Конспект урока — Анализ стихотворения на «Зимнее утро»
Конспект урока «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Концепция : Стиховорение А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики.
Обучающая: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста; дать понятие антитеза, аллитерация,актуализировать знания о сравнении.
Развивающая : развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;
Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение ценностей художественной литературы.
Оборудование: Музыка А. Вивальди «Времена года. Зима»,аудиозапись И.Смоктуновский «Зимнее утро»
(Стихотворение «Узник».2-3 человека наизусть.)
— В последней четверостишии, этого стихотворения 3 последние строфы начинаются со слова туда, что оно означает? Куда туда? ( Свобода, простор)
-Что для вас значит слово простор? (Бескрайние поля, море, степи, описание природы?)
-А как вы думаете, привлекала ли природа А.С.Пушкина? (Да)
1)Вступительный этап, постановка задач.
— Конечно же, природа всегда привлекала и вдохновляла и поэтов, и художников, и композиторов, А.С.Пушкин не был исключением. Природа для него была не просто фоном, она доставляла ему истинную радость.
В творчестве поэта среди стихотворений посвящённых природе особое место занимает стихотворение «Зимнее утро», изучению которого посвящён наш сегодняшний урок. Скажите, хотелось бы вам узнать, как увидел зимнее утро А.
С.Пушкин?(да)
— Какие задачи мы с вами поставим перед собой на сегодняшний урок?
*Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина
*Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта
*Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста
2) Обращение к личному опыту. Подготовка к восприятию.
-Готовы ли вы погрузится в чудесный мир лирики Пушкина?(да)
-Закройте глаза, представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило.
Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо.
Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он… Но тут я остановлюсь, потому что пришло волшебное время лирики.2) Чтение текста
Запись стихотворения в исполнении И.Смоктуновского
А)Первая учебная ситуация:
-Какие картины вы увидели в процессе прослушивания поэтического текста, что услышали и почувствовали?
( Возникают три разные картины. Утро, морозное чистое. Вечер, вьюжный, мрачный. Комната, огонь в печке)
— Можно ли сказать, что стихотворение проникнуто только мрачным, пессимистическим настроением?
(Нет, настроение меняется: то оно весёлое, бодрое, хотя иногда грустное и унылое. хотя хорошее преобладает, все «плохое» унес с собой вечер)
-Молодцы,мы с вами разобрались в оттенках человеческих чувств, попытались понять состояние души героя.
-Давайте еще раз внимательно прочитаем стихотворение и найдем слова, которые могут быть не понятны и попробуем вместе их объяснить,подберём к ним синонимы.
( слайд 4(кроме этого объяснить слово Аврора-богиня утренней зари в древнеримских мифах)
Чтение первого четверостишия.
Какое настроение создаётся автором? С помощью чего? Какие поэтические тропы вы нашли? Для чего автор их использует?
(Лексика первого четверостишия : «мороз», «солнце», «день чудесный» — создает настроение радости, бодрости, восхищения природой. Эпитеты: день чудесный, под голубыми небесами, прозрачный лес.(эпитет рисует картину, создаёт образ прекрасного или безобразного. Метафора оживляет, одухотворяет картину природы (снег лежит, лес чернее, ель зеленеет))
— Как и почему меняется настроение во втором четверостишии?
(Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи». Впоследствии усиливается эффект от красоты природы.)
-Какой контраст, противопоставление использует автор? (Использует слова-антонимы.) Давайте попробуем составить такую табличку слов-противопоставлений (раздаточный материал.) Как вы думаете, с какой целью мы выполняем эту работу?
Этот принцип противопоставления называется антитеза .
-Выразительно прочитаем третье четверостишие.
-Какими красками нарисована природа в третьем четверостишии ? Голубые небеса, блестя на солнце, чернеет, зеленеет, блестит.
-Что передаёт автор с помощью цвета? (Цветопись, автор с помощью цвета передаёт настроение, великолепие зимнего утра)
Чтение четвёртого четверостишия.
— Можно ли услышать, что происходит в доме? С помощью чего добивается этого Пушкин?
(…Веселым треском Трещит затопленная печь Согласные звуки [р], [т], [с],[щ]помогают передать треск дров в печи).
