Урок в 8 классе . Фонвизин —
Фонвизин- » сатиры смелый властелин».
/ урок покомедии Фонвизина «Недоросль» в9 классе/
Цель : 1. выявить главные проблемы, поставленныев комедии;
2.учить анализировать, выделять чертыхарактера героев;
Оформлениедоски: запись темы урока, эпиграф:
Сатира- это » не невинное зубоскальствовесёленьких остроумцев, а
гроза духа,оскорбленного позором общества».
В. Г. Белинский.
/ таблицазаполняется по ходу урока/
Проблематика пьесы | Черты характера помещиков | Сатирические приемы |
|
1.Ж адность2.Деспотизм3.Хамство4.Грубость5.Лесть, подхалимство6.Корысть7.Невежество8.Консерватизм | 1.»Говорящие» фамилии2.Преувеличение отрицательных черт3.Низменность желаний героев4.Ремарки |
Вступительноеслово.
Темасегодняшнего урока – Фонвизин -«сатиры смелый властелин»…
1. Чьи этослова? /Пушкина/.
2. Что далоправо Пушкину дать такую оценку Фонвизину?
Эпиграфом кнашему уроку будут слова В.Г. Белинского:
«Сатира— это не » невинное зубоскальствовеселеньких остроумцев, а гроза духа,оскорбленного позором общества».
Этот эпиграфи будет нашей путеводной звездой напротяжении всего урока , мы будемдоказывать жизненность, актуальностьэтих слов.
Работанад проблематикой пьесы.
Проблема№1
Вы помните,что пьеса начинается с эпизода скрепостным Тришкой. Посмотрим её.
Инсценировка» Примерка кафтана”.
-
Как вы думаете, почему Простакова не отдала шить кафтан портному?
2. Какаячерта характера проявляется у этойпомещицы?/жадность — записываемна доске/
Жадностьна собственном дитяти. Любить безумночадо и экономить на нем…
Именно этачерта — ее первый проигрыш, которыйприведет к трагическому финалу.
3.Но что же еще хотел сказать Фонвизинэтой сценой?
/Писательпоказывает её уверенность в том , чтокрепостной человек обязан уметь все,
долженисполнять все её прихоти/.
«Экоескотское рассуждение…»
Простаковаубеждена, что она живет по правильнымзаконам. Так было и будет, так жили ихпращуры, и так должны жить и их дети.
4. Какойурок преподносит своему сыну такимобращением к крепостным? Найдите этиобращения.
5. Какони характеризуют ее, да и Митрофана,который вслед за ней повторяет то же?
/деспотизм,хамство, грубость/.
6.А только ли Простаковой присущи этичерты?
/Нет,и её брату тоже, и сыну/.
Порядки вдоме Простаковой страшны: «С утра довечера, как за язык повешена, рук непокладаю : то дерусь, то бранюсь, тем идом держится’’.
Скотинин :»Не будь я Тарас Скотинин, если у меняне всякая вина виновата».
Телесныенаказания крепостных людей в усадьбе Простаковых были обыкновенным явлением. Положение крепостных крайне тяжелое:Еремеевна 40 лет верой и правдой служила господам , получая за это «по пятирублей в год да по пяти пощечин на день».Униженное положение рабы, ежеминутныеоскорбления сделали её верным господскимпсом, лишило чувства собственногодостоинства.
7. Какимисатирическими приемами пользуетсяФонвизин, изображая помещиков?
1. Говорящиефамилии;
2. умышленноепреувеличение отрицательных черт. Как называется этот прием? /гипербола/3.самохарактеристики;
4. желаниягероев;
5. ремарки
6.Таккакая же главная проблема поставленауже в 1 действии?
1. Критикасамодержавно-крепостной действительности.
2. Трагизмсудьбы простого человека.
Этому человеку,крепостному, не очень много уделено внимания, но даже по этим крупицам можносудить, какой гнев, какая боль жили вдуше писателя. Фонвизин встал на защиту великого русского талантливого народа,угнетенного деспотами — помещиками.
