План самообразования учителя английского языка — что это? Понятие, пошаговая инструкция
Образование 14 января 2017
Одним из важных условий для профессиональной деятельности учителя является необходимость самообразования. Поэтому, согласно требованиям ФГОС, разрабатывается индивидуальная или групповая программа самообразования учителя английского языка. Что в нее входит?
Тема и план самообразования учителя английского языка разрабатываются перед началом учебного года и в форме отчета сдаются в конце.
Что такое самообразование?
Под самообразованием следует понимать самостоятельную учебную деятельность учителя, направленную на приобретение новых и совершенствование имеющихся навыков, умений и знаний.
Сегодня самообразование является одним из требований ФГОС, и участниками процесса являются директор, завуч, председатель методобъединения и педагогический коллектив школы.
Поэтому активно разрабатывают план самообразования учителя английского языка и работают по нему. Саморазвитие может быть не только профессиональным (английский язык), но и:
- психолого-педагогическим (работа с учениками и родителями);
- психологическим (формирование личных качеств, необходимых в работе);
- методическим (изучение и апробация новых технологий в преподавании английского);
- общеразвивающим (правовым, историческим, эстетическим, политическим, компьютерным).
Самообразование может проходить в индивидуальной и групповой формах.
В индивидуальной инициатор самообразования — преподаватель.
Групповое включает методическое объединение, семинары, практикумы и курсы по повышению квалификации.
Как выбрать тему?
Работа над планом начинается с выбора темы, так как от нее зависят цели, методы и результаты проведенной работы. Тема самообразования учителя английского языка должна быть актуальной, интересной самому педагогу, а полученные знания и умения легко применимы на практике. Важно, чтобы она отражала одно из нововведений ФГОС.
Тема самообразования учителя английского языка может быть выбрана как самим учителем, так и методобъединением.
Как разработать план работы?
План самообразования учителя английского языка состоит из:
- пояснительной записки, в которой указывается намерение педагога по проведению работы по самообразованию и ее цель;
- название темы и сроков ее реализации, которые обычно состоят от 6 месяцев до 3 лет;
- целей и задач, которых достигнет учитель после окончания работы над выбранной проблемой;
- источников самообразования, которыми пользовался учитель при работе над темой;
- методов самообразования: изучения литературы, использования новых знаний на практике:
- формы работы, которая может быть групповой и индивидуальной;
- плана мероприятий;
- ожидаемых результатов;
- способа и формы демонстрации проделанной работы.
Источником самообразования может быть не только педагогическая литература, но и:
- СМИ (радио и телевидение);
- периодика (журналы и газеты);
- видео- и аудиоматериалы, платные курсы онлайн и офлайн;
- путешествия, выставки, театральные представления, музеи.
Для удобства можно составить план самообразования учителя английского языка в форме таблицы.
Как работать над планом?
Работа над планом может длиться от 6 месяцев до 3 лет. Процесс самообразования можно условно разделить на 7 этапов:
- Определение темы, ее целей и задач.
- Выбор направления, по которому будет проводиться работа.
- Формулирование ожидаемых результатов.
- Подбор материалов для исследования.
- Изучение материалов и повышение квалификации.
- Апробация новых ЗУН на практике.
- Отчет о проделанной работе.
Учителя, преподающие английский, обладают явным преимуществом перед другими педагогами-предметниками — знание иностранного позволяет пользоваться не только литературой на родном языке, но и на английском.
Как сдавать отчет?
Портфолио или папка самообразования учителя английского языка — это отчёт о пройденном процессе самоообразования. Она помогает проследить развитие учителя до и после процесса самообразования, систематизирует полученные в процессе учебные материалы и наработки и расширяет библиотеку материалов методобъединения школы.
Что входит в папку:
- достижения (дипломы, грамоты, сертификаты, удостоверения);
- рабочие материалы (конспекты опорные и открытых уроков, демонстрационные материалы, практические, контрольные и лабораторные работы, проверочные тесты);
- отчёт с анализом и выводами;
- рекомендации для коллег.
Отчет может быть представлен в:
- бумажно-папочной форме;
- форме электронной презентации или персонального сайта.
Структура папки включает следующие разделы:
- сведения об учителе английского языка;
- результаты деятельности самообразования;
- информация о проведенной научно-методической деятельности в процессе самообразования;
- информация о внеклассной работе по английскому языку;
- базы с примерами раздаточных и демонстрационных материалов;
- отзывы о проделанной работе, пожелания и планы на будущее.
Время не стоит на месте, и учитель выступает неким новатором и путеводителем в жизни общества. Поэтому развитие для него является жизненно важным процессом, продолжающимся и после окончания вуза, а план самообразования учителя английского языка — необходимый инструмент в реализации процесса профессионального роста.
Источник: .ru
Источник: https://monateka.com/article/179005/
Самообразование учителя английского языка в соответствии с ФГОС
Приветствую моих дорогих читателей, завсегдатаев блога и новичков, которые тоже, надеюсь, станут здесь постоянными гостями. Поскольку мой блог уже читают не только воспитатели, то я стараюсь охватывать разносторонние темы, которые были бы интересны специалистам конкретного направления. Сегодня мы рассмотрим самообразование учителя английского языка.
