chvuz.ru

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме Деепричастие 7 класс.

Контрольные диктанты по русскому языку 7 класс по теме: Деепричастие

При написании раздела Контрольные диктанты по русскому языку 7 класс по теме: Деепричастие использовались материалы из книг:

***

Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся здесь просторной хуторской усадьбы. Кое-где останки её выглядывали на поверхность камнем фундамента, осевшим от времени. Ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил к самому двору.

От колодца ничего не осталось. Вода, оказавшись без надобности, иссякла. На месте стоявшей здесь хаты тянулась к свету дикая груша. С дороги ничего не указывало на бывшую усадьбу.

Только одинокая липа, пристроясь возле бывших ворот, одиноко и уродливо удерживала ещё несколько мощных сучьев.

Прилетая из леса, птицы почему-то никогда не садились на её ветви. Вороны помнили что-то, чуя в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды.

И только тоненькая молодая рябинка, выбросив на свет считанные листочки, казалась гостьей из иного мира посреди заросшего травой подворья. Всё принадлежало здесь прошлому.

И только человеческая память, превращая прошлое в нынешнее, связывает настоящее с будущим.

(По В. Быкову)

(134 слова)

Грамматические задания

  1. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений.
  2. Выполните морфологический разбор причастия из первого предложения и деепричастия — из последнего предложения.
  3. Разберите по составу слова: считанные (листочки), в изуродованном (дереве).

Дерево детства

В предвоенные годы я каждое лето проводил в доме дедушки, уезжая в конце августа из деревни. Я ужасно переживал, что чегем-ский виноград только начинал румяниться.

Спускаясь из Чегема, мы видели, что по дороге вниз виноград с каждым шагом делается всё чернее и спелее.

Когда виноград начинал розоветь на деревьях Чегема, я ходил, задрав голову и вглядываясь в розовеющие гроздья, иногда принимая за почерневшую гроздь винограда прошлогодний пожухлый лист.

Однажды я всё-таки заметил, что виноград, свисающий с одной из верхних ветвей, почти спелый.

С большим трудом я добрался до первой ветки. Усевшись на ней верхом, стал соображать, как быть дальше. Гроздья завораживали взгляд: розовые, красные, чёрно-лиловые, уже поспевающие. Но добраться до них всё ещё было нелегко. Надо было пройти до конца ветки и там, ухватившись за виноградную гроздь, подтянуть её к себе.

(По Ф. Искандеру)

(136 слов)

Ледоход

Лёд трогается аккуратно каждую весну, но ледоход всегда составляет событие дня. Заслышав крик, вы стремительно бежите к мосту, как будто там совершается убийство или грабёж.

Свесившись через перила, вы глядите на реку, и вдруг разочарование! Вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума, похожего на отдалённый гром.

Вместо ломки, столкновений и дружного натиска вы видите безмятежно лежащие, неподвижные груды изломанного льда, наполняющего всю реку от берега до берега. Поверхность реки взрыта и взбудоражена.

Воды не видно ни капли, а только лёд, лёд, лёд.

Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова. Кажется, что мост вместе с публикой куда-то уходит. Вот одна большая льдина, упёршись о бок, долго не пускает мост бежать от неё. Вид у льдин грустный, унылый. Они будто осознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко в страшную Волгу. Там они, насмотревшись ужасов, превратятся в ничто.

(По А.П. Чехову)

(145 слов)

На рассвете

Проснувшись, я долго не мог сообразить, где я.

Надо мной, как гигантский шатер, расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. Закинув голову, я мог видеть в вышине темную деревянную церковку, глядевшую на меня с высокой кручи. Недалеко от меня стоял какой-то незнакомый шалаш, а у самых моих ног плескалась река. Её таинственные берега стояли, прислушиваясь к шороху реки.

Когда на рассвете я укладывался здесь в ожидании парохода, вода была еще далеко, за старою лодкой. Теперь же река приплёскивала почти к самым моим ногам.