Проблема№2
9.Изменил ли приезд Стародума образжизни семейства Скотининых?
/Да, у Простаковой проявляются новыекачестваю Какие?
Она льстиво,угоднически разговаривает со Стародумом,корысть
чувствуетсяво всем. И желая угодить Стародуму, даже не может понять, как смешна она всвоем невежестве, тупоумии, в назидательнойрассудительности. Ведь живет она попривычным, типичным законам своеговремени, где все должно быть как у людей,где все подчинено жажде наживы.
— Какаямечта у Скотинина?
/ Неслучайно Фонвизин подчеркивает вСкотинине свиноподобие и свинолюбие/.
— Ау Простаковой? /вяжет кошелек, вкоторый собирается припрятать денежки/.
— уМитрофана ? /’’Не хочу учиться,хочу жениться», а потом жить так, какживут его родственники/.
Да икакие иные желания могут появиться в душе недоросля, если он так воспитанс самого раннего детства?!
А воспитание и, конечно, обучение, помнению любящей матери, он получилотменное.
Приоткроемзанавес на несколько минут и окажемся свидетелями одного урока.
инсценировка»Экзамен Митрофана».
10.Какие же черты характера проявляютсяи у матери, и у сына?
11.Угодила ли Простакова Стародуму,показывая.»образованность»своегосына, таким образом оголив его тупоумие?Как реагировал Стародум?
Какаяже проблема ставится?
— Радостныйли смех у Фонвизина?
Это смехсквозь слезы. Ему, гражданину своеговремени, горько и больно смотреть, какгибнет будущее России — молодое поколение,уродливо воспитанные митрофаны, которыестанут тормозом для духовного икультурного развития России.
Проблема№3
Консерватизмустарого поколения Фонвизин противопоставляет образы передовых людей.
1. Назовитеположительных героев. /Софья, Милон,Правдин, Стародум/. Обратите вниманиена говорящие Фамилии.
2.Какую свежую струю вносят эти герои втемный невежественный мир Скотининых?
3.Какие же мечты , в отличие от Скотининых, у передовых людей?
Милон- «Разум , любезность, просвещенность».
Стародум – ‘’Душа и сердце».
Правдин -‘’ Правда во всем’’.
Создаваясбою комедию, Фонвизин надеялся на то,что придет время,
когда передовая молодежь будет считать позором бездеятельную
жизнь:
«Дворянинсчитал бы за первое бесчестие не делать ничего ,
когда естьему столько дела , есть люди, которымпомогать надо, есть Отечество, которомуслужить. «
И врезультате этого Россия станет образованной, духовно богатой, ибоценность нации должна определятьсяделами её народа.
Вот иеще 1 проблема — желание видеть Россию образованной, духовно богатой, непреклоняющейся перед другимигосударствами.
4.Но можно ли сказать, что пьеса закончилась полным посрамлением пороков?Прочтем заключительную сцену.
Да,Простакова очнется, и еще много бед принесут Скотинины России, тормозя её развитие, стараясь задушить все новоеи передовое. Но, несмотря на это,ростки нового пробиваются сквозь тьму,невежество, мрак
3.Заключение
Мнехочется закончить наш урок словамитакого же великого гражданина, какФонвизин, ученика, продолжателя еготрадиций А.С. Пушкина:
Здравствуй,племя
Младое,незнакомое! Не я
Увижутвой могучий поздний возраст,
Когдаперерастешь моих знакомцев
Истарую главу их заслонишь
Отглаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышитваш приветный шум, когда,
сприятельской беседы возвращаясь,
Веселыхи приятных мыслей полон,
Пройдетон мимо вас во мраке ночи
Иобо мне вспомянет…
Хочется,чтобы пьесу «Недоросль» вы восприняли не как произведение далеких времен,а как современно звучащее произведение,которое поможет вам в жизни вести непримиримый бой с еще встречающимися скотининами, митрофанами, с их страшноживучими чертами.
