chvuz.ru

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВИКТОРИНЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

Музыкальная викторина для учащихся начальной школы

Викторина «Музыкальные инструменты»

Вопросы викторины

■ Название какого инструмента содержит два термина «громко» и «тихо»? Ответ: Фортепиано.

■ Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? Ответ: Аккордеон.

■ Как называется русский народный трехструнный щипковый инструмент? Ответь: Балалайка.

■ Какой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского певца-сказителя? Ответ: Баян.

■ Как называется народный духовой инструмент, основу которого составляет кожаный мешок и несколько трубок? Ответ: Волынка.

■ Название какого музыкального инструмента в переводе французского означает «королевский»? Ответ: Рояль.

■ Какой смычковый инструмент несколько уступает по размерам контрабасу, но значительно превосходит скрипку и альт? Ответ: Виолончель.

■ Каким музыкальным инструментом владел Садко, герой известной сказки? Ответ: Гусли.

■ Какой миниатюрный ударный инструмент часто используют во время танца испанские танцовщицы? Ответ: Кастаньеты.

■ Как называют человека, исполняющего музыку на церковных колоколах? Ответ: Звонарь.

■ Какой русский народный инструмент очень похож по звучанию на испанские кастаньеты? Ответ: Ложки.

■ Какой инструмент используется как эталон высоты при настройке музыкальных инструментов? Ответ: Камертон.

■ Какой музыкальный инструмент является эмблемой музыкального искусства? Ответ: Лира.

■ Как называется музыкальная погремушка? Маракас.

■ Какой духовой клавишный инструмент является самым большим? Орган.

■ Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? Треугольник.

■ Какой из деревянных духовых инструментов самый низкий по звучанию? Фагот.

■ Как называется небольшой переносной орган? Шарманка.

2. Проведение викторины

I ТУР  «ВОПРОС – ОТВЕТ».

1)   Назовите автора знаменитой песни «Калинка» (Русская народная песня).

2)   Какую симфонию для детей написал Сергей Прокофьев? («Петя и волк»).

3)   Как называется хоровое пение без сопровождения? (А капелла).

4)   Как называется пьеса для одного инструмента? (Этюд).

5)   Назовите самый большой музыкальный инструмент (Орган).

6)   Назовите струнный инструмент, который во всём мире ассоциируется с Россией (Балалайка).

Команды поочерёдно устно отвечают на вопросы, счетовод фиксирует результаты; отвечающего назначает капитан.

II ТУР «СМЫСЛОВЫЕ РЯДЫ».

ЗАДАНИЕ 1. Задание на смекалку: догадайтесь, по какому признаку сгруппированы слова и уберите лишнее. Отвечающего назначает капитан команды..

1)   Симфония, этюд, песня, МУЗЫКАНТ, соната.

2)   Гитара, ДИРИЖЁР, баян, пианино, скрипка.

3)   Вальс, полька, танго, ОПЕРА, мазурка.

4)   Моцарт, Бетховен, Гайдн, Шопен, ОРКЕСТР.

Игроки по очереди читают вслух, называют лишнее слово и объясняют, почему оно лишнее в данном ряду.

ЗАДАНИЕ 2.  Определите смысловой ряд и продолжите его ещё тремя словами (1 б. за каждое слово):

1)   Кастаньеты, колокола, ложки, ксилофон… (тарелки, бубен, барабан, колокольчики, гонг, дойра).

2)   Труба, саксофон, флейта, свирель… (гобой, тромбон, кларнет, жалейка, волынка, рожок).

3)   Лист, Дворжак, Штраус, Бах… (Вагнер, Бетховен, Россини, Лист, Шопен,  Моцарт, Паганини).

4)   Мусоргский, Чайковский, Свиридов, Рахманинов (Глинка, Кабалевский, Дунаевский, Шостакович, Тухманов, Пахмутова).

Выполняется в письменном виде на фоне звучащей музыки, результаты зачитываются  вслух; зрители определяют название звучащего фрагмента.

 III ТУР «ПОДБОР».

Найдите соответствия! К доске поочерёдно приглашаются участники команд. Восстановите смысл, соединив обе части.

ЗАДАНИЕ 1. «Танцы». Определите национальность танца.

