Особенности быта и религии
Народное творчество — явление историческое и многогранное. За многие годы развития человеческого общества оно вобрало в себя все самое лучшее и ценное. Одним из примеров этого является жилищное строительство. Строительство жилья проходило в зависимости от природных условий, климата, наличия строительного материала и местных традиций населения. Символом Украины была «бiла хата».
С чего начиналось строительство? Конечно же, с выбора места. Лучшим местом считалось то, на котором охотно отдыхали животные, где находили их следы. На пред-полагаемом месте часто насыпали кучку зерна на ночь. Если на утро она была нетронутая — можно строить, если же она исчезла или была нарушена — искали новое место. Считалось, что на этом месте черти ночью толкутся.
Нельзя было строить на перекрестках дорог, на местах погребений. Начинали строительство во вторник или в четверг. Предварительно определялась планировка дома. В красном (святом) углу, который всегда ориентировался на восток или юг, устанавливали молодое дерево или крест, которые символизировали Космос.
Так устанавливали отношения между структурой Космоса и дома, где пол олицетворял Землю, стены — горы и леса, потолок и крыша — небо со звездами.
Кроме того, в Красный угол клали деньги, чтобы не переводились, в печной угол — крыло птицы, клок шерсти — на богатство и чтобы дом был теплым, под порог – горсть муки.
Наряду с сельской бытовой культурой формировалась и городская культура. В центре Донецка всегда были церковь, торговая площадь и диаметрально или кольцеобразно расходящиеся от них улицы. В Донецке таким центром был район, где сегодня расположены Центральный универмаг и кинотеатр «Комсомолец». Там находился Преображенский собор и торговые ряды, где проходили многочисленные ярмарки.
Городские рабочие — вчерашние крестьяне, хлынувшие в города в поисках заработка, сооружали дома, отвечавшие устоявшимся в народном представлении порядкам домостроения.Жители городов и сел, в первую очередь, были хлеборобами – людьми, которые «делали» хлеб на золотой ниве и возле печи. «Хлеб — всему голова.
Где есть хлеб и вода — там уже нет голода, а если хлеба нет и куска, то и в доме тоска» — говорили в народе. Хлеб пекли, в основном, раз в неделю из ржаной муки. Пшеничный хлеб пекли к большим праздникам.
Украинский хлеб — паляница — символ плодородной земли, выпекали из лучшей муки. Хлеб ценили и берегли как в богатых, так и в бедных семьях.
В быту наших предков было много «хлебных» правил. Например, после захода сол-нца не начинали новой булки; крошки со стола никогда не смахивали в мусор. Традиционными блюдами были вареники, галушки, украинский борщ.
Народная одежда — один из элементов культуры, который носит ярко выраженную этническую окраску. Украинская национальная одежда имеет такие характерные черты: немногочисленность убранства, простота кроя, спокойные цвета украшений, чувство меры во всем.
Основой украинского женского костюма была домотканая рубаха белого цвета, вышитая на рукавах, вороте, подоле. Причем орнамент вышивки первоначально выполнял магическую роль оберега от злых духов. Народная память сохранила много рассказов о том, как рисунки вышитых рубах помогали, например, казакам в далеких походах победить врага и пережить трудности.
Цвет в одежде имел большое значение. Он подчеркивал праздничность или будничность. «Белый цвет», «красное солнце», «черная ночь», «жаркий огонь» — символизировали радость, грусть, печаль, любовь.
Традиционный мужской костюм — вышитая рубаха, штаны, пояс, головной убор — соломенная шляпа, «брыль», зимой — суконная шапка.Своеобразная одежда греческого населения нашей области (Великоновоселковский, Волновахский районы). В ней сочетаются черты балканского народного костюма и элементы, характерные для татарского населения Крыма.
Основу женского костюма составляла туникообразная нижняя рубаха из домотканого полотна, вышитая характерным орнаментом коричневато-золотистой окраски; юбка, а поверх нее — передник. Традиционным женским головным убором был перифтар. Его надевали в день свадьбы и носили в первый год замужества.
Проходят годы, но в быту большую роль продолжают играть простые вещи, которыми пользовались наши предки. Кусок полотна служил для них и скатертью, и элементом одежды, и убранством жилища. Позже это полотнище стали называть «рушником».