Цените это произведение как памятник русскойкультуры.
д/з Сочинение-миниатюра ‘’Сатирическое изображениепомещиков.’’
1. Актуальна ли пьеса «Недоросль»?
2. Чему васнаучила комедия?
Источник: https://www.UchMet.ru/library/material/133956/
Конспект урока по литературе для 8 класса «Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Наша кнопка
Скачать материал
Сафоклова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» №129 , г. Красноярск.
Конспект урока по литературе (8 класс)
Тема: «Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Цели:
- формировать умение и навыки анализа и синтеза текста;
- содействовать формированию и развитию творческих способностей, овладению навыками самосознания;
- учить анализировать и обобщать приобретённые знания;
- развивать речевую активность;
- воспитывать гражданские качества ( “…есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить”).
Оборудование:
- портрет Д. И. Фонвизина
- рисунки учащихся к комедии
- таблица -“системный оператор”
- домашнее задание, выполненное в группах (таблицы “хорошо-плохо”).
Ход урока
1. Слово учителя
В 70-80 годы XVIII века вопросы крепостного права, служения отечеству, воспитания и нравов были очень злободневны.
Сатирические журналы и художественная литература много внимания уделяли этим вопросам, разрешая их по-разному, в соответствии со взглядами авторов. Фонвизин тоже не остался в стороне от этих проблем.
Мы говорили, что комедия “Недоросль” не столько бытовая, сколько социально-политическая. И тема нашего урока: “Как воспитать истинного гражданина?”
2. Беседа
Раскрывая тему воспитания, автор говорит устами своего героя Стародума: “Оно (воспитание) и должно быть залогом благосостояния государства”.
(Эти слова записаны на доске.)
— Объясните смысл этих слов. (Один из ответов: “Каких людей, граждан мы воспитаем, в таком обществе и будем жить”.)
— Что значит – быть гражданином? (Один из ответов: “Быть полезным обществу, приносить пользу государству, стараться сделать его лучше”.)
— А вы считаете себя гражданами? Да или нет – объясните: почему?
— Что же влияет на воспитание человека как личности, как гражданина? (Один из ответов: “Человек рождается – его воспитывает семья, он подрастает, становится более зрелым – его воспитывает семья, окружение, общество и, конечно, он сам. ”)
Итак, человека – гражданина воспитывает семья, общество и сам человек воспитывает себя.
Давайте вспомним, каковы были культура, просвещение, общественно-политическая обстановка последней трети XVIII века.
3. Сообщение учащегося
(Индивидуальное д/з.)
В последнюю треть XVIII века Россия заняла видное место в ряду европейских государств. Был получен выход в Чёрное море, возникли города: Одесса, Николаев, Севастополь.
Это было время расцвета крепостничества и помещичьего произвола. Крестьяне превратились в полную собственность помещика, власть которого в его имении стала безгранична. Такое положение привело к обострению классовой борьбы. Наивысшая точка этой борьбы – крестьянская война под предводительством Пугачева.
После его подавления в стране ещё больше усилилась правительственная реакция, проводились мероприятия против всего передового, прогрессивного.
Обострение классовых противоречий содействовало развитию передовой общественной мысли. Растёт и крепнет передовая литература, обличающая чиновников-взяточников, вельмож, жестоких помещиков. Успешно развивается наука. Открываются школы, развивается образование. Образуются научные и литературные общества.
— Запишите в тетрадь вывод: какой была обстановка в России этого периода?
(Один из вариантов: о-п обстановка в России последней трети XVIII века сложилась противоречивая: с одной стороны — развивается и крепнет наука, культура, просвещение, прогрессивные умы стараются изменить общество; с другой стороны – правительственная реакция, которую поддерживают власть имущие, они борются со всем новым, передовым, не понимают, боятся прогрессивных преобразований.)
4. Учитель
— Последняя треть ХVIII века, семья господ Простаковых. Что же представляет из себя семья и окружение Митрофанушки? (Ответы учащихся.)
