Тренинг «Синтаксический разбор»
Текст для разбора:
Костёр и муравьи Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.
Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край.
Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра.
Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и – какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! – и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…
(А.И.Солженицын)
Пример 1:
Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.
Ответ:
Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел1,/ что изнутри оно густо населено муравьями2.
1) Повествовательное, 2) невосклицательное, 3) сложное с подчинительной связью, состоит из 2-х частей (сложноподчинённое с придаточным изъяснительным):
Часть 1:
Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел1
- главное предложение
- двусоставное
- распространённое
- полное
- осложнено однородными сказуемыми
Часть 2:
что изнутри оно густо населено муравьями2.
- придаточное изъяснительное, средство синтаксической связи — союз что
- двусоставное
- распространённое
- полное
- неосложнённое
Схема: […], (что …)
Пример 2:
Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени.
Ответ:
Затрещало бревно1, / вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени2.
1) Повествовательное,
2) невосклицательное,
3) сложное с бессоюзное связью, состоит из 2-х частей (бессоюзное сложное предложение):
Часть 1:
- двусоставное
- нераспространённое
- полное
- неосложнённое
Часть 2:
вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени2.
- двусоставное
- распространённое
- полное
- осложнено: а) однородными сказуемыми с повтором, б) обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Схема: […], […].
Бессоюзное сложное предложение выражает последовательность событий.
Пример 3:
Я зацепил брёвнышко и откатил его на край.
Ответ:
Я зацепил брёвнышко и откатил его на край.
1) Повествовательное, 2) невосклицательное, 3) простое, 4) двусоставное, 5) распространённое, 6) полное,
7) осложнено однородными сказуемыми.
Пример 4:
Теперь муравьи многие спасались – бежали на песок, на сосновые иглы.
Ответ:
Теперь муравьи многие спасались1 –/ бежали на песок, на сосновые иглы2.
1) Повествовательное, 2) невосклицательное, 3) сложное с бессоюзной связью, состоит из 2-х частей: вторая поясняет первую (может быть вставлен союз а именно)
Часть 1:
Теперь муравьи многие спасались 1
- (здесь тире – авторский знак, должно быть двоеточие)
- двусоставное
- распространённое
- полное
- неосложнённое
Часть 2:
бежали на песок, на сосновые иглы2.
- двусоставное
- распространённое
- неполное (опущено местоимение они)
- осложнено однородными обстоятельствами
Примечание:
данное предложение не может рассматриваться как простое с однородными сказуемыми, поскольку:
1) глаголы: спасались и бежали – не однородные сказуемые: они обозначают одно и то же действие, глагол бежали поясняет, как именно спасались; 2) о том, что это сложное предложение, говорит пунктуация, а именно: тире, которое не ставится между однородными членами предложения;
3) к бессоюзным предложениям многие авторитетные авторы относят и такие, когда описываемые в них события совершаются одним и тем же производителем действия, например:
Посмотрит – рублём подарит., С книгой поведёшься – ума наберешься., Не учи безделью – учи рукоделью., На месте застрял – от жизни отстал.
(Примеры из пособия «Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля / В.А. Багрянцева и др., 2-е изд., — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006., с.476 – 477)
Пример 5:
Но странно: они не убегали от костра.
Ответ:
Но странно1: /они не убегали от костра2.
1) Повествовательное,2) невосклицательное,
3) сложное с бессоюзной связью, состоит из 2-х частей: вторая дополняет первую (может быть вставлен союз что)
Часть 1:
- Односоставное
- нераспространённое
- полное
- неосложнённое
Часть 2:
они не убегали от костра2:
- двусоставное
- распространённое
- полное
- неосложнённое
Схема: […]: […].
Пример 6:
Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! – и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…
Ответ:
Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и – какая–то сила влекла их назад, к покинутой родине! –1 / и были многие такие2, / кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…3
1) Повествовательное, 2) невосклицательное,
3) сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями, состоит из 3-х частей: 1-я и 2-я связаны сочинительной соединительной связью, а 2-я и 3-я – подчинительной.