Не секрет, что учитель, как и представитесь любой другой профессии, должен заниматься самообразованием. Ведь новые знания еще никому не помешали.
Более того, человек, который постоянно учиться и знакомится с чем-то новым, чувствует себя всегда уверенно, его интересно слушать и у него интересно учиться.
Если вы хотите быть именно таким учителем, тогда самообразование не должно быть для вас чем-то напряжным и обязывающим. Это не прихоть руководства, а ваша необходимость!
Какую выбрать тему?
Многие учителя сталкиваются с проблемой темы самообразования, а методисты не всегда могут подсказать правильное направление, поскольку у них не получается совместить полезное с приятным.
Я бы рекомендовала выбирать такую тему, которая, во-первых, интересна учителю и по ней хотелось бы узнать больше материала. Во-вторых, она должна отвечать запросам современной системы образования, т.е. что было бы интересно детям, чем вы владеете пока не в совершенстве и чего от вас требует руководство, чтобы соответствовать профстандарту учителя.
Изучив данную тему, вы должны получить удовлетворение от проделанной работы. Возможно, вам повысят зарплату или сделают добавку из фонда доплат, поскольку теперь вы будете владеть современными технологиями и методиками обучения, повысите свою квалификацию и профессиональную категорию.
Так, в качестве перспективной темы можно выбрать какой-то раздел из области нововведений по ФГОС. Несмотря на то, что этот стандарт реализуется на практике уже на протяжении нескольких лет, не все педагоги могут подтвердить, что их занятия полностью отвечают необходимым требованиям.Поэтому можно выбрать тему, касающуюся универсальных учебных действий, что является одним из основных пунктов нового стандарта.
Вы можете принять участие в офлайн-вебинаре «Развитие УУД на уроках иностранного языка в начальной школе» в объеме 2 часа.
Таким образом, вы узнаете много полезной для себя информации и пополните свое портфолио сертификатом участия. Ведь английский язык, несомненно, должен преподаваться по новым стандартам.
Также могу предложить следующие интересные темы по самообразованию английскому языку:
- Компетентностный подход в преподавании английского языка. Необходимые технологии и разработки уроков вы найдете в этом пособии, которое написал опытнейший учитель-практик.
- Игровой подход в обучении английскому языку. Вы можете разработать новую программу на основе пособия Вронской И.В. «105 занятий по английскому языку для дошкольников».
- Здоровьесберегающие технологии при обучении иностранному языку на основе личностно-ориентированного подхода.
- Использование информационно-коммуникационных технологий обучения.
План работы на темой
Тема самообразования по ФГОС должна быть четко распланирована. Прежде всего, необходимо определиться, какой период вы будете самообразовываться по данной тематике.
Возможно, это будет полгода, года или несколько лет. Однако в последние годы методисты не рекомендуют долгое время работать над одной и той же темой.
Лучше взять одну конкретную область и изучить ее в течение года, а затем переходить к другой.
Также важно определиться, будете ли вы дополнительно проходить какие-то курсы по данной тематике или нет.
Нужно подобрать список литературы (книги, журналы, Интернет-ресурсы), которую вы планируете изучить в течение указанного промежутка времени.
Также можно предусмотреть открытые уроки или мастер-классы, с помощью которых можно показать уровень владения новой методикой или в другой форме отчитаться о результатах своего обучения.
Отчет по самообразованию также может быть представлен в виде выступления на педсовете или методическом совете по своей теме. Вы представите коллегам свой план и по каждому пункту отчитаетесь о проделанной работе.
Возможно, ваш опыт также окажется для кого-то полезным. Все необходимые материалы, собранные в процессе работы над вашей темой, необходимо хранить в папке самообразования. Они могут понадобиться при аттестации.Таким образом, в краткой форме план самообразования можно представить следующими пунктами:
- Определить тему, цели и задачи, продолжительность работы над ней.
- Выбор направлений самообразования (профессиональное, психолого-педагогическое, методическое, ИКТ, охрана здоровья и т.д.)
- Сформулировать ожидаемые результаты.
- Повышение квалификации в рамках данной темы.
- Подобрать материал для изучения.
- Отчет о проделанной работе (промежуточный и итоговый).
После того, как вы сдадите отчет по теме самообразования по направлению английский язык, вы можете планировать другую тему, которая покажется для вас интересна.
Пособия для учителей английского
Пока я рассматривала изложенные выше вопросы, я встретила много рекомендаций для учителей английского, касающихся различных пособий, раздаточного материала и дидактических карточек, которые можно использовать на уроках. И если о пособиях я немного упомянула, то о другой литературе как-то не получилось рассказать.
На своих уроках вы можете применять занимательные карточки для изучения языка в игровой форме. В комплекте 6 наборов карточек с разными заданиями, которыми вы сможете увлечь своих учеников в течение всего периода обучения. При этом цена за комплект существенно дешевле, чем если бы вы покупали эти наборы отдельно.