Вот в таком окружении, в такой семье рос и воспитывался Митрофанушка.
— Кто же главный в этой семье? (Мать, госпожа Простакова, цель всей жизни которой – счастье сына.)
5. Приём “хорошо – плохо”
— Материнская любовь – чувство естественное, природой заложено любить и заботиться о ребёнке. Подберите определения, эпитеты к этому понятию. Какие ассоциации вызывает у вас это выражение – “материнская любовь”? (Ответы учащихся.)
— Простакова тоже любит сына, любит неистово, слепо. Такая слепая материнская любовь – это хорошо или плохо?
Учащиеся представляют свои д/работы, выполненные в группах. Одна из работ:
Хорошо
Плохо
воспитала эгоизм, он вырос неблагодарным, не обременён ни умом, ни совестью; ограничен в развитии, нет духовного воспитания;невежество, необразованность; не умеет и не хочет трудиться, приносить пользу обществу;
научился хитрить, приспосабливаться, использует людей, никого не уважает, даже свою мать, которая его так любит.
— Да, Простакова любит своего сына, заботится о его счастье, он сыт, обеспечен.
Но чего нет в такой любви, в таком воспитании?
(Один из ответов: в любви и воспитании г. Простаковой нет заботы о том, каким человеком вырастет сын, мать не научила его трудиться, приносить пользу. Заботясь о его биологических потребностях, не понимает, что будущего у её сына нет. Не понимает, что воспитала ненужного для общества человека. В нем нет ничего от настоящего гражданина. Это нравственный калека.
6. “Системный оператор”
— А что же сам Митрофанушка, каков он? Давайте посмотрим, где кроется причина того, что Митрофанушка стал тем, кем он стал. Поработаем по СО. (Работа по группам)
1 гр. – система (Митрофанушка) и подсистема (его нравственные качества);
2 гр. – прошлое системы (семья) и прошлое подсистемы (воспитание родителей М. , воспитание Митрофанушки);
3 гр. – будущее системы (судьба героя) и будущее подсистемы (нравственное развитие);
4 гр. – прошлое надсистемы (общество, эпоха Петра I, дворцовых переворотов), надсистема (общество – эпоха Екатерины), будущее надсистемы (XIX век, пореформенная эпоха.)
(По результатам работы групп заполняется таблица “Системный оператор”.)
Системный оператор
Прошлое надсистемы.
Общество
Эпоха дворцовых переворотов – о развитии государства никто не заботится.
Надсистема.
Общество, семья
Эпоха Екатерины II. – развивается наука, культура, просвещение; прогрессивные идеи. Но в то же время правительственная реакция, борьба с передовым, прогрессивным; усиление крепостного права. Митрофана окружают невежественные, грубые, деспотичные люди, живущие для себя.
Будущее надсистемы. Общество
XIX век. Пореформенная эпоха – 1812 г. – победа, подъём патриотического духа, 1825 г. – стремление декабристов изменить общество. 1861 г. – отмена крепостного права. Реформы Александра II. Время, прогрессивное для России.
7. Итог
— Мы увидели, что представляет из себя герой комедии Д.И. Фонвизина Митрофанушка, посмотрели, из чего складывалось его воспитание в семье, в каком обществе он жил, каково его отношение к окружающим, к обществу, что его ожидает в будущем.
— Где и в чём причина того, что Митрофанушка стал нравственным калекой?
(Вывод делают учащиеся. Один из ответов: Первая причина – в воспитании. Митрофана воспитывали в семье себе подобным, не воспитывали в нём потребности приносить пользу, трудиться, т.к.
сами родители были воспитаны людьми невежественными, без принципов, без совести. Жили за счёт других. И Митрофанушка вырос таким же, даже ещё хуже. Он никого не любит, даже свою мать, предаёт её.
И вторая причина – он сам не хотел изменить себя, его всё устраивало. В нём нет ни одного качества гражданина.)