Часть 1:
Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и – какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! -1
- двусоставное
- распространённое
- полное
- осложнено:
а) обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, б) однородными сказуемыми,
в) вставной конструкцией
Вставная конструкция:
— какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине!-
1) Повествовательное, 2) восклицательное, 3) простое, 4) распространённое, 5) полное,
6) осложнено обособленным обстоятельством, выраженным именным словосочетанием с предлогом.
Часть 2:
- двусоставное
- нераспространённое
- полное
- неосложнённое
Часть 3:
кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…3
- двусоставное
- распространённое
- полное
- осложнено однородными сказуемыми
Схема: [… — вставная констр.!-], и […], (кто…)
Смотрите также
Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/491
Синтаксический разбор простого предложения
Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.
Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.
В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.
Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.
В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные.
В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы «Школа 2100», «Школа России» и «Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие.
Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами «прокладывают» преемственные связи между начальной и средней школой.В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).
Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.
В 4 классе | В 5 классе |
В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.Сущ.(главное слово)+прил.,Гл.(главное слово)+сущ.Гл.(главное слово)+мест.Нареч.+гл.(главное слово) | Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.Разбор постоянно отрабатывается на уроках и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов. |
В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О]1, [ ]2, и [ ]3. Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое. | Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые.Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля. |
Схемы предложения с прямой речью: А: «П!» или «П,» — а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью. | Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: «П, — а. — П.» и «П, — а, — п». Вводится понятие диалога и способы его оформления.Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится. |
План разбора простого предложения
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.
4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).
5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.
7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).
8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).
9. Записать характеристику предложения.
10. Составить схему предложения.
Для анализа мы использовали предложения из прекрасных сказок Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.
1) Это был необыкновенный осенний день!
2) Обязанность каждого — трудиться.
3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.
4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.
5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.
6) И они сложили в корзину вещи: грибы, мёд, чайник, чашки — и пошли к реке.
7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина — все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.
8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.
9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.
11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.
12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.
13) Вода, куда ты бежишь?
14) Может, он с ума сошёл?
15) Мне кажется, он вообразил себя… ветром.
Образцы разбора простых предложений
Скачать образцы разборов в формате .doc 75,5 КБ
Источник: http://ruslita.ru/346-sintaksicheskij-razbor
Синтаксический разбор предложения в начальной школе, правила, видео
В русском языке есть сложные для понимания школьника темы, тем более – для учащихся начальной школы. Одна из них — синтаксический разбор предложения. Поняв разбор простого предложения, ребенку несложно будет потом находить части сложного.
Порядок разбора предложения
Начинают разбор с общей характеристики предложения – каково оно по интонации и по цели высказывания.
Все предложения делятся по цели высказывания на:
- повествовательные — «Маше купили карандаши»;
- вопросительные — «Маше купили карандаши?»;
- побудительные – «Купите Маше карандаши!».
Сложностей в определении типа нет: если идет простой рассказ о чем-то – предложение повествовательное, если в нем содержится вопрос – вопросительное, а если требование, просьба – побудительное.
Различаться могут высказывания и по тому, с какой интонацией они произносятся:
- невосклицательные;
- восклицательные.
Одно и то же предложение можно произнести с восклицательной и с обычной интонацией: «Маше купили карандаши» — «Маше купили карандаши!».
Основа основ — грамматическая
Грамматическая основа предложения – то «сердечко», самая важная часть, без которой предложение существовать не сможет. Составляют ее подлежащее и сказуемое. С их определения начинается синтаксический разбор.
Подлежащее
Возьмем слово — «зелёный». Кто зелёный? Что – зелёный? Слово само по себе нам ни о чем не говорит. Зелёный лист, зелёный попугай – уже более понятно. Значит, самое важное в высказывании – о чем, о ком говорится в нем. Это слово – «лист», «попугай» — входит в грамматическую основу, является главным членом предложения.
