Олимпиада по русскому языку (4 класс) | Класс39
Олимпиада по русскому языку (4 класс)
Задания повышенной сложности по русскому языку для учеников 4 класса…
Олимпиада (осенняя сессия)
1. Расставьте верно ударение:
Шофёр, фарфор, приговор, звонит.
2. Кто эти животные?
Лёзок, дашоль, лёсо, оварко, сугь, путех, цурика, воца, азок.
3. Составь слова:
А О С Н В М Т К О _________________
Б И Ь И Л У Н Д К __________________
4. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном:
Хвост | Перстень |
Холод | Характер |
Нервы | Жизнь |
Трубы | Конфета |
5. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками в нужное предложение:
Дождь лил * как снег на голову
Скоро дело наладилось и пошло * как сивый мерин
Я знал городские переулки * как рыба в воде
Гости свалились * как из ведра
Он всегда врёт * как по маслу
У себя во дворе Мишка был * как свои пять пальцев
6. Вспомни и правильно запиши пословицы.
Готовь лыжи летом…
Шайбы по весне считают…
Когда в соседях согласья нет…
7. Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.
1. Лик + пена = …
2. Иск + том = …
3. Кожа + ворон = …
8. Ответь на вопросы:
а) Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
б) Какую соль не кладут в суп?
в) Из какого крана не льётся вода?
г) Какой лук не режут в салат?
д) По какому мостику нельзя перейти реку?
Олимпиада (зимняя сессия)
1.Выпиши слова, в которых есть звук [й]
И вскользь мне бросила змея:
«У каждого судьба своя!»
Но я-то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя …
2. Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара.
Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра.
3. Напишитe два слова, в которых одновременно встречались бы Ь и Ъ знаки.
4. Составь из букв данного слова существительное дрvгого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.
кукла-
тьма-
кочан-
банка-
5. Найдите спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их.
а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал — это всё звери?
б) Витя, не надо краба ртом трогать.
6. Заменн данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.
а) Овладевать собой, успокаиваться — …
б) Очень тесно — …
в) Усиленно думать над трудным вопросом — …
г) Хорошо запомнить — …..
7. Вспомни н запипш русские пословицы похожие с данными по смыслу.
а) Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
б) Сын леопарда — тоже леопард. (Африка)
в) Маленький горшок хорошо нaгpeвaeтся. (Англия)
8. Поставь в словах знак ударения.
Завидно, красивее, гусеница, жаворовок, звонит, засуха.
9. Одним словом объясните значения заимствованных слов.
Антракт, дегустация, лозунг, финал.10. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова.
При ( … ) ец, каб ( … ) окошко, часто( … )ос, ме( … )олад.
Ответы
1. Змея, своя, я, извиваясь.
2. Лапа, пир, тир.
3.
4. кукла (1) — кулак(2)
тьма( 1 ) — мать (3)
кочан(2) — ночка (1)
банка (1) — кабан (2)
5. а) Маршак б) Барто
6. А) Брать себя в руки.
Б) Яблоку негде упасть.
В) Ломать голову.
Г) Зарубить себе на носу.
7. А) Шило в мешке не утаишь.
Б) Яблоко от яблони недалеко падает.
В) Мал золотник, да дорог.
8. ЗавИдно, красИвее, гУсеница, жАворонок, звонИт, зАсуха
9. Антрaкт – перерыв,дегустапия – проба, лозунг — призыв, финал — конец.
10. При (БОР) ец, каб (ЛУК)окошко, часто (КОЛ)ос, ме(ШОК)олад.