— А если изменить что-нибудь в системе, например, прошлое системы?
(Учащиеся фантазируют, что могло бы быть: дедушка Митрофана служил бы государству, был бы патриотом…)
— Вспомните примеры в литературе: этот же период, эпоха, тоже дворянская семья, но этого героя мы называем истинным гражданином…(Учащиеся: это Пётр Гринёв. Его действительно можно назвать истинным гражданином. Главным в родительском воспитании было служение Отечеству, соблюдение чести дворянина, “ беречь честь смолоду…”
И Пётр Гринёв сам старался быть таким, каким был его отец, каким его воспитывали родители, быть гражданином.)
За что бы вы сказали спасибо Митрофанушке? (Чему научились, что поняли…)
(К этому уроку ученица Воронина Аня написала стихотворение.)
Кто есть истинный гражданин?
У кого-то есть талантЗемлю засевать,У кого-то есть талантКниги создавать. Кто-то трудится в земле,В темных дырах шахт. Ну а кто-то день и ночь Не сменяет вахт. Кто-то служит на границе,Сторожит покой. Кто-то лечит, кто-то строит, — Вот закон простой. Вот они, на ком земляДержится подчас. Истинными гражданами
Называем вас.
8. Домашнее задание (по выбору)
-
Выписать советы Стародума по воспитанию истинного гражданина. Что бы вы изменили, что , на ваш взгляд, устарело, объясните свою точку зрения. Составьте свои рекомендации по воспитанию гражданских черт характера, гражданских чувств.
-
Напишите сочинение (“Эпилог”) о будущем героя, о его судьбе. (В любом жанре).
-
“Воспитайте” его. Какие обстоятельства могли бы изменить героя?
9. Оценки за урок выставляются “старшими” в группах на листах-экранах
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Ещё документы из категории литература:
Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literature-dlya-klassa-komediya-difonvizina-ne.html
Конспект урока по литературе
СафокловаИрина Владимировна, учитель русскогоязыка и литературы, МБОУ «Средняяобщеобразовательная школа» №129 , г.Красноярск.
Конспект урока по литературе (8 класс)
Тема: “Как воспитать истинногогражданина?” ( Комедия Д.И.Фонвизина«Недоросль»)
Цели:
- формировать умение и навыки анализа и синтеза текста;
- содействовать формированию и развитию творческих способностей, овладению навыками самосознания;
- учить анализировать и обобщать приобретённые знания;
- развивать речевую активность;
- воспитывать гражданские качества ( “…есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить”).
Оборудование:
- портрет Д. И. Фонвизина
- рисунки учащихся к комедии
- таблица -“системный оператор”
- домашнее задание, выполненное в группах (таблицы “хорошо-плохо”).
Ход урока
5. Приём “хорошо –плохо”
— Материнская любовь – чувствоестественное, природой заложено любитьи заботиться о ребёнке. Подберитеопределения, эпитеты к этому понятию.Какие ассоциации вызывает у вас этовыражение – “материнская любовь”?(Ответы учащихся.)
— Простакова тоже любит сына, любитнеистово, слепо. Такая слепая материнскаялюбовь – это хорошо или плохо?
Учащиеся представляют свои д/работы,выполненные в группах. Одна из работ:
Хорошо | Плохо |
заботится, чтобы сынок был сыт, обут, одет; беспокоится, не загружен ли он умственно; заботится о будущем (выгодная женитьба), ни в чём не отказывает, исполняет все желания. | воспитала эгоизм, он вырос неблагодарным, не обременён ни умом, ни совестью; ограничен в развитии, нет духовного воспитания;невежество, необразованность; не умеет и не хочет трудиться, приносить пользу обществу; научился хитрить, приспосабливаться, использует людей, никого не уважает, даже свою мать, которая его так любит. |
— Да, Простакова любит своего сына,заботится о его счастье, он сыт, обеспечен.
Но чего нет в такой любви, в такомвоспитании?