1)      Вальс

2)      Гопак

3)      Полька

4)      Чардош

5)      Лезгинка

6)      Мазурка

7)      Сарабанда

8)      Лявониха

9)      Молдавеняска

10)    Хоровод

а) русский

б) польский

в) чешский

г) украинский

д) австрийский

е) кавказский

ж) молдавский

з) венгерский

и) испанский

к) белорусский

Ответы: 1 – д; 2 – г; 3 – в; 4 – з; 5 – е; 6 — б; 7 – и; 8 – к; 9 – ж; 10 – а.

Играющие поочерёдно выходят к доске и маркером восстанавливают смысловое единство.

ЗАДАНИЕ 2.  Русские композиторы.

1)    Михаил

2)    Сергей

3)    Геннадий

4)    Пётр

а) Чайковский

б) Рахманинов

в) Гладков

г) Глинка

Ответы: 1 – г; 2 – б; 3 – в; 4 – а.

ЗАДАНИЕ 3. Иностранные композиторы.

1) Ференц

2) Иоганн

3) Джоакино

4) Людвиг Ван

а) Россини

в) б) Штраус

в) Бетховен

г) Лист

Ответы: 1 – г;  2 – б;  3 – а;  4 – в.

Можно спросить зрителей: кто из данных композиторов – итальянцы?

ЗАДАНИЕ 4. «Музыкальные термины».

Как известно, преобладающим языком в музыкальной терминологии стал итальянский. Вот некоторые из музыкальных терминов. Расшифруйте их значение:
1) solo

2) a due

3) adagio

4) con gracia

5) con moto

6) brillante

а) медленно

б) подвижно

в) с грацией

г) один

д) блестяще

е) вдвоём

Ответы: 1 – г; 2 – е; 3 – а; 4 – в; 5 – б; 6 – д.

Викторина для детей младшего школьного возраста «Угадай песню по описанию»

1. Песня о ежедневных занятиях детей в течение 10-11 лет.

(«Чему учат в школе»)

2. Песня об одинокой красавице.

(«Во поле березка стояла»)

3. Песня о кусочке земли, на котором растут бананы и кокосы, и очень весело проводится время.

(«Чунга-Чанга»)

4. Песня о трагической смерти маленького насекомого.

(«В траве сидел кузнечик»)

5. Песня о средстве, с помощью которого можно преодолеть все трудности.

(«Если друга встретил друг»)

6. Песня о людях, чей дом — лес, а жизнь — дорога.

(«Песенка друзей»)

7. Песенка о плохой погоде в день рождения.

(«Песня Гены»)

Музыкальная викторина

В викторине участвуют две команды, которым заранее предлагается продумать свое название, выбрать девиз и капитана.

Звучит музыка (возможно, заставка к программе «Угадай мелодию»). Ведущий приглашает команды на сцену, представляет членов жюри.

Конкурс 1. «Угадай мелодию»

Ведущий. Сейчас прозвучат мелодии из песен. Ваша задача — узнать песню, подхватить ее и пропеть один куплет.

1. «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского);

2. «Не дразните собак» (муз. Е. Птичкина);

3. «Золотая свадьба» (муз. Р. Паулса);

4. «Крылатые качели» (муз. Е. Крылатова).

Конкурс 2. «Найди «лишнее» слово»

Ведущий. На доске записаны слова, найдите лишнее.

1. Скрипка, труба, гитара, балалайка. (Труба)

2. Смычок, струны, дирижерская палочка, клавиши. (Струны, так как остальные предметы сделаны из дерева)

Конкурс 3. «Загадки»

Ведущий. Я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать. Кто это сделает быстрее, тот выиграет.

У какого инструмента

Есть и струны, и педаль?

Что же это? Несомненно,

Это звонкий наш…  (Рояль)

Он по виду брат баяна,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану,

Всем знаком…   (Аккордеон)

Громче флейты,

Громче скрипок,

Громче труб наш великан:

Он ритмичен, он отличен –

Наш веселый…  (Барабан)

Приложил к губам я трубку,

Полилась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется…  (Свирель)

Конкурс 4 «Три кита»

Ведущий. Вы знаете, что вся музыка строится на трех китах: песне, танце, марше. Вопрос команде: какой «кит» в этой музыке? Если знаете, скажите, что это за музыкальное произведение и кто его автор.

1. Е. Дога. «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

2. В. Моцарт. «Колыбельная».

3. М. Глинка. «Полька».