У детей порой вызывают вопросы предложения, подобные этому: «Маше купили телефон». Почему в нем слово «телефон» — не подлежащее? Аргументов два:
Слово «телефон» можно заменить другим – «глобус», «карандаши», «попугая». Смысл предложения не изменился – Маше купили что-то. Слово «телефон» в данном предложении стоит в винительном, а не в именительном падеже и отвечает на вопрос: купили кого? что?
Уроки в начальной школе «Подлежащее»
О чем говорит сказуемое
Чтобы понять смысл высказывания, одного подлежащего недостаточно, необходимо уточнение – какое действие производит лицо или предмет, который назван подлежащим. Это действие называется сказуемым.
При разборе предложения по членам на письме сказуемое подчеркивают двойной чертой:
Уроки в начальной школе «Сказуемое»
Второстепенные — не значит ненужные
Само слово – второстепенные – означает, что главной роли они не играют, могут присутствовать в речи, но не обязательны.
Например, в предложении: «Кленовый лист медленно кружит над землей» — важно то, что лист кружит, а то что он кленовый или березовый, осиновый, кружит над землей или над дорогой, кустами – не важно.
Поэтому «лист кружит» – это главные, а «кленовый», «медленно», «над землей» – второстепенные члены предложения. Их замена не меняет общего смысла высказывания, они только уточняют предмет и действие, им производимое.
Все второстепенные члены предложения принято разделять на две группы:
- группа подлежащего – они уточняют подлежащее (например – «кленовый»);
- группа сказуемого – соответственно, рассказывает что-то о действии, описываемом в высказывании, — «над землей», «медленно».
Группа подлежащего
Слова, которые дают дополнительную информацию о подлежащем, характеризуют его и отвечают на вопросы: Какой? Каков? Чей? – называются определениями. Запомнить легко: слова определяют предмет – значит, — определение.
В предложении оно может выражаться:
- прилагательным («весенний», «зеленый»);
- числительным («первый», «третий»);
- местоимением («мой», «твой»).
При разборе определение подчеркивают волнистой линией:
Уроки в начальной школе «Определение»
Группа сказуемого
Чтобы младшим школьникам было легко запомнить дополнение и обстоятельство, можно предложить такой способ:
- дополнение – то, что ДОПОЛНЯЕТ сведения, известные нам из грамматической основы;
- обстоятельство – рассказывает, ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ (времени, условии) произошли события.
Вид обстоятельства | На какие вопросы отвечает |
образа действия | Мы поедем — как? — поездом. |
времени | Бабушка приезжает — когда? — завтра.Дождь будет идти — до каких пор? — до вечера. |
места | Я буду — где? – дома.Она вернулась — откуда? — из школы.Мы поедем — куда? на море. |
цели | Я иду в библиотеку — зачем? — за книгами. |
условия | При каком условии? — при необходимости можно принять таблетку. |
причины | Из-за чего? — из-за дождя пришлось остаться дома. |
уступки | Несмотря на что? — несмотря на снегопад, мы двинулись в путь. |
меры и степени | Я — в какой степени? — очень люблю маму |
У учеников могут возникать проблемы с разграничением дополнений и обстоятельств в некоторых случаях:
В нашем озере водится щука.
Водится щука – сомнений не вызывает, а дальше возможны разногласия:
водится где? – в озере, тогда это обстоятельство;
водится в чем? – в озере, тогда это дополнение.
Однако согласно правилам русского языка, одно и то же слово не может быть в предложении либо обстоятельством, либо дополнением, и правило гласит:
То есть, в нашем примере в озере – это обстоятельство, и письменный разбор будет выглядеть так:
Вторая сложность при разборе – разграничение обстоятельств и определений:
Ветер колыхал ветки ели.
Грамматическая основа – ветер колыхал. Колыхал что? – ветки, тут все понятно, это дополнение. Дальше – сложнее. Ветки — ? Есть два варианта вопроса: какие? Или чего?
Разбираем предложение:
Запомнить правила несложно, зато можно избежать многих ошибок при разборе.