(Один из ответов: в любви и воспитанииг. Простаковой нет заботы о том, какимчеловеком вырастет сын, мать не научилаего трудиться, приносить пользу. Заботясьо его биологических потребностях, непонимает, что будущего у её сына нет. Непонимает, что воспитала ненужного дляобщества человека. В нем нет ничего отнастоящего гражданина. Это нравственныйкалека.
8. Домашнее задание(по выбору)
-
Выписать советы Стародума по воспитанию истинного гражданина. Что бы вы изменили, что , на ваш взгляд, устарело, объясните свою точку зрения. Составьте свои рекомендации по воспитанию гражданских черт характера, гражданских чувств.
-
Напишите сочинение (“Эпилог”) о будущем героя, о его судьбе. (В любом жанре).
-
“Воспитайте” его. Какие обстоятельства могли бы изменить героя?
9. Оценки за уроквыставляются “старшими” в группах налистах-экранах
Источник: http://pedsovet.su/load/28-1-0-11420
От составителя. Это своеобразное продолжение семинария «Уроки пензенских учителей», опубликованного в № 8 за 2003 год. К сожалению, в ту подборку вошли далеко не все самые интересные находки, сделанные словесниками Пензы.
Сегодня предлагаем читателям ещё один материал, разработанный творческой группой учителей-словесников школы № 51.
Отметим, что учителя этого города работают в основном по учебно-методическому комплексу «В мире литературы», подготовленному коллективом авторов под редакцией А.Г. Кутузова.
Поэтому естественно, что все уроки сориентированы именно на него.
Основные характеры. Драматургический конфликт. Особенности композиции. Способы создания комического эффекта. Отражение в комедии идей XVIII века. Значение комедии для современников и последующих поколений
№ урока | Тема урока | Сведения по истории литературы | Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий | Виды деятельности учащихся по развитию аналитических, интерпретаторских и творческих умений |
1 | Д.И. Фонвизин «Недоросль» | Просветительские идеи и русская литература | комедия | Комментированное чтение афиши и первого действия. Словарная работа. |
2 | Речевая характеристика | Комментированное чтение отдельных сцен комедии. Речь и поступки как основное средство создания характера в драматическом произведении. Составление речевой характеристики героев. | ||
3 | Драматургический конфликт и его развитие | Чтение по ролям с элементами инсценирования. | ||
4 | Урок-практикум «Традиции и новаторство комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»» | Традиции классицизма в комедии. Просветительские идеи автора. Новаторство Фонвизина-драматурга. Афоризм. Композиция. | ||
5 | Продолжение урока | |||
6 | Творческий практикум | Сочинение по комедии |
Урок 1. Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: просветительские идеи и русская литература. Комментированное чтение афиши и первого действия
Работа со статьёй учебника
Прочитать эпиграф. В чём патриотизм, служение Родине писателя с точки зрения Фонвизина?
Какова роль писателя в XVIII веке?
Почему Фонвизин хорошо знал придворную жизнь?
Как выглядит идеальное государство, с точки зрения просветителей? (“Мы обязаны повиноваться и покоряться всякому, без исключения, государю, так как он имеет на это бесспорное право; но уважать и любить мы должны лишь его добродетели” — Мишель Монтень.)
Почему Фонвизин выбирает драматургию?
Почему любимый жанр Фонвизина — комедия?
Индивидуальное сообщение о комедии «Бригадир». С героем какого прочитанного нами произведения можно сравнить Иванушку и почему?
Вершина творчества драматурга — «Недоросль» (1782)
Работа с эпиграфом на доске
…Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы…(А.С. Пушкин)
Вступительное слово учителя
Связь творчества драматурга с исторической обстановкой, с общественной и художественной мыслью 70–80-х годов.
Одним из первых Фонвизин затронул тему крепостничества — основы современного ему социального строя. Он считал неограниченную власть помещиков над крестьянами большим общественным злом, которое может привести дворянское государство “на самый край конечного разрушения и гибели”.Вспомнить особенности драматических произведений
ДРАМА (от греческого — действие, действо) — один из основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и лирикой).
