Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова. Однокоренные слова» — скачать бесплатно
Наша кнопка
Скачать материал
Конспект открытого урока по русскому языку
в 3 классе по теме « Корень слова. Однокоренные слова»
Учитель начальных классов
Кулакова Наталья Ивановна
Тема: Корень. Однокоренные слова.
Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.
Задачи:
1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части;
2.формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами;
3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
-
Отрабатывать каллиграфию письма;
-
Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку
Ход урока
1.Организация класса. Эмоциональный настрой
-Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем Вам внимание.
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе Вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.
-Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут.
-Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?
-Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю — у вас всё получится!
2. Сообщение темы урока
-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование (слайд 1)
— Все вы станете с исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:
« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». ( слайд 2)
— Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений.
— Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы.
3. Чистописание
— Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. ( слайд 3)
к
н
о
р
ы
ч
м
и
ю
— Верно, сегодня повторим написание буквы К.
— Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?
— Назовите, из каких элементов состоит буква.( анализ написания буквы, дети прописывают в тетради).
4. Сообщение темы урока
— А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов. (слайд 4) Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку, поставьте ударение подчеркните орфограмму.
5.Словарная работа
(1 ученик на доске, остальные в тетрадях)
Приятный внешним видом.
Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья.
Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани.
Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе
Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.
Последний осенний месяц.
— Какое слово получилось в вертикальном столбике?
— Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования?
6.Работа по теме урока
— Как вы думаете, важная ли это тема в изучении русского языка? Почему? А может быть вы вспомните, какие орфограммы связаны с этой темой?
1 этап. Что такое корень? Какие бывают корни? (слайд 5)
— У каких предметов есть корень? Для чего он нужен?
— Сколько значений у слова?
— Какое из его значений относится к науке о языке?
— Что такое корень?
— А сейчас я хочу рассказать вам одну историю. Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.
Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. ( слайд 6)
— Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)
— А попробуйте прочитать только корень.
— Вы поняли, что означает это слово?
— А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
— Ясен ли смысл слов?
— Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?
— Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.
— Дополним схему. Корень – это …
— При помощи какого значка выделить корень в слове?
— Как одним словом можно назвать все эти слова? (однокоренные) — после этого щелчок и над словами появляется корень
— Дополним схему. Что такое корень?
общая часть однокоренных
( родственных) слов
— Запишите в тетрадь 3 однокоренных слова, образованных от слова ХОД, выделите корень.
Упражнение в выделении корня в однокоренных словах
— Так же, как и кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
— Спишите слова, выделите корень:
1 группа:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
2 группа:
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
3 группа:
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
4 группа:
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.
— Выделим корень на доске. (По одному ученику от каждой группы.)
— Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок?
— Самопроверка.
2этап. Слова синонимы; слова с омонимичными корнями
— А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.
— Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?
— Исследуйте пары слов. ( слайд 7)
— Можно ли их назвать однокоренными? Почему?
1 группа:
рис – рисунок
2 группа:
гора – горе
3 группа:
делить – дело
4 группа:
соль – солист
— Какой вывод можно сделать?
— При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, т.к. иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно други,. и тогда такие слова не будут однокоренными.
Работа с учебником ( упр.149, с. 94. Нужно вычеркнуть «лишнее» слово в каждой строке.): задание выполняется по группам (1 строка – 1 гр., 2 строка – 3гр., 3 строка – 4 гр., 4 строка — 2 гр.)
Проверка выполнения.
— Все ли слова в строке являются однокоренными? Какое слово будет «лишним»? Как называются такие слова? ( синонимы)
— Что такое синонимы?
— Почему эти слова не будут однокоренными?
— Что вы можете сказать о том, как пишутся корни в однокоренных словах?
— Какое открытие сделала 2 группа? Что может происходить с согласными в корне слова?
Закрепление изученного
Работа с карточками ( Карточки определенного цвета, соответственно уровню задания, дети могут выбрать карточку любого уровня)
К- 1
Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы. В однокоренных словах выделить корень.Л…ска, л…сонька, л…са! Ты в каких живёшь л…сах? Л…сий хвост замёл следы.
Где л…сичка? Видел ты?
К- 2
Прочитать текст. В однокоренных словах выделить корень. Подбери еще 2 однокоренных слова, запиши, выдели корень.
У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.
___________________________________________________________
К- 3
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.
7. Мороз, замороженный, морозит.
К- 4
В каждой группе слов зачеркните те, которые не являются однокоренными. Обозначьте корень в однокоренных словах.
Солёный, соль, засолка, посолить, соловей, пересолить, солист.
Белый, беленький, бельё, белизна, белка, белила, побелка.
Проверка выполнения групповой работы (Группы 3 и 4 сверяют выполнение задания по ответу, написанному на карточке.