Для занятий с дошкольниками окажется незаменимым «Английский для малышей. Демонстрационный материал. 12 рисунков». Но в набор включены не только карточки, но и методические рекомендации, необходимая лексика, игры и задания для детей в возрасте 4-5 лет.
На этом откланиваюсь, дорогие мои. Искренне надеюсь, что собранный материал будет для вас полезен. Не забывайте делиться статьей в соцсетях — ваши коллеги будут вам благодарны. Новички, подписывайтесь на обновления блога, ведь впереди вас ждет самое интересное!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Также рекомендую прочитать:
Самообразование на патриотическую тему – как любить Родину?
Источник: https://metodbv.ru/samoobrazovanie-uchitelya-anglijskogo-yazyka/
План самообразования учителя английского языка — Всем учителям — Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.su
Каждый учитель должен иметь личный план самообразования. План обычно составляется на срок изучения заявленной проблемы или выбранной темы. Но в начале учебного года из общего плана выбираются те пункты, над которыми учитель будет работать в течение предстоящего года. В конце учебного года пишется отчет по самообразованию.
Конечно, работа учителей по самообразованию обязательно учитывает специфику предмета. Рассмотрим, как составить план по самообразованию учителю английского языка.
Схема составления плана по самообразованию для учителей английского языка
Такой план удобнее начинать с пояснительной записки, в которой вкратце обозначаются цели самообразования, необходимость такой работы учителя.
1. В плане можно указать общую методическую проблему, над которой работает весь педагогический коллектив или методобъединение учителей английского языка.
2. Учитывая заданное направление, учитель выбирает свою тему, указывает срок ее реализации.
3. Указываются цели и задачи планируемой работы, ожидаемые результаты.
4. Выбранные методы и формы самообразования.
5. Источники самообразования.
6. Литература, которую нужно будет изучить.
7. Все планируемые мероприятия удобнее зафиксировать в таблице, разделив их по направлениям:
Основные направления |
Мероприятие |
Срок реализации |
Отметка об исполнении |
Форма отчета |
Профессиональное |
||||
Психолого-педагогическое |
||||
Методическое |
||||
ИКТ |
||||
Охрана здоровья |
8. В дальнейшем, на основе общего плана, составляются планы на текущий учебный год, полугодие.
Или:
Примерная структура плана самообразования для учителя английского языка
1. Пояснительная записка. Любой план сопровождается пояснительной запиской, в которой педагог должен обосновать свое намерение проводить работу по самообразованию, указать цели этой работы.
2. Название темы, выбранной учителем для самообразования, срок реализации работы по данной теме. Обычно выбирается срок в 3 года. Но в этом случае сам план лучше разделить на этапы, приравненные по срокам к 1 учебному году или полугодию.
3. Перечислить цели и задачи, которых желает достичь учитель, работая по выбранной проблеме.
4. Источники самообразования. Здесь указываются все источники, которыми планирует пользоваться учитель в своей работе.
5. Методы самообразования. На самом деле нет нужды искать какие-то особые методы или их научные названия. Достаточно указать, как именно вы собираетесь работать по данной теме: изучать литературу, использовать полученные знания на практике, на уроках, в кружковой работе, участие в форумах, семинарах, фестивалях и пр., обощение опыта.
6. Формы работы. В действительности выделяют две формы работы: индивидуальная и групповая.
7. Примерный список литературы, который планируется изучить в процессе работы.
8. Собственно план мероприятий. Удобнее оформлять его в таблице. Например,
№ |
Основные направления |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Форма отчета |
1. |
Профессиональное |
|||
2. |
Психолого-педагогическое |
|||
3. |
Методическое |
|||
4. |
ИКТ |
|||
5. |
Охрана здоровья |
|||
6. |
Социальное |
На самом деле направления деятельности могут быть выбраны и другие. Все зависит от темы, проблемы, над которой будет работать учитель.
9. Ожидаемые результаты.
Список востребованных тем для самообразования учителей английского языка
- Современные педагогические технологии в преподавании иностранного языка.
- Инновационные методы и формы обучения иностранному языку.
- Формирование мировоззренческих, ценностных и культурологических ценностей на уроках иностранного языка.
- Изучение и практического применение одного из выбранных методов обучения.
- Использование английского фольклора при формировании коммуникативной компетенции учеников.
- Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка.
- Творческие приемы обучения иностранному языку.
- Использование ИКТ, электронных ресурсов на уроках иностранного языка.
- Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учеников к изучению иностранного языка.
- Развитие личности учащегося в процессе межкультурного общения на уроках иностранного языка.
- Новые стандарты в преподавании иностранного языка.
В данном разделе нашего сайта вы можете ознакомиться с конкретными примерами и образцами составленных планов по самообразованию учителей английского языка, работающих на разных уровнях обучения.
Источник: http://pedsovet.su/english/plan_samoobrazovaniay