-Этот прием называется аллитерация.(слайд 14)
-Давайте вместе прочитаем последнее четверостишие стихотворения, как вы думаете, куда стремится лирический герой?
(Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и жизни. )
— Чем же нам дороги стихотворения великого Пушкина?
— Почему его пейзажная лирика вызывает в наших душах такой эмоциональный отклик?
(Красотой звучания, яркостью красок, образностью средств, влиянием на душу человека.)
— Что же хотел нам сказать С.Пушкин стихотворением «Зимнее утро»?
-Скажите, удалось ли нам решить задачи, поставленные в начале урока?
IVДомашнее задание. : Выучить стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрации к нему, или сочинить собственное стихотворение на ту же тему.
-Пусть в вашей жизни будут и вьюги и злые метели, но на смену им обязательно придёт солнечное и счастливое «Зимнее утро».
Живите, надейтесь и верьте в лучшее,наслаждайтесь красотой природы, щедро делитесь своим счастьем с другими. Пусть нетерпеливый конь, символ жизненной дороги и движения вперёд, несёт вас к счастливой жизни.
Не останавливайтесь в пути. Это и есть духовное завещание поэта своим читателям.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»».»
Конспект урока «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Концепция : Стиховорение А.С.Пушкина «Зимнее утро» как образец пейзажной лирики.
Обучающая: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста; дать понятие антитеза, аллитерация ,актуализировать знания о сравнении.
Развивающая : развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;
Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение ценностей художественной литературы.
Оборудование: Музыка А. Вивальди «Времена года. Зима»,аудиозапись И.Смоктуновский «Зимнее утро»
I.Орг. момент. Проверка домашнего задания.
(Стихотворение «Узник».2-3 человека наизусть.)
— В последней четверостишии, этого стихотворения 3 последние строфы начинаются со слова туда, что оно означает? Куда туда? ( Свобода, простор)
-Что для вас значит слово простор? (Бескрайние поля, море, степи, описание природы?)
-А как вы думаете, привлекала ли природа А.С.Пушкина? (Да)
II.Изучение нового материала.
1)Вступительный этап, постановка задач.
— Конечно же, природа всегда привлекала и вдохновляла и поэтов, и художников, и композиторов, А.С.Пушкин не был исключением. Природа для него была не просто фоном, она доставляла ему истинную радость.
В творчестве поэта среди стихотворений посвящённых природе особое место занимает стихотворение «Зимнее утро», изучению которого посвящён наш сегодняшний урок. Скажите, хотелось бы вам узнать, как увидел зимнее утро А.
С.Пушкин?(да)
— Какие задачи мы с вами поставим перед собой на сегодняшний урок?
*Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина
*Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта
*Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста
2) Обращение к личному опыту. Подготовка к восприятию.
-Готовы ли вы погрузится в чудесный мир лирики Пушкина?(да)
-Закройте глаза, представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило.
Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо.
Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он… Но тут я остановлюсь, потому что пришло волшебное время лирики.2) Чтение текста
Запись стихотворения в исполнении И.Смоктуновского
А)Первая учебная ситуация:
-Какие картины вы увидели в процессе прослушивания поэтического текста, что услышали и почувствовали?
( Возникают три разные картины. Утро, морозное чистое. Вечер, вьюжный, мрачный. Комната, огонь в печке)
— Можно ли сказать , что стихотворение проникнуто только мрачным, пессимистическим настроением?
(Нет, настроение меняется: то оно весёлое, бодрое, хотя иногда грустное и унылое. хотя хорошее преобладает, все «плохое» унес с собой вечер)
-Молодцы ,мы с вами разобрались в оттенках человеческих чувств, попытались понять состояние души героя.
-Давайте еще раз внимательно прочитаем стихотворение и найдем слова , которые могут быть не понятны и попробуем вместе их объяснить ,подберём к ним синонимы.
( слайд 4(кроме этого объяснить слово Аврора-богиня утренней зари в древнеримских мифах)
Чтение первого четверостишия.
Какое настроение создаётся автором? С помощью чего? Какие поэтические тропы вы нашли? Для чего автор их использует?