Проверка выполнения задания гр. 1 и 2.)
Рефлексия
Рассмотрите схему. О каком понятии мы сегодня говорили?
— Используя вопросительные слова, составьте вопросы об основных понятиях темы урока, и ответьте на них.
О чём?
Что?
Какая?
Как?
Зачем?
Сколько?
Где?
— На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова». Что еще мы можем узнать на следующих уроках?
— Давайте оценим наш урок и нашу работу.
На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!
Домашнее задание: упражнение 150
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Ещё документы из категории русский язык:
Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-otkritogo-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-po-teme-kor.html
Однокоренные слова. Корень слова. Русский язык. 3 класс. Конспект урока
УМК «Русский язык. 3 класс» Т. Г. Рамзаевой.
Миссия школы при исправительной колонии заключается в том, чтобы обучающиеся-осужденные, отбывая срок наказания, научились жить в современном обществе, исправлять свои жизненные ошибки, пересмотрели своё негативное отношение к школе, стремились повысить своё образование и, в первую очередь, моя задача состоит в том, чтобы научить писать грамотно. И в заключение хочу сказать, что, работая в нашей школе, мы можем позитивно влиять на наших обучающихся, создавать условия для их самореализации, развивать в них нравственные общечеловеческие ценности, осуществлять ресоциолизацию осуждённых.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
- введение понятия «корень слова»;
- формировать умение находить в словах корень;
- уточнение представлений обучающихся о признаках родственных слов.
Развивающие:
- развивать умение распознавать и подбирать родственные слова;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
- развивать устную и письменную речь;
- развивать творческую активность.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.
Оборудование и материалы: карточки, раздаточный материал.
Формы работы: коллективная, групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.
Методы: частично-поисковый, проблемный.
III. Словарная работа
(Взаимопроверка, обмениваются тетрадями).
IV. Сообщение темы урока
У: А теперь послушайте загадку. Что общего есть у дерева, зуба, волоса и слова?
Обучающиеся: Корень.
Учитель: Правильно. Все вы прекрасно знаете, что всё в нашем мире из чего-нибудь состоит (вспомним урок окружающего мира по теме «Тела, вещества, частицы»).
Например, облака состоят из мельчайших капелек воды, воздух состоит из смесей различных газов, наш класс – из учеников, наша речь состоит из предложений, предложения из слов. А слова, которые мы произносим и пишем, тоже имеют свой состав, они сделаны из разных частичек.
И каждая из этих частичек вносит в слово свою часть смысла. Но есть в словах и самая главная частичка, без которой и не будет никаких слов. Кто догадался, о какой частичке веду я речь? (О корне)У.: Правильно. Я говорю о корне. Но слово корень, как мы убедились, – многозначное. Это и подземная часть дерева, и внутренняя часть зуба, волоса, ногтя и часть слова. У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем на уроке говорить о корне, как о главной части слова.
V. Изучение нового материала
1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
Мотивация
У.: Послушайте сказку.
Много-много лет тому назад нашел старик странное семечко. Он решил его посадить в землю и посмотреть, что же из него вырастет. Сначала из семечка вырос странный корень. Вот он. (Карточка с корнем – сад перевернута словом к доске. Учитель прикрепляет ее на доску).
Затем из этого корня стали отходить ростки. Были они чем-то похожи на этот корень, но и свое в каждом было. Вот эти отростки. (Карточки со словами рассада, садовник, садовод, посадки прикрепляются на нарисованные, на доске ветки дерева).
И выросло вот такое дерево!
У.: Из чего же состоит это дерево?
О.: Из слов.
У.: Прочитайте внимательно слова. (Обучающиеся читают слова) Посмотрите, может быть, вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы обучающиеся)
У.: Правильно, это часть – сад. (Учитель переворачивает карточку-корень).
– Чем похожи все эти слова?
О.: У них есть общая часть.
У.: Как она называется?
О.: Корень.
У.: А как называются слова, у которых есть общая часть? (Однокоренные, родственные).
Фронтальная работа. Постановка учебной задачи (проблемы) и поиск решения учебной задачи (проблемы)
У.: Правильно. Давайте сами «вырастим» такие слова из корня. Например, из корня – ход. (На доске написано слово «ход»). Записываем слова на доске и в тетрадях. (Обучающиеся называют слова: выход, выходить, поход, походка, обход, обходить, выходка, переход; записывают в тетрадь, один ученик работает у доски).
У.: Вот, сколько слов у нас получилось вырастить из одного корня. Прочитайте их. (Обучающиеся читают записанные слова). Чем похожи эти слова?
О.: У них есть общая часть.
У.: Назовите мне ее.
О.: Это часть – корень – ход.