«Дом без рушника, что дом без детей» — говорили в народе. В доме наших предков всегда висело несколько видов рушников — для рук и лица, для посуды, для украшения стен и т.д. Ритуальные рушники использовались для сватов, свадеб.
В настоящее время, к сожалению, рушники сохранились только в отдельных семьях.
Религиозные обряды и обычаи Донецка
Верования и поверья — важная составная часть духовной жизни людей. Особенно ярко они отражены в народной обрядности, связанной с календарными праздниками.
Праздники Рождества Христова и Ивана Купала празднуются христианской церковью, но своими корнями уходят в далекое прошлое и связаны с определенным положением Солнца. Это праздники солнцеворота.
Рождество — праздник, который отмечается в самые короткие дни в году. В это время Солнце как бы умирает и человек своими действиями помогал ему в тот момент, когда оно было очень слабым. Рождественские святки длились 12 дней, с 7 по 19 января (по новому стилю).
А начинался праздник Святым Вечером 6 января. С давних времен словом и делом, всей обстановкой люди создавали в этот день образ богатства, счастья, мира и покоя в своем доме. Дом изнутри белили, вывешивали рушни-ками и пучками высушенных цветов.
Стол застилали тонким слоем душистого сена и покрывали снежной белизны скатертью.
На «покуте» (угол под образами) ставили высокий сноп ржи, сооружали гнездо из сена, в которое ставили кутью и узвар (кутья, как блюдо поминовения, узвар — обрядовый напиток, который давали матери в первый день рождения ребенка) — таким образом сплетались воедино понятия смерти и рождения.
В Святой Вечер дети носили вечерю своим близким. Люди как бы стремились соединить всех живых членов рода в общей святовечерней трапезе.
На святки, по народным поверьям, начинается разгул нечистой силы. Поэтому использовали всяческие обереги — магические заклинания, травы.
В первый день рождения Христа, после торжественной литургии в церкви, на улицах появлялись колядники.
Смысл колядования заключался в том, чтобы поздравить с Рождеством Хрис-товым, с Новым годом всех знакомых, пожелать им здоровья, счастья и хорошего урожая.Пасха — величайший, радостный и вместе с тем древнейший христианский праздник — Воскресение Христово. Отмечается верующими в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния (приходится на период с 22 марта по 25 апреля по ст. стилю).
Празднование Пасхи отличается особенной торжественностью.
Праздник Ивана Купала по своему смыслу был таким же важным, как и два предыдущие. По старинным верованиям, в этот день Солнце купалось в воде и освящало ее, наделяя очищающими и целебными свойствами.
Наши предки верили в то, что растения в эти дни разговаривают между собой и переходят с места на место. Даже никогда не цветущий папоротник зацветает в эту ночь. Травы в это время набирают свою целебную силу, поэтому люди ходили в лес собирать лекарственное сырье до восхода Солнца.
К сожалению, у нас на Донетчине об этом празднике сохранились лишь эпизодические воспоминания.
Существовало еще множество других праздников (Масленица, Проводы, Троицын день, Спас, Покров и т.д.), первоначальный смысл которых, к сожалению, утратили свое значение, превратившись на сегодня лишь в развлечение.
Народные верования не исчерпывают всей сложности мировосприятия народа. Вера в единого Бога занимала важное место в жизни людей. Религиозные представления гармонично переплетались с народными обрядами.
Религиозная обстановка в нашем крае была столь же разнообразна, как и национальный состав населения. По вероисповеданию у нас были православные, католики, протестанты, старообрядцы, мусульмане и иудеи. Небезызвестная кампания 30-х годов привела к тому, что многие культовые сооружения не сохранились.
Навсегда утеряны уникальные образцы иконописи разных школ, культовые предметы.
Уникальным памятником в нашем крае является Святогорский монастырь — иноческая обитель монахов, Успенская церковь в Мариуполе сохранила религиозные традиции греков.
С переселением в наш край евреев появились синагоги — в Юзовке (Донецк), Мариуполе, Бахмуте (Артемовск), а вместе с поляками появились костелы — в Краматорске, Константиновне.
