Урок для 5 класса по теме:
Наша кнопка
Скачать материал
Урок географии в 5 классе
Учитель: Карелова Наталья Валерьевна, учитель географии, первая квалификационная категория
Тема: Русские путешественники
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Целевая установка: создать условия для формирования представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли
Понятия: Россия, Европа, Азия, поморы, казаки, река Колыма, река Анадырь, Ледовитое море, Северная Америка, Северный Ледовитый океан, Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Чириков, мыс Северо-Восточный (Дежненева), полуостров Аляска, Алеутские острова, Командорские острова
Задачи, приводящие к предметным результатам:
— Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний.
— Определять и показывать на карте маршруты путешествий.
— Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли.
— Составлять описание территорий, открытых русскими путешественниками.
— Составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнева, Витуса Беринга и Алексея Чирикова.
Задачи, приводящие к метапредметным результатам:
— умение работать с различными источниками информации.
— выделять главное в тексте.
— структурировать учебный материал.
— преобразовывать текстовую информацию в табличную форму.
Задачи, приводящие к личностным результатам:
— понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Практическая работа: Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Оборудование: учебник географии 5 класс, карта России, атласы, технологическая карта, дополнительный текст, презентация, медиапроектор, интерактивная доска, контурные карты.
Ход урока.
№
Этапы работы (УУД)
этапа
ИМЯ____________________________Фамилия________________________________
Тема урока______________________________________________________________
Задания
Оценка учащегося
Оценка учителя
- С каким животным познакомился Джеймс Кук в Австралии, в переводе с австралийского это слово означает «не понимаю».
- Как переводится на русский язык название корабля, на котором Джеймс Кук совершил первое кругосветное плавание.
- Имя голландского мореплавателя, открывшего Австралию задолго до Кука, но скрывшего свое открытие.
- Испанский мореплаватель, проплывший на своем корабле в нескольких километрах от Австралии, но не заметивший ее из-за тумана.
- Собственностью какого государства стала считаться Австралия, после того, как ее открыл Джеймс Кук.
- Материк, открытый Джеймсом Куком.
Какое слово получилось __________________________________________
3) Укажите маршрут Семена Дежнева на контурной карте, используя рисунок 47 на странице 85
3 – «5»
2 – «4»
1 – «3»
3) Отметь на карте место гибели командора Витуса Беринга.
4) Подпиши на карте Алеутские острова и полуостров Аляска, полуостров Камчатка.
4 – «5»
3-2 – «4»
1 – «3»
В начале 18 века в России стали бурно развиваться наука, промышленность, торговля, создаваться морской флот. Россия активно осваивала и изучала свою обширную территорию, вела поиск новых торговых путей.
Летом 1741 года из гавани порта Петропавловск, расположенного на полуострове Камчатка вышли два российских корабля – «Святой Петр» под командованием Витуса Беринга и «Святой Павел», командиром которого был Алексей Чириков. По пути они потеряли друг друга и дальше двигались независимо. Судьба их сложилась по-разному.
16 июля 1741 года «Святой Павел» приблизился к гористому берегу. Это был один из островов у южного побережья Аляски. Высадиться на берег не удалось. Обратный путь был тяжелым: люди голодали, их мучила цинга, жажда. И все же в октябре 1741 года отважные мореплаватели вернулись домой.Корабль Витуса Беринга достиг берегов Северной Америки 17 июля 1741 года – всего на день позже экспедиции Чирикова. На обратном пути «Святой Петр» попал в шторм и был выброшен на неизвестный остров.
На пустынном берегу острова не из чего было даже построить жилище, и морякам пришлось прятаться от непогоды под перевернутыми шлюпками. Во время вынужденной зимовки многие моряки погибли, в том числе и командор Витус Беринг.
Только в августе 1741 года выжившие моряки смогли построить небольшое судно и добраться до Камчатки.
Благодаря экспедиции В.Беринга и А.Чирикова были открыты северо-западная часть Северной Америки, Алеутские и Командорские острова. В честь Беринга назван пролив, разделяющие Евразию и Северную Америку, в честь него была учреждена медаль.
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Ещё документы из категории география:
Источник: https://doc4web.ru/geografiya/urok-dlya-klassa-po-teme-russkie-puteshestvenniki.html
Открытия русских путешественников. География. 5 класс. Конспект урока
УМК «География. Начальный курс. 5 класс»И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина.
Тип урока: комбинированный.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами частично – поискового метода.
