и дайте ее характеристику по всем изученным признакам классификации химических реакций.

2. Опишите физические свойства аммиака, непосредственно наблюдаемые в опыте.

3. Опишите не менее двух способов распознавания аммиака.