Пишется в диалогической форме и, как правило, предназначается для постановки на сцене; основа драмы — действие. Воспроизводит прежде всего внешний по отношению к автору мир.
Для драматических произведений характерны остроконфликтные ситуации, властно побуждающие персонажей к словесно-физическим действиям.
КОМЕДИЯ — драматический жанр, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.
Особенности композиции пьес XVIII века — подчинение композиции сценического произведения правилу трёх единств.
События происходят в течение одних суток и в одном месте — захолустной барской усадьбе, в доме помещицы Простаковой.
Самостоятельная словарная работа
Карточка (8 групп). Объяснить лексическое значение слова. В результате групповой работы создаётся «Словарь комедии»,словник которого пополняется в течение всей работы над произведением.
Бессердечие — отсутствие мягкости, сердечности; бездушие, жестокость.
Воевода— в Древней Руси и в некоторых славянских государствах — начальник войска, округа.
Гарнизонный — принадлежащий воинской части, расположенной в населённом пункте, крепости или укреплённом районе.
Дворовый — принадлежащий к дворне. Дворовые люди. Флигель для дворовых (сущ.).
Дворня (собир.) — при крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме. Многочисленная д.
Дворянский— принадлежащий дворянину.
Дворянин — лицо, принадлежащее к дворянству.
Деспотизм — 1) самовластное правление. Монархический д.; 2) поведение деспота (во втором значении). Д. самодура.
Карьеризм — погоня за карьерой, стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах.
Корыстолюбие — стремление к личной выгоде, наживе, жадность.
Крепостной— крепостной крестьянин.
Крепостник — владелец крепостных крестьян, поборник крепостничества.
Мошенник — человек, который занимается мошенничеством, плут, жулик. Мелкий м.
Недоросль — в России в XVIII веке: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу; перен. — глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон.).
Обличение — разоблачать, вскрывая что-нибудь неблаговидное, вредное, преступное, сурово порицать. О. пороки.
Опека — форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Взять под опеку. Учредить опеку.
Оппозиция — противодействие, сопротивление (книжн.). О чьей-нибудь политике. Быть в оппозиции кому–чему-нибудь (будучи несогласным с чьими-нибудь взглядами и действиями, противодействовать им).
Поместье — земельное владение помещика. Крупное, мелкое п.
Посвятить(что, кому–чему) — предназначить, отдать. П. свою жизнь работе.
Привилегия — преимущественное право, льгота. Привилегии ветеранам войны.
Придворный — лицо, состоящее при монархе (а также при члене его семьи), входящее в его окружение.
Просветить (кого, что) — передать кому-нибудь знания, распространить знания, культуру.
Разорение (кого, что) — нарушение, разрушение чьего-нибудь материального благополучия, доведение до нищеты. Р. семьи.
Сговор — помолвка, соглашение между родителями жениха и невесты (устар.).
Скаредность — большая скупость, жадность.
Стяжательство— корыстолюбие, стремление к наживе.
Труженик — человек, который трудится; трудолюбивый человек. Труженики села.
Челобитчик — тот, кто подаёт челобитную.
Челобитная — в России до начала XVIII века: письменное прошение, жалоба. Подать челобитную.
Фаворит — любимец высокопоставленного лица, получающий выгоды и преимущества от его покровительства.
Задание к работе со словарём: уметь объяснять лексическое значение слов, составить со словами словосочетания и предложения, выбрать из словаря слова, которые могут понадобиться в работе над характеристикой героя, истолковании авторской позиции и так далее.
Кто для вас главный герой пьесы?
Простакова — пьеса о её судьбе. Софья — причина соперничества Митрофана, Скотинина, Милона. Стародум — от его мнения всё зависит. Митрофан — ведь пьеса названа «Недоросль».
Работа с названием
Источник: https://lit.1sep.ru/article.php?id=200302805