Уроки в начальной школе «Обстоятельство»
Уроки в начальной школе «Дополнение»
Алгоритм разбора предложения (по членам предложения)
Прочитайте выразительно высказывание, чтобы была понятна интонация. Определите вид предложения — восклицательное или нет, по цели высказывания — является ли оно повествовательным, вопросительным или побудительным.
Найдите подлежащее – предмет высказывания.
Задайте вопрос от него — что делает предмет или лицо? — найдите сказуемое.
Ответьте на вопрос, является ли предложение распространенным, или в нем есть только грамматическая основа.
Если в предложении есть второстепенные члены, найдите их, задавая вопросы сначала от подлежащего (группа подлежащего), затем – от сказуемого (группа сказуемого).
Осенью птицы улетают на юг.
- Предложение повествовательное, невосклицательное. В конце ставится точка.
- Подлежащее – птицы. Кто? – птицы. Выражено существительным, подчеркивается одной чертой.
- Птицы – что делают? – улетают. Это сказуемое, выражено глаголом, подчеркивается двумя чертами.
- Улетают – когда? – осенью. Это обстоятельство времени, выражено существительным, подчеркивается пунктиром с точкой.
- Улетают куда? – на юг. Это обстоятельство места, выражено существительным, подчеркивается пунктиром с точкой.
Синтаксический разбор предложения памятка
Школьная программа о членах предложения
Чтобы ребенок хорошо усвоил материал, родителям важно знать, какой уровень знаний о синтаксисе дается детям в рамках программы начальной школы.
В 1 классе терминология синтаксиса на уроках русского языка не вводится, и учащиеся учатся лишь находить – о ком, о чем говорится в предложении, а также что об этом предмете говорится. Выделяя предмет речи, дети подчеркивают его одной чертой, а определяя действие предмета – двумя.
Во 2 классе уже вводится понятие главных членов предложения, они разграничиваются со словосочетаниями. Дети учатся выделять и выписывать словосочетания. Понятие второстепенных членов предложения не вводится, частичный синтаксический разбор сводится к усвоению навыков разграничения членов предложения и частей речи:
Маленький (прил.) зайчик (сущ.) проскакал (глагол) по (пред.) поляне (сущ.).
В 3 классе учащихся знакомят с порядком синтаксического разбора, при этом проводится изучение частей речи. Рассматриваются однородные члены предложения, проводится разбор предложений по членам предложения с однородными членами.Разобрав и выучив несложные правила, спорные случаи, ученики смогут без труда справиться с синтаксическим разбором. В начальной школе рассматривается только простое предложение, сложное предложение изучается в средней школе.
«Синтаксический разбор простого предложения»
Источник: http://razvitiedetei.info/razvitie-shkolnika/sintaksicheskij-razbor-predlozheniya-v-nachalnoj-shkole.html
Синтаксический разбор простого предложения. 5-й класс
- Черненко Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (5,2 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Слайд 2.
Цели урока.
- Уметь проводить синтаксический разбор простого предложения.
- Конструировать простое предложение по заданной схеме.
Слайд 3.
Повторение изученного.
Игра «Кто я?» — инсценировка теории заранее подготовленными учениками.
- Я – главное средство выражения мысли. Имею грамматическую основу и интонацию законченности. Кто я?
- Я – предложение. Содержу рассказ о чём-то, сообщение, информацию. В конце меня ставится точка или восклицательный знак. Кто я?
- Я – предложение. Я заключаю в себе вопрос. В конце меня ставится вопросительный знак. Кто я?
- Я – предложение. Содержу просьбу, приказание, совет, призыв. В конце меня ставится точка или восклицательный знак. Кто я?
- Я – предложение. Выражаю сильные чувства говорящего: радость, огорчение. Как меня называют?
- Я – предложение. Имею 1 грамматическую основу. Как меня называют?
А как называют предложение с 2 грамматическими основами? - Я – предложение. Состою только из главных членов. Как меня называют?
- Я – предложение. Во мне есть не только главные члены, но и второстепенные. Как меня называют?
Слайд 4.
