Латинская Америка. Состав и географическое положение Латинской Америки
Замечание 1
Это совершенно условное понятие объединяет все континентальные страны, расположенные к югу от США и островов Вест-Индии. Территории Латинской Америки были колонизованы испанцами, португальцами, французами. Англия, Франция и США имели здесь многочисленные колонии. В странах Латинской Америки преобладают романские языки – испанский и португальский, которые произошли от латыни.
Термин «Латинская Америка» был введен как политический термин Наполеоном $III$ – французским императором. В то время и Латинская Америка и Индокитай рассматривались не иначе, как сфера особых французских интересов, поэтому первоначально термин обозначал те части Америки, где разговаривают на романских языках.
С момента завоевания шло насильственное насаждение языков, поэтому во многих современных странах региона испанский язык стал государственным языком. Исключение составляет Бразилия, где официальный язык португальский. Оба языка функционируют в регионе в виде национальных вариантов.
Для них характерны свои языковые особенности, на которые с одной стороны влияние оказали индейские языки, а с другой стороны автономность их развития. В таких странах, как Гаити, Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана официальными языками являются английский и французский.
Население Суринама, Антильских островов, Арубе говорит на нидерландском языке.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Индейские языки оказались вытесненными после колонизации Америки. Только в Боливии, Перу и Парагвае сохранились языки кечуа, аймара, гуарани и являются официальными языками. В целом Латинская Америка говорит на двух языках и ряд стран использует многоязычие.
Сегодня термин «Латинская Америка» указывает на регион, который объединен наднациональными культурными интересами и представляет собой смесь культур романских народов Европы с индейскими и африканскими культурами, в этом заключается отличие Латинской Америки от европейских культур романского происхождения.В религиозной структуре Латинской Америки преобладают католики, потому что он был единственной обязательной религией в период колонизации, все другие религии жестоко преследовались, подавлялись инквизицией.
Состав Латинской Америки
К Латинской Америке относятся:
- Аргентина,
- Белиз,
- Боливия,
- Бразилия,
- Венесуэла,
- Гватемала,
- Гаити,
- Гондурас,
- Доминикана,
- Колумбия,
- Коста-Рика,
- Куба,
- Мексика,
- Никарагуа,
- Панама,
- Парагвай,
- Перу,
- Сальвадор,
- Тринидад и Тобаго,
- Уругвай,
- Чили,
- Эквадор,
- Ямайка.
Французскими территориями являются Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана. Под управлением США находится территория Пуэрто-Рико.
Замечание 2
Иногда в этот список включают, отличающиеся от остальной Латинской Америки в культурном и лингвистичном плане, Фолклендские острова, Гайану, Суринам.
В целом Латинская Америка является крупнейшим регионом мира, в пределах которого находится более $30$ независимых государств и ряд ещё сохраняющихся колониальных владений. На континенте расположены развивающиеся страны, прошедшие довольно длительный путь независимого развития.
Страны далеко не однородны, их отличает друг от друга занимаемая площадь, численность населения, этнический состав, уровень экономического развития. Кроме этого, они отличатся ещё своей политической значимостью. Например, самая большая по площади Бразилия.
Страна занимает $40$ % территории региона, что в $400$ раз превосходит по площади Сальвадор.
Первое место у неё в регионе и по численности населения. Это государство имеет наибольший экономический потенциал и наиболее развитую промышленность. Кроме Бразилии к Ла-Платским странам относятся Уругвай и Парагвай, имеющие аграрно-экспортную специализацию хозяйства. Парагвай представляет собой типично аграрную, наиболее отсталую на континенте страну.
Крошечным государством Латинской Америки считаются Багамские острова, которые до сих пор формально являются колонией Британии, а $300$ тыс. островитян называют себя подданными Британской Короны.
Уровень жизни населения островов высокий и превосходит в разы уровень Аргентины, Мексики, Бразилии. Совсем недалеко от Багамских островов находится одно из самых беднейших государств мира – Гаити.
Самую сложную и бурную историю имеет Мексика, в которой отмечается непрерывная борьба мексиканцев за свои права и независимость против Испании и США.Сегодня Мексика достигла больших успехов в развитии национальной экономики и обеспечивает себя большинством необходимых промышленных товаров.
Латиноамериканские страны относятся к развивающимся государствам, но занимают промежуточное положение – темпы и достигнутый уровень экономического развития значительно выше стран Африканского континента, но ниже стран Азии.
Аргентина, Бразилия и Мексика, дающие $2/3$ промышленного производства региона, входят в группу новых индустриальных стран. К ним также можно отнести Чили, Венесуэлу, Колумбию, Перу. В своем регионе страны создали несколько экономических интеграционных группировок.