(Лексика первого четверостишия : «мороз», «солнце», «день чудесный» — создает настроение радости, бодрости, восхищения природой. Эпитеты: день чудесный, под голубыми небесами, прозрачный лес.(эпитет рисует картину, создаёт образ прекрасного или безобразного. Метафора оживляет, одухотворяет картину природы (снег лежит, лес чернее, ель зеленеет))
— Как и почему меняется настроение во втором четверостишии?
(Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи». Впоследствии усиливается эффект от красоты природы.)
-Какой контраст, противопоставление использует автор? (Использует слова-антонимы.) Давайте попробуем составить такую табличку слов-противопоставлений (раздаточный материал.) Как вы думаете, с какой целью мы выполняем эту работу?
Этот принцип противопоставления называется антитеза .
-Выразительно прочитаем третье четверостишие.
-Какими красками нарисована природа в третьем четверостишии ? Голубые небеса, блестя на солнце, чернеет, зеленеет, блестит.
-Что передаёт автор с помощью цвета? (Цветопись, автор с помощью цвета передаёт настроение, великолепие зимнего утра)
Чтение четвёртого четверостишия.
— Можно ли услышать, что происходит в доме? С помощью чего добивается этого Пушкин?
(…Веселым треском Трещит затопленная печь Согласные звуки [р], [т], [с],[щ]помогают передать треск дров в печи).
-Этот прием называется аллитерация.(слайд 14)
-Давайте вместе прочитаем последнее четверостишие стихотворения, как вы думаете, куда стремится лирический герой?
(Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и жизни. )
— Чем же нам дороги стихотворения великого Пушкина?
— Почему его пейзажная лирика вызывает в наших душах такой эмоциональный отклик?
(Красотой звучания, яркостью красок, образностью средств, влиянием на душу человека.)
— Что же хотел нам сказать С.Пушкин стихотворением «Зимнее утро»?
-Скажите, удалось ли нам решить задачи , поставленные в начале урока?
IVДомашнее задание. : Выучить стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрации к нему, или сочинить собственное стихотворение на ту же тему.
-Пусть в вашей жизни будут и вьюги и злые метели, но на смену им обязательно придёт солнечное и счастливое «Зимнее утро».
Живите, надейтесь и верьте в лучшее ,наслаждайтесь красотой природы, щедро делитесь своим счастьем с другими. Пусть нетерпеливый конь, символ жизненной дороги и движения вперёд, несёт вас к счастливой жизни.
Не останавливайтесь в пути. Это и есть духовное завещание поэта своим читателям.
Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС
Конспект урока «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»».
Багданова Нелля Харитоновна
Подтверждение авторства
Пожалуйста, введите ваш Email.
Если вы хотите увидеть все свои работы, то вам необходимо войти или зарегистрироваться
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт
Источник: http://rus-poetry.ru/konspekt-uroka-analiz-stihotvoreniya/
Литература 6 класс Пушкин Зимнее утро: урок, конспект, анализ, презентация, сочинение, как быстро выучить. Полный анализ стихотворения
Стихотворение написано 3 ноября в 1829 году, будучи в ссылке в Тверской области. Пушкина всегда вдохновляла русская природа и это можно прочувствовать в этом очень красивом и поэтичном «морозном» стихотворении. Это стихотворение до глубины души пронизано радостью и светлым трепетом к прекрасной русской зиме.
Стихотворение Пушкина Зимнее утро, текст
- План урока: учащихся шестого класса ознакомить со стихотворением.
- Цель урока: ознакомительная работа со стихотворением поэта А.С. Пушкина «Зимнее утро». Развить у учащихся нравственное и эстетическое восприятие литературной культуры.
3. Ход урока:
1) Прочесть «Зимнее утро» вместе с учителем.
2) Произвести анализ стихотворения.
3) Сделать словарную работу. Дать пояснения к таким словам: вечор, янтарный, Аврора.
4) Дать разъяснения, к какому художественному методу можно отнести стихотворение «Зимнее утро».
5) Объяснить смысл стихотворения и почему автор озаглавил его именно так?
6) Тональности стихотворения, и какие использованы эпитеты в стихотворении? Используются ли в стихотворении отрицательно окрашенные эпитеты?