Объяснение нового материала.
Что значит выполнить синтаксический разбор предложения?
- Назвать главные и второстепенные члены предложения, подчеркнуть.
- Указать, какими частями речи они выражены.
- Дать характеристику предложению.
Оформление памятки «Синтаксический разбор предложения».
Слайд 5.
Синтаксический разбор простого предложения.
1. По цели высказывания:
- повествовательное,
- побудительное,
- вопросительное.
2. По эмоциональной окраске:
- восклицательное,
- невосклицательное.
3. По количеству грамматических основ:
4. По наличию второстепенных членов:
- распространённое,
- нераспространённое.
Слайд 6.
Работа по теме.
Конструктор. Составьте предложение, выполнив ряд действий. Выполните синтаксический разбор полученного предложения.
Из предложения
взять сказуемое.
Из предложения
взять определение.
Добавить подлежащее из предложения
Взять существительное, выступающее в роли дополнения:
Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом НА.
Опустились лёгкие снежинки на тропинки.
Слайд 7.
Выполните синтаксический разбор предложения из стихотворения М.Ю.Лермонтова. Соответствует ли данное предложение схеме?
На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна и дремлет…
Слайды 8-10.
Работа с текстом.
Прочитайте выразительно текст о природе нашего края.
1. Природа нашего края – великий врачеватель и утешитель. 2.Приходишь в лес и успокаиваешься, отдыхаешь от суеты и шума. 3. Присядешь на лесной полянке, присмотришься к окружающей тебя красоте и ощутишь приятное прикосновение ветра.4. Как красиво вокруг! 5. Стройными рядами стоят деревья: дуб и берёза, липа и ель, клён и осина.
Слайд 11.
- Как можно озаглавить данный текст?
- Какова основная мысль текста?
- Как вы понимаете значение слова ВРАЧЕВАТЕЛЬ? Какими близкими по значению словами его можно заменить?
- Как вы понимаете значение слова СУЕТА?
- Найдите в предложении №1 слова, в которых звуков больше, чем букв, букв больше, чем звуков.
- В каких словах буква Г обозначает звук В? (№1) Звук К (№4)? Звук Г (№7,8)?
Слайд 12.
- Выполните синтаксический разбор предложения №5.
- Составьте схемы предложений №1, №2, №3, №7
- Найдите в тексте восклицательное предложение, побудительные предложения
- В каких предложениях грамматическая основа состоит только из сказуемого?
Слайд 13.
- Запишите слова. Обозначьте орфограммы.
- Найдите в предложениях
- №2,3 — глаголы с Ь после шипящих
- №8 – слова с приставками, которые не изменяются на письме
- №5 — слова с проверяемой безударной гласной в корне, слова с непроверяемой гласной в корне №7 – слова с непроизносимой согласной в корне слова
Слайды 14-18.
Работа в парах.
Разгадайте ребусы. Подсказка: слова, зашифрованные в ребусах, являются названиями картин И.Шишкина.
Слайд 22-23.
Рассказ по картине.
Рассмотрите картину Шишкина «Зима» и напишите небольшой рассказ по ней или составьте несколько предложений по картине.
Слайд 24.
О каких фразеологизмах напомнили вам картины Шишкина?
Ёлки зелёные – выражение досады, недоумения, восхищения.
Ёлки-палки — выражение досады, недоумения, восхищения.
Заблудиться в трёх соснах – не суметь найти выход из самого простого затруднения.
С бору да с сосенки – кого попало, откуда попало. О случайном подборе, составе людей.
Слайд 25.
Проверочная работа.
Подпиши листок. Выполни синтаксический разбор предложения. Вставь недостающие знаки препинания.
Большие полотна И.Шишкина рассказывали о жизни рощ полей дубрав.
- ___________
- ___________
- ___________
- ___________
Слайды 26-27.
Итоги урока. Домашнее задание.
Что мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
На память об уроке у вас останутся фигурки — ёлочки и солнышки со стихотворением о природе, которое написала ученица 7 класса Жукова Светлана. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
Родная природа.