Это Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), в состав которого вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Группировка охватывает $45$ % населения, $50$ % совокупного ВВП, $33$ % объема внешней торговли Латинской Америки.
Замечание 3
Если сравнивать страны Латинской Америки с развивающимися странами Азии и Африки, то надо сказать, что многие показатели экономического и социального развития латиноамериканских стран в значительной степени опережают независимые страны Азии и Африки. Но, и внутри самого региона между странами существуют значительные различия в уровнях их развития.
Географическое положение Латинской Америки
Страны Латинской Америки расположены в западном полушарии планеты к югу от границы с США. Первая страна в этом составе – Мексика. Таким образом, Латинская Америка включает южную часть материка Северная Америка, Центральную Америку, острова Вест-Индии и материк Южную Америку. С западной стороны регион омывается водами Тихого океана, с восточной стороны – водами Атлантического океана.
Площадь региона составляет $21$ млн. кв км, а это примерно $15$ % общей площади суши. Материковые страны имеют между собой естественные границы, проходящие или по крупным рекам или по горным хребтам. Основная часть стран имеет открытый выход к океанам, кроме Боливии и Парагвая, или являются островными государствами.
Регион находится очень близко к США. Территория протянулась с севера на юг на $13$ тыс. км, а максимальная протяженность с запада на восток составляет $5$ тыс. км. Несмотря на отдаленность Латинской Америки от других регионов планеты, её экономико-географическое положение достаточно благоприятно для развития хозяйства.
Этому способствует:
- Открытый выход в моря и океаны;
- Наличие Панамского канала;
- Близкое положение к США;
- Огромный и пока не реализованный природно-ресурсный потенциал;
- В масштабах мира это зона влияния США.
Замечание 4
Если Бразилия является самым крупным материковым государством, то самым большим островным является республика Куба, расположенная на стыке Карибского моря и Мексиканского залива и протянувшаяся на $1250$ км.
Страны региона по государственному устройству либо республики, либо государства в составе Британского Содружества. Остальные страны являются владениями Великобритании, США, Нидерландов.
В пределах этого региона не наблюдалось крупных политических или иных конфликтов.
Объясняется это следующим образом:
- Значительная общность в культуре и истории стран;
- Страны практически схожи по уровню экономического развития;
- Природные условия и рельеф не располагают к развитию вооруженных конфликтов.
Источник: https://spravochnick.ru/geografiya/latinskaya_amerika_sostav_i_geograficheskoe_polozhenie_latinskoy_ameriki/
Состав Латинской Америки. Политическая карта
Латинской Америкой называют регион Западного полушария, расположенный между США и Антарктидой. В составе Латинской Америки выделяют несколько субрегионов.
Это Средняя Америка (Мексика, страны Центральной Америки и Вест-Индии), Андские страны (Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили), страны бассейна Ла-Платы (Парагвай, Уругвай, Аргентина), Бразилия.
Название «Латинская Америка» происходит от исторически сложившегося в этой части мира преобладающего влияния языка, культуры и обычаев романских (латинских) народов Пиренейского полуострова.
Регион занимает площадь 21 млн кв. км с населением более 570 млн человек.
Рис. 1. Политическая карта Латинской Америки
2. Разнообразие стран Латинской Америки по площади
Страны Латинской Америки различны по площади: самая большая страна региона – Бразилия, самые маленькие находятся в бассейне Карибского моря.
3. Границы, ЭГП, форма правления и устройства стран
Границы между странами проходят в основном по рекам, хребтам и другим орографическим объектам.
Экономико-географическое положение Латинской Америки:
1. Близость к США.
2. Удаленность от других регионов мира.
3. Наличие Панамского канала.
4. Почти все страны (кроме Боливии и Парагвая) имеют выход к морю.
По форме правления все страны региона – республики. В состав Латинской Америки входит более 33 стран. Некоторые страны входят в состав Содружества (например, Гайана, Доминика, Тринидад и Тобаго). Гвиана принадлежит Франции. Куба является социалистическим государством.
По форме административно-территориального устройства преобладают унитарные государства, федеративное устройство имеют следующие страны: Бразилия, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Сент-Китс и Невис.
Рис. 2. Флаг Сент-Китса и Невиса
4. Этапы формирования политической карты
Этапы формирования политической карты Латинской Америки:
1. Этап доевропейской колонизации.
2. Колониальный этап.
3. Послеколониальный этап.
4. Этап после Второй мировой войны.