знать
…накануне праздника Богоявления дома окропляют освященной водой. В этот день можно работать, но до освящения воды никто не ест, и потому день этот называется «голодной кутьей».
…если во время ужина на праздник голодной кутьи кто-нибудь из присутствующих чихнет, то хозяин что-нибудь должен подарить ему: овечку, теленка и т.д.
…если на Сретение петух напьется воды, то пахарь наберется беды: зима будет продолжительная.
…на праздник Сорок святых (22марта) по старому обычаю школьники приносили своему учителю сорок бубликов. До этого дня сорока положит в свое гнездо сорок палочек. В этот день из теста пекут жаворонков, с которыми дети ходят и поют веснянки.
…если на Покрова ветер с севера, будет зима холодная и с метелями. Если с юга, то теплая.
Источник: http://DetecdDonetsk.com.ua/mainmenu/gorodon/infodon.php?idn=11
Что изучает этнография. традиции и обряды донецкого края
- На какие конкретно ответственные для историка вопросы о прошлом оказывает помощь ответить этнография?
с покон веков, собирая исторические источники иллюстрирующие то либо иное историческое событие, случившееся на территории родного края, ученые записывали песни, сказания, пословицы, поговорки, изучали обряды, обычаи, верования разных народов, населявших его. Громадный интерес для исследователей воображали кроме этого предметы быта, костюмы, орудия труда, украшения. Всё это помогало составить им целостную картину прошлого.
Изучением бытовых и культурных особенности народов, их происхождения, расселения, традиций, обрядов и быта занимается одна из основных и крайне важных помощниц истории — этнография.
O Исторический словарь
Этнография (от греческих слов«этнос»-народ и«графо»-пишу)
— это наука, изучающая особенности быта, нравов, культуры разных народов в прошлом и настоящем.
Среди этнографических источников, помогающих ответить на вопросы: «какие конкретно народы живут на территории Донецкого края?», «Каково их происхождение?», «В то время, когда, и в связи с чем, они попали на территорию Донбасса?», «На каких языках они говорят?», «Какие конкретно жилища строят?» и т.д., имеется вещественные — настоящие предметы (одежда, пища, утварь); описания (учёных и письменные исследования, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты); изобразительные — картины, фотографии, наскальная живопись; устные (предания, сказки, поговорки).
Коллекции этнографические источников возможно заметить в
Этнографических музеях.
O Исторический словарь
Этнографический музей –научное учреждение,осуществляющеесбор, изучение и хранение экспонатов, культуру, быт, одежду, традиции и обряды разных народов.
O Это весьма интересно
Один из самых увлекательных музеев отечественного края — Музей народной архитектуры, детского творчества и быта находится в селе Прелестное Славянского района.
Комплекс под открытым небом складывается из века и сельского двора — ветряной мельницы, дома, амбара, кузницы, колодца, ульев.Самым примечательным из строений музея есть древесный, белёный дом с крышей покрытой камышом — обычное крестьянское жильё Слобожанщины XІX — начала XX века.
Центральное место в хате занимает печь. По традиции, в случае если в хате была женщина на выданье, то печь была разрисованная. Заходит юноша в хату видит — печь разрисованная, значит возможно ко мне сватов засылать.
Экспозиция мариупольского музея этнографии и народного быта отражает картину его территории окрестностей и населения города греками, русскими, украинцами, немцами, иудеями, других народами и болгарами, воссоздавая картины их жизни, быта и культуры.
Этнографические музеи воображают собою особенную категорию музеев. При посещении таких музеев любой визитёр имеет возможность приобщиться к традициям представленного времени, почувствовав себя мельником, кузнецом либо крестьянином.
Музей этнографии в Санкт-Петербурге Этнографическая экспозиция
Донецкого краеведческого музея
Музей под открытым небом с. Прелесное Экспозиция мариупольского музея
- О каких сторонах судьбы народов, населяющих Донбасс, может поведать наука этнография?
- Объединившись в пять групп, посредством дополнительных материалов и учебника, собранных на протяжении экскурсии в интернет источников и краеведческий музей, составьте дома виртуальную этнографическую экспозицию, посвященную жизни и быту народов, населяющих отечественный край: русских (1-я несколько); украинцев (2-я несколько); греков (3-я несколько); немцев (4-я несколько); вторых народов (5-я несколько).