7) Использование метафор в стихотворении?
8) Используются ли в стихотворении какие-нибудь средства выразительности?
9) Идея стихотворения, которая выявлена в результате его анализа?
- Итоговые вопросы к стихотворению:
1) Что хотел А.С. Пушкин показать в своем стихотворении?
2) Какова основная идея и тема стихотворения?
3) Каким настроением проникнуто «Зимнее утро»?
4) Фраза: «Великолепными коврами», что это за часть выразительного средства?
Благодаря данному стихотворению учащиеся ознакомились с новыми эпитетами, метафорами, а также другими средствами выразительности. Учащиеся также выявили идею стихотворения и сделали выводы: стремление поэта показать в небольшом стихотворении всю красоту русской зимы.
6. Выставление комментарии. Задать домашнее задание.
Литература 6 класс анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро»
Это был необычный период у Пушкина. В 1829 году, в то самое время, когда был написан красивый и воспевающий стих «Зимнее утро» Александр Сергеевич находился под надзором.
Друзья Пушкина, стараясь его подбодрить и отвести от него всякую печаль зовут в гости. Поэт, не раздумывая соглашается и у своего друга — Петра Вульфа пишет этот чудесный стих. Здесь он отдыхает всей душой и наконец-то может сосредоточиться на написании произведений.
Как считают большинство критиков «Зимнее утро» написано для дорогих и любимых женщин Александра Сергеевича. Няне – Арине Родионовой и Наташе Гончаровой.Когда впервые было опубликовано это стихотворение в журнале «Царское село», даже самые строгие критики сошлись в одном положительном мнении.
тема стихотворения
Основной темой стихотворения считается – зимняя красота русской природы. Александра Сергеевича всегда вдохновляли русские зимние пейзажи, которые вырисовывала сама природа. В стихотворении «Зимнее утро» поэт очень тонко и гармонично передает настроение зимы, ее очертания и ее зимний пейзаж.
Данное стихотворение написано под впечатлением, так как это чувствуется в каждой строке стиха.
Главной темой стихотворения является – гармоничная и необыкновенная красота природы, которая окружает человека в зимнее время.
композиция стихотворения «Зимнее утро»
У стихотворения – классическая композиция, которая требует подробного анализа.
Первое четверостишье: здесь идет описание о красотах русской зимы. Автор торжествует и показывает, как красив мир за окном. Он также призывает читателя посмотреть, все-таки, как красива русская зима.
Второе четверостишье: здесь присутствует антитеза, именно благодаря ей стихотворение приобретает некую особенность и свой некий шарм и колорит.
Третья строфа: автор рассказывает о прекрасной пейзажной лирике. О том, как снег переливается в лучах восходящего солнца, и все искрится и блестит – речка, иней и только лес в то время лишь еще стоит во мраке, так сказать в ожидании солнечных лучей.
В четвертой строфе автор описывает, как же хорошо любоваться природой со стороны, сидя у печки и слушать, как трещат поленья.
Последняя, заключительная строфа стихотворения позволяет читателю проникнуться в атмосферу утренней зимней прогулки на лошадях. Поэт приглашает читателя на прогулку, где в запряжённых санях нетерпеливые кони, так бы и помчались в леса, столь густые.
Пушкин очень отчетливо передает описание русской природы.
Благодаря четырехстопному ямбу, здесь в произведении присутствует особая мелодичности и легкая читаемость. Данное стихотворение быстро запоминается, при помощи используемой смешанной рифмовки.
Можно отметить, что в стихотворении подобраны самые значимые средства выразительности, благодаря которым и создано лирическое произведение.
Конспект по литературе 6 класс Зимнее утро
Учитель. Поэт размышляет о сложных вопросах, которые присутствуют в жизни человека. О взаимоотношении природы и человека. Природа по своей сути уникальна, стихийна и не имеет никакого смысла. Поэт также показывает связь человека с изменением природы.
«Зимнее утро» следует прочесть ученикам вместе с учителем.
Проведение беседы с учениками, после прочтения стихотворения.
Вопрос учителя. После прочтения первой строфы стиха, какое создается настроение?
Ответ учеников. Создается радостное и бодрящее впечатление.