На территории Латинской Америки располагались цивилизации майя, ацтеков, инков.
Территорию Латинской Америки осваивали в основном Испания и Португалия.
Особый статус имеет Пуэрто-Рико.
Пуэрто-Рико является зависимой от США территорией и имеет статус «неинкорпорированной организованной территории», что означает, что данная территория находится под управлением США (а не является их неотъемлемой частью), действие на территории Конституции США ограничено; верховная власть принадлежит Конгрессу США, но территория имеет собственную систему самоуправления.
Рис. 3. Пуэрто-Рико на картеВ настоящее время не решены многие вопросы, касающиеся границ и принадлежности территорий. Ярким примером могут служить спорные Фолклендские (Мальвинские) острова между Великобританией и Аргентиной.
5. Остров Свободы
Куба. Официальное название – Республика Куба, неофициальное с 1959 года – Остров Свободы – островное государство в северной части Карибского моря. Столица – Гавана. Куба – самое большое островное государство региона, протянувшееся на 1250 км.
Оно расположено на стыке Карибскогo моря и Мексиканского залива, образующих «американское Средиземноморье». Изображенный на гербе страны ключ – символ тoгo, что открытый Колумбом в 1492 г. остров на протяжении столетий был свoего poда ключом к Новому Свету.
Куба является социалистическим государством, долгое время она была союзником СССР.
Рис. 4. Герб Кубы
6. Хунта, захват Гренады
Хунта. Во многих странах этим словом обозначаютразличные органы государственного управления, в том числе гражданские.
В современном русском языке (как и в ряде других языков мира) слово «хунта» используется в основном для обозначения военной диктатуры, установившейся в результате государственного переворота. Ярким примером является Правительственная хунта Чили.
Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=2255
Территория, границы, политическая карта Латинской Америки. 11-й класс
- Антонова Марина Васильевна, учитель географии
Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (32,1 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Учебно-воспитательные задачи:
– Сформировать понятие и представление о Латинской Америке, как историко-культурном и историческо-географическом регионе.
– Сформировать у учащихся представление о странах Латинской Америки, их особенностях экономико-географического положения.
Развивающие:
– Развивать умение оформлять ответ в виде схемы. – Продолжить формировать географические умения: анализировать картографические и статистические материалы, давать краткую характеристику странам.
– Вести работу над общеучебными умениями: сравнивать и обобщать, слушать.
Оборудование:
- Настенная политическая карта мира, атлас, мультимедийный проектор.
- Раздаточный материал для учащихся: ТПО( примеч. Материалы Фестиваля 2009-2010г.) технологическая карта, тест.
- Методы формы учебной деятельности: частично-посковый, эвристическая беседа.
План.
Презентация “ Особенности стран Латинской Америки”.
1. Вступительное слово учителя:
– Сегодня, мы начнём наш урок не совсем обычно, сначала мы совершим виртуальное путешествие по некоторым странам. Перед вами стоит задача: после просмотра презентации ответить на вопрос: Какой регион мы будем сегодня изучать?
2. Показ Презентации.(1-14 слайд)
После просмотра детям задаётся вопрос.
– Ребята, вы определили, с каким регионом мы будем сегодня знакомиться? ( Латинская Америка)-(слайд 15).
– Покажите его на карте. (слайд 16)
– Давайте вспомним план, по которому мы даём характеристику региона.
учебник стр.330: территория, границы, положение; природные условия и ресурсы; население; хозяйство, территориальная структура; характеристика крупнейших стран (Бразилия); охрана окружающей среды и экологические проблемы.
– Итак, назовите тему нашего урока. “ Территория, границы, положение региона на политической карте ” – запишите в тетрадь.(слайд 17)
– Цель нашего урока: Изучить состав региона, закрепить умение определять географическое положение стран и их особенности.
Чтобы перейти к изучению нового материала, давайте вспомним, что нам уже известно о странах данного региона.
Для этого откройте ТПО (Тема 5, блок 1, работа по вариантам).
Самостоятельная работа учащихся с ТПО (10мин.).Приложение 1
5. Изучение нового материала
Вступительное слово учителя.
– Что входит в состав Латинской Америки?
Латинской Америкой называют регион Западного полушария между США и Антарктидой. В него входят: Мексика, страны Центральной Америки, Вест-Индии и Южной Америки.
Причём, Мексику, Вест– Индию и Центральную Америку часто объединяют в субрегион Карибских стран.
Всего в состав региона входит 33 суверенных государства, а также 14 стран, являющихся владениями Великобритании, Франции, Нидерландов и США. (Это маленькие острова в Карибском море).