Голубые речки, Светлые полянки. Местная плотина — Города краса. На полях цветут ромашки, Незабудки — у ручья. Колодец у тропинки, В нём чистая вода. А в тенистом парке Есть заросший пруд. Хорошо тут летом
Соловьи поют!
Желающие могут написать своё стихотворение о природе.
14.01.2012
Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/605397/
Синтаксический разбор предложения
- Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
- По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
- По наличию грамматических основ: простое или сложное.
- Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. | Если сложное: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. |
Пример синтаксического разбора простого предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.
Пример разбора сложного предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.
1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.
2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.
Пример схемы (предложение, после него схема)
Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.
В словосочетаниях:
- Выделяем из предложения нужное словосочетание.
- Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
- И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.
В простом предложении:
- Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
- Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
- Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
- Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
- Распространённое или нераспространённое
- Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
- Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
- Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора.
Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
- Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor — uchim.org
Сказуемое
- Отмечаем, чем является сказуемое — простым глагольным или составным (именным или глагольным).
- Указать, чем выражено сказуемое:
- простое — какой формой глагола;
- составное глагольное — из чего оно состоит;
- составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.
В предложении, имеющем однородные члены
Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.
В предложениях с обособленными членами:
Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.
В предложениях с обособленными членами речи:
Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.
В сложносочиненном предложении:
Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.
Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные.
Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.
Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.
В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)
Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.
Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.
Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.
В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным.
Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания.
И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.
В сложном бессоюзном предложении:
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение.
Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями.
Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.
Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.
В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи
Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их.
Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи.
Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.
По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.
Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения
Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):
Источник: https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor
Синтаксический разбор простого предложения с примерами
Синтаксический разбор простого предложения позволяет повторить и обобщить знания учащихся о простом предложении, учит видеть структурные особенности данной синтаксической единицы и расставлять необходимые знаки препинания в соответствии с этой структурой.
Список дидактических единиц, проверяемых на ЕГЭ
В перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене, включены следующие дидактические единицы (нумерация – код элемента содержания, для которого создаются задания):
Все эти дидактические единицы изучаются на уроках русского языка в 5-8 классах в разделе «Синтаксис и пунктуация», систематизировать и обобщить знания по данным темам помогает синтаксический разбор простого предложения.
План синтаксического разбора простого предложения
- Подчеркнуть члены предложения: главные – подлежащее и сказуемое, и второстепенные – дополнение, определение и обстоятельство, указать тип сказуемого – простое глагольное, составное глагольное, составное именное.
-
Охарактеризовать предложение:
— по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное);
— по интонации (восклицательное или невосклицательное);
— по количеству грамматических основ (простое);
— по наличию главных членов (односоставное или двусоставное, если односоставное, указать его тип);
— по наличию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое);
— по наличию необходимых членов (полное или неполное, если неполное, указать, какой член предложения пропущен);
— по наличию осложняющих членов (осложнено или не осложнено, если осложнено, указать, чем).
Примеры к плану разбора
- Разбор по членам предложения.
Вечером приехали долгожданные гости.Гости
– подлежащее, выраженное существительным;
гости (что сделали?) приехали – простое глагольное сказуемое;
приехали (когда?) вечером – обстоятельство времени, выраженное существительным;
гости (какие?) долгожданные – определение, выраженное причастием.
Мы начали изучать новую тему.
Мы – подлежащее, выраженное местоимением;
мы (что сделали?) начали изучать – составное глагольное сказуемое, выраженное глаголом-связкой начали и инфинитивом изучать;
изучать (что?) тему – прямое дополнение, выраженное существительным в винительном падеже;
тему (какую?) новую – определение, выраженное прилагательным.
День – подлежащее;
день (что делал? каков?) был пасмурный – составное именное сказуемое, выраженное глаголом-связкой был и прилагательным пасмурный.
- Характеристики предложений.
Сегодня чудесная погода (повествовательное).
Ты встретишь меня на вокзале? (вопросительное).