Тестовые задания (А)
1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?А) палисадникБ) камышВ) заслонкаГ) посёлок
Д) укротитель
2. Какое слово написано с ошибкой?А) бреютБ) клеютВ) реютГ) сеют
Д) тлеют
3. Найди верный ответ.А) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложенииБ) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для образования новых однокоренных слов
В) Окончание — это неизменяемая часть слова, которая служит для узнавания однокоренных слов
4. В каком слове пишется ъ ?А) с…ездБ) с…битьВ) с…играть
Г) в…ётся
5. В каком слове содержаться согласные буквы, обозначающие только глухие согласные звуки?А) кошкаБ) мышкаВ) лампа
Г) гуси
6. Найди словосочетание, в котором имя прилагательное употреблено в мужском роде:А) у пушистой белкиБ) по широкому полю
В) в настенном календаре
7. Выбери вариант, в котором верно указаны пропущенные буквы: В н_чном небе зажглась яркая зв_зда. На с_ды опустился с_неватый туман.А) а, е, а, иВ) о, е, а, иБ) о, и, а, и
Г) о, е, а, е
8. Найди имя прилагательное:А) гербарийВ) узкийБ) санаторий
Г) дежурный
9. В каком словосочетании допущена ошибка:А) прочитать в книгеВ) сорвать с сирениБ) гулять по улице
Г) рассуждать о совесте
10. Найди грамматическую основу предложения: Маленькая лень большое горе приносит.А) лень приноситБ) горе приноситВ) малая леньГ) большое приносит
Открытые вопросы (В)
Вопрос 1Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:Готовь лыжи летом — …Шайбы по весне считают — …
Когда в соседях согласья нет — …
Вопрос 2
Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?
Вопрос 3Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречаются звуки [а] и [о].Посмотрите, дом стоит,До краёв водой налит.Без окошек, но не мрачныйС четырёх сторон прозрачный.В этом домике жильцы —
Все прекрасные пловцы.
Вопрос 4Замени иноязычные слова сложными русскими словами.1)Каллиграфия — …2)Орфография — …
3) Эгоизм — …
Вопрос 5Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.Жар солнца — жар чувств;Каменное здание — каменное сердце;
Строить планы — строить мост;
Творческие задания (С)
Задание 1Ответь на вопросы:а) Каким ключом нельзя отвернуть гайку?б) Какую соль не кладут в суп?в) Из какого крана не льётся вода?г) Какой лук не режут в салат?
д) По какому мостику нельзя перейти реку?
Задание 2
Составь предложения со словами: одеть и надеть. Запиши их ниже.
Задание 3Подобрать синонимы к словам:работа –громкий –дремучий (лес) –печаль –
кричать –
Задание 4
Напиши цепочку слов, меняя в слове каждый раз только одну букву
Задание 5Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст.1) Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!2) Отошёл я в сторону и сел на пенёк.
Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.3) Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.
4) Шёл я однажды зимой по лесу.
5) Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.
Ответы на тесты
Тестовое задание | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Ответ | Б | Б | А | А | А |
Тестовое задание | № 6 | № 7 | № 8 | № 9 | № 10 |
Ответ | В | В | В | Г | А |
Ответы на открытие вопросы
Ответ на вопрос 1: Готовь сани летом, а телегу — зимой. Цыплят по осени считают. Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт.Ответ на вопрос 2: Носков, блюдец, яблонь, ботинок, плеч, помидоров.Ответ на вопрос 3: Аквариум; звук [а] — 16 раз, звук [о] — 8 разОтвет на вопрос 4: 1 — Чистописание; 2 — Правописание; 3 — Себялюбие.
Ответ на вопрос 5: жар чувств, каменное сердце, строить планы.
Ответы на творческие задания
Пример ответа на творческое задание №1:а) Скрипичным ключом; ключом, который бьёт из-под земли (родником).б) Морскую соль; ноту соль.в) Из подъёмного крана.г) Из лука, который служит для метания стрел (оружие).
д) По капитанскому мостику
Пример ответа на творческое задание №2
одеть кого-то или что-то, надеть на себя.
Пример ответа на творческое задание №3работа – труд;громкий – шумный;дремучий (лес) – непроходимый;печаль – тоска;
кричать – вопить.