Вопрос учителя. При помощи, каких средств создается такое бодрящее впечатление?
Ответ учеников. При помощи эпитетов и других выразительных средств.
Вопрос учителя. Давайте еще раз выразительно прочитаем первую строфу, чтобы ясно понять какие еще выразительные средства используются?
Почему меняется настроение во второй строфе стиха? Чем отличает лексика первой строфы, от лексики второй строфы?
Ответ учеников. Здесь присутствует противопоставление, благодаря этому подчеркнута выразительность стихотворения, а также усилено впечатление красоты природы и восхищения ею.Вопрос учителя. Давайте законспектируем у себя в тетради, что такое антитезы. Антитезы – это определённый оборот в поэтической речи, благодаря которому усиливается выразительность, чувства, а также явления, понятия и передачи мысли.
Если бы отсутствовала вторая строфа у стихотворения, изменилось бы настроение стиха?
Ответ учеников. Настроение стихотворение резко изменилось, так как пропало чувство удивления и неожиданности.
Вопрос учителя. Подумайте, какие краски можно использовать для рисования чарующей картины, прочитав третью строфу?
Ответ учеников. Такую картину можно нарисовать прозрачными красками.
Учитель. Теперь давайте попробуем разобраться с четвертой строфой. Внимательно прочитаем ее и найдем слова, которые подтверждают прекрасное настроение?
Ответ учеников. «Янтарным блеском».
Учитель. Какая интонация в пятой строфе?
Ответ учеников. Веселая интонация, перед предстоящей прогулкой.
Учитель. Куда хотелось бы устремиться герою из уютной комнаты?
Ответ учеников. Мечта героя ощутить волю, простор на полном беге коня.
Учитель. Теперь давайте прочтем полностью стихотворение с учетом всех замечаний и подчеркнём самое главное, сделаем вывод. Какой в итоге можно сделать вывод? В чем идейный смысл стихотворения?
Ответ учеников. Прекрасная русская природа, зимний чарующий лес побуждает лирического героя к новой жизни, к творчеству, к радости и счастью.
Сочинение по литературе Зимнее утро 6 класс
Сразу с первых строк стихотворения можно понять, что поэт раскрывает тайну настоящей русской природы. Он описывает настоящий зимний пейзаж: красивое зимнее утро, которое заставляет радоваться новому дню и пробуждаться ото сна.
Это стихотворение не просто поэтично, оно имеет свою собственную мелодию благодаря красиво подобранным выразительным сравнениям: эпитетам, метафорам, аллегориям и другим художественным приемам.
Недаром это стихотворение относится к стилю – пейзажная лирика.
Еще хотелось бы отметить вторую строфу стихотворения: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась». Все переменчиво и ночью хочется печалиться, так как холодная вьюга и метель никак не приносит нам радости и нет того яркого и радужного блеска, которое дарит нам новый день, ранее утро.
Хоть стихотворение посвящено настоящей русской зимней природе, все же чувствуются другие краски: весенние, осенние и даже летние – «Вся комната янтарным блеском – озарена». Янтарь, как известно, бывает разных цветов: красного, желтого, оранжевого.
В итоге хочется сказать, что данное стихотворение не только очень впечатляет, но и радует, радует своим проникновением и яркими образами. Приятно читать и знать, что где-то, можно сказать совсем недалеко в нашей стране существует такая красивая, просто сказочная зима.
Как быстро выучить стихотворение Пушкина Зимнее утро
Для того, чтобы быстро выучить стихотворение существуют такие методы:
- Несколько раз читать стихотворение, внимательно и выразительно.
- При чтении стихотворения стараться запомнить образы, которые появляются при прочтении.
- Уделить особое внимание словам, которые плохо запоминаются.
- Читать стихотворение в слух и выразительно.
- Записать стихотворение на диктофон и прослушать запись несколько раз.
- Записать стихотворение на бумаге.
- Учить методом ассоциаций.
Еще существует примета: положить, написанное на бумаге стихотворение под подушку.
Источник: https://luckclub.ru/literatura-6-klass-pushkin-zimnee-utro-urok-konspekt-analiz-prezentaciya-sochinenie-kak-bystro-vyuchit
Урок-конспект по литературе:
Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро».