Покажи мне свои записи (побудительное).Сегодня чудесная погода. (невосклицательное)Сегодня чудесная погода! (восклицательное)Ты встретишь меня на вокзале? (невосклицательное)Ты встретишь меня на вокзале?! (восклицательное)Покажи мне свои записи. (невосклицательное)
Покажи мне свои записи! (восклицательное)
По количеству грамматических основ:
Он улыбнулся и вышел из комнаты.
Он улыбнулся и вышел – одна грамматическая основа (подлежащее он и однородные сказуемые улыбнулся и вышел), предложение простое.
По наличию главных членов:
Мы выехали затемно. Мы – подлежащее, мы (что сделали?) выехали – сказуемое, предложение двусоставное.
Вот это дерево. Дерево – подлежащее, сказуемого нет, предложение односоставное, назывное.
Люблю пирожные. Люблю – сказуемое, выраженное глаголом 1 лица единственного числа, подлежащего нет, но по смыслу можем подставить местоимение я, предложение односоставное, определённо-личное.
Строят новую школу. Строят – сказуемое, выраженное глаголом 3 лица множественного числа, подлежащего нет, но по смыслу можно подставить местоимение они, предложение односоставное неопределённо-личное.
Воду решетом не носят. Носят – сказуемое, выраженное глаголом в 3 лице множественного числа, подлежащего нет, но можно по смыслу подставить местоимение они, все, имеется значение обобщения, предложение односоставное обобщённо-личное.
Меня знобит. Знобит – сказуемое, выраженное безличным глаголом, в предложении нет и не может быть подлежащего, предложение односоставное безличное.
По наличию второстепенных членов:
Наступила зима. Зима – подлежащее, наступила – сказуемое, второстепенных членов нет, предложение нераспространённое.
Наступила холодная зима. Зима (какая?) холодная – определение, предложение распространённое.По наличию необходимых членов:
Мы вошли в первый подъезд. Смысл предложения ясен вне контекста, предложение полное.
Он – в следующий. Смысл предложения неясен вне контекста, требуются пояснения: Мы вошли в первый подъезд. Он – в следующий. – Во втором предложении пропущено сказуемое вошёл и обстоятельство подъезд, которые легко восстанавливаются из контекста. Предложение неполное.
По наличию осложняющих членов:
Дети, откройте тетради. Предложение осложнено обращением дети.
Он, безусловно, был прав. Предложение осложнено вводным словом безусловно.
В портфеле лежали ручки, тетради, книги. Предложение осложнено однородными подлежащими ручки, тетради, книги.
Река, вышедшая из берегов, залила луга. Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом вышедшая из берегов.
Река, выйдя из берегов, залила луга. Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом выйдя из берегов.
Примеры синтаксического разбора простого предложения
Серёжа, немедленно застегнись!
- Застегнись – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в повелительном наклонении; застегнись (как?) немедленно – обстоятельство образа действия.
- Предложение по цели высказывания побудительное; по интонации – восклицательное;
- простое;
- в предложении нет подлежащего, сказуемое застегнись выражено глаголом 2 лица единственного числа, мы можем по смыслу подставить местоимение ты, предложение односоставное определённо-личное, распространённое, полное, осложнено обращением Серёжа.
Дорога, заросшая высокой травой, вывела нас к полуразрушенному дому и исчезла в густых зарослях.
- Дорога – подлежащее, выраженное существительным;
- дорога (что сделала?) вывела и исчезла – однородные простые глагольные сказуемые;
- Дорога (какая?) заросшая высокой травой – обособленное определение, выраженное причастным оборотом;
- вывела (кого?) нас – дополнение, выраженное местоимением;
- вывела (куда?) к дому – обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом;
- дому (какому?) полуразрушенному – определение, выраженное причастием;
- исчезла (где?) в зарослях – обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом;
- зарослях (каких?) густых – определение, выраженное прилагательным.
- Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Поделитесь статьей в соц. сетях:
Источник: http://olgadyachenko.ru/sintaksicheskij-razbor-prostogo-predlozheniya.html