4. П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков».

Конкурс 5 «На лучшего знатока нот»

Ведущий. Выберите по одному представителю от команды. Его задача — прочитать то, что написано на плакате.

Пока ребята готовятся, проходит следующий конкурс.

Конкурс 6. «Музыкальные слова»

Ведущий. Для участия в этом конкурсе вам достаточно знать названия нот, составляющих всем известную гамму: до. ре. ми, фа. соль, ля. си. Но, как ни странно, вам понадобится знакомство с животным и растительным миром.

1. Назовите животное, в названии которого есть нота «ре».

(Черепаха)

2. Назовите растение, в названии которого есть нота «соль» и еще одна нота.

(Фасоль)

3. Назовите птицу и цветок, в названиях которых есть нота «си».

(Синица, сирень)

4. Назовите птицу и растение, в названиях которых есть нота «до».

(Удод, подорожник)

Конкурс 7. «Мульти-пульти»

Ведущий. Сейчас вы услышите отрывки из песен, которые звучали в мультфильмах. Угадайте, как они называются и из каких они мультфильмов.

1. «Песенка про кузнечика» из мультфильма «Приключения Незнайки».

2. «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот».

3. «Песенка друзей» из мультфильма «Бременские музыканты».

4. «Прекрасное далеко» из кинофильма «Гостья из будущего».

Конкурс 8. «Аукцион песен»

Кто больше споет песен, где упоминается какой-либо музыкальный инструмент?

Источник: https://infourok.ru/muzikalnaya-viktorina-dlya-uchaschihsya-nachalnoy-shkoli-1251050.html

Викторина для учащихся младших и средних классов «Музыкальные инструменты»

Автор работ:
Богданова Татьяна Петровна, преподаватель теоретических дисциплин высшей квалификационной категории МБОУ ДОД «ДШИ № 57» г. Осинники, Кемеровская обл.

Рецензент – Жолудева Галина Алексеевна—

почётный работник СПО

Викторина является одной из самых популярных игр «Вопросы — ответы». В переводе с латинского языка слово «виктория» означает «победа».

А это значит, что подобная игра требует от игроков хорошей памяти, владение конкретными знаниями.

Игры-викторины вовлекают игроков в активную деятельность и являются эффективным средством, способствующим развитию интереса к учебному предмету, а так же делают процесс познания более продуктивным.

Предметная область: музыкальная литература
Возраст: учащиеся младших, средних классов

Оборудование:
мультимедийный проектор; экран; компьютер:

звуковые колонки.

Цель викторины: вспомнить и закрепить знания о — музыкальных инструментах; — музыкальных формах; -создать условия для развития коммуникативных умений и социально-психологических свойств личности посредством игры.

Задачи:

познавательная

коммуникативная развлекательная
Предполагаемый результат: дети знают:

историю возникновения музыкальных инструментов, а так же их строение, способны определить тембр инструмента, умеют быстро и четко формулировать свой ответ.

Игроки: 1 учащийся, или две группы учащихся, состоящих из 2-х или несколько человек (в таком случае игра приобретёт соревновательный характер, активизирующий мыслительную деятельность учащихся).

Ведущий-учитель, соблюдая очерёдность, задаёт вопрос командам, игроки набирают баллы, которые подсчитываются после игры.

Выигранными призами для игроков могут быть оценки или подарки — школьные принадлежности: карандаш, тетрадь, ластик и др.


ИНСТРУКЦИЯ К ИГРАМ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Интерактивная игра «Музыкальные инструменты» построена по принципу телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером». Чтобы начать игру, перейдите на следующий слайд по стрелке, расположенной в правом нижнем углу слайда и кликните на первый вопрос с соответствующей суммой баллов:

На экране появится вопрос и четыре варианта ответов. Выберите верный ответ и кликните на него. Если ответ выбран правильно, слово изменит цвет (красный), неверные варианты исчезнут.
Переход к следующим вопросам осуществляется двойным кликом:

«Звонок другу» даёт возможность позвонить кому-нибудь и спросить ответ на данный вопрос.
При наборе очков существуют и несгораемые суммы.

В презентацию «Музыкальные инструменты» внедрены музыкальные файлы, которые внесут оживление и настроение в предлагаемую игру.

Работа выполнена с использованием триггеров.

