chvuz.ru

Конспект урока в 3 классе Корень слова. Однокоренные слова — Школа России

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме «Корень слова. Однокоренные слова» — скачать бесплатно

Наша кнопка

Скачать материал

Конспект открытого урока по русскому языку

в 3 классе по теме « Корень слова. Однокоренные слова»

Учитель начальных классов

Кулакова Наталья Ивановна

Тема: Корень. Однокоренные слова.

Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.

Задачи:

1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части;

2.формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами;

3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать.

  1. Отрабатывать каллиграфию письма;

  2. Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку

Ход урока

1.Организация класса. Эмоциональный настрой

-Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем Вам внимание.

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

-Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут.

-Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?

-Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю — у вас всё получится!

2. Сообщение темы урока

-Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование (слайд 1)
— Все вы станете с исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:

« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению». ( слайд 2)

— Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений.

— Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы.

3. Чистописание

— Внимательно посмотрите на буквенное поле. Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в каждой строчке данного поля. ( слайд 3)

к

н

о

р

ы

ч

м

и

ю

й ц в к а п р д б г щ у ы ч т к э я з х ф ъ о д ж к е

— Верно, сегодня повторим написание буквы К.

— Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?

Назовите, из каких элементов состоит буква.( анализ написания буквы, дети прописывают в тетради).

4. Сообщение темы урока

— А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов. (слайд 4) Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку, поставьте ударение подчеркните орфограмму.

5.Словарная работа

(1 ученик на доске, остальные в тетрадях)

Приятный внешним видом.

Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья.

Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани.

Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе

Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.

Последний осенний месяц.

— Какое слово получилось в вертикальном столбике?

— Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования?

6.Работа по теме урока

— Как вы думаете, важная ли это тема в изучении русского языка? Почему? А может быть вы вспомните, какие орфограммы связаны с этой темой?

1 этап. Что такое корень? Какие бывают корни? (слайд 5)

— У каких предметов есть корень? Для чего он нужен?

— Сколько значений у слова?

— Какое из его значений относится к науке о языке?

— Что такое корень?

— А сейчас я хочу рассказать вам одну историю. Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.

Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. ( слайд 6)

— Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)

— А попробуйте прочитать только корень.

— Вы поняли, что означает это слово?

— А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

— Ясен ли смысл слов?

— Какой же мы сделаем вывод, что такое корень?

— Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.

— Дополним схему. Корень – это …

— При помощи какого значка выделить корень в слове?
— Как одним словом можно назвать все эти слова? (однокоренные) — после этого щелчок и над словами появляется корень

— Дополним схему. Что такое корень?

общая часть однокоренных

( родственных) слов

— Запишите в тетрадь 3 однокоренных слова, образованных от слова ХОД, выделите корень.

Упражнение в выделении корня в однокоренных словах

— Так же, как и кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

— Спишите слова, выделите корень:

1 группа:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

2 группа:

Лётчик, самолёт, полёт.

Ледяной, ледовый, лёд.

3 группа:

Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.

4 группа:

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды.

— Выделим корень на доске. (По одному ученику от каждой группы.)

— Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок?

— Самопроверка.

2этап. Слова синонимы; слова с омонимичными корнями

— А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.

— Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?

— Исследуйте пары слов. ( слайд 7)

— Можно ли их назвать однокоренными? Почему?

1 группа:

рис – рисунок

2 группа:

гора – горе

3 группа:

делить – дело

4 группа:

соль – солист

— Какой вывод можно сделать?

При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, т.к. иногда в словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно други,. и тогда такие слова не будут однокоренными.

Работа с учебником ( упр.149, с. 94. Нужно вычеркнуть «лишнее» слово в каждой строке.): задание выполняется по группам (1 строка – 1 гр., 2 строка – 3гр., 3 строка – 4 гр., 4 строка — 2 гр.)

Проверка выполнения.

— Все ли слова в строке являются однокоренными? Какое слово будет «лишним»? Как называются такие слова? ( синонимы)

— Что такое синонимы?

— Почему эти слова не будут однокоренными?

— Что вы можете сказать о том, как пишутся корни в однокоренных словах?

— Какое открытие сделала 2 группа? Что может происходить с согласными в корне слова?

Закрепление изученного

Работа с карточками ( Карточки определенного цвета, соответственно уровню задания, дети могут выбрать карточку любого уровня)

К- 1

Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы. В однокоренных словах выделить корень.

Л…ска, л…сонька, л…са! Ты в каких живёшь л…сах? Л…сий хвост замёл следы.

Где л…сичка? Видел ты?

К- 2

Прочитать текст. В однокоренных словах выделить корень. Подбери еще 2 однокоренных слова, запиши, выдели корень.

У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.

___________________________________________________________

К- 3

Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.

2. Смелый, отважный, храбрый.

3. Больница, боль, большой.

4. Горе, горевать, горный.