У.: Правильно, корень – ход. Давайте выделим этот корень специальным значком – дугой во всех словах. (Выделяют корень – ход во всех записанных словах).
У.: А теперь попробуйте прочитать только корень (Читают).
У.: Вы поняли, что означает это слово? (Да).
– Давайте уточним значение слова ход в толковом словаре. Ход – движение, перемещение в каком-н. направлении.
– Теперь попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. (Читают.)
– Ясен ли смысл слов? (Нет.)
– Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Ответы обучающихся.)
У.: Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. В корне передается значение слова. От него «растут» другие слова.– А теперь прочитаем правило в учебнике. Откройте учебник на странице 99и прочитайте правило самостоятельно.
– Прочитали? Тогда ответьте мне на вопрос: что такое корень слова? (Выслушиваются ответы нескольких обучающихся).
О.: Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.
У.: Приведите примеры однокоренных слов (ответы обучающихся). Прочитайте правило еще раз.
2. Работа над двумя признаками однокоренных слов (Проблемный метод).
Дидактическая игра «Найди свой дом».
– А сейчас мы поиграем. У меня три домика. В первом живёт корень «земл», во втором – «звер», в третьем – «вод». У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для своего слова.
– Начинаем заселять дома: (по очереди прикрепляют свои слова).
Постановка проблемы: как различать однокоренные слова со словами с одинаковым корнем?
У.: Внимательно посмотрите и скажите, у всех ли слов в каждом столбике одинаковые корни? (Да)
– Все ли слова в каждом столбике одинаковые по смыслу? (Находят лишнее).
– Верно, слово водитель «лишнее». Значит однокоренные слова – это, какие слова? (Ответы обучающихся).
– Верно, однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл(признаки).
У.: Какой вывод можно сделать?
О.: У всех однокоренных одинаковый корень и одинаковое значение.
У.: Мы с вами только что выделили 2 признака однокоренных слов.
– А как написан корень в однокоренных словах?
О.: Одинаково.
У.: Правильно, корень в однокоренных словах пишется одинаково. И это вам нужно будет запомнить.
– А чтобы лишнему слову не было «скучно», подберём ему однокоренные слова и запишем их, корень выделим. (Письмо с комментированием учителя. Обучающиеся называют слова, учитель пишет на доске и проговаривает, Обучающиеся пишут в тетрадях: водитель, приводить, провод, проводка, подводить, проводы).
(После записи выделяется корень в словах.)
У.: Закончили работу? Обменяйтесь тетрадями друг с другом. Проверьте работы, поставьте отметки (работа в парах, взаимопроверка).
1. Упражнение в выделении корня в однокоренных словах (работа по карточкам)
Задание: спишите слова, выделите корень.
1 вариант: |
2 вариант: |
Лётчик, самолёт, полёт. |
Род, родители, родил. |
Ледяной, ледовый, лёд. |
Трудовой, трудись, труды. |
(Групповая работа). Проверка:
У.: Выделим корень в словах, расположенных на доске (по одному ученику от каждого варианта.)
– Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок? (Самопроверка).
2. Игра «Найди лишнее слово»
У.: А сейчас словесная игра на внимательность. В каждой строке есть «лишнее» слово. Вы должны его назвать и объяснить свой выбор.
На доске:
Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
У.: Молодцы! А теперь на слух:
Моряки, морской, моржи Корень, корневой, коржи. Холод, холмик, холодок. Носик, носит, носок. Семя, семечко, семья.
Вдруг, подруга, друзья.
3. Работа в учебнике
Выполняется упражнение 45на странице107.
VII. Итог урока
У.: Что нового вы узнали на уроке? Какие слова можно называть однокоренными? (Ответы обучающихся).
О.: Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.
У.: Что же такое корень слова? (Рассказывают правило).
– Назовите признаки однокоренных слов. (У однокоренных слов есть общая часть и общее значение. Все корни в однокоренных словах пишутся одинаково).
У.: Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?
О.: Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.
VIII. Рефлексия урока
Конкурс «Верю – не верю»:
- Верите ли вы, что слова шиповник и шип однокоренные?
- Верите ли вы, что слова голый и угол однокоренные?
- Верите ли вы, что в словах муха и мушка согласные корня чередуются?
- Верите ли вы, что слова морозит и мороженое родственные?
– Вы сегодня очень хорошо работали. За работу на уроке я ставлю отметку «пять» – …, «четыре» – …, отметку «три» – ….
– Урок окончен. Всем спасибо.
Домашнее задание: Наши обучающиеся не имеют возможности выполнять домашние задания, и весь процесс обучения проходит только на уроке.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/odnokorennye-slova-koren-slova-russkiy-yazyk-3-klass-konspekt-uroka/