Территория Латинской Америки протягивается с севера на юг на 13 тыс. км., а с запада на восток до 5 тыс. км.
В какой части света расположен регион? (Америка), что в неё входит? ( два материка).
– В честь какого путешественника названа Америка? (Америго Веспуччи).
– Ребята, кто открыл материк Южная Америка?( Христофор Колумб). Х.Колумб жил в Португалии. Он решил открыть путь в Индию западным путём. Впервые он открыл Багамские острова, один из которых он назвал Сан-Сальвадор.
Так как он искал путь в Индию, туземцев стали называть индейцами. Открытые им табак и картофель на острове Куба, завоевали потом весь мир.
С открытием новых земель (15-17века) началась эпоха их колонизации испанцами и португальцами.
– Как вы понимаете слово колонизация? ( захват, освоение новых земель).
6.
История заселения, освоения региона.Формирование политической карты: Название “Латинская Америка” происходит от исторически сложившегося в этой части мира преобладающего влияния языка, культуры и обычаев романских (латинских) народов Пиренейского полуострова– испанцев, португальцев. Которые в 15-18 веках завоевали эту часть Америки и колонизовали её. До прихода сюда европейцев на материке существовали развитые государства: ацтеков (слайд 18)со столицей Теночтитлан, территория современной Мексики и майя (слайды 19,20) на полуострове Юкатан (Мексика), а также империя инков (слайды 21,22) на западном побережье Южной Америки (Перу, Эквадор) со столицей в Куско.
Все эти цивилизации были уничтожены с приходом европейских колонизаторов.
Большая часть современных государств Латинской Америки– это бывшие колонии Испании, а Бразилия– бывшая португальская колония.
Найдите тому подтверждение в атласе с….( правильно, только в Бразилии– население говорит на португальском языке, на остальной территории господствует испанский язык).
-Есть ли в этом регионе развитые страны? (нет).
Все 33 суверенных государства относятся к числу развивающихся.
– Далее вы продолжаете самостоятельно характеризовать регион, используя Технологическую карту (на столе). Приложение 2
Обратите внимание на схему, которую нужно кратко заполнить, применяя условные знаки. По мере заполнения схемы в тетради, заполним схему на доске.
– Что послужило основой выделения региона Латинская Америка? (с.331 уч.)
– Особенности проведения границ между странами.
– Составить схему “ Разнообразие стран Латинской Америки”.
(Слайд 23)
. Работа по карте: Задания-загадки.
А) Государство омываеся двумя океанами, образующими у терриории два залива. С
севера оно граничит с одной более развитой в экономическом оношении страной.
Назвать страну, заливы, пограничное государство. (Мексика слайды 24-27).
Б) На территории этой страны расположена самая сухая пустыня мира-Атакама. Ей принадлежит остров в Тихом океане – о.Пасхи (слайды 28-32).
В) Часть территории страны имеет суровый климат. Территория носит название Патагония.(Аргенина слайд 33).
Г) На территории этой страны находится самый высокий водопад в мире– Анхель.
(Венесуэла слайд 34).
Д) Страна где выращивают тростник, какао-бобы и сырьё для химической промышл енности.(Бразилия слайд 35-36).
Е) Отгадай картинку. (Куба слайд 37-40).
Закрепленние материала: ТЕСТ. Приложение 3Подведение итога урока.
Ребята, сегодня мы изучили особенности географического положения стран Латинской Америки. Скажите, на что же влияют особенности территории? ( На разнообразие природных условий и наличие природных ресурсов, которые определяют специализацию хозяйства).Значит тема нашего следующего урока: “Природные ресурсы”.
.
– Повторите виды природных ресурсов, выполните практическую работу на к/к “Особенности стран ”. Найдите на карте “географические имена”, выпишите их и нанесите на к/к.
Приложения
3.03.2011
Источник: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/593976/
10 класс. География. Латинская Америка — Состав Латинской Америки. Политическая карта
Латинской Америкой называют регион Западного полушария, расположенный между США и Антарктидой. В составе Латинской Америки выделяют несколько субрегионов.
Это Средняя Америка (Мексика, страны Центральной Америки и Вест-Индии), Андские страны (Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили), страны бассейна Ла-Платы (Парагвай, Уругвай, Аргентина), Бразилия.
Название «Латинская Америка» происходит от исторически сложившегося в этой части мира преобладающего влияния языка, культуры и обычаев романских (латинских) народов Пиренейского полуострова.
Регион занимает площадь 21 млн кв. км с населением более 570 млн человек.
Рис. 1. Политическая карта Латинской Америки (Источник)