Цель: познакомить учащихся с биографией А. С. Пушкина и его произведением «Зимнее утро»; развивать образное мышление, воображение; воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина; книги с его произведениями; картина с изображением зимы.
План урока
1. Орг. Момент.
2. Актуализация знаний.
3. Сообщение темы и целей урока.
4. Изучения нового материала.
5. Физминутка.
6. Закрепление.
7. Подведение итогов.
8. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания.
2. Актуализация знаний.
Закрепление пройденного материала на прошлом уроке.
3. Сообщение темы и целей урока.
На доске висит портрет А. С. Пушкина.
— Чей портрет висит на доске?
— Что вы знаете об этом человеке?
— Какие его произведения вы знаете?
Молодцы ребята, сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением, а именно стихотворением «Зимнее утро», а также узнаем немного о биографии этого замечательного поэта.
4. Новый материал.
А. С. Пушкина можно назвать солнцем русской поэзии. Его творчество известно во всём мире. Родился он в Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства семья прививала ему любовь к поэзии. В его доме отец имел огромную библиотеку. У Александра Сергеевича была верная подруга и наставница – это его няня Арина Родионовна. Она поддерживала его в самые трудные минуты его жизни.
За это Александр Сергеевич посвятил ей большое количество произведений. В 1811 году Пушкин по велению отца поступает в Царскосельский Лицей. Там поэт написал первые стихотворения. В 15 лет, опубликовали его первый стих «К другу стихотворцу». После окончания лицея поэт поступил на службу в коллегию иностранных дел.
Всю свою юность храбрый и бесстрашный Пушкин пытался писать правду, он высмеивал ложь и лицемерие. За это он был отправлен в ссылку. Но даже это не мешало ему писать великие поэмы, романы и другие произведения. С 1328 года писатель находился под надзором Государственного совета. Но и это его не остановило, он продолжал поддерживать своих однодумцев, рискуя свободой и жизнью.9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке.
Рекомендуется сделать выставку книг с произведениями А. С. Пушкина и предложить их учащимся для внеклассного чтения. Демонстрируя книгу с произведением «Зимнее утро», происходит первичное чтение стихотворения учителем, желательно наизусть. Детям рекомендуется закрыть глаза.
(Картина К. Юона «Волшебница-зима»)
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче… погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь, не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Проверка первичного восприятия.
— Понравилось вам стихотворение?
— Какую картину вы представили?
Словарная работа.
- Сомкнуты – закрыты;
- Аврора – богиня утренней зари в Риме
- Вечор — вечер
- Янтарный — желтый, солнечный
- Предадимся бегу – поедем.
1 строфа.
— К кому обращается поэт?
— Как её называет и к чему призывает?
2 строфа.
— Что прочувствовали после прочтения?
— Почему возлюбленная в печали?
— Назовите, какие литературные приёмы использует автор (олицетворение, сравнение)
3 строфа.
— Найдите описание снега?
— Объясните словосочетание «лес прозрачный».
4 строфа.
— Объясните «комната янтарным блеском озарена».
— Какое чувство испытывает поэт?
5 строфа.
— Как автор относится к окружающей природе?
5. Физминутка.
«Зимняя прогулка»
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения),
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком —
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!
6. Закрепление.
— Сколько всего строф в произведении?
— Что хотел передать автор в своём стихотворении?
— Смог ли он передать красоту и любовь к родным местам?
Выразительное чтение. Учитель просит детей взять карандаши и проставить условные знаки-паузы. Читает с необходимыми остановками. Далее дети читают про себя. Затем по строфам, по очереди.
Творческая работа. Учитель предлагает детям рассмотреть картинку с изображением зимней поры.
— Найдите строчки из стихотворение подходящие к этой картине.
7. Итог урока.
— С каким автором мы сегодня познакомились?
— Что запомнили из его биографии?
— Какое произведение читали?
— Какие чувство возникли у вас, после прочтения стиха?
Оценивание учащихся.
8. Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения, в тетради нарисовать зимнее утро.
Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%20%D0%97%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%B5%20%D1%83%D1%82%D1%80%D0%BE.html