Река взыграла. Резвые струи бежали, толкаясь, кружась, свёртываясь воронками и развиваясь опять. Не на шутку разыгравшаяся река сильно обеспокоила всех ожидавших переправы. Но перевоз совершался как обычно.

Голоса людей гремели и раскатывались над рекой.
Вскоре показался долгожданный пароход, мигая бледнеющими на рассвете огнями.

Солнце давно золотило верхушки прибрежных лесов, а я, бессонный, сидел на верхней палубе и любовался новыми уголками, которые мне щедро открывала красавица-река.

(По В. Короленко)

(151 слов)

Комендант

В вагон, где находилась клетка с пеликанами, поместили новичка – ламу.

Петьке не хватило место у пони, поэтому бедняга всю дорогу приноравливался к быту своих странных соседей — пеликанов. Ему было душно в простом товарном вагоне. Когда же приносили ведро с водой, в котором плавала вымытая для пеликанов рыба, Петька радостно тянулся к нему.

Пеликаны, испуганно возмущаясь, махали серовато-белыми крыльями, бросались на Петьку. Порой ему здорово доставалось, но чаще скандал заканчивался благополучно. Пеликаны опрокидывали ведро, начиная купаться, и целым фонтаном брызг обдавали Петьку.

Он не зевал и принимал сначала неожиданный душ, а потом в грязной лужице, вытекавшей из пеликаньей клетки, устраивал себе ванну.

Искупавшись, Петька, г подняв голову, рассматривал своих соседей-пеликанов. Спустя немного времени выяснилось, что у Петьки очень общительный характер. Будучи очень любознательным, он теперь свободно разгуливал за кулисами цирка и, не забывая пеликанов, заводил всё новые и новые знакомства.

За то, что Петька везде чувствовал себя хозяином, держался солидно и строго, его шутя окрестили Комендантом.

Петька привык к новой кличке и отзывался на неё. Когда же ему кто-нибудь начинал надоедать, он, надменно глядя своими тёмно-голубыми глазами, зло прижимал уши и смачным плевком награждал обидчика.

(По Н. Дуровой)

(184 слов)

Диктанты за II четверть в 7-8 классах

В 7-8 классах в конце 2 четверти проводим диктанты с грамматическими заданиями. В центре внимания 7-го класса правописание наречий, причастные и деепричастные обороты. Восьмиклассники изучили тему «Двусоставное предложение», поэтому проверяем учения определять главные и второстепенные члены предложения. Попутно, конечно, выявляем пробелы в соблюдении правописных норм.

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

Впервые с этим «разбойником» я столкнулся в лесу на месте прикормки птиц. Ранним утром пришёл я на свой наблюдательный пункт, сел в укрытие, изготовленное из веток, и стал ждать рассвета.

Возле кормушки суетились синицы, хватали семена и вылетали, чтобы где-то повыше расчистить семечко и съесть. Неожиданно из-за ёлочки, стоящей рядом с кормушкой, выскочил тёмный комочек и мгновенно3 исчез в ящике.4 На некоторое мгновение воцарилась полная тишина. Я заглянул внутрь3.

На кучке подсолнуха сидела крошечная сова. Встрепенувшись и оценив обстановку, она выскочила наружу, неся в лапах тяжёлую добычу.4 Сыч присел на ветку, оглянулся и полетел к высокой ели. Через несколько минут у кормушки стояла обычная суета. Синицы по-прежнему таскали семечки, а рядом валялись серенькие пёрышки.

(114 слов.)

(По О. Смирнову.)

Грамматическое задание

1.  Морфологический разбор: мгновенно (1 вариант); внутрь (2 вариант).

2. Выполните разбор по составу: неожиданно, по-прежнему, оценив (1 вариант); впервые, повыше, встрепенувшись (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Неожиданно из-за ёлочки, стоящей рядом с кормушкой, выскочил тёмный комочек и мгновенно исчез в ящике. (1 вариант);
Встрепенувшись и оценив обстановку, она выскочила наружу, неся в лапах тяжёлую добычу. (2 вариант).