5. Чистота, чистый, чистить.

6. Горюет, плачет, печалится.

7. Мороз, замороженный, морозит.

К- 4

В каждой группе слов зачеркните те, которые не являются однокоренными. Обозначьте корень в однокоренных словах.

Солёный, соль, засолка, посолить, соловей, пересолить, солист.

Белый, беленький, бельё, белизна, белка, белила, побелка.

Проверка выполнения групповой работы (Группы 3 и 4 сверяют выполнение задания по ответу, написанному на карточке.

Проверка выполнения задания гр. 1 и 2.)

Рефлексия

Рассмотрите схему. О каком понятии мы сегодня говорили?

— Используя вопросительные слова, составьте вопросы об основных понятиях темы урока, и ответьте на них.

О чём?

Что?

Какая?

Как?

Зачем?

Сколько?

Где?

— На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова». Что еще мы можем узнать на следующих уроках?

— Давайте оценим наш урок и нашу работу.

На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока).

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!

Домашнее задание: упражнение 150

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории русский язык:

Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-otkritogo-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-po-teme-kor.html

Однокоренные слова. Корень слова. Русский язык. 3 класс. Конспект урока

УМК «Русский язык. 3 класс» Т. Г. Рамзаевой.

Миссия школы при исправительной колонии заключается в том, чтобы обучающиеся-осужденные, отбывая срок наказания, научились жить в современном обществе, исправлять свои жизненные ошибки, пересмотрели своё негативное отношение к школе, стремились повысить своё образование и, в первую очередь, моя задача состоит в том, чтобы научить писать грамотно. И в заключение хочу сказать, что, работая в нашей школе, мы можем позитивно влиять на наших обучающихся, создавать условия для их самореализации, развивать в них нравственные общечеловеческие ценности, осуществлять ресоциолизацию осуждённых.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.

Оборудование и материалы: карточки, раздаточный материал.

Формы работы: коллективная, групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.

Методы: частично-поисковый, проблемный.

III. Словарная работа

(Взаимопроверка, обмениваются тетрадями).

IV. Сообщение темы урока

У: А теперь послушайте загадку. Что общего есть у дерева, зуба, волоса и слова?

Обучающиеся: Корень.

Учитель: Правильно. Все вы прекрасно знаете, что всё в нашем мире из чего-нибудь состоит (вспомним урок окружающего мира по теме «Тела, вещества, частицы»).

Например, облака состоят из мельчайших капелек воды, воздух состоит из смесей различных газов, наш класс – из учеников, наша речь состоит из предложений, предложения из слов. А слова, которые мы произносим и пишем, тоже имеют свой состав, они сделаны из разных частичек.

И каждая из этих частичек вносит в слово свою часть смысла. Но есть в словах и самая главная частичка, без которой и не будет никаких слов. Кто догадался, о какой частичке веду я речь? (О корне)

У.: Правильно. Я говорю о корне. Но слово корень, как мы убедились, – многозначное. Это и подземная часть дерева, и внутренняя часть зуба, волоса, ногтя и часть слова. У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем на уроке говорить о корне, как о главной части слова.

V. Изучение нового материала

1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

Мотивация

У.: Послушайте сказку.

Много-много лет тому назад нашел старик странное семечко. Он решил его посадить в землю и посмотреть, что же из него вырастет. Сначала из семечка вырос странный корень. Вот он. (Карточка с корнем – сад перевернута словом к доске. Учитель прикрепляет ее на доску).

Затем из этого корня стали отходить ростки. Были они чем-то похожи на этот корень, но и свое в каждом было. Вот эти отростки. (Карточки со словами рассада, садовник, садовод, посадки прикрепляются на нарисованные, на доске ветки дерева).

И выросло вот такое дерево!

У.: Из чего же состоит это дерево?

О.: Из слов.

У.: Прочитайте внимательно слова. (Обучающиеся читают слова) Посмотрите, может быть, вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы обучающиеся)

У.: Правильно, это часть – сад. (Учитель переворачивает карточку-корень).

– Чем похожи все эти слова?

О.: У них есть общая часть.

У.: Как она называется?

О.: Корень.

У.: А как называются слова, у которых есть общая часть? (Однокоренные, родственные).

Фронтальная работа. Постановка учебной задачи (проблемы) и поиск решения учебной задачи (проблемы)

У.: Правильно. Давайте сами «вырастим» такие слова из корня. Например, из корня – ход. (На доске написано слово «ход»). Записываем слова на доске и в тетрадях. (Обучающиеся называют слова: выход, выходить, поход, походка, обход, обходить, выходка, переход; записывают в тетрадь, один ученик работает у доски).

У.: Вот, сколько слов у нас получилось вырастить из одного корня. Прочитайте их. (Обучающиеся читают записанные слова). Чем похожи эти слова?

О.: У них есть общая часть.

У.: Назовите мне ее.