Цели по содержанию:
а) образовательная: способствовать ознакомлению с важным этапом в истории географических открытий
б) развивающая: создать условия для развития общеучебных умений: работать с картами атласа и текстом учебника, дополнительной литературой
в) воспитательная: использовать воспитательный потенциал учебного материала темы для воздействия на эмоциональную сферу личности обучающихся
Методы: частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, портреты путешественников
Использованные источники: http://www.stihi.ru, http://www.rgo.ru
1. Проверка домашнего задания
– Учитель зачитывать стихотворение и задает классу вопрос: определите, какой период в истории географических открытий Земли описан? Какие строки подтверждают вашу мысль?
Сергей Парыгин
Корабли бороздят океаны Взад-вперед, в каждом месте Земли. В Заполярье и в жаркие страны Свой маршрут проложили они. В наше время достигнуто это, А четыре столетья назад Люди тщетно искали ответа,
Где находится рай, а где – ад.
И на подвиг спешили фанаты (индульгенции были в ходу). И скрипели на реях канаты, Превращая легенду в мечту. И напутствовал их Римский Папа – Люди тихо внимали ему – Привезли чтоб из Индии злата,
Чтоб наполнить пустую казну.
Суетились купцы и дворяне, Комплектуя свои корабли: Становились порой моряками Даже герцоги и короли. На людей нету хуже пародий – Не сыскать, сколько их не ищи, – Чем великое бегство народов
На блестящие точки Земли.
Позабыв и Христа и Иуду, Дальше всех Папу Римского шлют: Эльдорадо придумали люди.
И плывут, и плывут, и плывут.
И плывут корабли в океане, Вдалеке от родных берегов. То плывут они в жаркие страны Или в вечное царство снегов. По торосам и горным отрогам, Где и летом не каждый пройдет, Среди льдов прорубая дорогу,Что есть сил день и ночь напролет.
Люди золото ищут упорно, В тесноте и в обиде живут. И с каким-то упрямым напором
Все плывут, и плывут, и плывут.
– Учитель читает вопросы географического диктанта, дети пишут в тетради ответы.
- Кто впервые совершил кругосветное плавание? (Ф. Магеллан)
- Кто открыл Тихий океан? (Ф. Магеллан)
- Кто и когда открыл Новый Свет? (Х. Колумб, 1492)
- Он открыл и исследовал восточные берега Австралии (Дж. Кук)
- Какие русские мореплаватели открыли Антарктиду? (М.П. Лазарев, Ф. Ф. Беллинсгаузен)
Один ученик отвечает, другие осуществляют взаимопроверку в парах.
2. Актуализация знаний
Обучающиеся отвечают на вопросы перед параграфом 7 (страница 35) и подходят к формулировке темы урока, определяют цель урока записывая её в тетрадь. Желающие озвучивают классу.
3. Изучение нового материала
Вопрос 1. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами
Задание учащимся: прочитать пункт 1 параграфа и составить развернутый план.
Далее рассматривается путешествие А. Никитина. Обучающиеся выполняли опережающее задание по подготовке сообщений, используя компьютерную презентацию, представляют материал, а остальные учащиеся, прослушивая, заполняют таблицу 1 на странице 19.
Вопрос учителя: За какие 3 моря ходил А. Никитин? Как они назывались в древности?
Рассматриваем путешествия С. Дежнева, В. Беринга прослушивая сообщения и заполняя таблицу.
Обучающиеся делают вывод, отвечая на вопросы:
- Каков вклад С. Дежнева в географическую науку? Какие географические объекты носят его имя?
- В чем заслуга В. Беринга? Какие географические объекты носят его имя?
Работа с учебником стр. 36 рис. 30 изучаем маршруты русских землепроходцев в 17 веке. Обучающиеся отвечают на вопросы и комментируют маршруты путешествий.
4. Закрепление нового материала
Обучающиеся возвращаются к цели урока.
Учитель задает вопрос: Кто достиг цели? Кому что-то не удалось? Каковы причины?
5. Первичная проверка знаний
Обучающиеся выполняют задание на странице 19 №3,4 рабочей тетради.
Далее осуществляют самопроверку, используя для этого учебник..
6. Домашнее задание
Параграф 7, на выбор: стр.20 №5 рабочая тетрадь или составить кроссворд « Великие путешественники».
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/otkrytiya-russkih-puteshestvennikov-geografiya-5-klass-konspekt-uroka/