Пример ответа на творческое задание №4
река-рука-щука-щека
Пример ответа на творческое задание №5
4), 3), 5), 2), 1)
Оставить отзыв
Источник: http://www.klass39.ru/olimpiada-po-russkomu-yazyku-4-klass/
Олимпиада по русскому языку 4 класс, задания с ответами
Русский язык достаточно сложен в изучении, но также очень гибок и многогранен в его выразительных возможностях. Одним из средств, используемых для контроля знаний учащихся, а также систематизации и обобщения изученного материала является проведение олимпиад по русскому языку.
Участие в таком мероприятии помогает научиться применять знания, полученные на уроках, воспитывает любовь к русскому языку. Мы хотим помочь учащимся добиться высоких результатов и предлагаем вашему вниманию примеры заданий олимпиады по русскому языку для 4 классы. Внизу вы найдете ответы к представленным заданиям.
Тестовые задания
1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?А) палисадникБ) камышВ) заслонкаГ) посёлок
Д) укротитель
2. Какое слово написано с ошибкой?А) бреютБ) клеютВ) реютГ) сеют
Д) тлеют
3. Найди верный ответ.А) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложенииБ) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для образования новых однокоренных слов
В) Окончание — это неизменяемая часть слова, которая служит для узнавания однокоренных слов
4. В каком слове пишется ъ ?А) с…ездБ) с…битьВ) с…играть
Г) в…ётся
5. В каком слове содержаться согласные буквы, обозначающие только глухие согласные звуки?А) кошкаБ) мышкаВ) лампа
Г) гуси
6. Найди словосочетание, в котором имя прилагательное употреблено в мужском роде:А) у пушистой белкиБ) по широкому полю
В) в настенном календаре
7. Выбери вариант, в котором верно указаны пропущенные буквы: В н_чном небе зажглась яркая зв_зда. На с_ды опустился с_неватый туман.А) а, е, а, иВ) о, е, а, иБ) о, и, а, и
Г) о, е, а, е
8. Найди имя прилагательное:А) гербарийВ) узкийБ) санаторий
Г) дежурный
9. В каком словосочетании допущена ошибка:А) прочитать в книгеВ) сорвать с сирениБ) гулять по улице
Г) рассуждать о совесте
10. Найди грамматическую основу предложения: Маленькая лень большое горе приносит.А) лень приноситБ) горе приноситВ) малая лень
Г) большое приносит
Открытые вопросы
Вопрос 1Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:Готовь лыжи летом — …Шайбы по весне считают — …
Когда в соседях согласья нет — …
Вопрос 2
Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?
Вопрос 3Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречаются звуки [а] и [о].Посмотрите, дом стоит,До краёв водой налит.Без окошек, но не мрачныйС четырёх сторон прозрачный.В этом домике жильцы —
Все прекрасные пловцы.
Вопрос 4Замени иноязычные слова сложными русскими словами.1)Каллиграфия — …2)Орфография — …
3) Эгоизм — …
Вопрос 5Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.Жар солнца — жар чувств;Каменное здание — каменное сердце;
Строить планы — строить мост;
Творческие задания
Задание 1Ответь на вопросы:а) Каким ключом нельзя отвернуть гайку?б) Какую соль не кладут в суп?в) Из какого крана не льётся вода?г) Какой лук не режут в салат?
д) По какому мостику нельзя перейти реку?
Задание 2
Составь предложения со словами: одеть и надеть. Запиши их ниже.
Задание 3Подобрать синонимы к словам:работа –громкий –дремучий (лес) –печаль –
кричать –
Задание 4
Напиши цепочку слов, меняя в слове каждый раз только одну букву
Задание 5Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст.1) Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!2) Отошёл я в сторону и сел на пенёк. Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.
3) Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.4) Шёл я однажды зимой по лесу.
5) Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут.
Значит, кто-то натаскал их сюда.