О.: Это часть – корень – ход.

У.: Правильно, корень – ход. Давайте выделим этот корень специальным значком – дугой во всех словах. (Выделяют корень – ход во всех записанных словах).

У.: А теперь попробуйте прочитать только корень (Читают).

У.: Вы поняли, что означает это слово? (Да).

– Давайте уточним значение слова ход в толковом словаре. Ход – движение, перемещение в каком-н. направлении.

– Теперь попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. (Читают.)

– Ясен ли смысл слов? (Нет.)

– Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Ответы обучающихся.)

У.: Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. В корне передается значение слова. От него «растут» другие слова.

– А теперь прочитаем правило в учебнике. Откройте учебник на странице 99и прочитайте правило самостоятельно.

– Прочитали? Тогда ответьте мне на вопрос: что такое корень слова? (Выслушиваются ответы нескольких обучающихся).

О.: Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.

У.: Приведите примеры однокоренных слов (ответы обучающихся). Прочитайте правило еще раз.

2. Работа над двумя признаками однокоренных слов (Проблемный метод).

Дидактическая игра «Найди свой дом».

– А сейчас мы поиграем. У меня три домика. В первом живёт корень «земл», во втором – «звер», в третьем – «вод». У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для своего слова.

– Начинаем заселять дома: (по очереди прикрепляют свои слова).

Постановка проблемы: как различать однокоренные слова со словами с одинаковым корнем?

У.: Внимательно посмотрите и скажите, у всех ли слов в каждом столбике одинаковые корни? (Да)

 – Все ли слова в каждом столбике одинаковые по смыслу? (Находят лишнее).

– Верно, слово водитель «лишнее». Значит однокоренные слова – это, какие слова? (Ответы обучающихся).

– Верно, однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл(признаки).

У.: Какой вывод можно сделать?

О.: У всех однокоренных одинаковый корень и одинаковое значение.

У.: Мы с вами только что выделили 2 признака однокоренных слов.

– А как написан корень в однокоренных словах?

О.: Одинаково.

У.: Правильно, корень в однокоренных словах пишется одинаково. И это вам нужно будет запомнить.

– А чтобы лишнему слову не было «скучно», подберём ему однокоренные слова и запишем их, корень выделим. (Письмо с комментированием учителя. Обучающиеся называют слова, учитель пишет на доске и проговаривает, Обучающиеся пишут в тетрадях: водитель, приводить, провод, проводка, подводить, проводы).

(После записи выделяется корень в словах.)

У.: Закончили работу? Обменяйтесь тетрадями друг с другом. Проверьте работы, поставьте отметки (работа в парах, взаимопроверка).

1. Упражнение в выделении корня в однокоренных словах (работа по карточкам)

Задание: спишите слова, выделите корень.

1 вариант:

2 вариант:

Лётчик, самолёт, полёт.

Род, родители, родил.

Ледяной, ледовый, лёд.

Трудовой, трудись, труды.

(Групповая работа). Проверка:

У.: Выделим корень в словах, расположенных на доске (по одному ученику от каждого варианта.)

– Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок? (Самопроверка).

2. Игра «Найди лишнее слово»

У.: А сейчас словесная игра на внимательность. В каждой строке есть «лишнее» слово. Вы должны его назвать и объяснить свой выбор.

На доске:

Белка, беленький, белить. Водяной, вода, водить. Лист, лиса, лисёнок.

Лось, лоскут, лосёнок.

У.: Молодцы! А теперь на слух:

Моряки, морской, моржи Корень, корневой, коржи. Холод, холмик, холодок. Носик, носит, носок. Семя, семечко, семья.

Вдруг, подруга, друзья.

3. Работа в учебнике

Выполняется упражнение 45на странице107.

VII. Итог урока

У.: Что нового вы узнали на уроке? Какие слова можно называть однокоренными? (Ответы обучающихся).

О.: Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.

У.: Что же такое корень слова? (Рассказывают правило).

– Назовите признаки однокоренных слов. (У однокоренных слов есть общая часть и общее значение. Все корни в однокоренных словах пишутся одинаково).

У.: Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?

О.: Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.

VIII. Рефлексия урока

Конкурс «Верю – не верю»:

  1. Верите ли вы, что слова шиповник и шип однокоренные?
  2. Верите ли вы, что слова голый и угол однокоренные?
  3. Верите ли вы, что в словах муха и мушка согласные корня чередуются?
  4. Верите ли вы, что слова морозит и мороженое родственные?

– Вы сегодня очень хорошо работали. За работу на уроке я ставлю отметку «пять» – …, «четыре» – …, отметку «три» – ….

– Урок окончен. Всем спасибо.

Домашнее задание: Наши обучающиеся не имеют возможности выполнять домашние задания, и весь процесс обучения проходит только на уроке.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/odnokorennye-slova-koren-slova-russkiy-yazyk-3-klass-konspekt-uroka/