O Это весьма интересно
Донецкий край имеет множество собственных неповторимых традиций, передающихся много поколений. Так, звуковой сигнал гудка Юзовского (сейчас Донецкого) металлургического завода, подаваемый пара раз в день: утром — в 5 и 6 часов, вечером
— в 17 и 18 часов стал для дончан ориентиром во времени. Первоначально длительность гудка была около 5 мин., а на данный момент время его звучания сократили до 30 секунд. Таковой заметный и привычный для горожан звук уже есть неотъемлемым элементом их жизни.
- А какие конкретно приметы, традиции и обряды родного края понимаете Вы?
2. Фольклорные сокровища Донбасса: легенды, шахтёрские были и сказы
- Какие конкретно исторические знания возможно взять из произведений народного фольклора?
Величайшее достаток народа — его язык! Тысячелетиями накапливаются и всегда живут в слове сокровища людской мысли и опыта. И, возможно,
ни в одной из форм творчества народа с таковой силой и без того не проявляется его ум, так не отображается его история, быт и общественный строй,
мировоззрение, как в устном народном творчестве либо народном фольклоре.
O Исторический словарь
Фольклор (в переводе с английского— «народная мудрость») —народное творчество, отражающее жизнь, принципы и идеалы народа.
Серьёзной изюминкой фольклора в отличие от литературы есть его устный метод передачи информации. К фольклорным произведениям относят, легенды, предания, сказки, песни, частушки, были, анекдоты и т.д.
«Было время да прошло, а слова остались….», — гласит народная мудрость. И лучше не сообщишь. Да прошли века, а след жизни поколений запечатлелся и длится в Слове.
Откликались словом творцы фольклора и на исторические события. Так, превосходными монументами истории были былины, посвященные легендарным защитникам родной почвы – богатырям, самыми известными из которых вычисляют Илью Муромца,Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.
O Это весьма интересно
В легендах и былинах Илья Муромец, Алёша Добрыня и Попович Никитич совместно совершают подвиги. Но в действительности они ни при каких обстоятельствах не виделись, по причине того, что жили в различное время: Добрыня Никитич — в Х веке, Алёша Попович — в ХІІІ веке, а Илья Муромец
— в ХІІ веке. Но в то время, когда легенды столетиями передаются от одного поколения к второму, они обрастают новыми подробностями, известные персонажи начинают выполнять новые подвиги, а временные рамки неспешно размываются и смещаются.
Богатыри (Три богатыря). Картина В. Васнецова | Скульптура Хорошего Шубина в парке |
(1881-1889) | кованных фигур г. Донецка |
Одной из разновидностей народного фольклора являются легенды — письменные предания о каких-нибудь исторических событиях либо личностях.
Так, легендарной личностью на Донбассе есть «хозяин покровитель» и шахты шахтёров Шубин, а, посвященная ему «Легенда о добромШубине», пожалуй,одна из самых популярных в крае.
Существует нескольковариантов данной легенды, но, пожалуй, самая популярная гласит, что живет в глубине донбасских шахт дух, шахтеры кличут его Шубин.
Когда-то он и сам был шахтером. При взрыве газа метана в забое погибла вся бригада, в живых остался лишь Шубин. От горя либо от бессилия перед ужасной бедой, люди обвинили в произошедшем.
Юноша не смог выдержать оскорблений и спрятался в забое.
Больше его никто не видел.
Но с того времени и до сейчас Хороший Шубин до сих пор оказывает помощь шахтерам давая предупреждение их об возможных авариях и обвалах.
Это знает любой шахтер. И дабы не обидеть Шубина делятся с ним своим шахтерским «тормозком» и неизменно говорят уважительно.Ученые этнографы изучают множество таких преданий. Само собой разумеется, не все в них действительно, исходя из этого задача этнографа отделить правду от выдумки, и составить подлинную картину событий.
Среди вторых видов фольклора на Донбассе популярны были,сказки и совсем маленькие фразы, отражающие какое-либо явление судьбы – поговорки ипословицы, большая часть которых посвящена шахтерам и шахтерскомутруду.