ОТВЕТЫ К ВОПРОСАМ ИГРЫ «Музыкальные инструменты» № 1:

вопросы ответы
1 Сколько струн у скрипки? 4
2 Какой инструмент является струнно-смычковым? виолончель
3 Назовите великого итальянского скрипача XIX века. Паганини
4 Предшественником какого инструмента был охотничий рог? валторна
5 Кем был Антонио Страдивари? мастер скрипок
6 Самый низкий по тембру деревянно-духовой инструмент? фагот
7 Кто изобрёл фортепиано? Бартоломео Кристофори
8 Какой медно-духовой инструмент имеет выдвижную кулису? тромбон
9 Какой ударный инструмент состоит из нескольких деревянных пластин? На нём играют при помощи деревянных палочек. ксилофон
10 Как называется водяной орган, предшественник современного органа? гидравлос
11 Какой музыкальный инструмент, служащий для точного воспроизведения интервалов, изобрёл математик Пифагор? монохорд
12 На каком инструменте играл Пан – в древнегреческой мифологии бог полей и лесов? свирель
13 Кто написал симфоническую сказку для детей «Петя и волк»? Прокофьев
14 На каком инструменте играл Орфей – в древнегреческой мифологии легендарный певец и музыкант? лира
15 Кто явился основателем оркестра русских народных инструментов? Андреев

ОТВЕТЫ К ВОПРОСАМ ИГРЫ «Музыкальные инструменты» № 2:

вопросы ответы
1 С чего начинается музыка? с тишины
2 Как в древнегреческой мифологии звали певца? Орфей
3 Что в переводе означает слово «флейта» дуновение
4 Какой инструмент считается самым древним? голос
5 Какой инструмент на Руси называли «звончатым»? гусли
6 Самый низкий по тембру медно-духовой инструмент? туба
7 Как называются металлические пластины, с помощью которых извлекается звук на клавикорде? тангенты
8 Что раньше изготавливали из бараньих кишок? струны
9 На гербе какой страны изображена арфа? Ирландия
10 Какие инструменты в России служили наградой за воинскую доблесть? серебряные трубы
11 Какой музыкальный инструмент изобрёл механик Ктисебий из Александрии? орган
12 В каком веке появились первые оркестры? в XVII веке
13 Какой инструмент для настройки музыкальных инструментов изобрёл трубач английской королевы Джон Шор? камертон
14 Какой древний инструмент является эмблемой музыкального искусства? лира
15 Какой вес составляет натяжение всех струн пианино? 7 тонн

ОТВЕТЫ К ВОПРОСАМ ИГРЫ «Тембры музыкальных инструментов»:

Примечание: чтобы прослушать звучание инструментов, кликните на скрипичный ключ

вопросы ответы
1 Какой инструмент звучит? фортепиано
2 Определи тембр инструмента. клавесин
3 Определи тембр инструмента. арфа
4 Какой инструмент звучит? орган
5 Звуки какого «небесного» инструмента звучат в предложенном фрагменте? челеста
6 Дуэт каких инструментов звучит в данном фрагменте? скрипка, арфа
7 Дуэт каких представленных инструментов звучит? ксилофон, фортепиано
8 Какой инструмент звучит? гусли
9 Назови солирующий инструмент. труба
10 Определи вид оркестра. оркестр народных инструментов
11 Какой ярко звучащий ударный инструмент представлен в данном фрагменте? тарелки
12 Какой ударный инструмент начинает данный фрагмент? колокола
13 Определи вид оркестра. духовой
14 Определи состав дуэта. тромбон, фортепиано
15 Ансамбль каких инструментов звучит? ансамбль аккордеонистов

Надеемся, что предложенные игры-викторины позволят проверить и закрепить изученный материал, подарят настроение, положительные эмоции, повысят интерес к изучаемому предмету. Удачи!

Скачать игры. Размер 95МБ.

Номинация: Начальная школа, Внеурочная работа, Кружки, 3 класс, 4 класс. Школа Внеклассная работа
Название: Викторина для учащихся младших и средних классов «Музыкальные инструменты»

Богданова Татьяна Петровна Должность: преподаватель теоретических дисциплин Место работы: МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 57»

Месторасположение: Кемеровская обл., г. Осинники

в разделах:

Источник: https://portal2011.com/viktorina-dlya-uchashhixsya-mladshix-i-srednix-klassov/