Любой из вас, точно слышал пословицы: «Шахтер в почву спускается, с белым светом прощается», «Шахтеру слава, в то время, когда большое количество угля дает лава», «Уголек – что золото: и сверкает, и ценится» и другие.
Так сложилось исторически, что Донбассу была уготовлена будущее края, что собирал разноязычные народы с самобытными этническими корнями, религиями, культурой. Их обогащение и взаимопроникновение выковало тот особенный темперамент, что зовется донецким.
- Какие конкретно еще легенды Донбасса вам известны?
- Вспомните и запишите в тетрадь как возможно больше поговорок и пословиц о шахтерском труде.
История в песне
- Какие конкретно исторические события, характерные особенности и факты отображены в самых популярных песнях Донецкого края?
Необычной копилкой народной памяти являются сохранившиеся поныне песни и думы. Как раз они радостные и печальные часто фантастические передают уникальность отечественного народа.
Исторические песни,как и былины,изображают события,которыесохранились в памяти народа. Наряду с этим, в случае если сюжет былин довольно часто носит сказочный темперамент, то храбрецами исторических песен значительно чаще являются реально существующие храбрецы.
У каждой песни имеется отдельная история. В песнях населений украины сочиненных в различные времена различными творцами, поется о бедствиях и праздниках, поражениях и победах. В них историки находят упоминания об
выдающихся деятелях и исторических событиях, об отношении к ним современников, характерных приметах края, в котором мы живем.Одной из популярных песен о Донбассе, фактически его гимном, есть написанная во второй половине 30-ых годов двадцатого века Борисом Ласкиным и композитором Никитой Богословским песня «Дремлют курганы чёрные» — лирический рассказ о формировании рабочего человека, о жаркой работе и хороших трудовых делах. И, не смотря на то, что у песни имеется авторы, обитатели Донбасса в далеком прошлом вычисляют её народной.
Дремлют курганы чёрные солнцем опалённые И туманы белые ходят чередой Через рощи шумные и поля зелёные
Вышел в степь донецкую юноша юный В том месте на шахте угольной паренька приметили Руку дружбы подали повели с собой
Девушки пригожие негромкой песней встретили И в забой направился юноша юный Дни работы жаркие на битвы похожие В жизни юноши сделали поворот крутой На работу жаркую, на дела хорошие
Вышел в степь донецкую юноша юный.
Еще одна из самых популярных песен Донбасса – Песня про молодого коногона. В ней рабочий люд в песенной форме говорил о тяжелых условиях подземного труда, приводящих к бессчётным смертям шахтеров.
Гудки тревожно загудели, Народ бежит густой толпой, А молодого коногона Несут с разбитой головой.
— Прощай, Маруся, ламповая, И ты, братишка стволовой.
Тебя я больше не замечу, Лежу с разбитой головой.
— Ах, то был ярый коногонщик, Я ухажерочка твоя, Тебя убило тут на шахте, А я осталася одна…
Песня о коногоне была таковой популярной в народе, что на протяжении ВОВ её переделали на песню о танкистах.
O Задания для самоконтроля
1. Что изучает наука этнография:
а) появление народов; б) происхождение у населений украины;
в) описание населения почвы; г) особенности быта, нравов, культуры.
2. Былина – это …
а) сказание о исторических событиях и богатырях; б) хвалебное стих, в котором прославляются заслуги того, кому оно посвящено; в) рассказ об историческом событии;
г) краткое изречение, ставшее общеизвестным.
3. Коллекции этнографические источников сохраняются в:
а) этнографических музеях; б) банках; в) архивах; г) библиотеках
4. Закончите предложение:
«Среди видов фольклора на Донбассе популярны произведения в виде маленьких фраз, отражающие какое-либо явление судьбы – ……….. и …….».
, которые вам понравятся:
Источник: http://osutivremeni.ru/chto-izuchaet-jetnografija-tradicii-i-obrjady/
Народы Украины: культура и традиции
В Восточной Европе расположено Украинское государство. Эта страна граничит с Белоруссией, Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией, Молдавией и Россией. Имеет выход к Черному и Азовскому морям.
В древние времена нынешние украинцы назывались малороссы и русины. Украинская народность берет свое начало у восточных славян. Украинцы живут в основном на своих территориях. Но в некоторых странах все же можно встретить представителей этой народности: В России, США, Канаде и других государствах.
Полещуки, бойки, гуцулы, лемки — все эти этнографические группы относятся к украинской народности.
Народы, населяющие Украину
На сегодняшний день основным населением Украины являются сами украинцы и русские. Также на украинских территориях проживают белорусы, молдаване, татары, болгары, венгры, румыны и поляки.
Кроме этого, некоторые украинцы проживают на иностранных территориях: в Канаде, Казахстане, Молдавии, Румынии, Бразилии, Аргентине и Австралии.
Украинскую народность также составляют зарубежные русины — словаки, сербы, американцы и канадцы. Также на Украине проживает много гуцулов.
Современная Украина долгое время включала в себя славяноязычные и ираноязычные народы. Постепенно иранцы были выселены турками. Также некоторое время тут жили и германцы. Но дольше всех на украинских землях прожили греки, армяне и евреи.В советские времена состав населения Украины несколько изменился — евреи, поляки, немцы, татары начали покидать территории Украины, и в это же время туда начал переезжать русский народ.
Этническая структура Украины менялась под воздействием как внешних, так и внутренних факторов — вероисповедание, различия в уровнях жизни, исторических событий и внешней политики.
Культура и быт Украины
Украинская жизнь полна красочности и религиозности. Туристы всегда восхищались красотами природы этих мест и характером народа.
Главной особенностью украинской народности является любовь к труду и сельскому хозяйству. Эта черта появилась еще в древние времена, ведь украинский народ всегда зависел от сельскохозяйственного года.
То, что во многих странах является традицией или обычаем, для украинцев обыденность и повседневность. Например, народные песнопения. Людям просто необходимо развлекать себя, работая на полях.
Если говорить о национальной одежде, то мужской наряд не сравнится в яркости и красоте с женским. Красивая сорочка с вышивкой подпоясывается поясом-кромкой.
Поверх этого надевается бархатная или шелковая корсетка и вышитый фартук. Одежда украшается разноцветными лентами, придающими особую красочность наряду.
Головной убор имеет особое значение — незамужние женщины носили цветочный венок, замужние — высокий очипок, прикрывающий волосы.
Мужской костюм выглядит намного проще женского: длинная рубаха, шаровары, безрукавка и длинный пояс.
Семья на Украине имеет большое значение. Поэтому украинцу соблюдают все правила бракосочетания и семейной жизни.
Традиции и обычаи в Украине
Украинцы всегда чтили и уважали традиции своих предков. И даже после принятия христианства, они смогли соединить свое прошлое с настоящим.
Говоря о религиозных традициях, стоит отметить Рождество, Масленицу, Пасху, Троицу и Ивана Купала.
Рождество на Украине начинается с празднования Святвечера 6 января. В этот день люди готовят кутю и узвар. А на Рождество каждая семья накрывает праздничный стол, переполненный мясными блюдами.
Одним из Рождественских обычаев являются колядки. Колядники ходят по домам и собирают подарки и гостинцы. Они распределяют между собой роли — береза, латковой, казначей, хлебоноша, звездарь, танцор и т.п.Масленица является еще дохристианским праздником. Он проводится в честь окончания зимы и наступления теплых дней. Сегодня этот праздник проводится за неделю до Великого поста. Как правило, в эти дни люди готовят блины с различными начинками, угощают друг друга, сжигая чучело Зимы.
Пасхальный обычай — красить куриные яйца и печь куличи. Люди встречают друг друга словами: «Христос Воскрес!», а в ответ слышат: «Воистину воскрес!».
Праздник Троицы отмечается 3 дня. Зеленое воскресенье — это день, когда девушки проводят обряды гаданий. Считается, что в этот день предсказания сбываются. Клетчатый понедельник — день освящения полей от пожаров, града и неурожая. Третий день — Богодухов день. В этот день девушки проводят различные игры.
Праздник Ивана Купала славится своей мистикой. Говорят, что в этот день можно услышать разговоры нечисти. А если искупаться в источнике или выпить росы, то с человека смывается весь негатив.
Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B.html